Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
Применительно к учебному процессу управление представляет
собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на
коллектив учащихся и отдельного студента для достижения заданных
результатов обучения.
Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход,
противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу
процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Отличительные черты управления учебным процессом
заключаются в следующем:
- сознательное и планомерное воздействие, которое всегда
предпочтительнее стихийной регуляции; - наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой
(преподаватель) и объектом управления (обучаемый); - динамичность, или способность управляемой подсистемы переходить из
одного качественного состояния в другое; - надежность, т.е. способность системы управления выполнять заданные
функции при определенных условиях протекания процесса; - устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной
траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на
различные внешние и внутренние возмущения; - процесс управления выступает одновременно как цикличный и
непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением
многих циклов управления.
Управленческий цикл начинается с постановки целей и
определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной
цели. По достижении какой-то цели ставится новая и управленческий цикл
повторяется. Цель — действие — результат — новая цель — такова
схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима
к научному и учебно-воспитательному процессам.
Эффективное управление процессом обучения возможно
при выполнении определенных требований:
- формирование целей обучения;
- установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;
- разработка программы действий, предусматривающей основные
переходные состояния процесса обучения; - получение по определенным параметрам информации о состоянии
процесса обучения (обратная связь); - переработка информации, полученной по каналу обратной связи,
формирование и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.
Задача преподавателя в процессе управления заключается в
изменении состояния управляемого процесса, доведении его до заранее
намеченного уровня. Строго говоря, управление процессом обучения
предусматривает определение места каждого участника этого процесса, его
функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для
наилучшего выполнения им своих задач.
Управление представляет собой информационный процесс,
характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов и включающий
контроль за поведением объекта. От управляющего органа (преподаватель) к
управляемому объекту (студент) поступает информация по цепи управления в
виде сигналов управления, затем от объекта (ученика) к регулятору
(преподаватель) цепь передачи должна замыкаться сигналами обратной
связи, несущими сведения о фактическом состоянии управляемого объекта.
Роль преподавателя заключается в переработке получаемой информации, ее
осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс
коррективов.
Функции педагогической деятельности
В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) педагога: диагностическая, прогностическая, конструктивно-формативная, организаторская, информативная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.
Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и определением уровня их обучения, развития и воспитания. Для этого учитель должен знать соответствующие методы диагностики.
Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в способности педагога определять направление педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе педагогической работы, прогнозировать ее результаты, характеристики изменений в развитии личности. При этом результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому учитель должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.
Конструктивно-созидательная функция деятельности учителя органически связана с прогностической функцией. Эта функция предусматривает отбор и организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой эта информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Функция проектирования также включает в себя постановку долгосрочных, перспективных целей обучения и воспитания и планирование стратегий и путей их достижения.
Организующая функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в образовательный процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется путем отбора и структурирования информации в процессе ее донесения до студентов; организации собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.
Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, философской, нравственной и эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция преподавателя, владение предметом, умение доступно объяснить и изложить ту или иную информацию.
Коммуникативная функция подразумевает установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса — учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Эта функция характеризует специфику взаимодействия учителя с учениками.
Творческая функция определяет отношение учителя к педагогической деятельности как к творческому процессу. Творческий характер педагогической деятельности не позволяет дать конкретный «рецепт», как вести себя в той или иной ситуации.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Системообразующий фактор педагогического процесса
- Воспитание гуманистических межличностных отношений в обществе старшеклассников
- Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
- Закономерности процесса обучения
- Методика профессионального обучения
- Сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей подросткового возраста
- Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у младших школьников
- Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников
- Вклад е. А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования
- Задачи духовно-нравственного воспитания
Нюансы педагогического процесса
Поскольку педагогическая деятельность — это деятельность целенаправленная, постольку процесс — преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый. И не приходится удивляться тому, что усилия педагога в воспитательной работе иногда поддерживаются, а иногда разрушаются процессом стихийным. Педагогу приходится учитывать эту ситуацию и условия. А это возможно только при постоянной, скользящей диагностике.
Педагогический процесс — это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие индивида. К тому же индивид, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно.
Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с детьми означает уважительное отношение к детям, способность ценить в ребенке его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства.
Педагогическая деятельность необходимо включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс. Поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. Она способна создать атмосферу доверительности, теплоты, взаимоуважения, благожелательности во взаимоотношениях педагога и воспитанника. Тогда слово педагога оказывается действенным инструментом влияния. Но грубость, жестокость, нетерпимость в тех же взаимоотношениях, бестактность в общении формируют атмосферу недоброжелательную. В такой ситуации слово воспитателя раздражает воспитанника, воспринимается им негативно, угнетает его. Само общение и для педагога, и для воспитанника становится безрадостным, нежелательным, а слово — малодейственным или даже разрушительным фактором.
В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных. При этом исчезает психологический барьер между ними; между старшими и младшими, опытными и неопытными членами группы устанавливается подлинное сотрудничество. Конечно, при этом ответственность старших за младших — моральная, правовая, психологическая — остается, но она смягчается, как бы не замечается, и в то же время как бы одинаково возлагается на всех.
Вопрос о стиле руководства вообще, о стиле взаимоотношений между руководителями и подчиненными— особый и большой. Он более подробно рассматривается в другой теме. Сейчас же скажем лишь о том, что демократический стиль, в отличие от авторитарного и либерального, более предпочтителен. Стиль же управления, который опирается на беспрекословное, не допускающее возражений и обсуждений, исполнение приказа, команды, распоряжения, — формирует личность пассивную, безответственную, безынициативную.
Уровни педагогической деятельности
При рассмотрении педагогической деятельности есть два аспекта: внешний и внутренний.
Внешние компоненты педагогической деятельности: -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД (как учителя, так и ученики), -объект педагогического воздействия (ученики, родители,), другие объекты (образовательный процесс, его содержание и т.д.), -результат педагогической деятельности.
Внутренние компоненты педагогической деятельности: -мотивационный компонент (то, что движет работой учителя: Мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную замену, заботы о будущем и т.д.), -содержательный компонент (те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: профессиональные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операциональный компонент (те умения, которые необходимы ПД для выполнения его функций: гностические, творческие, конструктивные, коммуникативные.
Уровни педагогической деятельности :
1 уровень — репродуктивный — подразумевает способность учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Для такого учителя трудно делать что-то новое.
2 этап — адаптивный — подразумевает способность учителя приспосабливаться к новым требованиям жизни, школы, изменять известные методы.
3 этап — творческий — подразумевает нестандартные, необычные действия учителя, которых нет в известном опыте.
Особенностью ДО является: — его целенаправленный, личностно-ориентированный характер (на ребенка, его образование, развитие…), — его кооперативный характер: в нем обязательно участвуют и учитель, и ученик, — его целевой характер: ПД рассматривается как решение профессиональных проблем, которые возникают у учителя одна за другой, — его гуманистический характер: чаще всего «гуманизм» понимается как «любовь к человечеству», уважение прав и достоинств человека и т.д.
Признаки профессиональной ПД :
В отличие от семейного воспитания, которое органически связано с жизнью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизни детей: — ее осуществляет специальный педагог, обладающий необходимыми знаниями и навыками; — ее реализация основана на специфических формах: уроки, занятия, -классы. -Эта деятельность имеет конкретную цель: научить ребенка чему-либо, дать систему определенных знаний, обучить определенным навыкам и умениям, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребенка, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д. развиваться, — ребенок также понимает «особый» и серьезный характер этой деятельности — он вовлечен в особые отношения с учителем: результаты педагогической деятельности, особенно в ее воспитательной части, проверяемы; результатом этой деятельности являются знания и умения ребенка, которые передает учитель; результаты воспитания менее очевидны — из-за того, что ребенка «воспитывают все и вся» и результаты «откладываются» во времени; — хороший учитель не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует различные способы влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение проблем ученика, совет, поддержка, помощь.
Гуманистический характер педагогической профессии и деятельности. Это проявляется в особенностях педагогической деятельности и образа мышления. Если вспомнить, что основным содержанием педагогической профессии являются отношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания по предмету (с другой), то мы приходим к выводу, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: Знание людей и специальная подготовка.
Что такое педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это особый вид человеческих отношений, обеспечивающий процесс передачи жизненного опыта как духовного, так и практического от обучающего обучающемуся.
Это один из древнейших видов деятельности возникший ещё на заре человечества. Его появление было обусловлено необходимостью сохранить знания и умения рода и передать их новым поколениям. Однако как вид профессиональных занятий, имеющий определённые требования к реализации, она оформилась только с возникновением письменности, ставшей приоритетной формой закрепления знаний. В этот период сформировалась специальная группа людей, не только владеющая письменностью, но и способная обучить других этому уникальному способу сохранения и распространения культурных и социальных основ общества.
Важнейшей отличительной чертой педагогической деятельности является её совместная форма осуществления, предполагающая реализацию через обязательное донесение необходимых знаний педагогом до ученика. Такая работа не подразумевает одностороннюю трансляцию знаний без учёта их усвоения другой стороной. Её сущность именно в их переходе к обучающемуся и усвоении им. Таким образом, в этом виде деятельности осуществляется не только самореализация педагога, но и проводится работа над совершенствованием ученика: повышением уровня его знаний, умений, культурных и бытовых навыков, а также социализации и адаптации в обществе.
Какие виды педагогической деятельности существуют
Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.
Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.
- Образовательная – глобальный процесс, предполагающий своей целью целостное развитие и становление личности обучающегося в течение длительного периода с помощью комплекса систематических действий, предусмотренных образовательными стандартами. Это процесс формирования знаний, умений и навыков по разным аспектам жизни общества, предлагаемый в объёме, который способны усвоить обучающиеся обусловленного возрастного уровня и развития.
- Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
- Обучающая – представляет собой целенаправленный академический процесс формирования совокупности знаний, умений и навыков учащегося, в котором они доводятся учителем до определённого уровня, являющего собой цель обучения, за счёт организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.
- Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
- Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
- Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей), участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.
- Научно-исследовательская педагогическая – направлена на получение новых знаний об учебно-воспитательных взаимоотношениях в паре учитель – ученик, а также о формах их развития, совершенствования и реализации. Изучая совокупность таких взаимоотношений, она разрабатывает предписания, стандарты и модели формирования практической деятельности, к которой относятся все вышеназванные виды.
Публикация «Уровни профессионального развития современного педагога,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инна Витальевна выделяет 9 уровней профессионального развития педагога :
1 уровень- педагогическая умелость- совокупность умений и навыков,проще говоря педагогическая техника. можно выделить 2 группы. 1 группа- умение управлять собой,своим поведением, социально-перцептивные способности,техника речи.
2 группа — умение педагога воздействовать на других (детей,родителей,коллег). в эту группу входят дидактические умения,организаторские, технологические,коммуникативные.
2 уровень- педагогическое мастерство. Современное понимание пед. мастерства включает 4 компонента. 1-система знаний. 2- система умений. 3- система специальных способностей. 4-гуманистическая направленность в личности педагога (это нововведения).
3 уровень- готовность к инновациям. Это активно-действенное состояние личности педагога,личностное проявление его творческого стиля деятельности, в котором сочетается 3 компонента:
* психологический — это мотивация +личностные качества педагога.
* теоретический -система знаний.
* практический — система умений.
После всего этого можно сказать, что ГОТОВНОСТЬ это такой «сплав» психологической,теоретической и практической готовности.
4 уровень- педагогическое творчество. Этот уровень связан не столько с продуцированием, а сколько с их модернизацией. Инна Витальевна привела очень интересный пример. это такая модель АВТОБУС_ТРОЛЛЕЙБУС_САМОЛЕТ. где Автобус- методика чуть адаптируется под себя,под детей. Троллейбус- объединяется 2-3 методики, пропускается через себя и слегка модернизируется. Самолет- создание новой технологии. но все таки,чтобы создать самолет, надо обязательно создать сначала АВТОБУС, потом ТРОЛЛЕЙБУС, и только потом САМОЛЕТ.
5 уровень-готовность педагога к созданию авторской технологии. авторская педагогическая технология характеризуется 1. наличием и согласованность технологических авторских средств и приемов. 2. оригинальностью их сочетанием в индивидуальной методической системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога. 3. индивидуальным стилем его педагогической деятельности. подведя итог можно сказать, что ТЕХНОЛОГИЯ — это сочетание научных технологических знаний и искусства их применять в своей практике.
6 уровень — индивидуальный стиль педагогической деятельности
Это важное условие,механизм,результат формирования готовности педагога к созданию индивидуальной авторской педагогической (дидактической-обучающей-воспитательной-образовательной) системы,методики,технологии
7 уровень- авторская программа. Разработка и усовершенствование образовательных программ- одно из самых распространенных направлений инновационного педагогического поиска в ОУ. Инна Витальевна выделяет
РЕГУЛЯТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Четкая рефлексия- где,как и зачем, для чего педагог намеревается провести инновацию, каким требованиям должна отвечать авторская программа. 2. в программе должны быть не только образовательный стандарт, но и личностный компонент. 3. образовательная программа (авторская) это не инструкция «что дать обучающимся»она направлена на СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ обучение. Также выделяются ТИПЫ авторских программ:
1. Рационализаторские- полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ.
2. Комбинаторные — полученные путем комбинаций нескольких программ.
3. Дополняющие- существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ в ДОУ.
4. Новаторские- отличающиеся новизной,замыслом, обучающими технологиями.
8 уровень- индивидуальная методическая система. Это совокупность индивидуальных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания оптимальных для педагога и его индивидуального стиля педагогической деятельности.
9 уровень- авторская педагогическая система. высшим уровнем профессионально личностного развития и саморазвития педагога является создание им собственной авторской педагогической системы.
Мне было очень интересно, есть куда РАСТИ. надеюсь вам поможет моя статья, когда я думала писать её или нет, ведь автор всего этого не я, но пропустила через себя,где то задумалась, могу я это сделать или нет, и захотелось просто поделиться, ведь не все могут посещать вебинары, много наши педагоги не в совершенстве владеют компьютером, но также старшие воспитатели могут прочитать, познакомить своих педагогов. очень надеюсь,что помогла ВАМ.
Особенности педагогической деятельности
1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.