Первые путешествия с отцом и сестрой
Отец (Леопольд Моцарт) делал все возможное, чтобы его дети были наилучшими. Так и произошло.
Для того чтобы узнали о юных виртуозах, необходимо показать миру их таланты. Путешествие по Европе — один из способов, который смог открыть двери в успешное будущее, особенно Вольфгангу. О нем узнали и заговорили влиятельные личности. Да и отец изначально знал, что его сын способен на большее и может стать «звездой», великим знаменитым композитором.
Многие родители не дают развиваться своему ребенку в том направлении, где действительно он может реализовать себя и стать успешной личностью. Они думают, что то, чем увлекается их ребенок, не принесет никакого дохода для жизни, что это неактуально. Стоит взять пример с отца Моцарта. Да, он был строгим учителем для своих детей, но он дал им выбор и помог приумножить их таланты. Сестра Моцарта стала пианисткой, у нее всегда были толпы слушателей, ее игрой вдохновлялись. Так же и Вольфганг. И он, и она смогли добиться желаемых результатов, но опередил сестру своей гениальностью Моцарт. Биография в «Википедии» дает более расширенную информацию о талантах маленьких Моцартов.
Путешествие началось в 1762 году. Сначала они посетили Мюнхен. Здесь дети получили первое признание, их с энтузиазмом слушали зрители. В этом городе они пробыли три недели. Возвратившись домой, отец решает отправиться в новое путешествие. И на этот раз была Вена — центр творчества и культуры в Европе. По дороге в Вену они остановились в Линце
После того как графы Герберштейн и Пальфи увидели выступление маленьких виртуозов, они были так поражены, что сразу же решили помочь привлечь внимание к детям венских властей. Это было прекрасно. В Вене, Ибсе, Шенбрунне их сразу же полюбили
Без сомнения, было понятно, что теперь у них появились покровители: каждый раз Моцарты получали приглашения от знати и аристократии. Их выступления — прорыв в классической музыке, основанный на гениальности детей и вере отца в своих отпрысков. Когда же выступал один Вольфганг, это была настоящая сенсация. Каждый хотел хотя бы разок увидеть и услышать, как он искусно играет на фортепиано
В Вене, Ибсе, Шенбрунне их сразу же полюбили. Без сомнения, было понятно, что теперь у них появились покровители: каждый раз Моцарты получали приглашения от знати и аристократии. Их выступления — прорыв в классической музыке, основанный на гениальности детей и вере отца в своих отпрысков. Когда же выступал один Вольфганг, это была настоящая сенсация. Каждый хотел хотя бы разок увидеть и услышать, как он искусно играет на фортепиано.
Моцарт — путешествующий гений
Леопольд Моцарт и его дети — Вольфганг и Наннерлъ. Акварель Кармонтеля
Семья Моцартов много путешествовала по Европе, где дети восхищали своим мастерством и монархов, и музыкантов, и обычную публику. Первое турне состоялось в 1762—1763 гг., а второе, так называемое большое путешествие, в 1763—1766 гг.
По возвращении в родной Зальцбург десятилетний Вольфганг уже был автором серьёзных музыкальных произведений. В 1770—1774 гг. юный композитор жил в Италии.
Уже в 14 лет Вольфганг стал самым молодым за всю историю членом Болонской филармонической академии — одного из самых авторитетных в Европе музыкальных учреждений. Тогда же он был удостоен ордена Золотой шпоры.
К семнадцати годам Моцарт стал автором четырёх опер, двадцати четырёх сонат, тринадцати симфоний, нескольких духовных сочинений и множества небольших пьес.
В 1775—1780 гг. композитор продолжал плодотворно трудиться, ездил в Мюнхен, Мангейм и Париж. В 1779 г. он получил должность придворного органиста при Зальцбургском дворе, но уже в 1781 г. поссорился со своим работодателем, архиепископом, и потребовал отставку.
Детские годы
Будущий вундеркинд родился в Зальцбурге 27 января 1756 года. Родители: музыкант Леопольд Моцарт и дочь комиссара-попечителя Анна Мария Пертль. В семье было двое детей: сын Вольфганг и дочь Мария Анна. Могло бы быть и больше, но рожденные малыши умирали. Мать композитора сама чуть не умерла во время родов сына.
Рис. 1. Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт. 1819 годСтарший Моцарт занимался сочинением музыки, владел скрипкой. Местом работы отца была придворная капелла. Дети Моцартов жили в атмосфере музыки и творчества. Моцарт-старший разглядел в дочери и сыне наличие музыкальных талантов. Когда Марие Анне исполнилось 7 лет, отец взялся обучать ее игре на клавесине. Вольфганг крутился рядом с сестрой и после занятий старался подбирать музыку, которую она только что разучила на занятиях. Моцарту тогда только исполнилось три года. Глава семьи взялся и за его обучение тоже.Через год маленький Моцарт уже играл пьесы и менуэты. Затем он попробовал сочинять музыку. Первые творческие опусы в композиторстве Леопольд записывал на бумагу. Звуки клавесина звучали в доме Моцартов каждый день. Когда Моцарту исполнилось 6 лет мальчик отлично играл на клавесине. Свободно владел скрипкой. Разобрался с ладами и настройками, смычком и звуком. Одаренный Вольфганг не переставал удивлять отца. Он очень любил дочь и сына, старался их научить всему, что знал сам. Дети не посещали школу, получая домашнее образование. Моцарт увлекался новыми темами и полностью погружался в их изучение. Был такой случай, когда Вольфганг проходил обучение по арифметике. Весь дом оказался исписан мелом: цифры были повсюду. В такие моменты музыка для мальчика отходила на второй план.Как родитель Леопольд хотел видеть Моцарта композитором. В те времена существовали определенные правила. Прежде чем стать композитором, музыкант должен был показать себя хорошим исполнителем. Поэтому Леопольд решил организовать детям тур по известным дворам Европы. Музыкальные путешествия длились около 10 лет.
Рис. 2. Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник — Эбенейзер КроуфордПервые гастроли юных музыкантов произошли в 1762 году. Зимний Мюнхен встретил их радушно. Талант детей произвел впечатление на зрителей.Леопольд решил упрочить успех. Осенью семья засобиралась в центр культуры Европы — Вену. Когда до поездки было 9 месяцев, отец взялся за усиленную подготовку Вольфганга. Причем он решил сделать выступления сына более эффектными. Для этого научил его музицировать с повязкой на глазах. Стоит отметить, что маленький Моцарт ни разу не ошибся.До Вены добирались на почтовом корабле. На остановках давали концерты, проходившие с огромным успехом. Жители городов не скупились в словах, восхищаясь талантом юного дарования. Вскоре Моцартов пригласили во дворец императора. Вольфганг музицировал здесь несколько часов и тоже произвел впечатление на монарших особ.После этого не было ни одного дня, чтобы Моцарты не бывали на приемах в домах высокопоставленных особ. Когда Моцарты вернулись домой, то начали готовиться к поездке в Париж.
Сообщение о Моцарте доклад
Вольфганг Моцарт самый великий и талантливый австрийский композитор, который им был и останется на долгие годы. Выдающийся композитор родился в многодетной семье музыкантов. Из шестерых детей в семье Моцарта выжили только Анна и Вольфганг. Оба ребенка были очень талантливы, они много путешествовали с отцом и давали концерты. Талантливый Моцарт родился в 1756 году. Его семья на тот момент жила в Зальцбурге. Отец занимался со старшей сестрой игрой на музыкальных инструментах, это очень нравилось маленькому Вольфгангу. Когда ребенку исполнилось 4 года, он так же начал заниматься с отцом музыкой, и у него это хорошо получалось. Уже с 5 лет талантливый ребенок начал самостоятельно придумывать музыкальные пьесы для клавесина. Отец уже в то время понимал, что его сын очень одаренный и талантливый, поэтому ему приходит идея отправиться в концертное путешествие вместе с детьми. Дети побывали в самых разных городах. Они выступали на сценах Амстердама, Парижа, Лондона, давали концерты в Мюнхене и Вене.
Уже с ранних лет Моцарт, будучи худощавым, бледненьким ребенком смог покорить публику. Всем нравились его творения и выступления, казалось, что теперь он затмил даже свою старшую сестру. Даже, несмотря на то, что поездки и концерты были долгими, дети очень уставали, все же это было их самое лучшее время. Восхищались талантом ребенка в княжеских и королевских дворах, куда приезжала талантливая семья. К своим 20 годам, молодой и очень перспективный музыкант имел за плечами большой творческий багаж. Но славе не суждено было долго продолжаться. Мальчик рос, менялся, и теперь те, кто раньше очень обожал его выступления, перестали захаживать на его концерты. Жизнь в родном городе у талантливого Моцарта не сложилась, и он принял решение перебраться в Вену. Дела молодого юноши шли не очень, в 22 года он со своей матерью перебирается в Париж. Когда-то давно здесь ценили его талант, теперь же Моцарту, словно не было места в этом городе. После смерти матери, которая не пережила терзаний своего ребенка Моцарт опять возвращается домой.
Вольфганг трудится всю свою жизнь, он не перестает создавать музыкальные шедевры. Моцарт знакомится с девушкой Констанцией Вебер. Из-за того, что родители девушки были против их брака, они решают тайно обвенчаться. Жизнь молодой семьи была не слишком сладкой. Сначала дела композитора вроде пошли в гору. Он преподает, активно пишет произведения, которые быстро продаются. Но все это быстро закончилось, его концертов ставится все меньше, семья имеет большие долги, да и болезнь Констанции, сильно сказывается на семейном бюджете. Постоянные терзания, отсутствие денег и огромные долги, очень подкосили композитора. В 35 лет Моцарт часто болеет, ему трудно вставать с кровати. Будучи очень слабым, композитор не перестает писать свои произведения, которые ему не суждено завершить. Не стало Моцарта в 1791 году, его похоронили очень скромно, в могиле на нескольких бедняков. На тот момент его семья не могла позволить себе устроить пышные похороны.
У Моцарта осталась жена и двое детей. Констанция долго не могла отойти от смерти мужа, ведь семья теперь лишилась единственного кормильца, да и к тому же, многочисленные долги висели над женщиной, словно Дамоклов меч. Чтобы как то прокормить детей и выжить в этом мире женщине ничего не остается, как продать рукописи мужа. Проходит время и Констанция решает снова выйти замуж, но и здесь судьба снова забирает у нее мужа. На долю этой женщины выпало много испытаний, но она сумела встретить старость увидеть, как растут ее дети. Констанция пишет биографию Вольфганга Моцарта, и некоторые специалисты считают, что в этой истории она чего-то не договаривает. Младший сын композитора решает пойти по стопам отца, но превзойти или догнать великого композитора не под силу даже его детям.
Выдающиеся произведения такого талантливого человека как Вольфганг Моцарт радуют своей утонченностью и глубиной даже теперешних его почитателей. До сих пор нам известны многие его творения, такие как «Концерт для фортепиано Ре минор», опера «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта». Вольфганг, как и многие другие композиторы большого внимания, выделял духовной музыке. Перед смертью композитор продолжал работу над своим последним творением Реквием, но работа так и не была закончена. Моцарт смог войти в историю как талантливый человек, с очень драматичной судьбой. Оказывается, даже огромный талант, не может уберечь человека от бедности и непонимания.
2, 3, 5, 6, 7 класс, по музыке
Симфония № 36 до мажор («Линцская»)
Моцарт и Гайдн считаются основоположниками европейской симфонии. Композитор обратился к этому жанру тогда, когда он ещё не сформировался в том виде, каким знаем его мы. А первые свои симфонии он написал в возрасте 8 лет. Бо́льшая часть его симфоний написана в ранние годы. Наивысшим достижением Моцарта в этом жанре стали 3 последние симфонии.
«Линцская» симфония появилась в 1783 г. Моцарт уже был прославленным музыкантом, но это не дало ему материального благополучия. Он покинул придворную капеллу, где чувствовал себя слугой у заносчивого архиепископа Зальцбургского, женился на Констанции Вебер и решил поселиться в Вене, рассчитывая на успех. Но успеха не случилось, зато испортились отношения с отцом, который был против его женитьбы и против его ухода со службы.
Летом 1783 г. Моцарт с Констанцией поехал к отцу в Зальцбург с целью примирения, а на обратном пути заехал в австрийский город Линц. Здесь во дворце графа Туна была сочинена и исполнена под его управлением в ноябре этого же года симфония № 36.
Она состоит из 4 частей:
- adagio (медленно), allegro spiritoso (весело, с юмором);
- poco adagio (достаточно медленно);
- menuetto (в форме менуэта);
- finale presto (очень быстро).
Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме. В финале разворачивается картина праздничного веселья.
III период – венское десятилетие (1781-1791)
В 1781 году начинается новый этап в жизни и творчестве Моцарта, связанный с Веной. Позади – бурная ссора с архиепископом, которую он долго не мог вспоминать без содрогания; отчуждение отца, не захотевшего понять его отчаянного шага. Возникшее после Зальцбурга ощущение свободы окрылило гений Моцарта: он больше не подданный архиепископа, может писать, что хочет, а в голове у него множество творческих планов. Кипучая жизнь австрийской столицы как нельзя более отвечала его творческому темпераменту. Моцарт много выступает при дворе, у него появились меценаты и покровители, ценящие его талант (например, русский посол князь А.К.Разумовский). В Вене Моцарт встретился и подружился с Гайдном, которого называл «своим отцом, наставником и другом». Наконец, он счастлив в браке, женившись на младшей сестре Алоизии Вебер – Констанции.
Венские годы стали лучшим, вершинным периодом моцартовского творчества. За это 10-летие он написал почти столько же, сколько за всю предшествующую жизнь, и это самые значительные его произведения: 6 симфоний (включая «Пражскую» и 3 последние знаменитые – Es, g, C), 14 клавирных концертов, множество камерных сочинений (в т.ч. 6 струнных квартетов, посвященных Гайдну)
Но главное внимание Моцарта в эти годы было направлено на оперу
Прекрасным венским дебютом стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782). За ним последовали «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» («Все они таковы»), «Милосердие Тита», одноактная комедия с музыкой «Директор театра».
И все же эйфория первых венских лет вскоре сменилась более трезвым взглядом на свое положение. Столь желанная свобода оказалась чреватой материальной неустойчивостью и неуверенностью в завтрашнем дне. Император не спешил принимать композитора на государственную службу (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов). Материальное благополучие зависело от заказов, а они поступали не столь часто. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене.
Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» и скорбный величественный Реквием, оставшийся незавершенным.
Моцарт умер в ночь на 5 декабря 1791 года. Вокруг его болезни, смерти, похорон создано множество легенд, переходящих из одной биографии в другую.
Восторженную любовь к Моцарту он унаследовал от своего учителя, П.И. Чайковского.
В русле этого течения созданы «Эгмонт» и «Страдания молодого Вертера», «Разбойники» Шиллера.
Интересно, что в тот же период в Италии были русские композиторы и , но их пути не пересеклись.
Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода – «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония.
В этой связи сильно не посчастливилось Антонио Сальери, на которого с «легкой руки» А.С. Пушкина легло несмываемое пятно. Между тем легенда о Сальери-отравителе не получила никаких подтверждений. Реальный Сальери был человеком порядочным и добродушным. Многих своих учеников он обучал композиции бесплатно (среди них был и сын Моцарта, и Бетховен, и Шуберт).
Никколо Пиччинни (1728-1800) – итальянский композитор, автор более 100 опер в разных жанрах (особенно много опер-buffa). Переехав в столицу Франции (1776), Пиччини был втянут в музыкально-общественную борьбу: противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному искусству более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Особенно отчетливым было соперничество двух композиторов в работе над «Ифигенией в Тавриде»: Глюк и Пиччинни написали свои оперы на этот сюжет практически одновременно. Победу одержал Глюк.
Биография Моцарта: кратко о творчестве
В творениях Моцарта сочетаются строгие и ясные формы с глубокой эмоциональностью. Его произведения поэтичны и несут в себе тонкое изящество, при этом они не лишены мужественности, драматичности, контраста.
Он известен своим реформаторским подходом к опере. Именно их новизной подкупает как опера, так и биография Моцарта, краткое содержание которой начинается с трехлетнего возраста. В его произведениях нет четко выраженных отрицательных или положительных персонажей. Их характеры многогранны. Самые известные оперы:
- «Дон Жуан»;
- «Свадьба Фигаро»;
- «Волшебная флейта».
В симфонической музыке Моцарт (биография, краткая, но содержательная, наверняка позволила вам узнать много нового об этом композиторе) отличился присутствием певучести в оперных ариях и драматичностью конфликтов. Популярными считаются симфонии под номерами 39, 40, 41.
По тематическому каталогу Кехеля, Моцарт создал:
- духовных творений – 68;
- струнных квартетов – 32;
- сонат (вариаций) для клавесина и скрипки – 45;
- театральных произведений – 23;
- сонат для клавесина – 22;
- симфоний – 50;
- концертов – 55.
Всего удалось насчитать около 626 произведений.
Творческая биография Моцарта
Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.
Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.
В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.
Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.
Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.
В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.
Семейные трудности
Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.
Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.
В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.
Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.
Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.
Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.
Расцвет карьеры
Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.
Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.
Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.
Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле барокко, чтобы разнообразить репертуар.
В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого Александр Пушкин запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.
1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».
Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.
Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.
После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.
Последние творческие годы
Однако постепенно публика начала терять интерес к произведениям Моцарта. Поставленная в Вене пьеса «Дон Жуан» полностью провалилась. В то время, как у соперника Вольфганга, композитора Сальери, новая пьеса «Аксур, царь Армуза» прошла с успехом. Всего 50 дукатов, полученных за «Дон Жуана» поставили материальное положение Вольфганга в тупик. Жене, измученной постоянными родами, требовалось лечение. Пришлось сменить жильё, в пригороде оно стоило значительно дешевле. Положение становилось плачевным. Особенно, когда Констанцию пришлось отправить в Баден по рекомендации врачей для лечения язвы голени.
В 1790 году, когда жена в очередной раз была на лечении, Моцарт отправился в путешествие, как когда-то в детстве, в надежде заработать хоть немного денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако вернулся он домой с ничтожными сборами от своих концертов.
В самом начале 1791 года в музыке Вольфганга начался подъём. Он много сочинял по заказу танцы и концерты для фортепиано с оркестром, квинтеты и ми-бимоль мажоры, симфонии и оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», также писал очень много духовной музыки, а в последний год своей жизни работал над «Реквиемом».
Финал жизни великого композитора
В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.
Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.
Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.
Увековечивание памяти о Моцарте
Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.
Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.
Интересные факты из жизни музыканта и композитора
У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.
Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.
Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.
Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.
Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.
Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.
Реквием
В июле 1791 года в дом к Моцарту пришел неизвестный мужчина, облаченный в черное. Он заказал у композитора заупокойную мессу и внес предоплату, после чего удалился. Позже выяснилось, что это был слуга графа Франца фон Вальзегга, которому месса была нужна для его недавно умершей супруги.
Несмотря на то, что композитор принял аванс и пообещал все сделать, во время работы над «Реквиемом» он часто прерывался на другие, более срочные и выгодные заказы.
К сожалению для всех, мессу композитор так и не закончил, рано скончавшись. Существуют неподтвержденные слухи, что чувствовавший приближение смерти Моцарт грустно шутил, что пишет «Реквием» для себя.
Когда его не стало, жена испугалась, что заказчик заберет выданные авансом деньги, поэтому она попросила друзей Моцарта дописать мессу. Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер эту просьбу выполнили, отдав дань уважения почившему товарищу.