Мёртвые души. том 1. глава 11 . чичиков бежит из города. прошлое чичикова

Детство павла ивановича чичикова в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться — на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод — Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью — воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

  Сочинение: Ключевые черты характера Владимира Дубровского (по одноименному роману А.С. Пушкина)

Отцовский наказ

Однажды отец увез сына в город, чтобы тот отправился получать образование. Чичиковы решили пожить некоторое время у дальней родственницы, чтобы сэкономить на съеме жилья. Перед отъездом домой отец позвал сына и дал ему наставления о жизни, какую он должен будет вести без него:

угождать прихотям начальства, чтобы без особых знаний иметь хорошие отметки;
дружить с теми, у кого много денег;
не делиться ни с кем своей едой и вещами, а стараться вести себя таким образом, чтобы самому заслужить угощение;
самое важное: экономить деньги и не тратить их по пустякам, ведь деньги — это пропуск в любые места.

Взросление и первые заработанные деньги

Детство Чичикова было нищим и изолированным, несмотря на дворянское происхождение. Место, где жил и взрослел мальчик, было мрачное, солнечные лучи не проникали в него. Ставни были заперты круглый год. По дому целый день ходил отец Павла — Иван и сплёвывал в угол, где стояла песочница.

Воспитание ребёнка имело тиранический характер, сообщает краткая биография Чичикова. «Мёртвые души» раскрывают отца, как больного и сурового родителя. Он заставлял Павла учиться сутками, а за ошибки или непослушание таскал за уши. Старик был груб с сыном, он не умел по-другому, быть может, причина — нищета или его затяжная болезнь. О матери автор не упоминает в поэме.

Несмотря на бедность, когда пришло время, отец отправил сына на обучение. Сколько это ему стоило, не описывается. Поселил сына у родственницы, довольно дальней. И дал совет: «Деньги беречь, дружить только с богатыми, за свой счёт никого не угощать». Из этих слов и жизненного опыта Павлуша понял, что деньги — это залог уважения и признания. Больше отца молодой человек не видел, но сказанные слова крепко засели в голову.

Обучение шло у Чичикова неплохо, хоть отличником он и не был. Гениальных талантов у него также не было. Чичиков никак не выделялся из толпы учеников. В успехе ему помогали особые умения:

  • спокойно высиживал урок на лавке;
  • не выделялся острым умом;
  • ведёт себя тихо;
  • при наказании ни бровями, ни глазами не шевелит;
  • каждый раз кланяется педагогам.

Слова отца о деньгах и безденежное прошлое сделали свою работу. С первых дней обучения Павлуша старался сэкономить на всём и заработать при любой возможности. Благодаря острому уму, он с ранних лет стал гениальным «предпринимателем» — автор открыл читателю нового персонажа в русской литературе. Первые деньги он заработал благодаря спекуляциям:

  • все свои угощения он перепродаёт;
  • он вылепил снегиря из воска, которого выгодно продал;
  • выдрессировал мышь и собирал вокруг себя зрителей, которые платили за представление.

Если говорить, с какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова, рассказ повествует о полтине, 50 копеек, которые он ещё и прирастил.

Первые шаги по карьерной лестнице

Молодой Павел Иванович рьяно взялся за работу сразу после окончание училища, он отлично понимал, что не получит хорошее место сразу, даже имея какие-либо связи. Но удача улыбнулась ему и он был взят на службу в казённую палату, а вскоре благодаря своей хитрости (он ухаживал за дочерью начальника), переведён на вышестоящую должность в канцелярии. Позже, работая в комиссии по строительству Чичиков настолько увлёкся борьбой с взяточничеством (а именно взятки и были его основным доходом), что внезапно попался на преступлении, был уволен и лишён всех накоплений. Этот опыт не изменил жизненных принципов Чичикова, он с ещё большим рвением бросился в работу в другом городе, с целью скорейшего накопления “капитала” любыми судьбами.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович — прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

  Развёрнутый план к сочинению по литературе на тему «Проблема будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

***

Сочинение История жизни Чичикова

Только в одиннадцатой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» читатель узнает историю центрального героя – Павла Ивановича Чичикова. Автор обрисовывает ранние годы жизни Чичикова, его юность, чтобы читатель понял, что лежит в основе воспитания героя, почему у него сформировался именно такой характер, мировоззрение, предпочтения и так далее. Юные годы Павла прошли скучно, бесприютно, потому что он совсем не имел товарищей, а дома он не получил нежности и заботы родителей, а только выслушивал наставления и поучения.

Когда Чичиков стал чуть старше, отец отправил его в город самостоятельно учиться, предварительно дав наставления. Во-первых, Павел должен был быть послушным по отношению к своим родителям. Во-вторых, мальчик должен ублажать преподавателей, тогда он станет любимым из учеников и сможет чего-то добиться. Собственно, впоследствии так и вышло. Также по воле отца Чичиков не общался с мальчиками из бедных семей. Приехав в город и поступив на обучение, Павел преданно следует указаниям отца: никогда не дерзит учителям, тем самым угождая им, поэтому окончил школу с отличными отметками. Дружил Чичиков только с мальчиками из зажиточных семей. Тогда же впервые открылся и стал развиваться накопительский талант Чичикова. В результате регулярной продажи пирожков Чичиков накопил немного денег.

Когда Чичиков окончил училище, он устроился на низкооплачиваемую работу в небольшом чине, но чтобы шагнуть вверх по карьерной лестнице, сделать свой статус более престижным, он стал ухаживать за дочерью своего начальника. И так безнравственно и корыстно Чичиков поступал всегда в целях улучшения своего положения и зарабатывания денег: он воровал казенные деньги, брал взятки, менял место работы, как только узнавал, что получит там больше. Его часто увольняли за его махинации, он оставался без денег, но снова находил начинал зарабатывать нечестно, его увольняли и история повторялась.

Таким мы видим героя и в настоящий момент поэмы – хотя и приятным в общении лестным человеком, но действующим идущим напрямик к своей подлой цели несмотря ни на какие препятствия и используя любые средства. Как мы помним, Чичиков скупает мертвых крестьян, которые еще числятся живыми в ревизорских книгах. Продажа «мертвых душ» обещает Чичикову неплохой доход и повышение его авторитета.

История создания

Об истории создания «Мертвых душ» исследователи и литературоведы до сих пор слагают легенды. Говорят, что нетривиальный сюжет прозаической поэмы подсказал Гоголю создатель « » , однако этот факт подтверждают только косвенные свидетельства.

Когда поэт пребывал в кишиневской ссылке, он услышал весьма примечательный рассказ о том, что в городе Бендеры с момента присоединения к России никто не умирает, кроме военных. Стоит отметить, что в начале 19 века в Бессарабию бежали крестьяне. Когда блюстители закона пытались поймать беглецов, эти попытки оказывались безуспешными, ибо хитрецы принимали имена умерших. Поэтому уже в течение многих лет в этом городке не было зарегистрировано не единой смерти.

Эту новость Пушкин рассказал своему коллеге по творчеству, литературно приукрасив, а Гоголь взял сюжет за основу своего романа и приступил к работе 7 октября 1835 года. В свою очередь Александр Сергеевич получил такое сообщение:

Примечательно, что автор продолжил работу над своим произведением, путешествуя по Швейцарии и Италии. Он относился к своему творению как к «завещанию поэта». Вернувшись в Москву, Гоголь читал первые главы романа своим друзьям, а окончательным вариантом первого тома занимался в Риме. Книга вышла в свет в 1841 году.

Детство Павлуши

Мы узнаём о том, что ярких, радостных воспоминаний из детства у Чичикова нет. Он родился в обедневшей дворянской семье, не имел друзей, не знал простых забав, был замкнутым и нелюдимым. Отец Павлуши никогда не показывал своих чувств. Родитель заставлял сына днями заниматься грамотой и больно хватал за ухо, когда ребёнок начинал отвлекаться. Про мать автор ничего не упоминает. Дом, в котором рос мальчик, не видел солнечного света, окна не отворялись ни зимой, ни летом. Не зная родительской любви, с детства Павлуша понял одну важную вещь – любовь и уважение окружающих можно заслужить, имея большие деньги. Они – залог всеобщего признания.

Однажды отец собрал вещи сына и отвёз мальчика к дальней родственнице в город, где Павлуше предстояло поступить в училище. Мальчик был так очарован городскими видами, что желание жить в роскоши и достатке, стало самым важным в его жизни.

Краткая биография Чичикова в поэме Мертвые души

Последний мракобес, когда-нибудь, да слышал фамилию «Чичиков». Оно и не мудрено, поскольку герой с такой фамилией является центровым в одном из основополагающих произведений русской литературы «Мертвые души».

Действия и поступки Чичикова говорят о том, что и он сам был своего рода «мертвой душой». Он не выказывал никакого сострадания к нуждам окружающих и всегда действовал в своих интересах. Взять, например, его желание сблизиться с губернаторской дочкой. Да, отчасти он и был прельщен ее красотой, но главной целью было – войти в ближайшее окружение губернатора. Говоря проще, воздействовать рычаг социального давления под названием «кумовство». К каждому человеку, от которого ему что-то требовалось, он мог найти подход. Его любимыми инструментами являлись: лесть, галантные манеры, учтивость, стремление к обладанию информацией о человеке в корыстных целях.

Естественно, Чичиков не сразу встал на темную сторону силы. Этому предшествовал ряд событий, которые повлияли на становление его характера.

Детство

Не сказать, что у Чичикова были хорошие условия для успешного старта в жизни. Родился он в обедневшей дворянской семье. Мать рано ушла из жизни. Возможно, это один из факторов, негативно повлиявших на героя: ему не хватило женской ласки, материнской любви. В нем не было в должной мере воспитано человеческое сострадание.

Тяжесть воспитания легла на плечи его отца. Он был строг, довольно мелочен. По-видимому, распоясаться у сына при нем не получилось бы.

Чичиков с малых лет осознал для себя, что бедность – это ужасно. Понимал это и отец, поэтому перед отъездом сына в гимназию дал наставление, чтобы тот всегда берег каждую копейку. Любил ли Чичиков своего отца или не любил, но наставлению отца он внял и свою дальнейшую жизнь посвятил накоплению капитала.

Учеба

Еще в годы учебы в гимназии Чичиков проявил свои предпринимательские способности: продал самодельную игрушку и дрессированную мышь. Учился ни хорошо, ни плохо, но при этом всегда занимался подхалимством перед преподавателями, что давало ему достичь определенных успехов в образовании. Гнилая сущность персонажа вылезла наружу, когда один из бывших его учителей столкнулся с безработицей после увольнения из гимназии. Все бывшие ученики понемногу собрали кое-какое подаяние для педагога. Но наш герой в выдаче подаяния отказал. Гимназия окончена,- зачем ему теперь этот учитель. Человек исполнен.

Работа. Приход к авантюристскому образу жизни.

Чичиков приложил усилия, чтобы найти такое доходное место. Он его нашел – службу начал на таможне, где ему представились возможности для занятия взяточничеством. Герой за деньги пропускал контрабандистов через границу. Его махинации быстро вскрылись, что повлекло увольнение со службы. В силу природной изворотливости ему удалось избежать более сурового наказания.

Вскоре, ему пришла идея, что деньги можно сделать на умерших людей, но по переписи числящихся еще живыми. Более подробно данная махинация описана в произведении.

Несколько интересных сочинений

овесть Короленко « В дурном обществе» учить нас любить друг друга и помогать. Часто люди наносят вред другим даже если не хотят этого. Они просто не замечают что, делают кому-то больно.

Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.

Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства

Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми – это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

Тарас Бульба Тарас – старый опытный казак, которого уважают и в семье и в Сечи. Всю свою жизнь он провел на войне или на гульбищах

Подробный пересказ

Утром выяснилось, что лошади Чичикова не подкованы, а бричка сломана, поэтому покинуть город ему удалось только во второй половине дня. Выезжая из NN, он столкнулся с похоронной процессией и решил, что это к счастью

Пока Чичиков мирно дремал, трясясь по дороге через бесконечные русские поля и степи, автор решил больше не эксплуатировать образ добродетельного человека, а «припрячь подлеца», и рассказал о его прошлом.

Родители Чичикова были нищими дворянами и владели одной крепостной семьёй. С раннего детства его воспитывал и обучал грамоте суровый и вечно больной отец, не испытывавший к сыну большой любви. Когда Чичиков подрос, отец отвёз его учиться в город. Расставаясь, он дал сыну несколько советов: угождать начальству, дружить с теми, кто побогаче, и «копить копейку».

Больше Чичиков отца не видел. Он следовал отцовским наставлениям и быстро преуспел, хотя и не имел склонности к наукам. В городском училище Чичиков заработал свои первые деньги, втридорога перепродавая одноклассникам съестное на уроках.

Отец Чичикова умер, когда тот окончил училище. Продав ветхий домишко, Чичиков обосновался в городе. Тем временем учителя, которому угождал Чичиков, выгнали с работы, и он оказался в крайней нищете. Помогли ему все ученики, кроме любимца Чичикова. Автор, однако, утверждает, что Чичиков не был скуп, просто он мечтал жить богато и ни в чём себе не отказывать. Достижению этой мечты он посвятил свою жизнь.

После училища Чичиков стал чиновником с нищенским окладом, но всё равно умудрялся выглядеть опрятно и презентабельно. Он сумел втереться в доверие к совершенно бесчувственному начальнику, начав ухаживать за его некрасивой дочерью. Использовав связи начальника, Чичиков перешёл на более высокую должность и бросил девушку.

Затем Чичиков пристроился в комиссию по постройке казённого здания. Через 6 лет он построил себе уютный домик и начал безбедную жизнь. Всё испортил новый начальник, непримиримый враг взяточников. Он разогнал хапуг и конфисковал их имущество. Чичикова он особенно невзлюбил, и тому не удалось втереться в доверие.

Чичиков снова начал карьеру и, наконец, попал в таможню. Прослыв врагом контрабандистов, он получил задание уничтожить всех бандитов. Оказавшись вне подозрений, Чичиков начал брать взятки от «сильного общества контрабандистов» и быстро разбогател, но затем поссорился со своим напарником, тоже таможенником, и тот его сдал. Это Чичиков и называл: «потерпеть по службе за правду».

Чичиков умудрился уйти от суда и сохранить немного денег, после чего замыслил новую аферу. Он решил скупить у помещиков мёртвые души, взять бесплатные земли в Херсонской губернии и заложить государству несуществующую деревню с мёртвыми крепостными.

Автор отрицает, что Чичиков — подлец, и называет его приобретателем. Из-за страсти к приобретению он и участвовал в делах «не очень чистых», хотя, возможно, был рождён «на лучшие подвиги».

Автор знает, что патриоты будут ругать его за неприглядную картину. Он вспомнил притчу об отце-философе и сыне — тупом богатыре, который всё ломал. Отцу пожаловались на сына, но тот отказался его приструнить, боясь, что его посчитают плохим отцом. Так и патриоты думают «не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное». Автор допускает, что в каждом из нас имеется что-то от Чичикова.

Тем временем Чичиков проснулся и велел кучеру ехать быстрее, ибо «какой же русский не любит быстрой езды». Такая «птица-тройка» может родиться только у бойкого и мастеровитого народа. Автор сравнивает тройку Чичикова с Россией.

Несётся тройка-Русь, и другие народы и страны уступают ей дорогу.

Вариант 3

Рассказывая о происхождении главного героя, автор пишет, что оно было «темно и скромно». Детство Павла Ивановича нельзя назвать счастливым, у мальчика не было друзей, с ним обходились неласково, используя в воспитании постоянные нравоучения. Семья Чичикова была бедна, поэтому отец, наставляя Павла, говорил, что нужно угождать начальникам и дружить только с зажиточными людьми и беречь деньги. Отец Чичикова – бедный дворянин, был все время болен. О матери в биографии героя нет ни слова, возможно Чичиков воспитывался только отцом. Отношение отца к деньгам, Чичиков перенял еще до поступления в училище, с течением времени его принцип только укреплялся. Деньги стали для Чичикова той ступенькой, которая должна была вытащить его из беспросветного существования.

Во время учебы Чичиков старался во всем угождать преподавателям, а потому прослыл любимчиком одного из учителей. Как ученик Чичиков не демонстрировал выдающихся способностей. Павлуша копил каждую копейку, и стал дружить только с богатыми одноклассниками. В вопросе о накоплении денег он показал настоящий талант: питался за счет одноклассников, и умудрялся продавать им их же угощения. Когда тот самый учитель, что выделял Чичикова больше всех,  заболел, Павел Иванович дал ему на лечение мелкую монету. Одноклассники возмутились таким поведением, но Чичиков решил, раз учеба закончена – то и помогать преподавателю нет смысла. Герой умел испытывать жалость и сострадание, если это не затрагивало его финансы.

После учебы Чичиков сменил несколько мест работы на пути к обогащению. Его упорству можно было только позавидовать, он буквально оставался ночевать на работе, и производил на начальников благоприятное впечатление. Это и отличало его от угрюмых, пьющих коллег. Он трудился в казенной палате, комиссии по постройке зданий, на таможне. Павел Иванович шел к своей цели, не считаясь с законами морали, обманывал, брал взятки. Чичиков умел в нужный момент изобразить подходящие эмоции, необходимые для дела. Так он поступил, когда не мог найти подход к одному из начальников. Павел Иванович сделал вид, что увлекся его дочерью, и тот радушно предоставил ему выгодное служебное место.

Конечно, не все у Чичикова было гладко. Махинации вскрывались, и он много раз оставался ни с чем, но упорно продолжал идти дальше к заветной цели. Неудачи заставили Павла Ивановича пойти на очередную хитрость – заняться скупкой мертвых душ.

Отношения с учителем и учениками

Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.

Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.

Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:

  • аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»,
  • книгу, подаренную за прилежание и благонравие,
  • собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.

Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.

Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он — герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков — умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

«Кто же он? Стало быть, подлец?»

(Образ Чичикова)

Отсутствие учителя на уроке ещё не означает, что нет самого урока. Верно? Итак, начнём…

Поэма прочитана… Образы помещиков вы уже должны были сдать, но кто ещё не успел, у того появилась возможность сдать её к понедельнику ввиду моего отсутствия.

К ПОНЕДЕЛЬНИКУ и ни днём позже!!!

А теперь переходим к образу главного героя.

Ответьте письменно на вопросы и сдайте работу Александровне. СЕГОДНЯ!

1. В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Давайте, рассмотрим это, хотя на уроке я вам уже зачитывала фрагменты главы. Если вы были внимательны, то работа не составит труда, более того, она окажется слишком лёгкой…

Итак, ответьте на вопросы:

Детские годы Чичикова.

Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

Учеба в училище.

Как воспользовался советом отца?

Как прошли его школьные годы?

Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

СДелай теперь вывод: какие черты характера сформировались у Чичикова в детстве и отрочестве?

Теперь перейдём к центральному месту в биографии Чичикова: служебной карьере.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?

Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне.

Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

Как он втирается в доверие к начальству и зачем?

Почему и эта афера закончилась крахом?

Итак, сделай вывод: какие черты характера обнаруживаются у героя во время службы в разных местах?

Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы?

Изобретение нового способа обогащения.

Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»?

Удалось ли ему довести до конца эту аферу?

Почему она не лопнула, как в предыдущих случаях?

Итак, подведём итог: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Обращение к эпиграфу.

И ещё: Гоголь говорит, что если бы он не поместил биографию героя, то многие читатели были бы довольны Чичиковым. Согласен ты с этим?

И последний вопрос: Почему 11 главу Гоголь помещает всё-таки в конце 1-го тома, а не в начале?

УДАЧИ!

Нужно скачать сочиненение?

О биографии Чичикова в «Мёртвых душах» мы узнаём из 11 главы поэмы. Она немного не вписывается в общую композицию произведения, но является необходимостью, так как раскрывает историю жизни и формирования личности главного героя. Его образ совершенно уникален для русской литературы, в этом состоит гениальность задумки автора.

Важность экскурса в детство героя

Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:

  1. Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
  2. У него нет друзей.
  3. Отец необычайно строг и раздражителен.
  4. Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
  5. Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.

В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.

В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.

Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.

История Чичикова

«Мертвые души» — это роман-поэма Николая Гоголя, в котором описывается жизнь главного героя Павла Ивановича Чичикова.

Чичиков был человеком средних лет, который решил начать новую жизнь и заняться приобретением «мертвых душ» — т.е. купить списки крепостных, умерших после последней переписи, чтобы получить на них заемные деньги и повысить свое общественное положение.

В поисках таких списков, Чичиков отправился в провинциальные города России, где постепенно знакомился с местными чиновниками и помещиками. В ходе этих знакомств он сталкивался с различными проблемами, например, с коррупцией, недобросовестностью и безнравственностью местных властей.

В результате серии неудачных попыток приобрести «мертвые души», Чичиков понимает, что его план не имеет будущего, и решает изменить свою жизнь. Он встречает женщину, которую начинает любить, и осознает, что истинное счастье не заключается в накоплении богатства и социальном статусе.

Таким образом, жизнь Чичикова в «Мертвых душах» описывает путь человека, который стремится к лучшей жизни, но сталкивается с трудностями, ошибками и разочарованиями. В конечном итоге, он находит свой путь к счастью и осознает, что счастье и богатство не всегда взаимосвязаны.

Краткая биография Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

  • Смирно сидит на лавке.

Не выказывает остроумия.

Умело соблюдает тишину.

Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.

Подает треух учителю.

Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.

После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: