Образ Пугачева в фольклоре
Народное творчество – вот истинное отношение народа, выраженное на языке фольклора. Пугачев оставил свой след в истории, как бы ни пыталась императрица заставить народ забыть о нем. О Пугачеве слагались песни и былины, в которых революционер представал как истинный царь крестьянского народа. Дух, который вселил в крестьян предводитель восстания, надолго остался в их сердцах. Народ оплакивал Пугачева, воспевая его в фольклорных произведениях. в песнях и былинах было видно, как велико людское горе, насколько сильно народ оплакивает свое «красно солнышко», своего предводителя и идейного вдохновителя.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3398 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 710 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2860 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1295 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1388 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 17.05.2023 16:24 2429 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 03.05.2018 13:23 1503 Козолуп Владислав
Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 09:19 4230 Смагула Роман
Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия
Ответов: 2
Литература 04.05.2023 01:35 439 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 16.07.2023 01:11 1002 Недовесов Никита
Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами
Ответов: 2
Образ Пугачева в произведениях Пушкина
Через образ Пугачева Пушкин выразил образ целого народа. Бунт, который накипал в течение долгого времени, должен был случиться рано или поздно. Именно Пугачев стал настоящим царем крестьян. Он беспощаден, но только из чувства справедливости, на самом деле он добрый и великодушный человек. Именно человека, а не беспощадного кровавого бунтаря показывает в своем произведении автор. Образ Пугачева в фольклоре произведениях Пушкина схож, ведь Пушкин писал «Капитанскую дочку» на основе фольклорных произведений. Тем не менее, образ Пугачева в литературе отображен по всем законам словесного искусства. Пушкин – мастер своего дела и благодаря своему таланту смог показать Пугачева таким, каким его видел народ.
Таким образом, историческая личность обрела художественное описание. Пугачев стал не только частью реальной истории, но и основой для художественного образа, в котором выразилась судьба народа. В этом образе можно найти отражение русской души со всем ее бунтарством, нежеланием подчиняться злой судьбе. Олицетворяя народную революцию, пушкинский Пугачев стал не просто исторической личностью, но и неким образом своего народа, который через века способен достучаться до потомков.
Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Образ Пугачева в фольклоре Пушкина», сопоставить образ, который воспевал в своем творчестве народ и образ, который изобразил в своем произведении великий писатель Александр Сергеевич Пушкин.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Капитанская дочка»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
для самых компанейских —
Главные герои «Капитанская дочка»
для самых занятых —
Читательский дневник «Капитанская дочка»
для самых любопытных —
Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Капитанская дочка» полностью
Тест по произведению
-
/17
Вопрос 1 из 17
Самые популярные материалы октября для 8 класса:
Краткое содержание «Недоросль»
Характеристика Маши Мироновой
История создания «Капитанская дочка»
Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
Характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль»
Характеристика Савельича
Краткое содержание «Журавлиный крик»
Портрет Пугачева в «Капитанской дочке»
Чартков
Гринев (Капитанская дочка)
Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)
1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фольклорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память?
Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.
Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.
2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь?
Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.
Мы видим из песни, что два народа, несмотря на противостояние и борьбу с оружием в руках, имели и кровные узы. Дочь из песни была женой татарина и жила хорошо, ее называли «барыней». И дочь не забыла матери, как только она ее узнала, назвала «родимой мамушкой» и велела бросать работу.
Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.
3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?
Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.
Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.
4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?
Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.
Хороводные и лирические песни (Стр. 11)
1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.
«Зацветала у лозы лоза» — лирическая песня
«И туда – гора, и сюда – гора» — хороводная песня.
2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).
3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?
Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».
4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?
Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации
Приуроченные к восстанию
Пугачевское восстание, также известное как крестьянская война, было одним из самых значительных социальных событий в русской истории. Восстание, возглавляемое Емельяном Пугачевым, произошло в конце XVIII века и продолжалось около двух лет.
Исторические песни, приуроченные к этому событию, играли важную роль в передаче отношения к Пугачеву и его восстанию. Они помогали не только донести информацию о событиях, но и передать эмоции и мнения людей того времени.
Какое отношение передают эти исторические песни? Они отображают различные точки зрения и эмоции, связанные с Пугачевым и его восстанием. Некоторые песни посвящены героическим подвигам Пугачева и его борьбе за справедливость, воспевая его как национального героя и защитника крестьян. Другие песни же осуждают его как изменника и мятежника, описывая его как опасность для общества и порядка.
Важно отметить, что отношение к Пугачеву в исторических песнях может различаться в зависимости от региона и авторов. В некоторых песнях Пугачев описывается как харизматический лидер и защитник обиженных и угнетенных, в то время как в других его действия осуждаются как безумная и беспорядочная мятежная активность
Песни, посвященные Пугачеву, часто содержат символические элементы и метафоры, чтобы передать сложность и амбивалентность его образа. Они могут выразить и гордость и жалость, и показать двойственность его характера и его влияния на жизнь русского общества.
Таким образом, исторические песни, посвященные Пугачеву и его восстанию, отображают разнообразные точки зрения и эмоции, связанные с этим историческим событием
Они помогают нам лучше понять отношение людей того времени к Пугачеву и его восстанию, а также раскрывают сложный и многогранный образ этого важного исторического персонажа
Участие в восстании
Отношение к Пугачеву, передаваемое историческими песнями, может быть разным в зависимости от контекста и духа песни. Некоторые песни героически и горячо описывают Пугачева как лидера народного восстания, превознося его борьбу против тирании и несправедливости.
Такие песни передают отношение к Пугачеву как к символу протеста и надежде на лучшую жизнь для простого народа. Они воспевают его храбрость, стойкость и лидерские качества, делают акцент на его популярности и поддержке со стороны крестьян.
Но не все песни о Пугачеве были столь положительными. Некоторые передавали отрицательное отношение к нему и его восстанию. Они подчеркивали его жестокость, безжалостность и насилие, которые сопровождали восстание. Такие песни демонизировали Пугачева и его армию, рассказывая о разрушениях и потерях, которые они причинили населению.
Таким образом, исторические песни передают разные отношения к Пугачеву: положительные, героические и отрицательные. Они отражают сложность его образа и контрасты, связанные с его лидерством в народном восстании.
Воззрения на восстание
Исторические песни о Пугачеве передают различные отношения к его восстанию. В зависимости от автора источника, мнения о Пугачеве могут различаться и носить как положительный, так и отрицательный характер.
Некоторые песни описывают Пугачева как героя, народного вождя, который стал символом борьбы за свободу и справедливость. В данных песнях передается идея о Пугачеве как о спасителе многих нуждающихся, который собрал вокруг себя простых людей и смог показать им путь к светлому будущему. Такие песни обычно относятся к жанру патриотической или революционной музыки и служат для поддержки и воодушевления народа.
Однако есть и другие песни, которые относятся к Пугачеву весьма критически. Они описывают его как мятежника, обманщика и жестокого правителя, который причинил много страданий и несчастий. Такие песни часто передают точку зрения официальной власти и стремятся представить Пугачева как злодея и предателя.
В исторической песне, как и в любой другой форме искусства, автор может передать свои собственные воззрения на события и персонажей. Песни о Пугачеве в этом смысле не являются исключением. Они могут отражать множество точек зрения на восстание и его главного участника и нести в себе как положительные, так и отрицательные эмоции.
Исторические песни о Пугачеве представляют собой важный источник информации о восстании и его последствиях. Они помогают нам понять множественные воззрения на эти события и проявляют разнообразие интерпретаций исторических фигур.
Обогащаем речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -к-, -очк-. Эти суффиксы придают словам значение нежности, в песню добавляют душевную теплоту к происходящему. Слова сердечный, родной нежность и любовь имеют в своем значении: сердечный – это самый близкий и милый сердцу, родной – одного роду-племени.
2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?
Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.
3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
Слова: частушка, часто, частить – имеют общий корень -част-, они однокоренные и связаны по смыслу, ведь частушка стала называться именно так из-за особого исполнения: быстро, ритмично пелась одна частушка, и тут же сменялась другой.
Пушкин и фольклор
До Пушкина все, что связано с Пугачевым, было запрещено, но народ все равно воспевал его в своем фольклоре. Таким образом, Пушкин стал первым, кто описал в литературе пугачевское восстание. В «Капитанской дочке» оно представлено в форме стихийного, почти случайного бунта подневольного народа. Для того, чтобы верно описать события, Пушкину пришлось ехать на историческую родину этого события, в Оренбургскую область. Он записывал слова свидетелей этого страшного события, написал даже целый исторический трактат о нем. Но в произведении на первый план все же выходит не историческая форма, а художественный вымысел. Вымышленные персонажи переплетаются с реальными, через судьбу героев показана судьба всего народа. Так или иначе, фольклорный образ Пугачева сыграл большую роль для создания образа идейного вдохновителя восстания в повести.