Конфуцианство и буддизм: основные элементы даосизма

Конфуцианство и великая даосская система

Видео по теме

Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:

Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.

Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.

Этапы развития

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Элементы учения[]

В трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернутся. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек – микрокосм, так же как и универсум – макрокосм – вечен. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через Де проявляется в каждом индивиде Дао. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. Де – означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушатся и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания. Погрузится в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках вполне обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического и внутреннего, человеческого. Все, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живет, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Все по-настоящему «великое» связано с запредельным, с Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь-Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Основные категории даосизма

  • Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
  • Дэ (德) — буквально добродетель или мораль. Добродетель, данная свыше (от Дао). Не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
  • У-вэй (無為) — буквально недеяние — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Компоненты даосизма

  • Даосская философия
  • Три сокровища (даосизм)
  • Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
  • Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия
  • Даосская медитация
  • Даосский пантеон

Связанные явления

  • Китайская астрология
  • Фэншуй
  • Китайская медицина
  • Практика транса и общение с духами,
  • Мантика и гадания
  • Сексуальная практика
  • Дыхательная гимнастика и боевые искусства
  • Китайская поэзия (символика)

Конфуцианство против даосизма

Основное различие между конфуцианством и даосизмом заключается в фокусе каждой философии, поскольку конфуцианство фокусируется на обществе, а даосизм сосредотачивается на природе. Хотя буддизм продолжает оставаться основной религией Китая, конфуцианство и даосизм — две доминирующие философии в Китае, которые очень древние и продолжают существовать примерно с 550 г. до н. Э. Стороннему наблюдателю эти философские концепции могут показаться противоположными друг другу, но с другой стороны они также дополняют друг друга. Они считаются мудрым подходом к жизни и решением множества проблем и вызовов, которые жизнь бросает человеку. Многие продолжают путать эти две философии, которые имеют почти статус религий. В этой статье делается попытка развеять эти сомнения, подчеркивая различия между даосизмом и конфуцианством.

Видно, что последователи одной из двух философий практикуют принципы другой философии. Ясно одно: обе остаются философиями, а не полноценными религиями. Обе философии возникли в один и тот же период, известный как Сотня школ мысли, который характеризовался внутренними раздорами и феодальными тенденциями. Эта дисгармония отражена как в конфуцианстве, так и в даосизме, поскольку оба стремятся обеспечить людям утешение и путеводный свет в их жизни. Одна вещь, которая объединяет обе философии, заключается в том, что, несмотря на то, что они происходят из Китая, обе имеют мировоззрение и универсальны по своей природе.

Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.

Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:

Ритуал — Ли (礼)

Изначально это означало «пожертвовать». Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.

Сыновняя почтительность — Сяо (孝)

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.

Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.

Верность — Чжун (忠)

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.

Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.

Гуманность — Жэнь (仁)

Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.

Справедливость — И (义)

Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство —
древнейшая философская школа, которая
рассматривает человека прежде всего
как участника социальной жизни.

Основоположником
конфуцианства является Конфуций
(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.,
главным источником учения — произведение
Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные
вопросы,
решаемые конфуцианством:

Как
необходимо управлять людьми?
 
Как вести себя в обществе?

Представители
данной философской школы выступают за
мягкое управление обществом. В качестве
примера подобного управления приводится
власть отца над сыновьями, а в качестве
главного условия — отношение подчиненных
к начальникам как сыновей к отцу, а
начальника к подчиненным — как отца к
сыновьям. Конфуцианское золотое правило
поведения людей в обществе гласит: не
делай другим того, чего не желаешь себе.

2.
Учение Конфуция содержит ряд
основополагающих принципов:

  • жить
    в обществе и для общества;

  • уступать
    друг другу;

  • слушаться
    старших по возрасту и по званию;

  • подчиняться
    императору;

  • сдерживать
    себя, соблюдать меру во всем, избегать
    крайностей;

  • быть
    человечным.

3.
Большое внимание Конфуций уделяет
вопросу, каким должен быть начальник
(руководитель). Руководитель должен
обладать следующими качествами:

  • подчиняться
    императору и следовать конфуцианским
    принципам;

  • управлять
    на основе добродетели («бадао»);

  • обладать
    необходимыми знаниями;

  • верно
    служить стране, быть патриотом;

  • обладать
    большими амбициями, ставить высокие
    цели;

  • быть
    благородным;

  • делать
    только добро государству и окружающим;

  • предпочитать
    убеждение и личный пример принуждению;

  • заботиться
    о личном благосостоянии подчиненных
    и страны в целом. В свою очередь,
    подчиненный должен:

  • быть
    лояльным по отношению к руководителю;

  • проявлять
    старание в работе;

  • постоянно
    учиться и самосовершенствоваться.

Учение
Конфуция сыграло большую роль в
объединении китайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее время,
спустя 2500 лет со времени жизни и
деятельности автора.

4.
Другим важнейшим социальным
учением Древнего Китая
являлся легизм (школа
законников, или Фацзя). Его основателями
были Шан
Я
н
(390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до
н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа
(III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной
идеологией.

Основной
вопрос легизма.(как и конфуцианства): как
управлять обществом?

Легисты
выступают за то, чтобы управлять обществом
путем государственного насилия,
опирающегося на законы. Таким образом,
легизм — философия
сильной государственной власти.

5.
Основными постулатами
легизма
 являются
следующие:

  • человек
    обладает изначально злой природой;

  • движущей
    силой человеческих поступков являются
    личные эгоистические интересы;

  • как
    правило, интересы отдельных индивидов
    (социальных групп) взаимопротивоположны;

  • чтобы
    избежать произвола и всеобщей вражды,
    необходимо государственное вмешательство
    в общественные отношения;

  • государство
    (в лице армии, чиновников) должно поощрять
    законопослушных граждан и жестоко
    карать провинившихся;

  • основным
    стимулом правомерного поведения
    большинства людей является страх перед
    наказанием;

  • основным
    разграничением правомерного и
    неправомерного поведения и применения
    наказания должны являться законы;

  • законы
    должны быть одинаковы для всех, а
    наказание должно применяться и к
    простолюдинам, и к высшим чиновникам
    (независимо от звания), если они нарушили
    законы;

  • государственный
    аппарат должен формироваться из
    профессионалов (то есть чиновничьи
    должности должны даваться кандидатам,
    обладающим необходимыми знаниями и
    деловыми качествами, а не передаваться
    по наследству);

  • государство
    — главный регулирующий механизм
    общества и, следовательно, имеет право
    вмешиваться в общественные отношения,
    экономику, личную жизнь граждан.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как вечный путь, ведущий в неизведанное и не имеющий конца, проходящий везде и нигде одновременно. Дао — это вечное движение, которое символизирует движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.


Дао — это непоколебимый Абсолют, которому подчиняется все сущее, включая каждого человека. Дао — это пустота, которая создает все, что существует. Лао-цзы сравнил это с комнатой, написав, что не стены наиболее важны в комнате, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм вобрал в себя некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование нравственным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм противоречат друг другу.

Путь Дао переплетается с несколькими составляющими:

  • специальное питание организма, исключение из рациона физической пищи;
  • физическая подготовка, полное подчинение тела разуму;
  • бездействие (невмешательство) — полный отказ от намеренной деятельности, попытки изменить свою жизнь усилием воли, подчинение себя и своей судьбы воле Природы.

Из принципа бездействия Лао-цзы вывел принцип, по которому должно строиться управление обществом и государством. По его словам, идеальный правитель — это тот, кто старается как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, максимально отвергает реформы, позволяя людям жить согласно воле небесной и решать собственные проблемы по своему усмотрению собственный.


Лао-цзы сформулировал три достоинства даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шен (разумный дух);
  • цзянь (энергосбережение).

В даосизме и человек, и вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный уклад жизни безуспешна.

За человеческую душу идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, от его поведения: совершая добрые дела, он подпитывает хорошее настроение и приближается к пониманию Дао. Совершая злые дела, он кормит демонов, и его дух ослабевает.

В даосизме важное место занимают представления о женском и мужском началах: Инь и Ян. Знаменитый черный и белый круг начал, неразрывно связанных между собой, был изобретен даосскими монахами в 4 веке до нашей эры. нс

Как жизнь не может быть только светом или только тьмой, так и Инь и Ян могут существовать только в симбиозе

нс. Как жизнь не может быть только светом или только тьмой, так и Инь и Ян могут существовать только в симбиозе.


Активность и сила приписываются мужскому началу, равновесие и спокойствие — женскому. В даосизме только человек, в котором оба принципа находятся в равновесии, способен вести правильную жизнь и достичь Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, здесь нет даосских храмов или мест поклонения, потому что только посвященные могут участвовать в ритуалах даосов.

Единственными религиозными сооружениями даосов являются монастыри, количество которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще надевают для публики очки, чтобы продемонстрировать свои навыки боевых искусств.

интересно, что в даосизме отсутствуют понятия ада и рая. Даосы стремятся не попасть в рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Самого бога нет — его заменяет абстрактное и двусмысленное «Дао».

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, обе религии переняли традиции первобытной религии с ее поклонением природе:

культ предков относят к конфуцианству. Но принципы поклонения (например, сыновняя почтительность) распространены во всем китайском обществе;
даосизму свойственен политеизм, в конфуцианстве господствует культ императора и неба;
конфуцианство — это путь к совершенству через самоконтроль, подавление гнусных страстей, переработку самого себя. Обучение поощряет постоянную социальную активность

Основное внимание уделяется моральным и этическим принципам;
конфуцианство рассматривает человека как социальное существо, в котором разум должен преобладать над чувствами, даосизм — как продукт природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
даосизм принимает человека таким, какой он есть;
главное достоинство даосизма — бездействие, поскольку попытки изменить что-то в природе или в обществе нарушают естественный порядок вещей.

Даосизм против конфуцианства

Разница между даосизмом и конфуцианством в том, что оба они были основаны разными людьми. Они оба имеют разную природу, политеистическую природу и монотеистическую природу соответственно. Не только это, но они также различаются положением женщин, отношениями с людьми, их религией и конечными целями, исходным языком и способами передачи учений. В то время как даосизм был в основном сосредоточен на вселенной и природе, конфуцианство было сосредоточено на обществе и гармонии.

Даосизм — это религиозное верование китайцев, которое было основано в Китае Лао-цзы и буквально означает последователь «пути» или Дао. Он фокусируется на отношениях человека со вселенной и направлен на поддержание баланса в жизни.

В даосизме женщинам был предоставлен хороший статус мужчин. Писания, изображающие учение, были написаны на древнекитайском языке.

Конфуцианство также является религиозным верованием Китая, основанным королем Ци и означающим последователей Конфуция. Он фокусируется на отношениях человека с обществом и направлен на структурированное развитие общества.

Передаваемое учение было написано в виде диалогов на мандаринском или кантонском языках. Согласно этой вере, женщинам не был предоставлен равный статус с мужчинами. Статус и фотографии были разрешены при этом.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Идеи Конфуция

Самая известная и яркая личность, знакомая всем, кто изучает конфуцианство, это основатель данного философско-религиозного учения — Конфуций. Он был учителем и наставником, оказывал большое влияние на умы людей.

Его задачи и мысли:

Его целью было обучить человека правилам поведения в соответствии с нравственными и моральными нормами. Он считал, что это необходимо, чтобы прекратить хаос и предотвратить разруху, обеспечить людям счастливую жизнь.
Он изучал правила, по которым происходит все в окружающим мире

Как нужно общаться с супругом, родственниками, как управлять государством и исполнять другие социальные роли.
Он считал, что поиск добра внутри себя очень важно для человека. Именно это позволяет личности совершенствоваться, становиться лучше и влиять на окружающее пространство.
Четкое следование правилам — залог успешного исхода любой, даже самой проблемной жизненной ситуации

Если человек живет в соответствии с нормами конфуцианства, он будет счастлив, здоров, успешен.
Семейные узы и родственные связи — самое важное, что есть в жизни человека
Поэтому все население Востока уделяет такое большое внимание семье.
Конфуций утверждал, что божественная сила управляет судьбами людей, устанавливает нормы морали и является мощным источником добра. Поэтому каждый человек должен найти эту высшую силу внутри себя, заручиться ее помощью и поддержкой.

О восточной созерцательности и отношении к миру до сих пор слагают легенды. Каждый из нас может найти что-то в этих восточных учениях для себя.

Конфуцианство и даосизм распространены почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае (где две эти религии сосуществуют с буддизмом). По очень приблизительной оценке, общая численность последователей конфуцианства — 276 млн. человек, даосизма — 31 млн.

Конфуцианство и даосизм возникли примерно одновременно в VI—V вв. до н. э. Основателем первого считается мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), второго — Лао-цзы. Следует, однако, помнить, что вначале и конфуцианство, и даосизм существовали не в качестве религий, а в качестве философско-этических систем, содержавших, правда, отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры эти учения трансформировались в религиозные системы.

Обе рассматриваемые религии, а также проникший в Китай буддизм развивались во взаимодействии друг с другом и тесно переплелись.

Даосизм как религия впитал в себя различные народные верования. Появился обширный пантеон даосских богов и святых, наиболее почитаемыми из которых являются Паньгу, Юйхуан и сам Лао-цзы, возросла роль жречества.

В отличие от даосизма в конфуцианстве нет жречества, и религиозные ритуалы совершают в нем главы семей и старейшины родов. Особенностью этой религии является также преобладание в ее законоположениях этических элементов. Среди зарубежных религиоведов в связи с подобной спецификой конфуцианства существует даже точка зрения, что это не религия, а философско-этическое учение. Однако такой взгляд несостоятелен. Для конфуцианства характерна главная черта любой религии— вера в сверхъестественное.

Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сышу (Четверокни-жие).

Одной из важнейших норм конфуцианства является строгое требование послушания старшему, уважения всякой власти, признания различий в общественном положении людей, которые якобы предначертаны небом.

Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне почетное место заняли Конфуций, его ученики и наиболее ревностные последователи, верховным же божеством считается небо.

На протяжении всей своей истории конфуцианство играло консервативную роль, проповедуя повиновение властям и незыблемость несправедливого социального строя.

  • Можно ли доказать существование бога кратко

      

  • Педагог как наставник и посредник в условиях школы

      

  • Как феврония убедила петра в своей мудрости кратко

      

  • План мероприятий зимнего школьного лагеря

      

  • Что такое хештег кратко

Основные отличия даосизма и конфуцианства

  1. Несмотря на то, что они были основаны в одну и ту же эпоху, и даосизм, и конфуцианство были основаны разными людьми, Лао-цзы основал даосизм, а король Ци был основателем конфуцианства.
  2. Даосизм определяется как последователи Дао, что означает «путь», а конфуцианство определяется как последователь Конфуция.
  3. Они также различны по своей природе; Даосизм имеет политеистическую природу, тогда как конфуцианство имеет монотеистическую природу.
  4. Конечной целью даосизма является достижение баланса в жизни, в то время как конфуцианство фокусируется на достижении социальной гармонии.
  5. Даосизм определяет отношения между людьми и вселенной, тогда как конфуцианство определяет отношения людей с обществом.
  6. У них обоих разные способы передачи учения; Даосизм использует прямое письмо, а конфуцианство использует для этой цели диалоги.
  7. Различны и цели религии. Даосизм стремится быть единым с природой и жизнью, а конфуцианство стремится к структурированному обществу.
  8. При даосизме лечили женщин и мужчин. В равной степени между ними не было различий, в то время как конфуцианство относилось к женщинам как к нижестоящим мужчинам или было социально ниже мужчин.
  9. Исходным языком даосизма является древнекитайский, тогда как мандаринский или кантонский диалект является исходным языком конфуцианства.

Рекомендации

  1. https://muse.jhu.edu/article/16670/summary
  2. https://philpapers.org/rec/BOLNIH
  3. https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199653881.001.0001/oxfordhb-9780199653881-e-003
  4. https://www.jstor.org/stable/596285
  5. https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-asian-studies/article/taoism/CE0B7FBAF7CF83810A4FE0C29539F1AC
  6. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/1467-9647.00020

Особенности учения

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».

Понятие дао

В основе даосизма и конфуцианства лежит самое главное понятие — дао. Поняв его суть, можно прочувствовать весь смысл древних религиозных учений.

Основные моменты, которые помогут разобраться в определении дао:

Самым важным считается гармония и порядок во Вселенной — это и есть проявление чистого дао. Это и божественные законы, по которым все части Вселенной взаимодействуют между собой, и двигатель абсолютно любых процессов.
Дао — это и жизненный путь человека, наиболее естественный и правильный, по которому он должен двигаться, чтобы обрести гармонию и счастье. Сторонники даосизма считают: каждому человеку отведены свои роль и место в жизни. Поэтому так важно найти свое предназначение и исполнить его.
Если человек живет в соответствии с его дао, он счастлив и приносит пользу людям, успешен, изобилен, получает от жизни все, что ему необходимо. Если же он идет вразрез с его предназначением, его неизбежно настигают трудности, беды и неудачи. В жизни начинается полнейший хаос.
Конфуцианство отстаивает идею некой пассивности. Считается, что человек должен положиться на волю Вселенной, жить спокойно и смиренно принимать все сюрпризы, даже неприятные, которые преподносит ему судьба.
В основе конфуцианства лежит следующая мысль: если человек будет бездейсатвовать и повинуется естественному ходу жизни, все будет хорошо. Если же он всеми силами станет сопротивляться обстоятельствам, не принимая их, — плохо.
Очень много внимания уделяется в этих учениях соблюдению социальных ролей и обязанностей. Каждый человек должен в полной мере исполнять их: роль отца или правителя, сына или подчиненного.

Все эти моменты — результат многовековых поисков Бога и просветления. Знания приносили людям монахи и «просветленные», получая их от высших сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: