Тувинцы (общие сведения)

Народы россии. тувинцы

Жилище

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных. В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага. Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.

Генетика

Исследование ДНК тувинцев выявило, что по Y-ДНК первом месте у них находится Y-хромосомная гаплогруппа N(xN3)-M231 (21,4 %), на втором месте — Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 (17,5 %). Y-хромосомные гаплогруппы P, Q, R* и R2 вместе составляют 18 % (Y-хромосомная гаплогруппа Q1a3 — 14 %), Y-хромосомная гаплогруппа C2-M217 (ISOGG) — 14,9 %, Y-хромосомная гаплогруппа R1a —12,7 %. По мтДНК доминирует митохондрильная гаплогруппа C (47,1 %), на втором месте находится митохондрильная гаплогруппа D (15,5 %), на третьем месте находится митохондрильная гаплогруппа G (7,9 %). В роду монгуш у 39 % выявлена Y-хромосомная гаплогруппа N (у 16 % ветвь N1a2). Y-хромосомные гаплогрупп R1a-Z93, C2 и Q встречаются частотой 19 %. У рода ооржак с частотой 30 % встречается Y-хромосомная гаплогруппа N3a, с частотами 15 % встречаются Y-хромосомные гаплогруппы N1a2, N3a5, R1a-Z93. Y-хромосомная гаплогруппа C2 встречается у 11 %.

Распределение Y-хромосомных гаплогрупп у тувинцев

Наадым

Наадым – праздник животноводов, празднуемый в середине августа. У него тысячелетняя история. В древности во время этого праздника делали подношения духам местности и предков, которые охраняли данную территорию.

Теперь, кроме традиционных состязаний в борьбе хуреш и стрельбе из лука, во время праздника проводятся конкурсы на лучшую юрту, национальный костюм, конскую сбрую и поднятие тяжёлых камней.

Во время празднования Наадыма уже около десяти лет в республике проводится Международный фестиваль войлока. На него собираются не только местные умельцы, но и:

  • хакасы,
  • буряты,
  • башкиры,
  • казахи,
  • кыргызы,
  • монголы,
  • жители Алтая и близлежащих сибирских областей России.

В условиях лютой зимы, когда -40◦ — это обычное дело, а иногда морозы доходят и до -60◦, теплоизоляционные свойства войлока имеют решающее значение. Из него изготовляют юрты, матрасы, внутренние чулки и стельки обуви и даже бижутерию.

Всё это, а также и другие предметы декоративно-прикладного искусства, продаётся на фестивале. Мастера обмениваются опытом, узнают о новых техниках изготовления изделий, проводят мастер-классы по украшению войлочных изделий, чтобы обогатить и развивать традиционное ремесло их предков.

Известный этнолог из Венгрии, Иштван Видак, мастерски овладевший войлокованием, так оценил кропотливое изготовление войлочного полотна:

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие. В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики. Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.

Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Этнические группы и родственные народы

Тувинцы Республики Тува

Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.

Тофалары

Проживающие на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области тофалары, являются осколком тувинского народа, который остался в составе Российской империи после вхождения основной части Тывы в состав Китайской империи в 1757 г. Они испытали значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских, вследствие своей малочисленности и оторванности от основной массы тувинцев.

Сойоты

Близкими тувинцам являются сойоты, проживающие в Окинском районе Бурятии. Сейчас сойоты монголизированы, но принимаются меры по возрождению сойотского языка, близкого тувинскому.

Тувинцы в Монголии

Также тувинцами являются проживающие на территории Монголии урянхайцы-мончак и цаатаны. В своей общей массе, тувинцы в Монголии проживают в Баян-Улэгейском районе, Увс, Сэлэнгэ и Ховдинском.

Цаатаны

Цаатаны проживают на северо-западе Монголии в Дархадской котловине. Преимущественно занимаются оленеводством. Живут в традиционных жилищах — урц (чум) — круглый год.

Тувинцы в Китае

В Алтайском округе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (граничит на западе с Казахстаном, на севере (на небольшом протяжении) с российской Республикой Алтай и на востоке с аймаком Баян-Улгий Монголии) проживают китайские тувинцы, переселившиеся сюда много лет назад по не установленным обстоятельствам. Сами себя они именуют кок-мончак или алтай-тыва, а свой язык — мончакским. Район расселения китайских тувинцев смежен с ареалом расселения монгольских урянхайцев в смежном монгольском аймаке Баян-Улгий. Утверждается, что китайские тувинцы смогли сохранить многие обычаи, которые у тувинцев из самой Тувы оказались утрачены. Большинство китайских тувинцев — буддисты. Занимаются скотоводством. Точные сведения об их численности отсутствуют, поскольку в официальных документах они числятся как монголы. Немногочисленные тувинские семьи встречаются и в городах Алтай, Бурчан, Хаба. У китайских тувинцев нет фамилий, а в личных документах отсутствует указание на родоплеменную принадлежность. Тувинцы в Синьцзяне носят имя (популярны монгольские, собственно тувинские и, реже, казахские имена), данное при рождении, и имя отца. Всего в Китае девять тувинских племён: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды и хойт. Дети тувинцев обучаются в монгольских, казахских и китайских школах. В монгольских школах обучают старомонгольской письменности. В таких школах работают учителя-тувинцы, но в некоторых селениях имеются только казахские школы. В проведении свадебного ритуала бытует заимствованный у казахов обычай выкупа (калым) невесты. При этом смешанных браков с казахами почти не встречается, в отличие от браков с монголами.

Этнические связи тувинцев с монголами

Как полагают исследователи, основными составляющими в этническом формировании тувинцев стали племена тюркского, монгольского и самодийского происхождения. В течение многих веков этнические группы предков современных тувинцев и монголов входили в тесно контактирующие либо одни и те же племенные и государственные образования тюрко-монгольских кочевников Центральной Азии. Особо тесные отношения между предками тувинцев и монголами сложились после включения племён тубас и тухас в состав Монгольской империи в 1207 году. В составе тувинцев встречаются такие роды, как меркит (меркут, мюркют), мекрин, мянгат, тумат, салчак (салджиут), харанут, цувдаг, шарнут, элджигин, галжан, моол и др.

Традиционно дубо (туба, туха), предки тувинцев, отождествляются с древними тюркскими племенами. При этом существует мнение, согласно которому дубо имели тесные этнические связи с монголами. Дубо представляли собой одно из основных поколений ойхоров, которые, в свою очередь, по мнению Н. Я. Бичурина, представляли собой древних монголов. Первоначальную монголоязычность дубо в своих трудах поддерживает А. С. Шабалов.

Название

Название тувинского народа «тыва» упоминается в летописях Суйской (581—618 гг.) и Танской (618—907 гг.) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо. Также название «туба» упоминается в 239-ом параграфе Сокровенного сказания монголов. В более ранний период они были известны под названием урянхайцы (XVII—XVIII вв), в более поздний (XIX — начало XX в.) — сойоты. По поводу других этнонимов — урянхи, уряихаты, урянхайцы, сояны, сойоны, сойоты — в целом можно утверждать, что такое название им дали соседние народы, а для самих тувинцев эти этнонимы нехарактерны.

Тюрколог Н. А. Аристов заключает, что «урянхаи так называются монголами, сами же зовут себя туба или тува, как тюркские племена Алтай Саянских гор; именуют их также сойотами, соитами, сойонами». «Название урянхи дают этому народу монголы, а сами же себя зовут туба или тува» — пишет Г. Л. Потанин. Этническое название «тыва» было зафиксированы в русских источниках 60-80 гг. XVII в. (История Тувы 2001:308) и сами тувинцы никогда не называли себя урянхайцами. Соянами называли, и до сих пор называют тувинцев алтайцы и хакасы. Известно, что тувинцев сойотами и урянхайцами ошибочно называли русские (Грум-Гржимайло пишет сойотами назвали наверно мы русские люди) и монголы, а вслед за ними другие народы.

Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания «тувинцы», которым именовали себя все саянские племена. Наряду с ним употреблялось другое название — «сойоты», То есть по-монгольски «саянцы», «сойоны». Тождество этнонимов «тувинцы» и «сойоты» не подлежит никакому сомнению, поскольку, как справедливо утверждает Б. О. Долгих, этноним «тувинцы» образован из самоназвания и является общим для всех саянских племен. Не случайно именно на землях Прибайкалья, Хубсугула и Восточной Тувы, где кочевали в VI—VIII вв. ранние предки тувинцев — племена тубо, теленгиты, токуз-огузы, шивэи из конфедерации теле, русские встретились с племенами, называвшими себя тувинцами. Этноним «Тыва» фиксируется в русских документах 1661 г., свидетельствуя о существовании тувинской народности. Вполне возможно, что данное самоназвание бытовало в среде тувинских племен ещё задолго до появления русских землепроходцев у Байкала. Однако для полной консолидации тувинских племен ещё не было объективных условий.

Происхождение и история[править]

Территория современной Тувы была заселена около 30 тысяч лет назад. На протяжении всей ранней истории этнический состав местного населения значительно изменился. Археологи считают, что в эпоху неолита на большей части Тувы жили предки самодийцев — селькупов, ненцев, нганасанов и т. д. В эпоху бронзы степные и лесостепные районы были заняты индоевропейскими кочевниками. В середине I тысячелетия до н. э. сюда пришли тюркские племена, которые оставили богатый археологический материал, в том числе петроглифы.

Название тувинцев происходит от древнетюркского племени тубо (дубо). В средние века Тыва входила в состав тюркских и монгольских государственных образований. Анализ тувинской культуры показывает довольно ограниченное влияние на нее предыдущих самоедских и индоевропейских культур. Генетические исследования показывают, что непосредственными предками тувинцев были преимущественно древние тюрки. Значительное генетическое влияние монголов было обнаружено в юго-восточной популяции тувинцев.

В середине XVIII века тувинцы попали под контроль империи Цин. В 1760 году в Туве была введена военно-административная система правления, а в 1789—1817 гг. — маньчжурское законодательство, которое сохранило относительную самостоятельность местного населения, но в то же время создало единый руководящий орган и общую военную службу представителей разных групп тувинцев, что способствовало их консолидации. Распространение буддизма также способствовало культурному объединению. С 1863 года Тыва попала в пределы активной деятельности русских торговцев, которые к концу XIX века фактически превратились в монополистов. В Туве были русские поселенцы, занимающиеся сельским хозяйством и добычей золота. В 1901 году правительство Китая разрешило свободную торговлю с тувинцами, что привело к частичному изгнанию русских купцов китайцами.

Синьхайская революция 1911 года привела к свержению династии Цин, от которой непосредственно находились в вассальной зависимости местные феодальные круги. Российские предприниматели и чиновники из соседних приграничных регионов вдохновили призывы нескольких тувинских феодалов к России с целью включить свои земли в её состав. 17 октября 1914 года Николай II объявил, что он принимает всю территорию Тувы в качестве своего протектората. В 1915 году китайские республиканские власти согласились подписать соглашение с Россией и Монголией, согласно которому Монголия, в состав которой была включена Тыва, получила политическую автономию. В 1921 году была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика. В 1925 году она была окончательно признана СССР и Монголией.

В 1926 году в Туве начались активные реформы, направленные на построение социализма и вытеснение иностранных торговцев, кроме Советов. Они сопровождались массовыми репрессиями и бегством части населения в соседние Китай и Монголию. Отношения между коммунистическими правительствами Тувы и Монголии значительно ухудшились. В 1944 году Тыва была принята в состав РСФСР как автономный округ. В 1961 году она приобрела статус автономной республики в составе РСФСР. В настоящее время является субъектом Российской Федерации. В Китае и Монголии тувинцы не имеют национальных автономий, но признаны этническим меньшинством и способны сохранять и развивать свой язык и культуру благодаря своей компактной жизни.

Хозяйство

Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины XX в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго–востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех–четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой–«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали название «ок», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронташем – «саадак» (колчан). Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.

Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие – копалка о железным наконечником – «озук».

Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников–оленеводов тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передвижениям и быстрому развертыванию в любых условиях. К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов–ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.

Жилище

Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето–дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая – мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики. Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом. Тувинская юрта не может считаться полной в отношении обстановки, если в ней нет войлочных ковров ширтек. На земляной пол растилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки. Их бывает от 2 до 3 штук: в передней части юрты, с левой стороны, у кровати. В настоящее время некоторые используют деревянный пол. Различные шаманские культовые предметы в юрте имели определенное место, например, хранитель юрты Кара Моос всегда находился над дверью и головой был обращен в сторону полок на мужской стороне, другие хранители–духи находились между аптара и постелью. Буддийско–ламаисткие культовые предметы помещались над шкафчиками или на аптара.

Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.

Традиционным жилищем восточных тувинцев–оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне–осеннее время берестяными полстями, а зимой – полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх–, пяти – и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные постройки западных тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В начале XX в. под влиянием русских крестьян–переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани. В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки. Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Буддизм с примесью шаманизма

Республика Тува знаменита не только тем, что находится в самом центре Азии. Оказывается, тувинцы – единственный народ, чей язык принадлежит к тюркской семье, а религией является буддизм. Других таких мест в мире нет.

В период расцвета Уйгурского каганата, а именно в VIII-IX веках, в Туве распространяется буддизм, который вскоре становится господствующей религией. К новым верованиям примешивались старые шаманские обычаи, а в итоге сложилась неповторимая тувинская культура. Даже сегодня буддийские ламы устраивают религиозные праздники, во время которых надевают костюмы шаманов.

В процессе ритуального танца лама прогоняет злых духов, которые собираются напасть на землю. Порой ламы устраивают театрализованные представления, посвящённые буддийским преданиям или сюжетам, основанным на тувинском фольклоре.

Как и их далёкие предки, тувинцы с благоговением относятся к природе. Они считают себя её частью, а потому нередко наделяют природные силы сверхъестественными способностями. Например, необычные деревья считаются священными помощниками людей.

Если в лесу встречается сросшееся дерево, имеющее необычную форму, тувинцы украшают его ритуальными лентами и совершают подношения даров. В таких местах нельзя шуметь или громко разговаривать, иначе добрый дух, обитающий внутри дерева, может разгневаться.

У меня вызывает искреннее уважение ещё одна традиция, которой издавна придерживаются все тувинские охотники. Они никогда не убивают животных с детёнышами. Конечно, это помогает сохранить популяцию животных, но тувинцы верят, что убийство самки с малышами принесёт несчастье им и их детям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: