Сочинение по литературе. «гроза» а. н. островского

Анализ пьесы «гроза» (а.н. островский) | литрекон

Краткое содержание

Действие разворачивается в провинциальном городке Калинове. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви. Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу.

Ниже приведено краткое содержание по действиям.

Действие 1

Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.

Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны.

На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения. После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой.

Действие 2

Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия.

Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом.

Действие 3

Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто».

Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки.

Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни.

Действие 4

В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет.

Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует.

Действие 5

Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом.

Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту (Сибирь).

Примечание 3

После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене.

Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас».

Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги.

Жанр, композиция

Жанр пьесы — социально-бытовая драма.

Литературное направление — реализм.

Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях.

Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений. Сюжет строится на классическом любовном треугольнике (Тихон— Катерина—Борис).

Анализ композиции произведения:

  1. Экспозиция. Начинается пьеса с описания волжского городка Калинова и царящих в нем нравов. К экспозиции можно отнести 1—4 явления первого действия.
  2. Завязка. В завязке отчетливо обозначается конфликт, который имеется между членами семейства Кабановых. Деспотичная мещанка по прозвищу «Кабаниха» изводит своими постоянными упреками сына и невестку. Катерина испытывает жалость к своему безвольному мужу и тоскует о своей бессмысленно проходящей жизни. Варвара не уважает мать, обманывает ее и тайком бегает на свидания. К завязке относятся 5—9 явления первого действия
  3. Развитие действия. Сюжет развивается во 2—3 действии через историю любви между Катериной и Борисом.
  4. Кульминация. Самый острый момент в пьесе наступает в момент признания Катерины в измене мужу (конец 4-го дейстия). Она это делает прилюдно, в присутствии Кабанихи и спрятавшихся от дождя в галерее людей. Драматичность момента художественно оформляется через ожидание неминуемой грозы.
  5. Развязка. В 5-м действии наступает развязка. Катерина бросается с обрыва в Волгу. Дети Кабановой восстают против нее. Тихон в виде робкого бунта, Варвара — бегством из дома.

——————————————

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией. Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний – человек и весь окружающий мир – либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе. У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний – очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина – искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу – это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает. Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак. И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу – страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь. Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

Почему Александр Островский выбрал название «Гроза» для своей пьесы?

Название драмы «Гроза» Александра Островского вызывает интерес у всех, кто ее читал или смотрел на сцене. Почему автор выбрал именно такое название? Ведь сюжет пьесы не связан с непогодой и естественными явлениями.

Одной из причин могло стать то, что гроза – это сильный, мощный и в то же время опасный феномен природы. Именно таково и главное событие в пьесе Островского – гроза, которая стала кульминационным моментом для героев. Поэтому название пьесы можно расценивать как символический образ, отражающий драматизм произведения и его ключевую идею.

Кроме того, гроза – это временной отрезок между прошлым и будущим, переходный момент. Именно такую функцию в пьесе выполняют прошлое главной героини Катерины и ее будущее, связанное с Акимом. Они оба живут в настоящем, но их прошлое и будущее, подобно силе природы, бурлят и грозятся разрушить статус-кво и жить по-новому.

Таким образом, название «Гроза» оказалось весьма уместным и символичным, и, вероятно, Островский выбрал его не просто так.

Темы

Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:

  1. Быт и нравы Калинова – На первый взгляд жители Калинова кажутся благообразными провинциальными людьми, живущими согласно древнему патриархальному укладу. Однако на самом деле вся их мораль оказывается одним сплошным лицемерием. Городок насквозь прогнил и погряз в жадности, пьянстве, блуде и взаимной ненависти. Кредо, по которому живут калининцы – поддержание любой ценой лишь внешнего благополучия, под которым прячется реальное положение дел.
  2. Любовь – По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.
  3. Семья – Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.
  4. Совесть. Главная героиня стала жертвой укора совести, которая не позволила ей простить себя за связь с Борисом. На самоубийство Катерину толкнули не столько страдания в доме Кабановых, сколько осознание справедливости упреков и побоев. Она «ходила как тень», потому что бичевала себя гораздо сильнее, чем Кабаниха или Тихон. Отступничество Бориса еще сильнее убедило героиню в том, что ее порыв к любви был греховным и останется бременем на ее совести, пока она не покинет дом мужа навсегда. Кроме того, жизнь без любви с Тихоном тоже воспринималась женщиной как продолжение блуда.
  5. Счастье. Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги.
  6. Свобода. Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя.
  7. Вера. Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить.
  8. Прогресс. Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.

Почему гроза относится к жанру драмы

Гроза – это зрелищное явление природы, которое сопровождается мощными звуками, яркой молнией и внушительными облаками. Из-за своей величественности и силы, гроза считается драматичным событием.

Драма является жанром литературы и искусства, который нацелен на создание зрелищного эффекта и вызывает сильные эмоции и переживания у зрителей. Гроза отвечает всем требованиям этого жанра: она действительно создает зрелищный эффект, вызывает яркие эмоции и переживания у наблюдателей.

Кроме того, гроза является неожиданным событием, которое может произойти в любое время и не зависит от воли человека. Именно этот фактор добавляет грозе драматизма и усиливает ее эффект на зрителей.

Наконец, гроза – это событие, которое влияет на человека напрямую: молния и гром способны вызвать страх и тревогу. В таких случаях человек испытывает сильные эмоции, которые свойственны драматическому жанру.

В целом, гроза – это яркий пример события, которое сочетает в себе драматизм, неожиданность и воздействие на эмоции зрителей, что делает ее отличным примером жанра драмы.

Отсутствие элементов трагедии в грозе и их наличие в других явлениях природы.

Трагедия — это драматическая форма, которая определяется не только событием, но и его элементами: героем, конфликтом, действием, кульминацией, катастрофой и распадом всего, что было построено ранее.

В случае с грозой, мы не можем найти все эти элементы. Хотя гроза может вызвать страх и тревогу, она не имеет героя, она не имеет противостоящих сторон, т. е

конфликта, который может захватить внимание зрителей и принести великолепие в душевный мир

Гроза — это естественное явление и не имеет главного действия. Конечно, мы можем увидеть, как громыхает гром, как сверкают молнии, но это не вызывает глубокие эмоции и отсутствует кульминационный момент.

Однако другие природные явления могут быть трагичными и содержать все элементы трагедии. Например, цунами или землетрясение может вызвать катастрофическое разрушение и смерть, что является элементами трагедии.

В целом, наличие трагических элементов в явлениях природы зависит от того, как мы их воспринимаем и какую эмоциональную отдачу они имеют. Гроза может быть драматическим событием, но не трагическим, так как она не вызывает достаточно глубоких и противоречивых эмоций, чтобы описать ее как трагедию.

Действующие лица

  • Катерина Кабанова — молодая, красивая и романтически настроенная женщина, «Луч света в тёмном царстве» (по выражению публициста Н. А. Добролюбова), жена Тихона Кабанова.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — свекровь Катерины, богатая купчиха, вдова. Властная деспотичная купчиха.
  • Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны. Полностью оправдывает своё имя — очень тихий человек.
  • Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона.
  • Савёл Прокофьич Дикой — богатый купец, непредсказуемый, своенравный человек.
  • Борис — племянник Савёла Прокофьича, приятный и образованный молодой человек.
  • Кулигин — молодой механик-самоучка из мещан. Пытается создать вечный двигатель (перпетуум-мобиле). Подразумевается реальный персонаж — Иван Кулибин, механик-самоучка, создавший проекты мостов и коляску-самокатку.
  • Ваня Кудряш — молодой человек, конторщик Савёла Прокофьича.
  • Шапкин — мещанин.
  • Феклуша — странница, богомолка.
  • Глаша — прислуга в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями — пожилая безумная женщина.

Почему гроза — драма, а не трагедия?

Гроза — это явление природы, которое может вызывать у людей сильное эмоциональное восторг или страх. В этом смысле гроза — это драматическое событие, которое вызывает напряженность и острое чувство испытанного.

Однако, гроза не является трагедией в научном смысле этого слова. Трагедия — это событие, которое приводит к тяжелым последствиям для жизни людей. В случае грозы, хотя она может привести к повреждению имущества или неудобствам в повседневной жизни, риск для жизни людей обычно минимален.

Кроме того, гроза часто рассматривается как символический образ в литературе и искусстве. Она может быть использована для передачи различных эмоций, от гнева и разрушения до очищения и возобновления. В этом смысле гроза — это драматический элемент, который может усилить эмоциональную составляющую работы.

  • Таким образом, можно сделать вывод, что гроза — это явление, которое может быть драматическим в своей сущности, но не трагическим в научном смысле.
  • Кроме того, в литературе и искусстве гроза может быть использована для передачи различных эмоций и символизировать различные аспекты жизни.
  • Независимо от того, как мы видим грозу, она остается одним из наиболее впечатляющих и драматических явлений природы, которые мы можем испытать.

Различие между драмой и трагедией

Драма и трагедия — это два основных жанра драматургии, которые могут вызвать сильные эмоциональные реакции у зрителей и читателей. Несмотря на то, что эти понятия периодически используются как синонимы, между ними существуют существенные различия.

Одна из главных разниц между драмой и трагедией заключается в результате действий героев

В драме характеры могут справиться с проблемами, которые перед ними возникают, или же пожертвовать что-то важное для достижения своих стремлений. В конце драмы может быть как положительный, так и отрицательный результат, в зависимости от того, как герои выберут действовать

Трагедия, с другой стороны, обычно заканчивается неудачей или гибелью главного героя. В отличие от драмы, трагедия нередко имеет множество комплексных и связанных причин, которые приводят к трагическому исходу.

Трагедия обычно имеет более серьезный тон, чем драма, и лучше всего подходит, когда речь идет о масштабных действиях и событиях. Драма может быть более интимной и фокусироваться на более личных проблемах.

Наконец, трагедия заключается в невосполнимой потере. В драме же герои стремятся к тому, чтобы не потерять свое счастье и смысл жизни.

Образы героев и их краткая характеристика:

Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:

  •  Катерина  — современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
  •  Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)  — сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
  •  Тихон Иванович Кабанов  — тихий, безропотный, без собственного мнения, плывущий по течению мужчина. Не может ни за себя постоять, ни за свою жену заступиться. Радуется мимолётным мгновениям, в которые ему удаётся ускользнуть от бдительной мамаши и ненадолго расслабиться. Хотя расслабляется от также примитивно, как и живёт. Вся радость состоит в том, чтобы украдкой опрокинуть пару стаканчиков водки. Предпочитает убегать от проблем, спрятавшись в своём панцире. Не хватает ему сил взять на себя вину за смерть Катерины. В последнем действии безропотный Тихон обвиняет в случившемся свою мать.
  •  Варвара  — молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
  •  Борис Григорьевич — красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
  •  Савел Прокофьевич Дикой  — жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
  •  Ваня Кудряш  — самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой  в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.

Островский «Гроза»: Драма или Трагедия?

Одной из наиболее известных пьес русского драматурга Александра Николаевича Островского является «Гроза». Споры о жанре этой пьесы продолжаются уже десятилетиями. Для ответа на вопрос, какой же все-таки жанр «Грозы» — драма или трагедия, нужно обратиться к событиям пьесы и характеру главных героев.

Уже само название пьесы — «Гроза» — вызывает ассоциации с непогодой, с надвигающимся стихийным бедствием. Остановимся на роли природы в произведении. В пьесе Островского описывается гроза, которая становится символом громких изменений в мире главного героя. Именно природа создает настроение и напряженность, характерные для трагедии.

Главный герой пьесы — Курилко — трагическая личность. Он стремится стать крепостным помещиком, но его мечты рушатся, и он погибает. Судьба Курилко является классическим примером трагического героя, который падает из-за своей слабости и гордости.

Однако, помимо трагической судьбы Курилко, в пьесе Островского присутствуют и элементы драмы. Здесь и конфликты между персонажами, и любовные истории, и драматические повороты сюжета.

Стоит также отметить, что «Гроза» Островского написана в форме психологической драмы. Персонажи пьесы изображены не только как средства передачи сюжета, но и как носители определенных идей и ценностей. Они имеют сложные внутренние конфликты и противоречия.

Следует заметить, что в пьесе присутствует и юмор. Такие комические ситуации являются одним из отличительных признаков драмы. Юмор смягчает и облегчает скрупулезность сюжета и делает пребывание зрителей в зале более приятным.

Итак, можно сделать вывод, что «Гроза» Островского — это работа, которая сочетает в себе элементы как драмы, так и трагедии. Жанр пьесы трудно определить однозначно, так как она включает в себя различные жанровые характеристики. Но именно смешение этих жанров делает пьесу интересной и уникальной.

Главные герои

Перечень главных персонажей с кратким описанием:

  1. Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном. Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру. Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерина не вписывается в ту мещанскую среду, где ей приходится жить. Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу.
  2. Борис — возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя. Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города. Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению.
  3. Кабаниха (Марфа Игнатьевна) — сварливая и деспотичная мать, третирующая всю свою семью. Свою злобу и эгоизм она пытается скрыть за ханжеской добродетелью. Она и купец Дикой олицетворяют собой образы старого патриархального мира.
  4. Дикой (Савел Прокофьич) — жадный и невежественный купец, который тиранит семью, обсчитывает работников, не возвращает долги. Он любит проявлять свою власть, но пасует перед теми, кто влиятельнее и богаче его. Прогоняет изобретателя Кулигина, когда тот приходит к нему со своими идеями. Издевается над своим родным племянником Борисом. Кабаниха и Дикой хорошо ладят между собой.
  5. Тихон — сын Кабанихи и муж Катерины. Слабовольный, мягкий, безответственный человек. Находится в полном подчинении по отношении к матери. Свою супругу любит, но боится заступиться за нее. После измены испытывает к жене больше жалости, чем ненависти. На робкий бунт против матери осмеливается только после гибели супруги.
  6. Варвара — сестра Тихона. Единственная в семье, кто не боится матери. Сама признается, что выучилась лгать, потому что иначе в доме Кабановых не прожить. Легко относится к отношениям и к жизни в целом. Устраивает свидания Катерины и Бориса. Сама тайно встречается с Кудряшом, который работает у купца Дикого. В конце пьесы сбегает с любовником из ненавистного ей родного дома.
  7. Кулигин — талантливый механик-самоучка, который верит в силу науки и общественный прогресс. Только он и Катерина замечают красоту Волги и окружающей природы. Кулигин пытается улучшить жизнь в городе с помощью своих изобретений. Он предлагает установить в центре Калинова часы и громоотводы, но его идеи не находят поддержки.

————————————-

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих. Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих. Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь – это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник – это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой- на глазах города она добродетельна, а с домашними – властолюбивая и злобная.

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное – соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара, которая и сама научилась с азартом лгать.

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш – на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» 

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» – Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис – это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин – старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться. Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой. Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

«гроза» — это драма или трагедия?

Впоследствии чтения произведения Островского Гроза почти все люд задаются вопросом, к какому жанру нужно отнести его. Кое-какие считают, собственно что это трагедия, а кое-какие – катастрофа. Для такого, дабы больше буквально ответить на данный вопрос, надо расшибить слово на 5 частей. 1-ое воздействие считается началом пьесы, в следствие этого довольно непросто квалифицировать жанр. Но все же, на мой взор, в 1 части доминирует трагедия.

В ней Светлана предвидит, собственно что в скором времени имеет возможность помереть, собственно что имеет возможность быть свойственно и для катастрофы. Еще в первом действии есть некоторое количество смешных факторов. 2-ая доля – это уже стопроцентная трагедия. В ней описана сцена томного прощания Катерины с Тихоном. Тут уже завязывается сам инцидент. Третье воздействие – трагедия. В ней открывается 1-ая кульминация пьесы – когда Светлана сталкивается с Борисом. Воздействие 4 уже больше трагично, например как тут наличествует возражение стремления Катерины с реальностью. Она вроде бы желает увидаться с Борисом, но в то же время и опасается сего устроить. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

5-ое воздействие — еще катастрофа. В нем Светлана по причине такого, собственно что не сумела обрести счастья кончает жизнь самоубийством. О еще невозможно заявить, собственно что было бы чем какого-либо другого: дабы Катя осталась в добром здравии или же погибла. Я считаю, собственно что «Гроза» А. Н. Островского – это драматическое произведение, например как составляющих драмы в нем более, чем составляющих катастрофы.

Полезный материал по теме:

  1. «Гроза» — драма или трагедия?
  2. «Душевная драма Катерины» в пьесе «Гроза»
  3. «Трагедия совести» в пьесе «Гроза»
  4. Сильная или слабая женщина Катерина в драме «Гроза»?
  5. Катерина – «луч света в темном царстве» или «одинокая свеча, погасшая на ветру»? Самоубийство Катерины – это проявление слабости или силы ее характера?

Смысл названия

Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт произошедшее в тихом провинциальном городе – после долгого нагнетающего напряжения происходит неизбежный слом, взрыв, который навсегда меняет судьбу многих персонажей. Смысл заглавия передает идею самого произведения: застойному и душному городу нужна была свежесть и встряска грозы. Они явились в образе Катерины.

Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.

Краткое описание действующих лиц

Если изучать пьесу «Гроза» по действиям, даже из краткого содержания становится понятно, что произведение написано в духе реализма. Его персонажи – жители российского городка Калинова. Несмотря на то, что это вымышленное место, в его описании воплощена самая суть российского захолустья

Поэтому первое, на что следует обратить внимание читателю, — это реакция персонажей на положение вещей в городе. Не все им довольны, и на такое явление, как подчинение личности установленным правилам, каждый из них реагирует по-своему. Катерина — главный персонаж пьесы «Гроза»

Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве». Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова. Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина

Катерина — главный персонаж пьесы «Гроза». Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве». Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова. Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина.

Тихон Кабанов — воспитанный властной матерью и не смеющий ей перечить молодой человек, муж Катерины.

Кабанова Марфа Игнатьевна, называемая Кабанихой – домашний тиран, утверждающий свою власть не только над сыном, но и над невесткой. Очень любит старые времена, категорически не приемлет перемен.

Варвара – сестра Тихона. Не замужем. Единственная, кто не боится матери-деспота и смеет ей перечить. Умна и изворотлива.

Борис Григорьевич – симпатичный человек молодого возраста. Он хорошо образован и обаятелен. Приехав в Калинов к дяде, страстно влюбляется в Катерину. Он также чтит устои и терзается муками совести, поскольку полюбил чужую жену.

Дикой Савел Прокофьевич — богатый дядюшка Бориса. Скупой купец, грубый, невоспитанный, а в придачу еще и не слишком умный.

Кудряш – смазливый юноша. В нем не чает души Варвара, сам же он воспринимает девушку прохладно. Самовлюбленный мещанин, у которого нет ни идеалов, ни чувства прекрасного.

Кулигин – одержимый идеей технического прогресса житель города. Страдает от того, что мещане Калинина неотёсаны и самодовольны.

Барыня – полусумасшедшая старушка, играющая роль пророчицы. Впрочем, никто из жителей не придает значения ее словам.

Глаша – прислуживает в доме Кабановых.

Феклуша – странница, являющаяся апологетом местных устоев. Постоянно повторяет, дескать «в обетованной земле живем».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: