Применение метода включенного наблюдения в психологии: анализ преимуществ и недостатков на примерах

Психологическое наблюдение: суть метода, достоинства и недостатки

Как провести включенное наблюдение

Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.

Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.

Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.

Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:

  • Примечания.
  • Фото.
  • Видео или звукозаписи.

Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.

Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

  1. по уровню формализованности:
  • контролируемое;
  • неконтролируемое;
  1. по месту проведения:
  • естественное;
  • лабораторное;
  1. по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
  • включенное;
  • не включенное;
  1. по условиям организации процесса:
  • открытое;
  • скрытое;
  1. по регулярности проведения:
  • систематическое;
  • случайное.

В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов. Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.

В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.

Определение 2

Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.

Определение 3

Скрытое наблюдение позволяет определить особенности поведения отдельных личностей и группы в целом, увлечения участников, существование микрогрупп, систему отношений, имеющую место в наблюдаемом коллективе.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 4

Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.

Определение 5

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.

Определение 6

Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Определение 7

Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.

Определение 8

Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.

Определение 9

Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Классификация и виды наблюдения

Полевое

Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

Лабораторное

Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

Индивидуальное

Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

Коллективное

Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

Случайное

Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека. Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

Преднамеренное

Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.

Систематическое

Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

Нeсистeматическое

Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

Пoлнoе

Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

Непoлное

Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия

Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров

Сплошное

Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

Выборочное

Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

Закрытое

Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».

Включенное

Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.

Прямое

Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

Косвенное

В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

Спровоцированное и неспровоцированное

Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

Объективное самонаблюдение

Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

Общие сведения[]

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

И т. д.

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Сбор результатов

Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении

Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда

Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.

Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.

Протокол наблюдения: пример

Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей). Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения

Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников

Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.

Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.

День наблюдения: вторник.

Начало наблюдения: 11.30.

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Наблюдение как метод исследования 480 руб.
  • Реферат Наблюдение как метод исследования 270 руб.
  • Контрольная работа Наблюдение как метод исследования 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное

В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Сбор результатов

По окончанию метода включённого наблюдения в психологии начинается этап сбора результатов и анализа полученных данных. Для сбора результатов исследователи могут использовать различные техники и инструменты, а именно:

  • Наблюдение на непосредственном месте – исследователь наблюдает за поведением и действиями участников наблюдаемой группы, записывая все наблюдения в специальные таблицы или дневники.
  • Аудиозаписи и видеозаписи – исследователи могут использовать аудио- или видеозаписи для более детального анализа поведения участников.
  • Самоотчёты и интервью – участники наблюдения могут заполнять специальные анкеты или проходить интервью, чтобы передать свои собственные впечатления и оценки доступа.
  • Проявление в физической реакции – исследователи могут анализировать не только понятной или видимые поведение участников, но и физические реакции, такие как сердечный ритм или мышечная активность.
  • Анкеты и тесты – исследователи могут задавать участникам определенные вопросы в форме анкет или тестов для более объективной оценки их восприятия и понимания происходящего.

Сбор результатов подразумевает организацию и обработку данных, с целью выявления закономерностей и паттернов. На основе полученных результатов исследователи могут делать выводы и формулировать общие законы и принципы поведения участников наблюдения.

Протокол наблюдения: пример

Приведем пример протокола наблюдения для исследования взаимодействия детей в детском саду.

Дата и время: 10 мая 2022 года, 9:00-11:00.

Локация: Детский сад «Радуга».

Цель: Изучить формы взаимодействия детей в игровом процессе.

Протоколист: Иванова А.С.

Участники:

Дети 1 группы (возраст 3-4 года):

  1. Андрей (A)
  2. Мария (М)
  3. Даниил (Д)

Дети 2 группы (возраст 4-5 лет):

  1. Александр (Ал)
  2. Екатерина (Е)

Анализ протокола наблюдения:

Время Участники Действия и комментарии протоколиста
9:15 А, М, Д Дети играют вместе в песочнице. А строит замок из песка, М и Д помогают ему. А: «Давайте сделаем еще вышку!»
9:30 А, М, Е А и М играют в «дочки-матери». Е хочет тоже поиграть, но А отвечает: «Только девочки могут быть мамами».
10:00 Ал, Е Ал и Е смотрят книжку вместе, вместо слов меняются картинками. Ал: «Что это?», Е: «Это машина».
10:30 Е, Д Е просит Д помочь ей соединить игрушечные железки. Д соглашается и объясняет, как это сделать: «Вот так и вот так.»

Выводы:

  1. Наблюдение показало, что дети активно взаимодействуют друг с другом в процессе игры.
  2. В некоторых ситуациях дети проявляют предвзятость на основе пола (только девочки могут быть мамами).
  3. Дети демонстрируют навыки совместного решения задач (помощь в постройке замка, объяснение правил игры).
  4. Взаимодействие между детьми разных возрастных групп также наблюдается (совместное чтение книжки, помощь в соединении игрушек).

Этапы процедуры исследования методом наблюдения

Процедура исследования методом наблюдения обычно включает следующие этапы:

Определение целей исследования. На этом этапе исследователь определяет основные цели исследования, то есть то, что он намерен изучать и чего он хочет достичь. Четко сформулированные цели помогут определить фокус наблюдения и выбрать соответствующие методы и приемы.

Разработка протокола. Исследователь разрабатывает протокол, который включает в себя описание того, что именно будет наблюдаться, какие аспекты или категории будут фиксироваться. Также определяются критерии и способы регистрации данных. Протокол может быть структурированным или неструктурированным в зависимости от конкретного исследования.

Выбор объектов. Исследователь выбирает объекты или явления, которые он будет наблюдать. В зависимости от целей исследования это может быть группа людей, животные, события или процессы.

Сбор данных. На этом этапе исследователь проводит наблюдение в соответствии с протоколом. Он аккуратно и систематически наблюдает, записывает и фиксирует данные, относящиеся к предмету исследования. Данные включают запись времени, описание наблюдаемых событий, фиксация поведения, регистрация важных деталей и другие сведения.

Анализ данных. После сбора данных исследователь анализирует полученные материалы. Он может использовать качественные или количественные методы анализа, чтобы выявить закономерности, тренды, паттерны и т.д

Важно сохранять объективность и последовательность при анализе данных.

Интерпретация и выводы. На последнем этапе исследователь интерпретирует полученные результаты и делает выводы на основе проведенного наблюдения

Он может сопоставлять данные с имеющейся литературой, теориями или предыдущими исследованиями.

Этапы проведения включенного наблюдения

На подготовительном этапе проведения наблюдения выделяются проблема, цели наблюдения, формулируются задачи. Далее разрабатывается схема наблюдения, включающая критерии и единицы наблюдения, предусматривается количественное оценивание результатов в виде психологического шкалирования или хронометража.

На основном этапе проводится наблюдение по разработанным параметрам. При проведении данного этапа проявляется субъективизм исследователя. В связи с этим важным является устранение субъективизма при наблюдении явлений и событий следующими способами:

  • упрощаются единицы наблюдения;
  • обеспечивается систематизированность наблюдения;
  • разделяются этапы наблюдения и интерпретация результатов наблюдения;
  • вводятся дополнительные наблюдатели;
  • разводятся наблюдатель и автор, проводящий исследовательскую работу.

На последнем этапе проведения наблюдения обрабатываются и интерпретируются результаты. Результаты наблюдения представляются в виде количественного и качественного анализа. Качественный анализ позволяет описать события, явления, нюансы эмоций, чувств, поведения человека, количественный анализ способствует представлению результатов наблюдения в виде таблиц, диаграмм по определённым критериям, показателям, параметрам.

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Плюсы и минусы наблюдения

Метод наблюдения имеет ряд достоинств и преимуществ, которые делают его ценным инструментом исследования.

Главные плюсы:

  1. Естественность — предоставляет возможность исследователю наблюдать без вмешательства или изменения исследуемой ситуации, что позволяет сохранить естественность поведения и событий.
  2. Реалистичность — позволяет изучать явления и события в режиме реального времени в их естественной среде. Это дает возможность получить первичные данные, учесть контекст и динамику происходящего.
  3. Гибкость и адаптивность — помогает исследователю быстро реагировать на изменения и анализировать различные аспекты исследуемого явления. Исследователь может выбирать, что наблюдать и как фиксировать данные, в зависимости от развития исследования и новых вопросов, возникающих по ходу работы.
  4. Обнаружение новых аспектов — позволяет получить новые знания и обнаружить ранее невидимые или непредсказуемые аспекты и взаимосвязи. С его помощью можно выявить новые тренды, паттерны или поведенческие закономерности, которые могут стать основой для дальнейших исследований или гипотез.
  5. Высокая внутренняя валидность — исследователь может видеть и регистрировать фактическое поведение и явления, что снижает возможность искажений или неточностей, связанных с памятью или отчетностью участников.

Метод наблюдения также имеет некоторые ограничения и недостатки, которые следует учитывать при проведении исследования.

Главные минусы:

  1. Субъективность и искажения — существуют риски субъективных оценок и искажений со стороны исследователя. Восприятие и интерпретация событий могут отличаться от одного наблюдателя к другому, что может влиять на объективность и надежность полученных данных. Примеры типичных искажений — гало-эффект, ошибка центральной тенденции, эффект снисхождения, ошибка контраста.
  2. Ограниченность области исследования — есть ограничения по доступности и видимости наблюдаемых явлений. Некоторые объекты могут быть недоступными для прямого наблюдения из-за ограничений времени, пространства, этических соображений или сложности доступа.
  3. Непредсказуемость и уникальность событий — некоторые события или явления являются уникальными, непредсказуемыми или редкими, что делает сложным их наблюдение. В таких случаях ограничивается возможность повторяемости и подтверждения результатов.
  4. Ограничения в полноте данных — данный метод может предоставлять только те данные, которые наблюдаются и фиксируются исследователем. Это может ограничивать полноту и всесторонность полученной информации, особенно в ситуациях, когда некоторые аспекты не могут наблюдаться или записываться.
  5. Этические соображения — в некоторых случаях могут возникать этические проблемы, особенно когда требуется наблюдать частную жизнь или поведение людей без их согласия или осведомленности. Защита приватности и конфиденциальности является важным аспектом в проведении исследования методом наблюдения.

Важно отметить, что с появлением новых технологий, таких как видеозапись, цифровые системы и дистанционное наблюдение, данный метод стал более точным, объективным и доступным для исследователей. Эти технологические инновации дали возможность более детального и всестороннего наблюдения различных явлений и ситуаций

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: