Александр пушкин. словесный портрет выдающегося деятеля культуры россии

Научная деятельность

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.

Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.

Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.

В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.

Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.

Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.

Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.

Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.

Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.

После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.

Наследие Ломоносова

Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.

Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.

Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.

Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.

Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи), который также пытался создать вертолет.

Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.

Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.

Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.

Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.

На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.

Учебные заведения в биографии Ломоносова

Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.

Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.

В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.

Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.

Благодаря московской академии Михаилу удалось получить гуманитарное образование. Однако Ломоносов не хотел останавливаться на этом, поскольку испытывал огромный интерес к естественным наукам. Он решил продолжить свое обучение в Киево-Могилянской академии, однако пробыл там всего несколько месяцев. Постигать основы технических и естественных наук ему посчастливилось в Петербурге, куда его направили после возвращения в Москву из Киева.

Александр Пушкин. Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России

Благодаря тому, что Александр Сергеевич Пушкин стал знаменитым еще при жизни, было написано много его портретов. Художники старались передать как можно точнее его облик. Эти портреты могут передать и часть характера великого писателя.

Волосы были темнымно-русыми и кудрявыми, что намекало на некоторую легкомысленность и ветреность. Лицо поэта украшали бакенбарды. Губы были тонкими и красиво очерченными. Светло-голубые глаза обычно смотрят вдаль, передавая задумчивость и глубину мысли Пушкина.

Нос удлиненный, возможно с небольшой горбинкой.

Писатель по комплекции был худощавым, любил щеголять длинными ногтями. Хотя рост писателя был средним, скорее даже небольшим, но прелестная улыбка, острый ум, необыкновенная память и веселые рассказы делали его украшением любой компании.

Голос обычно в общении был тихим и приятным. Окружающие слышали простую ясную, обыкновенную и, между тем, — поэтическую и увлекательную речь.

Писатель следил за своей внешностью. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногточисток, разных щеточек и т. п.

Судя по портретам, Пушкин любил повязывать легкий, блестящий шарф, что придавало образу элегантность. В гардеробе поэта преобладали модные наряды: сюртук (длинный двубортный пиджак), белые рубашки, плащи и в завершение образа – изящная шляпа.

Иногда Пушкин носил с собой трость, вертел ей и напевал и насвистывал песни.

Судя по описаниям современников Пушкин нес добро не только в своих произведениях, но и в обычной жизни.

Характер ученого

Ломоносов рано проявил решительность, перебравшись в Москву в возрасте 19 лет. Сбежал из дома парень тайно. Стремился оказаться в мире, где у него было бы меньше преград, на пути к осуществлению главной мечты – реализации многочисленных амбиций.

К тому времени всем было понятно, что Михаил целеустремленный и умный не по годам. Такого мнения приближенные Ломоносова придерживались до конца его дней. Также утверждали, что Михаил Васильевич значительно опережал свое время, смотрел в будущее и видел его четко.

Говоря о гении, нельзя не вспомнить о его вспыльчивости, из-за которой Ломоносов нередко участвовал в драках. Одно из многочисленных рукоприкладств завершилось для великого гения судом.

Привычка доказывать на кулаках то, что нельзя доказать словами, была с ним всю жизнь. А еще сделала Ломоносова героем анекдотов, высмеивающих его юношеский не угасающий с годами пыл. К подобным смешным байкам Ломоносов относился спокойно. Это говорит о хорошем чувстве юмора Ломоносова, о его способности к самоиронии и даже к самокритике.

Самые интересные факты из жизни Ломоносова

Биографию Ломоносова трудно даже сравнить с любым другим представителем интеллигенции XVIII века, посвятившим свою жизнь науке. К самым интересным и неожиданным фактам о талантливейшем русском ученом можно отнести следующие:

  • Михаил обладал буйным нравом. Его настроение очень быстро сменялось с весьма добродушного на слишком яростное. Когда он был чем-то недоволен, мог пустить в ход палку. Известен случай, когда Ломоносов избил трех человек, которые его хотели ограбить.
  • В Германии он обучался искусству фехтования, благодаря чему заслужил уважение у местной молодежи.
  • Ломоносов был причислен к самым выдающимся ученым XVIII века.
  • Он первый научно обосновал существование самого южного континента Земли – Антарктиды.
  • Предпочитал блюда, которые были приготовлены из рыбы.
  • В порыве ярости сломал нос одному академику, с которым у них завязался спор.
  • Говорил на 12 языках, иногда ради шутки мог выдать себя за иностранца.
  • Не отличался опрятностью в одежде, мог не снимать свой любимый халат, даже когда его посещали знатные вельможи.
  • В обычной жизни часто говорил, используя простонародные выражения, мог при желании и вовсе нецензурно выражаться. Однако это не означало, что его речь была бедна. Он с легкостью мог затмить в разговоре любого вельможу самого высокого ранга.

Увлечения и привычки

Невзирая на то, что Ломоносов верил в науку, он был неравнодушен к религии, церковной грамоте. В храмах Михаил не упускал возможности выступить на клиросе. А именно, прочесть перед прихожанами священное писание, спеть хвалебные гимны.

Особое место в жизни занимала и поэзия, в которой Ломоносов преуспел. Михаил написал строки, вдохновившие на создание музыки великих композиторов. Ему приписывают и авторство произведений в иных вариантах формы и стилистики. Все они одинаково красивые, демонстрирующие талант Михаила Васильевича.

Знакомые Ломоносова редко видели его без книги. При этом он не ограничивал себя научными трудами, знакомясь с литературными творениями разных жанров. Любознательным ученый оставался до конца своих дней.

Доклад №2

Михаил Васильевич Ломоносов выходец из самой простой по происхождению семье: мать крестьянка, отец помор. В 9 лет Михаил потерял мать, а отец после этого женился ещё раз. С самого раннего возраста Михаил Васильевич увлекался чтением, что очень раздражало его мачеху. Из-за вечных конфликтов с ней жизнь в родительском доме делалась невыносимой, а решение отца женить его стало ещё одной причиной побега в Москву. Ночью Михаил в возрасте 19 лет покинул дом, а через три недели Ломоносов оказался в Москве.

Для того чтобы продолжить свое обучение в Славяно-греко-латинской академии, будущий академик подделал документы, выдал себя за сына дворянина. Проучившись в академии некоторое время, Ломоносов отправляется в Киев на несколько месяцев в Киево-Могилянскую академию. В 1735 году стал студентом университета при Академии наук в Санкт-Петербурге. Но уже осенью будущего года отправился в Германию для получения знаний в области химии и горном деле. За 5 лет жизни и учёбы заграницей Ломоносов не только улучшил свои знания немецкого языка, но и обучился другим европейским язвкам: французскому и итальянскому, а также танцам, рисованию и фехтованию. Однако обучение Михаила Васильевича металлургией и горным делом продолжалось не долго. Из-за натянутых взаимоотношений между ним и учителем (Генкель) он ушёл. После ухода Ломоносов посвящает всё своё время изучению химии и математики.

Вернувшись на Родину в 1741 году, Михаил Васильевич продолжает заниматься научной деятельностью: описывает минералогические коллекции, делает переводы, а также пишет диссертации и оды. В 1742 году за его научные труды был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Именно по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова была создана первая химическая лаборатория при Академии наук.

После написания диссертации по металлургии 1741 году М. В.Ломоносов назначается профессором. Последовал ещё ряд различных работ в области химии и физики. Благодаря Михаилу Васильевичу вводится привычная нам физическая терминология.

Одну из первых российских стеклянных фабрик основал М. В. Ломоносов. Там он смог заниматься производством стекла и его окрашиванием. Не без его внимания оставалось рудное и соляное дело. Одной из самых выдающихся работ в этой сфере признана статья «О слоях земных».

Большой след Михаил Васильевич также оставил в области географии, астрономии. В своем сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» он излагает идею освоения Северного морского пути. Однако по-настоящему оценить работу Ломоносова в сфере географии удалось только при советской власти. В области астрономии Михаил Васильевич сделал великое открытие: он доказал наличие более плотной атмосферы на Венере.

Говоря о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича, не стоит забывать о его трудах в области литературы. В конце 40х годов 18столетия им было выпущено «Краткое руководство к красноречию», которое долго использовалось в качестве учебника.

7 класс

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

  • «Свои люди – сочтёмся»;
  • «Бесприданница».

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.

Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.

Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.

Последние заданные вопросы в категории Обществознание

Обществознание 20.10.2023 06:10 23 Коновалов Дмитрий

Что такое редут уланы драгуны

Ответов: 1

Обществознание 20.10.2023 04:45 19 Фарихова Алина

Какие памятные места знаки символы связанные с именем выдающигося полководца Александра Невского

Ответов: 1

Обществознание 20.10.2023 00:04 23 Пиджакова Лера

Как определить спрос на услугу фотографа ?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 23:11 29 Грицан Дарина

Знакомы ли вы с людьми которые за свой труд удостоились общественного признания?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 23:00 14 Ожгибесова Ксеничка

В чём выражается право и мораль каковы последствия права и морали как поддерживаются право и морал

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 22:23 29 Ростовский Ренат

Какими методами государственный механизм регулирует неравенства доходов?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 19:31 15 Жижева Даша

Какова причина безработицы

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 19:27 24 Хрусталева Кристина

Какие вредные привычки пагубно влияют на жизнь подростка

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 17:09 20 Тарбаев Аян

Установите соответствие и запишите последовательность буквы в таблицу : 1)человек активно преобраз

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 16:20 24 Калганова Рита

Ребята, пожалуйста, помогите!!! Нужно эссе срочно!!!! Тема: К родителям относись так, как бы жела

Ответов: 2

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.

Родился Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины 18 века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Особые приметы Михаила Ломоносова

Детство

Родители Михаила были людьми состоятельными, так как отец работал рыбаком и был очень предприимчивым человеком. Интересен факт, что будущий ученый с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Первые знания Ломоносов получил в Дмитровской церкви. Местный дьячок научил его читать и писать, что было на то время довольно редким явлением.

Побег из дома

Когда Ломоносову исполнилось 8 лет, умерла его мать. После этого отец еще дважды женился, и последняя жена, мачеха юного гения, сразу же невзлюбила Михаила. Это сильно омрачило его детские годы.

В 19-летнем возрасте Ломоносов принимает важнейшее в своей биографии решение: он задумал убежать из дому, так как отец планировал женить его.

Собрав ранним декабрьским утром самые необходимые вещи и книги, он уходит из родного села. Догнав караван рыбаков, направляющихся в Москву, он вместе с ними прибыл в столицу России.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

Как учёный-естествоиспытатель:

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше

Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше

Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Михаил Ломоносов — великий русский философ, поэт, лингвист и общественный деятель XVIII века. Несмотря на крестьянское происхождение ему удалось получить образование в самых лучших университетах Европы и написать много уникальных научных трудов. Благодаря его стараниям был создан Московский университет, в котором обучались талантливые молодые люди всех сословий. Биография Ломоносова довольно интересна, в ней много непредсказуемых событий и внезапных поворотов судьбы.

Топ вопросов за вчера в категории Обществознание

Обществознание 01.07.2023 13:08 4696 Галлямов Инсаф

10 примеров того что относится к духовной культуре

Ответов: 2

Обществознание 12.06.2023 18:29 1367 Кутиков Влад

Подобрать три пословицы о стыде и совести, объяснить их.

Ответов: 1

Обществознание 18.06.2023 08:13 2432 Маяковский Максим

Краткое содержание 4-5 параграфоф, хелпаните пжпжп. Автор Боголюбов 6 класс

Ответов: 1

Обществознание 27.06.2020 19:31 1367 Гусева Ксюша

Напишите Эссе : «Права, которые я хотел бы иметь» Напишите что бы вы хотели. Токо нормальные чтобы

Ответов: 1

Обществознание 19.06.2023 11:44 1082 Сергеев Назар

учитель предложил ученикам 9 класса подобрать термины для характеристики политической сферы жизни об

Ответов: 1

Обществознание 18.05.2023 15:08 1314 Сучков Михаил

Приведите примеры функций культуры (познавательная,оценочная,регулятивная,информативная,коммуникатив

Ответов: 2

Обществознание 16.05.2023 11:04 889 Ертуганова Айгерим

Ответы на вопросы обществознание 7 класс 1.Объясни смысл положения о том, что защита Отечества это

Ответов: 2

Обществознание 04.06.2023 03:40 830 Хариш Таня

Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, дан

Ответов: 2

Обществознание 18.06.2023 13:51 526 Svezhentsova Ira

Помогите ответить на три вопроса по таблице! 2. В 2017 году в нашей стране был проведен социологич

Ответов: 1

Обществознание 03.07.2023 03:01 858 Липа Даша

Сообщение — В чём плюсы и минусы прогресса.

Ответов: 2

Отечественные кинематографисты

Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.

Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».

Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Обыкновенный фашизм».

Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.

Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.

Русские учёные

Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Опубликовано: 3 ноября 2016 года

Предмет: 

литература

Класс: 

5 класс

Словесный портрет М.

Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети.

Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком. При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки — применимыми на практике, пишет труды по химии и физике. После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».

Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

Еще материалы по теме: 

поэты

ученые

ломоносов

биография

Оцените доклад: 

Дмитрий Иванович Менделеев

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу, этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: