Социально-экономическое положение
Коренные народы Сибири имеют сложное социально-экономическое положение, которое сильно зависит от ряда факторов, таких как влияние государственных и внешних структур, доступ к ресурсам и технологиям, а также сохранение и защита традиционной культуры и образа жизни.
Одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются коренные народы Сибири, является потеря их традиционных территорий из-за различных хозяйственных и промышленных деятельностей. Это приводит к утрате доступа к природным ресурсам, которые играют важную роль в экономике и культуре этих народов.
Коренные народы Сибири в основном занимаются традиционными хозяйственными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, скотоводство, собирательство и рыболовство. Однако социальные и экономические изменения в регионе, а также вмешательство государства и частного сектора, значительно ограничивают возможности коренных народов для осуществления их традиционной экономической деятельности.
В результате этого многие коренные народы Сибири сталкиваются с проблемой безработицы и низкого уровня доходов. Они часто вынуждены искать работу в городах или заниматься неквалифицированной работой, что сильно отличается от их традиционного образа жизни и экономической деятельности.
Важным аспектом социально-экономического положения коренных народов Сибири является сохранение и защита их культуры и права на землю
Коренные народы имеют свой уникальный язык, традиции, верования и обычаи, которые являются важной частью их идентичности. Однако, с появлением современного общества и глобализации, традиционная культура коренных народов Сибири подвергается угрозе
В целях сохранения и развития традиционной культуры, а также защиты прав коренных народов, в России и других странах проводятся различные программы и проекты, которые направлены на улучшение их социально-экономического положения, защиту территорий и прав на использование природных ресурсов, а также на сохранение и развитие традиционной культуры и языка.
Пример программ и проектов
Название программы
Цель
Программа развития традиционного хозяйства коренных народов Сибири
Поддержка традиционных территорий и экономической деятельности
Проект по сохранению и развитию языка малочисленных народов Сибири
Сохранение и развитие культурного наследия народов Сибири
Программа по защите и правам коренных народов
Защита прав и интересов коренных народов Сибири
Благодаря проведению таких программ и проектов, социально-экономическое положение коренных народов Сибири может быть улучшено, а их традиционная культура и образ жизни могут быть сохранены для будущих поколений.
Ханты
Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.
Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.
Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.
С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.
Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.
В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.
Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.
К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).
Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.
Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.
Тритон
Эту мелкогабаритную амфибию отличает от других длинный хвост. Биологи относят её к семейству саламандр. Тритон – широко распространенная в России, особенно в Сибири. Но, ежегодно, их популяция значительно уменьшается.
Средняя длина тела тритона – 11 см. При благоприятных условиях окружающей среды, он вырастает до 15 см. Самцы крупнее самок. 40 % от поверхности тела земноводного – хвост.
В народе считается, что если оторвать тритону эту часть тела, то она вырастет буквально на глазах. На самом деле, это заблуждение, так делать не нужно, ведь удаление хвоста не повлечет за собой ничего, кроме страданий животного.
Когда тритон длительное время находится в воде, поверхность его тела покрывается маленькими чешуйками. А если он предпочитает продолжительное время находится на суше, то она будет очень гладкой.
Чаще всего, в дикой природе встречаются темные тритоны, реже – окрашенные в зеленый цвет. Независимо от окраса, голова земноводного покрыта коричнево-черными тонкими полосками.
Сибирские тритоны
Сибирская тайга
Тайга – кормилица Сибири, поэтому большинство традиций и обычаев народов, проживающих в этом регионе, связанно именно с ней. Если охотники отправляются на промысел, то они проводят в лесу не одну неделю.
Есть примета: если избушка лесника или зимовье охотника (домик) не заперты, то можно смело заходить внутрь. В таких местах охотники часто оставляют небольшие запасы еды для путников, но покидая временное убежище, ты и сам должен оставить что-то на полке. Если же лишней еды нет, то можно положить зажигалку или собрать охапку хвороста.
Сильны в этом крае экологические традиции. Сибиряки бережно хранят то, что подарила им природа, и лес – наивысшая ценность.
Здесь не рубят просто так деревья, для временных домов или чумов используют старые ели, которых на такое жилище надо всего 3 штуки. Кору деревьев применяют для покрытия крыш, а древесину, непригодную для строительства, пускают на изготовление легких саней.
Охотник
Не менее уважительно таежники относятся и к зверю. Если ставят ловушки, то так, чтобы животное, попавшись в них, сразу умерло. Если зверь ранен, его не оставляют в лесу, а преследуют, пока не убьют, иначе недобитое животное будет мучиться. Обязательно надо выслеживать раненого медведя, иначе он может мстить людям, став шатуном.
Сибирские водоемы
Глубочайшее озеро в мире расположено в Сибири. Это Байкал. Его площадь – 31 722 кв. км. Размер – 636 x 79,5 км. Максимальная глубина – 1642 м. Средняя – 744 м. В озере содержится 20% мирового запаса пресной воды. Это больше, чем в Великих озерах Северной Америки.
Зимой на Байкале наблюдают уникальное природное явление – голубой лед. Секрет кроется в особенностях структуры. Чаще встречается белый лед, в котором между кристаллами много воздушных пузырей. Голубой – это лед высокой плотности. Он тает, замерзает и снова тает в процессе формирования. Чем больше таких циклов, тем плотнее масса. Солнечный свет, проходя сквозь такое образование, преломляется, и до глаза наблюдателя доходит только синяя часть спектра.
Телецкое озеро – главная достопримечательность Южной Сибири. С озером связано много старых и новых легенд. Согласно эпосу, водоем пробит золотым мечом убитого хана Теле, а озеро образовалось из слез его жены. В XXI веке рассказывают о том, как команда Жака-Ива Кусто исследовала Телецкое озеро и нашла на дне 50 воинов в доспехах. К сожалению, исследователя на озере не было, и это не более, чем новая легенда.
Самая длинная речная система Сибири – Енисей-Ангара-Селенга. Ее протяженность – 5539 км. По Енисею проходит естественная граница между Западной и Восточной Сибирью.
Обсудим
Задание 1
Что значат названия рек, озер, гор и других природных объектов вашего края? Что они могут рассказать о совместной жизни народов вашего края?
Ответ:
«Ока» означает могучая всевидящая река. Изначальное арийское название реки происходит от слова «око». На Оке жили русо-арийские племена, зорко следившие за тем, чтобы на родные берега не проникли чужаки.
Задание 2
Каковы народные предания о происхождении названий вашего края?
Ответ:
Название реки Оки очень древнее, возникло ещё до нашей эры, разумеется, существует большое количество гипотез, объясняющих его происхождение. Например, бытует версия, что оно восходит к европейскому «aqva»– «вода». Это самая популярная версия.
В прежние времена к бассейну Оки примыкали литовские земли с запада, северными соседями были финно-угорские племена. Приблизительно в I тыс. до н.э. бассейн Оки заселили славяне. Так что истоки названия реки можно искать у этих народов.
Славянское «око» и литовское «akis» означает «глаз». Сакральным смыслом такого названия может быть «всевидящая река»: жившие по берегам реки народы зорко следили за происходящим вокруг и оберегали свои дома от врагов. Финское «joki» означает «река».
Любопытно, что сходным образом звучит слово «река» у некоторых сибирских народов. Например, у эвенов слово «река» звучит как «оката». Это слово в русифицированном варианте «охота» дало название Охотскому морю. Да что и говорить, на территории нашей страны находится пять рек с таким именем. Как знать, может значение реки Оки было настолько велико в давние столетия, что в качестве самого названия реки оно вошло во многие языки.
История заселения
Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI—XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.
Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.
История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.
После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.
Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.
Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города — Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.
В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.
В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири — БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.
Русские остроги в Сибири
Закрепиться на недружественной сибирской земле можно было только с помощью планомерного продвижения и строительства форпостов. Одни лишь походы, даже победоносные — это ещё не освоение земель. Требовалось создавать поселения, привлекать туда всё новых служилых и «охочих» людей, заселять их. В 1586 г. В. Сукин и И. Мясной основали Тюмень, а годом позже Даниил Чулков заложил возле разрушенного татарского Кашлыка Тобольск — административный, военный и хозяйственный центр в Сибири на протяжении всего периода её завоевания, «столица» края до 1764 г.
Поселенцы шли через Поморье, Пермский край и Поволжье. Уже при Борисе Годунове сибирским чиновникам вменялось в обязанность «пашенных и посадских людей призывать». Жители Поморья, Пермской земли и Поволжья, ярославцы, галичане и костромичи ехали «на льготу охочих людей». В периоды войн и Смуты в Сибирь начали отправлять ссыльных и военнопленных. Так постепенно формировалась социальная база освоения региона.
Ехали поселенцы из европейской части России в так называемые остроги, деревянные крепости с башнями, сложенные, как правило, из набитых землёй срубов и обнесённые частоколом из заострённых брёвен (отсюда и название — от слова «строгать»). А внутри — избы служилых людей, церковь, арсенал, склады. Так выглядели практически все новые русские поселения в Сибири в 16−18 вв. Со временем некоторые из них расширялись и превращались в города.
Шаг за шагом, острог за острогом, колонизаторы покоряли всё новые земли: приходили, строили «острожек», защищали его, налаживали транспортное сообщение с другими населёнными пунктами и собирали ясак. Вслед за Тюменью и Тобольском на карте появились Нарым (1596), Сургут и Тара (1594), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск и Жиганское (1632), Верхоянское (1638), Охотский острог (1646), Иркутск (1652), Нерчинский острог (1654) и другие.
Якутский острог, фото начала 20-го в. (ru.wikipedia.org)
Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович присоединили большую часть Сибири
Алтайцы
Территорией проживания тюркоязычного коренного народа алтайцев стали Алтайские горы. Живут они в количестве до 71 тыс. человек, что позволяет считать их крупным народом, в республике Алтай, часть в Алтайском крае. Среди алтайцев различают отдельные этнические группы кумандинцев (2892 чел), теленгитов или телесов (3712 чел), тубаларов (1965 чел), телеутов (2643 чел), челканцев (1181 чел).
Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они придерживаются традиционного шаманизма, бурханизма и буддизма. Живут они родами сеоками, родство считается по мужской линии. Алтайцы имеют многовековую богатейшую историю и фольклор, сказания и легенды, собственный героический эпос.
История консолидации народов
До прихода в Сибирь русских этот край считался малозаселенным. Разные народы жили обособленно родами или племенами.
Нганасаны, произошли от самодийцев
Историки считают, что первыми в этом суровом крае появились самодийцы, которые заняли северную часть большой территории. Южнее их проживали манси, основным занятием которых было оленеводство и добыча зверя.
Верховья Оби освоили тюркские племена, которые зарекомендовали себя в кузнечном деле и скотоводстве. К западу от Байкала территорию заняли буряты, занимавшиеся железообработкой.
Древние тюрки
Просторы от Енисея до Охотского моря освоили тунгусы – хорошие охотники и рыболовы. У Чукотского моря жили эскимосы, которые до прихода русских оставались самым малоразвитым коренным народом Сибири.
Постепенно территория осваивалась и заселялась, и уже в XVIII веке в состав Российской империи вошли земли ненцев и энцев, хантов и манси, телеутов, татар, киргизов, якутов, тунгусов, бурятов, чукчей, коряков, ительменов, эскимосов.
Эскимосы
У каждого народа Сибири сложились свои уникальные традиции, поэтому культура этого края представляет для историков и этнографов особый интерес. Несмотря на определенную разрозненность коренных этносов, можно выделить и некоторые схожие обычаи. Особенно это касается ведения хозяйства и быта.
Хроника присоединения Сибири
Даты | События | Результат |
1581−1585 | Поход Ермака. | Захват части Западной Сибири, начало колонизации Сибири. |
1586−1587 | Основание Тюмени и Тобольска. | Начало строительства в Сибири укреплённых русских поселений. |
1580−1590-е | Походы и экспедиции русских воевод на земли близ рек Обь, Томь, Кеть, Таз. | Утверждение русской власти в Западной Сибири. |
1598 | Битва в верховьях р. Обь и разгром войска хана Кучума воеводой А. Воейковым. | Уничтожение Сибирского ханства. |
1600−1620-е | Походы на Енисей, Нижнюю Тунгуску, к р. Пясине, Лене, Ангаре, основание Красноярска (1628). | Утверждение русской власти в Центральной Сибири. |
1630−1700-е | Походы в земли енисейских киргизов и бурятов, оборона Ачинска и других острогов от их набегов. | Утверждение русской власти на юге Центральной Сибири. |
1628−1640-е | Походы на земли бассейна реки Лена, реки Яны, Колымы, экспедиция Семёна Дежнёва к Тихому океану. | Присоединение Восточной Сибири. |
1625−1660-е | Походы к Байкалу и Забайкалью, столкновения с бурятами и тунгусами. | Буряты, якуты и тунгусы стали русскими подданными. |
1639−1640 | Томские казаки под началом Ивана Москвитина вышли к Охотскому морю. | |
1649−1653 | Амурские экспедиции Ерофея Павловича Хабарова. | Присоединение Приамурья к России, основание Хабаровска. |
1680−1720 | Начало заселения юга Западной Сибири, борьба с ойратами. | Юг Западной Сибири вошёл в состав России. |
1689 | Нерчинский договор с Китаем. | Установление примерных границ и дипломатических отношений с Китаем. |
1697−1699 | Экспедиция Владимира Васильевича Атласова. | Присоединение к России Камчатки. |
Доклад №2
Народы, проживающие в настоящее время на территории Западной Сибири, радуют большой численностью национальностей. Их отличает присутствие своеобразных традиций, особенностей быта и уклада в целом.
Официальным названием одной из народностей являются ханты. Они сосредоточены на притоках реки Обь. Со временем ханты расселились по участкам с разными климатическими условиями. Поэтому их культура различна.
Внешний вид хантов характеризуется невысоким ростом. Темнокожие люди имеют широкие скулы на плоском лице, темные волосы и полные губы. Кочевое оленеводство один из основных видов занятий. Это источник питания и транспортное средство. Народ славится обращением к духам, семейным божествам, активно используют шаманские обряды.
Ханты-Мансийский Автономный округ, а также небольшую часть Свердловской области занимают манси, которые считаются родственниками хантов. Они относятся к фино-угорским народам. Более 12 тысяч человек занимаются ловлей рыбы, скотоводством, охотой в тайге. Большая часть народа говорит на русском языке. Уважение предков, старших является неотъемлемой составляющей их жизни. Вера в то, что орнамент оберегает от злых духов
С почитанием относятся они и к празднику медведя. Хозяин тайги для них олицетворяет справедливость. Поэтому манси серьезно относятся к подобным обрядам, сопровождающим этот вечер.
Шорцы – известный, но малочисленный народ. Представители его занимают небольшую гористую часть Кузбасса. Коренастая фигура и монголоидные признаки подчеркивают внешность. В настоящее время их одежда мало отличается от внешнего вида русского человека. Шаманизм – буквально стал смыслом существования этих добрых людей. Примером ярких традиций шорцев, проживающих в Шерегеше, являются действия, связанные с культом огня, медведя.
Алтайцы. Более 70 тысяч человек проживают в алтайских горах. Их легко узнать по узкому разрезу глаз, смуглой коже, жестким волосам черного цвета. С давних пор их одежда изменилась до неузнаваемости. Ранее отдавали предпочтение самодельным рубахам, меховым шапкам. Конструкции под названием аилы, предназначенные для жилья, напоминают юрты. Их постепенно заменили дома, сделанные из деревянного сруба. Это гостеприимный народ, который свято хранит семейные древние традиции. Например, забота младшим сыном о родителя до смерти. Земледелию, рыболовству и охоте они посвящают все свободное время.
Ненцы считаются многочисленным народом севера. Группа лесных ненцев, как правило, занимаются сбором растительности в тайге, охотой, уловом рыбы. Для тундровых главным занятием остается оленеводство. Они являются отличными знатоками сказаний, фольклора. Их жилище (чум) является временным, так как образ жизни ведут кочевой.
Таким образом, в жизни представителей каждой народности есть свои определяющие особенности, которые складываются из элементов культуры, быта, верований. Каждый из них предан своим традициям, имеющим глубокие корни.
4 класс
Коренные жители
Население Сибири на сегодняшний день составляют десятки народов. Каждый из них, согласно Конституции России, имеет свое право на национальную идентификацию. Многие народы Северного региона даже получили автономию в составе РФ со всеми вытекающими ветвями самоуправления. Это способствовало не только молниеносному развитию культуры и экономики области, но и сохранению местных традиций и обычаев.
Коренное население Сибири по большей мере состоит из якутов. Их численность варьируется в пределах 480 тысяч человек. Большая часть населения сосредоточена в городе Якутске – столице Якутии.
Следующим по численности народом являются буряты. Их более 460 тысяч человек. Столицей Бурятии является город Улан-Удэ. Главным достоянием республики считается озеро Байкал. Интересно, что именно этот регион признан одним из главных буддистских центров России.
Тувинцы – население Сибири, которое по последней переписи насчитывает около 264 тысяч человек. В республике Тыве до сих пор почитаются шаманы.
Практически поровну населения у таких народов, как алтайцы и хакасы: по 72 тысячи человек. Коренные жители округов являются приверженцами буддизма.
У ненцев численность населения составляет всего 45 тысяч человек. Проживают они на Кольском полуострове. Всю свою историю ненцы были известными кочевниками. Сегодня их приоритетным заработком является оленеводство.
Также на территории Сибири проживают такие народы, как эвенки, чукчи, ханты, шорцы, манси, коряки, селькупы, нанайцы, татары, чуванцы, телеуты, кеты, алеуты и многие другие. У каждого из них есть свои многовековые традиции и легенды.