Рабство в древнем риме — виды, источники, статус и положение рабов

Рабство в древнем риме — история кратко 5 класс

Постепенное ослабление

Рабы в Риме были недовольны своим существованием. Это выливалось в серьезные бунты. Восстание под руководством Спартака чуть не подорвало устои государства. В итоге это сильно обеспокоило знать, и жизнь невольников получила некоторое послабление. Начиная с I—II нашей эры рабство в Римской империи постепенно начало сдавать позиции еще и по другой причине. Связано это было тем, что количество завоевательных войн уменьшилось. В итоге рабы подорожали.

В эту эпоху основу экономики государства стало составлять сельское хозяйство. Сразу появился недостаток в рабочей силе. Для решения проблемы произошло формирование колон. Это были общества, владеющие земельными наделами. Обработка земель в них велась рабами, которые постепенно превращались в крепостных крестьян. Окончательно процесс введения крепостного права был завершен в IV веке.

Рассказ о рабах Древнего Рима часто является темой для докладов, которую готовят учащиеся 5 классов. В них ведется исторический анализ давних событий. Рассказывается, как на фоне красивой картинки процветания элитного римского общества, использовался рабский труд. Продолжалось это на протяжении многих веков, и, безусловно, это является черным пятном в истории государства.

Правовое положение рабов

Согласно правовому положению рабы могли быть как частными, так и «муниципальными». «Муниципальные» рабы фактически принадлежали не каком-то конкретному лицу, а государству и, как правило, были задействованы на общественных работах: строительствах дорог, акведуков, поддержании городской инфраструктуры и т. д.

Освобождение рабов хозяином могло осуществляться по завещанию или с помощью процесса об освобождении, когда в присутствии свидетелей хозяин заявлял о свободе своего раба. Но были и свои ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать рабов младше 30 лет,
  • можно было освободить не более 100 рабов за раз,
  • хозяин, освобождающий раба должен быть старше 20 лет.

Также освобождение раба могло происходить и без воли хозяина, например в тех случай, когда хозяин не проявлял должную заботу о своих рабах. Например, декрет императора Клавдия от 47 года давал свободу тем рабам, чьи хозяева не ухаживали за ними во время болезней.

От жестокости своих хозяев рабы могли искать спасения в храмах и у статуй императоров. Если удавалось доказать плохое обращение хозяина со своими рабами, то его лишали рабов, а самим им либо даровали свободу, либо продавали другому хозяину. Клеймение и нанесение увечий рабам также сурово наказывалось вплоть до ссылки на рудники нерадивого хозяина.

Также в редких случаях рабы освобождались:

  • за особенные заслуги перед империей,
  • если донесли о предстоящем бунте,
  • если спасли жизнь своих хозяев.

Хозяину тоже приходилось нести за своих рабов полную ответственность и если рабы совершали преступления, хозяин также наказывался, в зависимости от тяжести их правонарушений наказание могло быть от денежного штрафа вплоть до казни. Наказание самого виновника-раба было разумеется в разы тяжелее чем хозяина.

Но самое ужасное преступление, которое мог совершить раб, и за которое следовало самое жестокое наказание – было убийство собственного хозяина. В этом случае к смерти приговаривался не только раб-убийца, но и все другие рабы убитого хозяина – за то, что не предотвратили убийство.

Рабский пекулий — «собственность понарошку»

Имущество раба называлось пекулием (peculium). Если хозяин давал рабу одежду — это всего лишь одежда. Но если он предоставлял эту одежду в вечное пользование и позволял распоряжаться ей по своему усмотрению — это пекулий; то, что настоящий собственник разрешал рабу считать своим. Никаких гарантированных прав на дарованное милостью господина раб, конечно, не имел, но подобная имитация была выгодна. Тем более что сначала давалось обычно нечто не очень ценное для хозяина. Раб мог сэкономить на своём пайке или продать лишние предметы домашнего обихода, затем вложить эти деньги, преумножить их и улучшить условия своей жизни.

Хозяин мог дать рабу скот, лавку или участок земли в пекулий с условием, что раб будет регулярно уплачивать определенную сумму, а весь заработок свыше условленного может оставить себе. Так пекулий смягчал главный экономический недостаток рабства — отсутствие позитивной мотивации труда. Имущество служило также некоторым залогом верности — есть что терять. Раб даже мог иметь своего раба, мог заключать сделки, обеспеченные стоимостью его пекулия. Раб с пекулием имел более высокий статус и считался достойнее других. В конечном счёте, нередко невольники договаривались с рабовладельцами — когда их пекулий достигнет определенной цены, они смогут обменять его на свою свободу. Ради этого стоило хорошо поработать.

Помимо видимости собственности, рабовладельцы создавали также видимость брака для своих рабов — некоторым они предоставляли жён (конечно, без правовых последствий, а условно). Особенно широко распространилась эта практика на виллах. Чем больше невольник значил для господина, тем больше шанс на милость. Раб-управляющий (виллик) обычно получал жену (виллику) и некоторое собственное имущество, а также право командовать рабами рангом ниже; это обеспечивало его преданность и личную заинтересованность в сохранении своего положения и процветании виллы. Нередко вилликами становились вольноотпущенники господина, отличившиеся прежней службой.

Знатные рабовладельцы, которые относились к рабству с самой прагматической точки зрения, то есть именно как к орудию труда, вроде Марка Порция Катона (234 — 249 гг. до н. э.) или Луция Юния Колумеллы (4 — 70 гг. н. э.), рекомендовали и нематериальное поощрение рабов. Колумелла видел особую выгоду в том, что это ничего не стоит — поговорить с человеком, поинтересоваться его работой, похвалить, чтобы стимулировать старательность. Дозволение брака между мужчинами и женщинами на вилле тоже ничего не стоило, но хорошо подкрепляло покорность. Катон советовал и виллику не отдаляться от других рабов — общаться с ними и делить тот же труд и пищу: «…благодаря такому образу жизни он будет менее склонен к бегству, будет лучше себя чувствовать и лучше спать». Кроме того, виллика старались подбирать не жестокого, но и не слабого, а виллику — благодетельную и трудолюбивую от природы.

Разнообразие методов манипуляции рабами, о которых писали Варрон и Плиний, Катон и Колумелла, объясняет, как такая неестественная система экономики, как рабовладельческая, процветала несколько веков и лишь раз, во время восстания Спартака, всерьёз поставила под угрозу республику и сам Рим.

Источники появления невольников

Основным источником поступления рабов были пленные воины, которые поступали со всего мира: из Африки, территории Средиземноморья или Ближнего Востока. Причем не имело значения, какой ранг был у человека в своей стране. Став невольником, он уравнивался со всеми своими представителями в правах.

  1. Жертвы пиратских разбоев. Попав в плен, они поступали на рынки города.
  2. Граждане, не выполнившие кредитные обязательства. На основании решения суда они попадали в долговое рабство на определенный срок. Их работа ничем не отличалась от невольничьей.
  3. Люди, осужденные за преступление. Обычно их направляли в каменоломни или на галеры.
  4. Беженцы. Они добровольно продавали себя в рабство. Как правило, это были представители мужского пола. Полученные деньги отдавались семье, которая могла на них существовать.
  5. Дети. Любой ребенок, рождаемый в неволе, становился рабом.

Торговля невольниками было выгодно государству, поскольку каждая сделка облагалась налогом. При этом расценки на живой товар были разными. Особенно ценились образованные рабы и обученные какому-нибудь ремеслу.

Особенностью являлся сельскохозяйственный труд. Здесь работнику приходилось работать весь световой день. Получал он за это только небольшое питание

Хозяину важно было окупить потраченные деньги, пока невольник не умер. Если работа состояла во вращении мельничного колеса для изготовления муки, то на шею человека надевалась специальная колодка, которая не позволяла рукам дотянуть до рта

Однако такие правила существовали только у нобилей.

Если раб был куплен простым хозяином, то его жизнь была легче. Трудиться приходилось столько же. Однако бедный собственник не мог позволить умереть своему невольнику, поскольку на покупку нового у него не было денег. Как правило, питались они вместе, и пища у них была одинаковая. Кроме того, хозяин работал в поле со своим рабом с той же отдачей.

Лучше положение было у рабов, которые имели определенное ремесло. К ним относились пекари, писари, учителя или актеры. Эти представители всегда жили в сытости.

Однако присутствовали и ограничения на освобождение рабов. Они включали в себя пункты:

  1. Невольнику должно исполниться 30 лет.
  2. Хозяину должно быть не менее 20 лет.
  3. Одновременно можно было освободить не более 100 человек.
  4. Освобождение отклонялось при появлении возражений со стороны кредитора.

Кроме того, существовали исключительные случаи. К ним относились:

  1. Донос на убийц своего хозяина.
  2. Предоставление достоверной информации о предстоящем бунте.
  3. За особые заслуги перед Римом.
  4. При достижении человеком преклонных лет.

Несмотря на бесправное положение рабов, все-таки существовали некоторые нормы, касающиеся их существования. В случае смерти невольника владелец обязан был его похоронить. Также признавались родственные связи.

Жизнь рабов

Особенно сложно жилось тем рабам, которые были заняты в сельском хозяйстве. Как правило, это были рабы, проживавшие в богатых имениях римских землевладельцев. Посудите сами, целый день они были заняты тем, что выжимали масло из оливок, делали вино, занимались прочими сельскохозяйственными работами. А что в качестве награды? Маленькая каморка, возможность жениться на рабыне, причем дети от этого брака тоже были рабами, и хозяин мог ими распоряжаться. И никакой надежды на то, чтобы когда-нибудь выкупиться на волю. Разве что управляющий, Вилик, мог подкопить денег и так таки стать вольноотпущенником. То есть римским гражданином низшего разряда. Но зато свободным.

Намного лучше, чем сельским рабам, жилось рабам городским. Они могли быть и секретарями, и врачами, и учителями в богатых домах. Более того, они могли быть отпущены на волю по завещанию своего владельца. В таком случае рабы получали частично имя своего господина. Дело в том, что раб Марка Туллия Цицерона по имени Терон, когда стал вольноотпущенником приобрел себе новое имя Марк Туллий Терон.

Способы установления рабства

Основным способом установления рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал.

Но такой же захват допускался и в отношении чужеземца, с государством которого Рим не состоял в войне, если у Рима в то же время не было договорных отношений с этим государством, ибо чужеземец, как уже сказано, был, в принципе, вне права и правовой охраны, и создать для него какой бы то ни было правовой режим мог только договор с его государством.

Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения.

Однако в период империи, в силу приведенного выше правила infans conceptus pro nato habetur (п.102), ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности. Это было и одним из проявлений упомянутого уже favor libertatis. Человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба.

Преторский эдикт установил, что свободный человек, продавший себя в рабство для того, чтобы затем разделить покупную цену с лицом, которое вчинит иск о признании этого человека свободном (pretii participandi gratia), останется рабом.

В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римского гражданина в рабство, но не иначе как за границу — trans Tiberim, ибо на территории своего государства римский гражданин, по воззрениям глубокой древности, не мог стать рабом: рабы из числа бывших граждан представляли бы слишком большую опасность для государства (п.108).

Все эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вместо них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям (servi poenae). Так, обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни (in ferrum, ad bestias) или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках (in metallum). В силу императорского эдикта 52г. н.э. свободная женщина, вступившая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.

Общие сведения

Рабство в древнем Риме было повсеместным и общепринятым, все без исключения знатные римляне – патриции имели своих рабов. У богатых патрициев могло быть и по несколько сотен рабов, у более бедных всего пару. Рабы работали во всех сферах: в зависимости от своей квалификации и знаний, не образованные рабы были заняты на грязных физических работах: на конюшнях, в строительстве, в то время как просвещенные, грамотные рабы могли быть учителями и воспитателями детей богатых римлян, переводчиками, писарями. Был среди рабов и условно привилегированный класс – администраторов и надсмотрщиков за другими рабами.

Юридически у древнеримских рабов не было своего имущества, как и гражданства, но, тем не менее, порой хозяева одаривали своих верных рабов теми или иными привилегиями, например, позволяли заводить семьи и собственное имущество. Но высшей милостью хозяина могло стать освобождение раба. А иногда и самим рабам удавалось накопить нужную суму, чтобы выкупить самого себя из рабства.

Впоследствии в Риме появился целый класс бывших рабов, которых стали звать вольноотпущенниками. Хотя вольноотпущенники уже не были рабами, но они по-прежнему не были полноценными гражданами Римского государства и не имели политических прав. Например, вольноотпущенник не мог баллотироваться в сенат. Но при этом в истории Римской империи были случаи, когда некоторые вольноотпущеники становились очень могущественными и влиятельными политическими фигурами. Таким, например, был Тиберий Клавдий Нарцисс, вольноотпущенник самого императора Клавдия. Клавдий сделал своего бывшего раба главой императорского секретариата. Несмотря на свое «рабское» происхождение Нарцисс был настолько умен и талантлив, что стал верным и ближайшим советником римского императора и заодно одним из влиятельнейших людей в империи.

Власть хозяина над своим рабом все же была не безграничной, так убийство собственного раба считалось практически таким же преступлением, как и убийство свободного человека. А за увечья, нанесенные рабу, хозяева наказывались или большими денежными штрафами или ссылкой на рудники. Имея в своей собственности рабов, хозяин нес за них и полную ответственность, ему необходимо было содержать своих рабов, кормить их, лечить в случае болезни, если же рабы совершали какое-то преступление, то и хозяин раба также нес за это наказание.

Это интересно: просвещенный римский патриций Марк Сидоний Фальк написал замечательный труд: «Как управлять рабами». Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но некоторые из советов римского патриция не потеряли своей актуальности и в наше время, правда теперь речь идет не об управлении рабами, а об управлении наемными сотрудниками, но частично суть сохранилась. На основании труда Марка Сидония Фалька специалист по античной истории Кембриджского университета Джерри Тонер написал одноименную книгу «Как управлять рабами», в виде учебника по менеджменту от «римского топ менеджера».

Среди советов Марка Сидония Фалька есть и очень умные и практичные. Например, Фальк говорит о том, что нельзя поручать какое-то дело группе рабов, поскольку тогда ответственность за его исполнение будет коллективной, а значит, рабы, скорее всего, его сделают «кое-как» или «спустя рукава». И спросить с них потом будет непросто. Поэтому каждому рабу надо поручать определенное задание, за которое у того будет персональная ответственность, а значит он будет стараться сделать свое дело максимально эффективно. Если подумать, то этот принцип персональной ответственности наемных сотрудников лежит и в основе современного менеджмента на любом предприятии.

Но вернемся опять к древнему Риму и его рабам: была среди них и одна очень особенная каста – рабы-гладиаторы, задачей которых было сражаться на арене Колизея не на жизнь, а на смерть с другими такими же рабами-гладиаторами на потеху зрителей.

Хотя успешные гладиаторы были чем-то вроде «рок-звезд античности», жизнь их была непростой и к тому же смертельно опасной.

Какие были рабы в Древнем Риме

У богачей имелись совсем уж редкие невольники — учителя, врачи, танцовщицы. Они считались необыкновенно дорогими и, как бы мы сейчас сказали, престижными. Однако, где бы ни жил раб, какое бы положение он не занимал, чем бы он не занимался, все равно он оставался вещью, бесправной вещью и говорящим орудием.

Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти своего раба. Провинившихся сажали в тюрьмы Эргастулы. Если раб пытался бежать, его могли сечь, казнить. Как правило использовалась казнь распятие на кресте. Мучительная и позорная, которую, как правило, использовали именно в отношении рабов.

Рабы — гладиаторы

Самых сильных и ловких рабов забирали в школы гладиаторов. Там из них готовили будущих бойцов, которые должны будут развлекать римскую публику. После долгих и изнурительных тренировок в специальных школах гладиаторов, их выпускали на арену. Сражались гладиаторы в разных доспехах, которые, в зависимости от их вида, давали название самому гладиатору.

Были гладиаторы фракийцы, самниты или галлы. Победитель мог быть отпущен на свободу или награжден достаточно большой денежной суммой. Правда, справедливости ради, следует сказать, что редко кто из гладиаторов переживал 10 боев. Римляне не видели ничего страшного в этих кровавых зрелищах. Более того, они считали их нормальными.

Как тут не вспомнить строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова:

«Ликует буйный Рим… Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,

Во прахе и в крови скользят его колена…»

Были римляне, которые понимали всю ненормальность подобных развлечений, но их было очень мало. Среди подобных сознательных римлян хотелось бы назвать Луция Анней Сенека — это философ. И ни странно, что во время раскопок, в Капуе, на стенах одной из гладиаторских школ было найдено имя Сенека, которое выцарапал кто-то из рабов. Не удивительно, что при такой тяжелой жизни, рабы пытались сопротивляться. Они убегали, поднимали восстания. Если беглого раба ловили, то ему на лоб накладывали уродующее клеймо. Отсюда пошло наше современное выражение — «на лбу написано».

Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

Общая характеристика положения рабов

Рим был рабовладельческим государством на всех стадиях своего существования. Собственниками рабов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государственное рабство, имевшее, впрочем, второстепенное значение. Могли быть собственниками рабов и муниципии.

Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Однако формы практического осуществления этого принципа менялись в ходе экономического и политического развития Рима и изменений идеологии господствующих классов.

При этом возрастание, особенно в период империи, числа правовых норм, якобы направленных на улучшение положения рабов, шло параллельно с ухудшением фактических условий их жизни.

В древнейшее время, когда раб был нередко жителем соседней общины, взятым в плен непосредственно господином, который подарил ему жизнь и знает, что через некоторое время в новой войне, может быть, сам будет взят в плен и обращен в рабство отцом, братом или сыном того же раба, когда число рабов было невелико и рабы жили и работали в постоянном и непосредственном общении с рабовладельцем и его семьей и являлись для него лишь подсобной силой, условия жизни рабов тогда не слишком резко отличались от условий жизни их собственников.

Рабство носило еще патриархальный характер. Но когда с развитием экономического и политического могущества Рима число рабов возросло чрезвычайно, когда нормальным способом приобретения рабов стала купля и вывезенные, главным образом из далеких стран, Азии, Африки, рабы работали часто в отдаленных от Рима огромных имениях и предприятиях под надзором поставленных рабовладельцами надсмотрщиков, когда, иначе говоря, окончательно сложилась система античного рабства, в которой господин является паразитом своих рабов, тогда положение servi pro nullis habentur отчетливо вошло в обиход и сознание римских рабовладельцев. И если преторское право и законодательство и создают ряд норм, якобы направленных на признание и охрану личности рабов, если складывается т.н. favor libertatis, тенденция толковать правовые нормы в случае спора в пользу признания человека свободным, то по существу эти нормы направлены одни — на создание более тонких форм эксплуатации рабов, другие — на некоторое прикрытие этой эксплуатации.

Беспощадная эксплуатация рабов вызвала те многочисленные восстания рабов, которые, последовательно расшатывая хозяйство римского государства и устои его политической жизни, привели Рим к гибели.

Законы в отношении рабов

Существовал в Риме специальный закон, который предписывал казнить всех рабов, которые находились в доме, если в этом доме был убит рабом их господин. В I веке н. э. было казнено однажды 400 рабов. Сенат долго сомневался, ни бесчеловечно ли это, но потом постановил, зато впредь неповадно будет. В следующий раз рабы обязательно остановят своего собрата, который задумал недоброе. Существовала и пассивная форма протеста. Рабы старались не очень хорошо работать, ломали орудия труда, одним словом, всячески проявляли свою строптивость.

Так как рабы работали плохо, то Рим постоянно нуждался в притоке свежей рабочей силы. Орудия труда все время ломались, приходилось компенсировать не качеством, а количеством работающих. Таким образом, уже в III веке н. э. можно говорить о том, что Рим постепенно приходит в упадок. Но невзирая на то, что Рим пал в V веке н. э. под ударами варваров, конец его был предрешен задолго до этого срока.

Классификация рабов в Древнем Риме

Не каждый раб был бывшим военнопленным или сыном рабыни, были люди, которые добровольно отдавали себя в рабство, не имея возможности себя прокормить. Им прокалывали уши раскалённым шилом и продевали туда верёвку.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Рис. 2. Римские рабы несут своего хозяина.

  • В крупных имениях за рабов отвечали надсмотрщики – декурии. Под их началом служили мастеровые, которые присматривали за рабами и вели учёт в хозяйстве.
  • Рабы выполняли самые разные функции, всё зависело от их умений и навыков. Хозяин сам мог научить раба какому-либо искусству, например, игре на музыкальном инструменте, либо какой-нибудь профессии, например, ремеслу брадобрея или кулинара.
  • Кроме частных рабов, отличали общественных рабов, принадлежащих городу или военной части. Они занимались строительством водопроводов или возведением укреплений для римских легионеров.
  • Исключительными правами наделялись личные рабы императора в эпоху Римской Империи. Император мог назначить своего личного раба на любую высокую должность.

Источники рабства

Теперь давайте ответим на вопрос, откуда вообще брались рабы в древнем Риме. Источников пополнения рабов было несколько. Как мы знаем Римская республика, а потом и Римская империя постоянно вели завоевательные войны со своими соседями. В этих войнах римские легионеры брали пленников, которые впоследствии становились римскими рабами.

Помимо военнопленных рабами в древнем Риме становились:

  • Должники, которые не могли расплатиться со своими долгами. Причем рабами такие люди становились по решению суда. Но то были временные, так сказать «долговые рабы», они должны были в течение нескольких лет отработать свои долги, пребывая в рабстве.
  • Беженцы из других стран, обращенные в рабство.
  • Осужденные за тяжелые преступления.
  • Наследственные рабы: дети, родившиеся в семье рабов, также становились рабами.

Иногда в тяжелых экономических условиях люди продавали себя в рабство добровольно за кров и еду.

Также в древнем Риме существовал закон, который точно не понравится современным феминисткам. Если свободная девушка вступала в интимную связь с рабом, то она тоже обращалась в рабство. А вот в обратную сторону этот закон не работал, свободный мужчина мог свою рабыню превратить в собственную наложницу без всяких проблем.

Личное положение рабов

Основной определявший правовое положение рабов принцип servires sunt (рабы — вещи) исключает, разумеется, всякую возможность говорить о каких бы то ни было публичных правах рабов. Не несут они и публичных обязанностей — служба в римских войсках ум недоступна; налогов они не платят, ибо они pro nullis habentur (не признаются лицами).

Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отношению к рабу, а на раба — так же, как он имеет права на животное или любую материальную вещь. Но раб является вещью своеобразной, вещью, наделенной разумом и волею, существование которых рабовладельцу не столько невозможно, сколько невыгодно было отрицать. Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составил в совокупности то, что называется личным и имущественным положением раба в римском частном праве.

Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком, matrimonium. Это — contu-bernium, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствий.

В сфере имущественных отношений раб может быть объектом права собственности индивидуальной и общей, узуфрукта (п.221), залога (п.406). Он может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма и т.п.

Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином, так же как в случаях, когда повреждение причинено животному или кем-нибудь испорчена вещь, принадлежащая господину.

Отказ господина от своих прав не делает раба свободным. После отказа господина от своих прав одно лишь изменяется в положении раба: до этого отказа он был servus Marci или servus Tullii — рабом такого-то, после отказа он — servus nullius, «ничей раб», но все же раб, которого, так же как и брошенную вещь, может присвоить любое лицо.

Бесправное положение рабов, как уже указано, несколько смягчалось в древнейшее время близостью, в которой они жили с господином. Поэтому, рассматривая раба как вещь, древнейшее право в то же время считало раба находящимся in dominica potestate так же, как были patria potestate подвластные члены семьи, но не вещи господина. Раб допускался в известной мере к участию в отправлении домашнего культа. Место погребения раба охранялось сакральным правом.

В период империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов. Закон Petronia (начала н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине Iв. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во IIв. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего раба, как за убийство чужого, и пр.

Все эти законодательные меры являются, однако, по выражению одного историка римского права, не столько действительными средствами смягчить зло рабства, сколько свидетельством силы этого зла: именно период империи был периодом расцвета античного рабства, периодом безудержно жестокой эксплуатации рабов. В этой эксплуатации заключалась основная сущность римского государства, и ограничить ее оно не могло. Рабство исчезло и сменилось другими формами эксплуатации с падением римского государства, обусловленным восстаниями рабов.

Cистематизация рабовладельческого строя в Древнем Риме

Уже в самом начале своего основания, Римский город-государство был наводнён рабами. В I веке до н. э. у хозяина не было безграничного права распоряжаться жизнью раба как угодно, да и само слово “раб” имело размытое значение. Во II-I вв. до н. э. рабов, в основном, покупали на рынке, так как это было куда выгоднее, чем самому воспитывать его. В дальнейшем отношение меняется: хозяин старался, чтобы рабы создавали свои семьи. Ведь ребёнок, родившийся рабом, с детства учился быть послушным и приобретал навыки в определённом деле.

В I веке до н. э. римская система рабовладельческого строя была ограничена сводом законов: хозяин должен был заботиться о своём рабе, вовремя его кормить, обеспечивать крышей над головой. Хозяин не имел права наносить телесные увечья своим рабам, а тем более убивать их.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  1. Марк Сидоний Фальк, Джерри Тонер. Как управлять рабами.
  2. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII—III вв. до н. э. М., 1964.
  3. Рабство в восточных провинциях Римской империи в I—III вв. Москва, 1977.
  4. Bosworth, A. B. 2002. “Vespasian and the Slave Trade.” Classical Quarterly 52:350–357.
  5. Bradley, Keith. 1994. Slavery and Society at Rome. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press.
  6. Fitzgerald, William. 2000. Slavery and the Roman Literary Imagination. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press.

Схожі статті:

Лицом к лицу с древним Псковом. Часть третья.

Тайна острова Пасхи. Часть вторая.

Французская женщина 18-го века. Ее духовное лицо.

Древний Вавилон – мегаполис древнего мира

Легион — хроника УГА 1918-1919

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: