Неоднозначные моменты фильма «республика шкид», которые зритель так и не увидел

Контрольная работа: анализ книг г. белых, л. пантелеева "республика шкид", в.н. сорока-росинский "школа им. достоевского" и детского фильма "республика шкид"

Содержание фильма «Республика ШКИД»:

Мальчиков-бандитов с улиц Петрограда приручают и обучают в ШКИД – школе Достоевского…

Действие происходит в Петрограде в начале 1920-х годов. По всей стране, как сообщается в титрах, четыре миллиона детей остались без крова.

Несовершеннолетних правонарушителей ловит ЧК и отправляет в интернаты и колонии строгого режима.

Детей, не выбранных руководителями школ и колоний, отправляют в тюрьму.

Викниксор, директор школы-коммуны имени Достоевского, готовит педагогический коллектив и персонал к приему первого набора учеников.

Накрывают стол к завтраку, но в столовую никто не заходит: дети украли у дворника Мефтахутдина ключи и ушли из школы.

Дети бросают ключи в дерево, чтобы трудно было запереть ворота, и в конце концов дерево срубают, чтобы получить ключи.

Вдоволь нагулявшись, дети вечером того же дня возвращаются в школу и издеваются над персоналом. Большая часть их гнева сосредоточена на Эланлюм, учительнице немецкого языка.

Викниксор решает строже относиться к детям; утром учителя и персонал отправляют их сначала в душ, потом в столовую, где за малейшие провинности увольняют из-за стола и, наконец, рассаживают за парты.

Палван, учитель литературы, имеет свой «метод обучения»; заискивая перед беспорядочными уличными детьми, он на уроках поет им песни (главным образом «городской фольклор»), не обременяя их занятиями.

Через две недели Викниксор теряет терпение и увольняет Палвана.

Недовольные школьники устраивают дебош – объявляют войну учителям под лозунгом «Бей халдеев!».

Учителя принимают вызов, но в итоге вынуждены договариваться мирно.

Главный «халдей» находит общий язык с воспитанниками, когда пишет гимн их государству.

Старшеклассники отчитывают нового члена ШКИД Алексея Пантелеева за то, что он отказывается красть пирожные у полуслепой матери Викниксора.

Старший вождь Купа Купыч, «Гений», ухаживает за новым воспитанником, низкорослым одноглазым Костей Федотовым по прозвищу «Мамочка», как за младшим братом, но в первую ночь, после ограбления товарищей, в том числе Купы, Мамочка пытается сбежать из школы.

Разочарование Купы реабилитирует Мамочку; меняет его так, что Викниксор доверяет ему подобрать кислородную подушку и лекарства для больной матери; чтобы он не замерз, Викниксор дает ему свою куртку.

Но на обратном пути Мамочка встречает своих бывших товарищей.

Они отбирают у Викниксора куртку и бумажник, а кислородный баллон бросают в огонь.

Не решившись вернуться в школу с пустыми руками, Мамочка снова оказывается на улице.

Краткое содержание повести «Республика ШКИД»

Благодаря стараниям Викниксора все учащиеся были распределены по 4 классам. Учителей воспитанники называли халдеями. Их катастрофически не хватало в школе. 

Некоторые педагоги не могли найти подход к буйным ученикам, у других было мало педагогического опыта.

В коммуне царили беспорядки, и Викниксор ввел самоуправление. Выбирались старосты и дежурные. За непослушание наказывали изолятором.

После появления в школе «великого ростовщика» Слаенова, спекулировавшего хлебом, начал назревать бунт. Не выдержав давления со стороны других шкидовцев, он сбегает.

В одной из глав рассказывается о поездке воспитанников на дачу. Здесь ребята организовали травлю некоторых педагогов, доведя даже одного их из них (Косецкого) до истерики.

Возникают перебои с поставками продовольствия. Шкидовцы начинают голодать. Это приводит к тому, что некоторые снова начинают заниматься воровством, делая набеги на чужие дачи и огороды. 

Таким поведением они разгневали Викниксора, имевшего большой авторитет среди воспитанников. Он пообещал отправить тех, кто попадётся на воровстве, в колонию. 

Вскоре «залетели» Янкель и Японец, и только поручительство всей школы спасает их от заслуженного наказания. После возвращения в город, Викниксор объявил о создании школьной «Летописи».

Осенью одно из отделений устроило банкет. После его окончания Янкель не заметил выпавшего из печки уголька, и произошёл пожар.

После этого события в школе появляется Лёнька Пантелеев. Коллектив поначалу встретил его вштыки. Но вскоре он вливается в общую массу и становится полноправным её членом.

Шкидовцы проходят через разные увлечения. У них возникает то газетная лихорадка, то футбольная. В какой-то момент, страдая от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбили камнями окна в прачечной. Разгневанный Викниксор изгнал их из коммуны, оставив при этом возможность возвратиться обратно при условии, что они вставят разбитое стекло.

Ещё много других интересных событий произошло в стенах школы имени Достоевского, прежде чем его воспитанники один за другим начали покидать заведение. Каждый, как мог, в дальнейшем устраивал свою судьбу. 

Многие стали уважаемыми и самодостаточными людьми. Школа изменила воспитанников в лучшую сторону. Это произошло благодаря стараниям педагогов, и, в первую очередь, руководителя Виктора Николаевича Сорокина.

Творческое воспитание учащихся

К общеобразовательным предметам в учебный план добавляли физподготовку, рисование, пение, танцы. Гениальность В.Н. Сорока-Росинского заключалась в приближении идеи трудовой школы, где дети познавали мир в процессе творчества, имели возможности раскрыться и выразить себя.

Первое время существования школы им. Достоевского характеризовался отсутствием организации ученического досуга. Позже по инициативе директора стали проводить внеклассные мероприятия, которые приобретали систематичность и перерастали в традицию. Наличие школьной стенгазеты подталкивало детей к принятию участия в ее создании. Воспитанникам это доставляло большое удовольствие. Встречи праздников считались совместными мероприятиями.

Внутри школы существовал собственный критерий поощрения и наказания. Основными наказаниями считалось оставление без обеда и прогулки. После возникновения Летописи провинившихся или отличившихся учеников фиксировали в виде записей. Также было введено разделение на 5 разрядов. К первому и второму относились привилегированные дети с отличными знаниями и поведением, к третьему – средняки, совершившие незначительные проступки, к четвертому и пятому – штрафники. Последние из них были лишены прогулок и поощрений. Перераспределения производились каждую неделю.

Реалии финансово-кредитной системы

И вот самое интересное на мой взгляд это следующий эпизод фильма. Приходит новенький еврей и за пайкой как все не съедает свой кусок хлеба, а предлагает обглоданный кусок своему соседу с условием, что завтра он ему целый отдаст.

Сначала пацан отказывается понимая, что завтра он большого куска лишится, но пищевой инстинкт взял вверх и мальчик соглашается получить и съесть сейчас хлеб и лишить завтрашнего.

Наступает завтра отдавать свой должок, тот отдает свой хлеб, но есть то хочется и сразу же занимает у еврея полкуска, за который он опять должен целый. В итоге все остались должны этому еврею.

https://youtube.com/watch?v=JdZBtDdw9a0

Ничего не напоминает в нашей кредитно финансовой системе?

Еврей понимает, что народ может подняться против него и ему нужна будет поддержка, подкупая старших тем же хлебом, который он отобрал у народа.

Чем закончилась история с жидом смотрите сами в полной версии в конце статьи, пересказывать все не буду.

Паук-ростовщик изначально был куда страшнее

Отвратительный во всех отношениях мальчик ростовщик стал нарицательным персонажем отечественной культуры. При желании выразить алчность и подлость ростовщичества приводят в пример именно его. Однако его линия очень резко оборвалась. Затянувшему в свои ростовщические сети большую часть воспитанников Слаенову, попросту надавали подзатыльников. В изначальном варианте фильма все было гораздо драматичней.

Нам показали, как Слаенов втянул младших интернатовцев в долговую кабалу, а самую агрессивную и еще не распрощавшись с уголовными замашками часть старших снабжал продуктами. Со временем те и другие попали в зависимость, одни подсели на подачки, другие расплачивались, не только отдавая пайку, но и выполняя все приказы новоиспеченного господина.

Паук-ростовщик открыто называл должников рабами и заставлял не только отдавать свои пайки, но и воровать с кухни хлеб, который продавался налево. Далее по фильму в старших вдруг просыпается совесть, они отказывайся защищать Слаенова, и он был отдан на расправу бывшим рабам.

В изначальном, и даже снятом варианте, все было гораздо мрачнее и что самое страшное логичнее. Разумеется, узнав о деятельности ростовщика, директор интерната решил положить этому конец. Попытки Викниксора пристыдить воспитанников и призвать к их совести натолкнулись на сопротивление со стороны ростовщика. Слаенов склонил воспитанников на свою сторону, заказав обед из ресторана, и поднял интернатовцев на восстание. По итогу в интернате установилось двоевластие. Слаенов преспокойно покуривал кальян возлеживая в окружении рабов, а директор Виктор Николаевич со своими методами воспитательской работы ничего не мог с ним сделать.

Но в таком варианте фильм не утвердили, пришлось вырезать противостояние ростовщика и директора и доснять сцену, где добропорядочные старшеклассники свергают Слаенова.

К сожалению не вошедшие в окончательный монтаж рабочие материалы были утрачены, и режиссёрской версии фильма мы не увидим.

Анализ произведения

Произведение написано в жанре приключенческой повести. Главы книги можно читать на одном дыхании.

В момент выхода в свет повести, она произвела настоящий фурор. И это неслучайно. В тот момент проблемы избавления от детской беспризорности и их воспитания в молодом Российском государстве были весьма актуальны.

В момент написания повести авторам было 18 и 20 лет. В целом произведение показывает, как менялся характер каждого учащегося. Подростки, которым была уготована участь воров и бандитов, перевоспитывались. Все они стали хорошими честными людьми, приобрели нужные обществу профессии.

Повесть дает возможность узнать читателям о том, чем жили подростки давно ушедших лет. Внимательно вчитываясь строки, понимаешь какая это сложная, и в то же время нужная профессия — педагог.

Большая благодарность тем людям, которые и в далёкие времена, и сейчас вкладывают душу в воспитание подрастающего поколения. Многое в жизни человека зависит от того, какие учителя встретились на пути у каждого.

https://youtube.com/watch?v=mUBvM4DGFvM

https://youtube.com/watch?v=UzQvvURh4ms

История создания повести

Авторы книги под названием «Республика ШКИД» были выпускниками школы для трудных подростков. Воспитанники сами придумали аббревиатуру («ШКИД» имеет расшифровку: школа-коммуна имени Достоевского).

Повесть была написана в третьем лице, но создатели в число главных героев включили самих себя. В произведении они фигурируют под фамилиями Черных и Пантелеев.

В книге рассказывается о судьбах беспризорников, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в этом учебном заведении.

Со многими подростками в послереволюционные годы судьба распорядилась жестоко. Республика ШКИД стала для них пристанищем. В школе распространено воровство. Воспитанники ведут негласную войну с учителями. 

Со всеми этими проявлениями борется директор Виктор Николаевич Сорокин, которого все прозвали Викниксор.

Здесь созданы органы самоуправления. Многие дети остаются верны своим привычкам, которые они получили, бродяжничая. Благодаря опытным педагогам, дети взрослеют и потихоньку перевоспитываются. Многим находится достойное место в жизни.

По главам повести в 1966 году был снят художественный фильм.

Главные герои и их характеристики

Основные персонажи: основатель и руководитель трудовой школы-коммуны Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор), воспитанники Янкель (Черных), Лёнька Пантелеев, Колька Громоносцев (Цыган), Воробушек, Японец, Мамочка, Слаенов.

Жена Викниксора — Люмберг Элла Андреевна, преподавала здесь же немецкий язык.

Многие шкидовцы пришли в школу из тюремных камер и распределительных пунктов. Цыган, он же Колька, попал сюда из Александро-Невской лавры. Туда отправлялись малолетние преступники. Он был неформальным лидером в коллективе и ко всему относился скептически, с долей сарказма.

Другой персонаж — Григорий Черных. Он был очень умным и начитанным, но, забросив учебу, попал вначале в колонию, а уже после неё оказался в ШКИДе. Несмотря на свой хулиганистый нрав, он по-своему честен. Цыган дал ему кличку Янкель.

Друг Янкеля — Ленька Пантелеев — увлеченный кинематографом подросток.

Умный и амбициозный Японец (Георгий Еонин) может проявлять инициативу в любом деле.

Невысокий шкидовец получил прозвище Мамочка. Еще один персонаж – Воробушек. С виду щуплый парень, но обладал лидерскими качествами.

Хитрый и жадный Слаенов – спекулянт по натуре с подлой душой.

Благодаря стараниям Викниксора все учащиеся были распределены по 4 классам. Учителей воспитанники называли халдеями. Их катастрофически не хватало в школе.

Некоторые педагоги не могли найти подход к буйным ученикам, у других было мало педагогического опыта.

В коммуне царили беспорядки, и Викниксор ввел самоуправление. Выбирались старосты и дежурные. За непослушание наказывали изолятором.

В одной из глав рассказывается о поездке воспитанников на дачу. Здесь ребята организовали травлю некоторых педагогов, доведя даже одного их из них (Косецкого) до истерики.

Возникают перебои с поставками продовольствия. Шкидовцы начинают голодать. Это приводит к тому, что некоторые снова начинают заниматься воровством, делая набеги на чужие дачи и огороды.

Осенью одно из отделений устроило банкет. После его окончания Янкель не заметил выпавшего из печки уголька, и произошёл пожар.

После этого события в школе появляется Лёнька Пантелеев. Коллектив поначалу встретил его вштыки. Но вскоре он вливается в общую массу и становится полноправным её членом.

Шкидовцы проходят через разные увлечения. У них возникает то газетная лихорадка, то футбольная. В какой-то момент, страдая от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбили камнями окна в прачечной. Разгневанный Викниксор изгнал их из коммуны, оставив при этом возможность возвратиться обратно при условии, что они вставят разбитое стекло.

Ещё много других интересных событий произошло в стенах школы имени Достоевского, прежде чем его воспитанники один за другим начали покидать заведение. Каждый, как мог, в дальнейшем устраивал свою судьбу.

Многие стали уважаемыми и самодостаточными людьми. Школа изменила воспитанников в лучшую сторону. Это произошло благодаря стараниям педагогов, и, в первую очередь, руководителя Виктора Николаевича Сорокина.

Обучение в «Республике ШКИД»

Прослеживалось установление распорядка дня и расписания школьных занятий. Пантелеев и Белых, являющиеся бывшими воспитанниками, рассказывали в своих мемуарах, что ежедневные занятия включали по 10 уроков, которые начинались в 10 утра и заканчивались к ужину с перерывом на обед.

В школе изучали русский язык, русскую и зарубежную литературу, русскую историю и историю древних цивилизаций, немецкий, арифметику, географию и другие предметы. Русский язык и литература пользовались успехом по изучению, а занятия проводились директором. Сорока-Росинский сумел реализовать в республике ШКИД идею национальной школы, которую много лет лелеял.

Серьезной проблемой считался подбор педагогического состава. В то время в Петрограде трудно было отыскать обученных учителей, согласных на работу в интернате для трудновоспитуемых. Практика показывала, что перспектив не было вовсе. Зачастую на работу устраивались люди без педагогического образования ради бесплатной кормежки.

Педагогам было очень трудно работать с такими детьми. Воспитанники-шкидцы выискивали слабые стороны и давили на учителя. Со временем это приводило к его выживанию со школы. Дети не реагировали на крики или наказания. Попытки заигрывания с ними были заведомо настроены на провал. Они делали из преподавателя посмешище. Он должен был переходить на их сторону или продолжать терпеть издевательства, реже побои.

В.Н. Сорока-Росинским было приложено много усилий для того, чтобы ученики не только усваивали учебную программу по предметам, но и вникали в систему истинных ценностей. Формирование классов было не по возрасту, а по возможностям и уровню знаний по прибытии изначально. В таком детском коллективе требовался особый подход, который следовало реализовывать по мере возможности.

Наличие домашних заданий по каждому предмету считалось необходимостью для систематизации знаний. На их исполнение выделялось определенное количество времени после вечернего чая. Данный процесс был под наблюдением педагога. Чтобы проверка считалась детальной и действенной, использовался учет. Под его понятием принималась проверка полученных знаний, проводимая раз в течение года.

Обычно подготовка осуществлялась заранее. Каждому из воспитанников были выданы задания по определенному предмету. Именно по ним создавались диаграммы, конспекты, схемы, устраивались предварительные учеты. На практике не применялось торопливое зазубривание информации. Подготовка к предмету не рассматривалась в качестве разучиваемого представления.

Власть народу — хорошо ли это?

Тут директор решает отдать власть народу и создать самоуправление. Назначаются через голосование старосты, главный по кухни у каждого своя роль. Началась демократия и к чему эта демократия привела?

Скажу лишь одно народ который не понимает ничего в управлении, ничего хорошего из этого не выйдет. Вот например поставьте токаря, который на станке работать не может, какую он выточет деталь? Да никакую или хрень полная получится.

Или программисту дайте задание сделать программу, а он не знает язык программирования или знает, но плохо. Как думаете он хорошо сделает свою работу?

Так почему народ думает, что если ему дать власть, то все будет хорошо, если он в этом управлении не черта не знает? Вот вам и демократия понимаешь.

Управление и воспитание в «Республике ШКИД»

Школа им. Достоевского была названа республикой не просто так. Там существовала особая система самоуправления:

«Вот методика нашей школы самоуправления. Сегодня избираются старосты по классам, жилым комнатам, кухне, гардеробу. Их обязанностями будет назначение дежурных, которые выбираются сроком на один день. Это говорит о том, что все учащиеся будут равномерно вовлечены в общественную жизнь школы».

Существовал совет старост, где совместно с педагогами проходили обсуждения школьных событий и последующие пути развития школы. Вначале дети сопротивлялись, эта «республика» получала название «монархии». Со временем учащиеся поняли, что совместно возможно было решить любые возникающие проблемы и вопросы.

Такая республика обозначилась при помощи символики – гимна и герба. Их гербом стал подсолнух.

Вывод

Уже в 20-е годы, благодаря В.Н. Сорока-Росинскому, стало возможным воплощение в Советском Союзе принципа аполитичности системы воспитания, сторонником которой он являлся и защищал в собственных работах. Сама школа была не в курсе советской символики, так как в ее стенах предпочтительней было вести разговоры о прекрасном, о вечном, а не о строительстве светлого коммунистического будущего.

Мамочка

Дальше появился одноглазый пацанчик с балалайкой. Который показал всем какой он гад, к нему добром, а он гандон, после чего все отворачиваются от него. Но директор даёт ему последний шанс, доказать ему что он исправился и в итоге доказывает люди не меняются.

Но есть все же и в таких людях что-то человеческое, когда этот пацанчик по кличке мамочка заступается за пионера и сам попадает в больницу.

Кто не смотрел посмотрите это кино в полной версии.

https://youtube.com/watch?v=oBeCr_VTJrI

(Оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Артура Исаева, сыгравшего Пантелеева, на съемки привозили из колонии. Попал он туда за то, что отлупил отца-тирана — начальника охраны Мелькомбината. Артур был чемпионом мира по борьбе без правил.

— Играл очень хорошо: с нервом, пластикой, — вспоминает Полока. — После съемок Георгий Товстоногов хотел его взять в Ленинградский театральный институт, где заведовал кафедрой. Но у Исаева за спиной было лишь шесть классов, его бы не приняли. После фильма Артура стали узнавать, а он стыдился, что он простой рабочий. Уехал в Архангельск, пошел на завод. Он умер неожиданно — от сердечного приступа.

Юрий Рычков — Купец приехал в Ленинград поступать на актерский факультет. Мечту он осуществил после съемок. Был ведущем актером в театре Ярославля, режиссером во Владимирском драмтеатре. — Потом произошла история, которая его сгубила, — сокрушается Полока. — Из-за полученной взятки он вынужден был уйти из труппы. Стал фермером, разводил пчел, ударился в староверство. Писал стихи. В 2000 году скончался от инфаркта.

Виолетта Жухимович — Тоня Маркони. Единственную женскую роль — малолетнюю беспризорницу сыграла студентка актерского факультета ГИТИСа. — Ветта была в меня немножко влюблена. Ей — 19, мне — 35, было такое обожание! — вспоминает Полока. — На пробах мы репетировали ключевую сцену в распределителе, где я лежу на нарах с Левой Вайнштейном, — говорит Виолетта. — По книге у итальянки Тони длинные волосы, а у меня — короткая стрижка. Режиссер решил, что такая пацанка может лежать на нарах с любым беспризорником и не возникнет подтекста. Я чмокнула Леву в щеку — это был мой первый поцелуй.Творческая жизнь у меня не сложилась, хотя я очень люблю играть в театре. Началась перестройка, развал студий, работы не было… Я четыре раза была замужем, но сегодня живу вдвоем с братом.

Николай Годовиков , более известный ка Петруха из «Белого солнцы пустыни»

https://youtube.com/watch?v=bZuM1JFw9N8

Фразы из фильма. По-немецки — цацки-пецки, а по-русски — бутерброд!

Ей-Богу, не удеру! Артистом хочу быть — умираю!

У кошки четыре ноги, позади у нее длинный хвост, но трогать ее моги за ее малый рост, малый рост.

Ах зачем я на свет появился, ах зачем меня мать родила?

Опять наш жеребец заржал!

Эй, голозадый, бубен порвешь!

— Что это они делают? — Хлеб делят. или морды бьют! — Неет. Танцы танцуют!

  • План урока эссе по русскому языку в казахских классах 6 класс

      

  • Работа с молодыми специалистами в школе план мероприятий

      

  • Какой зверь распространенный в залесском крае не назван в тексте кратко

      

  • Проблемы музыкального образования в современной общеобразовательной школе научный анализ

      

  • Какие правила сетикета актуальны только для пользователей сети выпишите их кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: