Эксперимент

Чем отличается наблюдение от эксперимента?

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Виды экспериментов

Физический эксперимент — метод познания природы, который заключается в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Изучение нового физического явления начинается с наблюдения. Сразу после наблюдения следует качественный анализ, в ходе которого формулируются некоторые, часто не совсем понятные и однозначные, представления о природе явления, а также намечены пути его экспериментального изучения.

Например, английский ботаник Браун протестировал в 1827 году, изобретя в то время новую линзу для микроскопа. Когда он с помощью микроскопа посмотрел на суспензию цветочной пыльцы в воде, он был поражен прицелом, открывшимся в поле зрения объектива. Сам Браун и многие другие ученые считали, что броуновское движение вызвано особой «жизненной силой», которая должна быть в пыльце.

Физический эксперимент, хотя и связанный с наблюдением, не менее существенно отличается от него. Это следующий, качественно новый этап сенсорного восприятия исследуемого явления. Эксперимент включает в себя наблюдение как необходимый компонент.

В ходе эксперимента не только воспроизводится явление, но и изучается его зависимость от сопутствующих условий и параметров, проводятся измерения.

Компьютерный эксперимент (численный эксперимент) — это эксперимент на математической модели исследуемого объекта с помощью компьютера, который заключается в вычислении других параметров модели в зависимости от одного параметра модели, и на этой основе делает выводы о свойствах объекта, описанных математической моделью.

Этот вид экспериментов может быть связан только с экспериментами в ограниченной степени, так как он не отражает природные явления, а является лишь числовой реализацией математической модели, созданной человеком. На самом деле, в случае некорректности математической модели ее численное решение может строго отличаться от физического эксперимента. 

Для проверки корректности алгоритма построения модели мы используем тестовый набор исходных данных, для которого конечный результат известен заранее или определен каким-либо другим способом.  

Например, если при моделировании используются формулы расчета, необходимо выбрать несколько вариантов исходных данных и рассчитать их «вручную». Это тестовые задания. После построения модели запустите тесты на тех же вариантах входных данных и сравните результаты моделирования с выводами, полученными при расчете. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан правильно, если нет — нужно искать причину их несоответствия и устранять ее.

Данные теста могут вообще не отражать реальную ситуацию и не иметь содержательного наполнения. Однако результаты, полученные при тестировании, могут привести к изменению исходной информационной или символической модели, особенно в той части, где заложено семантическое содержание.  

Для того чтобы убедиться, что созданная модель отражает свойства оригинала, которые рассматривались при моделировании, необходимо выбрать тестовый случай с реальными исходными данными.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях Психологический эксперимент — это опыт, проводимый в специальных условиях с целью получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность субъекта. 

Психологическое обследование

Комплексное психологическое обследование – набор психодиагностических методов, направленных на выявление особенностей характера и мышления пациента.

Психологическое обследование позволяет определить специфику мыслительной деятельности, выявить индивидуальные психологические особенности.

В рамках исследования выявляется:

  • характерологические особенности: темперамент, уровень коммуникабельности, экстраверсия-интроверсия, заострение определенных черт характера, гендерная роль, профессиональные склонности, жизненные приоритеты и многие другие личностные параметры,
  • эмоциональное состояние: уровень тревоги, депрессии, эмоционального напряжения, оптимистичности и повышенного фона настроения,
  • интеллектуальные и мыслительные особенности: уровень IQ, параметры памяти, внимания и виды мышления,
  • возможная причина развития психических расстройств.

Этапы комплексного психологического обследования

На первом этапе происходит уточнение запроса, сбор информации

При необходимости во внимание принимаются сведения, полученные от психиатра, нарколога и других специалистов. На этом же этапе психолог строит гипотезы по отношению к имеющимся проблемам

На втором этапе подбираются и проводятся техники патопсихологического обследования. Выявляется специфика высших психических функций. Используются тесты, опросники, изучаются психофизиологические особенности интеллектуальных способностей.

На третьем этапе обследования затрагивается эмоциональная и личностная сфера обратившегося. К основным видам тестирования подключаются проективные методы, позволяющие выявить проблемы на глубинном уровне. Работа происходит с различным стимульным материалом.

Последний этап заключается в консультировании пациента и его родственников. Заключение психолога по результатам психологического обследования содержит рекомендации.

Длительность обследования занимает около двух часов. Если используются сложные техники (ТАТ, тест Роршаха), время, потраченное на исследование, увеличивается.

Где пройти комплексное психологическое обследование?

Обращаются к психологу не только взрослые люди, но и родители подростков, нуждающихся в профориентации. Всем клиентам предлагается выбрать удобное время для проведения диагностических мероприятий.

В клинике гарантируют:

  • оперативность проведения и обработки полученной информации,
  • учет интересов испытуемых,
  • конфиденциальность.

Профессиональный подход психологов поможет выявить внутренние конфликты, скрытую мотивацию, неосознаваемые ресурсы личности. При необходимости будет подготовлена программа психологической коррекции.

Прием ведет опытный психолог

специалисту, записаться на прием можно по многоканальному телефону, 8 (800) 200-01-09 или по электронной почте На нашем сайте есть актуальный прайс-лист, позволяющий познакомиться с основными направлениями работы и ценами. Запишитесь на прием сейчас – получите подробную консультацию и полный комплекс психодиагностических мероприятий.

Узнать стоимость консультации

Возврат к списку

Этапы проведения эксперимента

Проведение психологического эксперимента обычно включает несколько этапов, которые помогают исследователям получить достоверные результаты и анализировать полученные данные. Вот основные этапы проведения эксперимента:

  1. Постановка цели эксперимента

На этом этапе исследователи определяют основную цель эксперимента, которую они хотят достичь. Ясно определенная цель помогает ориентироваться в исследовании и позволяет определить параметры эксперимента.

Разработка гипотезы

На этом этапе исследователи формулируют гипотезу, которая будет проверяться в эксперименте. Гипотеза является предположением о связи между двумя или более переменными исследования. Она может быть подтверждена или опровергнута на основе результатов эксперимента.

Выбор участников эксперимента

Исследователи выбирают группу людей, которые будут участвовать в эксперименте. Это может быть случайная выборка или целенаправленный выбор определенной категории людей

Важно, чтобы участники эксперимента были достаточно представительными, чтобы результаты были значимыми и могли быть обобщены на более широкую популяцию

Создание экспериментальной ситуации

На этом этапе исследователи создают условия, в которых будет проводиться эксперимент. Это может включать использование специального оборудования, разработку специальных заданий или инструкций для участников

Важно, чтобы условия эксперимента были одинаковыми для всех участников, чтобы избежать искажений результатов

Проведение эксперимента

На этом этапе производится сам эксперимент. Исследователи следят за поведением участников, записывают результаты и собирают данные

Важно убедиться, что эксперимент проводится в строго контролируемых условиях и что все участники соблюдают инструкции и не влияют друг на друга

Анализ полученных данных

После проведения эксперимента исследователи анализируют полученные данные, используя статистические методы и специальные программы. Они оценивают результаты эксперимента и проверяют гипотезу, сравнивая полученные данные с ожидаемыми результатами

Важно провести анализ с учетом возможных погрешностей и искажений результатов

Выводы и интерпретация результатов

Исследователи делают выводы на основе полученных результатов и интерпретируют их в контексте своей гипотезы. Они анализируют статистическую значимость данных и делают выводы об отношении исследуемых переменных

Важно учитывать возможные ограничения и искать объяснения для полученных результатов

Документация результатов

Исследователи документируют все этапы и результаты эксперимента в научной статье или отчете

Это важно для репродуцируемости эксперимента и возможности его проверки другими исследователями. Документация также позволяет привлечь больше внимания к результатам исследования и поделиться его открытиями с научным сообществом

Структура психологического эксперимента

Наука отличается от любой другой области человеческой деятельности своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых осуществляется научная деятельность. Цель науки — постичь истину, а путь к постижению истины лежит через научное исследование.

Исследования, в отличие от спонтанных форм познания окружающей среды, основываются на норме деятельности — научном методе. Реализация подразумевает осознание и фиксацию цели исследований, исследовательских инструментов (методологии, подходов, методов, методик), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.

Существует различие между эмпирическими и теоретическими исследованиями, хотя это различие является условным. Большинство исследований, как правило, носит теоретический и эмпирический характер. Каждое исследование проводится не изолированно, а в рамках целостной научной программы или для развития научного направления. Э. Фромм изучал нарциссические черты личности в рамках научной программы по изучению причин «злокачественной агрессии».

Программа К. Левина послужила основой для его исследований о правах, мотивации достижений, квазитребованиях, групповой динамике и т.д. Программа, предложенная Б.Ф. Ломовым для изучения влияния коммуникативного процесса на когнитивные процессы, привела к изучению динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сопоставления процессов индивидуального и группового мышления и др.

По своей природе исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и сложные и др.

Фундаментальные исследования направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения этих знаний.

Прикладные исследования проводятся для получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретной практической проблемы.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки (в данном случае психологии). Как и в случае междисциплинарности, эти исследования требуют участия специалистов из различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. В эту группу входят генетические исследования, исследования в области технической психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с использованием системы методов и методик, с помощью которых ученые пытаются зафиксировать максимально возможное (или оптимальное) количество значимых параметров исследуемой реальности.

Мыслительный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знаний — это вид познавательной деятельности, в котором структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Обычно мыслительный эксперимент проводится в рамках модели (теории) для проверки ее согласованности. Мыслительный эксперимент может выявить противоречия во внутренних постулатах модели или их несовместимость с внешними принципами (по отношению к модели), которые считаются безусловно верными (например, закон сохранения энергии, принцип причинности и т.д.).

Тесты, как метод исследования в психологии

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросникТест-заданиетретий тип тестов — проективные

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Что является отличительной особенностью

Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении.
  2. В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом.
  3. При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
  4. При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.

Положительные и отрицательные результаты экспериментов

Всем нравится получать положительные результаты экспериментов, но на самом деле их меньшинство, особенно когда речь идет о науке. Положительные результаты подтверждают исходную гипотезу. Отрицательные или «вторичные» результаты опровергают ее.

Эти отрицательные результаты ведут к следующему этапу исследования. Обнародование результатов в лучшую сторону сказывается на научном сообществе. Цель состоит в том, чтобы сделать эти эксперименты доступными для остальной части сообщества, избегая траты времени и денег для остальной части научного сообщества и способствуя гораздо более быстрому научному прогрессу.

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Дизайн эксперимента

Методы экспериментального проектирования позволяют минимизировать количество необходимых экспериментов, установить рациональную последовательность и условия проведения исследований в зависимости от их характера и требуемой точности результатов. Если по каким-то причинам количество экспериментов уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер дисперсии свойств испытуемых объектов и характеристики используемого оборудования. Они основаны на методах теории вероятностей и математической статистики.

Этапы экспериментального проектирования

  1. Определение цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т.д.) и его природы (определяющей, контрольной, сравнительной, исследовательской).
  2. Определение условий проведения эксперимента (наличие или наличие оборудования, график работ, финансовые ресурсы, численность и штатное расписание персонала и т.д.). Выбор типа испытаний (нормальные, ускоренные, восстановленные в лабораторных условиях, стендовые, полигонные, полномасштабные или находящиеся в эксплуатации).
  3. Определение и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, т.е. определяемыми и контролируемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, т.е. определяемыми, но не контролируемыми.
  4. Определение требуемой точности результатов измерений . Тип исследуемого образца или объекта выбирается с учетом степени его соответствия реальному продукту с точки зрения состояния, устройства, формы, размеров и других характеристик. 

На присвоение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого используются эти экспериментальные данные. Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объема (количества) испытаний — чем больше испытаний, тем выше (при тех же условиях) достоверность результатов. 

Для ряда случаев (с небольшим количеством факторов и известным законом их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое количество тестов, реализация которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

       5. Составление плана и проведение эксперимента — количество и порядок проведения испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных. 

Порядок тестирования важен, когда входные параметры (коэффициенты) при изучении одного и того же объекта во время теста принимают разные значения. Например, при проведении усталостных испытаний с поэтапным изменением уровня нагрузки усталостная прочность зависит от порядка нагружения, так как накопление повреждений происходит по-разному, что приводит к различным значениям усталостной прочности. 

Порядок проведения экспериментов также важен при исследовании: в зависимости от выбранного порядка, при экспериментальном поиске оптимального соотношения параметров объекта или процесса может потребоваться проведение большего или меньшего количества экспериментов. Эти экспериментальные задачи аналогичны математическим задачам численного поиска оптимальных решений.

          6. статистическая обработка экспериментальных результатов, построение математической модели поведения изучаемых характеристик. 
Потребность в обработке возникает в связи с тем, что выборочный анализ отдельных данных, не связанных с остальными результатами, или их некорректная обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к неверным выводам.

            7. разъяснение результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнение методологии проведения эксперимента. Снижение интенсивности работы и сокращение продолжительности экспериментов достигается за счет использования автоматизированных экспериментальных комплексов.

Такой комплекс включает в себя испытательные стенды с автоматической установкой режимов работы (позволяет моделировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, проводит статистический анализ и документирует исследования. Но ответственность инженера в этих исследованиях также велика: четко сформулированные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить расходы на наладку и провести итерацию процесса проектирования.

Особенности

Экспериментальный процесс — это, во-первых, процесс общения исследователя с
испытуемым, во-вторых, процесс выполнения каждым из них специфических, но взаимосвязанных
функций, определяющих своеобразие осуществляемой ими индивидуальной
деятельности, направленной на получение индивидуального результата. Таким
образом, работу экспериментатора и испытуемого следует рассматривать как
совместную деятельность. По сути, здесь присутствуют все основные признаки
совместной деятельности: 1) пространственно-временное соприсутствие; 2) наличие
организующего и направляющего начала (экспериментатора); 3) наличие единой цели
(в виде успешного выполнения экспериментальных заданий); 4) разделение процесса
деятельности между участниками; 5) возникновение в ходе деятельности
межличностных отношений. Очевидно, что успех этой совместной деятельности в
эксперименте зависит от согласованности работы исследователя и испытуемого, от их
взаимопонимания и расположенности друг к другу и к целям исследования. Влияние
этих факторов ограничено не только рамками текущей экспериментальной ситуации.
Определяющие взаимодействия между экспериментатором и испытуемым присутствуют
как до, так и после эксперимента.

Существует ряд взглядов, различающих экспериментальные методики, и
значительное количество терминов, обозначающих их. Обобщая результаты,
полученные в этой области, можно представить несколько основных вариантов
экспериментов следующим образом:

I. По обоснованности и полноте процедуры.

1. реальный (конкретный).

2. ментальный (абстрактный):

(a) Идеал;

(б) бесконечный;

(c) бесконечный.

II. в соответствии с целью эксперимента.

1. исследовательский.

2. диагностический (исследовательский).

3. демонстрация.

III. В соответствии с этапом исследования.

1. предварительный (исследовательский).

2. клиент;

3. монитор; 3.

IV. В зависимости от характера воздействия на субъект.

1. внутренний.

2. внешний.

V. По степени вмешательства экспериментатора в жизнь испытуемого (в
зависимости от характера экспериментальной ситуации).

А. Классическая группировка.

1. лаборатория (искусственная).

2. природный (полевой).

3. формативный.

Б. Необычная группировка:

1. эксперимент, дублирующий реальность.

2. эксперимент, расширяющий реальность.

VI. в соответствии со способностью экспериментатора влиять на независимую
переменную.

1. спровоцированный эксперимент.

2. эксперимент, подтвержденный ссылкой.

VII. по количеству независимых переменных.

1. однофакторный (бивариантный).

2. многофакторный (многомерный).

VIII. в зависимости от количества испытуемых.

1. индивидуальный,

2. группа.

IX. В выявлении связей между переменными (с помощью процедуры варьирования
экспериментальной ситуации) 1.

1. интрапроцедурный (внутри).

2. межпроцессуальный (между).

3. кросс-процедурный (перекрывающийся).

X. В соответствии с типом изменения независимой переменной.

1. количественный.

2. Качественные.

Реальный (конкретный) эксперимент — это опыт, проводимый в реальности в
конкретных экспериментальных условиях. Это реальное исследование, которое
предоставляет фактический материал, используемый как в практических, так и в
теоретических целях. Результаты эксперимента действительны для определенных
условий и популяций. Их перенос в дальнейшие условия носит вероятностный
характер.

Эксперименты, воспроизводящие реальность — это эксперименты, моделирующие определенные реальные ситуации, результаты которых имеют низкую степень обобщения. Их выводы применимы к конкретным людям в конкретных видах деятельности, поэтому их также называют экспериментами полного согласия. Эти эксперименты преследуют чисто практические цели. Этот тип эксперимента близок к естественному типу в соответствии с классической группировкой.

Что такое наблюдение?

Распространенный вид исследовательского метода. На практике используется вместе с другими методами. Представляет собой целенаправленное установление фактов о каком-либо объекте или процессе. Полученные во время наблюдения данные фиксируются наблюдателем.

Может быть непосредственным и опосредованным. Наблюдательный метод имеет классификацию, разделяющуюся на различные категории:

По участию исследователя:

  1. Прямое – наблюдатель принимает участие вместе с испытуемыми или наблюдает со стороны.
  2. Косвенное – исследователь наблюдает за тем, как объект выполняет поставленную задачу.
  3. Самонаблюдение – фиксирование информации о внутренних процессах и их проявлениях.

По длительности:

  1. Систематическое – проводится в течение конкретного периода. Могут быть длительными, циклическими, непрерывными.
  2. Несистематическое – используется при необходимости во время неожиданных явлений.

По форме:

  1. Осознанное – испытуемый знает о поставленных задачах, целях, наблюдении.
  2. Неосознанное – тестируемый не знает о присутствии наблюдателя. Используется при социальной педагогике.

По месту проведения:

  • полевые – в естественных природных условиях;
  • лабораторные.

Порядок этапов:

  1. Выбрать цель исследования.
  2. Описание объекта.
  3. Разработка плана наблюдения.
  4. Определение способа фиксации информации.
  5. Выбор анализирующего метода результатов опыта.

Перед тем как исследователь приступает к организации наблюдения, он должен знать установленные положения:

  1. Во время опыта доступны внешние факторы.
  2. Изменение поведения испытуемого фиксируется описательно.
  3. Отмечают поведение в стрессовых для объекта ситуациях.
  4. Степень надежности зависит от сравнений с данными других наблюдателей.
  5. Между объектом и наблюдателем не должны быть связаны.
  6. Оценки не подвергаются субъективному влиянию.

Во время наблюдения участник фиксирует информацию, который получает при изменении условий опыта. Чаще всего в качестве данных выступают характеристика объектов, их взаимодействие, повтор явлений, возможные отклонения от нормы и т.д.

Мальчик, воспитанный как девочка

Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.

Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.

Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: