Особенности группы детского сада
Младшая группа в детском саду способствует формированию и развитию мелкой моторики, учит детей соблюдать режим дня, создает условия для закаливания детей и улучшения правильной осанки. Особенность детского сада в том, что дети приходят в группу и уже сейчас учатся играть в группе и сосредотачиваться на предметах.
Средняя группа в детском саду предназначена для детей, которым исполнилось четыре года. Этот период в жизни детей отмечен развитием способности устанавливать связи между предметами, которые их окружают. Малыши также старательно копируют поведение взрослых и пытаются самостоятельно преодолеть небольшие трудности. Благодаря общению со сверстниками и взрослыми язык дошкольников значительно обогащается. Особенности средней группы в детском саду заключаются в том, что дети приобретают навыки не только правильного, но и организованного поведения дома, на улице и в детском саду. Группа также способствует формированию идей добра-зла и развитию творческих способностей.
Старшая группа — это третья возрастная группа детского сада, в которую зачисляются дети в возрасте от 5 до 6 лет, окончившие среднюю школу. В каждом детском саду каждый день проводятся различные развивающие занятия в зависимости от возраста и потребностей детей. Продолжительность этих занятий для старшей группы составляет 20-25 минут, они должны разделяться десятиминутными перерывами, а в середине желательна физкультминутка. Эти развивающие занятия могут быть самыми разнообразными — основы математики и экологии, уроки музыки, занятия рисованием и лепкой, развитие речи и знакомство с литературой. Занятия по интеллектуальному развитию должны перемежаться с физической активностью. Особенности поведения детей старшей группы заключаются в том, что у детей этого возраста более развито содержание игры. Сейчас игры — основной вид деятельности детей дошкольного возраста «участвуют» не только в действиях, но и в эмоциях и всевозможных социальных отношениях. Дети насыщают свои игры знаниями и опытом, приобретенными в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Существует несколько видов игр, которыми занимается ребенок старшей группы:
Дидактика;
Ролевая игра;
Подвижные игры;
Наблюдательные игры.
Старшая группа в детском саду имеет ряд особых требований к ребенку, поэтому родители должны подготовить к ним малыша, чтобы вхождение в первую социальную группу прошло для него безболезненно. Одно из требований заключается в том, что ребенок должен следовать аналогичному ритму жизни дома.
Дальнейший путь личностного и социального развития ребенка во многом зависит от того, как складываются его отношения с первым в его жизни социальным образованием — группой детского сада. Если все в порядке, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не задевая и не обижая, то можно надеяться, что в будущем он будет чувствовать себя нормально среди окружающих его людей.
Характеристика уровня развития группы детей
Для выявления характера взаимоотношений детей учитель должен провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским, и определить позиции, по которым одни дети становятся популярными, а другие — аутсайдерами. Для получения полной картины необходимо также проводить наблюдения, направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, беседовать с детьми для выявления мотивов игрового общения со сверстниками. Поэтому воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских отношений между детьми, так как основы социального и психологического здоровья ребенка закладываются именно в детском саду. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании норм общения между детьми
Важно, чтобы уже в детском саду дети научились ценить дружбу и товарищество, соглашаться с лучшими решениями, признавать свою правоту и признавать свои ошибки
Наиболее важной характеристикой группы является уровень ее развития. Основой для определения уровня развития группы в свете современных представлений является содержание ее деятельности и наличие социально значимых целей и ценностей, от которых зависит характер межличностных отношений
На этой основе создается психологическая типология групп. Высшим уровнем развития группы является коллектив, специфические характеристики которого обнаруживаются в деятельности и межличностных отношениях.
Коллектив в его социально-психологическом значении — это социальная группа высокого уровня развития, в которой межличностные взаимодействия и межличностные отношения опосредованы социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский, 1995).
Коллектив имеет следующие характеристики: 1) объединение людей во имя достижения определенной общественно признанной цели; 2) добровольное объединение; 3) сплоченность и целостность; 4) психологическая безопасность, взаимопомощь и взаимоподдержка; 5) наличие условий для проявления творческих способностей и всестороннего развития личности. Группы с высоким уровнем развития принципиально отличаются от всех остальных групп.
В группах с высоким уровнем развития при увеличении их численности не снижается вклад их членов в совместную деятельность, не ослабевает их мотивация; отсутствуют острые противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; существует положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом; создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.
По мнению А.В. Петровского, качественные отличия групп от групп более низкого уровня развития проявляются главным образом в особых взаимоотношениях, которые либо отсутствуют, либо слабо представлены в других группах
Среди таких психологических феноменов самоопределение человека в группе выступает как наиболее важное. Суть ее в том, что член высокоразвитой группы избирательно относится ко всем влияниям, даже в своем сообществе, принимает одни и отвергает другие, в зависимости от опосредующих факторов — убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности
В группах с высоким уровнем развития при увеличении их численности не снижается вклад их членов в совместную деятельность, не ослабевает их мотивация; отсутствуют острые противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; существует положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом; создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Акцентуации характера у подростков — Возрастная динамика развития характера
- Джордж александр келли, американский психолог
- Надежность и валидность тестов — Понятие теста
- Психологические особенности девиантного поведения младших школьников
- Межкультурные различия в выражении эмоций — Происхождение эмоций
- Задачи нейропсихологии
- Понятие и принципы инклюзивного образования
- Закрытая кадровая политика
- Конфликтность и возможности оценки предрасположенности личности к конфликтному поведению
- Перинатальная психология
Организационные моменты
Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Звоните: 8 800 511-39-66
- Поступления в школу.
- Решения юридических вопросов.
- Консультации у психиатра.
- Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
- Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
- Органов опеки и попечительства.
Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.
План воспитателя на сентябрь в средней группе
Сентябрь — месяц, когда дети начинают новый учебный год
Для воспитателя средней группы это время особенно важно, так как необходимо создать уютную и благоприятную атмосферу для детей, а также разработать план воспитательной работы на весь учебный год
Вот основные пункты плана воспитателя на сентябрь в средней группе:
- Организация знакомства. В первые дни учебного года воспитатель проводит знакомство с каждым ребенком, узнает их интересы и предпочтения.
- Создание распорядка дня. Воспитатель разрабатывает расписание занятий и отдыха, чтобы дети чувствовали себя комфортно и знали, что ожидать каждый день.
- Проведение адаптационных мероприятий. Воспитатель организует специальные занятия и игры, которые помогут детям адаптироваться к новому коллективу, привыкнуть к учебной рутине.
- Развитие коммуникативных навыков. Воспитатель проводит игры, упражнения и задания, направленные на развитие речи и общения у детей.
- Создание творческой атмосферы. Воспитатель организует занятия по изобразительной деятельности, музыке, танцам и другим видам творчества.
- Поддержка физического развития. Воспитатель проводит физические упражнения, зарядки, игры на свежем воздухе, чтобы дети оставались активными и здоровыми.
- Обучение правилам поведения и этикету. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения в группе, в школе, в обществе, а также с элементарными правилами этикета.
- Укрепление навыков самообслуживания. Воспитатель помогает детям развивать навыки самообслуживания, такие как одевание, раздевание, прием пищи и т.д.
Это лишь некоторые пункты плана работы воспитателя на сентябрь в средней группе. Каждый педагог может дополнить их в зависимости от потребностей своей группы и своих педагогических взглядов.
Определение приоритетных задач на первый месяц
В начале сентября, когда ребята из средней группы возвращает в детский сад после летних каникул, у воспитателя возникает важная задача — определить приоритетные задачи на первый месяц. Этот период играет важную роль в создании основы для продуктивного обучения и взаимодействия в группе.
В основе плана воспитателя должны быть следующие задачи:
- Адаптация детей к новым условиям.
- Создание комфортной атмосферы в группе.
- Знакомство детей между собой и с педагогом.
- Определение общих интересов и увлечений детей.
- Развитие социальных навыков.
- Восстановление утраченных навыков и знаний после летних каникул.
У воспитателя должен быть понимание о том, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Поэтому приоритеты могут меняться в зависимости от потребностей каждого ребенка в группе
Важно создать гармоничный баланс между общими задачами по адаптации и индивидуальными потребностями каждого ребенка
Следует также учесть, что первый месяц — это время, когда дети и воспитатель могут лучше узнать друг друга
Важно предоставить возможности для общения, игры и сотрудничества между детьми, а также создать условия для участия в групповых мероприятиях и проектах
Приоритетные задачи на первый месяц
Задачи
Действия
Адаптация детей к новым условиям
- Предоставление возможности ознакомиться с групповым пространством и материалами
- Установление режима дня и обучение правилам группы
- Поддержка индивидуальной адаптации для каждого ребенка
Создание комфортной атмосферы в группе
- Поддержка уютной и безопасной обстановки
- Регулярное общение с детьми
- Привлечение детей к созданию общего пространства
Знакомство детей между собой и с педагогом
- Организация игр и занятий, направленных на знакомство и взаимодействие
- Создание ситуаций, способствующих коммуникации и взаимодействию
Определение общих интересов и увлечений детей
- Проведение различных активностей и мероприятий
- Наблюдение и анализ предпочтений детей
- Поддержка развития индивидуальных интересов и увлечений
Развитие социальных навыков
- Проведение групповых игр и заданий, способствующих сотрудничеству и командной работе
- Поддержка конструктивного взаимодействия между детьми
- Воспитание навыков слушания, сотрудничества и эмпатии
Восстановление утраченных навыков и знаний после летних каникул
- Проведение игровых занятий для развития когнитивных навыков и памяти
- Поддержка индивидуального прогресса каждого ребенка
Характеристика для ПМПК дубль 2
Зрительная память у ребенка развита, определяет место предмета в ряду но не всегда правильно уравнивает предметы.
Пространственные представления сформированы, знает основные цвета.На занятиях по изо деятельности Кирилл старается, но не всегда хорошо получается. Приемами лепки владеет хорошо, но бывает что не завершает начатую работу до конца. Охотно выполняет работы по аппликации.
Достаточно развиты конструктивные навыки, постройки получаются устойчивые, соответствуют образцу.На физкультурных занятиях Кирилл занимается активно с желанием, старательно выполняет упражнения, но получается не всегда правильно.
В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием, но редко изъявляет желание быть ведущим в этой игре.На музыкальных занятиях занимается охотно, имитирует слова песни звуками.На занятиях по развитию речи лексика очень бедная.
Грамматический строй речи не сформирован. Навыки
Задачи комбинированных групп
Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.
О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.
Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.
Но вернусь к задачам комбинированных групп:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.
Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.
Характеристика детского коллектива
Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков.
За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные.
Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.
Общие социально-бытовые навыки: некоторые дети имеют трудности в овладении навыками самообслуживания.
Все дети развиты физически.
Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.
Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.
На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка.
Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.
Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных семей, 1 из неблагополучной.
Цель: выявить уровень развития детей старшей группы
Цель: Развивать диалоговую речь, закрепить понятия домашних, диких животных, учить классифицировать.
Цель: выявить уровень развития детей старшей группы
Цель: закреплять умение пользоваться ножницами
Цель :учить обобщению и классификации
Забор вокруг заячего дома
1. Развивать у детей умение пользоваться ножницами
2. Учить вырезать прямые полосы.
3. Воспитывать чувство сострадания.
-предложить собрать веточки. (воспитывать чистоплотность)
Цель: развитие памяти, ловкости и внимания.
1. Воспитывать интерес к худ. литературе
2. Развивать ответственность.
3. Учить детей слушать
Предложить помочь дворнику (воспитывать уважение к труду)
Цель: вызвать желание идти в садик. Создать хорошее настроение. Учить правилам поведения.
Материалы о воспитании и обучении:
Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том …
Лидерство как социально-психологический феномен В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому …
Сущность образования с онтологической точки зрения Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ …
Влияние личностных особенностей ребёнка на взаимоотношения в группе
Анализируя качества и способности самых популярных детей, можно понять, что вопрос популярности решался в основном в контексте игровых способностей детей. Исследования в работах В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, А.А. Рожак и других показывают, что положение и популярность детей в группе во многом зависят от их умения придумывать и организовывать общую игру. В исследованиях Т.А. Репиной позиция ребенка в группе также изучалась в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что с ростом успешности в этой деятельности увеличивается количество позитивных форм взаимодействия и повышается статус ребенка. Таким образом, популярность дошкольников основана на их активности — либо на умении организовать совместную игровую деятельность, либо на успехах в продуктивной деятельности.
Есть и другое направление, которое анализирует феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Результаты экспериментальной работы, проведенной под руководством М.И
Лысиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, оказывающие благожелательное внимание партнеру — доброжелательность, отзывчивость, восприимчивость к влияниям сверстников. И исследование O.O
Папир (под руководством Т.А. Репиной) выявил, что у самих популярных детей обостренная, ярко выраженная потребность в общении и признании, которую они стремятся удовлетворить. Давайте обратимся к вопросу о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изоляции? Известно, что в таких случаях полноценное развитие личности ребенка не может состояться, так как обедняется опыт освоения социальных ролей, нарушается формирование самооценки ребенка, что способствует развитию у него неуверенности в себе. В ряде случаев трудности в общении могут привести к тому, что у таких детей в качестве компенсации появляется недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессия. А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:
Ребенок стремится к сверстнику, но не включается в игру;
Ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
Ребенок отдаляется от сверстников, но они дружелюбно относятся к нему
Ребенок отдаляется от сверстников, и они избегают общения с ним.
Все эти трудности объясняются автором как нарушения одного или всех следующих условий «осмысленного общения»:
Наличие взаимной симпатии;
Наличие интереса к деятельности сверстников, желание играть вместе; группа детского сада.
Присутствие эмпатии;
Наличие способности «вписываться» друг в друга;
Наличие необходимого уровня игровых навыков и умений.
В то же время исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников, как правило, пользуются те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать инициативу другого
Именно эти качества — отзывчивость, сострадание, внимание к другому — наиболее высоко ценятся в группе детей. Эти качества обычно называют моральными качествами
Напротив, отсутствие этих качеств (бесчувственность и незаинтересованность по отношению к партнеру, враждебность и т.д.) приводит к отвержению ребенка и потере симпатии среди сверстников. Из этого можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте личностные особенности ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, определяющих его отношения с другими детьми и взрослыми и влияющих на формирование социального и психологического благополучия ребенка в группе сверстников
В связи с глубокими изменениями, происходящими между 3 и 7 годами, когда ребенок становится частью социальной среды, этот возраст можно считать начальным периодом формирования социального и психологического здоровья ребенка, когда впервые устанавливается набор основных характеристик, определяющих статус ребенка в группе. Перед педагогом стоит сложная задача найти способы содействия социальному и психологическому благополучию детей в группе сверстников.
Формирование личностных характеристик дошкольников происходит в значительной степени в процессе их взаимоотношений. Под влиянием отношений с детьми могут формироваться как положительные, так и отрицательные черты личности. Ведущая роль в формировании правильного взаимодействия между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.