Примеры простонародных стихотворений
Простонародные стихотворения – это произведения народной поэзии, созданные простыми людьми. Они не имеют авторов и передают народные обычаи, традиции и чувства. Простонародные стихотворения могут быть различного жанра: песни, сказки, загадки и прочее. Вот несколько примеров простонародных стихотворений:
Загадки:
-
Семь котов на диване
Сидят и не шевелятся.
А им как на иголках:
Один раз – и все сразу!
-
Два конца и одна голова
И сам, и жена, и годок.
Не плывет – парус не ставит,
А пьет – ни через нос не дышит.
Песни:
-
Идут девки рядами
По кому проступками?
По ярусам, по уклонам,
По лугам, по полям!
-
Ой, да не вечер
И не вечерочек!
А на дворе гулялец:
Светит солнце ярче, теплей.
Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.
Я выбрал второе предложение.
Потому что в нём сделан акцент на словах, что самые важные по смыслу.
В первом же случае акцентируется внимание на рифме. А я считаю, что читая стихотворение, нужно пытаться максимально передать задумку автора
А я считаю, что читая стихотворение, нужно пытаться максимально передать задумку автора.
Для этого следует обращать внимание не только на рифмы, но и на слова, которые наилучшим образом раскрывают задумку, суть произведения. И это должно быть первостепенной задачей
Именно поэтому мой выбор был таковым
И это должно быть первостепенной задачей. Именно поэтому мой выбор был таковым.
Подсказка:
- Правила чтения стихотворений для 3 класса
- Краткая биография Ивана Сурикова для презентации
- Краткая биография Ивана Никитина для презентации
- Краткая биография Федора Тютчева для презентации
________
Анализ стихотворения что такое стихи заходер
– Почему это Поползень
Вдруг уселся на оползень,
Ведь с него очень просто упасть?
– И зачем Уголовник
Мог бы что и получше украсть!
– Где и как Гладиатор
Мог найти радиатор
В лупанарии Древнего Рима?
– А зимою в Пекине
Разве ходят в бикини?
Как все это, поэт, объяснимо?
И подобные вещи,
Ради рифмы, друзья,
1. Все ли вы понимаете в этом тексте? Выясните значения незнакомых вам слов, используя любой имеющийся толковый словарь.
(Но в нем вряд ли найдется объяснение слова лупанарий. Попробуем понять его значение без словаря? По-латыни люпус (lupus) – “волк”, сравните пословицу Хомо хомини люпус эст -Человек человеку волк. Суффикс -арий (-ариум) известен по словам планетарий, делъфинарий, аквариум, террариуму др. Получается, что лупанарий – что-то вроде волчатника, зверинца. )
Теперь займемся употреблением слов. На минуту отвлекитесь от текста Б. Заходера. Представьте, что вы читаете стихотворение неизвестного автора, в котором говорится: Поползень уселся на оползень, Уголовник утащил уполовник, Зимою в Пекине ходят в бикини, а еще (наши примеры): На Луне горит огонь в окне, О молоке мечтают на потолке, Спрятан ключик под солнечный лучик. Поверите ли вы таким утверждениям? Если вы настраивались читать серьезные стихи, то какие вопросы вам захочется задать автору?
2. Как вам кажется, один герой задает вопросы или несколько? Хочет ли тот, кто задает вопросы, получить ответ? Посмотрите реплики внимательнее: только ли из вопросов они состоят?
Попробуйте сформулировать общий смысл “вопросов”, позицию того, кто их задает, его отношение к стихам “поэта”.
Определите, как соотносятся стихотворения Н. Матвеевой и Б. Заходера по своим идеям. Они дополняют друг друга? Повторяют? Противоположны?
1. Всерьез такие утверждения воспринимать трудно, они не соответствуют действительности или “притянуты за уши”, вряд ли они истинные. Вопросы, которые хочется задать, как раз и звучат в стихотворении: “Почему это. “, “И зачем. “, “Разве. “
2. В стихотворении Б. Заходера мы слышим целый хор недоумевающих голосов, хотя, конечно, это может быть и один “упорный” читатель. Вопросы эти касаются поэтического словоупотребления. Они риторические: тот, кто их задает, хорошо знает ответ. Ответ же такой: употреблять созвучные слова “просто так”, для игры, “ради рифмы”, нельзя. Кроме вопросов, в стихотворении звучит прямая критика поэта за то, что он “непонятно зачем” соединяет слова так, что получается бессмыслица.
Тот, кто задает вопросы, занимает обвинительную позицию: И подобные вещи, а то и похлеще. За этими словами как бы есть продолжение: “Чему вы учите молодежь?!”
3. Паронимы (слова, звучащие похоже, но разные по значениям) подходят и для рифмы: поползень — оползень, чело – чулок. Но не всегда: например, парни и Парни, различающиеся ударением, не подойдут.
Позиции двух поэтов, идеи их стихотворений противоположны: Н. Матвеева доказывает, что поэт не должен употреблять слова “ради рифмы”, а Б. Заходер – что “созвучья для созвучья” тоже имеют право на поэтическую жизнь, хотя бы и в шутку.
Примеры стихотворений
Приведем некоторые примеры стихотворений:
- Зима
Зима, зима – вовсю метелью кружа,
Снегом укрывает землю и горы.
Замерзли пруды, реки и озера,
На ветках изящные сосульки.
Весна
Весна, весна – зеленью расцветают дни,
Бушуют ручьи и пением звенит соловей.
Птицы возвратились и строят свои гнезда,
Весело весело гуляет светлая весна.
Лето
Лето, лето – солнышко печет с неба высоко,
Плещутся волны и шелестит листва.
По полям ползают ленивые гусеницы,
Настала пора каникул и отдыха.
Это всего лишь некоторые примеры стихотворений. Для того чтобы узнать больше о стихах и стихотворениях, можно прочитать книжку или спросить у учителя.
Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение
Строение стихотворения и основные понятия
- Строфа – это часть стихотворения, состоящая из нескольких строк;
- Строка – это отдельная единица стихотворения, разделенная пробелами;
- Рифма – это совпадение звуков в конце строк стихотворения;
- Ритм – это повторение ударных и безударных слогов в стихотворении;
- Стишок – это небольшое стихотворение, обычно состоящее из 4-5 строк;
- Строфика – это миниатюрное стихотворение, состоящее из всего одной строки.
Строфы и стишки образуются из строк, а строки состоят из слов. Стихотворения могут рифмоваться или не рифмоваться.
Примеры стихотворений для 3 класса:
- В лесу родилась ёлочка,
- В лесу она росла.
- Зимой и летом стройная,
- Зелёная была.
- (Ефрем Черняк)
Строфа | Строка | Рифма |
---|---|---|
1 | В лесу родилась ёлочка, | -очка |
2 | В лесу она росла. | -осла |
3 | Зимой и летом стройная, | -ная |
4 | Зелёная была. | -была |
Данное стихотворение состоит из 4 строк, которые объединены в 1 строфу. Оно рифмуется по типу «парная рифма»: первая и вторая строка, а также третья и четвертая строка имеют одинаковую конечную часть. Также в стихотворении присутствует ритм – чередование ударных и безударных слогов.
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В
Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
<<Форма демодоступа>>
Сравните:
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Характерные особенности стихотворений
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
- тоническая;
- силлабическая;
- силлабо-тоническая.
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.
Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.
Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.
Состав и количество метра стиха
Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.
Стихи с двустопным метром
Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):
- монометр (μονομετρος, одноразмерный), напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—
- диметр (ὁ δίμετρος, двуразмерный), напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
- триметр (τρίμετρος, трехразмерный), напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
- тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
- пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U.
Стихи с одностопным метром
- тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный), напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
- пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный), напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
- гекзаметр (ἑξάμετρος, шестиразмерный), напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
- гептаметр (ἑπτάμετρος, семиразмерный), напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
- октонар (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный), напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
- декаметр (δέκαμετρος, десятиразмерный), напр. ионический декаметр, UU—́— × 10.
Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:
- моноподия (ἡ μονοποδία, одностопие), напр. трохеическая, —U
- диподия (ἡ διποδία, двустопие), напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
- триподия (ἡ τρίποδία, трехстопие), напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр
- тетраподия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие), напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр
- пентаподия (ἡ πεντάποδία, пятистопие), напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр
- гексаподия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие), напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр.
Литературное чтение
Проверим себя и оценим свои достижения
1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился
Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?
2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?
3. Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» это слова мая — играя, гром — голубом.
О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
4. Найди созвучные слова: раскаты молодые — перлы …, пыль летит — нити … .
Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это … слова.
Одной из особенностей стихотворных произведений является рифма. |
5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность?
Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.
* * *
О буйные ветры, |
Сорвите, умчите, |
* * *
-
-
Звёзды меркнут и гаснут, В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
-
Звёзды меркнут и гаснут, В огне облака.
Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?
6. Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
7. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
* * *
На дворах и домах |
На безлюдный простор |
Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение «снег лежит полотном»? Обсуди с другом. Вам помогут опорные слова.
Описать предмет, явление природы, людей и животных помогают особые выразительные слова (эпитеты). |
8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения.
Определи в нём важные мысли.
Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
Обрати внимание на знаки препинания.
Выбери тон и темп чтения.
Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
Воспользуйся советами Я. Смоленского.. 10
Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке
10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Анализ стихотворения «Мы — друзья» Бориса Заходера
Энергичное стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Мы – друзья» вошло в сборник поэта «Товарищам детям».
Стихи написаны не позднее 1962 года. В эту пору поэту исполнилось 44 года, еще недавно его творчество с трудом находило себе издателя, а теперь он и член Союза писателей, и любимый автор множества ребятишек. Ведь уже издан и его перевод-интерпретация «Винни-Пуха» А. Милна. В жанровом отношении – задорный поэтический рассказ, рифмовка перекрестная и смежная, 6 строф. Лирических героев двое, оба они уже давно поселились на страницах историй Б. Заходера. Это, конечно же, Петя и Вова. Те самые, что еще во «Вредном коте» беседовали. Они по-прежнему учатся и дружат. Композиция стихотворения кольцевая, хвастливое утверждение из его начала получает неожиданное продолжение в конце. Повествование начинается от лица Вовы и построено на контрастах. Даже внешне герои «не очень схожи». Действительно, совсем чуть-чуть, как всякий худой и толстый. Уже в первой строфе в дело вступает фразеологический оборот «не разлить водой». Так один закадычный друг характеризует другого. Вторая строфа наглядно демонстрирует удивительное единство товарищей: даже вместе отстаем. Естественно, по поведению и прилежанию. А может, и по некоторым предметам, что уж скрывать. Однако у таких хороших друзей иногда, в качестве разрядки, должна случаться всамделишная драка
В шуточном диалоге выясняется, что оба они уже запамятовали повод к столь важному событию. Лексика в середине стихотворения становится краткой, по существу, и, конечно же, просторечной: тресну! Дам! Дальше бойцы выбрали новый вид оружия, портфели
Учебники разлетелись, как вспугнутые вороны. Драка вышла «хоть куда» (идиома). Однако победа никому так и не была присуждена. Перемирие вступило в силу после появления в бою третьей силы, находчивой Вовкиной сестры. Она применила запрещенный прием: окатила дерущихся ребят водой из ведра. В пылу борьбы они даже не сразу это заметили. То есть, полностью подтвердили поговорку о друзьях, которых и водой не разольешь. Инверсия (нарушение порядка слов), а заодно и олицетворение: бежит вода. Смех сестры напоминает обескураженным приятелям, что они все еще друзья. Восклицания в заключительных строках завершают юмористическое стихотворение.
Дружба бывает разной, а чтобы убедиться в этом, следует прочесть историю «Мы – друзья» Б. Заходера.
Смысл стихотворения
Смысл стихотворения может быть разным: могут быть переданы жизненные наблюдения, эмоции, моральные уроки или описаны природные явления. Чаще всего стихотворение посылает человеку важные послания, помогает воспринять окружающий мир и свои внутренние переживания по-новому. Стихотворение позволяет автору выразить свое мнение по поводу какой-либо проблемы или события и вызывает у читателя размышления о них.
Важно понимать, что каждый читатель может воспринимать стихотворение по-своему. Стихотворение может вызывать разные эмоции и ассоциации у разных людей
Иногда автор намеренно не раскрывает полностью свой смысл, оставляя свободу интерпретации для каждого читателя.
Чтение и анализ стихотворений помогает детям развить творческое мышление, аналитические способности и воображение. После чтения стихотворения дети обычно останавливаются и думают, что автор хотел сказать своими стихами, какое настроение хотел создать. Размышление над смыслом стихотворения позволяет ученикам лучше понять и оценить его значение в мировой литературе и относительно себя самого.
Изучение стихотворений в школе
Дети начинают знакомиться со стихотворениями уже в младших классах. Они учатся запоминать и анализировать стихотворения, развивая при этом свои языковые и творческие способности.
Основные понятия, которые дети изучают при изучении стихотворений, включают в себя:
Ритм | Ритм — это регулярное повторение ударных и безударных слогов в стихотворении. Он создает музыкальность и особую мелодию произведения. |
Рифма | Рифма — это созвучие звуков на концах строф и строк стихотворения. Она может быть как частичной, так и полной. |
Строфа | Строфа — это часть стихотворения, состоящая из нескольких строк. Она может быть однородной или разнородной по размерам и ритму. |
Стихотворный размер | Стихотворный размер — это определенное число слогов в строке стихотворения. Например, пятистопный ямб, четырехстопный амфибрахий. |
Изучение стихотворений помогает детям развивать воображение, эмоциональную сферу и творческие способности. Одновременно оно развивает у них навыки чтения и письма, а также помогает укрепить память и концентрацию.
Примеры стихотворений для 3 класса:
— «Зимний вечер» А.С.Пушкина
— «Мороз и солнце» А.С.Пушкина
— «Дождик» В.А.Быкова
— «От винта линолеум» Ю.М.Брауна
— «Где родился дом» К.И.Чуковсого
Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:
Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют. Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка». Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе. Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку. Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф. Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать. У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5–6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется. Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема
Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:
Таким образом, стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.
Что такое стихотворение?
Строки в стихотворении обычно имеют одинаковое количество слогов или одинаковую длину. Они могут быть связаны друг с другом как смысловым, так и звучным образом. Стихотворение может рассказывать о чем-то, описывать чувства, передавать настроение или просто играть с языком.
Основные виды стихотворений: лирическое, эпическое и драматическое. Лирическое стихотворение выражает чувства и эмоции автора. Эпическое стихотворение рассказывает о каком-то событии или приключении. Драматическое стихотворение представляет отрывок из драмы или цельную драматическую композицию.
Чтение стихотворений помогает развитию воображения, эмоциональной сферы, внимания и памяти. Оно способствует лучшему пониманию родного языка, его звучности и музыкальности. Чтение стихотворений может быть очень увлекательным и интересным занятием, ведь в них можно встретить самые разные идеи и картинки.
- Страдания и радости,
- Осенняя листва,
- Ирисы на пруду,
- Скрипки и гитары,
- Залитые лунным светом окна,
- И неожиданные голубые озера,
- Страна, где применяют законы,
- Секретари и сотрудники.
Это лишь некоторые из тем, которые можно встретить в стихотворениях. Они могут рассказывать о природе, животных, любви и мечтах
Важно помнить, что стихотворения могут быть очень разными, и каждый может найти то, что ему нравится
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Автор и чтец
Став автором стихотворения, человек создает его содержание и форму. Автором может быть любой человек, у которого есть фантазия, желание выразить свои мысли, чувства, впечатления в стихотворной форме. Автор выбирает тему, рифму, ритм, строит синтаксис.
Чтец — это человек, который читает стихотворение вслух. Чтец может учить стихотворение наизусть и рассказывать его другим
При чтении стихотворения также важно правильно произносить слова и выделять интонацию, чтобы передать эмоции, которые хотел передать автор. Чтец создает уникальную атмосферу чтения, участвует в создании образа стихотворения
Определение стихотворения
Стихотворение имеет свои особенности:
- Обычно состоит из нескольких строф, каждая из которых состоит из нескольких строк.
- Строфы в стихотворении могут быть одинаковыми или разными по количеству строк и рифмовке.
- Строки в стихотворении могут рифмоваться по определенной схеме или быть нерифмованными.
- Ритм стихотворения определяется количеством ударений и безударных слогов в строке.
- В стихотворениях часто используется различные фигуры речи, такие как метафора, сравнение и др.
Примеры стихотворений:
Я иду разведу армию лунных заступов,
В зелени тайн сокровенных займу века покой.
В глубине сердца мне страшно часто, тихо-тихо,
И быть не меркнет ль соблазн эха вдовьего крика.
Вечерами, поздно, все один на один,
Напеваю к пианино шлягеров мой рассказ.
Рука виснет, страшится, пальцы размажутся вверх,
И рушится шлягер, – и позабыто все задневек.
Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение
Особенность стихотворения заключается в том, что текст разделен на строки, которые имеют равное количество слогов и рифмуются между собой. Рифма – это повторение звуков в конце строк стихотворения. Она создает музыкальность и придает особый звучания всему произведению.
Важно отметить, что стихотворения бывают разных видов: лирические, эпические и драматические. Лирическое стихотворение передает чувства и настроение автора
Эпическое стихотворение рассказывает о событиях и действиях, а драматическое – о разговоре и диалоге персонажей.
В учебнике 3 класса представлены примеры стихотворений разных жанров и тематик: о природе, о животных, о дружбе и многие другие. Дети читают их вместе с учителем, изучают рифму и ритм, обсуждают содержание и вырабатывают эмоциональный отклик.
Стихотворение является первым шагом в мир литературы и поэзии. Оно развивает речь и фантазию, приобщает к красоте и эстетике. Дети учатся выразительно и четко читать текст, обращать внимания на звуки и ритм слов. И все это делается через игру и радость творчества.
Важность стихотворений для 3 класса литературного чтения
В стихотворении содержится особая магия, которая позволяет детям легко воспринимать литературу и развивать свои языковые навыки. В 3 классе литературного чтения изучение стихотворений играет важную роль в формировании языкового вкуса и эстетического восприятия.
Строфы, рифмы, ритм и мелодичность стихов – все это притягивает внимание детей и позволяет им легко запоминать и понимать содержание произведений. Чтение и обсуждение стихотворений развивает у детей чувство ритма и музыкальность, а также помогает развить их слух и речь
Изучение стихотворений в 3 классе помогает развить у детей воображение и эмоциональную сферу. Литературные образы и яркие образцы языка, которые присутствуют в стихах, помогают детям лучше понять окружающий мир и выразить свои мысли и чувства.
Стихотворения также способствуют развитию речи и критического мышления у детей. Анализ и трактовка стихов позволяют им развить способность к аналитическому мышлению, научиться интерпретировать произведения и высказывать свое мнение. Кроме того, изучение стихотворений помогает детям улучшить свои навыки чтения и письма.
Поэзия – это не только средство общения и самовыражения, но и источник радости и впечатлений. Чтение стихотворений в 3 классе литературного чтения помогает детям расширить свой лексический запас, развить чувство красоты и эстетическое восприятие, а также преодолеть языковой и культурный барьеры.
Конспект урока по литературному чтению на тему: “Б. Заходер «Что такое стихи»» (УМК “Перспектива”) план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б.Заходера; формирование умения формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока;
Планируемые результатыПредметные: – уметь составлять план урокауметь определить настроение лирического текста Б.Заходера
Личностные: -формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;-понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. учебная презентация
Определение: базовая структура и особенности
Базовая структура стихотворения включает в себя такие элементы, как:
Строфа | Группировка строк стихотворения по определенной схеме. Строфы могут быть одинаковыми или разными по размеру и рифме. |
Строка | Единица измерения стихотворения. Строка может содержать от одного до нескольких слов. |
Рифма | Совпадение звуков в окончаниях строк. Рифма может быть однородной (абаб) или перекрестной (ааbb). |
Ритм | Основная мелодическая схема стихотворения. Ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. |
Особенностью стихотворения является его эмоциональная и художественная направленность. Автор стихотворения может использовать различные стилистические приемы, такие как сравнение, прямая речь, метафора и др., чтобы передать свои мысли и чувства более ярко и выразительно.
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,— — U — U — U — U
Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»U — U — U U U —
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Стихотворение — это.
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
- тоническая;
- силлабическая;
- силлабо-тоническая.
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.
Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.
Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.