Как воспитать ребенка личностью

Влияние воспитания на развитие личности ребенка

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности

Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия

Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Формирование личности ребенка в семье

Формирование характера человека начинается с семьи, где он проводит большую часть времени. Фундамент личности закладывается с малых лет при общении и наблюдении за родителями и другими родственниками. Семейное воспитание и развитие личности ребенка становится основой для дальнейшей жизни. Поэтому грамотное взаимодействие родителей с сыном или дочерью – залог успехов детей во взрослой жизни.

Одной из главных задач союза мужчины и женщины является продолжения рода. Но, помимо этого, семья наделена социальными функциями, а именно:

  • воспитательной – обучение подрастающего поколения правилам, принятым в социуме;

  • хозяйственной – совместное ведение хозяйства, уход за иждивенцами;

  • экономической – зарабатывание денежных средств, распределение бюджета;

  • социально-контрольной – обязанность старших членов семьи регулировать поведение младших;

  • эмоциональной – моральная поддержка родственников;

  • досуговой – планирование и обеспечение отдыха и развлечений.

Самые главные люди в жизни маленького человека – это его мама, папа и остальные члены семьи. Через них малыш познает окружающую действительность, через них формируется доверие к миру и чувство безопасности.

Социальное воспитание личности ребенка происходит в процессе его коммуникаций с родителями, братьями и сестрами, а также в ходе наблюдения за манерой взаимодействия родственников между собой. Вместе с этим целенаправленный воспитательный процесс имеет большое значение для социализации подрастающего поколения.

Авторитет родителя основывается на любви. Он не может держаться на страхе или угрозах. Дошкольники хотят быть во всем похожими на взрослых, они считывают и имитируют манеры родных

Поэтому при воспитании личности ребенка дошкольного возраста очень важно держать под контролем свое поведение и взаимоотношения с другими людьми.

Родительские поступки и умение вести себя должны быть примером для подражания. Важным являются не только семейные дела, но и отношение к окружающим, способность прийти на помощь.

Родительский авторитет также строится на внимании к ребенку, способности разделить его детские радости и проблемы. Любовь родителей должна быть разумной и требовательной. Если папа и мама умеют слушать и понимать сына или дочь, поощрять их интересы, могут дать справедливую оценку их действий, то это сформирует самодостаточную уверенную в себе личность.

Некоторые родители считают, что воспитывать чадо нужно тогда, когда оно подрастет и поймет, что надо слушать старших. Но ребенок – это несформированная личность, он не может самостоятельно принимать решения и не знает, как определять границы своих действий. Его обязательно надо воспитывать и контролировать. Ему нужна власть взрослых над ним.

Власть подразумевает право родителей устанавливать правила и требования, а также побуждать соблюдать их. Мать и отец несут ответственность за воспитание своих детей.

Для маленького ребенка его родители – это весь мир. Что воспитатели заложат в свое дитя, то и возобладает в человеке, когда он вырастет. Малыши, как зеркало, отражают модель поведения своих родных

И именно в раннем возрасте важно развить в ребенке такие качества, как добродушие, искренность, уважение, стремление к знаниям и к труду.

В каждой семье свой формат взаимоотношений между ее членами. Принято ли между родственниками проявление любви, уважения, сочувствия, сострадания, открытости? Или, наоборот, близкие по крови не чувствуют душевную близость, поддержку, они скупы на проявление чувств друг к другу? Эти традиции взаимодействия впитываются подрастающим поколением и принимаются за основу для построения своего будущего.

Воспитание личности ребенка требует больших эмоциональный вложений

Важно учитывать индивидуальные особенности и характер всех членов семьи и применять персональный подход к каждому. Семейное воспитание — это основа для всей жизни

Именно с близкими людьми человек может раскрыться и чувствовать себя свободно. В этих условиях проявляются все положительные и отрицательные моменты социального воспитания личности ребенка.

Направление развития

Результатом развития личности является формирование человека как физического и как социального субъекта. В связи с этим можно выделить два направления развития: физическое и социальное.

Физическое развитие

Понятие физического развития как непрерывно протекающих биологических процессов характеризуется комплексом взаимосвязанных морфологических, биохимических, физиологических и других свойств организма, а также обусловленных ими запасом физических сил.

Морфологические свойства обусловлены наследственными качествами, и активно влиять на них сложно (за исключением массы тела в целом и соотношения жировой и мышечной ткани в частности). Вряд ли человек способен целенаправленно отрастить длинные музыкальные пальцы, если у всех его предков они были короткими.

Но уже на уровне биохимии такое воздействие вполне реально (правильное питание, полноценный сон и отдых, здоровый образ жизни активно влияют на обменные процессы в организме).

Становление человека в современном обществе протекает в противоречивых условиях. С одной стороны, научно-технический прогресс дает новые возможности для развития человека, с другой — усиливаются факторы, препятствующие его полноценной физиологической адаптации (в первую очередь — малоподвижный образ жизни). Физическая культура обеспечивает развитие жизненно важных физических качеств и способностей.

Здоровье человека является основой для его трудоспособности, самореализации личности и напрямую зависит от его физического развития. Задача общества — создать условия и поддержку его членов в стремлении вести здоровый образ жизни, развивать свое физическое строение.

Социальное развитие

Социальное развитие личности построено на единстве психического, духовного и эмоционального развития.

За время жизни человек последовательно проходит разные этапы психосоциального развития и приобретает свойственный этим фазам опыт и качества:

  1. Младенчество (развивается энергичность и доверие к окружающему миру).
  2. Раннее детство (развитие волевых качеств).
  3. Дошкольное детство (формирование намерений).
  4. Школьный возраст (приобретение компетентности).
  5. Юность (развитие таких моральных качеств, как преданность и верность).
  6. Молодость (человек учится любить и выражать любовь в широком смысле этого понятия).
  7. Зрелость (активная забота о своем окружении, потомстве).
  8. Старость (достижение мудрости благодаря накопленному жизненному опыту).

Духовное развитие — это путь, который должен пройти каждый человек, чтобы осмыслить свое предназначение, развить духовную составляющую, внутренние качества и принципы.

В этом смысле средствами духовного развития являются:

  • чтение тематической литературы и размышление над ней, осмысление;
  • занятия духовными практиками;
  • занятия специфическим физическими упражнениями, укрепляющими дух — йогой, дыхательными упражнениями.

Также под духовным развитием подразумевают овладение нравственными ценностями и качествами. В связи с этим выделяют такие высшие духовные ценности:

  • общечеловеческие (стремление к гармонии, забота об экологии, изучение наследия мировой науки и культуры, содействие их развитию);
  • национальные (изучение родного языка, культуры и традиций, понятие большой и малой Родины, национальная гордость, патриотический образ жизни и общественное поведение);
  • семейные (знание родословной своей семьи, почитание семейных традиций, уважение к старшему поколению, понятие отчего дома);
  • личностные и индивидуальные (уважение жизни отдельного человека, его чести и достоинства, прав, в том числе прав ребенка).

Эмоциональное развитие личности — это процесс, в ходе которого человек учится контролировать свои эмоции и управлять ими.

Человек в своем эмоциональном развитии проходит несколько этапов:

  1. Расширение спектра переживаний, накопление эмоционального опыта.
  2. Появление осознанности переживаний. Часто выражается в художественном творчестве (стихи, музыка, живопись, сценическое мастерство) для передачи своего состояния другим людям.
  3. Приобретение способности контроля над поведением. Особое значение это имеет в отношении негативных эмоций. Эмоционально развитая личность способна адекватно воспринимать критику со стороны окружающих и действовать разумно, вопреки эмоциям.

Научитесь слушать ребёнка

Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком. Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его

Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми

Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.

«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».

ТОП 5 книг, которые сделают ребёнка успешным и финансово грамотным

То, что литература позволяет измениться человеку в нужном направлении, неоспоримый факт. Даже детские сказки оказывают положительное влияние на воспитание, поэтому не стоит ими пренебрегать.

Психологи приводят список книг, которые помогут родителям воспитать успешного ребёнка и научить его рационально пользоваться деньгами. Со временем у малыша появится желание и самостоятельно развиваться в этой области.

  1. Бодо Шефер «Пёс по имени Мани, или Азбука денег». Эта книга подойдёт детям, учащимся во 2-9 классе. Автор доступно рассказывает читателям о денежных секретах: средствах заработка, накоплениях и инвестициях.
  2. Фелиция Ло и Джерри Бейли «Твои деньги». Эту книгу лучше приберечь для детей, достигших 10-11 лет. В ней автор рассказывает о современной экономике в форме игры.
  3. Дмитрий Васин «Деньги и бизнес для детей». Эту книгу можно начинать читать ребёнку уже в 7 лет. В ней подробно рассказывается о том, как и откуда брать деньги.
  4. Сергей Федин «Финансовая грамотность». Это отличная книга для воспитания начального школьного возраста. Прочитав это издание, ребёнок научится правильно считать и распределять деньги.
  5. Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Эта книга подойдёт для детей старшего или среднего школьного возраста.

Наследственность

Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме:

Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.

Анатомо-физиологическая структура

Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.

Задатки

По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей

От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято выделять специфические задатки к тому или иному виду деятельности

Например, к музыке, танцам, спорту, математике, языкам и так далее. Однако, при отсутствии благоприятных внешних условий и занятий по какому-либо направлению, способности не смогут развиться, даже если существует предрасположенность в виде задатков. Но в случае создания необходимых условий развития и систематических занятий выбранным видом деятельности личность может достичь высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.

Аномалии в развитии

Здесь имеются в виду наследуемые генетические заболевания или же предрасположенности к ним. Нередко данный элемент рассматривается как ведущий фактор, влияющий на развитие личности.

Особенности нервной системы

Процессы в нервной системе организма формируют типы нервной деятельности, являются биологическим фактором и влияют на формирование наследственности.

Физиологические особенности

Этот фактор также передается от поколения к поколению. Под физиологическими особенностями принято рассматривать группу крови, скорость обмена веществ и прочие.

Физические особенности

Также наследуемые качества личности. В группу передаваемых по наследству физических качеств входит цвет волос, расовые признаки, основные черты лица и телосложение.

Различные исследователи все еще спорят о вероятности передачи моральных качеств по наследству. В рамках отечественной педагогики принято рассматривать моральные качества личности как итог взаимодействия с внешней средой, а не наследуемый генетически признак. Данное предположение находит подтверждение в исследованиях генома человека. Удалось выявить отсутствие генов агрессии, зла, добра и прочих, так называемых «нравственных» генов. Однако западная педагогика имеет на этот счет обратное мнение. Там принято считать нравственность частью наследственности, что объясняется наличием инстинктов.

Влияние родителей на характер и поведение ребенка

Родители играют решающую роль в формировании характера и поведения своего ребенка. Они являются первыми учителями и образцами для малыша, поэтому своими словами, поступками и примером они оказывают огромное влияние на его развитие.

1. Воспитание. С самого раннего детства родители влияют на характер ребенка через воспитание. Это охватывает такие аспекты, как установление правил и границ, поощрение и наказание, привитие ценностей и нравственных установок. Правильное воспитание способствует формированию дисциплины, ответственности, уважения к другим, а также помогает развить эмоциональную интеллектуальность и социализацию ребенка.

2. Образец поведения. Дети наблюдают за своими родителями и часто копируют их поведение

Поэтому важно быть осознанным и примерным родителем, отражая желаемое поведение и основные ценности. Родители, которые сами соблюдают правила и общепринятые нормы, заставляют своих детей делать то же самое

3. Коммуникация и общение. Родители, которые уделяют время своим детям, общаются с ними, прислушиваются к их мнению и эмоциям, помогают развивать у ребенка навыки общения и эмоционального интеллекта. Это способствует формированию открытости, умению выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать здоровые и гармоничные отношения.

4. Поддержка и воспитание самооценки. Родители, которые проявляют интерес к достижениям и талантам своих детей, поощряют их и помогают развивать свои сильные стороны, способствуют формированию здоровой самооценки. Они также помогают преодолевать неуверенность и проблемы, учат детей быть уверенными в себе и ценить себя.

5. Предоставление возможностей для саморазвития. Родители, которые поощряют своих детей к саморазвитию и самообучению, помогают им развивать новые навыки и интересы. Это не только способствует формированию самостоятельности, но и помогает ребенку найти свое призвание и успех в жизни.

Вывод: Влияние родителей на характер и поведение ребенка является существенным. От подхода к воспитанию и общению, от примера, который показывают родители, зависит формирование личности и успешное развитие малыша

Поэтому очень важно быть внимательным и заботливым родителем, который создаст благоприятную среду для роста и развития своего ребенка

Как из «хорошего» ребенка не сделать «плохого»?

Психологи многих стран, проанализировав различные случаи из практики, пришли к выводу, что часто родители и их советчики повторяют одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Родители пугают ребенка фразами вроде: «Если ты не сделаешь это, то я перестану тебя любить». Такое заявление крайне негативно отражается на психике, так как любовь и забота родителей безусловны и не должны зависеть от его поведения.
  • Родители избегают тактильного контакта, лишний раз не погладят и не обнимут ребенка. Ласка и поощрение очень важны для детей, так как дают им уверенность в любви и заботе.
  • Родители слишком устают, чтобы играть с ребенком и интересоваться его жизнью. Конечно, рассказ чада о новом дне в детском саду не так увлекателен, как любимый сериал, но именно общение с ребенком помогает выявить его интересы, проблемы и переживания.
  • Родители критикуют, унижают, оскорбляют, сравнивают с другими детьми. Все это бьет по самооценке, тогда как похвала за самые незначительные достижения и успехи вселяет веру в себя.
  • Родители не могут договориться друг с другом в вопросах воспитания. В итоге ребенок не понимает, что можно, а что нельзя.

Факторы развития личности

Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:

  • наследственность;
  • воздействие среды;
  • обучение и воспитание.

Наследственность

Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.

Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.

Пример

Хороший музыкальный слух дает человеку возможность стать композитором, музыкальным исполнителем или певцом любого жанра, но не гарантирует, что он будет заниматься музыкой на профессиональном уровне. Выберет ли этот человек музыкальную карьеру, зависит от наличия равноценных способностей в другой области, личного примера близкого окружения (дети музыкантов чаще выбирают тот же путь самореализации), создание оптимальных условий для развития данной способности.

Воздействие среды

Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.

Существенные социальные обстоятельства:

  • макросоциальная среда (характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов);
  • микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающие взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);
  • искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда — телевидение, интернет).

Обучение и воспитание

Воспитание — мощнейший фактор развития личности, способный корректировать в нужную сторону негативное влияние наследственности и среды. В отличие от последних, воспитание воздействует на человека на сознательном уровне и требует его осознанного участия в процессе формирования личности.

Обучение способствует интеллектуальному и творческому развитию, овладению знаниями и полезными навыками, формированию определенного мировоззрения, тяги к познанию.

Становление личности ребенка

Разберемся, к какому возрасту происходит процесс становления личности ребенка

Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками

Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности

Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию

От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для правильного воспитания малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития. Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях

На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать

Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций

Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично

И вот снова мама и папа считают его избалованным.

А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.

Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития. После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил. Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: