Ломоносов: русское чудо

Михаил ломоносов: биография, личная жизнь, фото и видео

Осип Антонович Козловский (1757-1831 гг.)

Рис. 8. Фотография с Международного фестиваля классической музыки имени Осипа Антоновича Козловского в белорусском городе Славгород, 2018 г.

Знаменитый композитор и органист. В молодости учился в Варшаве в костеле Святого Яна. Позже работал и занимался музыкой у Михаила Огинского, автора знаменитого и исполняемого в наше время «Полонеза Огинского». Поступил добровольцем в русскую армию в 1786 г. и добился офицерского звания, участвуя в русско-турецкой войне.

Прославился как музыкант и композитор в Петербурге в 1791 году. Среди его знаменитых произведений этого периода опера «Взятие Измаила» (1795 г.).

Самым прославленным и узнаваемым произведением композитора стал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», в течение нескольких десятилетий бывший не утвержденным, но фактическим гимном России.

Примечания[]

  1. Относительно этой даты имеются также несущественные разночтения: в уже упомянутом документе иная — 9 декабря 1730 года («Показание о своём происхождении, данное при допросе в Московской Синодального правления канцелярии» 4 сентября 1734 — ЦГАДА, ф. Московской Синодальной конторы, № 245, лл 16—17); что касается отсутствия единого мнения о самовольном или «дозволенном отцом» уходе, естественно, в официальном документе первый вариант не мог быть указан, и остаётся только верить сведениям самого М. В. Ломоносова о его бегстве; но косвенно документ, воспроизводимый Н. А. Любимовым («в бегах»), это подтверждает. Однако выданный Холмогорской воеводской канцелярией паспорт косвенно же противоречит версии о «бегстве» — документ-то этот выдавался как и сейчас, совершеннолетнему — самостоятельному человеку.
  2. Мнение о том, что М. В. Ломоносов учился в Киево-Могилянской академии подвергнуто многими исследователямиШаблон:Кем? большому сомнению, мало того, даже факт его присутствия там отрицается некоторыми авторамиШаблон:Какими?.
  3. ↑ Марбургский государственный архив, отделение «Марбургская родословная книга», т. III, L.
  4. М. И. Сухомлинов. Ломоносов — студент Марбургского университета. «Русский вестник», т. 31, № 1, СПб., 1861, стр. 163
  5. Верёвкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962
  6. ↑ Марбургский государственный архив, Марбургская родословная книга, т. 14, № 20569
  7. П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 671.
  8. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.— М. Л.: Издательство АН СССР, 1961
  9. «…Канцлер граф Воронцов, высоко уважая его заслуги отечеству, захотел воздвигнуть ему памятник из благородного мрамора и поставить на могиле в невском монастыре; он поручил статскому советнику Штелину сочинить подписи и рисунок к нему в флорентинском размере. То и другое было отослано графом в Ливорно, и на следующий год получен был памятник из каррарского мрамора, сделанный совершенно по рисунку в том виде. как он теперь находится на кладбище вышеупомянутого монастыря» — История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том второй. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1873
  10. Поскольку принадлежали М. Ломоносов и Е.-Х. Цильх к разным вероисповеданиям, брак мог быть оформлен только в виде «записи акта гражданского состояния», что и отражает документ «Марбургской родословной книги». Относительно венчания, состоявшегося позднее, то к тому времени, по всей видимости. Елизавета-Христина приняла православие.
  11. Сборник материалов для истории Академии наук, изд. г. А. Куником, стр. 401; Сборник «Ломоносов», т. IV, стр. 310
  12. Потомки М. В. Ломоносова (до 8-го колена, фрагмент поколенной росписи) — сайт «Былое России»
  13. Telum imbelle, sine ictu (лат. Копьё невоинственное, без удара — слова вергилиевской «Энеиды», II, 544) — по родословной традиции оглашал герольд над могилой последнего представителя фамилии, ломая шпагу — род пресёкся…; но, в данном случае, речь идёт только о линии М. В. Ломоносова, а ныне живут и здравствуют представители других линий происходящего из поморов рода Ломоносовых.

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Факты об открытиях Ломоносова и его вкладе в науку

  1. Он первым определил, что земная поверхность меняется из-за геологических процессов.
  2. Ему принадлежит изобретение прототипа вертолета, который он использовал для атмосферных наблюдений.
  3. Он первым в Российской империи наладил выпуск цветного стекла и основал завод по его производству.
  4. Незадолго до своей смерти он указал направление и приблизительное расстояние до архипелага Северная земля, который был открыт только в 1913 году.
  5. Ломоносов утверждал, что на Северном полюсе суши нет, но зато она есть на Южном.
  6. Проложенный им Северный морской путь от Мурманска до Магадана был опробован судами только в 1978 году.
  7. Михаил Ломоносов первым правильно объяснил теплопроводность и сделал вывод о существовании абсолютного поля.
  8. Одно время он был крупнейшим в Европе специалистом по айсбергам.
  9. В трактате «Мысли о рождении ледяных гор в северных морях», Ломоносов первым объяснил, как появляются айсберги, и что большая их часть находится под водой.
  10. Открытие атмосферы у Венеры принадлежит Ломоносову.
  11. Он добился того, чтобы лекции студентам читали в Московской академии на русском языке.
  12. Под влиянием Ломоносова был открыт Московский университет. И по его настоянию право учиться в нём получили студенты из недворянского сословия.
  13. Он изобрел морские инструменты, облегчающие написание и вычисление направлений и расстояний.
  14. Ломоносов изобрел механизм сидеростата, который позволял следить за звездами, наклоняя перед собой плоское зеркало, а не весь 40-футовый телескоп.
  15. Только в области естественных наук Ломоносов самостоятельно выполнил более 4000 химических опытов в первой созданной им химической лаборатории России.
  16. В 1756 году, за семнадцать лет до аналогичных результатов Лавуазье, Ломоносов экспериментально доказал закон сохранения вещества. Он показал, что свинцовые пластинки в герметичном сосуде без доступа воздуха не меняют своего веса после нагревания.
  17. Исследования Ломоносова в области геологии и минералогии привели к открытию нескольких новых минералов.
  18. Работы Ломоносова в области оптики заложили основу для развития современной спектроскопии.
  19. Он первым открыл закон сохранения материи, который гласит, что материя не может быть создана или уничтожена, а только преобразована.

Заключительные слова о Ломоносове

В заключение хочется сказать, что Михайло Ломоносов был выдающейся фигурой в русской истории и культуре. Он преодолел бедность и зависть противников, став выдающимся ученым, писателем и поэтом. Его вклад в различные области знаний, включая химию, физику и лингвистику, оказал влияние на российскую и мировую культуру.

Несмотря на множество трудностей в своей жизни, Ломоносов оставался приверженцем знаний, трудолюбия и решимости. Поэтому его жизнь является источником вдохновения для всех, кто стремится преодолеть препятствия и достичь величия. А наследие Ломоносова — это напоминание о том, что каждый человек, независимо от его происхождения и обстоятельств способен добиться многого.

Расцвет науки и образования в России

Во времена правления императоров, при которых жил Михаил Ломоносов, Россия переживала настоящий расцвет в области науки и образования. Благодаря активной государственной поддержке инициатив в этой сфере, страна стала лидером в научных исследованиях и образовательных достижениях.

Одним из ключевых факторов, способствующих этому расцвету, было создание первых академий наук в России. В 1724 году была учреждена Петербургская академия наук, а через несколько лет появилась ее аналог — Московская академия наук. Эти учреждения собирали и содействовали научным исследованиям, образованию и популяризации науки.

Еще одним важным событием было открытие в 1755 году Московского университета, который стал первым высшим учебным заведением в России. Университет предлагал образование в различных областях знания, включая математику, физику, химию и другие науки. Благодаря этому учебному заведению российские ученые имели доступ к современным знаниям и могли развивать свои научные интересы.

Расцвет науки и образования также способствовал развитию академической культуры и исследовательской деятельности. В России стали проводиться масштабные научные экспедиции, которые позволяли ученым исследовать природу и культуру разных регионов. Благодаря этому было сделано множество открытий в различных областях науки.

В целом, время правления императоров, при которых жил Ломоносов, стало золотым веком для российской науки и образования. Россия стала мировым лидером в этих областях и приобрела множество знаменитых ученых и исследователей. Расцвет науки и образования в этот период сыграл важную роль в формировании современной российской интеллектуальной традиции.

Вторая версия происхождения Ломоносова

А вот тут-то и начинается интрига, причем она связана именно с той, первой версией. Якобы у Ломоносова забрали те бумаги, которые подтверждают его дворянское происхождение. И не от кого-нибудь, а от самого Петра Великого.

В этой версии мать Михаила вышла замуж за Василия-рыбака уже беременной. Якобы ее и еще нескольких женщин старообрядцы возили в столицы в 1711 году, чтобы «смягчить нравы царские». Что это значит, догадаться не трудно. Но возникает вопрос, а Петру ли она была доставлена? Но легенда – есть легенда. И видимо, Михайло Васильевич знал о ней, раз называл себя «продолжателем дел отца нашего, Петра Великого».

И тогда получается, что ему не надо было давать взятку, чтобы поступить в академию – у него был какой-то документ о дворянском происхождении, да о каком! Или же за него замолвил слово сам Феофан Прокопович. Таким же раскладом объясняются разъезды по Европе, женитьба на лютеранке, то, что Ломоносову прощали его ругань в университет, и побои, которые он наносил другим профессорам. Тут объясняется и участие в жизни Ломоносова самой Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Он не был для нее соперником на царство.

Три мушкетёра

Неотъемлемой частью студенческого быта в Марбурге были конфликты, часто выливавшиеся в открытые столкновения. «Зело задиристы, то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги», — так Ломоносов характеризовал немецких студентов. Дрались обычно по территориальному принципу: друг за друга вступались земляки. Так как в компании Ломоносова было всего три человека, приходилось им поначалу несладко. Однако вскоре они заработали репутацию тех, к кому лучше не подходить.

«Покуда они были здесь, всякий боялся сказать хотя бы слово, ибо своими угрозами они держали всех в страхе. Отъезд их избавил меня от многих забот», — докладывал профессор Вольф в Петербург уже после того, как отделался от несносных подопечных.

Ломоносов: вклад в развитие науки и образования

Ломоносов был полиглотом и всецело отдал себя науке. Он является одним из основателей русской академической науки и образования. Именно он предложил создать в Санкт-Петербурге единую научно-образовательную организацию, которая впоследствии стала Императорской Академией наук. Он сам стал активным членом академии и способствовал ее развитию, а также созданию ряда других научных и образовательных учреждений.

Благодаря своей научной деятельности, Ломоносов смог внести существенный вклад в различные области науки, включая химию, физику, географию, астрономию и метеорологию. Он проводил многочисленные эксперименты и открытия, создав новые теории и концепции. В частности, его работы по химии и физике оказали огромное влияние на развитие этих наук в России и мировой науке.

Ломоносов также оказал значительное влияние на развитие русской литературы и образования. Он основал первый русскоязычный университет в Санкт-Петербурге, который стал центром образования и науки. Он также занимался написанием учебников и пособий, распространением знаний среди молодежи и поддержкой талантливых студентов и ученых.

Таким образом, Михаил Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки и образования. Его достижения и труды остаются значимыми до сегодняшнего дня, а его имя стало символом российской науки и образования.

Учёба

Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.

Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.

В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.

Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами

Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов

В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:

  • в 1734 году в Киево-Могилянскую академию;
  • в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук;
  • в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях).

«Любовь нечаянно нагрянет»

В Марбурге Ломоносов влюбился. Его избранницей стала Елизавета-Христина Цильх, дочь местного пивовара и члена городской думы. Отца девушки в ту пору уже не было в живых, и Ломоносов снимал у его вдовы комнату. Так и состоялось его знакомство с Елизаветой. В феврале 1739 года пара поженилась, а в ноябре у них родилась дочь Екатерина-Елизавета. Венчались молодые родители в мае 1740 года в церкви реформаторской общины. Также супруга подарила Ломоносову сына, но мальчик прожил лишь немногим более месяца.

Когда настало время покидать Германию, Ломоносов отправился на родину один и даже запретил жене писать ему. Брак с представительницей другой веры мог вызвать недовольство в Петербурге, поэтому Ломоносову необходимо было подготовить почву для переезда жены и дочери. Позже семья воссоединилась. Ломоносов состоял в браке с Елизаветой всю оставшуюся жизнь и, согласно воспоминаниям современников, питал к своей жене исключительно нежные чувства.

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу, этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Биография[]

Краткая хронология

  • — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
  • — 15 (?) декабря отправился в Москву.
  • — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
  • — — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  • — учёба в Киево-Могилянской академии.
  • — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
  • — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
  • — — обучался в Марбургском университете.
  • — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
  • — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
  • — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета..
  • — — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
  • — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
  • — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.
  • — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.
  • — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.
  • — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
  • — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.
  • — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
  • — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.
  • — — проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.
  • — 21 февраля родилась дочь Елена.
  • — — в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
  • — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
  • — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
  • — назначен советником Академической канцелярии.
  • — Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях»
  • — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.
  • — 30 апреля Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
  • — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
  • — 17 (?) апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института.
  • — 4 апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке.
  • — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: