Реализм в философии
Это концепция, что реальность (и материального и абстрактного) существует в мире независимо от нашего восприятия.
Критический реализм
Это раздел философии, который различает между тем миром, что человек воспринимает и тем, что является реальностью. Человек воспринимает не реальность, а лишь его точки зрения, это его мир, который является «воспринимаемым».
«Невоспринимаемые» структуры творят «воспринимаемые» события, и человеческий мир можно постичь, лишь если люди познают эти «невоспринимаемые» структуры.
Реализм и номинализм — какая между ними разница?
Сторонники реализма в философии утверждают, что универсалии (абстрактные понятия) так же реальны, как и материальное.
Сторонники номинализма утверждают, что универсалии не существуют так же, как и материальное.
Реализм в искусстве
Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.
Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам. Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства
Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.
Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.
Реализм в литературе
Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.
В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.
Реализм в литературе 19 века
Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.
Представители реализма в литературе:
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Николай Васильевич Гоголь;
- Михаил Юрьевич Лермонтов;
- Александр Сергеевич Грибоедов;
- Оноре де Бальзак;
- Гюстав Флобер;
- Мари-Анри Бейль (Стендаль);
- Генрих Гейне;
- Георг Бюхнер;
- Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).
Основные жанры реализма в литературе:
- повесть;
- роман;
- рассказ.
Реализм в живописи
Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства. «Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы
Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.
Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).
Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.
Художники – реалисты:
- Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
- Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
- Николай Николаевич Ге (русский художник);
- Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
- Теодор Руссо (французский художник);
- Жан-Франсуа Милле (французский художник);
- Оноре Домье (французский художник);
- Томас Икинс (американский художник).
«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.
Реализм в русской живописи
Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.
Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.
Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.
Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).
Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.
Признаки реализма
- отход от «идеального» в сторону «обыденного» — изображаются реальные неидеализированные люди и ситуации;
- писатели и художники пытались найти аутентичность; например, пейзажисты в этих поисках отправлялись в провинции (в живописи реализм встречается практически во всех жанрах, включая историческую живопись, портреты, пейзажи);
- темы реалистов: обычно изображается заурядная, будничная жизнь главного героя – современника; сцены жизни рабочего класса, обыденные сцены жизни на улице / в кафе, а также откровенные сцены с обнажённым телом;
- изображается правда — нет больше симпатичных нищих детей, здоровых и довольных крестьян, вся правда жизни, как она есть.