Введение
Сегодня мы поговорим о духовных исканиях князя Андрея в романе «Война и мир». Среди героев Толстого отчетливо различаются «подвижные» и «неподвижные», ищущие или неищущие. Причем нельзя сказать, что все «неподвижные» герои чужды автору. И Кутузов, и Платон Каратаев, и Наташа Ростова живут либо просто органической жизнью, либо уже в силу своего жизненного опыта пришли к каким-то целям. Чужды автору герои «мертвые», которые «выработали» отношение к жизни и следуют ему. Таковы Сперанский, Билибин, князь Василий Курагин, если выходить за пределы «Войны и мира», таков Каренин, таков Иван Ильич из «Смерти Ивана Ильича» (рис. 1).
Рис.1. Иллюстрация Б.М. Басова к произведению «Смерть Ивана Ильича» (Источник)
Вы помните фразу из письма Толстого к его двоюродной тетке Александре Толстой:
«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Всю свою жизнь Толстой искал и говорил об «энергии заблуждения», которая необходима для творчества.
«Все как будто готово для того, чтобы писать – исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать»
Из письма Толстого к Н.Н Страхову
Без этой энергии творить невозможно, и для Толстого это важно: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует
Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поиске».
Важно, что, по словам автора, в этих поисках окончательной истины нет и быть не может. Все, что сейчас кажется истиной, позже окажется очередным заблуждением
И поиск идет благодаря сопряжению своего личного пространства со всем миром. Нужно найти такую форму сопряжения, чтобы это было гармонией, а не противостоянием. Постоянно в поиске находятся любимые герои Льва Толстого – князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Перерождение графа Безухова на поле
Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.
Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.
Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.
Ответы на вопрос
Отвечает Теплова Ксения.
Лев Толстой считал войну противоестественным состоянием для человека.Любая война сеет смерть и разрушения,а люди убивают друг друга,что является грехом.Ужасы войны и настоящее лицо смерти больше шокируют чистых людей,правильных,не военных,которые привыкают к этому.Пьер Безухов-искренний,душевно чистый человек,который имеет свои нравственные идеалы,человек чести и понятий долга,он приходит в ужас от увиденного.Его сознание не справляется с болью и горем на поле битвы,его чувства искренни и душа кричит,именно поэтому Толстой показал Бородино глазами Пьера,выражая через персонаж своё отношение к войне
Война и мир разговор князя андрея с пьером ** пароме. срочно!
Возвращаясь из южного путешествия, Пьер навещает своего друга Болконского в его имении Богучарово. Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить . Все его заботы замыкаются на сыне. Пьер замечает «потухший, мёртвый взгляд» своего друга, его отрешённость. Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют с скептическим настроением Болконского; князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отменить крепостное право нужно не для крестьян — они привыкли к нему, — а для помещиков, которых развращает неограниченная власть над другими людьми. В Богучарово между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения,он устремлен мыслью к вечному: «На земле…нет правды; но в мире…есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира». Вот как теперь представляет он себе цель жизни:! «Надо жить, надо любить, надо верить». Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Для Болконского со встречи с Пьером началась (внутренне) новая жизнь
-
Прежде чем судить меня убедитесь что вы совершенны чья цитата
-
Большая телега макс фрай цитаты
-
Цитаты из фильма 33 зуба
-
Больше пота меньше крови цитата
- Работа высокооплачиваемое хобби цитата
Восприятие Пьера Безухова
Во многом через восприятие Пьера Безухова, штатского человека, показывает Бородинское сражение «Война и мир». Он плохо разбирается в тактике и стратегии, однако душой и сердцем патриота ощущает происходящие события. Не только любопытство его гонит на Бородино. хочет находиться среди народа, когда должна решиться судьба России. Безухов — не просто созерцатель происходящего. Пьер пытается быть полезным. Он не стоит на месте, попадает не туда, куда хотел, но куда было «уготовано судьбой»: спустившись под гору, генерал, за которым ехал Безухов, круто повернул влево, и герой, потеряв его из вида, вклинился в ряды пехотных солдат. Пьер не знал, что здесь было поле сражения. Не слышал герой звуков пуль, пролетающих мимо, снарядов, не видел бывшего на другой стороне реки неприятеля, долго не замечал раненых и убитых, хотя совсем недалеко от него многие падали.
Кульминация романа «Война и мир»
В книге «Война и мир» Бородинское сражение показано глазами штатского человека Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле, но сердце и душа патриота воспринимают происходящие события. В первую очередь автор хотел показать психологическую составляющую и попытался раскрыть такие вопросы в сценах сражения:
- Роль полководцев.
- Общее настроение.
- Смысл происходящего на войне.
- Герои в минуту опасности.
- Взгляд Пьера Безухова.
Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.
Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:
Основные события сражения
Основные события происходили посередине поля, когда «сшиблись пехотинцы» после канонады. То конные, то пешие несколько часов подряд сражались, сталкиваясь, стреляя, не зная, что делать. Противоречивые сведения доносили адъютанты, поскольку ситуация постоянно менялась. Наполеон Бонапарт отдавал распоряжения, однако многие из них не исполнялись. Из-за хаоса и неразберихи часто все делалось наоборот. Император был в отчаянии. Он ощущал, что «страшный взмах руки» бессильно падал, хотя генералы и войска были те же, та же диспозиция, а сам он был даже намного искуснее и опытнее теперь…
Не учел Наполеон патриотизма русских, которые плотными рядами стояли позади кургана и Семеновского, и орудия их дымили и гудели. Император не решился дать разгромить свою гвардию за 3000 верст от Франции, поэтому так и не ввел ее в сражение. Напротив, Кутузов не суетился, предоставляя возможность проявлять инициативу своим людям, где это нужно. Он понимал, что распоряжения его бессмысленны: все будет так, как должно быть. Кутузов не мешает мелочной опекой людям, а верит в то, что у русской армии высокий дух.
Краткий анализ схватки
Русские знают этот исторический эпизод как Бородинское сражение, а французы — как битву у Москвы-реки. Это было самое крупное военное столкновение двух разных стран в 1812 году. Войсками Российской империи командовал генерал Михаил Кутузов, а французской армией — император Наполеон I Бонапарт.
Несмотря на то что Бородинская битва длилась всего один день, она считается самой кровопролитной схваткой того времени. С каждой стороны погибли тысячи людей и были разрушены десятки орудий. Это было огромной потерей как для Российской империи, так и для Франции.
Конец сражения каждый из противников видит по-своему. Для русских она завершилась победой Кутузова. А для французов — победой Наполеона, так как после 12 часов безостановочной схватки армия противника отступила. Но все было не так просто. Основной стратегией главнокомандующего российской армии было отступление. Кутузов надеялся, что противник начнет активно продвигаться вглубь России, при этом тратя свою мощь.
Утро 26 августа 1812 года
Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.
Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.
Бородинская битва глазами Андрея Болконского
Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.
Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.
Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.
Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.
Крещение огнем
Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.
Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.
Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.
Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.
Смерть Андрея Болконского
Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.
Князь видит, как солдаты готовятся умереть, осознавая своё положение. Мужики, попавшие в ополчение, надевают чистые белые рубашки. Для него сражение стало последним этапом духовных поисков. Умирая на руках своей возлюбленной Наташи Ростовой, он думает о тёплой земле и траве. Глава, в которой был ранен Андрей Болконский, не может оставить читателей равнодушными, ведь его смерть была абсолютно бессмысленной.
Он не побежал вперёд, неся знамя, как при Аустерлице, и не был на батарее, как под Шенграбеном, а только ходил по полю, считая собственные шаги, и слушал шум снарядов, где его и настиг один из них. Находившийся в тот момент рядом адъютант упал на землю, крикнув Болконскому: «Ложись!», но он стоял и думал, что не так хотел умереть, и вместе с тем его заботили множество глаз, смотрящих на него. Князь не мог поступить по-другому. Лечь означало попрать своё достоинство и доблесть. Андрей Болконский умер, отстаивая идеалы, которые привил ему отец.
Бородинское сражение: взгляд Пьера Безухова
Бородинское сражение, произошедшее в 1812 году, оказало огромное влияние на ход истории России. Взгляд Пьера Безухова, одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», позволяет нам лучше понять развитие этого исторического события и вовлеченность обычных людей в его трагический курс.
Для Пьера Безухова, ранее испытавшего множество страхов и сомнений, Бородинское сражение становится не только зрелищем, но и настоящим прикосновением к истории. Он ощущает каждый выстрел, слышит грохот орудий и видит близость смерти. Его чувства и эмоции в этот день колеблются от страха до азарта.
Но в этой жестокой и окровавленной битве Пьер Безухов также обретает понимание масштабов истории. Он видит, как сражаются молодые солдаты, которые отправились на войну неподготовленными и погибают под натиском врага. Он осознает, что война – это не только героизм и победы, но и неописуемые страдания и потери.
История Бородинского сражения складывается в его глазах из отдельных мгновений и впечатлений. Пьер Безухов видит грозное противостояние двух армий, предающихся смертельному сражению. Он понимает, что эти воины однажды были простыми людьми, и их история будет жить в сердцах других, таких же как он, свидетелей трагедии.
Взгляд Пьера Безухова на Бородинское сражение является одновременно личным и всеобщим. Он отражает его собственные чувства, но также передает нам зрителям глубину этих событий. Через призму его восприятия мы можем почувствовать истинную суть и масштабы этой военной трагедии.
Бородинское сражение в оценке Толстого
Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»
Массовые сцены панорамы Бородинского сражения фрагмент фильма. Приведите примеры из текста, в которых дано описание сцен сражения. Сделайте вывод. Показ 14 слайда. Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как… историк, философ Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, выберите ту, по которой вы сможете привести доказательства.
Аргументируйте свой ответ. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Повествуя о великих событиях Отечественной войны 1812 года, рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, писатель говорит, что русский народ одержал здесь нравственную победу. И потому народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.
Размышляя о войне и мире, об истории Отечества с позиции народных интересов, Толстой, закономерно приходит к единственно возможному выводу, что только в национальном единстве всего общества, единство свободных и равных людей.
Будущее и слава России. Фрагмент из фильма по сражению на 5 минут.
Основная мысль в повествовании о Бородинском сражении
Толстому важно подчеркнуть главную мысль: при Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Писатель многократно показывает, что общая беда объединила русских людей, независимо от чинов и сословий
Например, накануне сражения Кутузов поклоняется Смоленской чудотворной иконе вместе с простыми солдатами, причём присутствие Кутузова «обратило на себя внимание высших чинов», солдаты и ополченцы продолжали молиться. То есть автор показывает, что молитва для них важнее присутствия командования
Важным для понимания философии Толстого в романе «Война и мир» является разговор Пьера Безухова и Андрея Болконского накануне Бородинского сражения. Андрей объясняет, что сражение будет выиграно, потому что исход любой битвы зависит от того чувства, которое есть в каждом солдате. Мы проиграли под Аустерлицем, так как солдаты не понимали, для чего и за что сражаются. Сейчас же каждый знает, что он спасает от беды свою родину, и каждый понимает, что отступать некуда.
Пьер Безухов, не являясь военным, всё же решает отправиться на Бородинское поле, чтобы самому видеть происходящее. По пути он встречает обозы с ранеными, его удивляет, как спокойно солдаты говорят о готовности умереть. Символом всеобщего единения русского народа становятся для Пьера слова раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Это общее чувство – «скрытую теплоту патриотизма» — видит Пьер на лицах всех солдат.
Война и мир глазами Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Краткое содержание. Особенности романа. Это — центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей — Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, — народ, мужики в белых рубахах. Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЖОРЖ СЕН-ПЬЕР. Серия №3: разница между претендентом и чемпионом, тренерские премудрости
Сражение под Бородином у Л. Толстого — это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев — Андрея и Пьера. Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики.
Массовые сцены панорамы Бородинского сражения фрагмент фильма. Приведите примеры из текста, в которых дано описание сцен сражения. Сделайте вывод.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Поражения Джорджа Сент-Пьера
Как описывает Бородинское сражение Толстой на страницах романа?
Эпизоду его изображения в романе уделено довольно много места. Со скрупулезностью историка описано автором Бородинское сражение. «Война и мир» — роман, в котором в то же время изображение событий дано великим мастером слова. Читая посвященные этому эпизоду страницы, ощущаешь напряженность и драматизм происходящего, как будто все, о чем говорилось, было на памяти читателя: настолько все правдиво, зримо.
Толстой переносит нас то в лагерь русских солдат, то в ряды войск Наполеона, то в полк князя Андрея, то на на которой находился Пьер. Это нужно писателю для того, чтобы правдиво и полно изобразить события, происходившие на поле битвы. Для каждого русского патриота, сражавшегося в то время, это был рубеж между смертью и жизнью, позором и славой, бесчестием и честью.
Утро 26 августа 1812 года
Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.
Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.
Кульминация романа
Битва при Бородино считается одним из самых важных событий всего романа. Она занимает большую часть тома № 3, около двадцати глав. Многие литературные критики, да и сами читатели уверены, что Бородинская битва — это кульминация романа. На самом деле это сюжетный центр всего произведения, где меняется не только ход событий, но и сами герои. Об этом сражении Лермонтов написал произведение «Багратион».
Именно на поле битвы многие товарищи вновь встречаются и изменяют свое отношение к жизни. Например, Пьер Безухов видится с Долоховым, а князь Андрей Болконский — с Анатолием Курагиным, чей нрав всегда раздражал его.
Ход Бородинской битвы
Всем русским людям известен этот исторический момент. В школах пишут сочинение на тему Бородинского сражения, детально изучая подробности схватки. Русскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов, тогда как французов вёл император Наполеон Бонапарт. Бородинская битва в романе «Война и мир» самая жестокая из всех описанных в книге.
До сих пор идут споры, чья победа. Считается, что сражение выиграл Кутузов, но французы отдают лавры Наполеону, потому что русские войска приняли решение отступить, спустя 12 часов противостояния. В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказан не только ход битвы, но и последующие события.
Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.
В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.
Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.
Отношение Льва Толстого к Бородинской битве
Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.
По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.
Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.
Бородинское сражение через призму Пьера
Бородинское сражение, описанное в «Войне и мире», позволяет глубже понять не только историю той эпохи, но и самого героя романа — Пьера Безухова. Рассказ о битве сквозь его глаза даёт великолепный культурно-исторический комментарий и создаёт особую атмосферу.
Через призму Пьера нам открывается его внутренний мир, его чувства и эмоции. Мы видим это сражение как его личную историю, в которой причастны его страх и отчаяние, но и его прикосновение к героическому
Вовлеченность Пьера в сражение позволяет читателю по-новому взглянуть на важность этого события и его драматизм
Когда Пьер описывает свои переживания, мы можем почувствовать, каким образом он осознал величие и значимость этой битвы
В его рассказе есть то, что жизненно важно для понимания всей истории. Мы, вместе с Пьером, переживаем каждый момент, каждый перепад настроения и волнение перед предстоящим сражением
Именно благодаря глазам Пьера Безухова мы можем проникнуть в дух того времени, в поистине эпическую борьбу на полях Бородина
Через его призму события приобретают глубину и смысл, а битва становится не просто историческим фактом, а важной частью его собственной истории
Страх перед войной и неопределенность
Взгляд героя на историю войны часто определяется его собственными чувствами, опытом и вовлеченностью в происходящее. Рассказ Безухова позволяет нам почувствовать эмоции и понять его внутренний мир на фоне Бородинского сражения.
Одной из наиболее ярких тем в рассказе Безухова является страх перед войной. Он описывает свои чувства, возникающие при виде кровопролития и разрушения. Символично, что именно когда звуки взрывов уже не слышны, он начинает испытывать настоящий ужас и понимает, что это была настоящая война, а не просто игра или рассказы о ней.
Взгляд Безухова также отражает неопределенность, свойственную войне. Он не знает, какие именно события происходят рядом с ним, не имеет полной картины происходящего и не может сразу понять, что произошло. Это создает ощущение беспорядка и запутанности, которые сопровождают весь рассказ. Неопределенность также вызывает у Безухова смешанные чувства: страх, любопытство, а иногда даже и некий вид восторга перед событиями.
Весь рассказ Пьера Безухова о Бородинском сражении наполнен эмоциональными переживаниями героя. Взгляд на войну, описанный им, не только отражает исторические события, но и передает волнение и страх, которые были в те дни. Он позволяет окунуться в атмосферу войны и прочувствовать все те эмоции, которые переживал Безухов на поле боя.
Смысл и эмоции, понятные для героя
Сражение при Бородине — история полна прикосновений наших героев к ближайшим обстоятельствам и их эмоций
Как важно понимать эмоциональную грузоподъемность отрывков, передаваемую их действиями и разговорами, вовлеченность, страх, которые являются стержнем каждого рассказа. Именно прикосновение к событиям героя, позволяет оценить смысл битвы, внутреннюю сторону войны
Чувства Пьера Безухова, его рассказ и восприятие происходящего на поле боя могут быть понятными и ощутимыми каждому человеку. Сражение вызывает в герое незабываемые эмоции и огромное понимание того значимого момента в истории России. Динамичность событий и беспощадность битвы смогли одновременно привлечь и ужаснуть Безухова.
История Бородинского сражения рассказывается от лица Пьера Безухова, именно из-за его склонности и желания вникнуть в суть происходящего. Безухов был не только наблюдателем, но и активным участником, что позволяет нам лучше воспринимать его рассказ. Он стал свидетелем ужасов войны и многие моменты вызывали у него страх в глазах перед лицом гибельного сражения.
Прикосновение Безухова к сути битвы позволяет нам понять значение Бородинского сражения в истории России и сопереживать его чувствам и эмоциям. В сияющих деталях рассказа Пьера Безухова заключается осознание героя значимости и страшной силы этого сражения на пространстве исторической памяти.
Упоминание в стихотворении «Бородино»
Схватка двух армий переломила ход войны и вызвала живой интерес у разных историков. Поэтому не удивительно, что её описывали в своих произведениях русские классики. Эта тема была затронута в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», которое было написано в 1837 году. В нём автор показывает народ как видимого и главного вершителя истории. Лермонтов с грустью вспоминает об ушедших временах.
Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.
Л. Н. Толстой сумел максимально точно описать в романе «Война и мир» Бородинское сражение, которое произошло 26 августа 1812 года, но трактовал события по-своему. Писатель не придаёт значение роли личности в истории. Исход битвы решили сотни людей. Автор сумел показать весь ужас и трагедию войны для всех её участников, независимо от пола и национальности. Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину: кровопролитие народов всегда остаётся самым грязным делом в прямом и переносном смысле.
Сражение на поле
Лев Толстой показывает своим читателем Бородино от лица не главнокомандующего, а обычного персонажа, который никогда не был связан с войной — Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле и воспринимает все события сердцем. Тем самым автор передает смысл битвы под Бородино в психологическом смысле, а не историческом.
Лев Толстой начинает описывать битву с конца лета 1812 года. Французский генерал Наполеон продвигался к Бородино и не сразу сумел заметить, что русская армия расположилась между Утицей и Бородинским полем. Сама битва началась случайно: французская армия раскрыла позицию Шевардинского редута.
25 августа считался днем тишины, когда противники готовились к предстоящему событию. А 26 августа началось само сражение при Бородино. Первые часы русским не везло. Они потеряли редут, из-за чего левый фланг остался не защищенным. Численность российской армии уменьшилась в два раза.