«премудрый пескарь»: сатирическое творчество салтыкова-щедрина

Анализ сказки салтыкова-щедрина «премудрый пескарь»

Краткое содержание

На свете жил один пискарь. Пока его родители были живы, они часто учили сына, как надо жить. Умирая, отец наказал отпрыску «глядеть в оба», если хочется «жизнью жуировать». Герой огляделся и понял, что кругом подстерегают опасности:

  • рак перережет пополам клешнёй;
  • щука проглотит;
  • блоха вопьётся в хребет и замучает до смерти;
  • другие рыбы заберут пойманного комара и только зря истреплют, потому что на всех не хватит.

Но главная опасность — человек. Он может поймать рыбёшку сетью или удой и закинуть в уху. Трусливый герой вспоминал, что рассказывал ему отец. Когда тот был ещё маленькими, рыбаки поймали его неводом и уже хотели бросить в котёл. Но один старик сжалился и отпустил малыша. Отец на всю жизнь запомнил, как булькала вода в котле и замирали рыбы, «отведавшие» ухи.

Будни героя

Все эти рассказы роились в голове премудрого пискаря, и он решил, что лучше прожить потихоньку, поменьше показываясь на свет. Главное — избежать пасти щуки и клешней рака, да не попасться на уду.

Герой вырыл себе нору. Она была настолько тесной, что никто посторонний не мог бы там поместиться. Лунной ночью пискарь выходит на моцион, а днём лежал, боясь пошевелиться. В самый зной мудрец выходит на промысел. Но так как всё живое пряталось от жары, то пискарю приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.

Так прожил мудрый герой 100 с лишним лет. Со временем даже щуки стали хвалить его. Мудрец слышал это из своей норы, но не понимал, что рыбы специально беседуют о нём. Щуки надеются, что он возгордится и высунет голову из норы со словами: «Вот я!»

Семьи и детей у пискаря не было. Так он жил, пока не пришло время помирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Всё чаще пискарь слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие караси и другие рыбы:

  • остолоп, который не ест, не пьёт, а только свою жизнь бережёт;
  • дурак;
  • срамец;
  • идол, которого «вода терпит» неизвестно как.

Конец жизни

Под старость герой начал желать, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался, как удалось ему прожить столько лет и не попасть к щуке в пасть. Мудрому герою хотелось похвастаться своим умом, но никто не обращался к нему с вопросами. Казалось, рыбам нет до него никакого дела, так никчёмна и пуста была пискариная жизнь.

Чем старше становился мудрец, тем чаще забывался в дремоте. Ему снились чудесные сны, тело обволакивало приятной истомой, а в ушах слышался шёпот, который обычно бывает перед смертью. Однажды пискарю привиделось, что он выиграл 200 тысяч и стал большим

Он важно плавал туда-сюда и сам глотал щук. Во время этого сна его «рыло» оказалось снаружи

Однажды пискарь исчез. Автор не уточняет, куда он делся, потому что «этому делу» не было свидетелей, но предполагает такие варианты:

  • перешиб клешнёй рак;
  • проглотила щука;
  • сам умер и всплыл на поверхность.

В заключительном предложении рассказчик склоняется к тому, что мудрец, скорее всего, упокоился своей смертью. Ведь щука вряд ли станет глотать больного и дряхлого пискаря, да к тому же премудрого.

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Мудрого писателя» с декабря 1882 по январь 1883 года. Фоном для написания сатирического произведения послужило общественно-политическое положение в стране. Либерально настроенная прослойка интеллигенции предпочитала избегать активных действий, чтобы не создавать неприятностей. «Цвет общества» отсиживался в «потайных углах»: люди опасались за свою жизнь.

Как сказал сам Салтыков-Щедрин, «Мудрый кнут» — сатирическая повесть. Рассказ можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей так же уныла и тосклива, как и дни главного героя произведения, мудрого писаки (в 19 веке написание слова было именно таким).

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы  сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии,  пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

Отзыв о сказке «Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин обращался к своим современникам, интеллигенции, озабоченной только выживанием и сохранением своего положения, а не преобразованием мира. Сказка чрезвычайно актуальна в наше время, когда идея отказа от жизни во всех ее проявлениях активно пропагандируется и находит сторонников по всему миру. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат». Человеческой природе противно навязанное животное существование, направленное лишь на потребление пищи и одиночество (в современном мире еще и на онлайн-ресурсы вместо реальных впечатлений и достижений). Хотя от чисто физического сохранения конкретного индивидуума для человечества нет никакой пользы, особенно если он, как и пискарь, отказывается от воспроизведения своего рода. Сказка остро сатирическая, понятная и доступная.   

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?Больше всего в сказке «Премудрый пискарь» мне понравился отрывок, в котором пискарь осознает, к чему приводит его образ жизни, и в первую очередь, отказ от размножения. Он описывает картину нормальной жизни любого существа: воспитание в родной стихии, а не в темной норе, достаточное и разнообразное питание, общение с себе подобными. Тогда род пискарей не выродится и не измельчает. А те, кто «обезумев от страха, сидят в норах и дрожат», в высшей степени бесполезные пискари.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Аридовы веки – крылатое выражение, означающее большой промежуток времени, долголетия (Библейский Иаред прожил 962 года)
  • Верста – мера длины, равная 1,0668 км
  • Мутовка – узел на стебле растения
  • Кои — которые.
  • Пол-аршина – половина аршина. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,7112 м. Пол-аршина 71,12:2=35, 56 см.
  • Хайло — глотка

Подробный пересказ «Премудрый пескарь»

Жил-был пескарь. Его родители смогли прожить долгую жизнь.

Отец ему рассказал, что было в его жизни одно страшное событие, когда его выловили сетью рыбаки. Хорошо, что он был очень мал размером. Даже уху с него было не сварить, поэтому в сети он пробыл не долго. Рыбаки быстро выкинули его обратно в реку.

Пескарь осознал, что по размеру он, действительно, самый маленький в реке. После такой мысли ему стало вдруг жутко страшно. Ведь рядом было так много больших рыб, которые запросто могли съесть его и не поперхнуться даже.

Да что там рыбы! У него сил не было даже с сородичами побороться за лакомый кусочек еды.

Пескарь считал себя очень мудрым, он на всю свою пескариную жизнь запомнил, чему учил его отец в отношении личной безопасности в реке, поэтому принял решение, что будет жить в одиночестве всю свою жизнь.

Ему пришла мысль о том, чтобы сделать такую нору, в которую никто не смог бы проникнуть. Ему понадобился целый год для выдалбливания такой норы, ведь долбил он её в тайне ото всех своим маленьким носиком.

Пескарь подумал и решил, что он будет выплывать либо после полудня, когда уже вся рыба сыта, либо же ночью, когда ему совершенно ничего не угрожает.

Есть ему почти было нечего, так как всё съедали другие рыбы ещё рано. Но пескарь не особо расстраивался, ведь «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Когда-то он пробудился и заметил, что возле собственной норы его поджидает рак, который полдня караулил пескаря, но тот не выходил из неё. В иной день его уже подстерегал не рак, а щука, но главный герой смог и её обхитрить.

Уже в конце жизни щуки начали его восхвалять, ведь живёт он в тишине. Они до последнего надеялись на то, что тот всё-таки выползет из своей норы, но пескарь не поддался на их уловки.

И настало премудрому пескарю уже 100 лет. Всю жизнь он прожил один. Не было у него совершенно никого: ни друзей, ни родных, ни потомства. Он подумывал лишь об одном: «Слава богу! Кажется, жив!».

Перед гибелью, покоясь в собственной норе, главный герой внезапно задумался: если бы весь род пескарей жил так, как жил он, то уже бы их род давно вымер.

Так как для продолжения рода необходимы члены семьи, нужно, чтобы они были здоровы, сыты и бодры. Они должны общаться между собой и равняться друг на друга. После своих раздумий он понял, что совершенно бесполезен и ни на что не годен. Он просто прожил всю свою жизнь впустую.

Пескарь отчётливо всё обдумал и принял решение проплыть вдоль реки с поднятой вверх головой, но всё же не решился на такой смелый шаг. Он продолжил помирать: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Главный герой начал вспоминать все события своей жизни и осознал, что ему и вспомнить- то особо нечего, ведь всю свою жизнь он провёл в страхе.

Он так и не испытал ни счастья, ни хороших моментов. Даже на протяжении всего своего существования он не смог никому помочь. Раньше пескарь думал, что мимо проплывающие рыбы считали его мудрым, но, оказалось, что это совсем не так. Они говорили, что он остолоп и дурак.

После чего ему приснился сон о том, что он выиграл в лотерею. Теперь он «уже сам щук глотает». Во время отдыха его нос высунулся по своей воле из норы, и пескарь исчез.

После этого его никто не видел. Никто не знает, что с ним произошло, но многие полагают, что он просто умер и всплыл вверх. А большинство так думало потому, что никто не захочет есть старого и ни на что неспособного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого».

Михалыч, крамольный кот и ленивый пес

В сказке «Пре́мудрый пескарь» есть несколько основных персонажей, каждый из которых обладает своими уникальными чертами характера.

  • Михалыч – это простой, но добрый крестьянин. Он является главным героем сказки и окружен разнообразными животными. Михалыч отличается от остальных персонажей своей добротой и терпением. Он всегда готов помочь другим, даже если это причиняет ему неудобства или становится опасным.

  • Крамольный кот – это забавный и проказливый персонаж. Он очень любит дразнить других и причинять им неожиданные неприятности. Крамольный кот часто использовал свои хитрости, чтобы выдать Михалыча, и порой ему удавалось этого добиться. Однако он не всегда получал те результаты, которых ожидал, и сам становился жертвой своих собственных выходок.

  • Ленивый пес – это постоянный спутник Михалыча. Он отличается особой ленью и бездельничеством. Ленивый пес не любит работать и всегда ищет способы избежать труда. Он нередко становится причиной того, что Михалычу приходится выполнять больше работы, чтобы компенсировать его лень. Вместе с тем, ленивый пес является добрым и преданным другом Михалыча.

Во взаимодействии этих персонажей складываются забавные и увлекательные ситуации, которые обычно заканчиваются тем, что Михалыч находит выход из любой трудной ситуации благодаря своей проницательности и доброте.

Тема

Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.

В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».

Возможно, вам также будет интересна статья  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника

Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.

В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.

Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.

Гвоздобед, самонадеянный петух и своенравный бык

В сказке «Пре́мудрый пескарь» есть несколько основных персонажей, которые высмеиваются и критикуются за свои недостатки и недостойное поведение.

Гвоздобед — это петух, который считает себя самым умным и превосходным. Он владеет только небольшим количеством знаний и ничего не понимает в сельском хозяйстве. Гвоздобед постоянно обманывает своих товарищей, задирает перед ними перья и прикидывается чужим. В итоге он попадает в нелепые ситуации и становится объектом посмешища. Гвоздобед служит негативным примером самонадеянности и хвастливости.

Самонадеянный петух — подобно Гвоздобеду, этот персонаж также считает себя умнее других и гордится своими качествами. Он всегда готов рассказать о своих достоинствах и недостатках других. Но, на самом деле, петух не имеет никаких особых способностей или умений, а его самоуверенность лишь подчеркивает его глупость и наивность.

Своенравный бык — это персонаж, который всегда делает все по своему усмотрению и не слушает других. Он считает, что свои собственные потребности и желания важнее, чем интересы других. Бык часто тиранит других животных и не умеет сдерживать свой гнев и агрессию. Его своенравие и недостаток сотрудничества приводят к различным конфликтам и проблемам в сказке.

Сказка «Пре́мудрый пескарь» насмешливо и критически относится к персонажам Гвоздобеду, самонадеянному петуху и своенравному быку, показывая, что их недостатки и негативные черты характера приводят к несчастиям и неприятностям.

Примечания

  1. 1
    2
    Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» в этой сказке традиционно
    пишется через «и» — «пи
    скарь», в том числе в современных академических (с комментариями) изданиях Салтыкова-Щедрина. Некоторые детские иллюстрированные неакадемические издания называют главного героя согласно современным нормам — «пе
    скарь».
  2. 1
    2
    3
    Комментарии В. Н. Баскакова, А. С. Бушмина к изданию: М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Пестрые письма // Собрание сочинений в двадцати томах. — Том 16. — Книга 1. — С. 425-435.
  3. К. К. Арсеньев. Салтыков-Щедрин. СПб., 1906, с. 218-219.
  4. М. Е. Салтыков (Щедрин). Соч., т. V. М. — Л., ГИЗ, 1927, с. 496-497.
  5. Цит. по комментарию Т. Сумароковой в: Салтыков-Щедрин, М. Е. История одного города; Сказки / Предисл. Ю. Козловского; Коммент. Т. Сумароковой; Ил А. Самохвалова. — М.: Правда, 1984. — 400 с., ил. — С. 395.
  6. Инструкция царского правительства, запрещающая выдачу избирательных бланков нелегализированным партиям, введена после роспуска Думы первого созыва Николаем II.
  7. Премудрый пескарь // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. Вадим Серов. — М.: «Локид-Пресс», 2003..
  8. Кукрыниксы, иллюстрация к сказке Премудрый пискарь. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012.
  9. Премудрый пескарь, 1978
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». Рисунки М. Скобелева и А. Елисеева. Изд. «Детская литература», М. – 1973

премудрый пискарь, премудрый пискарь краткое содержание, премудрый пискарь читать

Вариант 2

Творчество Михаила Салтыкова-Щедрина наполнено аллегориями, ведь именно в такой форме и взрослым, и детям становились наиболее доступны основные мысли писателя. Автор часто обращался к жанру сказки и в иносказательной манере обличал человеческие пороки. Примером стало произведение «Премудрый пискарь», вышедшее в свет в 1883 году.

Совершенно очевидным становится тот факт, что образ пескаря в произведении иносказателен. Сказка начинается типичной фольклорной формулой «Жили-были», далее следует описание существования рыбки и ее смерть. Произведение аккуратно очерчивает тонкую грань между реальной жизнью и сюжетной линией «Премудрого пискаря». Жизнь героя сказки шла своим чередом, пока однажды смерть родителей не изменила пескаря. Перед кончиной родители попросили, во что бы то ни стало беречь себя и это абсолютно изменило ход последующей жизни маленькой рыбки: «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».

Пескарь стал жалким трусом, но объяснял свой страх перед любым действием тем, что бездействовать – это очень умно и не стоит никуда лишний раз соваться. Он находился в безумном ужасе перед всем вокруг – всем телом дрожал, если рядом с его норой проплывали другие рыбы, практически не ел и не спал и все свои сто лет провел в таком состоянии. Порой мечтал пескарь выплыть из своего укромного уголка и прожить полноценную жизнь – обзавестись женой и детьми, получать жалование и развлекаться, перекидываясь в карты, но так и не хватило духа у маленькой рыбки: «Жил – дрожал, и умирал — дрожал» — так описывает кончину героя автор.

Идея произведения заключается в отображении никчемной судьбы. Отказавшийся от полноценной жизни, пребывающий в постоянном страхе и вынужденный во всем себе отказывать, пескарь не только прожил бесцельную жизнь, но и потерял свою личность. «Мудрые» мысли пескаря и повторяющаяся фраза «Ах, что-то завтра будет» подчеркивают скудность и пустоту души пескаря, а также указывают читателю на бессмысленность такого существования.

В произведении «Премудрый пискарь» автор затрагивает важные социальные и политические проблемы России его времен. Образ пескаря является составным и включает в себя судьбы либералов того периода, которые предпочитали проживать праздные жизни, спрятавшись от окружающих проблем внутри государства. Эти люди не стремились изменить мир вокруг, они эгоистично заботились лишь о себе. Понимал пескарь все, что происходит вокруг, однако решительным действиям предпочитал полное бездействие и всепоглощающий страх перед вышестоящими с целью максимально обезопасить себя. Не случайно автор дает следующее описание своему герою: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать». Сказка обличает трусость и нравственную ничтожность, торжествовавшие в мире чиновничества.

Талант Михаила Салтыкова-Щедрина заключается в умении отразить всего в нескольких страницах сказки никчемность и бесполезность такого существования, отразив реальную действительность, заставляющую горько усмехнуться читающих.

Второстепенные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Все эти истории сильно напугали их сына. Можно сказать, что они во многом способствовали его отношению к жизни. В их образе автор воплощает образ старых дворян, знавших свое дело и умевших правильно расставлять приоритеты в жизни. Ведь старые пискари заботились о своей семье, любили своего ребенка и смогли его обеспечить, несмотря на враждебность окружающего мира. Они не впадали в крайности и были уравновешены, в отличие от сына.

Точно так же старое дворянство умело жить достойно, не впадая в разные крайности. Они работали, жили с народом, не гнушались малым почетным трудом и вкладывали свои силы в создание здорового общества. К сожалению, их сыновья и дочери не пошли по этому пути и стали трусливыми и бесплодными, как юный писака.

Сказка Премудрый пискарь

Жил-был кнут.

И его отец, и мать были умны; мало-помалу, но медленно жила в реке сухая веки, и не попала ни в колу, ни в град щука. Заказал такие же сыну. «Послушай, сынок, — сказал умирающий старый писец, — если хочешь прожить жизнь, посмотри на обоих!»

И у молодого писателя был ум. Он стал расходиться с этой злобой и видит: куда ни повернется, везде проклят. Кругом, в воде, плавают все большие рыбы, а он самый маленький из всех; любая рыба может проглотить его, но он не может проглотить никого.

Да и не пойму: зачем глотать? Рак может разрубить его когтем пополам, водяная блоха может укусить горку и замучить до смерти. Даже брат строчит — а он, как только увидит, что поймал комара, бросится всей стаей его уносить. Отберут и начнут драться друг с другом, только комара потреплют даром.

А мужчина? Что это за злобное существо! какие бы уловки он ни изобретал, чтобы его, писака, погубить напрасной смертью! И сачок, и сачок, и головы, и норота, и наконец.. Иду на рыбалку! Кажется, что может быть глупее уда? — Нитка, крючок на нитке, червяк или муха на крючке… Да и как они носятся? в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на побегушках у всех и ловится хлюпик!

Старый отец не раз предупреждал его об уде. «Больше всего следите за удом! — сказал он, — ибо хоть это и глупейший снаряд, но у нас, писак, что тупее, то вернее. Накинут нам муху, как будто хотят на нас вздремнуть; ты цепляешься за него — но смерть в мухе!»

Старик также рассказал, как однажды он пропустил удила в ухо. В это время их ловила целая артель, раскинули сеть по всему берегу реки и так версты две проволокли по дну. Страсть, сколько рыбы тогда поймано!

И щуку, и окуня, и голавля, и плотву, и гольца — даже диванного леща подняли из ила со дна! И писаки сбились со счета. И какие страхи он, старый писака, питал, пока его волокли по реке, — это ни в сказке рассказать, ни пером описать. Он чувствует, что его ведут, но не знает, куда. Видит, что у него с одной стороны щука, а с другой окунь; он думает: грубо говоря, теперь и тот, и другой хотят его съесть, но не трогают…

«В то время было не до еды, брат, вот и все!» Все думают об одном: смерть пришла! но как и зачем она пришла — никто не понимает. Наконец стали опускать крылья невода, вытащили его на берег и стали спускать рыбу с катушки в траву. Именно тогда он узнал, что такое ухо. Что-то красное трепещет на песке; от него поднимаются серые тучи; и было так жарко, что он тотчас онемел.

Даже без воды тошнит, а потом сдаются… Слышит — «огонь», говорят. А на «огонь» этого черного что-то ставится, и в нем вода идет, как в озере, во время бури, тряской. Говорят, это «горшок». И вот, наконец, стали говорить: клади рыбу в «котел» — будет «уха»! И они стали бросать туда нашего брата. Рыбак бросит рыбу — сначала нырнет, потом, как сумасшедший, выскочит, потом опять нырнет — и затормозит.

«Ухи» означает, что вы попробовали это. Валили и валили сначала без разбору, а потом старик посмотрел на него и говорит: «Какой он толк, от младенца, до ухи! пусть растет в реке!» Я взял его под жабры и выпустил в открытую воду. А он, не тупи, во все лопатки — родной! Он бежал, а его пищалка выглядывала из дыры ни живая, ни мертвая…

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Анализ 3

Сказка Салтыкова — Щедрина полна смысла и мудрости. Это не просто произведение, написанное для детей, но и для их родителей.  Для всех взрослых. Автор  раскрыл тему человеческих пороков в данной сказке.

Салтыков-Щедрин был мастером эзопово языка, отлично знал русский фольклор и хорошо умел через него передавать тот смысл, который хотел донести. Написание сказки «Премудрый Пескарь» прежде всего связанно с политическими событиями того времени. Именно поэтому автор сатирически поднимает тему гражданского долга и смелости.  Салтыков- Щедрин против того, чтобы человек проявлял себя с пассивной точки зрения, когда дело касается государства, в котором проживает. В этом и заключается гражданский долг не только чтить себя гражданином страны, но и всячески помогать в решении сложных, в том числе политических задач.

Главный герой – это рыба пескарь, который прожил от рождения до старости в страхе, что с ним что-то произойдёт. И так на протяжении всей жизни пескарь выдумывал себе страх и опасность, которые поджидали его за углом, поэтому прятался в донной тине. У него не было друзей, семьи, детей, он не сделал ничего хорошего ни для кого, никогда не старался узнать правду и вступиться за неё, местные жители никогда не понимали пескаря и считали его сумасшедшим.

Но в старости, когда пескарю стукнуло, более стони лет, он начал жалеть, что так ужасно прожил всю долгую жизнь. В этом и иронизирует автор, над долгожительством рыбы.  И вот уже пескарь хотел выплыть из норы и в последний момент испугался. Его вновь затрясло и он, как ошпаренный отпрянул от выхода.  В скорости пескарь умер во сне, так и не увидев мира из-за своего вечного, воображаемого страха.

Мир всегда таил в себе много опасностей. Да его могли выловить, он мог попасть в сети и т.п. Но тогда бы он научился их преодолевать, да и потом жизнь была бы наполнена хотя бы  смыслом, как у других рыб. Они испытали всё радость, горе, веселье, боль. То, что должен испытать каждый в этом мире.

Пескарь- образ застенчивого, запутавшегося обывателя. Ему ничего не нужно лишь бы самому быть целым и невредимым

И даже не важно, какая будет жизнь или жалкое существование.  Так же автор здесь затронул вечную тему смысла жизни. Получается, что рыба жизнь прожила просто так

Финал стал логическим завершением этой грустной и поучительной сказки. Премудрый пескарь хотел прожить жизнь, чтоб его не заметили, так его и не заметили, поэтому, когда он умер никто и не спросил, что с ним случилось.

Идея, тема, проблемы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: