Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений; ; и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Педагогическое руководство
Практическая работа – это взаимодействие ученика и учителя в таких ролях, чтобы ученик максимально себя проявил
Руководство педагога при выполнении практических работ очень важно, так как оно позволяет студенту сориентироваться, почувствовать ответственность и приступить к работе. От педагога в первую очередь требуется четкое и понятное изложение сути работы, а также качественно проведенный инструктаж
Все это позволяет студентам не бояться действовать самостоятельно, а понять смысл работы и четко осмыслить последовательность всех действий. При этом они должны чувствовать, что в любой непонятной ситуации педагог придет на помощь и сориентирует их в том или ином сложном вопросе.
При этом сам преподаватель тоже должен четко исследовать последовательность действий при проведении практических занятий. Например, практическая работа 10 класса предполагает много самостоятельных экспериментов, которые требуют от ученика максимальной сосредоточенности, так как неправильная последовательность действий может привести к неожиданному результату. Именно поэтому педагог обязан четко проверить подготовленность учеников к самостоятельной работе. Он должен убедиться в том, что они обладают достаточной теоретической и практической базой знаний, иначе в следующий раз студенты будут опасаться самостоятельной работы, и эффективность снизится. Также необходимо воспитать в учениках чувство самоконтроля, чтобы они понимали, что результаты зависят от них, и действовали осознанно и последовательно.
Что включает в себя понятие?
Практическое задание подразумевает под собой несколько видов работы. Чаще всего это лабораторные занятия, конкретные упражнения и различные семинары. Большую роль также играют аудиторные занятия, которые необходимы детям для выработки навыков взаимной работы.
Если практические занятия проводятся систематически, то они позволяют закреплять полученные знания. Наилучший график таков, чтобы после 2-3 лекционных занятий следовала практика. Именно такого способа обучения придерживаются высшие учебные заведения. Все это позволяет логически усваивать материал и правильно его интерпретировать. Но при этом если лекция дает более обобщенную информацию, которую довольно трудно усвоить, то практика все это подтверждает визуально, что позволяет понять саму суть сложной информации. Кроме того, ученики понимают, что им не поможет зубрежка материала, а необходимо будет доказать свой уровень знаний на практике.
Личностный подход
Практическая работа – это взаимодействие, которое происходит на личностном уровне. Когда преподаватель объясняет что-то всему классу или группе, то он общается сразу со всеми, но когда он подходит к конкретному человеку, то между ними устанавливается личностный контакт
Очень важно, чтобы педагог умел находить общий язык с разными учениками и каждому доносил информацию с различных точек зрения. При этом надо учитывать, что каждый студент имеет свою скорость усвоения и переработки информации
Это не должно злить или выводить из себя учителя, так как он как профессионал должен понимать, что это вполне нормально и у всех разные интеллектуальные способности. Сложность заключается в том, чтобы совершенно разным детям качественно донести одну и ту же информацию.
Как правильно делать практическую работу по биологии
Правила оформления лабораторной или практической работы по биологии. Оформление лабораторных и практических работ осуществляется в соответствующей тетради или специальных альбомах. Посередине строки записывают номер лабораторной/практической работы. Далее каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование.
13.05.2023 Как правильно написать практическую работу
Практическая работа — это обязательная часть обучения, которая предполагает самостоятельную работу учащегося с применением различных методов и инструментов. будут рассмотрены требования к оформлению практических работ, а также то, что включает этот вид самостоятельной работы по разным предметам — географии, математике и др.
Практическая работа, как вид самостоятельной работы, имеет свои требования к оформлению. Все практические работы должны начинаться с титульного листа, который содержит информацию о наименовании работы, имени и фамилии учащегося, классе и дате. Далее следует описание цели работы и краткие теоретические сведения, необходимые для понимания основных понятий и идей. Работа также должна содержать описание технического оснащения и методики проведения эксперимента, а также полученные результаты и их анализ.
Практические работы проводятся по разным предметам, например, по географии. Практические работы по географии могут разделяться на обучающие и итоговые (проверочные), в зависимости от того, какие образовательные цели перед их проведением стоят. Результаты работы должны быть представлены в обязательном порядке.
В то же время, практические работы по математике предполагают самостоятельное решение задач, условия которых задаются в моделях, схемах или чертежах. Обязательной частью работы является финальное решение поставленной задачи, промежуточные выводы по практической части курсовой работы и описание практического эксперимента и используемых данных.
Важным элементом практической работы является описание хода работы, который отвечает на вопрос «Что делали?». Ход работы включает краткий конспект всех действий, которые были выполнены во время эксперимента. Он задается в методических указаниях и должен быть выполнен в полном соответствии с представленными требованиями.
Практическая работа — это обширное понятие, охватывающее множество различных видов самостоятельной работы. Кроме индивидуальных заданий и заданий на конспектирование лекций, практическая работа может включать подготовку рефератов, выполнение лабораторных работ, проектов и т.д. Главной целью практической работы является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков, что также способствует лучшему усвоению материала.
Таким образом, практическая работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и требует от учащихся соответствующей подготовки и внимательности в выполнении требований по её оформлению.
Как проводить и анализировать результаты
Проведение практической работы включает в себя ряд этапов, начиная от планирования и подготовки, и заканчивая анализом полученных результатов.
Во-первых, перед началом работы необходимо определить ее цели и задачи. Четкое сформулирование целей поможет достичь желаемых результатов и обосновать выбор методов и инструментов, которые будут использованы в процессе работы
Также важно определить гипотезы или предположения, которые будут проверены в ходе практической работы
Затем следует подготовить необходимые материалы и инструменты для проведения эксперимента. Это может включать в себя подбор и настройку необходимого оборудования, разработку программного обеспечения или создание экспериментальных образцов.
После этого проводится непосредственно практическая работа
В этом этапе важно строго соблюдать методики и процедуры, описанные в плане работы. Используйте таблицы, графики или другие средства визуализации результатов для наглядного представления данных
После окончания эксперимента приходит время для анализа полученных результатов. В процессе анализа необходимо оценить достоверность полученных данных, проанализировать их связь с поставленными целями и задачами работы. Используйте статистические методы анализа данных для получения объективных результатов.
В заключение следует сформулировать выводы на основе анализа результатов. Они должны быть точными и четкими, отражать соответствие полученных результатов предположениям и гипотезам. Выделите основные результаты работы и их практическую значимость.
Не забывайте оформить отчет о практической работе. В нем следует указать цели и задачи работы, описание методик и процедур, привести полученные результаты, а также оценить их достоверность и сформулировать выводы.
Проведение практической работы и анализ полученных результатов – это важный этап в исследовательской и практической деятельности. Он позволяет проявить свой научный подход и умения работы с данными, а также дает возможность получить новые знания и опыт.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Как правильно оформлять
Несмотря на все разнообразие тематик и содержания, требования к оформлению практической части курсовой едины:
- Объем — около 30 % размера всей работы, приблизительно такой же, как и теоретического раздела, но не больше его. При средней норме курсовой 30 страниц — это 9-10 листов.
- Большие (свыше 2/3 формата А4) таблицы и наглядный вспомогательный материал (карты, фото, рисунки, схемы) выносятся в приложения, на них делаются отсылки.
- За основным текстом также помещаются:
- формулы;
- спецификации чертежей;
- описания экспериментальной аппаратуры;
- данные опросов;
- разработанные инструкции и методические рекомендации;
- справочные материалы (отчетность, документация предприятий, статистика и т. д.).
- Графики, таблицы, чертежи и другие нетекстовые материалы оформляются по образцам ГОСТов.
- Сохраняется общий с остальными частями стиль оформления: шрифт, поля, нумерация страниц.
Не в каждой курсовой обязательно писать практическую часть. Но если она предусмотрена, то делать это стоит с особой тщательностью. Содержательные и правильно оформленные прикладные главы имеют особую значимость, поскольку не только свидетельствует, что теоретическое изучение курса и практикум прошли на отлично, но и показывает готовность студента к самостоятельной карьере в науке и бизнесе.
Основные принципы практической работы
Практическая работа представляет собой комплексное обучение, основанное на активной деятельности студента. Она направлена на приобретение практических навыков и умений, применяемых в реальной жизни или в конкретной области деятельности.
Основные принципы практической работы включают:
- Активность студента. Практическая работа предполагает активное взаимодействие студента с учебным материалом, самостоятельное решение задач, выполнение практических упражнений.
- Постепенность и систематичность. Практическая работа строится последовательно, начиная с простых заданий и постепенно переходя к более сложным. Она позволяет студенту систематизировать и углубить полученные теоретические знания.
- Комплексность и целостность. Практическая работа объединяет различные аспекты учебного материала, позволяя студенту видеть целостную картину и понять взаимосвязь между его различными компонентами.
- Проверка и обратная связь. Практическая работа подразумевает проверку выполнения заданий и обратную связь со стороны преподавателя. Это позволяет студенту оценить свои результаты и получить рекомендации для дальнейшего улучшения.
Основные принципы практической работы содействуют эффективному обучению и помогают студенту глубже усвоить учебный материал, применить его на практике и развить свои практические навыки. Это позволяет студенту быть готовым к решению реальных задач в своей профессиональной деятельности.
Методы и оборудование
Лабораторные работы:
- Используются стандартные методы и приборы для анализа веществ и измерения физических параметров.
- Часто требуют специальной подготовки оборудования и реагентов для проведения опыта.
- Образцы обычно несложны и специальными методами их подготовки не требуют.
- Используются методы статистического анализа и оценки погрешности, чтобы получить повторяемые и точные результаты.
- Иногда лабораторные работы могут использовать компьютерные программы для обработки данных.
Практические работы:
- Используются разнообразные методы и инструменты, в зависимости от назначения работы.
- Часто требуют креативного подхода к решению задачи.
- Образцы могут быть более сложными и могут требовать специальных методов их подготовки.
- Используется метод прямого наблюдения и оценки результатов, вместо статистического анализа.
- Оборудование может включать компьютеры, принтеры, программное обеспечение и другие технические средства.
Сравнение:
Лабораторные работы | Практические работы |
---|---|
Стандартные методы и приборы | Разнообразные методы и инструменты |
Специальная подготовка оборудования и реагентов | Креативный подход к решению задачи |
Несложные образцы | Более сложные образцы, требующие специальных методов подготовки |
Статистический анализ и оценка погрешности | Прямое наблюдение и оценка результатов |
Может использовать компьютерные программы для обработки данных | Оборудование может включать компьютеры, принтеры и программное обеспечение и т.д. |
Карты-инструкции
Практическая работа по географии, как и занятия по другому предмету, предполагает определенный инструктаж, который чаще всего представляется в виде карты. Она состоит из следующих элементов:
- Тема.
- Цель.
- Оборудование и инструменты.
- Ключевые вопросы.
- Суть работы.
- Методические рекомендации.
Ценность таких карт в том, что они позволяют студентам работать самостоятельно, но опираться на определенную схему.
Практическая работа в 9 классе подразумевает, что ученик уже достаточно взрослый для того, чтобы догнать пропущенный материал, если он по какой-либо причине отсутствовал на уроке. Именно благодаря подобным инструкциям ученик сможет легко сориентироваться в теме и провести необходимые эксперименты, опираясь на карту инструкций.
Оценка
Очень часто современные студенты пользуются ГДЗ. Практическая работа в таком случае выполняется идеально, потому что она копируется с готовых источников. Именно поэтому преподаватель должен всегда добавлять некий уникальный элемент в практическую работу, который будет индикатором того, сам человек делал работу или нет. Опытные преподаватели всегда знают, когда работа была просто переписана откуда-то. Часто такие задания приносят ученики, которые не блещут знаниями, тем не менее их работы идеальны.
Профессиональный педагог всегда внедряет одно или два творческих задания, которые придуманы им же, либо делает проверочный тест, которого нет в самой работе. Это покажет студенту, что ему придется разобраться в теме, и исключительно хорошую оценку он может получить только в том случае, если задействует все свои знания.
Примеры практических методов обучения
Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».
Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»
Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека.
Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.
Для проведения игры класс делят на три группы:
- врачи и медсестры;
- пациенты;
- эксперты.
В процессе игры пациенты приходят на прием к врачам, изображают симптомы болезней органов дыхания, а задача врачей — выслушать пациентов ,задать профессиональные вопросы и поставить точный диагноз. Эксперты наблюдают за ходом игры и оценивают знания тех и других по данной теме, определяют правильность диагнозов и назначаемых профилактических мер, а также оценивают актерские способности участников. Каждый эксперт ведет записи и ставит баллы врачам и пациентам, а в конце оглашает результаты.
Эффективность практических методов
Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.
Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.
Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.
Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное. Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели. Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).
Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные. Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса. В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.
Основная цель обучения
На сегодняшний день требования законодательства таковы, что ученик или студент должен на выходе из учебного заведения получить максимальные практические знания, которые он легко сможет применить на практике. Уже давно на первом месте не стоит теория, которая мало применима в деле. Гораздо важнее то, как человек умеет обращаться с информацией, как может ее применять и анализировать. Современный человек должен быть мобильным для того, чтобы быстро получать новые знания, подстраивать их под уже имеющуюся картину мира и выбирать наиболее рациональные способы решения той или иной проблемы.
Оформление практической части курсовой: план работы
Ранее мы уже писали о том, как оформить титульный лист, и введение
Так что сейчас сосредоточим наше внимание на том, как должна правильно оформляться практическая часть в курсовой работе
Как писать практическую часть курсовой, соблюдая все правила? Изучить методические рекомендации на кафедре. В них должным образом прописывают все требования к студенческим работам.
План работы практическая части курсового проекта
Практическая часть курсовой работы должна иметь чёткую структуру. Это позволит студенту в правильном порядке излагать данные, грамотно агрументировать теоретические положения и ничего не забыть в процессе. Вот как она примерно может выглядеть:
- Вступление, в котором необходимо подробно описать объект изучения;
- Формулировка цели и задач исследовательской части курсовой работы;
- Обоснование методов исследования курсовой;
- Описание практического эксперимента и данных, которые будут использоваться;
- Решение, анализ или другое действие, необходимое для эксперимента;
- Финальное решение поставленной в начале задачи;
- Промежуточные выводы по практической части курсовой работы.
Что должно быть в практической части курсовой, чтобы её было интересно читать? Изображения, схемы, диаграммы, таблицы и другие графические изображения, которые позволят проиллюстрировать данные и ход действий студента.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Как начать практическую часть курсовой работы
Чтобы экспериментальная часть выглядела уместной и имела логическую связь с теоретической, стоит воспользоваться определёнными клише для практической части курсовой работы. Среди них можно назвать такие:
С целью решить поставленные задачи..
были проведены следующие исследования…
Для обоснования данных было проведено анкетирование среди аудитории…
Вашему вниманию предоставляются данные, которые были получены…
Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия…
Участникам опроса задали следующий перечень вопросов…
С этой целью был изучен ряд данных…
Примеры для исследования взяты с ресурса…
Результаты эксперимента собраны в таблице №…
На следующей схеме (изображении/чертеже/диаграмме) можно увидеть…
Следует обратить внимание на тот факт, что…. Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё
Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:
Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё. Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:
- Основываясь на приведённых выше примерах, можно сделать вывод…
- Учитывая изложенные факты, можно утверждать, что…
- Из результатов эксперимента видно, что…
- Анализ вышеизложенных фактов позволяет сделать такие выводы…
- Таким образом, мы можем констатировать…
- Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что…
- Подводя итоги эксперимента, стоит сказать…
- Вышеизложенное подтверждает/доказывает…
Эти же фразы помогут сформировать выводы ко всей курсовой работе, а не только к исследовательской части.
Для написания практической части курсовой стоит изучить все данные