Песталоцци: педагогические идеи романтика, которого преследовали неудачи

Новая наука

Песталоцци считал необходимым одновременно развивать все природные силы и способности ребенка. Только так можно сформировать гармоничного человека, который будет жить в согласии с природой. Поистине революционной для того времени была идея о том, что нужно стимулировать самостоятельную умственную деятельность ребенка — в то время как главным педагогическим методом, применяемым повсеместно, была зубрежка. Песталоцци же настаивал, что ребенок должен постигать мир сам: наблюдать и участвовать, а не слепо полагаться на книги и чужие слова. 

Позже Песталоцци выделит три основных способности, определяющих человеческую личность: способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать. 

Песталоцци особо отмечал роль учителя. Этот человек помогает ребенку превратить «беспорядочное нагромождение впечатлений» в четкие и ясные понятия. Главная задача учителя — пробудить и поддержать интерес к учебе. А конечная цель обучения в теории Песталоцци — формирование логичной картины мира. 

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Дом, где царит любовь

Песталоцци родился в 1746 году в Цюрихе, в семье хирурга и, когда отец умер, оказался на попечении матери. Женщина была в полной растерянности: внезапно она осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Если бы не служанка Бабэль, которая вела дом и хозяйство, семейству пришлось бы совсем туго. Денег катастрофически не хватало: все уходило на еду и хозяйственные нужды — ваксу и уксус (чистота была для Бабэль «идеей фикс»). Поэтому дом блестел, а дети всегда ходили чистыми и причесанными. Никто не должен был даже догадываться, что у семьи финансовые проблемы. 

Но самое главное: в доме жила любовь. Мать любила своих детей безмерно и готова была каждого спрятать от всех невзгод под подолом собственной юбки. К ней ходили плакаться и радоваться, жаловаться на других и делиться секретами. Эту мягкость и невероятную доброту Иоганн впитал с малых лет. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться навзрыд над трогательной историей. 

С дедом мальчику повезло не меньше, чем с матерью. Тот был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему бесконечным потоком за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое, искать ответы на смешные и сложные дедовы загадки. 

А потом началась школа. 

Как гертруда учит своих детей анализ кратко

По его мнению, не вызывает сомнений, что ребе­нок, воспитываемый по предлагаемому элементарному принципу, не только сознает, пусть случайно, но твердо, сущность главных частей речи. Более того, изменения, претерпеваемые каждым существительным, прилага­тельным, местоимением, т. е. изменения каждой скло­няемой части речи, словно сами собой усваиваются ребенком и становятся для него привычными.

В такой же мере это происходит со всеми изменениями глагола, которые требуются и допускаются спряжением. Другие части любого языка, хотя сами по себе они неизменяемые, замечал Песталоцци, благодаря своему влиянию в силу вечных законов подвергают самым разнообразным изменениям позицию слов во фразео­логическом отношении.

Это наречия, предлоги, союзы, междометия.

Интересные факты о Песталоцци

  • Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
  • У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
  • В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Принцип природосообразности

Учитель-демократ представлял обучение в виде искусства, которое призвано оказать помощь человеку в его естественном стремлении к развитию. И в этом заключен его принцип природосообразного образования.

В понимании данного вопроса Песталоцци сделал значительный шаг вперед. Ведь до него подобная идея была выдвинута Коменским, но тот пытался ответить на вопрос природосообразности обучения, подбирая аналогии с явлениями природы, порой механически перенося на процесс получения знаний те выводы, которые были сделаны им при наблюдении мира животных и растений. Песталоцци подошел к решению этой проблемы с иной стороны. Природосообразность обучения он видел в раскрытии естественных сил самого ребенка, а также его психологических особенностей. Это в конечном итоге позволяет решить общие задачи педагога, состоящие в воспитании гармонически развитой личности.

Подобная идея, которая возникла еще до написания трудов Песталоцци и была озвучена другими авторами, стала предметом серьезного спора, который возник между сторонниками формального и материального образования.

Основная задача обучения учителем-демократом была высказана исходя из теории формального обучения. Она, по его мнению, состоит в пробуждении способности мыслить и росте духовных сил. Пути познавательных процессов у учеников Песталоцци видел в постоянном движении от смутных и беспорядочных впечатлений, получаемых органами чувств, до ясных представлений и четких понятий. Он был уверен в том, что все обучение должно строиться на конкретных наблюдениях из жизни, а не на словах, которые пусты и бессодержательны.

Наглядность рассматривалась Песталоцци в качестве высшего принципа обучения, раскрытию которого он отдал много сил. Им была сформулирована мысль, которая явилась аналогом «золотого правила» Коменского, гласящая о том, что чем большее количество чувств ученик использует во время определения сущности предметов и явлений, тем более правильными будут его знания о них. Однако все это не является обязательным вариантом ознакомления с объектами в их естественной обстановке.

Песталоцци рассматривал наглядность как исходное начало, дающее толчок развитию духовных сил ребенка, и как то, что позволяет в дальнейшем работать мысли. Он предложил использовать наблюдение в различных областях познания. Это и привело к применению наглядности в изучении счета и языка, а также всех остальных учебных предметов, которая стала средством для развития мышления.

Песталоцци указывал на то, что педагогу необходимо научить учеников наблюдать, со временем расширяя границы их познания. Но при этом задачей школы является формирование у детей правильного понимания предметов окружающего мира. А это, по мнению реформатора, возможно при использовании таких элементарных средств обучения, как слово, число и форма. На них и должно быть построено первоначальное обучение детей, которые должны в первую очередь говорить, считать и измерять.

Песталоцци была разработана методика первоначального обучения. С ее помощью дети познавали измерение, счет и родной язык. Данная методика была настолько упрощена ее автором, что позволяло пользоваться ею любой матери-крестьянке, которая начинала заниматься со своим ребенком.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

  • Что составляет основу наблюдения и эксперимента кратко

      

  • План новогодних мероприятий в доу на 2019 год

      

  • Чем отличается развитие насекомых с превращением от развития без превращения кратко

      

  • На чем было основано мнение профессора арсеньева об эффективности наемного труда кратко

      

  • При анкетном опросе респондент определил свой социальный статус как ученик общеобразовательной школы

Школа как пытка

Тщедушный мальчик с большими глазами быстро стал школьной «знаменитостью». «Бестолковый Песталоцци», «глупый Иоганн», «лентяй и соня» — как его только не называли учителя. Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.

Иоганну было плохо в казенной школе. Он будто попал в зазеркалье и не понимал, почему школьный мир, где он должен был познавать новое, обернулся вечными криками и насмешками от суровых учителей и бесконечной зубрежкой. Он плакал, когда его обзывали и наказывали, когда били и бросали одного. Никому в этой школе не было до него дела. Он скучал по дому, отдраенному до блеска руками Бабэль, по матери, ее запаху и шуршащим платьям, по деду, занятиям и играм с ним.

Учебный центр Педсовета представляет:

Профессиональная переподготовка
Педагог дополнительного образования с дополнительной квалификацией «Социальный педагог»
Подробнее →>

Педагогические идеи Песталоцци. Труды Песталоцци

Таким обра­зом, ее поведение при руководстве первыми впечатле­ниями ребенка, которые доходят до его сознания через его пять чувств, оказываются решающими в том, полу­чит ли ребенок правильное первоначальное развитие ума и чувств или же с самого начала окажется запу­щенным.

Лишь месяцы спустя эти звуки постепенно начи­нают заметно походить на гласные и согласные и при­ближаться к звучанию некоторых слогов и слов, часто повторяемых ребенку (4, т.

От Руссо до Иллича: десять книг, которые сформировали современную педагогику и определили, что мы думаем об образовании сегодня.

В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание «гражданин Французской республики». В мировоззрении П. идеи французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др.

В этот том наряду с такими известными произведениями, как Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования , Лебединая песня , будут включены некоторые, лишь недавно опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области индустрии .

Откуда мы знаем, что такое образование, и каким оно должно быть? Всё, что люди писали и думали на эту тему, невозможно свести всего лишь к нескольким книжным томам. Но некоторые книги имеют особенное значение для педагогики и истории образования. За ними тянется длинный шлейф влияний и интерпретаций.

На участие в каждом конкурсе вам дается не более 10 минут. Оцениваться будут не только скорость выполнения задания, но и качество. По окончании игры, капитаны команд отдают мне оценочные листы для подведения итогов. Ребята, которые не вошли в команду, делятся на четыре группы.

После выхода книги многие матери стали кормить детей грудью, а не отдавать кормилицам, разрешили им бегать босиком по двору и даже приобщать к ручному труду. Появились специальные образовательные учреждения, вдохновлённые Руссо, а его книга заложила основания для педагогической теории на годы вперёд, хотя и постоянно подвергалась критике.

Вклад и значимость

Иоганн Генрих Песталоцци был выдающимся швейцарским педагогом-гуманистом, он внёс огромный вклад в педагогическую теорию и практику.

Он разработал основы первоначального образования и сформулировал теорию природосообразного обучения, т.е. опирающегося на законы природы. Ребёнок должен не просто накапливать знания, но получать их практическим путём из личного опыта, под руководством учителя. Так, постепенно накапливая и анализируя знания, переходя от простого к сложному, у ребёнка формируется логичная и понятная картина мира. Он учится самостоятельно мыслить.

Мемориал в Цюрихе

Главными составляющими элементарного образования педагог считал чтение, счёт и наблюдение.

Песталоцци первым сказал о необходимости всестороннего гармоничного развития человека

Помимо интеллектуальной деятельности важно уделять внимание физическому и нравственному развитию ребёнка.  Идеи великого педагога и сегодня не утратили своей актуальности

Преподавание географии

Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.

При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.

По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе (Швейцария), в семье врача. Отец мальчика умер рано. Именно поэтому воспитанием Иоганна занималась мать вместе с преданной служанкой – простой крестьянкой. Обе женщины мужественно и самоотверженно боролись с нуждой. И это оказало на мальчика неизгладимое впечатление. Повлияло на его будущие взгляды и тяжелое положение крестьян, которое он видел, находясь в деревне у деда.

Начальное образование Песталоцци получил в немецкой школе, а среднее – в латинской. Знакомство с убогой программой и низкий уровень профессионализма учителей вызывали у молодого человека крайне негативные эмоции.

Окончив среднюю школу, Песталоцци стал студентом коллегиума Каролинума. В этом высшем учебном заведении он окончил младшие курсы по филологическому и философскому направлению.

В 1774 г. Иоганн организовал в Нейгофе приют для бездомных детей и сирот. Средства на содержание этого заведения зарабатывали сами дети. Однако мысль о том, что за счет этого источника можно было содержать приют, уже изначально являлась утопией. В 1780 г. его пришлось закрыть из-за отсутствия средств.

В течение 18 последующих лет Песталоцци посвятил себя литературной работе. В 1799 г. он вновь открыл приют. В этом заведении, которое располагалось в швейцарском городе Станце, содержалось 80 детей от 5 до 10 лет. Однако и этот приют просуществовал совсем недолго. Уже спустя несколько месяцев его закрыли. В связи с начавшимися военными действиями помещение было отдано под лазарет.

Вскоре Песталоцци стал работать учителем, а несколько позже организовал собственный институт, где вместе со своими сотрудниками продолжил опыты упрощенного обучения, начатые им в Станце. Вскоре он создал учебное заведение, которое имело огромный успех. Однако Песталоцци все же не был удовлетворен своей работой, ведь в эту школу ходили не крестьянские дети, а сыновья зажиточных людей, которые готовились к поступлению в университет. В 1825 г. Песталоцци закрыл свой институт, который просуществовал 20 лет. Спустя два года, на 82-м году жизни, великий педагог скончался.

Основные образовательные идеи Песталоцци

Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении.

Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.

Иоганн является автором теории «элементарного образования», которая представляет собой так называемую систему Песталоцци. На базе принципа природосообразности, он выделил 3 главных критерия, с которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей

Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности.

Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника.

Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма

В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста.

При этом ни одну из работ нельзя выполнять слишком долго, иначе это может навредить развитию ребенка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей».

Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу.

По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.

В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения

Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии.

Учителям надо проявлять к воспитанникам искреннюю любовь, поскольку только так им удастся расположить к себе учеников. Следовательно, нужно избегать любых форм насилия и муштры. Также он не допускал, чтобы у педагогов были любимчики, ведь там «где имеются любимцы, там прекращается любовь».

Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях.

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС
    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей
    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама

В Саратове открыт процесс о героических добродетелях Гертруды Детцель

Знакомство ребенка с ними долж­но быть завершено еще до того, как у него разовьется способность произносить.

Песталоцци не ставит целью тренировать механизмы восприятия окружающего: они, по его мнению, развиваются в процессе осознанного, глубокого изучения мира. Так, он описывает ситуацию, когда детям показывается картинка и ставится условие ее внимательного рассмотрения

Это делается не для того, чтобы развить внимание ребенка, а для того, чтобы ученик мог увидеть все важные подробности картинки. Но я отнюдь не стараюсь полнотой этих примеров уменьшить возможности самостоятельного мышления ребенка

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей

При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Лекция 3. Теория элементного образования – центр педагогической системы Иоганна Генриха Песталоцци

План лекции:

1. Жизнь и педагогическая деятельностьИ.Г.Песталоцци.

2. Теория элементного образования – центр педагогической системы И.Г.Песталоцци.

3. Частные методики начального обучения.

Выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии в семье врача (1746-1827). Рано потерял отца, воспитывался матерью. Получил образование в начальной, затем в средней латинской школе, после чего поступил в вуз (коллегиум), где учился на филологическом и философском отделениях. Один из биографов напишет о нем следующее: «Он был добр до самозабвения, он был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления – горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке». Хорошо знал работы просветителей, особо повлияли на него сочинения Руссо («Эмиль», «Общественный договор»), после которых Песталоцци утвердился в мысли самоотверженно служить народу. Занялся политической деятельностью, за что был исключен из вуза. Организовывает небольшое имение «Нейгоф» («Новый двор»), которое должно было стать показательной фермой для крестьян. В 1774 г. открыл в «Нейгофе» «Учреждение для бедных», где дети и взрослые жили своеобразной коммуной, на принципах самоокупаемости. Детей Песталоцци обучал грамоте, ремесленники учили их работе на станках. Это была одна из первых в практике попыток соединения обучения с производительным трудом. Из-за материальных затруднений эксперимент был завершен. В следующие 18 лет он занимается литературной деятельностью и пишет свое главное произведение «Лингард и Гертруда». Эта работа делает его известным. На родине он получает Золотую медаль, а французское революционное правительство присуждает ему почетное звание гражданина Франции. Получив множество приглашений, педагог выбирает работу руководителя приюта для беспризорных в Станце. В связи с военными действиями приют был закрыт и И.Г.Песталоцци в 1799 г. начинает работу учителя в школе г.Бургдорфа. В ней он доказывает, что его методика начального обучения имеет преимущества в сравнении с традиционной системой. Поэтому ему разрешают открыть среднюю школу с интернатом и отделение для подготовки учителей. В 1805 году школа и институт по подготовке учителей были переведены в Ивердон. Названный институт получает мировую известность.

Цель воспитания, по Песталоцци, развить все природные силы и способности человека. Воспитание должно быть разносторонним и гармоническим. Воспитание должно строится на согласии с природой ребенка. Но Песталоцци не идеализировал природу ребенка, как это делал Руссо. Воспитание строит свое здание поверх прочно стоящей скалы. Центром педагогической системы мыслителя является теория элементного образования, согласно которой процесс воспитания  должен основываться на выделении в каждом предмете элементов или «первокирпичиков». Так педагог выделяет физическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание. Элементами физического воспитания являются бег, ходьба, борьба, переноска и поднятие тяжестей. Средствами этого воспитания являются спорт, гимнастика, походы, физические  и военные упражнения. Элементы трудового воспитания – обработка льна, шерсти, работа на огороде, в саду, уход за животными. Трудовое воспитание автор тесно связывает с физическим. Элементы нравственного воспитания – любовь к матери, близким, со всеми, кто окружает ребенка, затем любовь ко всем людям. Элементы умственного воспитания: слово, форма, число. Поэтому обучение начинается с умения измерять, считать и владеть речью. Педагог развивал идею саморазвития сил. Он был одним из основоположников развивающего обучения, высказывал идеи о воспитывающем характере обучения. Обучение носит двусторонний характер. Основными принципами воспитания педагога были следующие: принцип наглядности, последовательности, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.

И.Г.Песталоцци создал основы частных методик начального обучения. Он отстаивал звуковой метод обучения чтению. Он был намного эффективнее буквослагательного метода. «Мышечная гимнастика» в физическом воспитании, арифметический ящик и единица в арифметике, элементы письма, упражнения – некоторые нововведения в процессе обучения. Педагог расширяет традиционное содержание начального обучения: чтение, письмо, арифметика, геометрия, измерение, рисование, лепка, пение, гимнастика, география, история, естествознание. Пишет кроме названной выше «Как Гертруда учит своих детей», «Руководство для матерей», «Азбука наглядности», «Наглядное учение о числе», учебные пособия и др.   

Последнее изменение: Среда, 12 ноября 2014, 16:39

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: