Введение
Добро пожаловать на лекцию по государственной власти и праву! В рамках этой лекции мы рассмотрим основные аспекты государственной власти, ее определение, источники, функции, принципы, виды, органы, разделение властей, ограничения, ответственность государственных должностных лиц и соотношение государственной власти и права. Мы постараемся объяснить все эти понятия и свойства простым и понятным языком, чтобы вы могли легко усвоить материал и применить его на практике. Давайте начнем!
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления
Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).
Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Происхождение государства
Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.
Демократизм устройства Российской Федерации
Высшими ценностями в РФ провозглашены человек, свобода личности и права личности, и Россия является демократическим государством. Источником власти является народ, который избирает органы государственной власти, и именно государство является гарантом прав и свобод для своих граждан. Политика социальных направлений изменения России утверждена в Конституции, а основы конституционного строя призваны создать такие условия, в которых каждый гражданин будет обеспечен возможностями к дальнейшему развитию и к достойной жизни. Различные законы защищают права на труд, на свободу слова, на неприкосновенность личности и другие ценности.
Краткая характеристика государственного устройства России
При этом демократичность России, как и любой другой страны, не является константой. Она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, что влечёт за собой изменения уровня жизни, реальной действительности и её содержания. Иногда демократия в РФ критикуется другими государствами и российскими государственными деятелями, но критика в области международной и внутренней политики – нормальное явление.
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 01.07.2023 13:08 4994 Галлямов Инсаф
10 примеров того что относится к духовной культуре
Ответов: 2
Обществознание 12.06.2023 18:29 1409 Кутиков Влад
Подобрать три пословицы о стыде и совести, объяснить их.
Ответов: 1
Обществознание 18.06.2023 08:13 2481 Маяковский Максим
Краткое содержание 4-5 параграфоф, хелпаните пжпжп. Автор Боголюбов 6 класс
Ответов: 1
Обществознание 27.06.2020 19:31 1382 Гусева Ксюша
Напишите Эссе : «Права, которые я хотел бы иметь» Напишите что бы вы хотели. Токо нормальные чтобы
Ответов: 1
Обществознание 19.06.2023 11:44 1107 Сергеев Назар
учитель предложил ученикам 9 класса подобрать термины для характеристики политической сферы жизни об
Ответов: 1
Обществознание 18.05.2023 15:08 1348 Сучков Михаил
Приведите примеры функций культуры (познавательная,оценочная,регулятивная,информативная,коммуникатив
Ответов: 2
Обществознание 16.05.2023 11:04 910 Ертуганова Айгерим
Ответы на вопросы обществознание 7 класс 1.Объясни смысл положения о том, что защита Отечества это
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 03:40 865 Хариш Таня
Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, дан
Ответов: 2
Обществознание 18.06.2023 13:51 546 Svezhentsova Ira
Помогите ответить на три вопроса по таблице! 2. В 2017 году в нашей стране был проведен социологич
Ответов: 1
Обществознание 03.07.2023 03:01 868 Липа Даша
Сообщение — В чём плюсы и минусы прогресса.
Ответов: 2
Основные характеристики органов государственной власти
- Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
- Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
- Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
- Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .
- Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
- Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
- Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.
Современные государства мира
Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать её членами, но добровольно отказываются от такой возможности. По состоянию на февраль 2018 года таких государств насчитывается 195 . Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.
Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.
Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики ).
Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.
Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.
Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.
Сферы деятельности государственного управления
Деятельность государственного управления является достаточно многогранной, так как она распространяется практически на все сферы общественной жизни, имеющие социальную подоплеку.
Говоря о сферах, в которых деятельность государственного управления проявляется в наибольшей степени, предлагается выделить некоторые из них:
Готовые работы на аналогичную тему
- деятельность в области политики (данная деятельность государственного управления обеспечивает для общества целостный и сохранный характер в виде государства);
- деятельность в социальной сфере (она направлена на то, чтобы обеспечить гражданские права и свободы на всей территории, принадлежащей государству);
- деятельность в экономике (предназначена для создания всех необходимых условий эффективности и упорядоченности в экономической сфере);
- деятельность по поддержанию суверенитета (включает также обеспечение и гарантирование свободы для деятельности государства на международной арене);
- деятельность по организации (связана с упорядочением в работе органов, структур, принятием решений государственного значения и т.д.);
- деятельность по планированию (эта деятельность направлена на определение различных вариантов будущего поведения органов исполнительной власти в той или иной сфере);
- деятельность по распорядительству (направлена на издание различных документов – инструкций, приказов, распоряжений и пр.);
- деятельность по обеспечению прав и свобод (данная деятельность является одной из приоритетных для государственного управления, так как непосредственно связана с обеспечением не только прав и свобод граждан страны, но и с гарантированием общественной безопасности и порядка.
Перечисленные сферы деятельности не носят исчерпывающий характер. Это связано с тем, что деятельность государственного управления находится в постоянной прямой зависимости от того, какие управленческие функции необходимо выполнить в той или иной области в каждом конкретном случае. Так, деятельность государственно управления может быть связана с учетом, координированием, регулированием, контролем, руководством и т.п.
-
Как выполнить поиск адресов электронной почты в internet кратко
-
Чем интересны композиции художника гойи ответ кратко
-
Чем русская наступательная стратегия превосходила европейскую стратегию маневрирования кратко
-
Анализ стихотворения жуковского жизнь кратко
- Почему дети не едят в школьной столовой
Суть
С конца XVII — XVIII столетий в общественно-политической мысли господствовало убеждение, что законодательная, а не исполнительная власть — господствует в государстве. Что дескать парламент страны, принимая законы, задает направления общественно-полиического развития.
Сегодня эти представления безнадежно устарели. Опыт функционирования всех без исключения демократий подтверждает, что именно органы исполнительной государственной власти — концентрирует в своих руках все ресурсы для управления государством и имеет руководящую роль в праве законодательной инициативы.
Например, к конституции США, исполнительная власть называется властью, а законодательная — законодательными полномочиями. Вот, например читаем раздел 1, статью 1:
Все законодательные полномочия, настоящим установленные, принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
А вот, про исполнительную власть:
Если в представительстве от какого-либо штата откроются вакансии, исполнительная власть штата издает приказ о проведении выборов для заполнения этих вакансий.
Тоже самое можно найти в Конституции Франции: в 48 статье написано, что именно правительственные инициативы имеют первенствующее положение для рассмотрения в Сенате и Национальном собрании. Кроме того, нижняя палата парламента, согласно Регламенту, ежедневно обсуждает вопросы, поставленные на повестку дня именно правительством.
Я уже молчу про то, что в Великобритании главой государства фактически является Премьер-министр, который выбирается Парламентом (ну, формально назначается монархом, но должен пользоваться поддержкой Палаты общин). В Германии — Федеральный канцлер — глава государства, является председателем Правительства ФРГ.
Думаю, после таких железобетонных фактов у вас отпали все сомнения, какая власть в концепции разделения властей — выше всех.
Защита прав граждан государством
Государство играет важную роль в защите прав граждан. Оно не только создает законы, но и обеспечивает их соблюдение и защищает граждан от нарушений. Ниже приведены некоторые примеры того, как государство обеспечивает защиту прав граждан.
1. Законодательная деятельность
Государство разрабатывает и принимает законы, которые устанавливают правила поведения и защищают права граждан. Законы могут касаться различных сфер жизни, включая права человека, свободу слова, право на собственность и многое другое.
2. Правоохранительные органы
Государство имеет правоохранительные органы, такие как полиция и судебная система, которые обеспечивают соблюдение законов и защиту прав граждан. Полиция проводит расследования преступлений, задерживает подозреваемых и обеспечивает общественную безопасность. Судебная система назначает наказание для нарушителей закона и разрешает споры.
3. Гражданские права и свободы
Государство защищает гражданские права и свободы, такие как право на жизнь, свободу слова, и свободу вероисповедания. Оно обеспечивает равные возможности для всех граждан и борется с дискриминацией. В случае нарушения гражданских прав, граждане имеют право обратиться в суд или другие правоохранительные органы.
4. Социальная защита
Государство также обеспечивает социальную защиту граждан в случае бедности, безработицы и других социальных проблем. Это может включать программы по предоставлению пособий, медицинского обслуживания, социального жилья и других видов поддержки.
5. Защита потребителей
Государство защищает права потребителей, обеспечивая качество товаров и услуг, предоставляя информацию о правах потребителей и рассматривая жалобы. Оно может предпринимать меры в отношении предприятий, нарушающих права потребителей, и взыскивать ущерб.
6. Защита прав детей
Государство особое внимание уделяет защите прав детей. Оно обеспечивает доступ к образованию, здравоохранению и услугам социальной защиты
Также предусмотрены меры защиты от насилия, эксплуатации и других форм нарушений прав детей.
7. Защита прав работников
Государство защищает права работников, обеспечивая социальные гарантии, охрану труда и борьбу с дискриминацией на рабочем месте. Оно регулирует трудовые отношения, устанавливает минимальные условия труда и защищает права работников на зарплату, отпуск и другие льготы.
8. Защита прав мигрантов
Государство также обеспечивает защиту прав мигрантов, гарантируя их равные возможности и защищая от дискриминации. Оно может принимать меры для предотвращения незаконной миграции, но должно соблюдать международные нормы и обязательства по защите прав мигрантов.
В целом, защита прав граждан государством является неотъемлемой частью функций государства и важным фактором для обеспечения справедливого и безопасного общества.
Политический режим в России
Невозможно однозначно определить политический режим в РФ, так как он постоянно меняется, так что исследования на эту тему ведутся постоянно, а споры не утихают. Россия прошла через тяжёлый этап перемен в начале 90-х годов, когда из-за распада СССР в стране начался политический кризис, который наложил свой отпечаток на дальнейшее развитие. Россию невозможно охарактеризовать по стандартной системе классификации политических режимов, так как российский государственный строй имеет несколько важных особенностей.
Политический режим в современной Российской Федерации
Этими особенностям является сочетание тоталитарных традиций и демократических черт:
- Тоталитарные традиции. На протяжении большей части истории СССР в стране сохранялся тоталитарный режим. В целом он ушёл в прошлое вместе с Советским Союзом, но некоторые его черты сохранились до сих пор. Кроме того, элементы тоталитаризма являются привычной нормой для множества граждан, заставших советскую эпоху.
- Демократические черты. В России развивается правовая основа демократии, и уже хорошо видны все сопутствующие ей признаки, такие как разделение власти, референдумы, гарантия основных прав человека, свободные рыночные отношения и т. п. Однако, многие явления в РФ по-прежнему замкнуты на государстве, несмотря на то, что согласно Конституции Россия является именно демократическим государством.
Развитие понимания государства
У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения .
В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наиболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве .
В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран .
В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии :
Стадии развития государства
Выделяют три основных стадии развития государства :
- раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами ;
- развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
- зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.
Регулирование экономической деятельности государством
Государство играет важную роль в регулировании экономической деятельности общества. Оно использует различные инструменты и механизмы для создания условий, в которых предприниматели и компании могут свободно функционировать, а граждане получать достойную заработную плату и защиту своих прав.
Одной из основных функций государства в экономике является создание и поддержка правовой системы, которая обеспечивает защиту собственности и контрактных обязательств. Без надежной правовой системы предприниматели не будут рисковать инвестировать и развивать свое дело, а граждане не будут доверять бизнес-сделкам и экономическим отношениям.
Государство также регулирует экономическую деятельность через налоговую политику. Оно вводит налоги на доходы и прибыль предприятий, недвижимое имущество, товары и услуги. Налоги являются источником финансирования государственного бюджета и позволяют осуществлять социальную защиту граждан, инфраструктурные проекты и другие публичные программы. Однако, неправильно выставленные налоги могут создавать несправедливость и ограничивать экономическую активность.
Государство также осуществляет контроль над монополиями и конкуренцией на рынке. Регулирующие органы могут ограничивать монопольные позиции и налагать штрафы за антиконкурентное поведение предприятий. Государственные органы также могут осуществлять контроль качества и безопасности продукции и услуг, чтобы защитить интересы потребителей.
Еще одним важным аспектом регулирования экономической деятельности государством является создание и поддержка социальной инфраструктуры. Государство инвестирует в развитие дорог, энергетической сети, образовательных и медицинских учреждений, что способствует развитию экономики и улучшению качества жизни граждан.
В целом, регулирование экономической деятельности государством необходимо для обеспечения стабильности и развития экономики, защиты прав предпринимателей и потребителей, обеспечения социальной защиты и инфраструктурных услуг. Это сложный процесс, требующий балансировки интересов различных сторон и осуществления контроля за соблюдением законов и норм экономической деятельности.
Политическая сфера жизни общества
Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству. Они были убеждены, чтобы управлять государством — нужны ораторские способности (умение красиво говорить), талант к военному делу, мудрость для свершения справедливого суда.
Сегодня политическая сфера общества — это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.
В политическую сферу жизни общества входят:
- Государство;
- Президент, высшие органы государственной власти;
- Политические организации;
- Политические партии;
- Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
- Политические идеи.
Функции политической сферы общества:
- Защита государственной власти;
- Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
- Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
- Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
- Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
- Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
- Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.
Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей: Александра II, Александра III, Николая II. Истории известны покушения и на зарубежных политических лидеров, глав государств.
Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.
Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.
Трансформация государства
В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений. Среди учёных нет единого мнения о том, в какую форму трансформируется государство и будет ли оно существовать вообще в привычном сегодня понимании. Кроме того, можно говорить о том, что современный институт государства переживает некоторый кризис в условиях ускоренной модернизации общества.
К существенной модернизации государственный институт подталкивается и изменениями в сознании людей представлений о государстве. Если ранее, практически на протяжении всей истории, государство воспринималось как нечто довлеющее над людьми, превосходящее их по силе и подчиняющее их, то сегодня происходит полный переворот этой парадигмы. Теперь само государство воспринимается как набор институтов, позволяющих обществу слаженно функционировать, служащих на благо гражданам, а политическая власть и власть имущие люди уже не представляют собой ничего заставляющего народ трепетать, произошла десакрализация государства и власти. В обществе возросло недоверие к стремительно устаревающим государственным институтам. Прокатившаяся в XX веке волна образования тоталитарных и авторитарных режимов заставляет людей настороженно следить за деятельностью государственных образований, чтобы не допустить повторения печального опыта. Инертность множества государств к современным тенденциям, их неспособность быстро подстроиться под цифровизацию — всё это приводит к кризису традиционного государства.
Другой учёный, М. ванн Кревельд, говорил о кризисе не только национального государства, но также социального и в принципе совокупности устоявшихся моделей государственных институтов. Он связывал это с рядом причин:
— в первую очередь, это возникновение транснациональных корпораций и крупных влиятельных объединений государств;
— возникновение организаций, пускай внутри государства, однако пользующихся большой автономией от него, в частности благодаря рыночной экономике и частной собственности.
О кризисе государства свидетельствует не только развитие ТНК и обособление отдельных организаций от него. Внутри самих государств активно нарождаются центры международной торговли, которые всё больше напоминают города-государства — мегаполисы. Такие крупные города как Нью-Йорк, Токио и другие, по сути, становятся всё более экономически независимыми от какого бы то ни было центра. Данная тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.
Помимо этого, существует и активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций как следствие порождает множество гибридных образований, являющихся объединениями государственных и негосударственных структур с целью более эффективного взаимодействия.
Кроме вышеперечисленных, существуют и теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, учёные, работающие в данной парадигме, делают вывод о том, что в будущем будет существовать единая планетарная цивилизация, и государства в привычном смысле, в том числе и, безусловно, национального, просто не будет в привычном понимании.
Система органов государственной власти РФ — это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.
- Основные характеристики органов государственной власти
- Разновидности органов государственной власти РФ
- Президент
- Структура системы органов управления РФ
- Законодательная власть
- Исполнительная власть
- Судебная власть