Свадьба в Черкесском ауле
Давайте-ка и мы с вами станем зрителями одного из таких театрализованных шоу в национальном стиле. Экскурсионный автобус привезет нас в один из аулов прямиком на ристалище . Здесь, на площадке, окруженной зрительскими трибунами, под ритмичные удары барабанов и звуки горна, будет происходить турнир между женихом и другими джигитами. Вы увидите метание копий, топоров, стрельбу из луков и лихую джигитовку (состязание наездников) – все, как на настоящем обряде сватовства адыгских и черкесских народов. Ведь прежде чем отдать свою дочь замуж, отец невесты хочет убедиться в серьезности намерений будущего родственника и его благонадежности.
Так что на протяжении 2-3 часовой развлекательной программы зрители попадают еще и на черкесскую свадьбу, пьют вволю, угощаются яствами и весело пляшут вместе с актерами. Как и положено быть на богатой черкесской свадьбе, вино льется рекой, а блюда национальной кухни поражают разнообразием. По окончании фольклорного представления, ближе к полуночи, повеселевшие и охмелевшие гости делают снимки с женихом и невестой и собираются в обратный путь.
Такие развлекательные культурные программы на черкесском дворе проходят в дневное и вечернее время. Но если вы хотите увидеть это необыкновенно красивое шоу в народных традициях при свете горящих факелов и со световыми спецэффектами, то приезжайте именно на вечернее представление.
Вы согласны, что ваш отдых на российском побережье Черного моря был бы не столь полным и завершенным, если бы вы не посетили Черкесский аул, не узнали бы историю здешнего народа и не стали бы участником традиционных обрядовых церемоний?
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
День 4. Перевалы Белореченский и Черкесский.
Утром после завтрака покидаем приют. Тропа перебегает через питьевой ручей, мимо скалы с мемориальными досками погибшим здесь скалолазам, туристам и спасателям, и устремляется наверх, в хвойный лес. Начинаем набор высоты.
Тропа петляет вдоль склона Фишта. В какой-то момент обгоняем разнородную группу человек из 15-20, с подростками и взрослыми, которую возглавляет вчерашний гитарист и певец с красивым, мощным, глубоким голосом. Он дает команду своим пропустить нас и те расступаются.
Перевал Белореченский
Перед самым Белореченским перевалом подъем крутоват, запыхались. То ли дело коровы и лошади, пасущиеся кругом! Им скачки по склонам вверх и вниз даются играючи…
Фишт. Дорога к перевалу Белореченский
Перевал Белореченский
От Белореченского перевала к Черкесскому идем тропой вдоль склона почти не теряя высоты. По дороге встречаем пастушью базу, по-здешнему — балаган. Расположенный у г. Маврикошка, он так и называется: «Балаган у Маврикошки».
Подходы к перевалу Черкесский
На Черкесском стоит большая туристическая группа. Поэтому мы здесь не задерживаемся, а сразу ныряем на спуск. Больше перевалов не предвидится, и это — радость! Впереди только то, что в описаниях маршрута зовется «Веселым спуском» (или «Грустным подъемом» — смотря в каком направлении идти). Тропа действительно под заметным приятным уклоном идет вниз. Хорошая, широкая лесная тропа. Вокруг — сплошные буки (прямо как в питерском метро в понедельник утром):
В этом-то лесу и встаем на обед. С водой тут туговато, очень мелкие ручейки попадаются не слишком часто. Но при желании и терпении котелок чистой воды набрать можно. Пока обедаем, нас обгоняет группа с громогласным инструктором, с которой мы сегодня одновременно вышли с приюта Фишт.
Традиционно во второй половине дня в горах сползаются тучи и начинаются отдаленные громовые раскаты. Может, оно до нас не дотянется? Может, мы уже достаточно близки к морю? Но — нет. У дождя лапы длинные, доходит и до нас. Натягиваем тент поперек тропы. Переждав, продолжаем спуск. Спуск становится реально крутым. Удивительно, как тут растут такие мощные деревья! Лица встречных групп, идущих на подъем, вдохновляют нас на подвиги. Однако, предвидя скорые сумерки, мы уже подыскиваем место для ночевки.
Идеальное место для лагеря — мы это подслушали накануне — поляна с папоротниками, или «Поляна Стадника». И действительно, скоро мы на нее выходим. Но лучшее (и самое ровное) место на ней уже занято громогласной группой. Мы встаем чуть ниже, на площадке с небольшим наклоном. Вдоль тропы тут течет небольшой ручей, из которого можно выжать воды и на попить, и на помыться.
Характерная примета поляны — старое иссохшее дерево:
Такое грех пропустить и не использовать для мимимишного фото из отпуска. Даже Юра не удержался:
Вечером (впервые за все время в заповеднике!) жжем костер (ну а что, кострище-то есть, значит — можно!). На дрова, естественно, идет всякая сушина. Разговоры говорить нет надобности — в соседнем лагере громогласный руководитель работает звуковым сопровождением на два лагеря: «это кто мне тут кружку свою на пути поставил? Я парень не гордый, перешагну, но мне просто интересно…» После такого, как ценные указания по установке лагеря розданы, все сделано и все собрались на ужин, начинаются десантовские байки: «Запомните, ребята: прыжок на лес, на воду и на горы — это три разных упражнения!..» И наконец он берет в руки гитару. Поет он, определенно, хорошо.
Засыпаем под баюкающую «Зеленую карету»: «Спят мышата, медвежата и ребята…»
Свадебные традиции черкесов
Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.
В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.
Танец черкесов / intercircass.org
С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.
Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.
Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru
До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.
У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.
Черкесская свадьба / svadba.pro
Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!
Жизнь
Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.
Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.
У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.
Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.
С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.
Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.
Куначество у черкесов
В Карачаево-Черкесии по-прежнему сильны обычаи куначества. Кунак – это не просто друг, а настоящий побратим, равный родственнику. Чтобы скрепить свою дружбу навсегда, будущие кунаки выпивали из одной чаши вино, предварительно бросив в напиток серебряные монеты.
Нередко за этим ритуалом следовал обмен оружием. Считается, что кунаки скрепляют судьбы на всю жизнь. Кунак для черкеса – человек, что ближе любого приятеля или брата. Более того, история черкесов знает случаи, когда за кунака мужчина отдавал свою жизнь, спасая тем самым побратима.
Как у многих других кавказских народов, у черкесов известен обычай усыновления или “обмена” сыновьями между двумя семьями. В таких случаях одно семейство принимало сына другого, отдавая своего ребёнка на воспитание иному роду. Подобный союз доказывал доверительное отношение, а “усыновлённые” мальчики приравнивались к братьям по крови. Кроме того, у сыновей появлялись по два родителя с каждой стороны.
Ответы 2
Конечно! в древности там жили князья-тьмутараканские и черное море называлось , потом татарская оккупация хана батыя, потом турецкие султаны захватили эту землю. при екатерине вернули обратно, в 1956г. — глупый хрущ в нарушение всех законов и процедур передал крым украине. с 1991г. крым уже был не в составе нашего отечества. а сейчас он и только !
957 — ольга крестилась под именем елена в византии в г. константинополе. 980 — неудачная языческая реформа владимира первого святого. 988 — 990 — крещение руси.
-
Сообщение о вирусах презентация
-
Подготовить сообщение о бодхисаттве сострадание авалокитешваре
-
Подготовьте сообщение о движении чернокожих американцев за свои права в 1950 1960 презентация
-
Сообщение про избушку на курьих ножках
- Сообщение на тему смысл финала поэмы мцыри
Жилище
Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.
Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.
К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.
Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.
Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.
К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.
Культура
Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:
- сказки и сказания
- пословицы
- песни
- загадки и иносказания
- скороговорки
- частушки
Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла
Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара
Сказки и сказания делятся на несколько групп:
- мифические
- о животных
- с загадками и отгадками
- правовоспитательные
Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.
Экскурсия по Черкесскому аулу
В мире северокавказских легенд
На входе в аул вы увидите красивую каменную башню с красноречивой надписью «Кавказские легенды». Все это сразу настраивает на сказочный лад и заставляет забыть о существование другого мира. Здесь разбит сад: все строения утопают в зелени ухоженных деревьев и кустарников, малыши сразу заинтересуются местным мини-зоопарком, повсюду журчит вода. Персонал удивит туристов кавказским гостеприимством: накормит, напоит, покажет необычайное представление.
Главное место действия – ристалище, украшенное факелами. Тут развернется черкесская свадьба со сватовством и не без сюрпризов. Оборудованы удобные трибуны, но из-за того, что площадка открытая, а время, как правило, вечернее, никто не застрахован от укусов насекомых и прохлады. Следовательно, будет разумно запастись репеллентами и кофтой. Еще одно не совсем приятное обстоятельство арены: все билеты продаются без указания места, поэтому лучший обзор получат самые шустрые.
Сначала путешественники увидят, как черкесы выбирают жениха: этой почетной роли должен быть удостоен наиболее сильный и ловкий претендент на руку и сердце прекрасной дамы. Актеры мастерски жонглируют кинжалами и топорами, метают копья прямо в цель, стреляют из лука. Последнее испытание – зажигательная джигитовка, акробатические трюки которой сравнимы со сложнейшими цирковыми номерами.
Поражает воображение и лихая скачка на лошади: на немыслимых скоростях джигиты умудряются подпрыгивать, вставать во весь рост и не забывают щедро одарять улыбками публику. Когда жених выбран, гости оказываются на свадебном ужине черкесов. Каждому поднесут бокал вина и угостят осетинским пирогом. На шоу царит атмосфера праздника, артисты каждый раз выкладываются на все 100%.
Чем еще интересно место?
За дополнительную оплату после шоу-программы можно будет сделать несколько памятных фото с артистами и покататься на лошадях. В сувенирной лавке есть масса симпатичных вещиц, которые сберегут воспоминания о прекрасном времени, проведенном в Черкесском ауле.
Для тех, кому уезжать не хочется, оборудованы комфортабельные номера с национальным колоритом. Просторные и яркие, они порадуют современной техникой, кондиционерами и чистотой. На следующий день можно пожарить шашлыки на подготовленных для этого площадках с беседками или пообедать в местном кафе: отзывы об угощеньях только положительные, а кое-какие рецепты существуют уже много веков – секреты их передаются из поколения в поколение. О вкусовых достоинствах кавказских традиционных яств ходят легенды: голодным отсюда не уйдет никто. Дополнительные опции, доступные для постояльцев отеля:
- Сауна с бассейном;
- Wi-Fi по всему периметру;
- Бесплатная охраняемая парковка;
Как видно, набор идеален для полноценного курортного времяпровождения, правда, цены в гостинице «кусаются», подготовьтесь к растратам.
Топ вопросов за вчера в категории Другие предметы
Другие предметы 12.06.2023 19:34 5638 Svezhentsova Ira
Составить список предметов быта (минимум 10), возникших в 20 веке
Ответов: 1
Другие предметы 10.04.2020 04:52 1104 Остапчук Дима
Помогите сочинить сказку про солнце!!!!!!!!!!!!
Ответов: 2
Другие предметы 20.01.2021 20:37 1397 Молчанова Зоя
В коробке лежат 24 одинаковые авторучки. Из них 13 красных, 5 зеленых, остальные — синие. Продавец н
Ответов: 1
Другие предметы 04.06.2023 14:52 443 Архипов Данил
Найди в Интернете интересные сведения об этикете. Обсуди их со своими родителями, одноклассниками.С
Ответов: 2
Другие предметы 05.06.2023 04:17 6653 Котова Юля
Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены. Испол
Ответов: 1
Другие предметы 05.05.2023 23:32 904 Герасимчук Андрей
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.ДЗ: Используя диаграмму, ответьте на вопросы. ( фиолетавая- скрипка, синяя- гита
Ответов: 1
Другие предметы 07.07.2023 11:38 1796 Ощепков Никита
Ответить на вопросы. 1.Какова главная мысль легенды об Урал-Батыре? 2.О каких нравственных качеств
Ответов: 2
Другие предметы 03.06.2023 16:24 1762 Куцкий Андрей
Вам поступило обращение от пользователя. С его слов водитель был сонный, ехал очень медленно, а на с
Ответов: 2
Другие предметы 26.05.2023 01:58 2153 Золотарева Катя
5. Составь предложения с сочетаниями слов. Добрый конь, добрый молодец, доброе сло-во, добрая улыб
Ответов: 2
Другие предметы 02.07.2023 13:00 1453 Силантьева Дана
Мини проект Погодные аномалии на Кубани и методы борьбы с опасными природными явлениями.
Ответов: 2
Название
В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.
В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.
До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.
В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:
День 1: Краснодар — КПП Лаго-Наки — Абадзешский перевал — лагерь на р. Армянка
В ночь с 3 на 4 августа 2012 уже сработанным туристическим коллективом (вернее, его костяком в составе 4 человек) отбыли из Пулково в Краснодар.
В аэропорту нас встретил таксист самого обычного краснодарского такси. Найти иные способы заброски на маршрут нам не удалось; впрочем, ценник за заброску четырех туристов с объемными рюкзаками в соседний Майкопский район оказался, на наш взгляд, не слишком зверским: меньше 4000 р. (только заказывать такси надо заранее, в самом аэропорту цены будут названы уже другие).
Дорога до КПП Лаго-Наки занимает примерно 4 часа. Около 16:00 достигаем отметки в 1750 м над уровнем моря и упираемся в шлагбаум. Одновременно начинается ливень.
КПП — избушка с навесом. Прячемся под навес, оформляем документы, оплачиваем пропуска в заповедник. Весь наш путь будет пролегать по Кавказскому биосферному заповеднику, со всеми вытекающими ограничениями. В частности, запрещены костры, валка леса, ловля пушнины и прочие митинги «сбор дикоросов».
«Можно мы у вас переждем, чтоб под дождь не выходить? — Долго ждать придется… циклон пришел, дней на десять…» — Очччерт. Кто тут мечтал о солнечной прогулке в горах? Впрочем, Гидрометцентр предупреждал:
Выждав момент, когда дождь стал потише, выступаем. И тут наверху кто-то включает слив. Ливень припускает с такой силой, что идем, преодолевая сопротивление стенки из воды и ветра. Брюки сразу насквозь, холодно и мерзко облепили тело. Ботинки полны воды, залившейся через верх. Глаза на дорогу не поднять — хлесткий дождь потоками омывает лицо. Смотришь строго под ноги из-под слипшихся ресниц. Ливень сменяет бомбардировка среднекалиберным градом. Шумовое сопровождение — громовые раскаты в горах — внушает почтение. Лишь убедившись, что ни нитки сухой не осталось, стихия успокаивается на моросящем дожде.
Выходим на плато Лаго-Наки. Тропа местами шириной с грунтовку, местами петляет и разветвляется в густой траве. Проглянет солнце — в куртках жарко, скроется — холодно. Переодеваемся на ходу:
Обзор — на 360 градусов, вид — довольно однообразный. Но, поскольку я не Пришвин, то пусть об этой местности лучше расскажут фото:
плато Лаго-Наки
Вышедшему солнышку — рады!
Подходим к Абадзешскому перевалу. Набор высоты тут совсем нерезкий, сам перевал обрамлен невысокими холмиками с отметкой тропы.
Абадзешский перевал. Лаго-Наки
Абадзешский перевал. Лаго-Наки
Отсюда впервые открывается вид на вершину Оштен.
Вид на Оштен
Дальше идем по ровному и преимущественно вниз. Но все равно: идти по раскисшей от дождя и размешенной лошадьми тропе с непривычки тяжеловато. Скользко. Грязны и мокры по пояс. На горизонте слева — могучие трехтысячники.
Лаго-Наки, вид на горы
Лаго-Наки
Лаго-Наки
К закату выходим в долину реки Армянки (она же — Гузерипль). Здесь уже стоит довольно большой туристический лагерь с однотипными палатками. Видно, этот лагерь стоит тут весь сезон, от и до. Подходят егери и просят предъявить документы.
Река Армянка — тонюсенький ручеек. Даже чистой воды зачерпнуть котелком получается не везде — только на перекатах. И вот в этом тонком ледяном ручейке (очень похоже на отключение воды в городе!), омываем телеса и стираемся. Палатки поставили на пригорочке, поодаль от остальных. Ночь обещала быть ясной и лунной.
Среди ночи просыпаемся от того, что буквально разверзлись небеса. Молния сверкает — такое ощущение — прямо за тентом палатки. «Какого черта я тут делаю?..» При каждой вспышке палатка празднично подсвечивается (спасибо, что не вспыхивает). «А кто вообще все это придумал?» (знаковый вопрос, рано или поздно звучит в каждом нашем походе). «Отлично, мы еще и на лысом пригорке!» Раскаты грома перекатываются по долине от края до края и сотрясают палатку. «Испепелит к чертям…» Вообще, такие экзистенциальные откровения НУЖНЫ каждому офисному работнику. Чтобы лучше понять ценность жизни вообще и сухой постельки под крышей в частности. Теплый офисный стул, кофе с печеньками, интернет — ау, где вы? Неужели все еще в одной со мной Вселенной? И никакие заваленные ки-пи-аи, никакие рабочие факапы по адреналину и близко не сравнятся с непосредственной угрозой быть погребенным в обвале или пришибленным молнией здесь и сейчас. Беззащитен и слаб человечишка — в коконе спальника под тонким полотном палатки — в масштабе гор и стихии! Для них что ты, что вон тот раздавленный муравей — одна фигня. И это осознание как-то особенно бодрит.
Кровная месть
Далеко не все традиции черкесов носят мирный характер. Даже сегодня в сельских регионах Карачаево-Черкесии можно столкнуться с обычаем кровной мести, что ещё столетие назад был крайне распространённым явлением.
Принцип его заключался в обязанности представителей рода расправиться с убийцей или обидчиком, нанеся удар по его семье. Нередко в качестве расплаты черкесы убивали не самого виновника, а кого-либо из близких ему людей, но это случалось реже, чем расправа непосредственно с врагом. В дальнейшем кровная месть потеряла столь жестокие обычаи, а расплачиваться за обиду надлежало выплатой определённой суммы, передачей скота и т.п.
Черкесские традиции порой воинственны
Описание достопримечательности
Земной шар не стоит на месте, а процессы интеграции и глобализации стремятся сделать из каждого гражданина мира, стерев национальные различия. Для многих небольших народов эти процессы означают практически смертный приговор: потеря самосознания, многовековой культуры и обычаев грозит и некоторым этническим группам Кубани.
Черкесы и адыги – одни из многочисленных народов Краснодарского края. Яркие представители Кавказа, они обладают самобытностью традиций, собственным языком и вкуснейшей кухней. Чтобы это все не кануло в лету, представители общин решились на создание этнического комплекса, посещение которого позволило бы каждому желающему прикоснуться к частичке жизни местных. Черкесский аул – уникальное место с благородными целями.
Чтобы посетить Черкесский аул в Фадеево, экскурсии брать необязательно, но групповое посещение уменьшит стоимость билета. За 30 минут езды из Анапы до аула путешественников познакомят с многовековой историей уникальной народности, расскажут о ее легендах, традициях и быте. Представление проходит один раз в день – либо днем, либо вечером. В курортный сезон их нередко устраивают и дважды в сутки.
День 6. Солох-Аул — морько!
С утра нам остается лишь небольшой марш-бросок до Солох-Аула, который занимает у нас порядка 2 часов ходу по хорошей, утрамбованной дороге, местами напоминающей тоннель в страну чудес.
В Солох-ауле я прощаюсь со своими боевыми треками LOWA, верой и правдой служившими мне летом и зимой, на Алтае, на Байкале, в Хибинах и много где еще. Кавказ их доконал, но они прожили достойную жизнь!
На входе в Солох-аул нас, в последних сухих и чистых футболочках, надетых по случаю окончания маршрута и выхода к морю, в последний раз окатывает дождем. Мы бежим прямиком на автобусную остановку. Солох-аул считается родиной краснодарского сорта чая, здесь даже есть что-то вроде музея с дегустационным залом, однако же мы отметаем вариант с культпрограммой. Только к морю! Ожидаем автобуса в Дагомыс.
Этот пес встретил нас на входе в Солох-аул и проводил до самой остановки, за что был вознагражден сарделькой с хлебом.
К вечеру того же дня нас ждало оно. Морько!!! В далеких горах грохотал гром и сверкали молнии. А мы наслаждались теплым (и сухим!) адлерским вечером. И только краешком мысли думалось о туристах, мокнущих в горах. Ну, во всяком случае, у них море еще впереди! А мы свое морское счастье честно заслужили)