8 сочинений на тему «слово о полку игореве

"слово о полку игореве" - величайший памятник древнерусской литературы

История создания

Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.

Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX  века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.

Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.

Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.

Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.

Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным.  Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.

Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет».  Считается, что автор «Слова о полку Игореве» — современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.

Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.

Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.

Суть

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.

Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.

Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.

Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.

Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.

Вариант 1

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Это произведение не только описывает реальные события, но и воспевает мужество и героизм князя Игоря и его войска. Я считаю, что эта поэма остается актуальной и сегодня, ведь она напоминает о необходимости единства и братства нации.

Одним из главных достоинств «Слова о полку Игореве» является ее эпический стиль. Яркие образы, живописные описания битв и походов позволяют читателю окунуться в атмосферу того времени. Например, описание взгляда князя Игоря на солнечное затмение создает впечатление неизбежности грядущей битвы. Сочетание мифологических и реалистических элементов делает поэму еще более интересной и привлекательной.

Второй пример, который подтверждает значимость «Слова о полку Игореве», — это ее социальная значимость. Поэма напоминает о том, что единство и братство могут преодолеть любые препятствия. Сильный главарь и его воины не могут одержать победу, если нет единства среди них. Это урок, который важен для нас и сегодня, когда многие страны сталкиваются с проблемами внутренней диверсификации и внешней угрозы.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» занимает особое место в истории культуры России и до сих пор остается актуальным. Это произведение напоминает нам о необходимости единства и братства, которые позволяют преодолевать любые трудности.

Мне нравится1.7 k.Не нравится606

Вариант 4

«Слово о полку Игореве» — это глубокий и эмоциональный памятник древнерусской литературы, который до сих пор вдохновляет и волнует своими образами и сюжетом

Это произведение не только является историческим отражением важного момента в истории Руси, но и передает этические принципы и патриотические чувства, так необходимые в нашей жизни

Одним из главных достоинств «Слова о полку Игореве» является яркость и выразительность языка. Автор использовал сложные образы, метафоры и эпитеты, чтобы передать глубокий смысл и впечатления, которые вызвало событие в его душе. Например, описание половецкой степи «пуста и необитаема, как тлеющая заря, что на рукояти сабли горит» вызывает живые и яркие образы у читателя.

Кроме того, «Слово о полку Игореве» отличается глубокими этическими принципами. Оно показывает, что только единство и сотрудничество могут привести к победе над врагом. В то время как Русь разобщена и князья спорят за власть, она становится уязвимой перед внешними угрозами. Это урок, который остается актуальным и сегодня.

«Слово о полку Игореве» является примером того, как литературное произведение может оставаться актуальным на протяжении многих веков. Оно продолжает вдохновлять и волновать людей, включая современных писателей, художников и музыкантов. Например, композитор Борис Тищенко написал оперу на основе этого произведения, которая до сих пор пользуется успехом у зрителей и критиков.

В заключение, «Слово о полку Игореве» — это глубокий и значимый памятник древнерусской литературы, который до сих пор вдохновляет и оставляет яркие воспоминания. Поэтому, несмотря на все противоречивые мнения, «Слово о полку Игореве» остается не только главным памятником древнерусской литературы, но и важнейшим историческим документом, позволяющим нам понять истоки и развитие русской культуры и ее место в мировой истории.

Мне нравится413Не нравится219

Вариант 5

«Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных и известных произведений древнерусской литературы. Это эпическое сочинение описывает поход князя Игоря на половцев, который закончился поражением русского войска и пленом князя Игоря. Кроме того, произведение раскрывает тему единения русских земель, необходимости бороться со внешним врагом и поддерживать государственную мощь и стабильность. Я считаю, что «Слово о полку Игореве» — это не только ценный исторический документ, но и уникальный образец высокой литературы, который продолжает вдохновлять и заинтересовывать людей до сих пор.

Произведение наполнено живыми образами, которые позволяют читателю окунуться в исторический период, описанный в поэме. Описания природы, событий и героев, выразительные сравнения, метафоры и эпитеты создают яркую и запоминающуюся картину происходящего. Например, в поэме описывается мощь половецкого кагана: «Каган отъехал, а пыль за ним горит, как огонь на мосту, как ветер на горе». Этот образ позволяет читателю представить себе непреодолимую силу половецкого войска и понять, какой опасностью была Руси.

Кроме того, произведение глубоко философское и содержит множество умных мыслей о жизни, судьбе и человеческих ценностях. Так, например, в поэме звучит знаменитое выражение о том, что «слава миру — конец смерти», которое возвышает идею вечной жизни в памяти народа. Это выражение стало не только лозунгом, но и частью культурного наследия русского народа.

Поэтому «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы, который не только передает нам яркие образы и эмоции тех времен, но и продолжает вдохновлять и наставлять на путь истинный и справедливый по сей день.

Мне нравится288Не нравится192

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (716)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (701)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (671)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (659)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (760)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (556)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Вариант 8

«Слово о полку Игореве» — это эпическое произведение, которое занимает особое место в истории древнерусской литературы. Это не просто исторический документ, но и произведение искусства, которое поражает своей красотой и глубиной.

Одна из главных ценностей «Слова о полку Игореве» заключается в его эстетической форме. Стихотворная манера изложения, богатство языка и художественные образы делают произведение уникальным. Строфы произведения, которые не имеют прямого рифма, но звучат очень гармонично, создают особый ритм и мелодичность. Также, «Слово о полку Игореве» использует разнообразные литературные приёмы, такие как повторы, анафоры и аллитерации, которые придают произведению своеобразный шарм и духовность.

Однако, главной ценностью «Слова о полку Игореве» является его историческое значение. Это произведение показывает Русь в период крушения княжеств и зарождения единого централизованного государства. Это произведение не только описывает войну с половцами, но и является символом кризиса в Руси и призывом к объединению.

Примером того, как «Слово о полку Игореве» стало символом Руси, может служить его использование в различных областях искусства. Например, музыкальная композиция Римского-Корсакова «Садко» содержит отрывки из «Слова о полку Игореве», что подчёркивает его значение для русской культуры. Также, фильм «Александр. Невская битва» Сергея Эйзенштейна использовал отрывки из «Слова о полку Игореве», чтобы создать эффект исторической достоверности.

Второй пример, который подчёркивает значение «Слова о полку Игореве» — это его влияние на развитие литературы

Поэтому важно сохранять и изучать такие произведения, как «Слово о полку Игореве», чтобы лучше понимать историю и культуру своей страны, а также извлекать уроки и вдохновение из них

Важно помнить, что каждый человек уникален и имеет свои индивидуальные потребности, желания и мечты. Поэтому, стараясь помочь другим, важно уважать их индивидуальность и не навязывать свои взгляды и предпочтения

Мне нравится264Не нравится131

Рейтинг сочинений

1121

409

232

194

133

96

79

73

Вариант 3

«Слово о полку Игореве» — это эпическое произведение, которое представляет собой важный этап в развитии древнерусской литературы. Сочинение было написано в 12 веке и до сих пор остается значимым как источник исторической информации, а также как произведение, отражающее культурное наследие нашего народа.

Одной из главных ценностей «Слова о полку Игореве» является его художественное значение. Автор создал яркие образы, которые легко узнаваемы и запоминаются. Описывая битву, он передал атмосферу страха, боли, гнева и отчаяния, которые испытывали русские воины. Эти эмоции были выражены таким образом, что произведение до сих пор вызывает сильные чувства у читателей.

Второй пример его ценности заключается в историческом содержании. «Слово о полку Игореве» является важным источником информации о том, как жили и сражались древние русские. Оно отражает культуру, религию, обычаи и традиции того времени. Кроме того, произведение помогает понять, какие проблемы существовали в древнерусском государстве и как их решали.

Наконец, моя личная оценка «Слова о полку Игореве» — это восхищение. Я восхищаюсь талантом автора, который создал такое грандиозное произведение без единой опечатки. Я восхищаюсь тем, какое значение произведение имеет для нашей культуры и нашей истории. «Слово о полку Игореве» — это не только красивая поэма, но и важный памятник нашей истории, который мы должны беречь и передавать будущим поколениям.

В заключение, «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, который по-прежнему важен и актуален

Важно помнить о том, что «Слово о полку Игореве» не только художественное произведение, но и исторический и культурный памятник, который отражает сложную историю Руси и ее народов. Чтение этого произведения помогает понять истоки русской культуры и национального самосознания, а также увидеть, что объединение и взаимопомощь в борьбе за общее благо всегда были и остаются важными принципами для России и ее народов

Мне нравится508Не нравится276

Главные герои и их характеристика

Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена.  История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские.  Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.  

Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается  образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.

Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени

Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет

Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Вариант 6

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы, и это неоспоримый факт. Это эпическое произведение пронизано глубокими эмоциями, историческими событиями и мудростью, которые до сих пор остаются актуальными. Через поэтическое слово, автор проникает в самые глубины человеческой души и отражает сложности и противоречия жизни.

Одним из аргументов в пользу величия «Слова о полку Игореве» является его литературное и художественное значение. В произведении используются множество метафор, образных выражений и художественных оборотов, которые делают его ярким и запоминающимся. Например, в строках «Слова» мы встречаем такие выразительные образы, как «кровавый пир», «всепоглощающий океан» и «небо костром вспылающее». Эти образы вызывают в нас сильные эмоции и позволяют ощутить настоящую драматичность событий.

Второй аргумент можно найти в самой жизни. «Слово о полку Игореве» стало не только отражением исторических событий, но и воплощением духовных ценностей и идеалов, которые актуальны для любой эпохи. Это произведение поднимает важные вопросы единства, мужества, патриотизма и борьбы за справедливость. Аналогичные темы прослеживаются и в других произведениях русской литературы. Например, в романе «Война и мир» Льва Толстого мы видим битвы и трагедии, но также чувствуем единство и взаимопомощь героев во время нелегких испытаний.

Также можно привести пример из жизни, который подтверждает важность и актуальность «Слова о полку Игореве». В истории существует множество случаев, когда объединение народа в борьбе против общего врага стало ключевым фактором победы

Например, во время Великой Отечественной войны, советский народ единым фронтом сопротивлялся нацистской агрессии и добился победы. Этот пример показывает, что и в реальной жизни объединение и солидарность могут преодолеть любые трудности.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» является не только величайшим памятником древнерусской литературы, но и важным и актуальным произведением, которое призывает к единству и сопротивлению в лице общего врага. Оно пронизано глубокими эмоциями, мудростью и художественным мастерством, и остается вдохновляющим и поучительным источником для всех поколений.

Мне нравится26Не нравится26

Вариант 1

«Слово о полку Игореве» — произведение, которое занимает особое место в истории древнерусской литературы. Эпическая поэма, созданная в XII веке, не только описывает события и героические подвиги князя Игоря и его дружины, но и передает важные этические идеи, актуальные и по сей день.

Одной из главных тем произведения является единство и солидарность русских княжеств перед лицом общего врага

Это важное послание до сих пор актуально для нашего общества. Мы видим, как история повторяется, и когда народ единым фронтом стоит против трудностей и врагов, он становится непобедимым

Этот принцип единства и объединения нашел отклик и в современной литературе.

Примером из русской литературы, иллюстрирующим силу единства, можно привести «Войну и мир» Льва Толстого. В романе Толстой изображает Войну 1812 года, когда русский народ единодушно противостоит вторжению наполеоновских войск. Персонажи разных социальных классов и княжеств объединяются в общей цели защиты родины. Именно благодаря этому единству Россия смогла одержать победу. Таким образом, «Слово о полку Игореве» и «Война и мир» показывают, что сила единства способна преодолеть самые трудные испытания.

Второй пример, взятый из жизни, подтверждает актуальность и величие «Слова о полку Игореве». Вспомним историю Соединенных Штатов Америки, где многонациональные колонии объединились в борьбе за независимость. Перед лицом общего врага, английской короны, колонисты поняли, что их сила и успех зависят от их сплоченности и солидарности. Они объединили усилия и выстояли в тяжелой борьбе за свободу и независимость. Именно благодаря единству и согласию они смогли достичь своей цели и создать новое государство, основанное на принципах свободы и демократии.

Таким образом, как в литературе, так и в реальной жизни мы видим, что объединение и солидарность играют решающую роль в преодолении трудностей и достижении великих целей

«Слово о полку Игореве» становится свидетельством этой важной истины, вдохновляя нас на поиск единства и сотрудничества в современном обществе. Это величайший памятник древнерусской литературы, который до сих пор не утратил своей актуальности и остается ценным источником мудрости и вдохновения для нас всех

Мне нравится196Не нравится70

Вариант 7

«Слово о полку Игореве» — это масштабное эпическое произведение, которое стало настоящим шедевром древнерусской литературы. В нем отображены события, происходившие во времена Киевской Руси, когда князь Игорь со своей дружиной отправился на поход против половцев. В ходе битвы, русское войско одержало победу, однако в последствии потерпело поражение, и князь Игорь попал в половецкий плен. Этот эпос является величайшим памятником древнерусской литературы по многим причинам.

Во-первых, «Слово о полку Игореве» написано великолепным языком, который буквально заставляет каждого читателя увлечься произведением. Автор использует богатый словарный запас, многообразные образы, яркие сравнения и метафоры, что делает текст очень выразительным и прекрасным. Примером может служить следующий фрагмент:

«И стали между собой два молодца борониться, и быша здесь добрая земля: дубины на землю даром не ложиша, на вороты и на шлемы стучат, души убивают.»

В этом отрывке ярко описаны действия воинов, и при этом использованы такие художественные обороты, как повторения, синестезия и ритмические параллели.

Во-вторых, «Слово о полку Игореве» отражает реалии жизни древнерусского общества и его исторические события. В произведении ярко показаны взаимоотношения между князьями, их борьба за власть, а также жизнь обычных людей, которые страдают от войн и раздоров. Автор прекрасно передает дух времени, его общественно-политическую атмосферу, настроения и взгляды людей. Кроме того, изучение этого произведения помогает лучше понять духовные и культурные ценности древнерусского народа, а также понять их вклад в формирование русской литературы и культуры в целом. Все эти факторы делают «Слово о полку Игореве» не только величайшим памятником древнерусской литературы, но и одним из национальных символов России.

Жизнь — это бесконечный процесс саморазвития и самосовершенствования, в котором каждый из нас может достичь своих целей и максимального потенциала, если будет усердно работать над собой, не бояться преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом.

Мне нравится223Не нравится144

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.

Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 5-9 классы

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое «это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

ПредыдущаяСтраница

СледующаяСтраница

Оглавление

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: