Любовная лирика Николая Некрасова
Некоторые из них несут в себе трагедию и боль утраты, другие описывают неземное счастье, которое дарит искренняя любовь. В любом случае, каждое стихотворение – это важные этапы жизни поэта, и они подробно рассказывают о его личной жизни, и даже о его характере.
Сам Некрасов однажды признавался в обыденном разговоре, что первые его любовные стихотворения получили право на свое существование благодаря его мимолетной и совсем еще юношеской влюбленности в служанку – тогда эти чувства казались ему настоящими, горячими и несбыточными – девушка была до безумия прекрасна, и ровно настолько же недоступна не только из-за своего социального положения, но и из-за нерешительности поэта, его страха быть отвергнутым. В будущем в жизни поэта присутствовали другие женщины – подобная любвеобильность свойственна каждому поэту, однако, то первое чувство он запомнил навсегда.
Позже в жизни поэта были женщины, которые удостоились целого цикла произведений – именно их можно было назвать настоящими музами, именно они вели поэта вперед и мотивировали. Он писал без остановки, зная, что его возлюбленная прочитает произведение и не будет сдерживать эмоций – он знал, что, благодаря подобному вдохновению, будет услышан.
Женский образ
Писатель очень любил писать о женщинах, делая и прогнозы и выводы. Взять хотя бы стихотворение «Свадьба»
Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать — да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила, что даст впереди… Бедная! лучше вперед не гляди!
Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.
Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».
Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.
Только у няни глаза заслезилися: «Вот и с приданым своим мы простилися!» — Молвила няня… «Какое приданое?» — «всё это взял он за барышней нашею…
Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.
Няня меж тем заунывные жалобы Шепчет мне в ухо: «Распродали дешево — Лишь до деревни доехать достало бы. Что уж там будет? Не жду я хорошего!
Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.
Восстание декабристов 1825 года, 14 декабря
Восстание декабристов началось ранним утром 14 декабря. Однако, изначально все пошло не так, как они планировали и руководителям тайных движений пришлось импровизировать. Каховский, который ранее подтвердил, что готов ранним утром проникнуть в покои Николая и убить его, отказался это делать. Якубович, который должен был направить войска на штурм Зимнего дворца, также отказался это делать.
Отступать было поздно. Ранним утром в казармах агитаторы призывали солдат выйти на Сенатскую площадь и выступить против самодержавия в России. В результате на площадь удалось вывести:
- 800 солдат Московского полка
- 2350 матросов Гвардейского экипажа
К тому моменту как восставшие были выведены на площадь, сенаторы уже принесли присягу новому императору. это в 7 часов утра. Такая спешность была необходима, поскольку Николая предупредили о том, что ожидается крупное выступление.
. К восставшим вышел лично Михаил Милорадович,генерал российской армии. Он призывал солдат покинуть площадь и вернуться в казармы. Он показывал манифест, в котором Константин отказывался от престола, а значит, текущий император имеет все права на престол. В это время Каховский выстрелил в него. В тот же день генерал умер.
На декабристов направили конную гвардию, которой командовал Алексей Орлов. Дважды этот полководец безуспешно пытался подавить бунт. Усугублялась ситуация тем, что на сенатскую площадь вышли простые жители, которые разделяли взгляды восставших. Всего же общая численность декабристов насчитывала несколько десятков тысяч. В центре столицы творилась настоящее безумие. Царские войска спешно подготавливали экипажи для эвакуации Николая и его семьи в Царское село.
Император Николай торопил своих генералов решить вопрос до наступления ночи. Он боялся, что восстание декабристов на сенатской площади подхватит чернь и другие города. Такая массовость могла стоить ему престола. Как итог к Сенатской площади была стянут артиллерия. Стараясь избежать массовых жертв, генерал Сухозанет отдал приказ стрелять холостыми. Это результатов не дало. Тогда лично император Российской Империи отдал приказ стрелять боевыми и картечью. Однако, на начальном этапе это только обострило ситуацию, так как восставшие открыли ответный огонь. После этого по площади нанесли массированный удар, который посеял панику и заставил революционеров бежать.
Образы героев произведений
В лирическом произведении «Поражена потерей невозвратной» поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь.
Ей все равно — холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь —
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь
.
Как видно из приведенных строк, герой зависим от своих чувств. Потеря же любимой делает его безвольной и слабой личностью. Женщина, к которой герой испытывает чувства, уходит из жизни, и ему крайне сложно это понять и смириться с законами мироздания. Но вернуть чувства невозможно, так же, как и нереально повернуть время вспять. Герой остается один на один со своим горем, и помочь ему никто не может. Любовная лирика Некрасова, стихотворения, написанные им в порыве страсти и нежности, отличается благоговейным отношением к избраннице. В его произведениях образ женщины обладает крайней решительностью и сильной волей, в то время как герой обычно обделен такими качествами. Можно сказать, что герой любовных произведений Николая Алексеевича списан с него самого, он такой же анализирующий, неуверенный в себе и вечно сомневающийся персонаж, тем не менее не потерявший способности любить.
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Родина в творчестве поэта
Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.
Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.
Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.
Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.
Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
- Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
- Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
- Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
- Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
- Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
- Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
- Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — поэт с говорящей фамилией. В творчестве он посвящает себя народу, описывая нелегкую русскую бытность.
В своей поэме «Русские женщины», получившей всемирную известность, поэт рассказывает о судьбе жен декабристов. Судьба закинула дворян, защищающих народ в далекую Сибирь, на Север. Трагедия и боль от разрушенных жизней льется через строки произведения. Эти великие женщины пожертвовали всем — знатностью, деньгами, комфортом, здоровьем — чтобы провести остаток жизни рука об руку с любимыми мужьями. Ярко и четко Николай Алексеевич показывает их внутренние трения и страдания, а также решимость и своенравие героинь. Милые, изнеженные барышни, как они это выдержали? И выдержали бы мы? Возникает огромная гордость за своих соотечественниц.
Стиль изложения Николая Некрасова прост и достаточно лаконичен. Нет в нем метафор и образных вырражений, порой затрудняющих восприятие. Много чувств, трагичных и прекрасных. У Некрасова не встречаются длинных любовных стихотворений. Удивительно: но нигде в его творчестве не встречается четкого описания внешности девушки. Все произведения автора читатель может примерять на себя.
Вся любовная лирика данного автора наполнена грустью и печалью. Авдотья Панаева, француженка Селина, Фекла Анисимовна… Такие разные женщины, казалось бы, не имеющие ничего общего, кроме одного — Николая Некрасова. Всех он их любил и не любил одновременно, был со многими, но не отдавался ни одной. Злой рок преследовал автора в делах любовных. Пессимистичный по своей натуре, он имел множество друзей и поклонниц, но отказывался принимать их, считая себя одиночкой. Несколько раз Николая Алексеевича спасали от попыки самоубийства.
Более всего из его творчества мне запомнилось стихотворение «Обет». Удрученный, Николай Некрасов не верит более в возможность счастья:
«Я боюсь палящих взоровОгнедышащих очей,Я боюсь, как злых укоров,Милых ласковых речей.»
Кому посвящались эти строки доподлинно неизвестно. Человек, постоянно сталкивающийся с неудачами и предательством, боится ранить себя снова. Некрасов предостерегает читателя и свою возлюбленную от излишней доверчивости и дружелюбия, считая, что много лучше быть одному.
Погубила великого поэта тяжелая болезнь, с которой не смог справиться ни один лекарь. На похорон Николая Некрасова собралось несколько тысяч человек, что наглядно демонстрирует признание в обществе.
Описание персонажей
О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.
Описание главных героев:
- Гриша Добросклонов, сын дьяка. По характеру романтик, мыслитель, любит сочинять песни и петь их обычным людям. В них герой размышляет о судьбе страны. Хоть он и является идеалистом, у него жесткий характер, как и убеждение посвятить себя служению правде. Он счастлив пожертвовать собой идее и помочь России. Но Некрасов дает намек на то, что именно его ожидает сложная судьба. Государство не пытается услышать народный голос, оно хочет его заткнуть.
- Семеро мужиков являются бывшими крепостными из разных сел. Все выдвигают собственные домыслы, кому в России жить хорошо: государственному служащему, помещику, купцу, священнику, царю, боярину. В их образах описывается упорство, все показывают нежелание принимать какую-то сторону. Сила, храбрость и стремление к правде — это единственное, что у них общее. Их характер суров, но и жизнь не баловала их шиком, они постоянно гнули спину, работая на дворян, а после отмены крепостничества о них никто не позаботился. Так и ходили они по стране в поисках истины.
- Матрена Корчагина — крестьянка, ее соседи называли счастливицей за то, что она смогла отмолить у жены военачальника своего мужа. Но история девушки раскрывает не везение, а унижение. Женщина познала смерть своего ребенка, гнев свекрови, ежедневный тяжелый труд.
- Савелий Корчагин. Истинный богатырь, когда-то он убил немца-управляющего, беспощадно издевавшегося над собственными крепостными. Он гордый и мужественный, поплатился годами заключения в тюрьме. Вернувшись, он был уже ни к чему не пригоден, каторга сломила тело, но не волю, поскольку, как и до этого, он стоял за правду. Он несчастлив, поскольку за бунт расплатился свободой: после крестьянского восстания его подозревали в организации этого мероприятия, и Савелий был заключен в острог.
- Поп. Является представителем духовного сословия, сетующий на тяжелую участь священника. Он все время сталкивается с горем и бедностью, это печалит его сердце.
Отношения с Панаевой
В 1842 году Николай Алексеевич встретил на поэтическом вечере Авдотью Панаеву. Жгучая брюнетка тогда считалась самой красивой женщиной Петербурга. Но она была и очень умна, содержала собственный литературный салон.
Авдотья вышла замуж за писателя Ивана Панаева, знаменитого повесу. Хотя сама она оставалась ему верной
Из-за ее принципов Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы женщина обратила на него внимание. Когда поэт признался ей в чувствах, она ответила отказом. Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство
Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство.
Хотя Некрасова обсуждало общество, многие друзья перестали с ним общаться, он был счастлив. В порыве чувств он написал множество стихотворений, которые вошли в знаменитый «Панаевский цикл». О начале отношений говорят строки нескольких произведений:
- «Когда огонь в твоей крови»;
- «Я не люблю иронии твоей».
В первом стихотворении Некрасов приводит анализ отношений. Он описывает, как влюбленные должны себя вести. Для него любовь — это чувство, зажигающее огонь в сердцах. Влюбленные должны быть равны во всем, иметь общие убеждения. Женщине не нужно покоряться мужчине, иначе она превратится в рабыню. Возлюбленный должен почитать ее, давать ей личную свободу и позволять выражать разумный эгоизм.
Но во втором стихотворении описаны последствия союза с независимой женщиной. Хотя лирический герой все еще испытывает к ней страсть, он страдает от ее иронии. Немного эгоистичный характер Панаевой постоянно задевает ранимое сердце Некрасова. Ему сложно мириться с ее капризами и самостоятельностью.
Поэт постоянно ревнует Авдотью, замечает, что спустя три года отношений им все тяжелее общаться друг с другом. Кризис отношений делает их более холодными. Тоска поселяется в душе Некрасова. Тема любви в лирике того времени преобладает над другими направлениями.
При этом в стихотворениях появляется много сравнений страсти и эмоций с силами природы. Особенностью лирики 1948−1950 г. стало воспевание утихших чувств. Забыта тема дружбы между мужчиной и женщиной, Некрасов говорит только о своем оскорбленном достоинстве, эгоистичности возлюбленной.
Последняя любовь Некрасова
Ближе к пятидесятилетнему рубежу в душе поэта вновь вспыхивают любовные чувства, но уже к двадцатилетней Фекле Анисимовне Викторовой. Возраст не мешает Николаю Алексеевичу с прежним жаром, восторгом и пылом отдаться своим чувствам. Тем более что девушка отвечает ему взаимностью и не мыслит своего существования без него. Через некоторое время, приложив немало стараний и восполнив пробелы в воспитании, возлюбленная поэта Фекла превращается в Зинаиду Николаевну. Естественно, что в то время произведения поэта стали несколько другими. В тот период им был написан целый цикл стихотворений. Чувства Николая Алексеевича к этой девушке были последними в его жизни. Видимо, именно это и подтолкнуло Некрасова к тому, чтобы скрепить их союз в церкви.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, вce она взяла… Н.А. Некрасов о А.Я. Панаевой.
Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл». Эти произведения, навеянные отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя. Сила этих стихов – в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни. Отсюда – напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей «прозаизированного» стиха. В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п. Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков. Таким образом, Некрасов в своих стихах не просто создает характер героини, что уже само по себе ново, но и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях – самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей. » – уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений: Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! Сквозным сюжетом «панаевского цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы»: Кто ночи трудные проводит, Один, ревнивый и больной, А утром с ней по лавкам бродит, Наряд торгуя дорогой? Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике, – «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений. Целый ряд сквозных примет объединяет «панаевские» стихи. Таков лейтмотив мятежности. Стихотворение «Если мучимый страстью мятежной. » переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно. ». Вступлению «Тяжелый год – сломил меня недуг. » соответствует «Тяжелый крест достался ей на долю. ». «Прости» соотносимо с «Прощанием». Все эти стихи следуют как бы парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа. Вообще же некрасовские вступления – это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Я не люблю иронии твоей. », «Да, наша жизнь текла мятежно. », «Так это шутка, милая моя. ». Характерны в этом цикле многоточия – ими заканчиваются почти все произведения интимной лирики Некрасова. Думаю, это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, своеобразное «продолжение следует». Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением: Все, чем мы в жизни дорожили, Что было лучшего у нас, – Мы на один алтарь сложили – И этот пламень не угас! Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.
Суть
Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.
Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.
В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.
Тематика и проблематика
Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.
Также писатель поднимает и другие проблемы:
- Родина. Россия хоть и описывается бедной и измученной, но все-таки великолепной страной с огромным будущим. Писатель жалеет Родину, посвятив себя ее улучшению. Это для Некрасова — народ, то есть его муза. Патриотизм особо выражен в финале произведения, когда странники нашли счастливого человека, который живет интересами общества.
- Труд. Он возвышает нищих персонажей писателя над суетой и пороками дворян. Праздность губит мещан, она превращает их в самодовольное ничтожество. При этом простой народ имеет действительно важный для общества навык — настоящую добродетель.
- Мистический мотив. Скатерть-самобранка — средство выразительности и поэтический символизм счастья. «Широкая дороженька» — открытое окончание произведения и основа сюжета.
Чувства и жизнь в произведениях Николая Алексеевича
Некрасов, как и многие другие творческие люди, был весьма любвеобильным человеком. Страстная натура требовала постоянного присутствия в его жизни музы, и, естественно, это нашло отражение в его произведениях. По свидетельству биографа поэта, любовная появилась во время первой влюбленности в одну гувернантку. Это была милая, но в то же время лукавая девушка. Николай Алексеевич то сходился с ней, то расходился в период своего нищенствования. Но влюбленность его носила, скорее, земной характер и, по мнению многих литературоведов, была в некотором роде «плебейской любовью». Однако впоследствии в жизни классика появилась страстная и безумная любовь к непревзойденной Авдотье Панаевой.
Светлый образ матери
Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.
Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.
Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая — это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.