Сущность, содержание и основные характеристики метода научного познания
Деятельность людей в любой форме (научной, практической и др.) определяется целым рядом факторов. В зависимости от того, кто действует (субъект) или на что он направлен (объект), а также от того, как осуществляется процесс, какие способы, приемы и средства используются, все это влияет на конечный результат. В этом и состоит проблема метода. В данном случае мы проанализируем метод научного познания.
Метод называется «путь к чему-то», путь к достижению цели, определенный способ упорядочивает деятельность субъекта в любой форме.
Внутренняя организация и регуляция процесса познания или практической трансформации того или иного объекта является основной функцией метода. Отсюда следует, что метод объединяет в себе совокупность определённых правил, методов, приёмов, норм познания, а также действия. Таким образом, это система предписаний, требований и принципов, которыми должен руководствоваться исследователь при решении конкретной проблемы, а также при достижении определённого результата в различных сферах деятельности. Поиск истины, экономия усилий и времени, движение к цели кратчайшим путем — все это и есть то, что дисциплинирует метод. Метод служит так называемым компасом, с помощью которого субъект прокладывает свой путь, избегая ошибок .
Основные формы научного познания
Научное познание разделяется на 2 основных вида: чувственное и рациональное.
Чувственное познание выражается посредством исследования явлений окружающего мира через органы чувств. Механизмами чувственного познания выступают:
- органы зрения;
- слух;
- обоняние;
- осязание;
- вкус.
Формами чувственного познания являются:
Ощущения. Человек познает свойства того или иного предмета/явления, воздействующего на органы чувств. Мы воспринимаем формы, запахи, цвета, звуки и т.д. через собственные ощущения.
Восприятие. Через восприятие человек формирует полноценное представление о предмете/явлении. Данный вид чувственного познания выступает ключевой и образующей формой для представления.
Представление – это обобщенный образ предмета/процесса/явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека без непосредственного влияния на органы чувств. То есть это то, что осталось и закрепилось в памяти после взаимодействия с конкретным предметом.
Отличительной чертой чувственного познания выступает его субъективность, в то же время через него реализуется взаимосвязь человека и окружающей среды.
Следующая форма, рациональное познание, осуществляется разумом. Данный прием доступен только человеку, т.к. рациональное познание является более усложненным способом познания окружающего мира, поскольку осуществляется благодаря мыслительной деятельности.
Механизмами рационального познания служат:
- сравнения;
- уподобления;
- обобщения;
- отвлечения.
Формы:
Понятия – это мысли относительно определенных свойств предмета.
Суждения – мысли об отрицании или утверждения чего-либо в отношении предмета.
Умозаключения – мысленная взаимосвязь между простыми и сложными суждениями, способствующая формулировке итогового суждения.
В качестве примера умозаключения можно привести следующую логическую цепочку:
И., студент архитектурного вуза, отлично рисует. П. совместно с И. принимает участие в совместных творческих проектах университета. Следовательно, П. также является студентом архитектурного вуза.
Методы умозаключения разделяются на виды:
- индукция – выведение суждения от частного к общему;
- дедукция – выведение суждения от общего к частному;
- заключение, выведенное по аналогии.
Также выделяют отдельный вид познания – интуицию. Она выражается в постижении истины, не опираясь на логику, рационализм и наличие доказательств.
Виды:
- мистическая, связанная с эмоциями и внутренними переживаниями человека;
- интеллектуальная, возникающая в результате умственной деятельности.
Признаками интуиции выступают: внезапный характер; неполная осознанность путей разрешения задачи/конфликта; непосредственность наступления знания.
Эмпирические методы
Среди ученых не сложилось единого мнения, какие из многообразия эмпирических методик являются основными. Главными методами для естественных наук являются:
- Наблюдение. Восприятие наблюдателем предметов и явлений окружающего мира (объектов наблюдения). Акт наблюдения также требует специальных условий для сохранения достоверности.
- Эксперимент. Процесс изучения объекта в искусственных и контролируемых условиях.
- Моделирование. Для изучения используется заместитель исходного объекта. Этот объект должен обладать существенным сходством с оригиналом, и его изучение должно приносить новую информацию об оригинале.
Гуманитарные науки расширили этот список, добавив к нему следующие методы:
- Симуляция. Наблюдение в специально созданных условиях. Своего рода смесь эксперимента и наблюдения.
- Интервью, опрос, беседа.
- Тесты различных характеристик (особенно применимы в психологии).
- Изучение документов. Здесь под документом подразумеваются определенные материальные свидетельства, не только бумаги.
- Анализ содержания. Анализируется печатная продукция, речи.
- Социометрические методы. Для визуализации внутригрупповых отношений
- Активное вмешательство в какой-либо процесс.
- Клинический метод. Детальное рассмотрение каждого отдельного случая.
Также, помимо самих методов, можно выделить способы структурирования полученной научной информации. К таковым относятся:
- Описание. Получение информации и представление ее в качественных терминах (большой, красный и так далее).
- Сравнение. Данные представляются в терминах сравнения (больше, меньше и так далее).
- Измерение. Механизм присвоения количественных характеристик (15 сантиметров, 25 градусов, 30 лет). Бывает прямым (данные получаются на месте) или косвенным (данные вычисляются от других величин).
Рис. 3. Классификация методов научного познания
Обработка полученных данных
После завершения любого эмпирического исследования наступает момент обработки полученных данных. Целью этого акта является поиск тенденций и принципов, находящихся за отдельными данными. Здесь вступают теоретические методы, а также специальные, принесенные из других наук.Например, огромную роль при анализе данных играют математические подходы, а именно методы математической статистики. Они позволяют выявлять тенденции, определять величину разброса значений. По результатам применения статистики формируются факты, основанные на статистически достоверных выводах. Благодаря статистике работа ученого существенно облегчается, еще проще она стала с появлением компьютерных программ, занимающихся статистическими расчетами. Таким образом, благодаря статистике, обработка данных, информативность исследований и достоверность их результатов существенно повышаются.
Научное познание: понятие, признаки и особенности
Главной задачей науки в развитом мире выступает изучение явлений окружающего мира и различных процессов, происходящих в определенных сферах жизни. Ученые выявляют закономерности и последовательности, проводят анализ действительности и делают выводы на основе полученных данных. Цель научного познания – исследование истины, которая не зависит от воли познающего лица.
Определение
Таким образом, научным познанием выступает разновидность научной деятельности, направленная на получение знаний об окружающей среде, о природных явлениях, о человеке и социуме.
Научному познанию присущи следующие признаки:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- получение объективных и достоверных знаний;
- подтверждение фактов посредством доказательств;
- многократная проверка фактов опытным путем;
- рациональность и отсутствие противоречий;
- разработанная система научных знаний, изложенная в терминологии, определениях, теоремах, гипотезах;
- применение в процессе изучения специальных средств, инструментов и оборудований;
- формирование методов в процессе осуществления научной деятельности.
Особенностью научного познания является его универсальность, т.е. его предметом исследования может выступать любой объект окружающего мира – от психологии человека до природных процессов. В процессе познания объекта науки тщательно изучаются его свойства, функции и закономерности.
Методологическое обеспечение исследований
1. Актуальность темы (работы) исследования
0.75-1.5 стр
Речь идет о важности работы для какой-либо проблемы. Насколько она нужна, или какой положительный эффект она окажет после её осуществления
Проблема — задача, трудность, которую необходимо преодолеть. Комплекс вопросов, которые осознаются в недостаточности существующих знаний.
Тема исследования — конкретизация проблемы.
Пример:
Объект исследования — магнитные поля солнца,
предмет исследования — магнитная поля пятен солнца.
13. Личный вклад автора
Результаты работы могут быть сформулированы в виде:
- Принципов
- Требований
- Обоснования чего-либо
- Условий осуществления какого-то процесса
- Модели
- Схемы (устройства, эксперимента)
- Методов
- Средств осуществления чего-либо
- Механизмов
- Процедур осуществления чего-либо
- Критериев чего-либо
Написание статьи
Цели, которые преследует автор при написании статьи:
- Донести до общественности результаты своих исследований;
- Заявить о своей компетентности в данной области;
- Получить признание общественности;
Виды статей:
- Статьи, которые содержат результаты оригинальных исследований;
- Обзорные работы;
- Информационные статьи: описание технологий или промышленных производств.
Прежде чем ли публиковать статью, автор должен задать два вопроса:
- Нет ли в представляемых результатах секретной информации
- Нет ли в представляемых результатах предмета изобретения
Хорошо составить план статьи (но не обязательно). Статья должна отлежаться, хотя бы недели три.
Название статьи — ключевой момент статьи. От 3 до 15 слов. Единственная часть статьи, которая будет прочитана. Все мусорные слова должны быть удалены.
Составные части статьи:
- Аннотация. 100-120 слов. Должна быть содержательной, потому как по ней создается впечатление о статье.
Область применения моделей
В процессе моделирования реальные объекты – прототипы заменяются их искусственными образцами – моделями, в которых ярко выражены исследуемые свойства, и не отражены свойства незначительные или не подлежащие изучению. Свойства объекта, раскрываемые с помощью модели, называются существенными.
Процесс, в результате которого создаются и исследуются модели, называется моделированием.
К моделированию прибегают, когда исследовать реальный прототип путем измерения или наблюдения нет возможности. Так, моделируют процессы, происходящие в объекте изучения, слишком быстро, такие как газодинамические процессы при определенных условиях, или процессы, которые длятся по времени столько, что не хватит и ста лет, чтобы их наблюдать, например, процессы движения земной коры.
Создают модели также и для объектов мегамира и микромира, например, всем известен глобус – модель планеты Земля, а также модель микроскопичного атома.
Популярным цифровым глобусом, который в реальном виде показывает поверхность Земли, является продукт Google Earth одноименной компании Google. Планета Земля является виртуальной моделью, в которой используются высокоточные изображения, полученные в результате спутниковой и аэрофотосъемки.
Рис. 1. Модель Земли.
Целесообразно создавать модели для реальных объектов, слишком дорогих в производстве, а также объектов, опасных для окружающих.
Общенаучные методы
Философские предписания придают науке смысл, формируют ее теоретический контекст. Несмотря на кажущуюся очевидность, сформировались они не сразу, поэтому чрезвычайно важны. Итак, научная деятельность основана на следующих аксиомах:
- Все в природе подчинено тем или иным законам.
- Человек в состоянии познать эти законы.
- Законы едины для всего мира.
- Законы эти в целом достаточно просты.
- У каждого события в мире есть своя причина.
Рис. 2. Методы научного познанияИз подобной упорядоченности мироустройства следуют такие важные методологические правила:
- Необходимо объяснять все происходящие события и явления, вести поиск закономерностей этих событий
- Необходимо искать максимально простые объяснения и использовать при этом минимальное количество допущений (принцип бритвы Оккама)
- При выполнении научной работы необходимо стремиться к максимально возможной точности. В естественных науках подобным эталоном является математический аппарат
- Свои позиции необходимо аргументировать и открывать для рассмотрения, обсуждения и критики коллегами
Именно эта рационалистическая база и служит той основой, без которой наука невозможна в принципе. Но эта база сама по себе не статична, и при совершении некоторых открытий принципы осмысляются по-новому.Совокупность общенаучных методов познания может быть разделена на 2 большие группы:
- Эмпирическую — наблюдение, эксперимент;
- Теоретическую — абстрагирование, идеализация, формализация.
Основные характеристики метода научного познания
Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо иметь в виду следующее:
- Применение метода не изолировано само по себе, а взаимодействует с другими. Это означает, что конечный результат будет зависеть от того, насколько умело и эффективно эти методы взаимодействуют. Каждый элемент различных методов работает вместе, воспринимается и используется как единое целое. Именно поэтому способность улавливать разнообразие методов и умение их применять, т.е. методологический плюрализм, имеет решающее значение. Особое значение имеет также способность исследовать противоположные методологические подходы и их правильное сочетание.
- Универсальным методом системы методологических знаний является философия. Определив ее общее направление, стратегию исследования, пронизывая другие ее уровни методологии, своеобразно преломленные и воплощенные в определенной форме на каждом из них, все это делает принципы, законы и категории философии. Конечно, нельзя руководствоваться только философскими принципами, но игнорировать их так же недопустимо. Очевидно, что если под философией понимать поиск знаний в самом общем, широком ее виде, то ее можно считать матерью всех научных поисков. История знаний и практика подтвердили этот вывод.
- Каждый из методов в своем применении различается в зависимости от конкретных условий, целей исследования, характера решаемых задач, а также от характеристик объекта, различных сфер применения метода (общество, природа, знание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальных или духовных, объективных или субъективных) и др. Отсюда следует, что содержание системы методов, используемых для решения тех или иных задач, всегда специфично, поскольку в каждом случае содержание одного метода или системы методов будет меняться в зависимости от того, где исследуемый процесс.
Отличие научного познания от других его видов заключается в использовании специально разработанных методов.
Метод называется «путь к чему-то», путь к достижению цели, определенный способ упорядочивает деятельность субъекта в любой ее форме.
Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практической трансформации того или иного объекта является основной функцией метода. Отсюда следует, что метод объединяется в совокупность определённых правил, методов, приёмов, норм познания, а также действия.
Научный метод — это целенаправленный подход, способ достижения цели. Он также представляет собой совокупность различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.
Все исследователи во все времена ценили ценность метода познания. Как зарубежные, так и представители русской философии.
Список литературы
- Гурьянова В.В. Классификация метода научного познания. 2000.
- Декарт Р. Труды. В 2-х томах. Том 1. — М: Академия, 2002
- Деятельность И.П. Павлова. 2015.
- Кохановский В.П. Философия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 — 360 с.
- Лебедев С.А. Метод научного познания. 1985.
- Маркс К., Энгельс Ф. Труды. Т — 12, 1928.
- Меркулов И.П. Метод научного познания. 2012.
- Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогических исследований. — СПб: Петр 2001 — 268 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов, ред. Шведова Н.Ю. — 23-е изд., ср. — М: Русский язык, 1991 — 917 с.
- Рузавин Г.И. Методика научных исследований. — М: ЮНИТА, 1998 — 317 с.
- Саров Ю.А. Метод научного познания. 1998.
- Структура научного познания, его методы и формы. 2011.
- Трофимов В.К. Классификация методов научного познания. 2001.
- Уайтхед А. Философская мысль. 2000.
- Сборник Эйнштейна. — МОСКВА, 1968 — С. 23
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Реферат на тему: Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности
- Реферат на тему: Управление конфликтами
- Реферат на тему: Очистка сточных вод
- Реферат на тему: Страхование
- Реферат на тему: Курская битва
- Реферат на тему: Виды бега и их влияние на здоровье человека
- Реферат на тему: Информационные технологии в образовании
- Реферат на тему: Методы управления персоналом
- Реферат на тему: Функции менеджмента
- Реферат на тему: Развитие физических качеств
Две ступени метода познания
Совсем по-другому вслушивается в речь Элен Холмс. Он сперва на слух воспринимает вербальную информацию. Однако полученные таким образом эмпирические сведения для него — не конечный продукт, они ему нужны как сырье для последующей интеллектуальной обработки.
Искусно используя теоретические методы познания в обработке каждой крупицы полученной информации (ни одна из которых не прошла мимо его внимания), классический литературный персонаж добивается разрешения тайны преступления. Причем теоретические методы он применяет с блеском, с аналитической изощренностью, завораживающей читателей. С их помощью происходит отыскание внутренних скрытых связей и определение тех закономерностей, которые разрешают ситуацию.
Теоретические методы
Основой теоретических методов являются операции и действия логического характера. К логическим операциям относятся:
- Абстрагирование. Игнорирование несущественных в данной ситуации аспектов и свойств объекта.
- Идеализация. Констатация предельных абстрактных объектов (идеальный газ).
- Аналогия. Нахождение общих свойств объектов.
- Формализация. Построение искусственного языка для представления знаний (формулы в математике и физике).
- Анализ и синтез. Разбор исследуемого объекта на составные элементы и сбор целого из частей соответственно.
- Дедукция и индукция. Логическое умозаключение от общего к частному и от частного к общему соответственно.
- Классификация и типология. Разделение объема понятия на более мелкие группы на основании их свойств (например “рыбы” на хрящевые и костные).
Как уже было сказано выше, общими методами наука не ограничивается. Однако несмотря на многообразие частных методов, понимание общих необходимо в качестве базы для овладения частными. Ознакомьтесь также с видео, где есть интересная информация по методам научного познания.
Индукция и дедукция
Когда используют термин «методы анализа», то чаще всего имеются в виду дедукция и индукция. Это — логические методы.
Дедукция предполагает ход рассуждения, следующий от общего — к частному. Она позволяет из общего содержания гипотезы выделить некоторые следствия, которые можно обосновать эмпирически. Таким образом, дедукцию характеризует установление общей связи.
Упомянутый нами в начале данной статьи Шерлок Холмс предельно четко обосновал свой дедуктивный метод в рассказе «Страна багровых туч»: «Жизнь есть бесконечная связь причин и следствий. Поэтому ее мы можем познавать, исследуя одно звено за другим». Знаменитый сыщик собирал максимум информации, выбирая из множества версий наиболее существенные.
Продолжая характеризовать методы анализа, охарактеризуем индукцию. Это — формулировка общего вывода из ряда частных (от частного — к общему.) Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция характеризуется выработкой теории, а неполная — гипотезы. Гипотезу же, как известно, следует актуализировать, доказав. Только после этого она становится теорией. Индукция, как метод анализа, широко используется в философии, экономике, медицине, юриспруденции.
Аналогия
Метод аналогии используют для формулировки принципиально новых идей путем отыскания аналогов явлениям или предметам (при этом аналоги выступают как идеальные, так и реальные объекты, имеющие адекватное соответствие изучаемым явлениям либо предметам.)
Примером эффективного пользования аналогией могут стать общеизвестные открытия. Чарльз Дарвин, взяв за основу эволюционную концепцию борьбы за средства существования бедных с богатыми, создал эволюционную теорию. Нильс Бор, опираясь на планетарную структуру Солнечной системы, обосновал концепцию орбитального строения атома. Дж. Максвелл и Ф. Гюйгенс создали теорию волновых электромагнитных колебаний, использовав, как аналог, теорию волновых механических колебаний.
Метод аналогии приобретает актуальность при соблюдении следующих условий:
- как можно больше существенных признаков должны походить друг на друга;
- достаточно большая выборка известных признаков должна быть действительно связана с признаком неизвестным;
- аналогию не следует трактовать, как идентичное сходство;
- обязательно также нужно рассматривать принципиальные различия между предметом изучения и его аналогом.
Заметим, что наиболее часто и плодотворно данный метод используется учеными-экономистами.
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Общая характеристика методов
Необходимо отметить, что не существует универсального научного метода. В рамках науки всегда действуют совокупность методов и их вариаций. Тем не менее, все это многообразие можно представить в виде многоуровневой структуры. Выглядит она следующим образом:
- Общие для всех форм познания методы. Сюда относятся универсальные логические операции и предписания философского (метафизического) характера.
- Методы, общие для всех наук. Методы, специфичные именно для актов научного познания.
- Частные методы отдельных наук (микроскопия в биологии).
- Специальные методики. Предназначены для решения конкретных задач (например, столкновение элементарных частиц в адронном коллайдере, с целью найти бозон Хиггса).
Рис. 1. Понятие методаПоследние 2 уровня слишком многообразны для рамок этой статьи. А вот на первых двух стоит остановиться подробнее.
Современное компьютерное моделирование
Метод моделирования на компьютере предполагает следующие этапы:
- определение моделируемого объекта, формализация установки на моделирование;
- составление плана компьютерных экспериментов с моделью;
- проведение анализа результатов.
Различают имитационное и аналитическое моделирование. Моделирование и формализация при этом являются универсальным инструментом.
Имитационное отображает функционирование системы при последовательном выполнении ею огромного количества элементарных операций. Аналитическое моделирование описывает природу объекта с помощью систем дифференциальных управлений, имеющих решение, которое отображают идеальное состояние объекта.
Кроме математического, также различают:
- концептуальное моделирование (посредством символов, операций между ними и языков, формальных или естественных);
- физическое моделирование (объект и модель — реальные объекты или явления);
- структурно-функциональное (в качестве модели используются графики, схемы, таблицы).
Абстрагирование
Метод абстрагирования помогает вникнуть в суть изучаемого вопроса и разрешать весьма сложные задачи. Он позволяет, отбросив все второстепенное, сосредоточиться на принципиальных деталях.
К примеру, если обратиться к кинематике, то становится очевидным использование исследователями именно этого метода. Таким образом, первоначально было выделено, как первичное, прямолинейное и равномерное движение (подобным абстрагированием удалось вычленить базовые параметры движения: время, расстояние, скорость.)
Данный метод всегда предполагает некоторое обобщение.
Кстати, обратный ему теоретический способ познания называется конкретизацией. Использовав его для изучения изменений скорости, исследователи пришли к определению ускорения.
Теория как итог познания
Какая обратная связь координирует методы теоретического и эмпирического уровня познания? Обратная связь при проверке истинности теорий. На теоретической стадии, исходя из полученной чувственной информации, формулируется ключевая проблема. Для ее разрешения составляются гипотезы. Наиболее оптимальные и проработанные из них перерастают в теории.
Надежность теории проверяется ее соответствием объективным фактам (данным чувственного познания) и научным фактам (знаниям достоверным, проверенным многократно ранее на истинность.) Для такой адекватности важен подбор оптимального теоретического метода познания. Именно он должен обеспечить максимальное соответствие изучаемого фрагмента объективной реальности и аналитического представления его результатов.
Заключение
Упомянутые в статье примеры методов теоретического познания дают общее представление о творческой работе ученых. Их деятельность сводится к формированию научного отображения мира.
Она же, в более узком, специальном смысле, заключается в умелом пользовании им определенным научным методом. Исследователь обобщает эмпирические проверенные факты, выдвигает и проверяет научные гипотезы, формулирует научную теорию, продвигающую человеческое познание от констатации известного к осознанию ранее непознанного.
Иногда умение ученых пользоваться теоретическими научными методами похоже на волшебство. Даже спустя столетия ни у кого не вызывает сомнений гениальность Леонардо да Винчи, Никола Теслы, Альберта Эйнштейна.