Насколько широко распространился этот миф
Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».
Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.
Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:
Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна
Как минимум она не универсальна и не применима к абсолютно любому материалу, и тому есть реальные доказательства.
В статье «Что делать с ухудшающимися оценками по математике в Канаде» (What to Do about Canada’s Declining Math Scores) доцент Университета Виннипега Анна Стокк вывела важную закономерность. Она отметила, что в период с 2003 по 2012 год практически во всех провинциях Канады отмечено резкое снижение баллов учащихся в тестах по математике, которые школьники сдают после восьмого класса. Этот общенациональный спад совпал по времени с переходом школ на учебные программы, основанные на идее «опытного пути».
Согласно этой концепции, ученики должны сами находить ответы, а не получать алгоритмы решений и формулы от преподавателя. Для подобного подхода характерны:
- открытые вопросы с несколькими правильными ответами (например: «Решение задачи — 37, как может звучать её условие?»);
- рисование схемы решения задач;
- применение принципа «сверху вниз», при котором ученики работают над сложными задачами, даже если у них нет базовых знаний и навыков;
- минимальное количество письменной работы.
Стокк пришла к выводу, что в случае с математикой дети намного лучше усваивают материал, если сначала им расскажут правила, дадут формулы и объяснят важные принципы, и уже потом начнётся закрепление на практике.
Помяните добрым словом
Таким образом, Трамп хочет занять нишу где-то между практическим образованием для взрослых людей и курсами для целеустремленных «белых воротничков». Содержание учебных курсов Трампа отличается как от аккредитованных программ с присуждением степени, так и от курсов профессионального образования, предлагаемых крупнейшими провайдерами дистанционного образования. Цены в Trump U будут намного ниже, а задания и получаемый во время прохождения курса опыт не похож на то, что предлагается участникам типичных курсов формата executive education.Из-за ярко выраженного фактора «сделай сам» университет Трампа сильно напоминает ожившее продолжение делового бестселлера Rich Dad, Poor Dad. «Это не для тех, кто потом хочет повесить добытую шкуру на стену с уверенностью, что она поможет ему в карьере», — говорит Секстон.Есть мнение, что Трампа будут много и часто вспоминать. Без преподавательского руководства и прямого обучения получаемый студентами опыт будет зависеть исключительно от того, насколько активными и заинтересованными окажутся их однокурсники
Важно и то, насколько готовы они будут оказать друг другу поддержку. Причем одной или двух недель явно недостаточно, для того чтобы группа превратилась в сплоченную команду
Как признается Секстон, «в данный момент мы сами находимся на стадии обучения». При необходимости, добавляет он, курсы будут модифицированы.
Как работает Дальтон-план
Давайте вкратце рассмотрим, как работает этот алгоритм, тем более что нет ничего плохого в том, чтобы реализовать его в современных условиях. Построенная на новой основе, с использованием современных технических средств, дистанционного обучения, она может получить новый облик и работать очень продуктивно.
Учебный план предлагается управлением образования (министерствами). Учитель делит эту учебную программу на девять относительно равных частей (соответствующих количеству учебных месяцев в году). Учитывает сильные стороны ученика, перерабатывает каждую девятую часть учебной программы в конкретные задания и предлагает ученику контракт на их выполнение.
После заключения этого «контракта» ученик идет в лабораторию (в современном варианте это «центр обогащения содержания»), читает литературу, указанную в задании, получает необходимые записи и пояснения, пишет, рисует, конструирует и сдает свою работу учителю, когда она закончена. Затем студент приступает к выполнению новой работы. Чем быстрее студент освоит определенную часть программы, тем быстрее он сможет отчитаться по первому контракту и, выполнив новый контракт, перейти к освоению следующей части программы. Это решает проблему индивидуального темпа обучения и закладывает хорошую основу для создания «не выпускной школы». В будущем ребенок, закончивший образование раньше своих сверстников, сможет поступить в университет.
В то же время в России развивается собственная форма организации учебной деятельности, похожая на Дальтонский план. Это называется «студийная система». Его авторы и разработчики — российские ученые. По мнению историка образования Р.Б.Вендровской, идея организации учащихся в студии была предложена П.П.Блонским в его работе «Трудовая школа», опубликованной в 1919 году. В 1919 году вышеупомянутая книга Э.Паркхерста «Образование и обучение по Дальтонскому плану» была также опубликована в США.
В учебной литературе того времени можно найти попытки противопоставить Дальтоновский план студийной системе. Это неудивительно, они похожи, но не идентичны, и все же главным объектом студийной системы был, конечно, не Дальтон-план, а «традиционное обучение» с его безраздельным господством репродуктивных методов преподавания. Многие педагоги того времени осознавали это и открыто утверждали, что средневековая, монастырская школьная система, основанная на подневольном труде ученика, не способна подготовить творца и строителя нового общества (Б.Н. Шаворонков, 1925). Это заставило их искать другие пути.
В школе ликвидированы атрибуты классно-урочной системы обучения: классы и расписание. Студенты были разделены на три группы, но изучали культурные, экономические и социальные вопросы. Студенты обучались в группах. Группы регулярно сообщали о своих результатах всей студии. Все образовательные мероприятия были подытожены выставкой. Рассмотрим основные особенности студийной системы, которые были выделены одним из ее основателей, А. Леонтьевым, в 1921 году:
- студийная система связана с применением «активно-лабораторного метода обучения», реализацией принципов самодеятельности и индивидуализации. Это замена системы классного урока и лекции с их методами пассивного и вербального обучения (А. Леонтьев, Б. Жаворонков и др.).
- в студийной системе вся программа делится на несколько циклов. Над каждым отдельным циклом вопросов работает в специальной студии определенная группа студентов. В основе их деятельности лежит «лабораторный метод обучения» — метод самостоятельных исследований. Это требовало высокого уровня организации и сплоченности сотрудников студии. Также требовалось ограничить количество студентов в студии до 30-40 человек.
- самым ценным было не общение и получение знаний, а умение добывать знания самостоятельно. Перед преподавателем была поставлена задача ознакомить студентов в основном с методологией каждой дисциплины. Основная задача руководителя студии заключается в следующем:
- определить навыки членов группы;
- помочь им научиться работать вместе;
- стимулировать их интерес к предмету;
- показывают разнообразие содержания;
- показать способы и методы индивидуального или коллективного самостоятельного исследования;
- заполнить пробелы и исправить ошибки в готовой научной работе.
Технология проектного обучения студентов в бизнес школе
В России в 1920-х — начале 1930-х годов в обучении школьников использовались метод проектов и Дальтон-план (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий). В 1930-1980-е годы метод проектов не использовался в советской общеобразовательной школе, но частично сохранился в высшей технической школе. В современной педагогической теории и практике используются термины «проектное обучение», «метод проектов», «педагогическое проектирование».
Ориентированный на действия подход к совершенствованию образования и всех областей социальной практики по своей сути связан с дизайном. Чтобы правильно оценить современное значение этого метода, необходимо иметь в виду, что в прошлом веке была абсолютизирована роль научного исследования в исследовании действительности, а дизайн (и проектирование, программирование, планирование) был вытеснен в этой функции. Характерной чертой дизайна является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно реализация того, что может только появиться на свет. Такая наука не противостоит исследованиям, а принимает их и модифицирует в соответствии с требованиями практического развития.
Если посмотреть на проблему проектирования, проектной деятельности в педагогической практике, то можно увидеть, что ориентация на проектное обучение возникает в ситуациях подлинной гуманизации, подлинной личностно-центрированной педагогики, подлинной педагогики свободы, самоопределения и так далее. Проектное содержание деятельности изменяет практику и дает возможность учителю и ученику развивать свои собственные замыслы, инициативы, личностное содержание деятельности.
Для характеристики проекта можно дать несколько определений:
- проект — это «выброшенная вперед» концепция в виде прототипа объекта;
- проект — это вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» (Дж. К. Джонс).
- проект — это идеальное (возможно, научное) описание будущего объекта или деятельности, которые на момент проектирования еще не существуют;
- проект — это идея будущего результата, соотнесенная с идеей процесса достижения этого результата (социальный проект)
- проект — это модель постановки и решения конкретных учебных проблем (задач).
Проектное обучение или проектная методика — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна привести к вполне реальному, осязаемому практическому результату.
В методе проектов проект — это средство обучения, средство овладения конкретным предметом, способ планирования осмысленной (целенаправленной) деятельности, связанной с решением учебной задачи в реальной жизненной ситуации.
Обучение на основе проектов включает следующие этапы.
Определение концепции проекта. Сбор исходных данных и анализ существующей ситуации, определение проекта (цели, задачи, результаты, основные требования, критерии, основные участники, ресурсы). Этот этап включает активную творческую работу, практику использования различных ресурсов (учебников, пособий, материалов других курсов).
Развитие проекта. Этот этап включает в себя разработку основных компонентов проекта:
- 1) Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, установление контактов;
- 2) Изучение целей, мотивации и требований участников;
- 3) Разработка концепции и проработка основного содержания проекта (конечный результат, стандарты качества, структура проекта, основные работы, необходимые ресурсы);
- 4) структурное планирование (декомпозиция проекта, план действий, методы контроля). На этом этапе формулируется план работы, основанный на характеристиках и потребностях команды.
Глобальный интерес
Организовав университет, Трамп поставил на карту достаточно много. В отличие от других проектов, финансирование этого ведется исключительно за его собственный счет. По словам Секстона, уже в этом году они ожидают получить прибыть. Планов по выпуску акций университета пока нет. У Трампа тем не менее имеется множество вариантов развития бизнеса. Во-первых, в течение нескольких месяцев будут запущены еще три курса: «Ведение переговоров», «Лидерство» и «Деловое общение». Также планируется создание ряда других курсов. «Мы не будем строить аккредитованную программу. На основе имеющегося материала мы станем предлагать услуги в области коучинга, наставничества и консалтинга», — говорит Секстон. Он также добавил, что больше 35% заказов на состоящий из шести частей (аудио и DVD) курс The Wealth Builder’s Blueprint поступают из других стран. Это неожиданный результат, который дает основания для дальнейшего расширения. Кто знает? Может, вскоре в Trump University откроется факультет иностранных языков.
Понятие педагогической технологии обучения
Долгое время термин «технология» оставался вне понятийного аппарата педагогики и принадлежал к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит целям педагогики: Описывать, объяснять, прогнозировать и формировать педагогические процессы.
В педагогической литературе существует множество терминов, описывающих те или иные педагогические технологии: Технологии обучения, воспитания, преподавания, педагогические и традиционные технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторские технологии и др.
Изначально многие учителя не различали термины «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология образования». Сегодня под педагогической технологией понимается взаимосвязанная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач в области обучения и воспитания. Поэтому термин «педагогическая технология» шире, чем «технология обучения» или «технология образования».
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогической деятельности, гарантирующее успех.
Интересно также отметить определение педагогической технологии, официально принятое Ассоциацией педагогического общения и технологии в CUJA в 1979 году: «Педагогическая технология — это сложный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем, планированию, обеспечению, оценке и управлению решениями проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний».
При всем многообразии образовательных технологий есть два пути их появления. В некоторых случаях технологии возникают из теории (V.G1. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Ж.Б. Занков, П.Я. Кузнецов, В.В. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии возникают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.
Что подразумевается под технологией обучения? Когда. это. Идея. из. Технологизация. из. Обучение. возникло?
Эта. идея. не. нова. Уже Я.А. Коменский ратовал за это. Он призывал к «механическому» (т.е. «технологическому») образованию, искал порядок, который неизбежно приведет к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Дидактическая машина требует: 1) фиксированных целей, 2) точно приспособленных средств для достижения целей, 3) фиксированных правил использования средств, чтобы нельзя было избежать достижения цели.
Со времен Коменского было много педагогических попыток сделать обучение похожим на точно настроенную машину. Впоследствии многие идеи о технологизации обучения были существенно дополнены и развиты. В частности, идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений техники в различные области теоретической и практической деятельности. Самыми известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются П.Й. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, Г1.М. Эрдыев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. Зарубежная теория и практика реализации технологических подходов к обучению отражены в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коска- релли и др.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Педагогический менеджмент в вузе
- Музыка в детском саду
- Виды обучения в педагогике
- Связь педагогики с другими науками
- Контроль в педагогике
- Система воспитания в школе «саммерхилл» А.Нилла
- Особенности использования ролевых/обучающих игр на уроках немецкого языка
- Управление образовательными системами на разных этапах их развития
- Вариативность оказания логопедической помощи детям с овз
- Типы педагогов
Античность и Средневековье
Изменение социальных условий, задач и содержания обучения; повлекли за собой и изменение форм обучения. Так, уже в античное время и особенно в период средневековья появляется индивидуально-групповое обучение. Оно представляло собой низшую форму группового обучения. Состав учебных групп был непостоянным, дети были разные по возрасту и имели разный уровень интеллектуального развития. Это было не столько объяснительное, сколько индивидуальное, основанное на механическом запоминании обучение. Не были разработаны организационные принципы такого обучения. Поэтому учителю приходилось поочередно объяснять новое содержание, давать индивидуальные задания, опрашивать. Естественно, что основное время отводилось на индивидуальную работу, после которой следовал строгий педагогический опрос каждого ученика.
Подобная организация обучения не была регламентирована во времени. Дети могли посещать школу в любое время года и светового дня. Школа не обеспечивала массового обучения детей и давала ученикам лишь элементарные навыки чтения, письма, счета. В школьной практике еще отсутствовали эффективные формы и принципы группового обучения.
Дальнейшие изменения социальных условий и отношений и вызванных ими потребностей в конце XVI— начале XVIII вв. способствовали развитию школьной системы и появлению жизненно необходимых новых, массовых форм обучения детей.
Мудрые мысли
Такой подход, называемый создателями университета Трампа self-directed learning, ушел от традиционного образования намного дальше, чем ставшие уже привычными программы дистанционного обучения. Тем не менее у него определенно имеются свои преимущества.Руководитель учебных программ университета – Роджер Шанк (Roger Schank), основавший также Институт образования при Northwestern University. В его ответственности – разработка содержания учебных программ и плана обучения. По его словам, студентам не нужно будет бродить «вслепую». Университетский сайт содержит определенное количество учебного материала, а также Экспертный центр, где размещены видеоролики с выступлениями самого Трампа и профессоров, предлагающих вниманию студентов мудрые мысли. Через месяц будет введен дополнительный курс с участием профессора одной бизнес-школы, общение с которым будет проходить на форумах сайта. Организаторы планируют, что через некоторое время, когда система наладится, профессора будут давать студентам обратную связь в конце каждого учебного курса. Сам Трамп не будет читать никаких студенческих работ, но периодически станет отвечать на вопросы студентов в специальном форуме Ask Mr. Trump.
С чего всё началось
Проследить историю возникновения этой теории довольно сложно, однако можно точно сказать, что она началась задолго до активной деятельности американского педагога Эдгара Дейла, с которой сейчас ассоциируется.
Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.
В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.
«Пирамида обучения» Национальной учебной лаборатории
По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.
Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.
«Конус опыта» Эдгара Дейла из «Аудиовизуальных методов обучения», переиздание 1969 года
По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.
Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором , что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.
XX век и система индивидуализированного обучения
Начало XX в. обозначено поиском новых форм, развивающих активность школьников в их самостоятельной учебной работе. В 1905 г. в США появляется система индивидуализированного обучения, примененная в школьной практике г. Далтон (штат Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст. Система получила впоследствии название далтон-плана. Были и другие названия — лабораторная система, система мастерских, так как занятия с учащимися проводились индивидуально в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Ставилась цель создать каждому ученику возможности индивидуальной учебной работы, исходя из его способностей, умственных возможностей, темпа работы. Коллективная работа проводилась один час в день — остальное время отводилось на индивидуальную, т.е. уроки заменялись индивидуальной работой по разработанным учителем заданиям. Деятельность учителя по объяснению нового материала отменялась. Учитель выполнял общие организационные функции, оказывал учащимся при необходимости помощь. Общего плана занятий не было. Программы разбивались на годовые и ряд заданий по месяцам, устанавливались сроки их выполнения учащимися. Успехи учащихся отмечались в индивидуальных карточках и общей таблице класса. Рабочие места учащихся укомплектовывались всеми необходимыми учебными пособиями, руководствами, методическими указаниями по изучению и выполнению учебных заданий. Такая форма организации обучения не обеспечивала учащимся без помощи учителя прочного усвоения учебного материала. Снижался уровень подготовки, появлялась нервозность и спешка в работе, ответственность за результаты работы снижалась. Снижение роли учителя в учебном процессе повлекло за собой снижение уровня подготовки учащихся. Получив широкое распространение в ряде государств, в конечном итоге далтон-план не прижился ни в одной стране мира.
Разновидность далтон-плана под названием брнгадно-лабораторного метода была применена в СССР в 20-е годы. Особенность заключалась в сочетании коллективной работы всего класса с бригадной (частью класса в 5-6 человек) и индивидуальной работой. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания и т.д., определялись задания бригадам, намечались сроки выполнения, обязательный минимум работы, которая, как правило, выполнялось группой активистов; и за нее перед учителем отчитывался только бригадир. Эта форма организации работы фактически разрушала урок и в итоге привела к снижению роли учителя в объяснении нового материала и, естественно, к снижению ответственности учащихся и успеваемости, роли индивидуальной учебной работы, несформированности ряда важнейших общенаучных умений. Эта форма работы, как не оправдавшая себя, в 1932 г. сузила свое существование в СССР.
Проектная методика
В США в первой четверти XX в. возникает проектная система обучения, второе название которой «метод проектов». Предполагалось, что она обеспечит большую самостоятельность учащихся в учебном процессе. Учебная работа заменялась организацией практической деятельности учащихся. Учащимся предлагалась разработка проектов промышленного или бытового назначения, вокруг которых и строилась их учебно-познавательная деятельность. Авторы «метода проектов» исходили из того, что работая над схемами, чертежами, производя соответствующие расчеты, учащиеся освоят большие объемы знаний из разных наук школьного цикла. Естественно, осуществлялась их интеграция и систематизация. Как самостоятельная форма учебной работы такая система, конечно, не могла обеспечить системного, поступательного накопления знаний; их содержательности, глубины и научности; развивающей и воспитывающей функций.
Из истории возникновения Дальтон-плана
E. Пархерст начала свою экспериментальную работу в этом направлении в качестве сельской учительницы. Сначала она работала с 40 детьми, разделенными на 8 групп. Она должна была организовать работу семи групп и одновременно работать с восьмой группой. Когда Э. Паркхерст задумалась над этим, она пришла к простому выводу, что лучшим решением будет дать каждому ребенку задание, пока она свободна от обучения остальных. Для этого ей пришлось привлечь в помощники старших детей.
Она использовала не только классную комнату, но и другие помещения («Я устроила класс в кладовке, где каждый угол был предназначен для какого-то предмета») для обучения детей, исследовательской работы. Это натолкнуло их на идею создания предметных лабораторий. Первоначально Эгос говорил, что это «уголки», где проходило 7/8 всех занятий. Позже эта идея, преобразованная в идею предметных лабораторий, стала главной особенностью Дальтон-Нлана.
Позже, став преподавателем семинарии, Э. Паркхерст увлекся идеей «образовательной лаборатории» и успешно экспериментировал с ее созданием. С самого начала план лаборатории предполагал полную реорганизацию школьной жизни. Согласно идее автора, вместо сложного и громоздкого школьного механизма должна быть создана гораздо более простая школьная организация, в которой, с одной стороны, ученикам будет предоставлена большая свобода в более приспособленных условиях, а с другой стороны, каждый учитель (преподаватель) станет специалистом в той или иной области. Э. Паркхерст своим способом хотела решить проблему учета индивидуального темпа в обучении.
В 1913 году в школе, где Э. Паркхерст проводит свой эксперимент, расписание частично отменяется, а в 1915 году, как обычно, расписание отсутствует совсем. Экспериментируя в «Педагогической лаборатории», Э. Паркхерст знакомится с педагогическими взглядами Марии Монтессори и становится ее последователем. Она положила идеи Монтессори в основу своей собственной образовательной модели — Дальтонского плана.
Название «План Далтона» появилось не сразу. В 1919 году Э. Паркхерст проводила эксперименты в школе для мальчиков-инвалидов, а в 1920 году она провела подробную экспериментальную работу в средней школе в Далтоне, штат Массачусетс. В результате идея Э. Паркхерста официально получает название «План Далтона». Идеи Дальтонского плана нашли свое воплощение в Англии и других странах Старого Света. Кроме того, в Европе она находит гораздо больше сторонников и соратников, чем здесь. Ряд лондонских и провинциальных школ воплотили идею новой организации педагогической деятельности на практике. В Лондоне даже создается педагогическая ассоциация, целью которой является распространение идеи Дальтон-плана и разработка связанных с ним вопросов.
этих школ, всегда учитывалось, что организационная сторона учебного процесса в этом случае значительно усложнялась. Напротив, вместо сложной системы жестко градуированных или не градуированных классов, Дальтон-план представляет простую модель организации школьной жизни, которая блестяще решает вопрос индивидуального темпа обучения.
Принципы самоопределения и личной ответственности за образовательный успех ученика являются следствием и результатом принципа свободы. Необходимость воспитания в учениках способности работать самостоятельно и брать на себя личную ответственность за выполненное задание приводит к внедрению в школьную практику принципа свободы ученика. Э. Паркхерст подчеркивает, что ребенок интуитивно пытается найти лучший способ (метод) выполнения работы. Составив план, он старается следовать ему. Если оказывается, что выбранная ребенком схема не позволяет ему достичь цели, он бросает ее и пробует что-то другое.