Церковь и Светская власть
Церковь обладала светской властью светскими средствами с тех пор, как Константин и его ближайшие преемники считали себя поборниками христианства. Поскольку Церковь была освобождена от налогов, она могла накопить значительное богатство, и поскольку она также требовала десятую часть дохода верующего в качестве десятины, это богатство росло и превращалось в землю и власть. В 8 веке н. э. Церковь сделала еще один шаг, чтобы увеличить свое превосходство с помощью подделки, известной как Пожертвование Константина в котором утверждалось, что Константин Великий передал свою власть папе, который затем позволил императору править по его милости. Таким образом, светская власть фактически принадлежала папе и его Церкви и предоставлялась только тому монарху, который мог править в данный момент.
Фактическое влияние этого документа на протяжении большей части Средневековья обсуждается, но концепция, лежащая в его основе, и растущее участие Церкви в государственных делах были значительными. Это побудило Пепина Короткого, короля франков (р.751-768 н.э.), сделать свой собственный подарок Церкви Пожертвование Пепина который передал Церкви земли, отвоеванные им у лангобардов, и основал Папское государство. Церковь также могла бы создать свое собственное ополчение, участвовать в военных кампаниях и – поскольку они утверждали, что являются силой, стоящей за любым троном, – принуждать монархов соблюдать ее интересы.
Вмешательство Церкви в светские дела беспокоило многих людей и возмущало многих других. В средневековой Италии фракции, известные как гвельфы и гибеллины, возникли в 12 веке н. э. в ответ на спор об инвеституре (в соответствии с которым Церковь могла назначать высших должностных лиц без консультации с королем). Гвельфы поддерживали папское превосходство, в то время как гибеллины поддерживали императора Священной Римской империи. Гибеллины, однако, никогда не выступали против самой Церкви, только против предполагаемых злоупотреблений властью, в то время как еретические секты осуждали лицемерие Церкви, незаслуженное богатство и все другие проявления коррупции, а также отрицали законность папства, духовенства и даже таинств.
Борьба церкви с еретиками
Для того, чтобы пресечь распространение ереси, заподозренных отлучали от церкви. Папа мог наказать не только отдельного человека, но и целую страну. В таком случае налагался запрет на проведение богослужений и таких обрядов как венчание, отпевание, крещение. В случае, если в ереси был замечен феодал, его вассалов освобождали от присяги верности.
В начале 13 века в Тулузе был создан доминиканский орден, чьей основной задачей и была борьба с различными ересями. Псы господни, так называли себя доминиканцы, несли в массы католическое учение, произносили проповеди, были примером аскетизма. Не всегда эти меры приводили к желанному результату, и в 1215 году была учреждена Святая инквизиция — особый церковный суд. Руководили инквизицией доминиканцы, которые не стеснялись использовать пытки, слежку и доносы.
Попавший в лапы инквизиции человек либо признавался во всем, что от него требовали, после чего лишался всего и попадал в тюрьму, либо упорствовал в ереси. Во втором случае его ждал костер.
Итак, возникшее на самой заре христианства понятие, расцвело пышным цветом в Средние Века. Несмотря на яростное сопротивление католической церкви, многие течения, ранее признанные ересью, добились успеха. Например, протестантизм, против которого церковники так яростно боролись в 16 веке, является сегодня государственной религией многих стран.
-
Что такое объект исследования и предмет исследования в доу
-
Сысоева наталия ивановна воронеж кем работала до школы
-
Сбылось ли пророчество сократа кратко
-
Анкетирование педагогов доу по вопросу инновации в педагогическом процессе
- Мероприятия по реализации основных направлений деятельности спортивной школы
Еретики
Хотя номинально Европа была православной христианской на протяжении всего средневековья, существовал ряд движений, которые ставили под сомнение учения Церкви и стремились создать свою собственную версию христианства или, как в случае с павликианами, богомилами и катарами, своего рода сестринскую религию, которая опиралась на принципы персидского манихейства, греческого гностицизма и христианства. Эти движения были осуждены как ереси и были безжалостно подавлены средневековой католической церковью, чтобы сохранить свою власть.
Хотя в Средние века существовало много так называемых еретических движений, эти шесть ересей оказали наибольшее влияние и вдохновили бы других:
- Павликиане
- Богомилы
- Катары
- Вальденсы
- Лолларды
- Гуситы
Все шесть из них были подавлены Церковью, что часто приводило к резне населения, которое не имело никакого отношения к ереси, поскольку Церковь продолжала настаивать на своей духовной власти как представителя Бога на земле. Для Церкви, которая поддерживала и поддерживала ужас их видения ада и чистилища, еретик был сродни человеку с заразной болезнью, которого нужно было держать подальше от населения, чтобы болезнь не распространялась, и нужно было приложить усилия, чтобы вылечить их. Эти первоначальные усилия опирались на слова – миссионеров, которые будут спорить с еретиками, чтобы вернуть их в православие, – но быстро стало очевидно, что еретики лучше разбираются в дебатах, чем католическое духовенство, и поэтому были приняты более серьезные меры, которые в конечном итоге приведут к таким разрушениям, как Альбигойский крестовый поход 1209-1229 годов н. э. и позор средневековой инквизиции.
153. Могущество католической церкви в XII‑XIII веках
В XII и XIII веках, т. е. в эпоху
крестовых походов
католическая церковь достигла наибольшего могущества.
Папская власть, поставленная на небывалую высоту в середине XI в. Григорием VII , держалась на этой высоте до начала XIV столетия. Самостоятельность национальных церквей Запада была сломлена. Духовная власть пап распространилась на новые страны вместе с завоеваниями крестоносцев в Азии и на Балканском полуострове. Многие государи в это время особыми актами признавали свою зависимость от папства, которое серьезно стало распоряжаться королевскими коронами, а в борьбе с империей в середине XIII в. одержало полнейшую победу. Торжество духовной власти над светскою сопровождалось расширением прав духовенства по отношению к другим классам общества.
Католическое духовенство разных стран, объединенное под властью папы, одно обладавшее образованием и сильное своими материальными средствами, привыкло выделять себя из светского общества и отождествлять церковь главным образом с самим с собою.
Миряне были поэтому лишены всякой самостоятельности в церковной жизни. Народные языки были исключены из богослужения, и неклирикам запрещено было читать священное писание. Равным образом у них было отнято право причащаться под обоими видами (т. е. хлеба и вина), оставленное за одним духовенством, и причастие стало даваться им лишь под видом облат (т. е. освященного хлеба). Церковь стала в это время вводить в обычай раздачу индульгенций
,
т. е. прощение грехов для живых и умерших за денежные пожертвования или какие‑либо услуги. Еще Григорий VII объявил прощение грехов всем, кто будет помогать ему в борьбе с Генрихом IV , а Урбан II, провозглашая крестовый поход , тоже велел проповедовать, что участие в нем будет вознаграждаться прощением грехов. Составилась особая теория, по которой церковь была распорядительницей великой сокровищницы заслуг Христа и святых, спасающих людей вопреки их грехам. Не довольствуясь, как духовным наказанием, отлучением отдельных лиц, католическая церковь стала прибегать еще к интердиктам
,
т. е. наложению на целые страны прекращения всех таинств
, за исключением крещения. В борьбе с непокорными государями это было сильное орудие в руках пап рассматриваемого периода. Другим орудием духовной власти сделалась инквизиция
, занимавшаяся розыском и расследованием ересей и судом над еретиками,
которые в случае виновности подвергались казни посредством сожжения на костре. Наконец, папы объявляли крестовые походы не только против мусульман, но и против еретиков, и даже против своих политических врагов.
Жители города Альби
Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.
После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.
По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».
Видео
В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.
Этот термин зачастую звучит как архаизм (что это?), но отнюдь им не является, поскольку все еще остается в нашем активном словаре и продолжает использоваться как в своем прямом, так и переносном значении.
А все началось в эпоху так называемого Классического Средневековья – тогда население Европы стало быстро увеличиваться, а это, в свою очередь, спровоцировало заметные изменения в культурной, духовной и социально-политической сферах жизни общества.
К концу XV в. институты католической церкви настолько усилились, что достигли практически повсеместного распространения. Под их влиянием оказалась не только вся Европа, но и многочисленные колонии, раскиданные по шести континентам.
Все это привело к началу Реформации (это как?) и все большему проявлению инакомыслия, которое тут же окрестили ересью.
Но что на самом деле это такое? Кого называли еретиками и какие еще значения этого термина существуют?
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Крестовый поход против вальденсов. (Pinterest)
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
Четвёртый Латеранский собор. (Wikimedia Commons)
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.
Борьба католической церкви с еретиками
Причины развития
Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.
Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:
- противоречивые настроения народных масс;
- разнообразные толкования христианского учения;
- всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.
Преследования еретиков
Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.
Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.
В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.
Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.
Инквизиция и публичная казнь
Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.
На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.
Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.
Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.
Ереси в Древнем мире: первые проявления
Еще задолго до появления христианства в Древнем мире существовали различные формы ереси
Хотя тогдашние религии не имели строгой доктрины, но некоторые учения начали отклоняться от традиционных верований, что привлекало внимание общества и вызывало различные реакции
Великие империи Древнего Востока, такие как Персия, Египет или Вавилон, имели свои собственные главные боги и культы, но наряду с ними существовало множество малых богов и духов, которым люди могли поклоняться. Однако, иногда появлялись новые учения, которые отрицали значимость этих богов и предлагали новые формы поклонения или верований. Такие учения считались еретическими и могли привести к преследованиям со стороны властей или общества.
Одним из самых известных примеров ереси в Древнем мире было явление манихейства. Манихейство возникло в III веке в Персии и было основано Манихеем. Он считал себя последним посланником бога, который объединял в себе учения заратуштризма, христианства и буддизма. Учения манихеизма отличались от традиционных верований и были жестоко преследованы в Персии и других регионах, где они распространились.
Название | Определение |
---|---|
Манихейство | Учение, основанное Манихеем, объединявшее в себе элементы заратуштризма, христианства и буддизма |
Арианство | Учение, которое отрицало равенство богоотца (Отца), Сына и Святого Духа, и считало их бытие разными |
Гностицизм | Учение, сосредоточенное на освобождении души из материального мира через получение тайных знаний |
Кроме манихейства, существовали и другие формы еретических учений в Древнем мире. Например, арианство, которое возникло во время христианского диспута в IV веке и отрицало равенство богоотца (Отца), Сына и Святого Духа, считая их бытие разными. Еще одним примером является гностицизм, который сосредоточивался на освобождении души из материального мира через получение тайных знаний.
В целом, еретические учения в Древнем мире представляли собой разнообразные формы отхода от традиционных верований и могли вызывать различные реакции: от борьбы с ними до жестких преследований. Их примеры являются важными историческими фактами, которые помогают нам лучше понять религиозные и культурные преобразования того времени.
Борьба с ересью: инквизиция и преследования
Ересь всегда вызывала беспокойство у религиозной власти и фигур власти вообще. В средние века католическая церковь разработала систему специальных судов, называемых инквизицией, для изучения и подавления ересей.
Инквизиторы, обладавшие неограниченной властью и имели право задерживать, допрашивать и преследовать предполагаемых еретиков. Они часто применяли пытки, чтобы вынудить признание. За обвинение в ереси могло следовать судебное решение о казни на костре.
Инквизиция, особенно в Испании, привела к тысячам жертв, включая женщин, у которых были связи с травничеством или являлись жертвой навязчивых обвинений. Кроме инквизиции, власти проводили массовые преследования и выгоняли еретиков из общества.
Борьба с ересью и инквизицией имели серьезные последствия для общества. Они привели к росту страха и нетерпимости, а также осудили множество невинных людей на смерть или изгнание. Однако, благодаря протестантской реформации и прогрессу в сфере прав человека, инквизиция была постепенно устранена в большинстве стран.
Что это такое
Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.
Значение понятия по Библии
В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения .
- Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
- Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
- Намеренное искажение православной догматики.
Современное определение
В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.
Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).
155. Церковная наука
Господствующему положению духовенства в обществе содействовало и то, что оно одно владело умственными орудиями образования и учености.
Некоторое возрождение образования произошло на Западе при Карле Великом , но школы той эпохи существовали лишь при епископских церквах (кафедральных соборах) и в монастырях. В эпоху крестовых походов возникли высшие школы,
получившие название университетов.
В Италии прославились университеты салернский и болонский, в одном из которых изучалась медицина, а в другом юриспруденция, но самым знаменитым сделался университет парижский, где процветало преподавание философии и богословия.
Он был основан или, вернее говоря, преобразован из более ранней школы в начале XIII в. Сюда стекались студенты из всех западноевропейских стран, и по образцу парижского университета, как общей матери‑кормилицы (alma mater) высших школ, стали устраиваться университеты и в других местах. Король Филипп II Август
освободил всю парижскую общину (universitas) учащих и учащихся от подсудности местному превоту (административному и судебному чиновнику короля), а папа Иннокентий III – от подчинения соборному капитулу
(коллегии так называемых каноников при кафедральной церкви). Средневековые университеты утверждались папами, и профессорские должности занимались в них клириками. Богословие считалось главным предметом, а на философию смотрели, как на служанку богословия
(philosophia est ancilla theologiae). Задачею тогдашней школьной философии или схоластики ,
как ее называли, было подтверждать от разума церковные учения. В середине XIII в. один из представителей этой философии, доминиканец святой Фома Аквинский ,
в своем сочинении «Summa theologiae» разработал в подробностях и изложил в систематическом порядке тогдашнее учение католической церкви по вопросам веры и нравственности, права и государственной жизни. Фому прозвали ангельским учителем (doctor angelicus), и его «Summa» до сих пор пользуется громадным авторитетом у католического духовенства.
Заключение
Современному читателю может быть трудно понять, почему кто-то не начал серьезную реформу раньше. Ответ, как отмечалось выше, заключается в полной монополии Церкви на религиозное воображение народов Европы. Легко оглянуться назад и понять, что и когда следовало сделать по-другому, но даже в собственной личной жизни часто бывает довольно трудно увидеть, что нужно сделать, и действовать в соответствии с этим.
В отличие от людей современной эпохи, люди Средневековья имели ограниченные возможности для духовного самовыражения. Французский крестьянин вряд ли принял бы ислам, когда его Церковь последовательно характеризовала мусульман как «дьяволов», и еще менее вероятно, что он перешел бы в иудаизм, поскольку он был бы воспитан в соответствии с учением Церкви о том, что евреи были «Убийцами Христа». Помимо других вариантов, само реальное существование ада – вечность непрекращающихся мучений – сделало духовное спасение столь же жизненно важным, как ежедневная еда и вода. Церковь создала население, которое не могло представить себе существование без нее, и эксплуатировала это население в полной мере. Только благодаря усилиям невероятно храбрых людей в сочетании с духом времени, который больше не мог терпеть жестокость и лицемерие Церкви, родилась протестантская Реформация и закончилась тирания средневековой Церкви.
https://www.worldhistory.org/article/1414/six-great-heresies-of-the-middle-ages/