Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации
Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:
Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:
1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;
2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;
3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;
4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;
5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.
Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.
Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.
Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.
Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:
1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;
2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;
3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;
4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;
5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.
Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.
Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.
Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.
Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1).
Суверенитет, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. (статьи 3, 4, 5, 67 и 79)
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.
Виды
Одним из первых понятие суверенитета в современном его понимании вывел знаменитый мыслитель Жан Боден в своем труде «Шесть книг о государстве». В ней он приписывал независимость только власти в лице монарха. Только монарх, действующий по своей воле, обладает этим свойством. Такая идея положила начало абсолютного суверенитета.
Ввиду этого Жан Жак Руссо, Шарль Монтескье и прочие великие мыслители вывели идею относительного суверенитета. Она гласит, что в действительности источником любой власти является народ, который вольно или невольно поддерживает существующую политическую систему. А значит любая власть уже ограничена народом. Ведь именно народы чаще всего и устраивают революции!
Ну а если мы говорим о более-менее цивилизованном обществе с развитыми институтами частной собственности, гражданского общества, альтернативных и независимых выборов, наконец, с независимой и более-менее честной судебной системой, то в таком обществе абсолютный суверенитет попросту невозможен.
Именно поэтому, когда говорят о современном понимании этого понятия, говорят об относительном суверенитете.
Кроме этого, существует еще формальный и ограниченный суверенитет.
Формальным обладают государства, в уставных документах которых (например, в Конституции) прописано, что оно обладает независимостью, но на деле это не так. Другие страны настолько его зажали, что его и нет фактически.
Ограниченный преобладает в странах, которые в недавнем прошлом являлись агрессорами, и после победы над ними пришлось ограничить из независимость. Так, например произошло с Германией и Японией после Второй мировой войны, о которой вы можете прочесть здесь и здесь.
Также выделяют внутренний и внешний суверенитеты. Думаю, тут всем понятно, что внутренний касается внутренних дел государства, внутренней политики; а внешний — внешней политики. Может ли одно влиять на другое — да, конечно может. Вот, например ввели санкции против России, и у России закончились деньги — тут же повышают цены, налоги, убирают пенсии. При этом правительство мотивирует свое решение тем, что денег нет. Обсуждать тут можно много чего, но факт влияния одного на другое — однозначен, даже, если это не так
Вот вы прочли статью, и думаете, что все у вас ок, теперь вы все знаете и умеете, и непременно решите ЕГЭ по обществу на отличные баллы. Смею вас разубедить. Ведь подготовка к экзаменам — это не просто чтение статей — это целенаправленная, каждодневная работа над своими навыками.
И лучше если эта работа происходит под контролем опытного преподавателя — например меня! =) Рекомендую Вам в срочном порядке прийти на наши курсы подготовки, и хотя бы пройти бесплатные курсы, чтобы понять, как именно надо готовиться к экзаменам. Вся информация здесь. Успехов!
Поделиться в соц. сетях
Важность свободы выбора
Независимость в определении стратегии своего развития, выстраивании связей с населением, а также другими участниками международных отношений, означает государственный суверенитет. Это определение подтверждает свободное право выбора:
- формы государственного устройства;
- организации органов власти;
- структуры местного самоуправления;
- системы управления финансами;
- границ суверенитета (территориальных, юридических).
Неотъемлемые свойства суверенной республики: контроль обеспечения порядка, соблюдения законов внутри страны, защита территории в случае угрозы вторжения извне. К решению этих задач привлекаются силовые структуры — армия, полиция. Верховная власть вправе препятствовать инициативе отдельных частей, республик, регионов отделиться. Такие стремления приводят к потере территориальной целостности, определённой Конституцией.
Так, в 1988 году в СССР начался процесс по отделению республик, в результате которого распался Советский союз, и появилась Российская Федерация. Но независимость власти вовсе не означает бесконтрольность. Верховная власть ограничивается законами и положениями Конституции. Например, согласно ст. 3 ч. 1 Конституции, носителем суверенитета в РФ считается народ.
Значение термина
Суверенитет — понятие общественно-политическое, которое подразумевает единовластие внутри страны и неограниченность её действий во внешней политике. Внутренняя независимость проявляется следующими признаками:
- власть имеет право действовать от имени всех жителей государства;
- все общественные объединения, группы, социальные слои подчиняются решениям правительства;
- гражданские, общественные права и обязанности регулируются законодательными актами, которые издаёт государство;
- верховная государственная власть обладает исключительными полномочиями устанавливать чрезвычайное положение, привлекать к разрешению любых конфликтов полицию, армию.
Федеральные законы и конституция являются главными законодательными актами на территории страны. С правовой точки зрения, это считается важнейшим проявлением превосходства государственной власти, которая их принимает. В независимости внешней политики и экономики ещё больше определяется суверенитет государства. Во внешнеполитических отношениях самостоятельность страны проявляется тем, что:
- Её признают свободным субъектом все стороны, участвующие в международных отношениях. При этом у самопровозглашённых республик внешняя независимость не признаётся.
- Отдельно взятая держава не подчиняется диктатуре. Во внешней политике имеет полную самостоятельность в принятии и осуществлении решений.
- Страна не позволяет никому диктовать своё мнение, принимать участие во внутренней политике, которую она проводит.
Последствия потери самостоятельности
В истории можно найти много примеров разделения власти. В России так называемый период двоевластия был в 1917 году. Ещё до Октябрьской революции Николай II отрёкся от престола, в результате партия В. И. Ленина стала правящей. Первая мировая война внесла дополнительный хаос. Безвластие в тот период привело к большим проблемам. Это кризис с продовольствием, беспорядок в армии, забастовки рабочих и множество других бед. Борьба двух систем власти в итоге спровоцировала Гражданскую войну, кровопролитие которой сравнимо с мировой войной.
Отсутствие государственной независимости, невозможность её отстоять, негативно влияет на население страны. В таком положении оказалась Россия в 90-е годы. После распада Советского союза она пошла по пути либерализации. В результате пострадал внутренний суверенитет. Проводимые реформы должны были привести к тому, чтобы власть принимала участие только во внешней политике, представляя общественные интересы. Внутренняя политика того времени была направлена на пресечение любых проявлений государственности.
Это привело к катастрофе: расстроенная экономика, нехватка продовольствия, небоеспособность армии, некомпетентные правоохранительные органы, разрушенная система образования. Это лишь часть проблем, которые сотрясали страну в конце прошлого столетия.
Только при условии сохранения и укрепления государственного суверенитета можно исключить внешнее воздействие. А также добиться того, чтобы каждый житель мог влиять на будущее своей страны.
-
Общественный порядок это кратко
-
Военная реформа 60 70 годов 19 века кратко
-
Садко ой ты темная дубравушка и песню волховы колыбельная кратко сравнить
-
Кратко война и мир видео
- Универмаг фрунзенский в санкт петербурге история кратко
Похожие термины:
-
(от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. super — над) — полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства внутри страны, определяющая его независимость во внешнеполи
-
самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие о
-
см. Суверенитет.
-
по определению Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования язы
-
полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплот
-
см. Суверенитет.
-
см. Суверенитет.
-
право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.
-
полновластие народа; народовластие; осуществление государственной власти через народных представителей (представительная демократия) или непосредственно, путем референдума (непосредственная д
-
независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
-
это верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международных отношениях. Верховенство государства на своей территории проявляется в концентрации в руках госуд
-
принцип международного права, содержится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. Подтверждается в Декларации об окружающей человека среде, принятой Стокгольмской конференцией О
-
ситуация, сложившаяся в СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. и выражавшаяся в линии союзных республик на получение широкой самостоятельности от союзной власти вплоть до независимости. П. с.,
-
учения, обосновывавшие юридическую природу суверенитета в федеративном государстве исходя из специфики подходов к пониманию характера взаимоотношений федерации и ее субъектов. Своеобразие под
-
институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (инсти
-
связанность государственной власти суверенитетом народа, правами человека и международными обязательствами, в том числе участием государства в международных сообществах. Поэтому в современном
-
принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и целостности, равноправия с другими государства
-
конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства. (Г.И.)
-
современные подходы к вопросу понимания юридической природы суверенитета в федеративном государстве, основывающиеся на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти за
-
учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно суверенитет принадлежит и ф
Ограниченный суверенитет и глобализация: взаимосвязь
Ограниченный суверенитет — это ситуация, когда государство не имеет полной власти над своей территорией и населением. Один из важных факторов, ограничивающих суверенитет государства, является глобализация.
Глобализация — это процесс увеличения международной интеграции и взаимозависимости экономики, политики, культуры и других сфер жизни государств. Она приводит к тому, что границы между странами становятся все более размытыми, а отдельные государства теряют свою экономическую и политическую самостоятельность.
Примеры ограниченного суверенитета вследствие глобализации включают в себя такие явления, как:
- Членство в международных организациях (например, Всемирная торговая организация), которые устанавливают правила торговли и экономической деятельности для всех своих членов.
- Зависимость государств от международной финансовой системы, кредиторов и инвесторов, что ограничивает их возможности в управлении своими экономиками и финансовой политикой.
- Международные соглашения и договоры, которые государства заключают друг с другом и которые могут ограничивать их права и возможности в сфере безопасности, промышленной и энергетической политики и т.д.
Таким образом, глобализация и ограниченный суверенитет государств тесно связаны друг с другом. С одной стороны, глобализация стимулирует экономический рост и процветание в мире. С другой стороны, она ограничивает права и возможности государств, что может привести к ущербу их интересам и суверенитету.
Источники государственного суверенитета
Государственный суверенитет является основой для функционирования государства и его независимости. Он имеет несколько источников, которые определяют его сущность и область применения.
Исторический и культурный контекст
Исторический и культурный контекст является одним из основных источников государственного суверенитета. История и культура народа формируют его идентичность и определяют его стремление к самоопределению и независимости. Исторические события, такие как борьба за независимость или создание государства, могут стать отправной точкой для формирования государственного суверенитета.
Конституционное право
Конституционное право является основой для определения государственного суверенитета. Конституция государства устанавливает его политическую систему, права и обязанности граждан, а также принципы управления. Она также определяет границы власти государства и гарантирует его независимость и автономию.
Международное право
Международное право также играет важную роль в определении государственного суверенитета. Оно устанавливает правила и принципы, которым должны следовать государства в своих отношениях друг с другом. Международное право признает государственный суверенитет каждого государства и запрещает вмешательство во внутренние дела других государств без их согласия.
Политическая воля народа
Политическая воля народа является основой для государственного суверенитета. Государство существует и функционирует на основе воли своих граждан. Политическая система государства, выборы и референдумы позволяют народу выражать свою волю и принимать решения, которые влияют на государственный суверенитет.
Все эти источники взаимосвязаны и вместе определяют государственный суверенитет. Они обеспечивают независимость и автономию государства, а также его право устанавливать собственные законы и принимать решения, которые соответствуют его национальным интересам.
Суверенитет и международное право
Суверенитет и международное право — исторически взаимосвязанные категории. Международное право обусловлено существованием суверенитета государств и вместе с тем служит гарантом его обеспечения.
Международно-правовые источники суверенитета
Среди источников международного права, закрепляющих принцип внутреннего и внешнего суверенитета как таковой, следует упомянуть общие принципы права и международное обычное право. Более того, в международном правопорядке принцип суверенитета является одним из его основополагающих принципов, нормой ius cogens. Однако в самом международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия государственного суверенитета.
В конвенционном международном праве можно найти многочисленные варианты принципов «связанных» с суверенитетом, но не его самого. В частности, это п. 1 ст. 2 Устава ООН о принципе суверенного равенства, а также Декларация о дружественных отношениях 1970 г., раскрывающая содержание принципов международного права, вытекающих из принципа суверенного равенства государств.
Суверенитет как источник международного права
Если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования воль государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля устанавливающих эти нормы государств, детерминированная их взаимным интересом и потребностями. Ведь именно посредством договора устанавливаются, изменяются или отменяются общепризнанные принципы и нормы международного права, включая нормы jus cogens.
Таким образом, международное право создается суверенными субъектами международного права – государствами. Поэтому можно сказать, что суверенитет является источником международного права. А основные принципы международного права – это нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений. Они устанавливают основные права и обязанности государств в международном общении.
Соотношение суверенитета и международного права
Спектр мнений здесь достаточно разнообразен: одни ученые считают, что суверенитет и международное право несовместимые, взаимоисключающие категории; другие полагают, что международное право исключает внешнюю сторону суверенитета и оставляет за государством лишь внутреннее верховенство; третьи отрицают международное право как право в общепринятом смысле и тем самым защищают суверенитет; четвертые вполне удачно совмещают суверенитет с международным правом.
Преобладающее мнение сводится к тому, что государственный суверенитет и международное право взаимно обусловлены: государственный суверенитет – предпосылка международного права, а международное право – одно из средств утверждения государственного суверенитета в международных отношениях.
Безусловно, международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.
Определение понятия в разное время
Понятие пришло из французского языка, означает оно возможность и готовность к неограниченной власти над государством. Сувереном назывался король, власть которого была абсолютной, ничем не ущемлённой. Способствовало появлению этого понятия наличие следующих причин:
- отсутствие централизованности власти, раздробленность государств, которая мешала развитию экономики;
- приоритет церковной власти над светской;
- воля правителей ограничивалась совещательными органами, которые создавались влиятельными феодалами.
Эти тенденции тормозили общегосударственное развитие, что привело к естественной смене формы правления. Общие направления политики европейских стран в XIV—XVI вв. :
- признание короля суверенным правителем;
- наделение его верховной властью на территории страны;
- отделение государства от церкви.
Жан Боден ещё в XVI веке озвучил, что означает государственный суверенитет. Юрист из Франции сформулировал его как абсолютную монархическую власть, действующую без перерыва на территориях, подчинённых королю. Первый раз термин использовали при подписании Вестфальских соглашений, которыми окончилась Тридцатилетняя война. С того времени слово используется для обозначения самостоятельности конкретных территорий в делах внешних и внутренних.
Чтобы понять значение государственного суверенитета, учёные XVII века исследовали причины его появления. Томас Гоббс первым их сформулировал. Английский философ пришёл к выводу, что для общества с начала его существования естественной была анархия, когда власть отсутствует в принципе. В этом случае каждый может начать воевать против любого. Для пресечения беспорядков общество заключило гражданский договор. За его соблюдением призвана следить верховная власть, которая судит, карает нарушителей, оберегает границы от нападения извне.
В XIX веке Карл Шмит переосмыслил идею внутреннего верховенства. Этот немецкий юрист был несогласен с теорией Гоббса. Он считал признаками полноты единовластия право устанавливать чрезвычайное положение, упразднять принятые законы, если необходимо — игнорировать их. Политологи до сих пор используют именно это определение.
Понятие государственного суверенитета
Введение
Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:
- с католической церковью,
- «Священной Римской империей» и
- крупными феодалами.
Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.
Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.
В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными». Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.
Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.
Рассматривая становление понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически был связан с идеей единства подчиненного суверену народа, иными словами — с идеей, что народ, объединенный в государстве, нуждается в суверенной власти.
Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда
- когда его система управления демократична.
Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.
Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.
Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.
Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.
Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).
Суверенное государство самостоятельно:
1) определяет:
- форму правления,
- форму государственного устройства,
- систему органов государственной власти,
- основы организации местного самоуправления,
- пределы и условия взаимной ответственности государства и личности;
2) организует:
свою финансовую, денежную, банковскую системы;
3) обеспечивает:
- территориальную целостность;
- законность и правопорядок в стране;
4) защищает:
- конституционный строй,
- независимость и целостность страны.
Но верховенство государственной власти вовсе не означает ее неограниченности и вседозволенности. Пределы, возможности государственной власти в правовом государстве установлены правом.
Неотъемлемой чертой суверенного государства является его право объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы, выходить из них, руководствуясь при этом высшими интересами своего народа, своего государства.
Заключение
Понятие суверенитета государственной
власти в конституционном праве является одним из важнейших.
Государственный суверенитет — это основопологающая
характеристика национального государства, воплощенная в совокупности
правовых норм, регламентирующих отношения между обществом и властью,
а также закрепляющих его исключительные политические и силовые
полномочия в границах определенной территории и неподвластность любым
другим структурам власти.
Государственный (национальный)
суверенитет напрямую не зависит от величины территории, численности
населения, формы государства. Формула государственного суверенитета
включает в себя два основных компонента — присущее государству
верховенство на своей территории и независимость в международных
отношениях.
Верховенство государственной власти означает:
безусловное ее распространение на все население и все социальные
структуры в пределах собственной территории; монопольное право на
применение легального (законного) насилия (принуждения) в отношении
населения страны; осуществление властных полномочий в специфических
формах, прежде всего — юридических (правотворческая,
правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных
институтов); монопольное право на правотворчество, введение норм и
правил, обязательных для всех членов общества. Государственная власть
имеет право отменять или признавать ничтожными акты других субъектов
политики, если они не соответствуют действующему законодательству или
установлениям государства.
Суверенитет государства подразумевает, что над
государственной властью не стоит никакая иная сила, способная
воспрепятствовать в осуществлении ее воли или способная подчинить
власть себе. В сфере международных отношений суверенитет государства
выражается в праве самостоятельно и независимо от других государств
решать собственные внутренние проблемы, вступать в международные
соглашения либо выходить из них. Государство обладает высшей властью
в пределах своих территориальных границ, самостоятельно определяет
характер отношений с другими государствами, не допускает их
вмешательства в собственные внутренние дела.
Суверенитет государства включает экономические,
политические и правовые аспекты. Правовой основой суверенитета
выступают Конституция, законодательство, официальные государственные
документы страны (декларации, заявления, договоры), общепризнанные
принципы международного права.
Основополагающими принципами государственного
суверенитета выступают единство и неделимость государственной
территории, неприкосновенность границ, недопустимость чужого
вмешательства во внутренние дела. Если какой-либо субъект (внешний
или внутренний) нарушает государственные границы, заставляет
государство принять то или иное решение, не отвечающее национальным
интересам, в таком случае следует говорить о нарушении
государственного суверенитета. Такое государство не способно
обеспечить собственный суверенитет и реализовать свои
национально-государственные интересы.
Во внешнеполитическом отношении государственный
суверенитет обеспечивает политическое равенство государств как
отдельных субъектов международного сообщества.
Ограничение суверенитета — и добровольное и
принудительное — в настоящее время стало методом решения
широкого круга проблем безопасности.