Неореализм и реализм в русской литературе

Реализм в литературе: 8 отличительных черт

Основные признаки и особенности

Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:

Объективное и правдивое отображение окружающего мира

Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа). Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей)

Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).

Философия реализма носит название «Tab­u­la rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно.

Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли.

Реализм в литературе имеет ряд особенностей:

  • Авторское видение окружающей действительности. В реалистическом произведении изображаются общественные проблемы, которые кажутся для писателя наиболее животрепещущими, актуальными.
  • Детали отображают эпоху написания произведения.
  • Обращение к реальным историческим личностям, историческим темам.
  • Типичные ситуации в произведениях. Чаще всего это любовные конфликты или столкновение интересов — идей, сословий, поколений.
  • В рамках романтизма появляются новые образы персонажей: например, «лишний человек» (таковыми являются Печорин, Обломов, Евгений Онегин), «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин).
  • Зачастую писателями-реалистами используются приемы психологизма (портрет, пейзаж, психологический параллелизм, речь героя, сны, монолог, письма и т.д.) для того, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя.

Основные литературные жанры реализма — это роман, рассказ и повесть. В социалистическом реализме можно встретить также фельетон, памфлет и пр.

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

(Жюльен Дюпре “Возвращение с полей”)

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

(Роберт Кохлер “Забастовка”)

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Комментарии

Я думал, что в конце парень просто расплавится и на этом всё.

18.10.2023
Jaaj.Club

В любой чрезвычайной ситуации человеческое существо, которое не научилось каким-то важным вещам, обречено на скорую гибель.

18.10.2023
LISKI

Если предположить, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть это утверждение, особенно если предусмотрительно добавить, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами.

18.10.2023
LISKI

Теперь вот думаю, продолжение написать)

18.10.2023
Palevka-89

Сокровища пока не обнаружены, и это не удивительно — огромные площади поиска и весьма скудная информация — древние умели прятать своё добро. Но, надо надеяться, что наступит момент, когда клад «тысячелетия» обнаружат.

16.10.2023
LISKI

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

  • «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Папаша Горио» (Оноре де Бальзак);
  • «Красное и черное» (Стендаль);
  • «Приключения Оливера Твиста» (Чарлз Диккенс);
  • «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера;
  • «Мартен Иден» и другие произведения Джека Лондона;
  • «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» А.С. Пушкина;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Ревизор», «Шинель» и другие произведения Н.В. Гоголя;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот» и другие работы Ф.М. Достоевского;
  • «Анна Каренина», «Война и мир» и другие творения Л.Н. Толстого.

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

История возникновения

Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.

Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).

Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.

Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):

  • Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
  • Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
  • Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.

Реализм в литературе

Реализм — это одно из направлений художественной литературы, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.

Данный термин происходит от латинского слова «realis», что в переводе означает «действительный», «вещественный».

В рамках реализма жизнь изображается наиболее приближенной к существующей реальности, в ней показаны «типические характеры в типической обстановке», конкретные исторические события, эпохи и т.д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История происхождения

Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Ренессанса или Просвещения (к примеру, в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30-е годы XIX века. В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.

Основоположниками реализма являются:

  • Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
  • Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
  • Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).

Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»). 

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.

Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:

историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей

Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков

И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.

Если покопаться, то можно найти сходство реализма не только с романтизмом, которому он пришел на смену, некоторое время развиваясь с ним параллельно, но и с сентиментализмом, демонстрирующим любовь ко всему народному, и с классицизмом, провозгласившим человеческую личность главной ценностью.

Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.

Романтизм Реализм
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства) Типизация (типический герой, типические обстоятельства)
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природой Личность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя Характер героя передан во всей его многогранности и противоречивости
Концепция двоемирия Мир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе героя Главным является конфликт между личностью и социумом
Разрешение конфликта находится за гранью реальности Пути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности
События реальной жизни не являются определяющими поведение героя Поступки героя мотивированы событиями реальной жизни
Невозможность полного решения конфликта Конфликт может быть разрешен в действительности

У. Хомер “Попутный ветер”

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление — символизм.

Определение 3

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность

Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Основные черты и признаки

Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:

отображение мира таким, какой он есть;
соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
зависимость героев от социальных условий;
внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
типизация героев;
в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).

Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.

Критика реализма

Жанр реализма в литературе получил широкое признание и популярность, но имел и своих критиков. Ниже представлены основные аргументы, которые были высказаны в адрес реализма:

  1. Ограниченность и поверхностность. Критики реализма указывали на то, что этот жанр слишком ограничен в своих рамках и сосредоточен на поверхностных аспектах жизни: бытовых и социальных. Они считали, что реализм игнорирует духовные и философские аспекты человеческой жизни.
  2. Отсутствие фантазии и метафор. Критики замечали, что реализм сосредоточен на описании реальности и отстраняется от воображения и метафорического языка. Они утверждали, что реализм не способен передать глубину и сложность человеческого опыта.
  3. Субъективизм автора. Некоторые критики возражали против того, что реализм представляет только субъективное видение автора и игнорирует объективные аспекты действительности. Они считали, что реализм является ограниченным и односторонним жанром.
  4. Социальная пропаганда. Некоторые критики видели в реализме слишком сильное влияние и пропаганду социальных и политических идей. Они считали, что реализм служит только для прославления идеалов общества и сокрытия его проблем и недостатков.
  5. Отсутствие индивидуальности. Критики указывали на то, что реализм в своем стремлении к объективности и точности описания вытесняет индивидуальные особенности и моделирует персонажей в соответствии с общепринятыми стандартами.

За всеми этими критиками также стояли и свои сторонники, которые отрицали их аргументы и отстаивали реализм как выразительный и значимый жанр в литературе.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Реализм в искусстве

Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.

Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам. Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства

Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.

Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.

Реализм в литературе

Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.

В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.

Реализм в литературе 19 века

Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.

Представители реализма в литературе:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Николай Васильевич Гоголь;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Александр Сергеевич Грибоедов;
  • Оноре де Бальзак;
  • Гюстав Флобер;
  • Мари-Анри Бейль (Стендаль);
  • Генрих Гейне;
  • Георг Бюхнер;
  • Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).

Основные жанры реализма в литературе:

  • повесть;
  • роман;
  • рассказ.

Реализм в живописи

Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства. «Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.

«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.

На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы

Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.

Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).

Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.

Художники – реалисты:

  • Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
  • Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
  • Николай Николаевич Ге (русский художник);
  • Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
  • Теодор Руссо (французский художник);
  • Жан-Франсуа Милле (французский художник);
  • Оноре Домье (французский художник);
  • Томас Икинс (американский художник).

«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.

Реализм в русской живописи

Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.

Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.

Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.

Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).

Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы. Персонажи романа типические.

Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми.

Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Таким образом, реализм – это направление в литературе и искусстве, которое воспроизводит действительность в её типических чертах. Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

  • Горнфельд А. А. Реализм, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Кулешов В. И. «История русской критики XVIII—XIX веков» Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. — М.: «Просвещение», 1972;
  • Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1846, «Современник», 1847, т. I (Натуральная школа в русской литературе), перепеч. в «Полном собр. сочин. В. Г. Белинского», т. X, СПБ, 1914.

Главные черты реализма

Реализм — одно из наиболее значимых движений в литературе, искусстве и культуре XIX века. В основе реализма лежит желание отразить в произведениях истинную жизнь, повседневность и обычных людей. Главные черты реализма включают в себя:

Объективность и достоверность. Реализм стремится к максимальному приближению к реальности. В произведениях этого жанра отсутствуют фантастические истории, мифы и легенды. Описания мира основаны на наблюдениях и фактах, что делает их более правдоподобными и достоверными.
Подлинность и детализация. Реализм стремится передать каждую малейшую деталь жизни и поведения персонажей

Авторы уделяют особое внимание описанию окружающей среды, внешности героев, их эмоций и мыслей. Все это помогает создать полную и объемную картину реального мира.
Сочетание индивидуального и общественного

Реалистические произведения раскрывают не только внутренний мир отдельного человека, но и его взаимодействие с обществом. Они освещают различные аспекты жизни, такие как политика, социальные проблемы, экономика и т.д.
Критичность и аналитичность. Реализм представляет общество без прикрас, с его положительными и отрицательными сторонами. Авторы также выступают в роли аналитиков, осмысленно изучающих явления и проблемы в обществе. Через произведения реализма авторы выражают свои мысли, оценки и критику действительности.
Нетипичность и непространные события. Реалистические произведения редко содержат героические подвиги или эпические сюжеты. Они сосредоточены на повседневных ситуациях и обычных людях. Вместо экстравагантных событий авторы фокусируются на различных аспектах человеческой жизни, таких как любовь, семья, работа и т.д.

Важные черты реализма
Черты реализма
Описание

Объективность и достоверность
Стремление к максимальному приближению к реальности

Подлинность и детализация
Подробное описание окружающей среды и поведения персонажей

Сочетание индивидуального и общественного
Раскрытие внутреннего мира героев и их взаимодействие с обществом

Критичность и аналитичность
Выражение мыслей, оценок и критики действительности

Нетипичность и непространные события
Фокус на повседневных ситуациях и обычных людях

Эти основные черты реализма помогают создать произведения, которые приближены к реальной жизни и позволяют читателю или зрителю лучше понять и проанализировать мир вокруг себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: