8 сочинений на тему «образ князя игоря в слове о полку игореве» для школы

8 сочинений на тему «образ князя игоря в слове о полку игореве» для школы

Вариант 6

«Слово о полку Игореве» — это эпическое произведение, которое описывает события, произошедшие во время похода князя Игоря на половцев. В ходе похода русская армия первоначально одерживает победу, но затем терпит поражение и князь Игорь попадает в плен. Русь оказывается во власти половцев, которые собирают с нее дань. В произведении описывается борьба за единство и свободу Руси, а также мужество и отвага русских воинов.

Мое отношение к главному герою, князю Игорю, двойственное. С одной стороны, он — отважный и мужественный воин, который взял на себя ответственность за защиту своей земли и народа. Он не боялся сражаться и рисковать своей жизнью ради Руси. С другой стороны, его самонадеянность и бравада привели к поражению войска и его попаданию в плен. Но в конечном итоге, он осознал свои ошибки и вернулся домой благополучно.

Примером подтверждения моего мнения из литературного текста русской литературы может служить фраза из произведения: «Гордость — корень зла, смирение — начало благодати». Это показывает, что Игорь должен был понизить свою гордыню и признать свои ошибки, чтобы вернуться домой.

Вторым примером может быть жизненная ситуация, когда человек совершает ошибку, но в конечном итоге осознает свои ошибки и исправляет их. Например, когда студент не сдаёт экзамен из-за своей гордыни и неправильного отношения к учебе, но позже осознаёт свои ошибки и начинает усердно учиться, чтобы исправить свою оценку.

Выводом можно сказать, что «Слово о полку Игореве» — это произведение о мужестве, отваге и единстве русских воинов, которые защищают свою землю и народ. Князь Игорь — сложный и противоречивый герой, который совершил

Поэтому, мне кажется, что главный герой произведения, князь Игорь, является сложным и противоречивым персонажем, который воплотил в себе качества как героя, так и антигероя. Он проявил мужество, решительность и стремление к победе, но при этом его безрассудная самонадеянность и бравада привели к поражению. В целом, «Слово о полку Игореве» — это прекрасный образец древнерусской литературы, который позволяет нам лучше понять духовную культуру нашего народа и проследить развитие его исторического сознания.

В качестве примера из русской литературы, можно привести образ принца Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Так же как Игорь, Андрей является сложным персонажем, который проявляет в себе как героические, так и отрицательные черты. Он решительный и целеустремленный, но при этом его гордыня и недостаток такта приводят к конфликтам с окружающими.

В качестве примера из жизни, можно привести судьбу Георгия Жукова — легендарного генерала, который является символом победы в Великой Отечественной войне. Он проявил в себе множество героических качеств — мужество, решительность, лидерские способности, но при этом его карьеру омрачили скандалы и политические интриги. Таким образом, жизнь Георгия Жукова показывает, что герои, как и обычные люди, могут иметь как положительные, так и отрицательные черты.

Мне нравится246Не нравится173

Главная идея произведения

Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.

«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.

Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.

Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.

Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.

Эта статья относится к рубрикам:

  • Гта 4 цитата про картошку

      

  • Цитаты о взаимодействии семьи и детского сада

      

  • Цитаты из книги магнит счастья

      

  • Троил и крессида цитаты

      

  • Цитаты дистервега об образовании

Концовка

Природа «внемлет» плачу Ярославны, способствуя побегу главного героя. Половец Овлур помогает ему добыть коня. Чтобы спастись, князю нужно избавиться от погони. Его преследуют два половца, думая, как изловить и вернуть пленника, но ни один из способов не приносит результата.

Князь возвращается на родину. Народ встречает его восторженно. Казалось бы, он проиграл и был пленен. Тем не менее, люди рады, что правитель вернулся. Тот факт, что он спасся из плена, сам по себе воспринимается как победа.

Казалось бы, благополучно выживший князь из-за собственных ошибок, тщеславия и самоуверенности «сгубил» часть своих людей, но народ всё равно принимает его и поёт ему славу, наряду с Всеволодом и Святославом.

Всё, что случилось с Игорем – результат его ошибок, герой прошел путь осознания. Финал произведения может показаться странным и не очень логичным. Тем не менее, благополучная концовка исторична, и она дополняет смысловой посыл.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3249 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 633 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2790 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1177 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1335 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 17.05.2023 16:24 2379 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 03.05.2018 13:23 1461 Козолуп Владислав

Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград

Ответов: 1

Литература 28.06.2023 09:19 4207 Смагула Роман

Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия

Ответов: 2

Литература 04.05.2023 01:35 403 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 16.07.2023 01:11 952 Недовесов Никита

Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами

Ответов: 2

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.

Композиция, сюжет, основные мотивы и элементы повествования.

В композиции произведения можно традиционно выделить вступление (зачин), основную часть и заключение. Основное содержание, передающее сюжет, подразделено на три части, которые называют главами.

Зачин соответствует духу эпической традиции, сюжетно он отличается от основной линии повествования. В нём вводится фигура древнерусского сказителя Бояна, чьи песни прославляли русских воинов. Автор выражает уважение певицу, через его образ подтверждая достоверность рассказанной в «Слове» истории.

Первая часть. Князь Игорь собирает поход против половцев. Происходит солнечное затмение, что считается дурным знаком, но правитель не придает этому значения, отправляя дружину в бой. Войскам Игоря удается победить половцев. Удачу они отметили пиром и улеглись спать. Тут-то их и настигли мстительные противники, напав в ночи на расположение войск. Результат оказался плачевен: Игорь в плену, многие его дружинники мертвы. 

Во второй части вводится ещё один важный персонаж – князь Святослав, двоюродный брат главного героя. Он осуждает желание Игоря идти на войну в одиночку, сетуя на беспечность родственника, которая может иметь печальные последствия для русских земель, и призывает объединяться для борьбы с врагом. Позиция Святослава и его мысли о родине выражаются в «Золотом слове» — это важнейший с содержательной точки зрения компонент произведения, именно в нём звучит призыв к объединению.

Третья часть знакомит нас с супругой пленного князя. «Плач Ярославны» — женщины, ждущей своего мужа из похода – пожалуй, самый известный фрагмент произведения. Он отходит от общей патриотической и героико-эпической направленности произведения, расширяя тематику и проблематику текста. В этой же части рассказывается о том, как Игорь бежит из плена, в чем ему помогают силы природы. К ним и взывала тоскующая жена в своём «Плаче».

Эпилог описывает возвращение князя и его торжественную встречу со своим народом.

Литературоведы обнаружили важную особенность «Слова», отраженную в его композиции. Интегрированные в состав произведения сюжетные куски жанрово отличаются друг от друга. Пример одного из таких вкраплений приведен выше – это плач Ярославны, передающий речь тоскующей женщины. «Плач» принято выделять как отдельный жанр древнерусской литературы. Финал произведения определяется как «слава». Таким словом называется текст, воздающий хвалу правителю.  В эпилоге «Слова о полку Игореве» восхваляется не только главный герой, но и другие правители Руси – прежде всего мудрый Святослав, а также князь Всеволод.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Главные герои и их характеристика

Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена.  История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские.  Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.  

Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается  образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.

Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени

Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет

Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Сочинение про Князя Игоря

Слово о полку Игореве – это не просто культурное наследие всего нашего народа, это, в первую очередь, пособие по тому, как не нужно стремиться за славой таким образом, как это делал Игорь, что на первый план нужно выставлять блага своей родины, а не тешить своё честолюбие, не делать из себя героя, который может всех победить в одиночку.

Игорь – это эгоистичный князь, который действительно любит Русь, но который в начале произведения не готов действовать сообща с другими. Несмотря на все предостережения и даже мистические знаки, данные автором, Игорь решает один идти против половцев и терпит поражение. Как бы сильно он не любил свою родину, славу он любил сильнее: именно за славой он шёл в этот поход. Политика русских князей того времени предполагала, что все были в ссоре, между ними правил раздор. Будь Игорь мудрее, он бы сразу понял, что против такого сильного врага, как половцы, одного князя просто недостаточно.

Автор показывает храбрость и смелость Игоря, князь действительно был смелым, не боящимся никого, кто станет у него на пути, но его чрезмерная самоуверенность привела его к поражению. Если бы он смог пересилить себя и не допустить раздробленности Руси, то половцы бы не почувствовали слабость в государстве русском и не напали бы. Но всё было так, как было. К счастью, князь Игорь ещё может всё исправить.

Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.

Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора. 

Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 5-9 классы

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое «это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

ПредыдущаяСтраница

СледующаяСтраница

Оглавление

Тематика

Патриотизм – основная тема древнерусского текста. Автор призывает любить свою землю, и эта любовь не показная, а истинная, глубинная. Речь не о пышных речах, а о делах, направленных на защиту, свободу и единство Руси. Патриотический посыл соответствует духу времени и историческим реалиям. Особенно ярко он раскрывается  в «Золотом слове» Святослава.

Родина – тема неотделимая от патриотизма, но всё же её стоит выделить отдельно. Здесь важен «образ Руси», как совокупности политически разрозненных земель

Но духовно они близки — и это самое важное. Русские люди чувствуют родство и неразрывную связь друг с другом

Природа  — это и важная для повествования тема и, фактически, ещё один «одушевленный герой», союзник и помощник человека. Понимание Родины для древнерусского человека было неотделимо от сил природы. Ярославна взывает к стихии, она верит в поддержку и помощь сил родной природы, родной земли. Природа – это живой, одухотворенный мир, с которым человек может общаться, это неотъемлемая часть родины. Такое понимание природы раскрывает особенности мировоззрения того времени.

Героизм – положительная черта главного героя, что во многом его и оправдывает. Он смел и рьян, а потому, несмотря на неудачу, возвращается на родину славным героем. Ведь его поражение – не исход честной битвы, а коварство соперника. В бою Игорь был сильней и показал свою отвагу. За смелость героя нужно уважать, его героизм отчетливо просматривается на контрасте методов борьбы русских войск и половцев.

Любовь и верность – та самая тема, которая более всего раскрывается в «Плаче Ярославны». Монолог княжны искренен и глубоко чувственен, в нём проявляется преданность как высочайшее проявление любви. Этот эпизод добавляет поэме «лиризма», усиливает общечеловеческие мотивы и побуждает обратиться к личности, к внутреннему миру древнерусской героини.

Опыт и ошибки – важнейшая тема, показанная через судьбу Игоря и реакцию Святослава. Киевский правитель смотрит на вещи с позиции опыта, чего явно не достает юному князю, потому он совершает ошибку и становится более опытным. Правда, какой ценой? Над этим стоит задуматься, читая произведение. Ведь его войско полегло, множество бойцов лишились жизни глупо и нелепо.

История создания

Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.

Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX  века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.

Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.

Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.

Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.

Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным.  Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.

Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет».  Считается, что автор «Слова о полку Игореве» — современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.

Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.

Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: