Похожие вопросы
Обществознание 25.11.2018 14:48 54 Николенко Настя
Пожалуйста, помогите!Очень надо!В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для челове
Ответов: 1
Обществознание 06.04.2019 19:56 9 Шатов Тимофей
В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, следовательно, как бы «оче
Ответов: 1
Обществознание 22.05.2019 04:23 360 Филатов Алексей
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, сле
Ответов: 1
Обществознание 24.08.2020 23:34 10 Тамайчук Настя
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, с
Ответов: 0
Обществознание 15.11.2018 22:09 62 Мятова Софья
Помогите!!! 1. В государстве В. уменьшилась доля населения, занятого в сельском хозяйстве, развиваю
Ответов: 2
Обществознание 19.07.2018 19:02 65 Краменский Данила
Воздух при комнатной температуре является газом. Какое из перечисленных ниже свойств присуще только
Ответов: 1
Обществознание 30.07.2020 13:09 11 Грибачёва Дарья
Воздух при комнатной температуре является газом. Какое из перечисленных ниже свойств присуще только
Ответов: 1
Обществознание 03.06.2023 03:54 4 Нугаева Ксюша
Сформулируйте и запишите понятие: • Первоначальный смысл понятия культура — ______________________
Ответов: 2
Обществознание 08.04.2019 11:25 9 Глебачева Мария
1.Объясните значение понятия «духовные ценности». 2.Что такое «общечеловеческие духовные ценности»?
Ответов: 1
Обществознание 04.06.2023 02:10 5 Кирик Саша
1.Объясните значение понятия «духовные ценности». 2.Что такое «общечеловеческие духовные ценности»
Ответов: 1
Образование
Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания — усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.
Выделяют следующие основные ступени образования:
- Дошкольное;
- Школьное;
- Средне-специальное;
- Высшее профессиональное образование.
В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.
Функции образования:
- Передача культуры новым поколениям;
- Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
- Передача знаний и опыта;
- Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание нравственной, духовно развитой личности.
Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.
«Стены храма хранят дух веков»
— Светлана Глебовна! В чем, на Ваш взгляд, уникальность культурно-духовного наследия на территории нашей республики?
— Татарстан — регион особенный в первую очередь своей многонациональностью, исторически сложившимся смешением и взаимодействием культур. В этом уникальность республики: не только татары и русские, но и представители других народов имеют на этой земле свои культурные и религиозные корни. Возьмем, к примеру, кряшен с их самобытными традициями и православной службой на национальном языке. Взаимовлияние культур проявляется во всем — и в архитектуре, и в нематериальных аспектах, особенностях мировосприятия, церковном искусстве.
— Много ли у нас объектов Православного наследия, которые внесены в список охраняемых?
— 225. Это памятники разной значимости: федеральные, республиканские, муниципальные. Есть еще одна категория: выявленные объекты культурного наследия, обладающие ценностью, но еще не имеющие статус охраняемых. Это своеобразный предварительный список. В число 225 они тоже включены.
— Мы такие богатые?!
— Да, мы богатые. Далеко не все исторические храмовые здания имеют даже статус выявленных. На самом деле таких храмов еще больше — которые были когда-то построены, действовали, а в советское время разрушены. На всю республику в середине прошлого века были всего два-три действующих православных храма. Остальные пустовали, или в них были размещены в лучшем случае учреждения, а чаще — овощехранилища, гаражи, цеха… И до сих пор не все «выжившие» храмовые здания стоят на охране.
— Значит ли это, что каждый храм дореволюционной постройки достоин того, чтобы быть включенным в список охраняемых?
— В законе об охране памятников нет статьи, которая предписывала бы считать объекты охраняемыми, ценными только по типологическому признаку — построен до революции, значит, автоматически должен считаться ценностью.
— А Вы как считаете?
— Мое личное мнение как специалиста, эксперта — да, должен! Но постановка на учет и государственную охрану — это определенная процедура выявления, оценки, установления той самой степени ценности
Возможно, какой-то эксперт сочтет, что, к примеру, объект был сильно перестроен, потерял свои типологические черты, культурную ценность… Духовная ценность редко принимается во внимание. Нематериальная составляющая памятника истории оценивается в большей степени тогда, когда речь идет о мемориальности
К примеру, объект был связан с каким-то событием или исторической личностью. В этом случае нематериальная составляющая в приоритете, она добавляет вес общей оценке памятника. Но если объект оценивается лишь по его типологической принадлежности — то, что это храм, такой критерий, как духовая составляющая, пока еще не учитывается.
Но все меняется: развиваются законодательство, наука. Экспертный институт — достаточно молодое образование, историко-культурная экспертиза как институт экспертов появились лишь десять лет назад. И, конечно, критерии меняются и развиваются. Сейчас много стали говорить о том, что в комплексной оценке памятников важна духовная составляющая
В первую очередь это важно именно для культовых памятников
— Лично Вы как считаете? Духовная составляющая для вас как специалиста важна?
— Да, очень. Важна память места. Она должна оцениваться не только в отношении каких-то выдающихся личностей, имевших отношение к данному объекту. Для меня она важна как коллективная память людей. Именно храмы такой ценностью обладают. Она выражается таким простым понятием, как намоленность. Стены храма хранят дух, который прихожане привнесли сюда за много веков, десятилетий, лет. Стены несут память об этих людях, которые приходили сюда молиться, вся жизнь которых была связана с Церковью, от рождения до последнего прощания. Именно это делает каждый храм исключительным.
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 01.07.2023 13:08 5049 Галлямов Инсаф
10 примеров того что относится к духовной культуре
Ответов: 2
Обществознание 12.06.2023 18:29 1412 Кутиков Влад
Подобрать три пословицы о стыде и совести, объяснить их.
Ответов: 1
Обществознание 18.06.2023 08:13 2486 Маяковский Максим
Краткое содержание 4-5 параграфоф, хелпаните пжпжп. Автор Боголюбов 6 класс
Ответов: 1
Обществознание 27.06.2020 19:31 1382 Гусева Ксюша
Напишите Эссе : «Права, которые я хотел бы иметь» Напишите что бы вы хотели. Токо нормальные чтобы
Ответов: 1
Обществознание 19.06.2023 11:44 1109 Сергеев Назар
учитель предложил ученикам 9 класса подобрать термины для характеристики политической сферы жизни об
Ответов: 1
Обществознание 18.05.2023 15:08 1354 Сучков Михаил
Приведите примеры функций культуры (познавательная,оценочная,регулятивная,информативная,коммуникатив
Ответов: 2
Обществознание 16.05.2023 11:04 910 Ертуганова Айгерим
Ответы на вопросы обществознание 7 класс 1.Объясни смысл положения о том, что защита Отечества это
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 03:40 865 Хариш Таня
Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, дан
Ответов: 2
Обществознание 18.06.2023 13:51 546 Svezhentsova Ira
Помогите ответить на три вопроса по таблице! 2. В 2017 году в нашей стране был проведен социологич
Ответов: 1
Обществознание 03.07.2023 03:01 871 Липа Даша
Сообщение — В чём плюсы и минусы прогресса.
Ответов: 2
Нравственные основы жизни человека
Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.
Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.
Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.
Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.
Вариант 2
Само слово «наследие» имеет оттенок высокого стиля. В сочетании со словом «исторический» оно приобретает величественный и грандиозный смысл. Историческое наследие представляет собой явления культуры и быта, которые дошли до нашего времени из предыдущих эпох. Они несут в себе приметы времени, рассказывают о людях прошлого, их быте, нравах, увлечениях, мировоззрении. Большую роль в сохранении исторического наследия играют краеведческие, художественные, исторические музеи. В них собраны вещественные и документальные экспонаты, повествующие об эпохах существования и развития человеческой цивилизации. Знакомство с ними помогает людям помнить свое прошлое. Эти мысли я попытаюсь подтвердить примерами из художественной литературы.
Музеи хранят память о подвигах и воинской славе. О героических страницах Великой Отечественной войны напоминает Музей обороны Брестской крепости. В произведении Б. Васильева «В списках не значился» рассказывается о подвиге бойца, защищавшего крепость в одиночку. Главный герой, Николай Плужников, прибыл на место службы и даже не успел отметиться, поэтому после войны в списках защитников крепости его не оказалось. Сразу после прибытия Плужникова к месту назначения на Брест напали фашисты. Когда крепость была захвачена врагом, Николай остался в живых один. Это не заставило его отчаяться и опустить руки. Он сражался до последнего, нападая на врага по ночам. Днем он прятался в руинах. Он потерял счет дням и не заметил, как пришла зима. Немцы схватили его только в апреле 1942 года, почти год Плужников один держал оборону в Брестской крепости. Васильев говорит о том, что Музей обороны Брестской крепости хранит много экспонатов и легенд. Подвиг Николая, фамилия которого неизвестна, увековечен на мраморной плите у входа на вокзал. К этой плите каждый год приезжает женщина и стоит перед ней, точно в почетном карауле. Приезжая в музей, люди ощущают величие подвига русских солдат.
В романе Е. Замятина «Мы» общество решило отказаться от наследия предков. Мир находится под жестоким контролем, люди лишены индивидуальности. И все же даже под гнетом диктатуры не все потеряли чувства и способность к душевным порывам. Музей Древний дом сохранен в древнем доисторическом виде. Он напоминает о том, что когда-то люди жили по-другому. В этом месте человеческие души оживали, они становились сильнее и наполнялись верой в будущее. Здесь приходило прозрение, и люди начинали понимать истинную суть власти Благодетеля. Музей вдохновлял их на борьбу за свои права. Он сберег опыт предков, от которого отказались власти. Посетители Древнего дома ощущали мудрость прошлых поколений, которая не давала гибнуть их душам. Счастьем невозможно управлять, как это пытались сделать в государстве, ограниченном стеной от всего остального мира. Функция музея в этом произведении заключается в том, что напоминает людям об их прошлом и не дает потерять себя. В этом проявляется надежда автора на светлое будущее. Это дает маленькую надежду, что человек не утратит окончательно свои лучшие душевные качества.
И в том, и в другом примерах герои борются за свою родину против захватчиков, мечтающих лишить людей памяти. В первом случае музей становится памятником подвига бойца. Во втором случае музей вдохновляет на борьбу. И оба случаи объединены мыслью о том, что музей – это лучшая возможность сохранить историческое наследие в одном месте. Посещая музеи, люди приобщаются к жизни своих предков, ощущают влияние времени. Музей – это место, где лучше всего понимаешь, что все течет, все изменяется.
Что входит в духовную сферу общества
Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.
Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.
К функциям духовной сферы общества относятся:
- Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
- Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
- Развитие самосознания;
- Производство и передача научных знаний;
- Воспитание подрастающего поколения;
- Художественное освоение мира;
- Развитие эстетики (восприятия прекрасного).
Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:
- Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
- Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
- Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.
Главное отличие духовной сферы от других сфер общества — производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.
Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов — продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.
Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.
Вариант 1
Историческое наследие объединяет человека, живущего ныне, с его предками. Эта связь необходима для того, чтобы не прекратился род человеческий. Прошлое сходно с корнями, которые держат и питают дерево. Если лишить его корней, дерево погибнет. Потеря человечеством его исторического прошлого приведет к его деградации и исчезновению с лица земли. Поддерживать связь с прошлым помогают музеи. Они хранят приметы времени: предметы быта, декора, одежду, документы. По ним можно проследить развитие человечества, духовные ценности людей в разные эпохи. Это подтверждают примеры из художественных произведений.
О сохранении исторического наследия рассказывает книга С. Гейченко «Завет внуку». Название этого произведения уже говорит о многом. В нем содержится наставление, совет потомкам. Это тоже своего рода наследие. Много лет автор отдал музею А. С. Пушкина в Михайловском, приехав сюда после Великой Отечественной войны. Фашисты разграбили имение, поэтому приходилось восстанавливать по крупицам. Дом, где жил поэт, помнит его, он наполнен его мыслями, чувствами. Здесь Пушкин писал свои бессмертные произведения. Гейченко с любовью и восхищением отзывается о личности поэта, которая проявляется в его произведениях. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» — обращался поэт к своим друзьям, единомышленникам. Я думаю, что эти слова адресованы и нам, живущим в 21 веке. В этой фразе поэт смог выразить и любовь к родине, и основные принципы своей жизни. Гений Пушкина до сих пор поражает людей своей многогранностью. Миллионы поклонников его таланта едут в Михайловское, чтобы прикоснуться к эпохе. «Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои корни», — утверждает Гейченко. Музей Пушкина помогает понять внутренний мир поэта. Он рождает чувство сопричастности к жизни великого человека, его эпохе, помогает понять Россию и самого себя.
Память тысячелетий хранят музеи, рассказывая о жизни прошлых поколений. Главный герой романа Ю. Домбровского «Хранитель древностей» Зыбин работает в музее в Казахстане. Зданием для размещения музея стал старинный собор. Зыбин видит в музейных экспонатах жизнь людей, с ее радостями, бедами, увлечениями, интересами, чувствами. Они для него не мертвые вещи, а живая часть истории. Рассматривая очередной экспонат, он размышляет о том, кому эта вещь принадлежала, как жили эти люди. Он представляет себе, как появился орнамент на кувшине, как он постепенно усложнялся. Цветы акации, найденные на груди фараона, возвращают его на три тысячи лет назад. Он называет их смешной малостью, это говорит о том, что он любит свое дело. В запасниках музея хранится множество экспонатов, которые оказались неинтересны для больших музеев. Историческое наследие, хранящееся в провинциальном музее, получает дополнительный акцент. Автор показывает, как герой пытается погрузиться в прошлое, чтобы не замечать того, что происходит в настоящем. Старинные предметы помогают Зыбину отстраняться от абсурдности тех событий, что происходят вокруг него и участником которых он является. Музеи знакомят с жизнью людей прошлого и помогают разбираться в событиях настоящего, так было и с героем Домбровского.
Таким образом, музеи играют важную роль в сохранении исторического наследия. Музейные экспонаты помогают людям узнавать свою историю, судить об эволюции человечества. Знание своих корней воспитывает душу, вносит гармонию в жизнь. Музеи передают культурный опыт от поколения к поколению, хранят память о вечных ценностях, делающих человека человеком.
Наука, как часть духовной сферы
Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.
Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:
- Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
- Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
- Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
- Обучение подрастающего поколения.
Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.
Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:
- Анализа;
- Статистики;
- Эксперимента;
- Исследования (проверки теории на практике);
- Измерения;
- Наблюдения;
- Выдвижения гипотез (предположений).
Последние заданные вопросы в категории Обществознание
Обществознание 20.10.2023 16:30 24 Еретенина Анютка
Предположите, распространяется ли данная обязанность на проживающих в России иностранцев
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 16:06 16 Найдёнышев Женя
При разводе Константин и Наталья долго не могли договориться о содержании их общего несовершеннолетн
Ответов: 1
Обществознание 20.10.2023 14:04 29 Трефилов Александр
Миценаты набережных челновсразу спасибо кто ответит!
Ответов: 1
Обществознание 20.10.2023 13:14 24 Меркитская Диляра
Срочно мне надо мини сообщение на тему Пётр первый
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 06:10 23 Коновалов Дмитрий
Что такое редут уланы драгуны
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 04:45 19 Фарихова Алина
Какие памятные места знаки символы связанные с именем выдающигося полководца Александра Невского
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 00:04 23 Пиджакова Лера
Как определить спрос на услугу фотографа ?
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 23:11 29 Грицан Дарина
Знакомы ли вы с людьми которые за свой труд удостоились общественного признания?
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 23:00 14 Ожгибесова Ксеничка
В чём выражается право и мораль каковы последствия права и морали как поддерживаются право и морал
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 22:23 29 Ростовский Ренат
Какими методами государственный механизм регулирует неравенства доходов?
Ответов: 2
Религия
Религия — это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.
В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.
Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.
Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога — это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:
- Христианство;
- Буддизм;
- Ислам.
Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.
Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:
- Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
- Формирование мировоззрения;
- Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
- Успокоение и утешение людей.
Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.
Духовные ценности и культурное наследие
Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды. Все это, передается по наследству следующим поколениям, благодаря такой преемственности человечество может прогрессировать, развиваться.
Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.
Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен. Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа — в 5 гривен. Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.
Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:
- Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
- Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
- Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
- Сохранением исторических документов, архивов.
Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.