Виды спортивных залов
От назначения зала зависит его размер, форма, конструктивные особенности. Обычно выделяют два вида спортивных залов: специализированный и универсальный. Предназначение специализированного спортивного зала — конкретный вид деятельности. Наиболее распространенным типом спортивного зала является зал с оборудованием, предназначенный для занятий спортивной гимнастикой, и игровой зал с площадками для баскетбола и волейбола. Универсальные спортивные залы позволяют одновременно или попеременно заниматься несколькими видами спорта. Универсальные залы обычно бывают трех типов: большой, средний и малый. Площадь спортивного зала прямоугольной формы рассчитывается исходя из конкретных значений длины и ширины зала. Величина длины большого спортивного зала 42 м, среднего — 36 м, малого — 30 м, соответственно, значение ширины большого спортивного зала 24 м, среднего и малого — 18 м.
Площадь обычного тренажерного зала рассчитывается следующим образом: на одного человека выделяется от 5–6 м², для аэробного зала — 2 м² на каждого занимающегося. Учитываются туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, помещение для персонала. Обычно минимальные габариты спортивного клуба лежат в диапазоне от 140 до 250 м², все зависит от числа потенциальных посетителей и количества тренажеров. Оптимальной площадью считается около 200 м² — на такой площади можно спокойно разместить самые популярные тренажеры. Слишком маленький размер потребует исключения некоторых тренажеров, поэтому придется более тщательно продумывать комплектацию зала. Можно продумать специализацию зала — определиться с контингентом посетителей. Обычно на один силовой тренажер расходуется от 5 м² (а лучше 7 м²), для кардиотренажера — от 9 м² (эллипсоид, беговая дорожка). Для компактного кардиотренажера — около 4 м² (велотренажер, степпер). Площадь любых фитнес-зон может быть больше, если имеется свободное пространство.
Хорошая вентиляция играет огромное значение при любой величине спортивного зала
Важно избегать застаивания воздуха для создания комфортных условий для занимающихся. Спертый воздух, сквозняк, душное помещение могут вызвать неприятные ощущения и ухудшение самочувствия
Отработанный воздух, насыщенный углекислым газом, должен удаляться, в помещение должен подаваться чистый воздух, необходимо избегать сквозняков.
Основные и расширенные варианты комплектации школьных спортивных залов
Конечно же, многие спортивные залы комплектуются в индивидуальном порядке, исходя из особенностей учебной программы и акцентов, сделанных руководством школы на развитие того или иного вида спорта. Но независимо от индивидуальных особенностей, есть общие рекомендации по оснащению, исполнение которых обязательно в рамках государственной образовательной программы. С точки зрения необходимой и обязательной комплектации, зал должен иметь следующее оснащение:
- Атлетическое оборудование – сюда относятся все виды турников, перекладин, брусьев и прочего оборудования для силового и атлетического развития;
- Тренажеры – гимнастические приспособления для развития физической силы, ловкости, координации;
- Маты – обязательны для использования при выполнении гимнастических заданий, помогут защитить детей от травм при случайных падениях на пол;
- Оборудование для командных состязаний – мечи, наборы кеглей, волейбольные сетки, кольца для баскетбола, эстафетное снаряжение и многое другое, необходимое для командных и состязательных игр среди учащихся;
- Силовые снаряды – гири, гантели, штанги с лежаками и многое другое для развития мускулатуры и силовых видов спорта, как правило, необходимы для оснащения в старшей школе.
- Оборудование для хранения – стеллажи, шкафчики и прочее оборудование позволят поддерживать порядок в зале и обеспечить рациональное хранение спортивных принадлежностей.
Соблюдая минимальные требования к комплектации залов, можно создать комфортную для детей игровую обстановку, позволяющую освоить все основные нормативы по физкультуре.
Требования по оснащению уличных спортплощадок
Наличие открытых, оснащенных спортивных площадок, хоть и не является обязательным требованием, но крайне желательно для каждой школы. Физические упражнения на свежем воздухе максимально полезны и введение их в школьную программу позволит повысить уровень здоровья детей, улучшит их физическую подготовку.
Уличные площадки, комплектуются оборудованием, относящимся к категории малых архитектурных форм. Изготавливается оборудование из металла, с защитными покрытиями от образования коррозии и преждевременного износа. Применяются специальные решения, снижающие вероятность получения травм.
Среди оснащения уличных площадок, можно найти турники, перекладины, брусья, лестничные стенки, дуговые лестницы и многое другое. Также могут использоваться многофункциональные площадки с оснащением для игры в волейбол, баскетбол, футбол и прочие подвижные игры.
Наличие открытой площадки с профессиональным оснащением, гарантия того что ученики будут расти здоровыми, проявляя интерес как к самостоятельным физическим занятиям, так и выполнению обязательных требований обучающей программы.
1 Область применения
1.1 Настоящий Свод правил предназначен для проектирования массовых типов физкультурно-спортивных залов, которые без конструктивно-планировочных изменений могут быть доступны также для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, при зафиксированных в задании на проектирование условиях.
1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование новых и реконструируемых физкультурно-спортивных залов для:
— гимнастики спортивной и художественной, акробатики;
— наиболее распространенных спортивных игр (бадминтон, баскетбол, волейбол, теннис, теннис настольный);
— единоборств (бокса, борьбы, тяжелой атлетики);
1.3 Габариты и разметка игровых площадок и мест проведения соревнований (занятий), параметры зон безопасности (в том числе над игровым полем) установлены правилами проведения соответствующих видов соревнований и являются обязательными как технологические требования.
Параметры физкультурно-спортивных залов с сопутствующими группами необходимых помещений, приведенные в настоящем Своде правил, являются функционально-технологической основой составления программы проектирования спортивных зданий и комплексов, которые следует проектировать по соответствующим строительным нормативным документам (см. рисунок 2).
1.4 Положения документа следует использовать для определения единовременной наполняемости залов по пропускной способности мест проведения занятий, а также для расчета оборудования вспомогательных помещений: гардеробных, умывальных, душевых, уборных для занимающихся, инвентарных при физкультурно-спортивных залах и т.п., дающих возможность полноценного функционирования физкультурно-спортивных залов.
1.5 Настоящий Свод правил не включает специальные залы для занятий инвалидов, физкультурные залы образовательных учреждений (детских дошкольных и общеобразовательных), специализированные залы для занятий детских спортивных секций, а также зоны залов с местами для зрителей.
1.6 Положения Свода правил распространяются на проектирование физкультурно-спортивных залов, которые могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях и в спортивных комплексах, так и при встраивании в другие сооружения.
1.7. Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. При включении их в задание на проектирование положения данного документа становятся обязательными для проектировщиков и экспортирующих организаций.
5.3.5 В тех случаях, когда зал предназначается для вида (видов) спорта, которым занимаются как мужчины, так и женщины, раздевальных для занимающихся при этом зале должно быть не менее двух (мужская и женская). Если же зал предназначается для вида спорта, которым занимаются только женщины (например, художественная гимнастика) или только мужчины (например, бокс), то раздевальная предусматривается одна (мужская или женская), при этом число мест для переодевания и число двухъярусных закрытых шкафов в ней принимаются на 100% занимающихся в смену.
5.3.6 Для удобства подсчета площади раздевальных во всех случаях рекомендуется пользоваться таблицей 5.3. В ней приведены удельные показатели площади, при этом учтены необходимое число шкафов (или их отсутствие), скамей для переодевания с необходимым числом мест, проходов надлежащей ширины, а также размещение в раздевальной мойки для ног и умывальника.
При одной и той же пропускной способности физкультурно-спортивного зала число занимающихся, одновременно пользующихся раздевальной, зависит от принятого в проекте числа помещений раздевальных. Следует иметь в виду, что уменьшение мест в каждой раздевальной повышает комфорт, но ведет к увеличению суммарной площади всех раздевальных.
5.3.7 Места для переодевания инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть запроектированы:
Соотношение числа мест для переодевания инвалидов-опорников в различных типах раздевальных определяется заданием на проектирование. Суммарная численность мест должна соответствовать единовременной пропускной способности сооружения (группы сооружений), используемого инвалидами.
Площади раздевальных для переодевания инвалидов рекомендуется принимать по расчету в соответствии с таблицей 5.4.
-
Инсценировка песни к дню матери в школе
-
Новогодний утренник детский сад 222
-
Гнев тиамат краткое содержание
-
261 детский сад новокузнецк закрыли
- Покоритель волн краткое содержание
Как определить нормы комплектации при закупке
Для того чтобы правильно рассчитать необходимость в техническом оснащении, инвентаре и приспособлениях необходимых для спортивного зала, необходимо учитывать следующие факторы:
- Количество учащихся, разделение учащихся на возрастные группы с разными уровнями физических нагрузок;
- Площадь, количество спортивных залов, разделение на залы для начальной и старшей школы;
- Показания обязательной программы для школ по проведению уроков физкультуры, освоению отдельных видов спорта и спортивных дисциплин;
- Наличие приоритетных спортивных направлений для школы, наличие собственных команд, участвующих в соревнованиях;
- Наличие спортивных секций, действующих для учащихся после уроков.
Подходя к выбору типа оборудования и общей комплектации с учетом интересов всех учеников, можно создать и обустроить универсальный спортивный зал, для эффективных занятий.
Климат контроль: требования к температуре и влажности.
В раздевалках поддерживается 20-22 °C, а в помывочной – не менее 25 °C.
Уроки проводят только в хорошо проветренном помещении и с доступом свежего воздуха в течение урока (п. 6.7).
Открывается 1-2 фрамуги с подветренной стороны, если на улице скорость ветра не более 2 м\с и температура воздуха выше + 5 °C.
Если на улице ниже – 10 °C и ветер более 7 м\с – проветривают зал без наличия учеников не более 1.5 мин., но на больших переменах до 10 мин.
Важно! В зале не должно быть ниже + 14 °C, как только термометр показывает эту цифру – проветривание прекращают
Освещение и лампы в спортзале школы.
Без естественного освещения (без окон) могут быть помещения, где хранятся снаряды, в кладовках и складах, уборные и душевые.
Лампы в спортивных залах ставят люминесцентные (ЛБ, ЛЕЦ, ЛХБ), но допускаются и обычные лампы накаливания, при этом нормативы по яркости освещения снижаются на 2 ступени.
Норматив при люминесцентных – 200 лк, при «лампочках Ильича» — 100 лк. Желательно не использовать эти два типа освещения одновременно, а выбрать что-то одно.
Все лампочки должны быть защищены прочной сеткой от удара мячом. Трубы, батареи закрываются плотной сеткой или деревянными щитами на высоту не более 1.8 м.
Пол в спортивном зале делают деревянным, доски плотно прилегают друг к другу, с хорошей амортизацией, без зацепок и щелей. Окрашивают полы в зале силикатной или эмульсионной краской, чаще коричневого цвета.
Раздевалки при спортивном зале должны быть отдельными для девочек и мальчиков, оборудованы скамейками и крючками для одежды.
Дополнительно, рядом – располагаются туалетные комнаты, душевые кабины со смесителями, горячей и холодной водой.
На полах – решетки для мытья, на стенах – полочки, шкафчики для туалетных принадлежностей. Полы в душевых должны быть выстланы керамической плиткой (мозаичной). Запрещено делать мраморные, цементные полы.
Допускается использовать близлежащие залы, при условии, что они отвечают всем существующим санитарно-гигиеническим правилам. Удаленность зала должна быть небольшой, чтобы ученики успевали на урок.
Загрузка…
Слишком долго?
Перезагрузить документ
|
Открыть в новой вкладке
Школьные спортивные залы
Школьные уроки физкультуры имеют не меньшее значение, чем любые другие предметы. Подавляющее большинство школьных предметов развивает умственные способности. Физкультура же позволяет развивать тело и дух. Ребенку требуется движение — это биологическая особенность растущего организма, которая позволяет ему нормально формироваться и развиваться. Школьные спортивные залы относятся к универсальным вследствие разнообразия форм и содержания практических занятий на уроках. Помимо занятий и тренировок универсальный спортивный зал может вмещать локальные соревнования, массовые мероприятия, танцы.
Существуют регламенты, которые прописаны в специальном документе о требованиях, — их необходимо учитывать во время оборудования спортивного зала. К сожалению, в России многие учебные заведения не соблюдают данные регламенты, что ставит под угрозу здоровье и безопасность учащихся.
Лучшее расположение для спортивного зала — первый этаж, где также должен быть отдельный блок с выходом на открытую спортзону. Принята следующая структура спортивного зала: по две душевые и раздевалки, два туалета, комната для оборудования, для учителя. После переодевания учащиеся должны сразу попадать на занятие, не пересекаясь с посторонними людьми.
Крестовский остров, —> Петроградская, —> Крестовский остров, Петроградская
100 м 2 , 800 руб./час
Проспект Большевиков, —> Проспект Большевиков
470 м 2 , 2000 руб./час
Технологический институт 1, —> Технологический институт 1
100 м 2 , 500 руб./час
Крестовский остров, —> Петроградская, —> Крестовский остров, Петроградская
100 м 2 , 800 руб./час
Проспект Большевиков, —> Проспект Большевиков
470 м 2 , 2000 руб./час
Технологический институт 1, —> Технологический институт 1
100 м 2 , 500 руб./час
Размеры спортивных залов определенным образом нормируются для обеспечения наиболее эффективного процесса и поддержания определенного состояния воздуха. Размеры спортивного зала и их число зависят от количества обучающихся. Если число классов в школе варьируется от 8 до 20, площадь спортивного зала должна составлять 162 м². При наличии 20–30 классов — 288 м², от 40 классов — два зала (144 и 288 м²). Если в школе 50 классов, площадь большого спортивного зала должна быть 450 м², маленького спортивного зала — 144 м². Как правило, назначения маленьких спортивных залов — занятия с учащимися начальных классов.
Спортивные залы достаточных размеров обеспечивают оптимальную площадь для занятий, необходимый объем воздуха и безопасность занятий
Поэтому важно учитывать и количество занимающихся в зале: цифра рассчитывается следующим образом: от 4 м² площади помещения и от 18–20 м³ объема зала на каждого ученика. Рассчитать оптимальную высоту для спортивного зала можно исходя из общих размеров пространства, ее значение должно быть от 4,8–6 м
В зале обязательно должна быть хорошая вентиляция. Если ее недостаточно, а размеры зала малы, то содержание углекислоты в воздухе сильно превысит норму, возрастет содержание пыли и микробов. Для воздухообмена необходимо в перерывах между уроками проветривать помещение.
В идеале окна в спортзале располагаются с двух сторон для хорошего освещения и возможности сквозного проветривания. Может совмещаться искусственное и естественное освещение. Оконные стекла обычно ограждаются сетками или решетками для того, чтобы обеспечить безопасность учащихся.
Оптимальный режим: влажность 30–50%, движение воздуха 0,06–0,25 , температура 15–17 °С. Создание оптимального микроклимата за счет грамотно подобранных габаритов спортивного зала — очень важная задача. Подбираются системы отопления и вентиляции, за счет чего можно соблюсти основные гигиенические требования.