Важные нюансы выбора профильного направления в школах
Изначально наличие профильного набора в 10 класс утверждалось педагогическим советов внутри каждого учебного заведения. Позднее число направлений увеличилось и некоторые школы начали привлекать к выбору родителей посредством голосования за желаемые профили, если заведение не имело возможности организовать количество классов по всем возможным специализациям. Причем, как правило, кроме какого-либо класса углубленного изучения сохраняется также группа для универсального профиля.
Не стоит забывать, что в соседних образовательных заведениях нередко различаются выбранные профили, потому, если нужно, то можно попытаться написать заявление на перевод в класс с требуемым направлением, если подобного нет в вашей нынешней школе.
Следует отдавать себе отчет в том, что в соответствии с подобранным направлением у школьников станет не просто различным уровень сложностей профильных предметов, но даже сам набор изучаемых дисциплин. Так, ученикам с технологическим профилем навряд ли нужны, к примеру, география либо психология. Причем это совершенно не означает, что полагающиеся в некотором количестве предметы добавляются в качестве привычных школьных предметов.
Какие профильные классы бывают в школах
Есть такой документ, который называется Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС. Это набор требований к школьному образованию. В этом документе указаны, какие направления профилей бывают в старшей школе.
В естественно-научное направление попадают профили с уклоном на математические и естественные науки, например физико-математический класс.
К гуманитарному направлению относятся профили с углублённым изучением таких предметов, как например русский язык, литература, иностранный язык.
Социально-экономическое направление — это профили с уклоном на предметы из области общественных наук, например обществознание, география, экономика.
Профильные классы технологического направления с уклоном на математику и информатику.
Универсальный профиль подойдёт для тех, кто не определился с профилем. Школьники осваивают все предметы из программы на базовом уровне. При этом они могут самостоятельно выбрать несколько предметов для углублённого изучения. То есть можно выбрать нестандартное сочетание предметов.
Что нужно для поступления в 10 класс?
Уже выпускники основной школы должны задуматься, что им делать в дальнейшем: идти в 10-й класс или поступать в колледж. Нужно сказать, что программа 10-11 классов очень сложна, она рассчитано на учащихся, которые планируют в дальнейшем получить высшее образование.
Еще несколько лет назад в старших классах продолжали изучать те же самые предметы, что и в основной школе. Потом появились классы с углубленным изучением математики или иностранных языков.
В настоящее же время в зависимости от наполняемости классов, существующей материально-технической базы и наличия учителей предметников существуют специальные профильные направления:
- гуманитарное;
- техническое;
- универсальное;
- естественно-научное;
- социально-экономическое.
И как вы понимаете, в зависимости от профиля больше времени уделяется преподаванию учебных дисциплин, соответствующих этому направлению. Причем и уровни преподавания делятся на два уровня: базовый и углубленный в зависимости от подготовленности учащихся.
Поэтому, подавая заявление для поступления в 10 класс, стоит объективно оценить будущие возможности учащегося и его желания и способности. Вполне возмоно, что не стоит тратить время и массу усилий, чтобы находиться в школе еще два года, возможно лучше поступить в колледж и определиться с профессией.
При этом нужно учесть, что в классы с углубленным изучением какого-либо предмета могут зачисляться учащиеся, прошедшие тестирование или собеседование с преподавателями. Это необходимо для того, чтобы узнать уровень подготовленности учащегося и его возможности по дальнейшему изучению данного предмета.
Выбор профильного направления в 10 классе
Буквально несколько лет назад родителям не нужно было переживать о том, какие предметы в 10 классе проводились у старшей группы школьников. Все подростки учились по схожей системе с одинаковыми дисциплинами. Но на данный момент многое изменилось. Теперь некоторые занятия в разных заведениях могут отличаться. Встречается такое, что в параллельно обучающихся группах дети могут заниматься по-разному.
Ранее у детей, проживающих на территории России, был простой выбор – продолжать учиться в школе или нет. Если подросток решал остаться, то он просто переходил в 10-й, продолжая посещать привычные уроки. Относительно недавно, после распада СССР, стали появляться подклассы с математическим уклоном. Позднее появились группы с углубленным изучением иностранных языков.
На данный момент введено несколько профилей. В зависимости от возможностей конкретной организации, количества учеников и перечня других особенностей, дети могут остановить свой выбор на одном из 5 направлений. Однако все пять крайне редко встречаются в одной организации.
Пять направлений включают следующие профили:
При такой системе для каждой программы разрабатывают свое расписание, которое включает около 3–4 уроков
Им уделяют особое внимание и во время получения информации затрагивают важные темы глубже. Например, гуманитарный уклон включает в себя обязательное введение русского, иностранного, литературы, истории и обществознания
Естественно-научное направление не обходится без химии, биологии, математики и русского языка. Выбор технического уклона подразумевает подробное изучение алгебры, геометрии, физики, информатики, русского.
В связи с различием школьного плана и специального уклона занятия могут значительно отличаться. Поэтому чтобы узнать более конкретно, что будут преподавать учителя, необходимо напрямую обратиться к завучу или директору конкретного образовательного заведения. Некоторые учреждения из-за проведенного голосования могут изменить прошлогодние направления. Действия вызывают модернизацию предыдущей системы, которая подразумевает введение других дисциплин.
Однако несмотря на различия, у обучения есть единая основа. Закрепленный блок стандартных уроков, вне зависимости от предпочитаемой траектории должен изучаться в каждом учреждении.
Как правильно пишется
Когда мы слышим два различных слова, которые мы можем произнести поодиночке и каждому мы можем дать свое отдельное значение – нам хочется писать их раздельно. Но все же, вопреки всем нашим ожиданиям, данное прилагательное пишется через дефис. До 2006 года слово “естественнонаучный” писалось однозначно слитно и многие люди до сих пор, по старинке, хотят именно так писать. И все правила орфографии говорят о том, что данное словосочетание должно писаться слитно.
Но вопреки всем нашим ожиданиям “естественно-научный” с 2006 года надобно писать через дефис, также как словосочетание “естественно-исторический”. К такому написанию пришли из-за того, что словоформа получается слишком длинной, если писать слитно. Современные толковые словари уже используют новое написание.
Стоит ли поступать в 10–11 классы
Каждый год девятиклассники принимают решение: продолжить обучение в школе или выбрать среднее специальное образование. Плюсы и минусы есть и у первого, и у второго решения.
- Подросток получает дополнительное время, чтобы разобраться в себе и понять, какую профессию выбрать. Если ученик не определился с профессией, то идти в колледж – ошибка. В старшей школе будет возможность решить, что больше по душе и подходит по склонностям.
- Амбиции и конкурентоспособность. Если подросток хочет карьерного роста и имеет большие амбиции, то обучение в старшей школе поможет лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ. Обучение в престижном университете способствует получению высокооплачиваемой работы. Учащиеся, окончившие все классы школы, более конкурентоспособные.
- Большая нагрузка из-за сложностей программы.
- Проблемы с поступлением в ВУЗ из-за большого количества желающих.
Среднее специальное учебное заведение
- При поступлении в колледж подросток получит профессию. После получения профессии можно идти на работу и параллельно заочно получать высшее образование.
- Вероятность получить бюджетное место в колледже выше, чем в ВУЗе.
- Отсутствие карьерных перспектив, если после техникума образование не будет продолжено. Когда у школьника хороший потенциал, то лучше продолжать обучение в старшей школе.
- Непростая адаптация и новый коллектив. Уклад и система обучения существенно отличаются. Также непросто дается смена коллектива.
Предметы, связанные с экономикой и финансами
При выборе социально-экономического профиля в 10 классе стоит обратить особое внимание на предметы, связанные с экономикой и финансами. Эти предметы помогут ученикам развить навыки планирования, анализа и принятия решений, которые являются основными компетенциями в области экономики и финансов
Вот некоторые предметы, которые стоит рассмотреть:
- Экономика – предмет, который позволит разобраться в основных принципах функционирования экономики, рыночных отношениях, механизмах формирования цен и других ключевых аспектах этой области.
- Финансы – предмет, посвященный изучению финансовых инструментов, методов управления финансами, а также понятий, связанных с инвестициями, кредитами, налогообложением и др.
- Математика – математические навыки играют важную роль в экономике и финансах. Ученики узнают, как применять математические методы для решения экономических задач, в том числе расчета суммы денежных потоков, определения ставок процента и т.д.
- Информатика – данный предмет поможет ученикам освоить навыки работы с компьютером, программами и базами данных, которые являются неотъемлемой частью современного делового мира.
- География – изучение географических особенностей различных стран и регионов мира поможет понять влияние географии на экономику и развитие финансовых рынков.
Также, при выборе предметов, связанных с экономикой и финансами, можно обратить внимание на такие аспекты, как преподавательский состав, материально-техническую базу и возможность участия во внеклассных мероприятиях и проектах, которые помогут углубить знания и практические навыки в этой области
Обязательные предметы в 10 классе
В первую очередь обучающихся и родителей интересует то, какие предметы в 10 классе (список базовых уроков) придется изучать на протяжении всего учебного года. В последнее время в действие вступили новые правила, которые подразумевают четкие границы объема всех дисциплин. Они же отображают максимальную загруженность на период одной недели обучения.
Независимо от того, какая учебная неделя введена в конкретной организации, максимальная загрузка не должна превышать тридцать семь академических часов. К тому же минимальный объем зависит от среднего числа выбранных уроков, которые включают перечень как обычных, так и дополнительных дисциплин.
Обязательные занятия включают:
- ОБЖ;
- историю;
- литературу;
- математику;
- физкультуру;
- русский, иностранный язык.
Кто составляет учебный план
Планированием занимается общеобразовательная организация самостоятельно. Задолго до момента, когда начнутся уроки в 10 классе, в каждой школе по распоряжению директора создается рабочая группа, которая активно участвует в разработке школьного плана. В рабочую группу входят следующие компетентные лица:
План включает основные нормативы всего обучающего процесса. Он подразумевает продолжительность обучения, отражает степень годовой и недельной нагрузки на школьников, а также то, какие предметы будут в 10 классе. Вся информация тщательно рассматривается и обсуждается на педагогическом собрании. По итогу проведенной работы документ утверждает директор образовательного учреждения.
Составленное расписание может меняться по решению вышестоящих органов власти, а также при незапланированном изменении кадрового обеспечения. Могут быть введены курсы, которые обеспечивают потребности и интерес у обучающихся к определенным знаниям. Например, в перечисленные предметы в 10 классе может входить этническая культура.
Общий план подразделяется на базовую часть и часть, которая формируется участниками самого процесса. Обязательная часть, контролирующая школьный процесс в течение всего года, соответствует принятым государственным стандартам, которые находятся в реестре Министерства образования.
Раздел 1: Знакомство с социально-экономическим профилем
В рамках социально-экономического профиля ученики изучают ряд предметов, которые помогают им понять и анализировать социальные и экономические явления и процессы в современном обществе. Один из таких предметов — экономика, который помогает учащимся понять принципы функционирования рынка, развитие предпринимательства и влияние экономических факторов на общество.
Другим важным предметом, изучаемым в социально-экономическом профиле, является социология. Изучение социологии помогает учащимся понять социальные явления и процессы, анализировать общественные группы и институты, а также понимать причины и последствия социальных изменений.
Чтобы ученики могли лучше усвоить материал и применить его на практике, в рамках социально-экономического профиля проводятся различные практические занятия и проекты. При этом ученикам предлагается провести исследование, анализировать экономические и социальные данные, и презентовать свои результаты.
Таким образом, социально-экономический профиль в школе 10 класса предоставляет ученикам возможность изучить основные концепции и принципы экономики и социологии, а также развить навыки анализа и самостоятельной работы. Это помогает им успешно справляться с вызовами и задачами современного общества.
Программа для 10 класса: какие предметы изучают ученики
В 10 классе ученики изучают широкий спектр предметов, которые развивают различные навыки и знания, необходимые для успеха в дальнейшем образовании и будущей карьере.
Основные предметы, которые изучают ученики в 10 классе:
- Математика — продолжение изучения алгебры, геометрии и математического анализа. Ученики изучают сложные математические концепции и решают сложные задачи, развивая свои аналитические и логические навыки.
- Русский язык и литература — ученики продолжают углублять свои знания о русском языке, изучают литературные произведения и анализируют их. Этот предмет помогает развить навыки чтения, письма и аналитического мышления.
- Иностранный язык — ученики продолжают изучать второй иностранный язык, чаще всего это английский. Они углубляют свои знания в грамматике, чтении, письме и устной речи. Изучение иностранного языка помогает ученикам развивать коммуникативные навыки и общую культуру.
- История — ученики изучают историю своей страны и мира, изучают важные исторические события, личности и процессы. Изучение истории помогает ученикам понять современный мир и формировать свою гражданскую позицию.
- География — ученики изучают географические особенности различных регионов мира, изучают глобальные проблемы, такие как климат, экология и народонаселение. Изучение географии помогает ученикам понять взаимосвязи и влияние географических факторов на жизнь людей.
Помимо этих предметов, ученики также изучают физику, химию, биологию, информатику, физическую культуру и другие предметы, которые вносят свой вклад в формирование общего образования и развитие различных навыков и знаний.
География: изучение мировых регионов и границ
В рамках изучения социально-экономического профиля в 10 классе, одним из важных предметов становится география. География помогает ученикам понять и изучить мировые регионы, их особенности и специфику.
Основные темы, изучаемые в географии на уровне 10 класса, включают географическое распределение населения, распределение городов и деревень, основные экономические секторы, изменение географических ландшафтов и многое другое.
Ученики изучают мировые регионы и границы, чтобы понять, что делает каждый регион уникальным и какую роль они играют в мировой экономике. Они анализируют и сравнивают различные регионы и страны, изучают особенности климата, населения и экономики каждого региона.
Одной из основных методик, использованных в географии, является сравнительный анализ, при котором ученики сравнивают разные регионы мира, чтобы понять и объяснить их различия и сходства.
Для лучшего понимания учебного материала география использует различные источники информации, такие как учебники, карты, диаграммы и статистические данные. Ученики также могут проводить исследования и анализировать данные, чтобы составить свое собственное представление о конкретном регионе или проблеме.
В целом, изучение мировых регионов и границ в географии позволяет ученикам расширить свои знания о разных частях мира, их истории и культуре, а также понять и анализировать географические процессы и их влияние на экономику и общество.
Математическая сегрегация в школе.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕГРЕГАЦИЯ В ШКОЛЕ «Московские власти предлагают с пятого класса формировать отдельные группы учеников, которые будут изучать математику на трёх разных уровнях: «для жизни», «для прикладного использования в технических профессиях» и «как искусство». Учителя сами будут разделять школьников на группы. «Естественно, все школьники должны изучить предмет так, чтобы без проблем сдать федеральные экзамены». Проект стартует в нескольких школах Москвы уже в этом году. Затем планируется…
Обсуждение
я могу об этом рассказать из своего опыта. Дети учатся в школе попавшей в пилотный проект.Но сразу оговорюсь школа с углубленным изучением математики и мы не первый год в таких проектах участвуем. По этому к экспериментам наши детки привычные. С этого года дележка по алгебре на три группы. В том году было на две(но это было по школьному уставу — по скольку физ.мат) — слабые и сильные. На родительский взгляд это выглядит так: 1группа — дети которые быстро соображают и до кого хорошо все доходит, 2 группа — кто медленно соображает, но до кого все доходит, 3 группа — для тех до кого вообще не доходит. 3 группа у нас в школе по сути — программа обычной общеобразовательной школы для тех детей, кто попал в школу по территории не имею склонности к математики. Как это будет в обычных школах выглядеть боюсь представить.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Востребованные экономические профессии
Кроме уже упомянутых в перечень востребованных, а значит они и лучшие экономические профессии, следует добавить:
- андеррайдера, который уполномочен изучать все виды рисков страховых компаний;
- антикризисного менеджера, работа которого заключена в оценке основных фондов предприятий, банков, страховых организаций и т.д., а также проведение мероприятий в процессе их ликвидации при банкротстве;
- инспектора таможни, который осуществляет досмотр товаров и пассажиров, а также проверку документов при пересечении границы, контролирует уплату пошлин и штрафов.
Сейчас в мире актуальна экономическая безопасность, что это за профессия можно сравнить ее с профессией андеррайдера и антикризисного менеджера, только в несравнимо больших масштабах деятельности и ответственности.
Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько.
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
- Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.
С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться «специализацией». Очень часто «универсальный профиль» — отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!
Недельный учебный план Xкласс
Учебные предметы |
||
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
|
Федеральный компонент |
||
Базовые учебные предметы |
||
Русский язык |
||
Литература |
||
Информатика и ИКТ |
||
Биология |
||
Физическая культура |
||
Профильные учебные предметы |
||
Математика |
||
Обществознание |
||
География |
||
Экономика |
||
Региональный компонент |
||
Информатика и ИКТ |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
||
Компонент ОУ |
||
Элективные курсы |
||
Недельный учебный план XI класс
Социально-экономический профиль
Учебные предметы |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
Федеральный компонент |
||
Базовые учебные предметы |
||
Русский язык |
||
Литература |
||
Английский язык |
||
Информатика и ИКТ и Технология |
||
Биология |
||
Физическая культура |
||
Профильные учебные предметы |
||
Математика |
||
Обществознание |
||
Предметы, поддерживающие профиль |
||
География |
||
Экономика |
||
Компонент ОУ |
||
Элективные курсы |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
Экономика в широком смысле слова — база всей общественной жизни. Мир не может существовать без финансовой основы. И потому профессии, связанные с деньгами, всегда будут востребованными. Какие же из них выбирают нынешние выпускники?
Каких предметов не будет в 10 классе?
Каких предметов не будет в 10 классе у ребят, зависит от самой образовательной структуры, вернее, от ее уклона, заверенного руководителем графика. К тому же многое зависит от предпочтения молодым человеком одной из пяти программ.
В зависимости от того, какой профиль будет выбран некоторые науки могут изучаться в различной степени углубления. У преподаваемых курсов появились уровни сложности: базовое или углубленное изучение. Если учесть специальную программу и глубину погружения в курс, то получается большое количество вариантов обучения. Однако одно останется неизменным – это обязательные предметы в 10 классе.
Также важно понимать, что в некоторых заведениях русский и литература разделены – их преподают в отдельные часы. В некоторых регионах страны, где имеется родной язык, его включают помимо имеющегося русского
Астрономию также проходят в этот период, однако изучение просторов космоса чаще всего переносят на следующий год.
Кто составляет учебный план?
Планированием занимается общеобразовательная организация самостоятельно. Задолго до момента, когда начнутся уроки в 10 классе, в каждой школе по распоряжению директора создается рабочая группа, которая активно участвует в разработке школьного плана. В рабочую группу входят следующие компетентные лица:
- ряд руководителей методических объединений;
- заместитель, который возглавляет воспитательные работы;
- заместитель, занимающийся учебно-воспитательной работой.
План включает основные нормативы всего обучающего процесса. Он подразумевает продолжительность обучения, отражает степень годовой и недельной нагрузки на школьников, а также то, какие предметы будут в 10 классе. Вся информация тщательно рассматривается и обсуждается на педагогическом собрании. По итогу проведенной работы документ утверждает директор образовательного учреждения.
Составленное расписание может меняться по решению вышестоящих органов власти, а также при незапланированном изменении кадрового обеспечения. Могут быть введены курсы, которые обеспечивают потребности и интерес у обучающихся к определенным знаниям. Например, в перечисленные предметы в 10 классе может входить этническая культура.
Общий план подразделяется на базовую часть и часть, которая формируется участниками самого процесса. Обязательная часть, контролирующая школьный процесс в течение всего года, соответствует принятым государственным стандартам, которые находятся в реестре Министерства образования.
Критерии выбора предметов
При выборе предметов для профилирования в 10 классе стоит учитывать несколько критериев. Эти критерии помогут определить, какие предметы будут наиболее полезными и интересными для ученика. Ниже перечислены основные критерии выбора предметов:
- Интересы и увлечения ученика: Учебный процесс будет более эффективным и увлекательным, если ученик занимается тем, что ему интересно. Поэтому при выборе предметов стоит учесть индивидуальные предпочтения ученика.
- Релевантность предметов для будущей профессии: Если ученик уже имеет некоторое представление о том, кем он хотел бы стать в будущем, стоит выбирать предметы, которые будут полезны в этой области. Например, для будущего инженера математика и физика могут быть более приоритетными.
- Полезность предметов для повышения общей культуры: Некоторые предметы, хоть и необходимы для будущей профессии, могут быть полезны для общего развития и расширения кругозора ученика. Например, изучение истории или иностранных языков.
- Уровень сложности предметов: Необходимо учитывать уровень сложности предметов и возможности ученика. Если предмет слишком сложный для ученика, это может привести к стрессу и отрицательному влиянию на его учебные результаты.
- Доступность предметов: Не все школы предлагают одинаковое количество предметов для профилирования. Поэтому стоит учесть количество и доступность предметов в своей школе при выборе.
Основываясь на этих критериях, ученик может сделать обоснованный выбор предметов для своего профилирования в 10 классе
Важно помнить, что выбор предметов — это не окончательное решение, и в будущем всегда можно изменить свою профессиональную траекторию
Принципы профильного разделения
Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:
- Естевеннонаучный профиль;
- Гуманитарный профиль;
- Математический профиль;
- Социально-экономический профиль.
К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.
Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?
Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.
Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.
Каких предметов не будет в 10 классе
В 10 классе в 2023 году не будет ряда дисциплин, которые до этого изучались десятиклассниками. Право, экология, астрономия, естествознание и ряд других наук — это список предметов, утративших свою самостоятельность и включенных в другие дисциплины. Теперь ребята изучат их в рамках дополненных курсов по другим дисциплинам. Проверка знаний будет проводиться в рамках проведения ВПР и ЕГЭ.
Ряд предметов может быть упразднен или им отведено меньше времени в курсе. По их поводу решение принимает сама школа, но многое зависит от профильного направления. Например, в классе с техническим уклоном будет меньше времени уделено гуманитарным наукам.
Право: основы законодательства
Учебная программа по социально-экономическому профилю в 10 классе предусматривает изучение основ правоведения и законодательства.
Предмет «Право» позволяет ученикам получить базовые знания о праве и его роли в обществе. Они изучают правовые нормы, определяющие взаимодействие людей в обществе и регулирующие различные сферы деятельности.
- Основы правоведения: понятие права, его источники, система права и основные его принципы.
- Права и обязанности граждан: гражданские права и свободы, ответственность гражданина в семье, школе, обществе.
- Правовая защита: право на защиту своих прав и интересов, органы, осуществляющие правосудие, судебная система, правовые процедуры.
- Основы гражданского права: договоры, сделки, права и обязанности субъектов гражданского права.
При изучении предмета «Право» ученики также знакомятся с конкретными законодательными актами и правовыми нормами, которые регулируют социально-экономическую сферу жизни общества.
В процессе обучения учащиеся активно применяют приобретенные знания на практике, изучают различные ситуации и спорные вопросы, связанные с правом, и находят пути их разрешения.
Изучение права в 10 классе позволяет учащимся получить базовые навыки правового мышления и развить гражданскую и правовую активность.