Прометей

Миф о прометее

Эписодий первый

Старшая Океанида спрашивает Прометея, за что же его так казнит Зевс. Прометей рассказывает, что были времена, когда шла междоусобица с целью свергнуть Крона и поставить на престол Зевса. Тогда к советам Прометея прислушивались титаны.

Прометей помнил заветы матери, которая учила, что не сила и не мужество, а хитрость завоюет в мире власть. Тогда он стал на сторону Зевса, который, сев на престол, начал распределять власть среди приближённых, а про людей совсем забыл.

Зевс решил полностью погубить людей, чтоб создать новый род. Никто не заступился за людей, а Прометей решил их спасти. Он поселил в сердцах людей надежду, подарил огонь, который должен научить искусствам. Океаниды плачут над судьбой Прометея.

Океан говорит, что он всегда любил и ценил Прометея и спрашивает, чем может он помочь. Океан советует не грубить, смирить свой нрав, позабыть гнев, а он, Океан, попросит Зевса смягчить участь Прометея.

Прометей не верит в милость Зевса и предупреждает Океан, что тот и на себя может гнев навлечь заступничеством.

Первая выходка Прометея – обман Зевса

Шли годы, люди и боги жили в согласии и понимании. Однако однажды Зевс решил, что негоже простым смертным находиться за одним столом с бессмертными богами. Боги должны были указать людям на их место, «спустить их на землю», дабы они поклонялись богам, ибо люди постепенно начинали жить для себя, а не для богов. И показать он это решил особым способом.

Прометей разделал тушу быка, но он пошел на дерзкий обман. Он разделил тушу на 2 равные кучи, но в первую часть он сложил все кости и покрыл их кусками жира, что выглядело весьма аппетитно и съедобно, а во вторую кучу он сложил все мясо, но завернул его в шкуру и сверху положил бычий желудок, от которого невыносимо воняло «дохлятиной».

Обе кучи он положил перед Зевсом, который, как организатор пира, должен был первым выбрать часть разделанной жертвы. Естественно, Зевс выбрал кучу, которая внешне выглядела аппетитно и вкусно. Вторую часть быка Прометей отдал людям. Обман обнаружился в ту же секунду. Гнев Зевса был неистовым, но направился он не столько против Прометея, сколько против людей. И первое, что он сделал – это забрал у людей хлеб, а точнее зерно, которое произрастало само по себе. С этих пор люди вынуждены много работать, чтобы вырастить хлеб. Но и этого показалось мало владыке Олимпа. Он решил забрать у людей то, благодаря чему они еще живы – забрать огонь. Это стало последней каплей, ибо без огня люди не способны были защититься от животных, неспособны готовить себе еду, неспособны согреваться.

Прометей как мог пытался образумить Зевса. Он говорил, что без огня людей ничего не отличает от зверей, что они ни на что не способны, даже защитить самих себя. Но Зевс лишь смеялся в ответ, говоря, что у людей и без огня достаточно благ, данных богами.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой трагедии, Прометей, чье имя вынесено в название, занимает в книге центральное место. Его главные черты — это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость. Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он. Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество». Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным».
  2. Зевс — герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц.
  3. Второстепенные персонажи – боги, служащие верховному правителю, с помощью которых Эсхил показывает, насколько пагубно и страшно влияние тирании. Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом, Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии, а Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.

Проблематика

Центральный конфликт в пьесе Эсхила — это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором. Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца. Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался. Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.

На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).

На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперед, а Зевс — рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу.

Муки Прометея

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.

Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.

Бюджетное издание: Николай Кун “Легенды и мифы Древней Греции”

Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:

«Нет казни, знай, нет хитрости, чтоб Зевс меня
Принудил тайну роковую выболтать,
Пока цепями скован я постыдными.
Так пусть пылающую мечет молнию,
Гремит подземным громом, кружит неба свод,
Метелью белокрылою пусть рушит все, –
Меня согнуть не сможет!
Не скажу ему,
Чьи руки вырвут у него владычество!»

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам. Сначала он вверг бессмертного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.

Подробный пересказ

Античное произведение, написанное в 443 году пятого века до н.э. — один из популярных трагических мифов в литературном обществе, оказавшее неоценимое влияние в мировой литературе.

Участвующие лица: Прометей, Зевс, Власть, Сила, Гефест, Океаниды, Океан, Ио, Гермес.

Прометей – защитник «смертных», похищает небесный огонь и отдаёт его людям. Разгневанный Зевс приказывает своим слугам – Власть и Сила, облачённого Прометея в цепи, увести на край скифских земель и приковать его к скалам навсегда.

Исполняя волю Зевса, которой нельзя противиться, бог огня Гефест приковывает своего друга к высокому утёсу, проткнув его грудь железным шипом.

Прометей остаётся один и, обращаясь к силам природы, оплакивает свою тяжёлую судьбу, подвергшую его на мучения за помощь людям.

С большим сочувствием прилетают нимфы Океаниды и просят рассказать его о столь жёстком обращении Зевса к нему. Прометей поведал свою историю о том, как он помог, в ожесточённой битве титанов, одержать Зевсу победу. Но тот забыл об этой неоценимой помощи и, за доброе отношение к людям, приказал приковать его к скале.  Рассказал, что взойдя на трон, он раздавал чины и должности богам, а в это время замышлял уничтожить людской род. И только он один выступил против Зевса, в защиту людей. Кроме того, Прометей забрал у людей дар предвидения, и заменил его слепой надеждой, дал огонь, что, по мнению титана, даст возможность развивать творчество, искусство и другие знания людей.

Приходит к Прометею Океан, который призывает его к смирению и покаянию перед Зевсом, и предлагает поговорить о смягчении участи титана. Но Прометей отказывается от его предложений.

К прикованному Прометею, подбегает Ио. Из красивой девушки она была превращена Герой – женой громовержца, в корову за то, что Зевс был в неё влюблён. Ио не могла находиться на месте, её постоянно преследовал овод и своими укусами причинял невыносимую боль. Девушка спросила у Прометея, когда закончатся ее мучения и, сжалившись, он поведал, что путь придется пройти ещё большой и испытать на этом пути множество мук. Однако на берегах Нила она найдет покой, к ней вернется её настоящий образ, и родит она сына Эпафа от Зевса. Потомок же Эпафа, хороший лучник, освободит Прометея и свергнет с престола Зевса.

Зевс, прослышав про эти разговоры, отсылает Гермеса к прикованному Прометею, разузнать тайну о рождении потомка, который может низвергнуть его. Но Прометей отказывается раскрывать её, ни смотря на угрозы и уловки Гермеса.

Разъярённый Зевс обрушивает на скалу гром и молнии, погружая Прометея вместе с обломками под землю.

В своей трагедии Эсхил ясно дал понять, что борьба с тиранией и произволом власти, уничтожающей любое инакомыслие, никогда не останется безнаказанной. Всегда найдутся герои, которые ценой своей жизни будут искоренять подлость и лицемерие любой власти, направленной против человека. Прометей – только один из идеальных примеров несломленного борца с такими правителями.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Расплата Прометея за похищение огня

Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.

Прометей прикованный

Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

В трагедии греческого поэта V века до н. э. Эсхила «Прометей прикованный» Гефест обращается к Прометею:

«Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,
На зло тебе, на зло себе железами
К пустынному утесу прикую тебя. (…)
Вот и награда человеколюбию!
Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,
Ты к людям свыше меры был участливым.
За это стой скалы печальным сторожем. (…)
На ветер будешь вопли ты и жалобы
Бросать без счета: Зевс не знает жалости».

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.

Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Пролог

Вводят Прометея.

Власть требует от Зевса приковать Прометея к скалам за то, что он украл божественный огонь и подарил людям.

Гефест сожалеет о том, что ему придётся Прометея, «бога, кровно близкого, к скале, открытой ураганам, пригвоздить».

Власть торопит Гефеста, требуя, чтоб тот поскорее приковал Прометея. Гефест выполняет указ.

Власть, насилие и Гефест уходят.

Прометей остаётся один, он взывает к земле, ветрам, волнам морским, жалуясь на нестерпимые муки, но после говорит, что всё предвидел сам, поэтому и должен с лёгкостью переносить свою судьбу.

Вдруг откуда-то раздаются звуки. Прометей прислушивается, пытаясь понять, кто идёт к нему.

Парод

Появляется хор Нимф-Океанид, которые прилетели, чтобы поддержать Прометея. Прометей жалуется на суровую судьбу. Нимфы сожалеют о беззаконии Зевса.

Потом Прометей говорит нимфам, что настанет время, когда сам Зевс будет дружбы с ним искать, “станет ласков и сладок, надломлен и смят под копытом судьбы”.

Суть

Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь. Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать. Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.

Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

Наказание Прометея

Теперь, когда, столь обожаемые Прометеем, люди были наказаны, настала очередь и наказания для самого Прометея. В отместку за непослушание, за своеволие, за обман на пиру и за похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скалам в Колхиде (сейчас — Кавказские горы) нерушимыми цепями.

Прометей не стал просить о пощаде. Он знал, что за свой проступок его ждет ужасное наказание. Единственное, что он проронил – это полупророчество. Он сказал, что знает тайну, от которой зависит судьба самого Зевса, и расскажет он ее только в тот день, когда последний освободит его, Прометея. Зевс попытался «выжать» признание титана, но тщетно. В еще большем гневе громовержец послал своего верного спутника орла, дабы тот ежедневно прилетал клевать печень Прометея. Но ни жар, ни холод, ни мучения не заставили Прометея раскаяться в содеянном и выдать Зевсу «страшную тайну».

Долгие 30000 лет длилось наказание Прометея. Но не мог он умереть, ибо был бессмертным, а печень его восстанавливалась за ночь. Каждый день прилетал все тот же орел и мучил титана, но последний оставался неумолим. Все это время он вынужден был наблюдать, как страдает человечество в постоянных войнах, скандалах и распрях. Но ничего он не мог поделать.

Как выглядел Прометей

К сожалению, древнее и подробное описание Прометея не дожило до наших дней, а потому судить о его внешности мы можем только по картинам, мозаикам и скульптурам, доживших до наших дней.

Как и все другие титаны, Прометей отличался своими огромными размерами – высоким ростом и мускулистостью. На многих картинах Прометей предстает перед нами, как мужчина с длинной бородой и отросшими волосами, но есть и источники, которые показывают его гладко выбритого и с достаточно короткими волосами. Это дает нам право предположить, что борода и волосы отросли у него во времена наказания, и что в нормальное время он ухаживал за внешностью.

Что касается атрибутов Прометея, то, как таковых, у него их не было. Но, спустя века, можно выделить тот самый огонь, который он похитил для людей и который так по-разному трактуется даже внутри самой Греции, а также кольцо, которым оковал его палец Зевс, в качестве напоминания за проступок.

Ящик Пандоры и наказание людей

В гневе, Зевс приказал Гефесту и другим богам создать новый вид людей – женщину. Боги выполнили задание громовержца и создали Пандору, которую наделили своими лучшими качествами. Пандора была красивой и грациозной, мудрой и хитрой, умной и любопытной, женственной и очаровательной. Не зря Пандора переводится, как «всем одаренная».

Хитрый план задумал Зевс. Сначала он выдал Пандору замуж за Эпиметея. Последний, недолго думая, ибо это было не самой сильной его стороной, принял женщину, и даже обрадовался такому «подарку», ибо Пандора действительно была чрезвычайно хороша собой, умна и образована.

Но Зевс был куда хитрее, чем можно было предположить. Он строго-настрого запретил Пандоре открывать ящик. Тем самым он снял с себя всю ответственность. Зевс знал, что Пандора наделена любопытством в избытке. И его ожидания полностью оправдались. Легенда гласит, что Пандора, изнывая от любопытства, в ту же ночь заглянула в таинственный ящик. И едва она его открыла, как все несчастья сразу же вылетели оттуда и распространились по земле.

Поняв, что натворила, Пандора сразу же попыталась закрыть ящик. Сделала она это так быстро, что на дне ее осталась надежда, которую тайком посадил туда Гермес, также втайне соболезнующий людям. В мире появилась и она, только позже. С тех пор добро и зло неотъемлемо соседствуют друг с другом. Более того, Пандора стала символом несчастий человечества, что впоследствии отразилось на общей судьбе женщин, на долгие годы вперед. С тех же пор люди, чтобы продлить свой род, должны оплодотворять женщин, дабы они рожали им детей, должны много работать, чтобы добыть себе пропитание, должны противостоять всему тому злу, что кроется в мире. Но всегда есть надежда, которая даже в самые темные времена, позволяет людям верить, что все изменится к лучшему.

Характеры «Прометея прикованного»

Характеры «Прикованного Прометея» таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями.

Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. То, что с ним происходит, Прометей расценивает как волю судьбы (о чем заговаривает не меньше шести раз в трагедии: 105, 375, 511, 514, 516, 1052; об этом говорят и Океаниды – 936). В образе Прометея Эсхилом представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму. В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Таков Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила («»), но в еще большей мере таков Прометей. Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается здесь монолитностью мощных деяний героя, поданных хотя статистически, зато возвышенно, величественно.

Прикованный Прометей и Гермес. Художник Я. Йорданс, ок. 1640

Остальные герои «Прикованного Прометея» характеризуются одной ведущей чертой, вполне неподвижной, но менее значительной, чем у основного героя трагедии. Океан – добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги. Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли. и Гермес – механические исполнители воли Зевса, один – против своей воли, другой – бесчувственный и бездумный, как нерассуждающий прислужник.

Все эти характеры Эсхила – лишь общие схемы, или механическое воплощение идеи или мысли.

Рождение, детство и юность Прометея

Прометей – титан, сын титанов Климены и Иапета, а также внук Урана и Геи. Говоря простыми словами – он двоюродный брат Зевса и племянник Кроноса. К сожалению, подробности о таких давних временах мифология «растворила». Тем не менее, кое-что дошло и до наших времен, о чем мы хотим вам рассказать.

Прометей был не единственным сыном в семье. У него было 3 брата — Атлант, Менетий и Эпиметей, которые также сыграют достаточно важную роль при создании будущего мира. Имя Прометей переводится, как «предвидеть» и «размышлять», и данными чертами юный бог овладел с детства. С юных лет Прометей выделялся среди своих сородичей состраданием и мудростью. Это и выделяло его среди других титанов, особенно отличался от него Эпиметей, который всегда сначала делал, а потом думал. Отличался Прометей и миролюбивым характером. В отличие от других Титанов, он не был сторонником насилия, всегда старался решать проблемы мудро и справедливо. Также с детства Прометей проявлял свой острый ум и хитрость, что впоследствии также скажется на некоторых его решениях, а также развили в нем способности к предвидению будущего.

Время шло, Прометей взрослел, но характер его не менялся. Юный титан видел, как его деда Урана сверг его дядя Кронос, который и сам, впоследствии, стал тираном. Шли долгие годы, пока Рея не обманула Кроноса, не подсунула ему камень, вместо Зевса. Возмужав, Зевс освободил съеденных братьев и сестер, после чего началась Титаномахия.

Прометей, обладая даром предвидения, узрел, что войну эту выиграют Зевс и его сторонники, а потому он примкнул к ним, как и некоторые другие титаны, а заодно и переманил своего брата Эпиметея. Но Атланта и Менетия он переубедить не сумел, за что те жестоко поплатились.

По легенде, Менетий в бою был поражен молнией Зевса, а впоследствии отправлен в Тартар, из-за неестественной силы и нечестивости. Антант же вынужден был до конца мира держать на своих плечах небосвод. Лишь единожды Геракл подменил титана на несколько часов, но это уже другая история.

Во многом благодаря способности предвидения Прометея, благодаря его тактическим навыкам и знаниям, Зевс и одержал победу над Кроносом. Зевс стал верховным богом Олимпа, а все, кто ему противостояли, были наказаны.

Историческая основа и идейный смысл «Прометея прикованного»

Исторической основой для эсхиловского «Прометея прикованного» могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина. Наконец, это – мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

В «Прометее прикованном» Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Похищение огня Прометеем

Прометей приносит огонь людям

Но люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей отправился к Зевсу и произнес в защиту человечества пространную речь. Похоже, что именно в память об этом греки почитают его как создателя ораторского искусства. Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.

Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.

В назначенный день боги спустились на землю, чтобы сойтись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.

Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.

Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, поэтому он поклялся водами Стикса — реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.

Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.

Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Он повелел Гефесту слепить из земли и воды девушку. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали Пандора, то есть «одаренная всеми богами».

Сюжет «Прометея прикованного»

Эсхил описывает в своей трагедии (см. её полный текст), как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса.

Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерьми Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает. Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом. Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну. О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

Миф о Прометее: освобождение титана

Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья-титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.

И Зевс сдался.

Карл Генрих Блох. Геракл освобождает Прометея (1864 год)

Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память. С тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.

Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну. Зевс, в итоге, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл — герой Троянской войны.

Прометей — единственный персонаж в греческой мифологии, открыто противостоящий Зевсу, и в конце концов одерживающий над ним моральную победу.

В различных вариантах, миф о Прометее преподносит нам разные образы титана. У поэта VIII века до н.э. Гесиода, Прометей, прежде всего, хитрец, ловко обманывающий Зевса. А например, в трагедии Эсхила, Прометей — герой, наделенный огромной нравственной силой и черпающий мужество в сознании своей правоты.

Электронная книга: Эсхил. Прикованный Прометей

Миф о Прометее привлекал поэтов и мыслителей разных времен и народов, таких как Вольтер, Гете, Байрон, Шелли и многих других. К примеру, Белинский писал: «Прометей, прикованный к горе и с горделивым презрением отвечающий на упреки Зевса, есть форма чисто греческая. Однако, идея непоколебимой человеческой воли и энергии души, гордой и в страдании, которая выражается в этой форме, понятна и теперь».

Эписодий третий

“Вбегает безумная Ио. На лбу у неё — коровьи рога.”

Ио спрашивает, что это за край. Она хочет уснуть, ей надоело брести, но её беспрестанно жалит овод.

Прометей говорит, что слышит мольбы Ио. Ио поражена, что он знает имя её отца и назвал её по имени.

Ио спрашивает, за что же Прометей прикован к скале?

Прометей говорит, что его приказал приковать Зевс.

Ио умоляет рассказать ей, что её ждёт, чем закончатся страдания. Она рассказывает, что ей снились сны о том, что Зевс желает сделать её своей. Об этих снах она рассказала отцу, а тот послал прорицателей узнать, что за предвестье приснилось его дочери. Прорицатель сказал, что Ио нужно выгнать из дома, иначе погибнет весь её род. Так отец и сделал.

У Ио выросли на лбу рога, и её постоянно жалит овод, вынуждая всё время бежать неизвестно куда.

Прометей говорит о том, что ещё предстоит пережить бедной Ио. Она попадёт к скифам, дойдёт до самого Кавказа, перейдёт горы, переплывёт пролив, пройдёт равнины Европы. Всё это из-за того, что Зевс наказывает её. Он хотел сделать её своей женщиной.

Прометей говорит Ио, что Зевс не бессмертен и погибнет от безрассудства, вступив в брак и раскаявшись в своём поступке. Жена Зевса родит сына, который будет сильней отца. Сын свергнет Зевса. А Прометея спасёт потомок рода Ио.

Прометей рассказывает Ио, как ей держать путь.

Рассказал он ей и о конечной цели — реке Нил, где Ио остановится. Там будет жить она и её дети. Коснётся Зевс Ио — от этого она родит сына. Один из рода Ио спасёт Прометея.

Ио вновь начинает жалить овод. Она вынуждена бежать.

Стасим III

Хор поёт о том, что мудр тот:

Кто дал заповедь людям:

Каждый пусть жену себе вровень берёт! И будет Счастлив.

Нет, не женись на роскоши и богатстве,

Не женись на знатности и породе,

Нищий, кто живёт трудами рук своих!

Хор сочувствует Ио.

Эксод

Прометей предрекает, что Зевс справит погибельную свадьбу. Только один Прометей знает, как Зевс может избежать гибели.

Входит Гермес, он передаёт Прометею, что Зевс велит рассказать всё, что известно о его предстоящей свадьбе.

Прометей отказывается раскрыть будущее Зевса.

Гермес говорит, что за такой ответ Прометея придавит скалой, а орёл будет постоянно клевать его, раздирая печень. И эти пытки станут бесконечны.

Прометей отвечает, что он предвидел и знал заранее всё, что предрёк ему Гермес. Умереть Прометею не дано. Он бессмертен.

Гермес называет Прометея глупцом, безумцем и бахвалом.

Гремит гром, сверкают молнии, поднимается ветер. Это Зевс вызвал бурю, чтобы навести ужас на Прометея. Прометей под звук грома проваливается под землю, как и обещал Гермес.

Художественный стиль «Прометея прикованного»

Уже одно то, что действующими лицами трагедии являются боги и даже из героев тут имеется только одна Ио и что эти боги поданы в серьезном плане, свидетельствует о монументальности, которая характерна для всех трагедий Эсхила. Что же касается другого основного момента эсхиловского стиля, а именно патетизма, то он здесь значительно ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера.

Патетика имеется прежде всего в начальной монодии Прометея, где Титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и, наконец, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Однако эта патетика слишком перегружена рациональным содержанием, а именно критикой деспотизма Зевса, и лишена тех черт исступления, которые мы находили в других трагедиях Эсхила.

Но монументально-патетический стиль «Прикованного Прометея» все же налицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно-риторической. Вся трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» и есть не что иное, как восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного его подлинного героя – Прометея. Только такое понимание художественного стиля данной трагедии и поможет осмыслить все ее длинноты и ее недраматическую установку.

Действительно, рассказы и разговоры Прометея о прошлом, в частности о его благодеяниях, нисколько не подвигая действия вперед, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, возвышают и насыщают в идейном отношении. Точно так же разговоры с Океаном и Гермесом, опять-таки нисколько не развивая действия, весьма выразительно рисуют нам стойкость и силу воли Прометея. Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами.

Кроме пророчества о своем освобождении прикованный Прометей в трагедии Эсхила еще очень много говорит о странствованиях Ио с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти. Прометею здесь приписаны обширные географические знания, которые, несомненно, были тогда последним достижением науки. Этот рассказ, совершенно лишенный всякого драматизма и даже прямо противоположный ему, тем не менее стилистически очень важен как нарастающая обрисовка мудрости Прометея.

Хоры Эсхила в «Прометее прикованном» тоже недраматичны. Если подойти к ним с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как они необходимы для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Парод говорит о сострадании Океанид Прометею. Первый стасим рассказывает нам, как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и моря, и даже , – разве этого мало для обрисовки личности основного героя в отношении к нему всего окружающего? Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ – и третий стасим – о недопустимости неравных браков – опять-таки подчеркивают величие дела Прометея, на которое способен только он, но не способны слабые и забитые существа.

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Наконец, геологическая катастрофа в конце этой трагедии Эсхила демонстрирует нам опять-таки мощную волю прикованного Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Таким образом, то, что является у Эсхила в «Прикованном Прометее» развитием действия, есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: