Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды

Социальная структура общества

Что такое социальная группа?

Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.

Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.

Примеры социальных групп:

  • школьники старших классов;
  • абитуриенты определенного вуза;
  • спортсмены;
  • молодые мамы на детской площадке;
  • программисты;
  • железнодорожные работники.

Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).

Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.

Классификация и примеры

Специалистами выделяется сразу несколько классификаций социальных общностей, чаще всего их классифицируют по критерию образования. Согласно этому критерию социальные общности бывают:

  • демографическими, т.е. отличными по признакам пола и возраста, например, мужскими, женскими, молодежными, ветеранскими и т.д.
  • этническими, которые основываются на языковом, национальном и культурном родстве, на общности обычаев и традиций.
  • территориальными, образуемыми по месту жительства (городскими, сельскими, региональными).
  • профессиональными, в которые объединяются люди одних профессий (например, медики, строители, преподаватели, моряки и др.).
  • культурными (или субкультурными), построенными на единстве культуры либо субкультуры (объединения геймеров, металлистов, хиппи и т.д.).

Помимо этого, советский и российский философ, социолог — Б. А. Грушин (1929 — 2007) также разделял социальные общности на несколько основных групп:

  • реальные, т.е. существующие в объективной реальности и выполняющие определенные общественные функции, например, нации;
  • номинальные, чьи участники взаимодействуют друг с другом лишь на субъективном уровне, к примеру, студенты;
  • массовые, объединяющие индивидов на основе различий в модели поведения;
  • групповые, являющиеся наиболее однородными и сплоченными.

Оттолкнувшись от временного критерия, можно разделить все социальные общности на:

  • кратковременные, чье существование может длиться пару минут или, максимум, два-три часа (например, зрители на спектакле или концерте);
  • длительные, чье существование продолжается от пары суток до нескольких лет (трудовой коллектив, армейское подразделение);
  • долговременные, существующие на протяжении десятков лет, столетий, и даже тысячелетий (этнические группы, территориальные образования и др.).

По степени взаимосвязи, созданной внутри сообщества, их разделяют на:

  • тесно сплоченные (к таковым относят организации);
  • аморфные (объединения спортивных болельщиков).

Раздел 1. Человек и общество

Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.

Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.

Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.

Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.

Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.

Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.

Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.

Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.

Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.

Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.

Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.

Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.

Ключевые слова: искусство, функции искусства.

Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.

Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.

2016-2021 ООО «Центр образовательных и социальных технологий» (ОГРН 1164827050761, ИНН 4826121750); 2014-2021 В.В. Ковригин. Все права защищены. Копирование материалов сайта без разрешения правообладателя и указания ссылки не допускается. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-67396 от 13.10.2016, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Материалы сайта предназначены для лиц старше 6 лет

Структура

Общество формируют крупные относительно обособленные элементы, представляющие важнейшие сферы жизни и деятельности человека. Сфера общества – определенная часть его структуры, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В качестве основных выделяют:

  1. Экономическая – регулирует вопросы производства, реализации, распределения материальных благ.
  2. Социальная – обеспечивает комфортное существование человека в рамках различных социальных групп (народа, государства), определяет нормы поведения и общения.
  3. Политическая (кратологическая) – руководство, управление, согласование отношений между отдельными людьми, социальными группами, обществом в целом.
  4. Духовная – охватывает вопросы воспроизводства индивидуального и общественного сознания, культурных и нравственных ценностей личности и социальной группы.

Разделение структуры общества на сферы весьма условно, они существуют и функционируют в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Они не равнозначны, одна из них является базисом, остальные – составляют надстройку. Доминирует экономическая сфера; она отвечает за обеспечение физиологического существования людей, создание материальных благ, определяет характер всех иных отношений. На переломных этапах развития может усиливаться влияние других сфер. Например, во время революций, государственных переворотов определяющей становится политическая сфера, в период кризиса и реформ – экономическая.

Жизнь человека в обществе

Как жизнь групп людей, так и жизнь отдельного человека полностью зависят от социума. Рассмотрим, как соотносятся понятия человек и общество:

  • Человек зависит от общества, вынужден совершать общественно-полезную деятельность (труд) чтобы удовлетворить свои потребности. Общество дает человеку жилище, питание, одежду, многообразные полезные устройства и технику, без которых ему не обойтись;
  • Общество не может существовать без людей, которых объединяют общие цели и интересы, если бы этого не было, люди разошлись бы в разные стороны, не жили бы совместно на одной территории.

Кроме того, в человеческой жизни социум выполняет важные функции:

  1. Формирование мировоззрения. Благодаря жизни в обществе индивид формирует представления об окружающем мире, природе, всей Вселенной;
  2. Воспитание. Социум прививает человеку образцы поведения, правила, нормы, благодаря им он сможет гармонично жить и взаимодействовать с окружающими людьми;
  3. Создание возможностей для самовыражения. Только в социуме человек способен заниматься творчеством, ведь произведения живописи, музыки, архитектуры создаются для людей, чтобы они их оценили;
  4. Контроль. Общество контролирует поведение людей, благодаря системе поощрения и наказания. Без контроля оно потеряло бы стабильность, начался бы хаос;
  5. Установление отношений с другими людьми. Человек нуждается в отношениях с себе подобными, ему нужно кому-то выражать свои чувства и эмоции, ощущать связь с остальными людьми;
  6. Помощь и поддержка. Социум способен оказывать помощь нуждающимся людям, поддерживает человека в трудную минуту.

Какими бывают общества, типология

В дописьменных обществах коммуникации осуществлялись исключительно устно.

В письменных обществах появлялись элементы передачи данных путем рисунков, зарубок, а позже и языка букв и символов.

В простых отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные.

В сложных обществах существует несколько уровней управления и социальных слоев.

Первобытное общество имеет ряд особенностей: зависимость от окружающей среды, отсутствие организованной государственной власти, нет правовой системы. Основные виды деятельности: охота, рыбалка, собирательство. Люди объединялись в племена с иерархическим делением.

Рабовладельческое общество пришло на смену первобытному. Основана на эксплуатации человека человеком. Рабство являлось открытой формой принуждения к труду. Рабы находились в собственности владельцев. Не имели прав и свобод.

Феодальное общество характеризуется жесткой иерархией, существует система подчинения зависимых крестьян феодалам. Сочетание крупных феодальных владений — вотчин и мелкого крестьянского хозяйства индивидуальной направленности.

Капиталистическое общество. Система производства подразумевает, что владельцы бизнеса — капиталисты — приобретают средства производства — капитал — и нанимают рабочих. Рабочие получают плату за труд. Экономическая система основана на частной собственности, юридическом равенстве и предпринимательских свободах.

Коммунистическое общество. Основные характеристики: общая собственность на средства производства; бесплатный доступ к предметам потребления; отсутствие классов общества.

Развитые общества: доминирующее положение в экономике по показателям ВВП, уровню доходов населения, доле в мировой торговле, уровню образования, производства.

Развивающиеся общества: отстают от развитых обществ в экономическом плане. Рост населения идет быстрее роста средств производства.

Отсталые общества: слабое развитие, экономика, минимальная индустриализация.

В традиционном обществе основным фактором производства выступает земля. Продуктом, на производство которого нацелена деятельность человека, является пища. Большинство населения занято сельским хозяйством с использованием ручного индивидуального труда.

Социальная структура замкнута, представляет собой деление на сословия. Социальная мобильность низкая. Взаимодействие с другими странами несущественно.

Политическая жизнь представлена преобладанием монархической формы правления. Политические свободы отсутствуют.

В духовной жизни господствуют традиционные религиозные ценности. Малое количество образованных людей, информация передается устно.

В индустриальном обществе основным фактором производства является капитал. Продукт, на производство которого нацелена деятельность человека — промышленные изделия.

Социальная структура упрощена, подвижна и открыта. Присутствует классовое деление. Осуществляется тесное сотрудничество с другими странами.

Политическая жизнь представлена преобладанием демократической направленности, равенства перед законом. Власть — не данность, от нее требуется доказательство лидерства.

В духовной жизни появляются новые ценности прогресса. Ориентация на личный успех. Растет научное познание, появляется массовая культура. Растет уровень образованности. Проявляется «модернизаторский оптимизм» — уверенность в том, что любую проблему можно решить с помощью научного знания.

Постиндустриальное общество. В информационном обществе основным фактором производства выступают знания. Продуктом, на производство которого нацелена деятельность человека, являются различные услуги.

Происходит автоматизация производственных процессов. Резко повышается творческое начало в труде. Преобладающая сфера деятельности человека — сфера услуг.

Общество социально дифференцированно, растет средний класс. Возникает профессиональная дифференциация. Общество открыто в отношении других стран.

В политической жизни усиливается роль гражданина. Возникает «демократия консенсуса». Политический плюрализм.

В духовной жизни особая роль отводится науке и образованию. При этом наука не считается всесильной. Непрерывное образование. Формируются «экологические» ценности: бережное отношение к природе и внимательное отношение к гармонии и равновесию для адекватного общественного развития.

Понятие общества в разных науках

Науки делают упор на разных особенностях общества в зависимости от сфер своих интересов.

Понятие общества рассматривают, например, социология, антропология и политология.

Краткое описание темы для 10 класса

В разделах социологии в феноменологическом понимании общество — множество социальных миров, которые запечатлены в сознании человека.

В натуралистическом подходе понятие определяют совокупностью организмов, которые находятся в реальных отношениях друг с другом.

Согласно К. Марксу, сущность общества состоит в межличностных отношениях. Таким образом, общество — совокупность общественных отношений.

Реляционизм описывает общество как отношения «между вещами» — элементы взаимно значимы внутри определенной системы.

В антропологии общества соотносят с тем, каким способом человек обеспечивает себе средства к существованию. Различают общества собирателей и охотников, кочевые, простые и сложные, индустриальные и постиндустриальные.

В политологии общества характеризуют с точки зрения политической структуры: племя, государство, род.

В социальной философии общество отождествляют:

  1. С биологическими организмами. Общество обладает его признаками: возникает, растет, распространяется и распадается.
  2. С продуктом соглашения индивидов: теория общественного договора.
  3. С частью природы по антропологическому принципу.
  4. С системой — характерно для функционального подхода.
  5. С социальным действием — понимающая социология — в основе отношений заложены смыслы, понимание намерений и целей индивидов.

Науки, которые изучают общества:

  1. Социология — в сфере интересов: характеристики общества, социальные страты, связи, общественные процессы, народности, этносы и т. д.
  2. История изучает периоды становления общества, особенности функционирования в различных условиях.
  3. Культурология — сфера интересов в культуре: традиции, ценности, нормы.
  4. Антропология — происхождение и развитие человечества.
  5. Археология — история общества на основе найденных артефактов.
  6. Этнография — в сфере интересов находятся особенности различных народов.
  7. Демография сконцентрирована на количественной составляющей — численность, состав населения.
  8. Экономика — показатели общества в отношениях производства, распределения благ и потребления.
  9. Политология — деление общества, политическая жизнь.
  10. Правоведение — регулирование общественных отношений.
  11. Психология — внутренние духовные процесс в обществе и индивидах.
  12. Философия — в сфере интересов находятся бытие и смысл жизни человека и общества.
  13. Педагогика — принципы и методы воспитания индивидов и групп, обучения и трансляции знаний.
  14. Теология — религиозная составляющая жизни социума.

Функции социальных групп

Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:

Экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.
Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.
Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).
Инструментальная функция

Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране.

Общество в широком смысле

В широком смысле данный термин употребляется в двух основных значениях: как совокупность всех людей (человечество) и как часть материального мира, связанная с природой.

Оно является частью материального мира. Материальный мир — это все, что нас окружает.

Иными словами, это и природа, а также все то, что создано руками человека. Природа составляет естественную среду обитания человека, однако общество обособилось от него. Что это значит?

Природа развивается по своим собственным законам, которые не зависят от законов общества.

Силы природы стихийны, тогда как в центре общественного развития находится человек. Человек может творить и преобразовывать окружающий мир (строить дома, стадионы).

Отсюда понятие культуры в широком смысле как весь результат преобразовательной деятельности человека.

Общество создает «вторую природу», преобразовывает свою естественную среду обитания под себя.

Таким образом, общество связано с природой в том смысле, что природа составляет географические и климатические условия жизни, однако оно смогло обособиться, создать «вторую природу» и собственные законы развития.

Общество включает в себя формы объединения людей. Человек является существом коллективным, ему необходимо объединяться в различные группы для своей жизнедеятельности.

В совокупности оно представляет собой большой коллектив, включающий в себя множество малых.

В частности, к формам объединения людей можно отнести учеников в классе, футбольную команду, отдельную семью, трудовой коллектив.

Взаимодействие людей порождает различные формы их объединения.

Наконец, его характеризуют не только формы взаимодействия, но и способы.

Способы взаимодействия могут быть различны, однако их объединяют две большие группы: сотрудничество и соперничество.

Например, футболисты одной команды сотрудничают, чтобы вместе добиться победы, тогда как их оппоненты соперничают с ними.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека. 

 В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

Бессознательное – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
Массовое сознание – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
Самосознание – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. 
Самопознание – постижение собственных физических и психологических особенностей.
Самооценка –  носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
Поведение – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
Поступки – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

​​​​​​​

Знание теорий общественного развития

Согласно моему более чем 12 летнему опыту преподавания и подготовки к ЕГЭ по обществознанию, те ребята, которые изучают теории общественного развития — сдают экзамен на 90+ баллов. Те, которые эти теории игнорируют — как правило сдают ниже 80 баллов.

Почему так?

Потому что теории эти объясняют, почему происходят те или иные общественные явления. Почему человек имеет двойственную биосоциальную природу? Почему человек познает мир? Что такое деятельность? Почему общество это система? Как развивается общественный прогресс? Почему именно так?

На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. фон Берталланфи, теория прогресса Карла Маркса, теория модернизации и пр.

Ребята, которые изучили эти теории, ПОНИМАЮТ суть! А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь? Не верите?

Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию:

Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания

Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан. Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них

Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них.

Типы лидерства в зависимости от легитимности власти — это концепция Макса Вебера. Еже ли что…. Кстати ответ на это задание есть в наших Ответах к Банку заданий ФИПИ по обществознанию.

А вот задание 1 части экзаменационной работы ЕГЭ тоже из Банка заданий:

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.2) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.3) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.5) По способу легитимации власти различают рационально-легальный, традиционный и харизматический типы лидерства.

Ну как, поверили : ) Кстати ответ и на это задание есть в наших Ответах к Банку заданий ФИПИ по обществознанию.

И еще, по вопросам веры — не ко мне, а в любую религиозную организацию. Я-то четко знаю, что именно любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ. Поэтому мои ребята с курсов подготовки к ЕГЭ по обществознанию и сдают экзамены на максимальные баллы, в отличие от других моих коллег по цеху.

Поделиться в соц. сетях

Проверь себя

Задание 1.Что из перечисленного не относится к искусственной среде?

  1. дом
  2. природа
  3. общество
  4. транспорт

Задание 2.Что из перечисленного не является признаком общества как системы? 

  1. динамичность
  2. открытость
  3. завершенность 
  4. самоструктурированность 

Задание 3.В обществоведческой науке понятием «общество» определяется…

  1. весь окружающий человека материальный мир
  2. единство живой и неживой природы
  3. все человечество в прошлом, настоящем и будущем
  4. важнейшая составная часть природы

Задание 4.В узком смысле слова под обществом принято понимать…

  1. обособленную от природы часть мира
  2. конкретный этап исторического развития человечества
  3. все прошлое, настоящее и будущее народов разных стран
  4. территорию с четкими границами
  1. динамичность
  2. единство с природной средой обитания человека
  3. нацеленность на достижение определенных результатов
  4. способность к самовыражению

Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 3; 4. — 2; 5. — 1.

Основные признаки социальной общности

Поскольку социальные общности объединяют индивидов со схожими идеями, целями и интересами, им присущ ряд характерных лишь для них признаков. К таковым относят:

  • единый для всех участников сообщества круг интересов;
  • общую модель поведения;
  • схожие потребности и условия жизни;
  • обязательное взаимодействие людей внутри сообщества;
  • общность целей и методов, применяемых в процессе достижения целей;
  • одни для всех нормы и ценности;
  • внутригрупповую солидарность.

К этому перечню российские социологи добавляют еще несколько признаков:

  • проживание участников объединения в одной местности;
  • формирование у них собственной культуры;
  • внутренняя организованность и наличие системы управления;
  • понимание и принятие участниками группы общей для всех членов сообщества идентичности.

В равной степени социальным общностям присуща и стабильность, и динамизм, обычно происходящие внутри них изменения тесно связаны с общественными изменениями. Новые социальные общности могут создаваться и внутри отдельных государств, и в международных рамках, при этом их создание и развитие всегда отражает текущие экономические, общественные и политические реалии того или иного социума.

Функции

Общество – это высшая ступень развития живых существ, проявляющаяся в сложной организации взаимосвязей и отношений, возникающих в результате их деятельности. Основные его функции таковы:

  1.  Управление и контроль – регулирование взаимоотношений между членами социальных институтов и групп путем создания правил, законов и моральных устоев.
  2. Производство и распределение – создание продуктов и товаров, отвечающих потребностям людей.
  3.  Воспроизводство и адаптация – обеспечение непрерывного возобновления поколений людей и приспособления их к социальной среде.
  4. Духовное производство и регулирование активности людей – удовлетворение познавательных, эстетических, этических потребностей человека, организация трудовой и творческой деятельности.

Общество – самодостаточная, динамично развивающаяся система, способная к саморегуляции. Ее функционирование направлено на создание благоприятных условий для собственного существования. Важную роль в этом играет выстраивание иерархически распределенных структур и подсистем, их слаженное взаимодействие.

Общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности относятся к природным и культурным. Но, если углубиться в это понятие, возникнут противоречивые доводы. Конечно же, что-то общее можно найти во всех народах и странах, но вот контекст ценностей бывает разным. К примеру, в одной стране к детям относятся бережно, с милосердием (имеется в виду отношение к детям вообще), а в другой они также важны, но в качестве жертвы богам, ради соблюдения обычаев.

Людей, находящихся в одном государстве чтили и уважали, а за его пределами считали врагами и жаждали им смерти. А в Риме, воспевались ценности правителя и тот, кто их нарушал – лишался головы. Исходя из этого, никак нельзя утверждать, что все ценности общечеловеческие. В одной стране за столом разрешается поведение, которое будет просто неприемлемо для другой страны и посчитается невоспитанностью.

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Что такое социальная группа

Все общество можно условно разделить на сотни и тысячи многообразных социальных групп, отличных друг от друга. В обществе нет таких людей, которые бы не входили в состав нескольких общественных групп.

Социальная группа это совокупность индивидов, связанных совместной деятельностью, объединенных интересами, возрастом, профессией, культурой, территорией проживания, религией и прочим. Их может объединять сразу несколько или всего один из перечисленных факторов.

Минимальная численность социальной группы – 2 человека (например, семья), максимальную численность статисты (люди, занимающиеся сбором статистической информации, подсчетом и сравнением разных данных об обществе) установить так и не смогли.

Члены группы могут быть знакомы друг с другом лично, или никогда не встречаться, они могут быть объединены в группу добровольно или под влиянием обстоятельств. Общественные группы, в которых люди не знают о существовании друг друга, не взаимодействуют лично – называют социальными общностями.

Примеры социальных общностей:

  • Народ;
  • Старики;
  • Дети;
  • Молодежь;
  • Католики;
  • Французы;
  • Сельские жители;
  • Врачи;
  • Мужчины;
  • Меломаны;
  • Жители Санкт-Петербурга.ъ;
  • Туристы.

Важно! Члены социальных общностей реально не взаимодействуют друг с другом, они условно объединены общим признаком (возрастом, вероисповеданием, полом)

Люди, состоящие в социальных группах, регулярно взаимодействуют друг с другом. Примеры социальных групп:

  1. Школьный класс;
  2. Друзья;
  3. Баскетбольная команда;
  4. Семья;
  5. Рабочие хлебозавода;
  6. Члены театрального кружка;
  7. Хор.

Признаки социальной группы:

  1. Совместная деятельность. Люди взаимодействуют друг с другом по собственному желанию или вынуждаемые обстоятельствами;
  2. Общение;
  3. Внутренняя организация.Члены группы взаимодействуют по определенным правилам, каждому человеку отведена своя роль;
  4. Общая цель, задачи, интересы.

В целом, любых людей, объединенных общим признаком можно назвать социальной группой, поэтому подразделение на социальные общности и группы условное.

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Выводы

Таким образом, социальные общности играют роль своеобразных соединительных механизмов, они связывают между собой личность и общество. Изучая данный механизм взаимосвязи можно не только конкретизировать отдельный социум, почти всегда представляющий собой довольно абстрактное и непростое для изучения образование, но и выявить реальные возможности по интеграции индивидуума в общественные процессы через его участие в какой-нибудь социальной общности.

Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: