Законны ли в школах и детсадах платные кружки?
Закон об образовании в РФ прямо говорится о том, что образовательное учреждение может оказывать платные услуги по желанию родителей, но программа платных занятий не должна дублировать основную образовательную программу. Подобные уточнения к закону об образовании регулируются подзаконными актами. Как раз таким актом являются Правила оказания платных образовательных услуг, которые вступили в силу с 01.09. 2013 года и утверждены Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 г. №706.
Так детский сад может предложить на платной основе изучение английского языка, т.к. этот предмет не входит в программу дошкольной подготовки, спортивный кружок (каратэ, аэробики, оздоровительного плавания,при наличии бассейна), танцевальный и пр.
Школы также предлагают платные услуги: предметные кружки, которые не должны дублировать основную образовательную программу. Посмотреть основную образовательную программу можно на сайте вашей школы. Популярностью пользуются так же спортивные, танцевальные кружки, творческие мастерские, группы продленного дня, предшкольная подготовка, которая помогает малышу подготовиться и адаптироваться к школе.
Посещение данных кружков является исключительно добровольным, никто не в праве принуждать вас посещать тот или иной кружок. А вот если у родителей есть потребность в организации того или иного кружка, то родители в праве обратиться к администрации с просьбой его организовать, и если в вашем учебном учреждении есть для этой цели подходящие условия и необходимые специалисты, а также достаточное количество желающих посещать такие занятия, то школы пройдя необходимые согласования организует вам такую услугу.
Как устанавливается цена на платный кружок?
Стоимость кружка согласуется школой с Учредителем по нормативам и Постановлением Учредителя утверждается на год. С родителей, чей ребенок посещает кружек заключается договор об условиях оказания услуги, где в том числе прописывается стоимость ежемесячной платы, сроки ее внесения. После подписания договора с родителем, приказом директора ребенок зачисляется в данный кружок. Каждая из сторон может расторгнуть договор досрочно, условия досрочного расторжения прописываются в договоре.
Обязаны ли на продленке делать уроки с вашим ребенком?
Что касается Группы продленного дня и того будут ли там делать с вашим ребенком уроки определятся в самом договоре. так, если в штатном расписании школы нет должности воспитатель, то тогда на платной продленке возможно и не будут делать с ребенком уроки, т.к. это будет Группа продленного для по осуществлению присмотра и ухода, проще говоря, вам будет гарантировано, что это время ваш ребенок будет находится под присмотром педагога, его накормят, с ним поиграют, своевременно отправят на внеурочную деятельность или на кружок.
О том, какой именно является ваша продленная группа прописано в договоре на данную услугу, и вы не можете требовать дополнительно то, что в договор не входит.
Психологический кружок «Я стану сильным»
Кружки являются одной из форм дополнительного образования в ДОУ и направлены на расширение общих и специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей детей, развитие творческих способностей.
Педагог-психолог Чабин А.А.организовал психологический кружок « Я стану сильным» с детьми подготовительной группы.
Целью кружковой работы: создание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие детей, создание благоприятного психологического климата для развития детей с учётом индивидуальных особенностей и задатков каждого ребёнка, через организацию психопрофилактической работы.
При проведении кружковой работы педагог – психолог использует разнообразные методы и приемы:
- Сказкотерапия- направленная на активизацию ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций: «Театр масок», « Сказочная шкатулка”, “ Принц и принцесса», « Придумай весёлый конец».
- Игротерапия — направленная на снижение напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов, формирование у детей чувства доверия и повышения уверенности в себе: « Баба- Яга», «Гнездышко», «Зайки и слоники», «Волшебный стул», « Путаница».
- Телесная терапия — способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности: « Горячие ладошки», «Штанга».
- Арт-терапия — направленная на снятие страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности: «Рисунок с закрытыми глазами». “Солнце в ладошке».
- Релаксация — на снятие излишнего нервного напряжения: «Шалтай-болтай», «Водопад».
Результатом кружковой работы стало создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, формирование чувства общности, сплоченности, развитие у детей навыков совместной деятельности.
Кружок вокального пения «Колокольчик»
Педагоги МБДОУ «Детский сад «Тополек» разработали планы кружковой работы и в течение учебного 2019-2020 года реализуют работу с детьми по физическому, социально-личному, интеллектуальному развитию.
Музыкальный руководитель Бондаренко Т.В. проводит с детьми старшего возраста работу в кружке вокального пения «Колокольчик».
Цель – формирование эстетической культуры детей дошкольного возраста, развитие способностей эмоционально-выразительного исполнения песен.
В работе над вокальным исполнительством педагог применяет приём под названием «Пение про себя», когда часть музыкального произведения исполняется обычно, часть молча, пропевая внутренним слухом
Такой приём мобилизует детское внимание
Музыкальный руководитель используют в кружковой работе вокальную импровизацию – сочинение и одновременное исполнение собственного напева, предлагает детям мини — рассказы, в ходе которых включена импровизация.
Большой интерес у детей вызывают игры — драматизации под собственное вокально двигательное сопровождение или просто под музыку с метроритмическими действиями. Дети, погружаются в хореографическую ситуацию, что позволяет выполнять движения с лучшим пониманием смысла и эмоциональной отдачей.
Педагог использует музыкальные аутотренинги, которые регулируют состояние души ребёнка, помогают преодолеть неуверенность, растерянность, страх, боязнь.
Музыкальный руководитель использует здоровьесберегающие технологии: интонационно-фонетические упражнения, дыхательные и артикуляционные гимнастики, арттерапию.
Бондаренко Т.В. тесно сотрудничает с родителями, провела тренинг по теме
«Воспитание способности тонко чувствовать певческую музыку».
Родители с детьми старшей группы «Звездочки» приняли участие в районном конкурсе «Театральные сезоны», показали музыкальную сказку «Маму надо слушать». Наш детский сад занял в районном конкурсе — 2 место, что является результатом кружковой работы.
Необходимость посещения организации кружка для ребенка
Для многих родителей вопрос записи ребенка в кружки остается актуальным. Организации предлагают широкий список различных кружков и секций, в которых ребенок может развиваться и увлекаться новыми увлечениями. Однако, не всегда родители осознают необходимость записи ребенка на дополнительные занятия.
Посещение организации кружка является важным элементом развития ребенка. Он получает возможность учиться и развиваться в интересующей его области, находить новых друзей, расширять кругозор. Кружки представляют собой не только место для занятий, но и позволяют ребенку вырабатывать навыки самостоятельности, организации своего времени и планирования. Более того, дополнительное образование является достойным дополнением к образовательной программе в школе, раннего развития или детском саду.
Зарегистрироваться на кружок можно разными способами. В некоторых случаях достаточно подойти в организацию и заполнить заявку на запись ребенка. В других случаях можно воспользоваться услугой госуслуг, где родитель может узнать о свободных местах и записаться онлайн через личный кабинет. Также возможен вариант оплаты занятий через госуслуги. Для этого родитель должен обладать необходимыми документами, такими как сертификат категории «дополнительное образование».
В случае платных кружков, родители могут оплатить занятия самостоятельно или воспользоваться возможностью получить бесплатное обучение с помощью сертификата. Для получения сертификата и бесплатного посещения кружка необходимо узнать, в какие кружки действует данная программа и заполнить заявку на получение сертификата в установленные сроки. После получения сертификата можно подать заявку и записать ребенка в выбранный кружок.
Отчёт о работе кружка в ДОУ
Были поставлены следующие задачи:
- Развитие творческого мышления у детей.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие навыков работы с различными материалами.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности.
Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.
Использовались разные формы проведения занятий:
- беседа,
- рассказ преподавателя,
- подготовка к работе,
- изготовление произведений,
- выставка работ,
- дарение.
В конце года дошкольники научились:
- работать с бумагой;
- работать с ножницами и клеем;
- планировать работу, озвучивать свои идеи;
- изготовлять поделки из бумаги для подарка;
- реализовывать творческие задумки.
В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе
В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.
ДОУ оказывает услуги по дополнительному образованию (кружковая работа), предусмотренные лицензией на образовательную деятельность, Положением ДОУ, уставом ДОУ. Организованная работа кружков позволяет максимально удовлетворить запрос родителей на развитие индивидуальных способностей детей, их творческого потенциала.
Цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;
• развивать творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
• обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
• создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
• способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.
Танцевальный кружок «Топотушки»
Средняя группа — 4-5 лет, старшая группа — 5- 6лет, подготовительная группа 6- 7лет
Руководитель кружка: Гладышева Инна Адольфовна
Старшая группа — 5- 6лет, подготовительная к школе группа — 6- 7лет
Руководитель кружка: Пирожник Валерия Александровна
Кружок «Лесенка успеха»
Старшая группа — 5-6 лет, подготовительная к школе группа — 6-7 лет
Руководитель кружка: Лапшина Наталья Юрьевна
Кружок «Букварик» для детей 6-7 лет
Руководитель кружка: Петрович Алина Сергеевна
Бесплатный кружок по обучению игре в шахматы «Шахматная азбука» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, 5-6 лет
-
Школьная доска сделать самому
-
Протокол отчетно выборного профсоюзного собрания в школе
-
A dog and three dollars краткое содержание
-
Смерть нефертити краткое содержание
- Использование сдо в школе
Английский язык
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией.
Задачи:
- Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций;
- Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором;
- Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.
Виды и формы работы с дошкольниками :
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.
Основными видами деятельности детей являются:
- игра;
- общение со взрослыми и сверстниками;
- экспериментирование;
- предметная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- проектная деятельность;
- детский труд.
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы на занятиях английским языком:
- имитация;
- использование игр;
- создание ярких запоминающихся образов.
Кружок по нетрадиционной технике рисования «Акварелька»
Педагоги МБДОУ «Детский сад «Тополёк» большое внимание уделяют художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель Конопацкая С.В
в течение 2,5 лет проводит кружковую работу по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» с детьми разновозрастной группы «Непоседы»
Воспитатель Конопацкая С.В. в течение 2,5 лет проводит кружковую работу по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» с детьми разновозрастной группы «Непоседы».
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционной техники рисования.
В связи с особенностями возраста детей на каждом занятии педагог использует приёмы: художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Педагог включила в план кружковой работы взаимодействие с семьёй: привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке, наглядной информации; организацию выставок детских работ для родителей.Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Они сталиактивнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас,возрос интерес кхудожественному творчеству.
Дети являются активными участниками конкурсов и выставок работ. В октябре в районном конкурсе «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» были представлены работы 2-х воспитанников: Колосова Кристина «Святая Богородицы», Щепелев Степан «На зелёном лугу».
В ноябре проведена выставка работ «Нетрадиционные техники рисования», выполненных в разной технике: набрызг с использованием трафаретов, рисование тычком жесткой кистью, поролоном, оттиском.
Кружки, способствующие развитию речи и коммуникации
В детском саду играет важную роль развитие речи и коммуникационных навыков у детей. Ведь именно раннее развитие этих навыков помогает детям успешно адаптироваться в обществе и общаться с окружающими людьми
Поэтому в выборе кружков для дошкольников следует обратить внимание на те, которые способствуют активному развитию речи и умению эффективно общаться
Вот несколько кружков, которые могут быть полезными для развития речи и коммуникации в детском саду:
- Кружок театрализованной игры – в процессе актерской игры дети учатся выражать свои эмоции и мысли, улучшают артикуляцию и память, а также развивают творческое мышление и воображение.
- Кружок драматического чтения – занятия по чтению и интерпретации текстов помогают детям развивать навыки голосовой модуляции, выразительности речи и понимания текста.
- Кружок журналистики – занятия в этом кружке помогают детям выражать свои мысли письменно и устно, формируют навыки задавания вопросов и работу с информацией.
- Кружок иностранных языков – изучение иностранного языка помогает развивать речь и коммуникативные умения, расширяет кругозор и активизирует память.
- Кружок речевого развития и логопедии – занятия, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие речи, помогают ребенку улучшить артикуляцию, словарный запас и грамматические навыки.
- Кружок постановки и ведения диалога – на занятиях дети учатся правильно и ясно слушать собеседника, выражать свое мнение и аргументировать свои мысли, улучшают навыки активного общения.
- Кружок публичных выступлений и ораторского искусства – занятия в этом кружке помогают детям развивать уверенность в себе, ораторское искусство и навыки публичных выступлений.
Участие в этих кружках способствует не только развитию речи и коммуникации, но и общему развитию ребенка, его эмоциональному и интеллектуальному росту. Комбинирование различных кружков поможет детям разносторонне развиваться и готовиться к школьной жизни.
Учим петь красиво! Песня «Зимушка хрустальная»!
Опубликовал 01.02.2023 | Автор
Пугачева О.Г.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 3 – 5 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна
Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.
Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что не у всех детей достаточно сформирована музыкальная культура, такие дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.
Был организован кружок «Мечта» (для развития музыкальных и актёрских способностей), занятия на котором помогает сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Занятия в кружке обеспечивают укрепление физического, психического и психологического здоровья детей и направлены на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
В начале занятия музыкальное приветствие, распеваемся, затем я исполняю песню с сопровождением, провожу беседу о характере и настроении песни. Разбираем текст песни, каждую фразу, разъясняю смысл некоторых непонятных слов «хрустальная», «искристый», правильное и отчётливое их произношение.
После беседы дети повторно слушают песню с сопровождением, уже более глубоко и внимательно. Затем, я проигрываю мелодию на фортепиано без сопровождения, чтобы дети услышали одну мелодию.
При разучивании использую следующие приемы, настройку на первом звуке; зеркало-это игровой, вокальный приём, дети стараются повторить за мной; пение мелодии без инструмента; исполнение мелодии на фортепиано; разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе.
Слаженность исполнения я развиваю с помощью показа момента вступления, используя дирижёрские жесты или с помощью мимики, но следует стремиться не только к одновременности пения, но и выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру песни.
Поэтому я использую яркое исполнение и образное слово при разучивании песни. Песню мы учим частями, фразами, предложениями, куплетами.
Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение
Песня – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.
Оплачиваемые кружки для детей: каким образом помогает сертификат дополнительного образования?
Для родителей, желающих записать ребенка на дополнительные занятия, сертификат дополнительного образования может стать настоящим помощником. Он дает возможность получить определенные льготы при оплате кружков и секций, помогая значительно сэкономить семейный бюджет.
Для начала, родитель должен узнать, какие кружки доступны для оплаты посредством сертификата. Для этого необходимо обратиться в организацию, в которой ребенок хотел бы заниматься, и узнать, какие кружки/секции принимают оплату данным документом.
Помимо самого сертификата, родителю необходимо предоставить ряд других документов, таких как паспорт ребенка, медицинскую справку, а также документы, подтверждающие родственные отношения с ребенком.
Однако, стоит учитывать, что сертификат дополнительного образования не гарантирует мгновенной записи ребенка на все кружки и секции, поскольку может существовать ограниченное количество мест. Поэтому необходимо зарегистрироваться заранее и уточнить, есть ли свободные места в выбранном кружке.
Сертификат дополнительного образования также позволяет оплатить занятия в кружке или секции через государственную услугу. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму на портале госуслуг и следовать указаниям, указанным в инструкции. После оформления заявления, родитель может быть уверен, что занятия ребенка будут оплачены с помощью сертификата.
Таким образом, сертификат дополнительного образования является полезным инструментом для родителей, позволяющим значительно сэкономить при оплате кружков и секций для детей. Он обеспечивает возможность записи ребенка на занятия, предоставляет льготы при оплате и помогает справиться с финансовыми трудностями, связанными с дополнительным образованием ребенка.
Кружки для дошкольников младших и средних групп
Кружки в младшем и среднем возрасте помогают увлечь интересной деятельностью, развивают усидчивость, способствуют всестороннему развитию малышей. Для этой возрастной группы актуальны следующие направления:
- развитие речи;
- активизация познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики.
Рекомендуются также кружки, связанные с творчеством, интеллектуальной («развивайки») и оздоровительной (спортивные секции) деятельностью.
Например, кружок «Акварелька» по изобразительной деятельности обучает воспитанников техникам нетрадиционного рисования. Рисование с детьми 3-4 лет всесторонне влияет на их развитие. У детей не только появляются знания и умения в этой области, но и развивается моторика, коммуникативные умения, пополняется словарный запас, малыш получает положительные эмоции.
Повышенные потребности – широкие возможности
Дело в том, что образовательная программа реализует минимальный образовательный стандарт. Но в детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Требования же нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Есть среди дошкольников одарённые и талантливые дети. К тому же, бывают в детском саду и такие родители, которые уже наметили ориентиры в жизненном пути своего ребёнка к успеху и карьерному росту. Им всем требуется расширенный и углублённый список образовательных услуг.
А где, как не у специалистов дошкольного образования, в образовательном учреждении, которому они доверяют, где есть все условия для занятий, получить их? Ведь не везде и не всегда у родителей есть возможность водить ребёнка в специализированные школы и студии. Детский сад может помочь потребителям своих образовательных услуг, создав систему дополнительных образовательных услуг в виде кружков, секций и студий по различным направлениям деятельности. Чаще всего это художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное направления, то есть танцевальные, театральные, художественные, прикладные спортивные кружки и секции.
Они могут быть продолжением (и углублением) образовательной программы – в этом случае мы говорим о так называемой внутренней интеграции.
Статья 45 Закона «Об образовании» гласит, что образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги и не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Возможно даже силами специалистов различных учреждений дополнительного образования, в рамках внешней интеграции ДОУ.
Монтессори-занятия
Цель дополнительных занятий: выстраивание индивидуальной траектории развития и обучения каждого ребёнка в специально организованной среде, путём предоставления детям свободы выбора разнообразных дидактических пособий и способов взаимодействия с ними.
Основные задачи:1) освоение навыков общественной жизни;2) развитие сенсомоторики, речи, письма, чтения, математических способностей;3) обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.4) интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогическогопроцесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка;5) повышение интереса к процессу познания нового как для себя, так и для окружающих людей;6) воспитание творческой активности, мыслящей личности.
“Горячая линия” по вопросам незаконных сборов денежных средств
Опубликовал 06.12.2022 | Автор
Список телефонов «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных учреждениях
Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры
ссылки: Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры
Список телефонов «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств
в общеобразовательных учреждениях
Департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района
Скрипова Вера Петровнаначальник отдела общего, специального и дошкольного образования
контактный телефон: 8 (3463)250-125
Телефоны специалистов департамента:
-заместитель директора Кривуля Анна Николаевна – по вопросам организации образовательного процесса и предоставления платных услуг -телефон (рабочий): 8(3463) 25-01-65;
-начальник управления экономики, анализа и целевых программ Жернова Алёна Михайловна – по вопросам финансовой деятельности образовательной организации (том числе о порядке, условиях, механизмах принятия решений о необходимости привлечения добровольных пожертвований)– телефон (рабочий): 8(3463) 25-01-26;
“Горячая линия” по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных учреждениях
Телефон доверия ФСКН России: +7 495 621-43-91
Единый телефонный антинаркотический номер: 8-800-345-67-89
Управление по взаимодействию с общественностью и средствами
массовой информации тел.: +7 495 983-53-60, +7 495 621-28-22 (факс)