Самоценность самообразования: преодоление невежества
Одним из важных уроков, который Лиза узнала на своем трудном жизненном пути, было осознание необходимости самообразования. Бедная Лиза поняла, что знания могут стать настоящим оружием против невежества и узости мировоззрения.
Самоценность самообразования заключается в понимании, что образование необходимо для развития личности, расширения кругозора и самосовершенствования. Более того, самообразование позволяет преодолеть невежество, которое является причиной многих проблем в обществе.
Через самообразование Лиза научилась осознанно выбирать, анализировать и фильтровать информацию. Она осознала, что необходимо развивать критическое мышление и умение критически оценивать факты. Бедная Лиза поняла, что только благодаря самообразованию она сможет различать правду от лжи и противодействовать манипуляциям обманчивых источников информации.
Кроме того, самообразование помогло Лизе преодолеть свое невежество и открыть для себя новые возможности. Она научилась новым навыкам, приобрела знания, которые позволили ей стать более компетентной и успешной в разных сферах жизни.
Таким образом, самоценность самообразования заключается в его способности преодолевать невежество, развивать критическое мышление и открывать новые возможности для личностного роста. Бедная Лиза стала живым примером того, как самообразование может помочь человеку изменить свою жизнь к лучшему.
Очень краткий пересказ повести «Бедная Лиза»
Крестьянка Лиза наполовину сирота: отец её умер, а мать очень слаба. Юной девушке приходится много трудиться, чтобы содержать себя и матушку. Летом Лиза зарабатывала деньги, продавая цветы и ягоды на улице Москвы. Однажды возле неё остановился обеспеченный молодой человек Эраст и пожелал купить её ландыши за сумму многим большую, чем девушка просила. Лиза отказывалась, но барин сказал, что впредь он будет скупать все её цветы. А спустя день Эраст посетил дом бедных крестьянок. Так начались неравные в социальном плане отношения.
Через некоторое время к Лизе посватался зажиточный крестьянин. Её матушка умоляла дать согласие, но Эраст был категорически против этой свадьбы. Он клялся, что женится на девушке сам, невзирая на социальные различия. И Лиза поверила.
Спустя пару месяцев Эраста призвали на военную службу. Влюблённые тяжело расставались, но после планировали соединиться навсегда. Однако позднее Лиза встретила Эраста в городе, и он сообщил ей о своей скорой свадьбе на дворянке, обеспеченной до неприличия даме в годах.
Эраст женился по расчету из-за того, что лишился всего своего состояния, играя в карты с сослуживцами. Лиза не смогла пережить позора и утопилась. Её мама была не в силах пережить смерть дочери и тоже вскоре скончалась. А Эрасту остаётся всю оставшуюся жизнь страдать от угрызений совести.
Главные герои и их характеристика
Лиза. Главная героиня произведения. Бедная девушка из деревни. Будучи еще совсем юной, девушка лишилась отца, поэтому роль кормильца семьи легла на ее хрупкие плечи. Она хваталась буквально за любую работу.
Девушка очень наивная и чувствительная, привыкла видеть в людях только хорошее. В первую очередь она полагается на собственные эмоции и внутренний голос. Девушка постоянно ухаживает за своей матерью. Даже когда она принимает столь непростое решение, она не забывает о своей семье и оставляет им деньги. Главным и отличительным качеством Лизы является умение любить, поскольку ради своих близких и любимых людей она готова совершить любой поступок.
Мать Лизы. Добрая и мудрая пожилая женщина. Для женщины смерть любимого супруга Ивана, в браке с которым она прожила много лет, становится настоящим ударом. Единственная радость, которая осталась у женщины, это была ее дочь Лиза. Женщина очень хотела выдать Лизу удачно замуж, чтобы она связала свою жизнь с достойным и обеспеченным человеком. Образ героини легко можно отнести к книжным и идеализированным.
Эраст. Богатый дворянин. Единственное, что его интересует в жизни — это развлечения. Молодой человек умен, но не отличается постоянством. Эра очень избалован. Изначально он не задумывается о том, что приглянувшаяся ему девушка относится к совершенно другому сословию, поэтому влюбляется в нее. Но, к великому сожалению, ему не удается преодолеть все сложности, с которыми ему пришлось столкнуться, в этой неравной любви.
О нем нельзя говорить, как об отрицательном герое, поскольку он все же признает свою вину и раскаивается. Молодой человек очень любит читать романы, которые вдохновляют его. Он мечтатель, который привык смотреть на мир через розовые стекла очков. Поэтому столкнувшись с реальными проблемами, он не выдерживает испытания.
История создания
Николай Михайлович очень часто посещал Германию, Англию, Францию и Швейцарию. Там он и вдохновился повестями европейской литературы, которые читал во время путешествия. Когда он вернулся в Россию, то отправляется отдохнуть на дачу к известному путешественнику Петру Ивановичу Бекетову. Именно там он и принимается за работу над новым литературным произведением, которое стало своего рода экспериментом.
Карамзин понимает, что чтобы вызвать интерес среди читателей, необходимо найти что-то новое, способное проникнуть в самую душу.
Сама идея произведения пришла в голову автора еще во время его путешествия, но ко всему прочему на нее наложился еще и местный антураж вблизи Симонова монастыря. Это не удивительно, поскольку для Николая Михайловича природа играла очень большую роль. Автор очень любил природу, поэтому достаточно часто оставлял городскую суету и отправлялся поближе к лесам и полям. Там он мог спокойно читать любимые произведения и погружаться в свои мысли.
В анализируемом произведении он с любовью описывает дубовые боры, реки, пруд. Это все приносит ему невероятное наслаждение в тот момент, когда он уезжает подальше от суеты города. Поэтому все пейзажи в произведении наполнены особенным смыслом. Благодаря потомному приему произведение получилось очень достоверным. У читателя есть уникальная возможность самостоятельно побывать в описанных в произведении местах и ощутить всю атмосферу на себе. Достаточно близко от монастыря расположен тот самый пруд, в котором кончает жизнь самоубийством главная героиня произведения, который позже был назван «Лизин пруд».
Уже в 1792 году произведение было опубликовано в «Московском журнале». Это получился во всех смыслах удачный эксперимент, который принес автору невероятную славу. Карамзин работал в этом журнале редактором.
Николай Михайлович прославился не только как поэт и прозаик, он так же являлся первоклассным переводчиком. Это дало возможность познакомить российских читателей с произведениями таких авторов, как: У. Шекспир, Г. Лессиг и многих других известных европейских авторов.
Одно из самых известных и интересных творений Николая Михайловича принято считать «Письма русского путешественника», которые он написал под впечатлениями, которые у него появились после путешествия по Европе. В публикацию данное творение попало в 1791-1782 гг. Именно в этих работах впервые начинает прослеживаться сентиментализм, который и принес ему невероятную известность и популярность.
С каждым новым произведением талант писателя раскрывался все больше и больше. Но самым знаковым событием в русской прозе все же стоит отметить публикацию повести «Бедная Лиза». Следом за этим произведением в печать попадает «Наталья, боярская дочь».
Если же подводить итоги творчества Николая Михайловича Карамзина, то таковым можно назвать энциклопедический труд «История государства Российского». В данном произведении автор описывает события нашего государства с самых древних времен до начала Смутного времени. Большую часть информации, которая содержится в этих двенадцати томах, автор нашел самостоятельно в архивах. Именно благодаря Карамзину эти данные были опубликованы.
Рецензия на произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения — любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение.
Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде всего, в психологическом, нравственном ключе. Головной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют».
Карамзин заставляет читателя сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира. Автор описывает Лизу как «прекрасную, любезную» девушку, которая рано осталась одна со «старушкою матерью» на руках. Чтобы не умереть с голоду, героине пришлось узнать, что такое тяжелая работа. Она «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».
Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Карамзин описывает город как нечто противоположное чистому существу деревенской девушки, ее наивному и светлому взгляду на мир. В связи с этим пророческими становятся слова матери Лизы: «Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город…»
Совсем не знающая жизни героиня полюбила молодого дворянина Эраста. Молодой человек оказался очень настойчивым, но, в то же время, добрым, ласковым, внимательным. А этого так не хватала Лизе и ее больной матери! В конце концов, старушка благословила любовь дочери: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»
А Лиза, Лиза полностью погрузилась в свое первое и настоящее чувство. Все мысли ее были заняты только Эрастом. Лишь одна мысль омрачала счастье девушки – ее происхождение и их социальное неравенство с возлюбленным. Однако на какое-то время девушка позабыла и об этом – Эраст сделал первый шаг, между молодыми людьми завязались серьезные романтические отношения: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»
Карамзин ничего не скрывает от читателя, передавая силу чувств героини. Он говорит, что она отдала своему Эрасту все, включая самое дорогое – девичью честь: «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Но мир зла — мир расчета и циничности – разрушил эти светлые отношения. Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее его.
Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от него. И даже мысль о судьбе ее бедной матери не остановила героиню – настолько сильно было не желание умереть, не видеть ничего в этом мире, который потерял все свои краски после предательства Эраста: «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..». Исполнив в последний раз свой дочерний долг — передав матери деньги, Лиза бросается в пруд и погибает.
«Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом» — заканчивает свою повесть автор. Он всем сердцем на стороне своей героини, простою по происхождению, но необыкновенной по богатству души и способности чувствовать.
Но нужно отметить, что и Эраст, несмотря на свою избалованность и слабохарактерность, такой же «чувствительный» персонаж. Он по-своему любит Лизу, но бросить вызов своей среде не может. А также он не хочет совершенствовать свою душу, избавляться от недостатков, привитых ему средой. В наказание за это жизнь делает героя несчастным: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
Нужно отметить, что, показывая гибель Лизы, автор отказывается от исследования причин ее несчастья, полагая, что в мире господствуют законы зла и несправедливости. История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.
Мы понимаем, что автор в равной степени сочувствует обоим героям, он надеется, что в другом мире, где нет несчастья и несправедливостей, они воссоединятся и будут счастливы вечно: «Теперь, может быть, они уже примирились!»
Таким образом, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом сентиментального произведения в русской литературе. В ней автор на первый план вывел эмоциональную жизнь своих героев, их чувства и переживания. Кроме того, здесь наблюдаются начатки психологического анализа героев, обусловленность их характера средой.
Бедная Лиза Карамзина Н.М. — читательский дневник
Новаторство Н.М. Карамзина в повести «Бедная Лиза» заключалось в том, что он затронул темы социального неравенства и сложной судьбы маленького человека. Автор упростил литературный язык и приблизил его к разговорному, не лишив выразительности.
Читательский дневник помогает сформировать собственное суждение о повести, опираясь на авторские художественные решения.
Год написания и публикации — 1792. Время в книге — конец XVIII века (есть трактовка, что события повести – вне времени). Место сюжета — Москва.
Эраст — молодой человек дворянского сословия. Покоренный чистотой и искренностью простой девушки Лизы, влюбляется в нее. Прерывает отношения, чтоб жениться на другой женщине. Лиза — дочь богатого поселянина, с 15 лет обеспечивает себя и мать после смерти кормильца. Любовь к Эрасту заставляет ее забыть о сословных различиях и уязвимости своего положения. Трагически погибает, узнав об измене Эраста. Матушка Лизы — добрая, чуткая, любящая женщина, нравственный пример для дочери. После смерти мужа доживает свой век, горюя о потере. Так же ведет себя Лиза: утратив любовь Эраста, она не видит смысла жить.
Жизнь пятнадцатилетней Лизы и ее матушки после смерти отца стала трудной, все заботы легли на плечи девушки. Лиза зарабатывает ткацким и швейным делом, иногда носит в город цветы на продажу. Дворянин Эраст, покупая букет у Лизы, проникается к ней интересом. Молодые люди знакомятся и начинают встречаться, хотя принадлежат к разным сословиям. Лиза отдается чувству, понимая, что ей не суждено стать женой Эраста. Юноша обещает преодолеть эту сословную преграду.
Эраст отдаляется от Лизы после близости, ведь его привлекали чистые платонические чувства, а не страсть. Девушка страдает от холодности Эраста. Юноша уходит в армию, но там он не воюет, а кутит и проигрывает в карты имение. Чтобы поправить материальное положение, юноше надо жениться на богатой вдове, об этом он уведомляет Лизу. Девушка от отчаяния топится в пруду. Эраст всю жизнь корит себя за то, что так поступил с Лизой.
Повесть учит тому, что нельзя судить о человеке по сословной принадлежности: не всегда хорошее происхождение дает человеку благородство и высокие нравственные принципы. Простая девушка Лиза, хоть и является крестьянкой, имеет сильный характер, верное любящее сердце и внутреннее благородство. Ее умение чувствовать и любить выдает в ней глубокую натуру, которую ограничивает лишь социальное неравенство.
Карамзин был прогрессивным человеком, который выступал за отмену крепостного права, ему претила социальная несправедливость.
В повести он впервые в русской литературе показал красоту души и благородство простых людей – в лице Лизы и ее матушки. Сам Эраст упивался чистотой отношений с Лизой и был счастлив тем, что сбежал от светской московской жизни. Это противопоставление подсветило главную проблему российского общества – именно в высших сословиях ослабели нравственные нормы.
Ярче всего выписаны персонажи Лизы и Эраста: автор показал движение чувств и мыслей каждого героя. Описано и психологическое состояние героев в разные моменты, его усиливают картины и явления природы (например, в момент страсти вокруг героев гроза, гром молний, темные тучи, ветер).
Матушка Лизы описана более схематично, автор подчеркивает главные черты ее натуры – скромность, порядочность, любовь к своему почившему мужу Ивану («ведь и крестьянки любить умеют»). Этим автор показывает правильное воспитание Лизы, крепкую нравственную опору в семье.
Эраст не воспринимается как злодей. Он сразу показан, как человек слабый, испорченный светом, не умеющий управлять своими помыслами. Но он чувствует, сожалеет, винит себя за гибель Лизы, поэтому его трудно осуждать.
Империал — имперская золотая монета номиналом 10 рублей, чеканилась в конце 18 – начале 19 веков. Горлица — некрупная птица, принадлежащая к семейству голубиных. Амфитеатр — вид на город, напоминающий античное строение, в котором от центра кругами расходятся ступенчатые уровни построек. Сажень — старинная русская мера длины, равная примерно 180 см.
* Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!
* Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства… Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце?
* Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу.
Доверие партнеру: важность искренности
Первое, чему учит нас Лиза, — быть честными и открытыми. Она сама откровенно выражает свои чувства и эмоции, доверяет своему партнеру. Такое отношение помогает создать атмосферу доверия и поддержки в отношениях.
Второе, Лиза нас учит быть внимательными к партнеру. Она замечает его эмоции и нужды, и готова поддержать его. Такая взаимная забота и понимание создают основу для строительства крепких отношений.
Третье, урок Лизы заключается в том, что нельзя обманывать и лгать партнеру. Искренность и правда — это основа здоровых и долгосрочных отношений. Лиза никогда не скрывает своих чувств и намерений, и этим она вносит ясность и стабильность в свои отношения.
Четвертое, Лиза научит вас ценить и проявлять уважение к партнеру
Она всегда высоко оценивает своего любимого человека и проявляет внимание и заботу к его потребностям. Это помогает создать гармоничное и взаимное уважение в отношениях
Наконец, Лиза нас учит быть надежными партнерами. Она всегда поддерживает своего мужчину и является для него опорой. Быть надежным и доступным для партнера — это залог крепких и счастливых отношений.
- Быть честными и открытыми
- Быть внимательными к партнеру
- Не обманывать и не лгать
- Ценить и проявлять уважение
- Быть надежными партнерами
Характеристика
Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, — бедная девушка, обманутая своим возлюбленным и совершившая из-за этого самоубийство.
В произведении указан ее статус – «я крестьянка», она говорит это открыто, не стесняется своего положения. О ее внешности не так много информации, но ясно указаны ее основные приметы: цвет волос («…светлые Лизины волосы…») и глаз («…голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором…»), ее необычайная красота («…Лиза не щадя редкой красоты своей…»). Словом, не кажется удивительным то, что она заинтересовала собой молодого дворянина. Сам автор характеризует ее как «прекрасную душою и телом», видно, что это любимый персонаж автора.
Она честно признается своему возлюбленному в своем незнании грамоты («Ах, для чего не умею ни читать, ни писать!»). Но это не от ее лени или глупости – девушка не могла себе позволить образование. Она рано начала трудиться и старательна во всем («…трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве…»).
Ее характер – робкий, но в тоже время она радостная и чистая девушка («…И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека…»). Лиза обладает легким и веселым нравом («…просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром…»). Автор указывает на ее стеснительность («…Она показала ему цветы – и закраснелась…»).
Лиза искренне любит свою мать («…Я люблю ее, – говорила она, – и хочу ей добра…») и Эраста («…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»). Она очень тяжело переживает его уход на войну («…свет показался ей уныл и печален…»)
Девушка очень молода («…осталась после отца пятнадцати лет…», «…Прошло два года после смерти отца Лизина…»). На момент встречи с Эрастом девушке всего 17 лет.
После расставания с Эрастом девушка не помнила себя от горя («…Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..»).
В последних строках можно ясно увидеть, что буквально весь мир переживал о смерти Лизы. Ее мать мгновенно умерла от печали, Эраст до конца жизни винил себя в ее смерти и не мог забыть об этом. Даже автор не раз говорил в тексте, что сожалеет о смерти такого светлого и прекрасного человека, как Лиза.
Тема
Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.
Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
Защита человеческой личности в повести “Дубровский” Пушкина – сочинение на тему
Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
Анализ 3
Карамзин Николай Михайлович, написал прекрасную повесть. Главные герои этого рассказа, дворянин, а также бедная юная девушка.
После ознакомления с данной повестью начинает прослеживаться сентиментальный уклон, довольно ярко выраженный в появлении интереса к личности, независимо от положения, которое он занимает в обществе. В момент написания, Карамзин проживал в дачном доме. Вблизи к загородному дому располагался Симонов монастырь. Профессионалы, занимающиеся исследованиями предполагают, что собственно он и послужил основной идеей этой повести. Эту историю, множество читателей расценили, как произошедшую в реальности. «Бедная Лиза» общеизвестна как сентиментальная история.
Сентиментализм выражается главным образом, в чувствах людей. Второе же место отдаётся социуму и разуму. Производя анализ повести, данная идея довольно важна.
Главной темой данного творения является: крестьянка Лиза с молодым дворянином. Происходит понимание того, какая проблема была затронута Карамзиным. Великая пропасть в то время была между крестьянскими людьми и дворянскими. Чтобы отобразить разногласия появляющиеся между дворянами и крестьянами, Николай Карамзин, естественному образу Лизы противопоставляет противоположный образ Эраста.
Главная героиня Лиза олицетворяет собой природу, также в ней заметна искренность и добросовестность. Автор утонченно подчеркнул суть человека, а также внутренние переживания.
В Лизе было воплощение образа одних понятий и идеалов, а в главном герое Эрасте других. Героиня повествования обычная крестьянка, основное свойство характера которой — это глубокое искусство чувствовать. Она действовала, по повелению своего сердца, не утратив своего целомудрия даже при гибели. То, как она размышляла и говорила, сложно соотнести её с крестьянской девушкой.
Рассуждая об Эрасте, человек являющийся офицером раздумывал только о том как развлечься, по его мнению, светская жизнь была скучным занятием. Он был довольно умным, мог действовать с добрыми намерениями, хоть и характер Эраста был не постоянным и изменчивым.
Когда у Эраста формировались чувства к Лизе, он был с ней честен
Он даже не брал во внимание то, что он не сможет жениться на ней, так как они оба были из разных слоев общества. Юноша вряд ли походил на коварного соблазнителя
Скорее он был просто искренне влюбившимся человеком, слабый темперамент которого, воспрепятствовал тому, чтобы пронести через все испытания свою любовь.
Прочитав эту повесть, читатель в полной мере пропускает все переживания через своё сердце. В этом помогают довольно явственные описания природы. Делая вывод об этой повести, можно сказать, что это трагическая история любви. Ведь она привела главную героиню к гибели.
Жанр и направление
Произведение «Бедная Лиза» правильнее всего будет назвать первой русской психологической повестью, в которой содержатся нравственные разногласия людей, которые находятся в разных сословиях. В основе данного произведения лежит целая цепочка связанных логических и хронологических эпизодов.
По мнению некоторых, «Бедная Лиза» — это рассказ, но данное мнение является неверным, поскольку в рассказах разворачивается лишь одна сюжетная линия, а так же он не большой по объему, в отличии от анализируемого произведения.
Те чувства, что испытывает Лиза, читателю очень понятны и знакомы. Для простой мещанки, счастье заключается в любви. Поэтому девушка отдается любви слепо и наивно. Что же касается чувствию Эраста, то здесь все не так просто. Более того, его чувства настолько запутаны, что он и сам не в состоянии до конца понять их.
Изначально он хочет полюбить точно так же, как это было в прочитанных им произведениях, но спустя время он понимает, что не может жить любовью.
Окунувшись с головой в городскую жизнь, в которой было место роскоши и страстям, он начинает интересоваться больше плотскими влечениями, которые со временем уничтожают его духовную любовь на нет.
Николай Михайлович Карамзин — новатор. Поэтому его смело можно назвать основоположником русского сентиментализма.
Произведение «Бедная Лиза» очень понравилась читателям, поскольку оно отличалось от привычной литературы. Читатели устали от нравоучений классицизма, который основывался на поклонении разуму и долгу. В направлении сентиментализма же были заложены в первую очередь душевные переживания героев, их чувства и эмоции.
Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:
- Эмоциональность. Автор настолько глубоко и подробно описывает чувства и переживания героев, что читатель невольно начинает сам их ощущать.
- Роль природы. Чтобы еще лучше показать мир героев, автор обращается к миру природы.
- Гипербола. Автор зачастую гиперболизирует переживания главной героини.
- Образ автора. Лирического героя Карамзин представляет от первого лица, поэтому все свои эмоции он описывает в небольших лирических отступлениях.
Но, в то же время, стоит отметить, что близость с природой присуща далеко не всем героям произведения, а лишь рассказчику и самой Лизе. Автор делает это намеренно, стараясь показать, что именно эти герои способны испытывать настоящие и неподдельные чувства.