1 часть
Пролог
Семь мужиков с разных деревень собрались на дороге и стали спорить, кому живется на Руси весело и вольготно. Место встречи и название деревень выбраны автором со смыслом. Уезд – Терпигорев (горе терпим), волость – Пустопорожняя (пустая или порожняя). Деревни с передающими основные характеристики жизни крестьян названиями:
- одежда из заплат – Заплатово;
- дырявые вещи – Дырявино;
- без обуви – Разутово;
- знобит от болезней и страха– Знобишино;
- горелые дома – Горелово;
- нет еды – Неелово;
- постоянные неурожаи – Неурожайка.
- помещик;
- чиновник;
- купец;
- боярин;
- министр;
- царь.
«Все будет делать скатерть»
Обещала пеночка. Птица предупредила, что нельзя у скатерти просить еды больше, чем выдержит живот, а водки только по 1 ведру. Если эти условия не исполнять, на 3 раз желание приведет к беде. Нашли мужики скатерть, устроили пир. Решили, что узнают, кому живется счастливо на русской земле, только потом вернутся домой.
2 глава. Сельская ярмонка
- Грязная гостиница с красивой вывеской и подносчика с посудой.
- Две церкви: православная и старообрядская.
- Училище.
- Фельдшерская изба, где больным пускают кровь.
3 глава. Пьяная ночь
«ползли, лежали, ехали, барахтались».
Трезвые странники шли, поглядывая по сторонам и слушая речи. Некоторые были настолько дурны, что становится жутко, как спивается русский народ. В канаве спорят бабы, кому тяжелее живется. Одна идет как на каторгу, другую бьют зятья.
Странники слышат знакомый голос Павлуши Веретенникова. Он хвалит умный русский народ за пословицы и песни, но огорчается из-за пьянки до одурения. Но ему не дает записать мысль мужик. Он стал доказывать, что крестьяне пьют по времени. В страду народ в поле, кто работает и кормит всю страну? На семью пьющую — непьющая семья. А беда приходит ко всем одинаково. Некрасивые хмельные мужики не страшнее тех, кого поела мошка, изъели болотные гады. Одним из пьяных стал Яким Нагой. Труженик решил потягаться с купцом и попал в тюрьму. Яким любил картины, из-за них чуть не сгорел во время пожара. Снимая картины, не успел вытащить целковые. Они слились в комок, потеряли ценность. Решили мужики, что не одолеть хмелю русского человека.
Глава 5. Помещик.
Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.
Часть 2. Последыш
На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.
Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.
Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.
Часть 3. Крестьянка.
Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.
Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Последыш – краткое содержание
Странники идут, видят сенокос. Берут косы у баб, начинают косить. С реки слышится музыка — это помещик катается в лодке. Седой мужик Влас подгоняет баб — не следует огорчать помещика. К берегу причаливают три лодки, в них помещик с семейством и челядью.
Старый помещик обходит сено, придирается, что сено сырое, требует подсушить. Уходит со своей свитой завтракать. Странники расспрашивают Власа (он оказался бургомистром), почему распоряжается помещик, если крепостное право отменено. Влас отвечает, что у них особенный помещик: когда он узнал об отмене крепостного права, его хватил удар — отнялась левая половина тела, он лежал без движения.
Приехали наследники, но старик выздоровел. Сыновья говорили ему об отмене крепостного права, но он назвал их предателями, трусами и т. д. Из страха, что их лишат наследства, сыновья решают ему потакать во всем.
Потому и уговаривают крестьян ломать комедию, будто мужиков вернули помещикам. Но некоторых крестьян и не надо было уговаривать. Ипат, например, говорит: «А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он вспоминает, как князь запрягал его в телегу, как купал в проруби — в одну прорубь окунал, из другой вытаскивал — и тут же давал водку.
Князь посадил Ипата на козлы играть на скрипке. Лошадь споткнулась, Ипат упал, и сани переехали его, князь же уехал. Но через некоторое время он вернулся. Ипат благодарен князю, что тот не оставил его замерзать. Все соглашаются делать вид, будто крепостного права не отменяли.
Влас не соглашается быть бургомистром. Соглашается им быть Клим Лавин.
Старый князь ходит и распоряжается, крестьяне смеются над ним потихоньку. Мужик Агап Петров не захотел подчиняться приказам старого помещика, и, когда тот застал его за вырубкой леса, сказал обо всем прямо Утятину, назвал его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Но вопреки ожиданиям наследников старый князь поправился снова и стал требовать публичной порки Агапа.
Последнего начинают уговаривать всем миром. Его отвели на конюшню, поставили перед ним штоф вина и сказали, чтобы кричал погромче. Он кричал так, что даже Утятин сжалился. Пьяного Агапа отнесли домой. Вскоре он умер: «Клим бессовестный сгубил его, анафема, винищем!»
Утятин в это время сидит за столом. Крестьяне стоят у крыльца. Все ломают комедию, как обычно, кроме одного мужика, — тот смеется. Мужик — приезжий, местные порядки ему смешны. Утятин вновь требует наказания бунтовщика. Но виниться странники не желают. Бурмистрова кума спасает положение — говорит, что смеялся ее сын, — несмышленый мальчишка. Утятин успокаивается, веселится и куражится за обедом. После обеда умирает. Все вздохнули с облегчением. Но радость крестьян была преждевременной: «Со смертию Последыша пропала ласка барская».
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 20.10.2023 16:45 8 Федулова Яна
помогите пожалуйста срочно нужно 1)цветаева( основная тематика лирики) 2) платонов (котлован анализ)
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 16:33 29 Дрёмина Карина
Что интересное происходило при Петре 1 ?
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 16:17 12 Карпюк Мирослава
КОПЕРНИК БИОГРАФИЯ СРОЧНО!!!
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 16:16 11 Веденеева Яна
Сочинение по произведению Чехова невеста
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 15:57 28 Заблодская Алина
На каком языке говорил крокодил из сказки чуковского?
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 15:48 2 Столярова Дарья
Напишите сочинение на тему» Вещь , которая ожила». Пожалуйста!
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 15:09 2 Буга Лоредан
Как вы думаете за что дети любили гайдара ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!! ПОСТАВЛЮ «СПАСИБО» И «КЛАСС
Ответов: 3
Литература 20.10.2023 14:52 27 Кубик Дима
Ассоциативный ряд к слову Дом
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 14:40 4 Майоров Евгений
Как звали главную героиню рассказа «О чем плачут лошади?»
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 14:34 4 Майоров Олег
Горький Детство имя главного героя
Ответов: 2
История создания поэмы
Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый
Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.
Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.
Идея поэмы
Главная идея поэмы в том, что реформа
1861 года не принесла облегчения и счастья
ни «барину», ни «мужику»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику!..
Для попа счастье – в крепостническом
прошлом, когда церковь была на содержании
у богатых помещиков, а разорение помещиков
привело к обнищанию крестьян и упадку
духовного сословия.
Два помещика Оболт-Оболдуев (глава V1-й части) и Утятин-князь (глава «Последыш»)
тоскуют о навсегда утраченном рае
крепостной Руси, когда дворянское
счастье заключалось в праздности,
роскоши, чревоугодии, своеволии и
самовластье. Богатство «прогрессивного»
помещика основано на поборах с оброчных
крестьян, а покой помещика – это вера
в идиллию единой семьи крепостника-помещика
(отца) и крестьян (детей), где отец может
по-отечески наказать, а может и великодушно
помиловать. Счастье Утятина-князя из
главы «Последыш» заключается в
удовлетворении властолюбия и в
самодурстве, тщеславной гордости своим
происхождением. А теперь – потеряно
богатство, утерян покой (кругом
крестьяне-разбойники), никто не жалует
дворянскую честь (странники называют
помещиков «прохвостами»), да и сам
помещик получил говорящую фамилию, в
которой сочетаются оболтус, оболдуй и
балда.
Что же такое счастье в глазах народа? В
главе «Счастливые» любители выпить
дармовую чарочку говорят о своём счастье
как об отсутствии несчастья («Сельская
ярмонка»). Солдат счастлив тем, что в
двадцати сраженьях «был, а не убит»,
«нещадно бит я палками», — а жив остался.
Старуха радуется, что не умрёт с голоду,
так как родилось много реп «на небольшой
гряде». Каменщик, надорвавшийся на
работе, рад тому, что добрался-таки до
родной деревни:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.
Народ в понятии счастья довольствуется
малым, принимая за него даже мелкую
удачу. Галерея счастливых из народа
завершается ироническим парадоксом:
парад «счастливцев» завершают нищие,
для которых счастье – в получении
милостыни.
Но вот крестьянин Федосей из деревни
Дымоглотова называет странникам
счастливого – Ермила Гирина. Вначале
он писарь, затем его выбирают бурмистром.
Он лишь раз отступил от правды, спасая
от рекрутчины «меньшого брата Митрия»,
но затем кается всенародно, получает
прощение, успешно борется за мельницу
с купцом Алтынниковым, собрав со всех
деньги, а затем честно их возвращает
пожертвовавшим. Конец истории Гирина
окутан тайною: его призвали помочь в
усмирении крестьян «помещика Обрубкова»,
а затем сообщается, что «в остроге он
сидит» (очевидно, оказался на стороне
бунтарей).
В главе «Крестьянка» Некрасов создаёт
замечательный образ Матрёны Тимофеевны,
прошедшей все возможные для русской
женщины испытания: семейный «ад» в доме
мужа, страшную гибель ребёнка, публичное
наказание по прихоти самодура-помещика,
солдатчину мужа. Но она продолжает
править домом, растить детей. Счастье
русской крестьянки автор глазами
странников увидел в несгибаемой стойкости
и великом терпении.
Другой «счастливец» — Савелий, богатырь
святорусский: «клеймёный, да не раб!» —
терпел, терпел, но его терпению пришёл
конец, правда, через 18 лет унижений. За
ругань управляющего-немца девять мужиков
во главе с Савелием живьём закапывают
его в землю, за что и получает годы
каторги. Отбыв наказание, Савелий
становится невольным виновником гибели
внука, уходит странствовать, кается и
умирает, дожив до «ста семи годов».
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга…
Лишь в эпилоге появляется по-настоящему
счастливый персонаж – Григорий
Добросклонов. Выросший в семье дьячка,
он живёт обычной трудной крестьянской
жизнью, но с помощью односельчан поступает
в семинарию и выбирает свой путь, в
котором главным оружием оказывается
слово. Это путь поэта – народного
заступника.
Самым счастливым человеком у Некрасова
оказывается не царь, не пьяный, не раб,
не помещик, а – поэт, поющий лучезарные
гимны о народном счастье. Песни, сочинённые
Гришей, — одно из самых сильных мест в
поэме.
Таким образом, вслед за вопросами Гоголя
«Русь, куда несёшься ты?», Герцена «Кто
виноват?», Чернышевского «Что делать?»
Некрасов ставит ещё один вечный российский
вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»
КРЕСТЬЯНКА
ПРОЛОГ
Странники решают поискать счастливых людей среди женщин. В одном селе им советуют найти Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу «губернаторша». Вскоре мужики находят эту красивую осанистую женщину лет тридцати семи. Но Корчагина не хочет разговаривать: страда, нужно срочно убирать хлеб. Тогда путники предлагают свою помощь в поле в обмен на рассказ о счастье. Матрена соглашается.
Глава I. До замужества
Детство Корчагиной проходит в непьющей дружной семь, в обстановке любви родителей и брата. Веселая и проворная Матрена много работает, но и погулять любит. Сватается к ней чужак – печник Филипп. Играют свадьбу. Теперь Корчагина понимает: только и была счастлива она в детстве и девичестве.
Глава II. Песни
Привозит Филипп молодую жену в свою большую семью. Нелегко там Матрене. Свекровь, свекор и золовки житья ей не дают, постоянно попрекают. Все происходит в точности, как в песнях поется. Корчагина терпит. Потом рождается ее первенец Демушка – как солнышко в окошке.
Господский управляющий пристает к молодой женщине. Матрена, как может, его избегает. Управляющий угрожает, что отдаст Филиппа в солдаты. Тогда женщина идет за советом к деду Савелию, отцу свекра, которому исполнилось сто лет.
Глава III. Савелий, богатырь святорусский
Савелий похож на огромного медведя. Он долгое время отбывал каторгу за убийство. Хитрый немец-управляющий высасывал из крепостных все соки. Когда он велел копать четырем голодным крестьянам колодец, те столкнули управляющего в яму и засыпали землей. Среди этих убийц был и Савелий.
ГЛАВА IV. Демушка
Советы старика не пригодились. Управляющий, который не давал Матрене проходу, внезапно умер. Но тут случилась другая беда. Молодая мать была вынуждена оставлять Демушку под присмотром деда. Однажды тот заснул, а ребенка заели свиньи.
Приезжают доктор и судейские, делают вскрытие, допрашивают Матрену. Ее обвиняют в намеренном убийстве ребенка, в сговоре со стариком. У бедной женщины от горя едва не мутится рассудок. А Савелий уходит в монастырь замаливать свой грех.
ГЛАВА V. Волчица
Через четыре года дед возвращается, и Матрена его прощает. Когда старшему сыну Корчагиной Федотушке исполняется восемь лет, мальчика отдают в подпаски. Однажды волчице удается украсть овцу. Федот гонится за ней и вырывает уже мертвую добычу. Волчица страшно худая, она оставляет за собой кровавый след: посекла сосцы о траву. Хищница обреченно смотрит на Федота и воет. Мальчику становится жаль волчицу и ее детенышей. Он оставляет голодному зверю тушу овцы. За это сельчане хотят высечь ребенка, но Матрена принимает наказание за сына.
ГЛАВА VI. Трудный год
Наступает голодный год, в который Матрена беременна. Вдруг приходит известие, что ее мужа забирают в солдаты. Старший сын из их семьи уже служит, поэтому второго забирать не должны, но помещику плевать на законы. Матрена приходит в ужас, перед ней возникают картины нищеты и бесправия, ведь ее единственного кормильца и защитника не будет рядом.
ГЛАВА VII. Губернаторша
Женщина идет пешком в город и к утру прибывает к губернаторскому дому. Она просит у швейцара устроить ей свидание с губернатором. За два целковых швейцар соглашается и впускает Матрену в дом. В это время из покоев выходит губернаторша. Матрена падает ей в ноги и проваливается в беспамятство.
Когда Корчагина приходит в себя, то видит, что родила мальчика. Добрая бездетная губернаторша возится с ней и с ребенком, пока Матрена не выздоравливает. Вместе с мужем, которого освободили от службы, крестьянка возвращается домой. С той поры она не устает молиться за здравие губернаторши.
Глава VIII. Бабья притча
Матрена завершает свой рассказ обращением к странникам: не ищите счастливых людей среди женщин. Ключи от счастья женского Господь уронил в море, их проглотила рыба. С тех пор ищут те ключи, да никак не найдут.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
- Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
- Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
- Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
- Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
- Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
- Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
- Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Часть вторая
Последыш
Волга, село в разгар сенокоса. Странники косят вместе с местными мужиками. К берегу причаливают три лодчонки, а в них – помещики. Старый седоусый, с одним незрячим глазом, князь Утятин, барыни с детьми, собаки. Утятин все осматривает, требует разворошить готовый стог как сырой (а он – сухой). Крестьяне теперь вольные, земля не его, а он борется с отменой крепостничества. Оказывается, дети князя упросили крестьян сделать вид, что прежние порядки вернулись. Иначе он лишит их наследства. В награду обещали луга.
Много было шуток по этому поводу, но была и одна смерть. Мужик Агап в лицо сказал Последышу, что теперь он вольный человек. Повели Агапа «для виду» пороть. И вина перепил, и не снес, что под розгами хоть и «для виду» лежал. В одну из лодочных прогулок Утятин, один из последних старых господ-самодуров, умирает. Но за луга пришлось судиться – и дело то не кончено.
Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Сюжет
Семь мужиков из бедных деревень уверены, что на Руси счастливы или поп, или помещик, или купец с министром да чиновником, или только царь один. С собой у них скатерть-самобранка вместо запасов. Выясняется, что поп беден, осмеян людьми и совестится брать копейки у крестьян. В пути они видят, как пьет народ, но и работает не меньше. Странники сами поят счастливцев: солдата, уцелевшего в боях и после них, силача-каменотеса, в чьих руках – счастье его родных. Узнают историю Ермила Гирина, честного человека, которому народ по копейке собрал на выкуп мельницы. Странники хотят с ним повидаться, но счастье ему изменило: он в остроге за защиту взбунтовавшихся крестьян. Видят счастливого в помещике Оболт-Оболдуеве, но он после отмены крепостного права всего и всех лишился, а сам ничего делать не умеет.
Странники пытают женщин о счастье. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: в семье мужа трудилась она без устали, потеряла первого сына, но спасла мужа из рекрутов, нашла защитницу в лице губернаторши. Теперь саму Матрену кличут «губернаторшей». У села Вахлачина мужики слушают песни и байки из жизни. Поют и говорят о голоде, нужде, злом барине, жадном мужике. Странники не знают, что рядом семинарист юноша Гриша Добросклонов. После встречи с ним им можно было бы идти домой. Гриша посвятил себя борьбе за народное счастье. Впереди его ждут и слава заступника крестьян, и болезни, и тюрьмы. Но он верит в Русь-матушку, силу ее народа, и свое счастье связывает только с ними.
Отзыв
Автор хотел довести своих героев до Петербурга, близкая смерть заставила его поспешить с завершением поэмы. Добросклонов («говорящая» фамилия) – правдивый, искренний, бескорыстный человек. Только такие люди могут помочь стране и людям стать лучше, счастливее. Тема любви к Родине, малой родине, семье, труду. Народная жажда правды, счастья, справедливости, свободы, просвещения, вечный их поиск.
Странничество как способ узнать себя и Русь. Пьянство как повсеместная беда. Отмена крепостного права и дворяне, неготовые жить с этим фактом. Широкая панорама русской жизни, всех сословий, женской доли. Русь как героиня поэмы. Тема неправедного суда, жадного чиновничества. Колоритный народный язык. Близость к фольклору. Учит любить свой народ, судить о нем здраво, общее счастье ставить выше личного, учит состраданию и надежде на лучшее.
Персонажи и их характеристика
Мне нравится1Не нравится
Семеро крестьянских мужиков – Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом и Пров – являются главными героями поэмы Некрасова. Они объединены великой целью – найти человека, который живет счастливо на Руси. Эта группа мужиков символизирует русский народ в целом, и в рамках поэмы они представляют единое целое.
Герои поэмы обладают простой и неприхотливой натурой. Они являются работящими и трудолюбивыми людьми, которые отражают дух коренных “русских жителей”.
Краткие характеристики всех персонажей поэмы представлены в таблице ниже:
Персонаж | Характеристика |
---|---|
Роман | Считает, что лучше всех живут помещики. |
Демьян | Умный и образованный человек, считает, что хорошо живется чиновникам. |
Лука | Коренастый и бородатый мужик, говорливый и глуповатый. Считал, что попы живут счастливо, но понял, что это не так. |
Братья Губины | Любят пить и считают, что самая беззаботная жизнь у купцов. |
Пахом Онисимыч | Старик, который раньше торговал медом. Считает, что вельможи – бояре и министры – живут припеваючи. |
Пров | Угрюмый мужик, считает, что только царю живется вольно и хорошо. |
Поп | Изначально считался человеком, кому на Руси прекрасно живется, но мужики поняли, что это не так. |
Вавило | Пьяница, который потратил все деньги на ярмарке. Благодаря Павлуше Веретенникову получил помощь и вернулся домой. |
Павлуша | Помог Вавиле и получил прозвище “барин”. |
Яким Нагой | Работящий, но любящий выпить. Проиграл суд с барином и попал в тюрьму, после чего вернулся в родную деревню. |
Бывший дьяк | Худощавый мужчина, верит, что настоящее счастье – в чистоте души. |
Старуха | Рыжая старушка, считает себя счастливой из-за репы на своем огороде. |
Солдат | Старый вояка, счастлив тем, что остался жив после участия в двадцати боях. |
Каменотес | Радует себя тем, что зарабатывает 5 рублей в день благодаря своей силе. |
Дворовый | Счастье слуги – получать от хозяев вино и еду. |
Гриша Добронравов | Худощавый и бледный, семинарист, посвященная ему целая глава. Поклялся вести честную жизнь и сделать Родину счастливой. |