Эллинистическая философия

§ 6. философия эпохи эллинизма. краткий очерк истории философии

Основные черты

Этическая направленность

Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.

Адаптация восточных религиозных моментов

Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.

Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

Эпикурейцы предлагали людям:

  1. Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
  2. Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
  3. Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.

Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.

Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.

Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.

Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

Основное направление эллинистической философии

Она занимается в основном рассмотрением этических вопросов, но в них полностью отсутствовала социальная проблематика. То есть на первый план выходит понятие нравственной свободы: философы рассматривают возможность ее существования при тоталитарном режиме. Социальная проблематика остается уделом утопий и антиутопий без связи с реальным миром. Философия утрачивает свою научную часть, что делает ее беззащитной перед комплексом, который состоят из религии и мифологии.

Начав с ренессанса, эллинистическая философия постепенно пришла к декадансу и впала с мистицизм, в результате не сумев устоять перед такой пассионарной религией, как христианство. Философы этого периода возвращаются к старым авторитетам. Так, Эпикур возрождает идеи Демокрита, стоики опираются на натурфилософию, а скептики — агностицизма.

Эллинистическая философия проходит через два периода:

  • ренессанс (конец 4 — начало 3 в. до н.э), на который и приходится период возрождения классических философских идей;
  • декаданс (начиная с 3 в. до н.э), который тяготеет к скептицизму.

Декаданс полностью подорвал саму суть философской мысли — веру в то, что она может на что-то повлиять. В то же время философия испытывает давление сразу с двух сторон — языческой-античных идей и религии. В период Римской империи эти формы начинают сосуществовать. Но из-за внутреннего сходства между ними мистифицирующаяся философия уступает христианству все больше позиций.

Философия эпохи эллинизма

Вера в местных богов сильно ослабла. Под влиянием восточных религий возникли новые культы. Гражданские идеалы уступили место индивидуализму. На смену национальной чувствительности пришло равнодушие, безразличное отношение к вопросам национального происхождения человека. Социальный статус, а не происхождение, стал определять значимость личности. В эллинистический период возникло несколько философских школ: перипатетики, эпикурейцы, стоики, скептики и киники.

Философы, казалось, отказались от космоса, на который была направлена мысль предыдущей эпохи. Теперь их больше интересовал человек не в его гражданском состоянии, а как некая самодостаточная сущность. Общественные, гражданские идеалы отошли на второй план, а целью человеческого существования было объявлено индивидуальное счастье.

Заслуживает внимания фигура Диогена Синопского (400-323), представителя философской школы киников. Эта школа возникла несколько раньше, но достигла своего расцвета в эпоху эллинизма и просуществовала целое тысячелетие, вплоть до VI века нашей эры, когда по приказу византийского императорского двора в Афинах были закрыты философские школы.

Диоген ничего не писал, он просто жил и иллюстрировал свои идеи личным примером, а именно: что цивилизация, все изобретения человеческого разума вредны и отдаляют человека от счастья; что богатство, общественное положение, слава, власть — все это дым и суета. Философ ходил в лохмотьях и жил в бочке. Когда, согласно легенде, Александр Македонский, удивленный и восхищенный мужеством мудреца, призвал его выразить свое самое горячее желание, чтобы он, владыка полумира, удовлетворил его, Диоген умолял его отойти и не загораживать солнце.

Философия Эпикура (341-270) также была обращена к человеку. В 307 году он основал школу в роще в Афинах и назвал ее «Сад». На воротах красуется надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — радость». И здесь философия, похоже, озабочена проблемой человеческого счастья, и Эпикур видит ее решение в отказе человека от всех занятий, связанных с тщеславием. «Живите незаметно! — призывал он своих слушателей. — Отстранитесь от страстей и волнений, живите в безмятежной отрешенности от общественных дел (атараксия)!» Эпикур считал, что государство необходимо, если вообще необходимо, как хранитель счастья индивида. Из литературного наследия Эпикура до нас дошло несколько его писем к друзьям и фрагменты произведений. О его философии в целом, однако, можно судить по поэме римского автора Лукреция «О природе вещей». .

В эпоху эллинизма также процветала философия стоицизма, которая внешне противостояла эпикурейству. Стоики (от храма Стоа) также занимались проблемой человеческого счастья, но решали ее несколько иначе. Поскольку человек не всегда может избежать различных бедствий, рассуждали они, необходимо привыкнуть к ним. В этом кроется спасение. Вы должны организовать свой духовный мир так, чтобы никакие страдания не могли огорчить и унизить вас. Поставьте себя выше их. Вы можете быть рабом, но внутри вы всегда свободны. Наконец, у вас есть право умереть, чтобы оставить существование свободным. Христианство многое позаимствовало у стоицизма. Личность также была в центре внимания скептических (сомневающихся) философов, или, как их иначе называли, эффектистов (воздерживающихся от суждений).

Направления и представители

Киники

В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода. 

Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.

Скептики

Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Помимо прочего, призывал к аскетичному образу жизни.

Эпикуры

Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.

Стоики

В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель. 

Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.

Неоплатоники

Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.

Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии. 

Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Школы философии Древней Греции

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:

он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя

Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.

  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Основные черты эллинистической философии

Эллинистическая философия состоит из нескольких школ, которые, хотя и не разделяют одних и тех же постулатов, имеют между собой общие черты. Вот почему она занесена в каталог как определенная школа мысли.

Вот её основные характеристики:

  • Эллинистическая философия больше озабочена личным счастьем и личной безопасностью, чем поиском универсальной истины.
  • Это течение мысли ищет безопасности, взяв за основу неизменные законы природы и космоса. С этой целью разрабатываются новая физика и новая этика натуралистического и космополитического характера.
  • Научная мысль ориентировалась на прикладные и специальные знания. Другими словами, философы эллинистического периода были заинтересованы в решении конкретных проблем, а не в достижении глобального понимания Вселенной.
  • Появляется новый тип философии, основанной на действии: философия как терапия.
  • В эллинистической философии меняется представление о человеке. Аристотель воспринимал их как гражданских животных, поскольку их благополучие было связано с самодостаточностью полиса (особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции). Но когда полис рухнул, люди начали воспринимать себя как социальных животных, поскольку теперь они несли ответственность за свою собственную жизнь, как неотъемлемые части человечества и природы.
  • Поскольку метафизика отошла на второй план, философ — это не только тот, кто знает, но и тот, кто умеет жить.
  • С падением абстрактного мышления философия стала разделяться на три специфические ветви: этику, физику и логику.

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

  • Панетий;
  • Сенека;
  • Цицерон;
  • Марк Аврелий;
  • Эпиктета.

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

  1. физика;
  2. логика;
  3. этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Итоги эллинистической эпохи

Эллинистическая эпоха знаменовала собой устойчивые достижения в искусстве и обучении. Философы Ксенофан и Эпикур основали свои философские школы. В Афинах математик Евклид открыл свою школу и стал основателем современной геометрии. Впечатляющие научные инновации были сделаны в Александрии, где Эратосфен вычислил окружность земли, Архимед вычислил число «пи».

Так же были достигнут значительный прогресс в строительстве. Самой известной постройкой была, несомненно, Александрийская библиотека, основанная Птолемеем I Сотером в Египте, которая занималась хранением всех мировых знаний. Библиотека процветала при династии Птолемеев и выдержала несколько бедствий, пока не была окончательно разрушена во втором веке нашей эры.

Другим триумфальным строительным мероприятием был Колосс Родосский, одно из Семи Чудес Древнего Мира. Статуя высотой 30 метров ознаменовала победу острова Родос над Антигоном I Монофтальмом.

В литературе развивалась новая комедия, а также поэтическая идиллическая форма поэзии, связанная с Феокритом. Так же присутствовало движение в скульптуре, заключалось в том, чтобы представлять людей такими, какими они были, а не идеалами. Хотя в греческой скульптуре были исключения — прежде всего отвратительные изображения Сократа, хотя даже они, возможно, были отрицательно идеализированы.

Но так же эллинистическая эпоха ознаменовала собой еще и закат афинской демократии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: