Список философов
- Франсуа Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) – основатель просвещения Франции, философ, литератор. Его идеи заключаются в том, что Бог только сотворил мир, но не управляет им. А вот главное – это сознание, являющееся свойством материи. Также он продолжал дело Д. Локка о сенсуализме. Основные работы в области философии: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 гг.) и «Метафизический трактат» (1734 год). Также он написал довольно фривольные художественные произведения, сатирически высмеивающие табу и условности отсталых и закрепощенных людей.
- Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – материалист, философ, просветитель, писатель. Его рассуждения полны мыслями о материальной стороне жизни, об общности движения и материи, сознания и материи. Он, так же, как и Вольтер, следовал за сенсуализмом Локка. Был одним из идейных организаторов буржуазной французской революции. Главные труды: «Энциклопедия» (в сотрудничестве с Жаном Батистом Д’Аламбер), «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Монахиня», «Племянник Рамо» и т.п.
- Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, психолог, идеалист. Главная цель его деятельности – показать греховность общества того времени. Он считал, что все зло идет от социального неравенства и цивилизации, а модернизация науки ведет к переменам в нравах людей. Идеалом он считал возвращение человека на лоно природы, где его не затронут пороки города: алчность, гордыня, лицемерие и похоть. Он выступал против феодализма, поддерживал буржуазную демократию и всеобщее равноправие. Также являлся продолжателем сенсуализма. Значимые работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права», но все труды были сожжены.
- Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский писатель, историк, философ. В своих работах он критикует политику и строй Франции в те времена, отрицательно высказывается о феодализме. Монтескье выступает за конституционную монархию, где наблюдается разделение власти. Главные труды: «О духе законов» и «Персидские письма».
- Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) – философ-материалист, католический священник. Критиковал политический строй Франции, выступал за то, чтобы люди организовали революцию. Известен лишь одной работой «Завещание», которая была впервые издана в Англии.
- Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751 гг.) – французский философ-материалист и врач. Занимался развитием эволюционных представлений о прогрессе общества, отвергал кардинальные решения и радикальные взгляды. Считал, что тело главенствует над духом. Его главная работа — «Человек-машина» — рассматривает человека в сравнении с часовым механизмом.
- Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 гг.) – французский философ и литератор. По его мнению, для достижения научного «стиля жизни» необходимо, чтобы государство при помощи регулирования снабдило людей моральным, этическим и культурным воспитанием. Основные работы: «Об уме» и «О человеке».
- Что касается немецкого просвещения, то здесь наиболее значимыми являются Х. Вольф (1679 – 1754 гг.) и Г. Э. Лессинг (1729 – 1781 гг.).
Федор Рокотов (1735-1808)
Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.
Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.
Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.
Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.
Рокотов – это наше русское «сфумато». Как и творения Леонардо да Винчи, портреты живописца пленяют загадочными полуулыбками, мягким светом и лёгкой размытостью.
На счету Рокотова создание нового жанра, которому суждено стать чуть ли не национальным «ноу-хау» в искусстве – камерный интимный портрет.
К числу самых известных картин относят «Неизвестную в розовом платье».
Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.
Это признанный шедевр, который просто поразил современников. Художник с помощью мельчайших градаций цвета: от лёгкого, тёплого до насыщенного, создаёт эффект мерцания света и трепетания воздуха. И все это довершается «вишенкой на торте» в виде любезной улыбки и глубокого взгляда героини.
А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.
Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.
Фёдор Рокотов. Алексей Бобринский. Середина 1760х годов. Русский музей, Санкт-Петербург.
В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.
В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.
Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.
Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.
Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.
Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.
Более подробно творчество Рокотова мы изучаем на курсе “Дневник Русской Живописи”.
***
Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.
Француз Ватто стал «певцом» аристократического общества.
Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.
Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.
Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.
Немец Менгс стал основоположником «неоклассики».
А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Деятели
Вольтер, наиболее известный и влиятельный деятель культуры эпохи Просвещения
- Вольтер. Неутомимый борец со старым порядком, имевший огромное влияние на умы людей. Настолько огромное, что многие исследователи связывают конец эпохи Просвещения с его смертью.
- Жан-Жак Руссо. Сторонник идей всеобщего равенства, что, в общем-то, и отличало его от Вольтера. Руссо фактически предлагал уравнять всех и поделить имущество богатых между бедными.
- Шарль де Монтескьё. Ярый противник деспотизма и свободы личности. Именно Монтескьё придумал разделять государственную власть на три ветви – судебную, законодательную и исполнительную.
- Жюльен де Ламетри. Врач, убеждённый материалист. Активно публиковал свою сатиру, высмеивая невежество и злоупотребления власть имущих.
- Дени Дидро. Сторонник идей равенства. Материалист, отвергавший популярную тогда среди многих других просветителей идею дуалистичности человека (материя и дух), отрицая само существование духовной составляющей.
- Джон Локк. Ратовал за разделение власти и всеобщее равенство. Идеи Локка оказали влияние на Вольтера и Руссо.
- Адам Смит. Он полагал основой социума самого человека. Считал основой общественной жизни частную собственность, выступал против идей Руссо вроде «всё отнять и поделить».
Основные идеи эпохи просвещения
Эпоха просвещения, которая процветала в Европе в 17-18 веках, наконец обрела своеобразный философский облик и определенные идеи. Главными понятиями эпохи просвещения являлись разум, свобода, равенство и прогресс. Они стали основополагающими для нового общественного порядка, где образование, разум и рациональное мышление играли ключевую роль.
Разум в эпоху просвещения становится главным источником знания и понимания мира. Люди должны основывать свои действия на логике, научных исследованиях и критическом мышлении, а не на религиозных догмах и суевериях. Разум становится основой для определения истины и понимания окружающей действительности.
Свобода – одна из главных ценностей просветителей. Они отвергали абсолютизм и тиранию, призывая к освобождению от ограничений и принуждений. Эпоха просвещения выступала за защиту гражданских прав и свобод, включая свободу слова, прессы и совести. Они признавали, что свобода – необходимое условие для развития индивидуальности и общества в целом.
Равенство – это еще одна важная идея эпохи просвещения. Принцип равенства утверждал, что все люди рождаются равными и имеют равные права и возможности. Отрицая неравенство по рождению и привилегии, просветители призывали к справедливости, равному обращению и признанию достоинства каждого человека.
Прогресс – это важное понятие эпохи просвещения. Прогрессивные мыслители того времени считали, что разумное мышление, наука и образование могут привести к постепенному улучшению жизни людей и общества
Они пропагандировали научный метод, технические новшества и культурные достижения в качестве инструментов для достижения прогресса и совершенствования цивилизации.
Эти основные идеи эпохи просвещения привнесли вклад в развитие политических, культурных и философских установок, которые определили будущую историю Западной цивилизации.
Искусство и литература эпохи просвещения
Эпоха просвещения, также известная как Возрождение, оказала значительное влияние на искусство и литературу. Эта эпоха, которая простирается примерно с XVI века до начала XIX века, была периодом интеллектуального развития и новых идей.
Одной из основных черт искусства и литературы эпохи просвещения была идея о рационализме и разуме. Отразив влияние научного метода и философии Просвещения, искусство и литература стали выражением рациональных идей и стремления к знанию.
Искусство
Искусство эпохи просвещения отличалось своими классическими идеалами и стремлением к гармонии и пропорции. Визуальное искусство этого периода оказало влияние на архитектуру, живопись и скульптуру. Архитектура просветительского периода была отличена строгими линиями, симметрией и классическими формами.
Живопись эпохи просвещения также отразила стремление к рациональности и познанию мира. Произведения искусства этого времени отличались ясным изображением деталей и использованием перспективы. Одним из самых известных художников того времени был Жан-Батист Грёз, известный своими картинами сцен из повседневной жизни и историческими эпизодами.
Скульптура эпохи просвещения отличалась изящностью и идеальной пропорцией тела. Были созданы множество мраморных статуй, изображающих греческих и римских богов и героев. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Антонио Канова, воплотивший в своих работах гармонию и эмоциональность.
Литература
Литература эпохи просвещения была пропитана идеями разума, рационализма и свободы. Различные жанры литературы – проза, драма, поэзия – отражали различные аспекты идеи просвещения.
Одним из наиболее известных прозаических произведений эпохи просвещения является роман «Разумник» французского писателя Вольтера. В этом романе автор иронично освещает различные аспекты общества и религии, выражая идеи рационализма и независимого мышления.
Драма также была популярным жанром в эпоху просвещения. Французский писатель Мольер стал одним из наиболее известных драматургов этого времени. Его комедии, такие как «Мизантроп» и «Тартюф», освещают социальные проблемы и раскрывают различия в мировоззрении просветителей и консервативных сил.
Поэзия также играла важную роль в эпоху просвещения. Известные поэты, такие как Жан-Жак Руссо и Иоганн Вольфганг фон Гете, в своих произведениях выражали идеи свободы и самовыражения. Они повлияли на развитие романтизма и других литературных направлений.
Искусство и литература эпохи просвещения оставили незабываемый след в истории культуры. Эти проявления творчества стали важным фактором формирования современного мира и вдохновляют искусствоведов и литераторов по сей день.
Жан-Батист Шарден (1699-1779).
Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.
Больше всего он любил писать… фрукты. Даже когда Шардена сделали членом французской Академии, обозначали его как «изобразителя плодов».
Шарден не вписывался в эпоху рококо. Совсем. Он принципиально игнорировал моду на изящные сюжеты и парадные портреты. Он был художником «третьего сословия».
Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.
Ярким примером такого особого взгляда на жизнь является картина «Медный бак». Кому ещё придёт в голову в галантном XVIII веке писать бак?!
Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.
В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.
Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.
Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.
Вот, к примеру, «Мальчик с юлой».
Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.
Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.
Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.
А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.
Жан Батист Шарден. Портрет жены. 1776. Чикагский инситут искусства.
Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.
Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.
Искусство в эпоху Просвещения.
Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.
Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.
Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.
Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.
Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.
Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У.
Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.
Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов.
В Италии, а именно в Венеции, в ХVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.
Ведута (от итальянского слова vеdutа) – это городской архитектурный пейзаж.
Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».
Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.
В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни.
Графика
Под предводительством Петра I началось развитие графики, она нужна была для иллюстрации книг, для исполнения чертежей и
документальных зарисовок. Документальные гравюры при Петре сразу же получили распространение. Сначала этим занимались
голландцы, потом появились и русские, например Алексей Зубов, исполнявший «першпективы» строящегося Петербурга.
Продолжало существовать и традиционное искусство иконописи, Палехской росписи и др., но оно ушло в глубинку и
отодвинулось на второй план. А профессиональное искусство шло вперед семимильными шагами от петровского ренессанса к
барокко, от барокко к классицизму. И все-таки, 18 век в живописи — это век портрета. Хотя по академической шкале жанров
портрет на занимал высшую ее ступень, но именно в этой области художники достигли уровня европейской живописи, и по
праву заняли место среди крупных портретистов эпохи.
Одно поколение художников сменяло другое, и можно проследить непосредственную преемственность: у Матвеева учился
Антропов, у Антропова — Левицкий, наставлениями Левицкого пользовался Боровиковский, ставший в свою очередь учителем
Венецианова, художника уже 19 в.
Живопись эпохи просвещения
В европейских странах художники XVIII столетия обращаются к новым жанрам, в которых выражались новые идеи времени. Поскольку деятели этой эпохи много внимания уделяли человеку, его интеллектуальной познавательной деятельности, благодаря которой, по их мнению, можно было менять общественное устройство к лучшему, то и в живописи произошло обращение к этой теме. Например, широкое распространение получило написание индивидуальных портретов, в которых художники стремились показать во внешности, в чертах лица личные особенности человека.
Также развитие получил и жанр исторической картины. На таких полотнах рисовались конкретные события из жизни общества, которые, по мнению их авторов и общества в целом, оказывали сильное влияние на его дальнейшую историю, в которых конкретные личности действовали определенным способом, совершали поступки, выражавшие их убеждения, характеры.
Внимание к условиям жизни человека, к окружающему миру, к повседневной обстановке привело и к распространению жанров пейзажа, натюрморта. В них выражался интерес к природе
Также чертой живописи этой эпохи был сентиментализм, то есть внимание к чувствам, эмоциям человека, к тому что влияло на них
В этом отношении природа тоже занимала важное место.. Все это привело и к новым направлениям в живописи в разных странах
Например, во Франции возникло рококо, в Италии архитектурный пейзаж (то есть вид в городе среди зданий). Среди ярких представителей художников просвещения называют Франсуа Буше, Жак Луи Давида, Уильяма Хогарта.
Все это привело и к новым направлениям в живописи в разных странах. Например, во Франции возникло рококо, в Италии архитектурный пейзаж (то есть вид в городе среди зданий). Среди ярких представителей художников просвещения называют Франсуа Буше, Жак Луи Давида, Уильяма Хогарта.
Эпоха просвещения в России
Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.
Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.
Представители
- М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
- А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
- Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.
Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:
Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.
Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.
Примеры произведений
- комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
- трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
- ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
- элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.
Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.
В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.
В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!
Пейзаж
Быстро набирал силу пейзаж. Этому во многом способствовало распространение в русском обществе просветительских идей
единения человека и природы, увлечение естественными парками, описание пейзажей в произведениях
писателей-сентименталистов.
Первым русским художником-пейзажистом считают Семена Федоровича Щедрина (1745-1804). Солдатский сын, воспитанник
Академии художеств, продолжал свое образование в Париже и Италии, стал профессором Академии, заложил основы преподавания
пейзажа. Начинал он с видов итальянской природы, завоевал признание изображениями прославленных парковых ансамблей
Петергофа, Павловска, Гатчины. Каноны декоративной академической живописи еще довлели над художником, но сквозь них
пробивалось стремление к созданию реальных образов национального пейзажа.
Требования классической эстетики сказывались и на работах Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823). Его пейзажи прозаичны
и рациональны, но в них большое разнообразие композиций и богатая палитра. Еще более последовательным
классицистом-пейзажистом был Ф. Матвеев. Его пейзажи с итальянской природой и архитектурой полностью воплощали вкусы
тогдашнего времени.
Синтезом разнородных устремлений русской пейзажной живописи стало творчество Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) —
изобразителя и певца Петербурга. Его творчество было плодотворным истоком всего русского пейзажа 19 века.
Французская революция — вершина Позднего Просвещения
Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка, но и к массовому террору, который показал несовершенство идей Просвещения. И всё же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.
18-й век уступил место веку 19-му. Просвещённый рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.
Ранний период, 1685−1730 годы
Первыми ласточками эпохи Просвещения в 17-м веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи Возрождения Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии увидел свет фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.
В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».
Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путём накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории сформировали мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.
И всё же всеохватывающего, единого Просвещения в 18-м столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер — от Руссо, Фридрих Великий — от Томаса Джефферсона. Однако их прения и разногласия касались общих тем — рационального осмысления и веры в исторический прогресс.