Ожог, Василий Павлович Аксенов — рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Оценка редакции (1-10):
Краткое содержание
В романе «Ожог» Василий Аксенов бесстрашно и остроумно говорит о своих современниках, пугающе — о сталинских лагерях, откровенно — о любви, честно — о высокопоставленных мерзавцах, романтично — о молодости и о себе и, как всегда, пронзительно — о судьбе России. Действие романа разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму 60-70-х гг. и «столице Колымского края» Магадане 40-50-х гг. «Ожог» вырвался из души Аксенова как крик, как выдох. Невероятный, немыслимо высокий градус свободы — настоящая обжигающая проза.
-
Мы смерти смотрели в лицо краткое содержание
-
Туарег книга краткое содержание
-
Сердце не камень спектакль et cetera краткое содержание
-
Конкурс новогоднее чудо в детском саду
- Дети райка краткое содержание
Гранатовый Браслет Краткое Содержание
После резкой критики в адрес Аксенова писатель в том же году вышел из Союза писателей — в знак протеста против исключения из него Виктора Ерофеева и Евгения Попова ,. В июле 1980 года Аксенов временно выехал в США, где узнал о том, что его с супругой лишили советского гражданства. Существует версия, что Аксенов, якобы организовал альманах специально для того, чтобы на него ‘начались гонения’, поскольку он ‘давно собирался покинуть СССР’ и ‘ему был нужен повод’.
После отъезда в Америку Аксенов поселился в Вашингтоне, столице США, и стал преподавателем университета Джорджа Мейсона. С 1981 года он начал вести курс русской литературы в различных университетах США (семинар ‘Современный роман — упругость жанра’, а затем курс ‘Два столетия русского романа’ ). Параллельно с этим в 1980-1991 годах Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией ‘Свобода’. В эмиграции Аксенов становится автором романа ‘Желток яйца’ (1989), который был написан по-английски, а затем переведен автором на русский. Книга ‘В поисках грустного бэби’ (1987) основана на американских впечатлениях писателя ). В 1989 году Аксенов посетил СССР по приглашению американского посла Джека Мэтлока ,.
В 1990 году Аксенову было возвращено советское гражданство, однако перебираться в Россию он не стал. В конце 1990-х годов (по другим данным — в 2002 году ), после того как Аксенов закончил свою преподавательскую деятельность в США, он перебрался в Европу и купил себе дом во Франции, на побережье Атлантики — в Биаррице. Аксенов часто приезжал в Москву. ‘Можно категорически сказать, что мое возвращение в Россию состоялось’, — заявлял писатель в 2007 году ,.
В эмиграции Аксенов создал такие произведения, как романы ‘Бумажный пейзаж’, ‘Московская сага’ и ‘Кесарево свечение’. Он также выпустил книгу ‘Десятилетие клеветы’, представляющую собой собрание радиоскриптов ‘Свободы’ , и написал несколько пьес (‘Ах, Артур Шопенгауэр’, ‘Цапля’). В 2004 году писатель получил премию ‘Букер — открытая Россия’ за роман ‘Новые вольтерьянцы и вольтерьянки’, опубликованный впервые в журнале ‘Октябрь’ ,. В 2005 году Аксенов был удостоен одной из высших наград современной Франции — Ордена литературы и искусства.
Василий Аксенов Остров Крым Краткое Содержание
В дальнейшем Аксенов продолжал активно работать: одними из его последних произведений были романы ‘Москва-Ква-Ква’ и ‘Редкие земли’ , ,. В октябре 2007 года в честь 75-летия со дня рождения Аксенова мэром Казани Ильсуром Метшиным было принято решение организовать I Международный литературно-музыкальный фестиваль ‘Аксенов-фест’. На фестиваль приехали известные писатели и поэты, в том числе и сам Аксенов. В январе 2008 года у находящегося в Москве Аксенова случился инсульт. Сообщалось, что писателю внезапно стало плохо, когда он находился за рулем автомобиля, в результате чего произошло незначительное ДТП.
Аксенов был доставлен в 23-ю московскую больницу. По некоторым данным, писателя, находившегося в бессознательном состоянии, в порядке общей очереди несколько часов держали в коридоре приемного отделения. К вечеру того же дня консилиум принял решение перевести частично парализованного Аксенова в НИИ имени Склифосовского, где его обследовали и прооперировали (у него был обнаружен был тромб в сонной артерии) ,.
В марте 2008 года Аксенов был переведен в госпиталь имени Бурденко. В последние полтора года Аксенов перенес еще несколько операций.
В феврале 2009 года у писателя возникли осложнения, его состояние оценивалось лечащими врачами как крайне тяжелое. 6 июля 2009 года Василий Аксенов скончался , ,. На вопрос о его политических взглядах и пристрастиях Аксенов в 2001 году заявлял: ‘Я консервативный либерал или либеральный консерватор’.
Он отмечал, что отречется от родины, если в России ‘начнется восстановление памятников Сталину’. В 2007 году он высказал свое отношение к будущему президенту России: ‘Он мне очень понравился.
У него четкий ум. Он немедленно схватывает, о чем идет речь, и мгновенно дает интересный ответ’. Об Аксенове писали, что это он в 1960-х годах ‘первый ввел слово ‘джинсы’ в русский язык и сделал их своей униформой’.
‘Он шел, такой джинсовый и такой джазовый’, — вспоминала Белла Ахмадулина. А писатель Евгений Попов, поздравляя писателя с юбилеем, отметил: ‘Из джинсовой куртки Аксенова, как из ‘Шинели’ Гоголя вышла вся современная русская литература’. Аксенов — член Пен-клуба и Американской авторской лиги, носит почетное звание Doctor of Humane Letters. На вопрос о том, как он проводит свободное время, Аксенов отвечал: ‘В баскетбол играю — сам с собой.
С Пушкиным — моим тибетским спаниелем — гуляю’. Писатель рассказывал, что дома, когда он погружен в работу, его называют Васей Лунатиковым.
Аксенов женат вторым браком на Майе Афанасьевне. У него есть сын Алексей от первого брака и падчерица Алена от второго , , ,. Про Алексея Аксенова сообщалось, что он работал арт-директором на съемках ‘Московской саги’ (экранизации романа отца). Использованные материалы 1 Скончался писатель Василий Аксенов. — BBC News, Русская служба, 2 Гуля Балтаева.
Ушел великий ‘шестидесятник’ Василий Аксенов. — Вести.Ru, 3 Умер российский писатель Василий Аксенов. — Интерфакс, 4 Василия Аксенова перевели в госпиталь имени Бурденко. — Газета (GZT.ru), 5 Кризис миновал.
— Литературная Россия, 6 Игорь Леонидов. Операция Аксенова. — Российская газета,. — №4565 7 Василий Аксенов. Биографическая справка. — РИА Новости, 8 Инсульт сразил Василия Аксенова, когда он вел машину. — РИА Новости, 9 Ахмадулина и Аксенов объединили поэзию и прозу в совместной встрече.
— РИА Новости, 10 Василий Аксенов споет для казанцев. — Татар-информ, 11 Мария Колыванова. Василий Аксенов: Я сочиняю спонтанно. — Комсомольская правда, 12 Юрий Коваленко. Писатель Василий Аксенов: ‘Для меня Россия — это прежде всего люди страдающие’. — Известия, 13 Новый роман Василия Аксенова ‘Москва-ква-ква’ выйдет в январе.
— Подробности.Ua, 14 В.Огрызко. Нынче в моде диссиденты. — Литературная Россия,. 15 Звездный билет Василия Аксенова. — №34 (7341) 16 Зоя Богуславская. ‘Почему я не пишу мемуаров’. — № 40 (7297) 17 Владимир Чернов.
— №48 18 Я.Карпович. Стыдно молчать! — №29 19 Екатерина Рыбас.
Космополит и антисоветчик с раздвоенной душой. — Кто есть Кто. — №1, 2006 20 Анатолий Гладилин. Аксеновская сага. — №7, 2007 21 Евгения Гинзбург. Крутой маршрут.
В. Аксенов. «Ожог»
Здравствуйте.Недавно я дочитал роман Аксенова «Ожог» и хотел бы поделиться с Вами впечатлениями.
Начну с того, что Василия Аксенова я сначала увидел, а потом прочитал. В Казани, в городе где родился Аксенов, а потом, спустя 58 лет и я, проходил фестиваль под названием «Аксенов-фест». Это очень заметное событие для нашего города. Надо сказать, что фестиваль прошел на очень высоком уровне, я с удовольствием сидел в партере Театра оперы и балета и смотрел на немолодых и интересных мне людей. Конечно, интереснее всех прочих мне был Макаревич.Но дольше всех на сцене был виновник торжества — Василий Аксенов. Мощный старик, с усами, глубоким громким голосом, довольно бодрый, довольно крепкий, довольный происходящим. Таким он мне и запомнился. Он читал тогда свои стихи. Стихи эти мне не нравились совершенно, как и его манера прочтения. Но это не испортило впечатления о фестивале. После окончания программы, я пробрался за кулисы и взял автограф у Макаревича и Аксенова. Таким была моя первая встреча с писателем.
Через несколько лет Интеллигент artyom_malutin дал мне книгу «Скажи изюм». Так состоялось первое знакомство непосредственно с творчеством Аксенова. В целом мне нравилось всё кроме концовки, которая совершенно не вязалась с основным сюжетом. Я не понимаю таких «смелых» ходов. Я читал историю, а концовка свела на нет мои переживания, мои положительные ощущения от книги. У Интеллигента были схожие ощущения. Нам обоим казалось, что мы просто прочли не лучшее произведение автора. Ведь наверняка есть другие — лучшие.К слову, он читал Аксенова гораздо больше чем я. У него дома можно увидеть множество книг «мощного старика».
Мы разговаривали об Аксенове с моей университетской преподавательницей по Истории Отечества — Бродовской. Она немолода, то есть её молодость приходилась как раз на момент выхода первых книг Аксенова. Тогда Василий Павлович уже находился в тяжелом состоянии и понятно было что скорее всего из тяжелого состояния он уже не выйдет. Бродовская сказала мне тогда — «Больше всего меня удивляет смелость этого человека. Когда мы ходили строем и счастливо выкрикивали советские лозунги, он уже писал такие вещи». Безусловно, это справедливое замечание.
Аксенов умер 6 июля 2009 года. Смерть его не была неожиданной. В связи с этим событием, у меня снова появился интерес к его творчеству. Я подумал «О каких произведениях Аксенова я вообще что нибудь слышал?» В голову помимо обширной «Московской саги», которую я не готов был читать, пришли «Остров Крым» и «Ожог». Я приобрел два последних произведения.
» Остров Крым» взяла читать malinka_a , а я принялся за «Ожог». То есть, выбор был случайным. malinka_a довольно быстро прочитала «Остров Крым» и сказала, что ничего особенного в этом произведении нет.А я читал «Ожог». И это было мучением.Роман довольно объёмный. Вначале читалось легко, но потом. потом текст стал бессвязным. Мне приходилось очень серьезно напрягаться для того чтобы сопоставить то, что было вначале и то, что я читаю сейчас. Я надеялся, что в конце все встанет на свои места, что в конце все мои мучения будут оправданы. Ничего подобного. Роман закончился очередной порцией бреда.Я решил больше не читать Аксенова.Чем он запомнился мне? Не считая внешности писателя, он запомнился мне ненавистью, которой пропитаны его произведения, отдельными отличными моментами, которые нельзя соединить в один сюжет. Мерзостью мира, которая досконально изложена, до мельчайших подробностей. Запах мочи и блевотины, грязный секс, насилие, обилие мата. Это — другая сторона жизни. Хорошо, если она описывается. Плохо — если ничего нет большего. Если это помножить на откровенный бред, которого в произведениях Аксенова предостаточно, то картина получается совсем унылая.
Это исключительно моё мнение, я никому его не навязываю. И если есть у Вас иной взгляд на творчество Аксенова, я бы с удовольствием с Вами об этом поговорил.
Василий Аксенов — Ожог
КНИГА ПЕРВАЯ. МУЖСКОЙ КЛУБ
…Но право, может только хам
Над русской жизнью издеваться…
Я переступил порог и блаженно пошевелил пальцами в сумерках. Вот выплыли из темноты мои домашние: ковбой, нарисованный на двери уборной, чучело пингвина, ключ Ватикана с портретом папы Иоанна XXIII, рулевое колесо разбитой в молодые годы автомашины, посох Геракла, лук Артемиды, ну вы знаете, все такое шутливое, благодушное (спасибо женщинам за заботу!)… милые, милые домочадцы… как вдруг в глубине квартиры громкий голос отчетливо сказал: Родина картофеля – Южная Америка!
…и тут я позорно растерялся, заметался под напором этого страшного голоса, который продолжал говорить что-то уже совсем непонятное. Я покрылся липким стыдным потом, пока не сообразил, что это телевизор где-то в моей квартире работает. Наверное, вчера забыл выключить, когда блаженствовал с бутылкой перед мелькающим экраном.
Да все-таки, что же особенного произошло? Да ведь ничего же особенного, ей-ей. Давай, друг, организуй прошедший день. Возьми себя в руки. Начни с утра.
…Утром я плелся по переулку к метро, а за моей спиной ничего особенного не происходило, только что-то ужасно скрежетало, громыхало и лязгало. Понимая, что там нет ничего особенного, я все-таки не оборачивался, боялся – а вдруг что-нибудь особенное?
Навстречу мне между тем под ветром и брызгами дождя шел человек с разлохмаченной головой. Перед собой он держал половинку арбуза и ел из нее на ходу столовой ложкой.
Беспредельно пораженный этой картиной, я понял, что есть какая-то связь между этими утренними явлениями, и обернулся.
Мальчик лет десяти тащил за собой по асфальту ржавую железную койку, на которую нагружены были тазы, куски водопроводных труб, краны, мотки проволоки, бампер инвалидной коляски и что-то вроде старинного самолетного пропеллера.
Я быстро рванул в сторону и остановился на углу. Оглянулся снова. Мужчина с арбузом приближался к мальчику с железом. Вот они поравнялись и остановились. Мужчина зачерпнул ложкой поглубже и угостил мальчика. Мальчик с аппетитом съел содержимое ложки, а потом что-то сердито сказал мужчине, покрутил пальцем у виска и стал разворачивать свой транспорт под арку дома. Мужчина виновато пожал плечами, усмехнулся и пошел дальше на шатких ногах.
Возле метро, как всегда, в наполеоновской позе стоял мой сосед Корешок, брутальный мужчина полутора метров росту, но с ярко выраженным мрачным сексапилом. Исполинская грудь его была выпячена, волосы расчесаны и заправлены за крупные уши, голубой пижамный шелк полоскался вокруг крохотных ног.
Я поздоровался с Корешком, но он меня даже и не заметил. Мимо как раз бежали лаборантки из Института Кинопленки, и Корешок следил за ними мрачно горящим взглядом, воображая, должно быть, себя и свой член в их веселой стайке. Словом, все было на своих местах, и я стал спокойно спускаться в наш подземный мраморный дворец.
Приятно, в самом деле, иметь у себя под боком подземный мраморный дворец. Даже нам, современникам космической эры, приятно, а как приятно, должно быть, было москвичам тридцатых годов. Такие дворцы, конечно, очень их бодрили, потому что значительно расширяли жилищные условия и приобщали к безопасному величественному патриотизму.
Светились, подмигивали разменные автоматы, но я направился к последней на нашей станции живой кассирше.
У этой милой усталой женщины, просидевшей в мраморном дворце всю свою жизнь, теперь, в автоматное время, начали отдыхать руки, и даже книга появилась, в которую она иногда заглядывала своим лучистым глазом.
Мне нравилось менять серебро у нее, а не в автомате: то ахнешь на бегу насчет погоды, то пошутишь по адресу женского пола, а однажды, не сойти мне с этого места, я преподнес ей гвоздику.
Я уж открыл было рот для шутки, экие, мол, женщины чудаки, как вдруг увидел за стеклом вместо милой кассирши нечто совсем другое.
Не мигая, на меня смотрело нечто огромное, восковое или глиняное, в застывших кудряшках, с застывшими сумками жира, лежавшими на плечах, нечто столь незыблемое, что казалось. Творец создал его сразу в этом виде, обойдясь без нежного детства и трепетной юности. Орденская планка венчала огромную, но далеко не женскую грудь новой кассирши. Знак почета, что ли?
– А где же Нина Николаевна? – спросил я растерянно.
Ничто не дрогнуло, ни одна кудряшка, только пальцы чуть пошевелились, требуя монеты.
– А что же Нина Николаевна? – повторил я свои вопрос, просовывая в окошко пятиалтынный.
– Умерла, – не размыкая губ, ответила новичок и бросила мне два пятака.
– А полагается ведь три?
– А вы мне даете два?