Арабский халифат
Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.
Государственный строй халифата при Аббасидах
При первых Аббасидах, от ал-Мансура до Харун ар-Рашида (правил в 786—809
гг.), т. е. почти пол-столетия, халифат был сильным и относительно
централизованным государством. Были усвоены ирано-сасанидские государственные
традиции: прежде всего стремление к возможно большей централизации управления;
учреждена должность вазира — первого министра и хранителя большой
государственной печати, с широкими полномочиями; создан ряд диванов —
ведомственных управлений, в связи с чем вырос
бюрократический аппарат.
Среди диванов наиболее важными были: заготовки государственных актов; войска;
финансов (ведавший сбором податей); почты (на который была возложена также
внешняя и внутренняя разведка); диван, заведовавший собственными имениями халифа
и его родичей. Провинциями управляли халифские наместники — эмиры, назначавшиеся
либо с неограниченной, либо с ограниченной властью. В первом случае эмир наряду
с военным командованием и административно-полицейской вла-стью имел право
назначения всех чиновников и контроля над всеми ведомствами в провинции, а также
(если это была пограничная провинция) право дипломатических сношений с соседними
зарубежными правителями. Во втором случае наместник не имел права назначения и
контроля судей и финансовых чиновников, а также сношений с зарубежными соседями.
В провинциях находились областные диваны соответственно отраслям управления.
Суд для мусульман в халифате находился в руках духовных судей — кадиев (или
казиев в персидском произношении), назначавшихся из духовного сословия (факихов)
и судивших на основании мусульманского религиозного права (шариата). Иноверцы
(зиммии) судились у своих религиозных глав: христиане — у епископов, иудеи — у
раввинов, зороастрийцы — у мобедов. Но некоторые уголовные и политические дела
разбирались в особых светских военно-полицейских судах.
Военные силы халифата при Омейядах и первых Аббасидах состоя-ли из трех
категорий войск. Халифская гвардия, размещенная в столице и в других крупных
городах, получала повышенное жалованье; так на-зываемая регулярная армия, также
получавшая денежное жалованье, формировалась и состояла из ополчений расселенных
в военных округах (джунд) арабских племен, сражавшихся под начальством своих
племенных вождей, а также из местных жителей — берберов, курдов, персов и др.
Добровольцы, «борцы за веру»,— чаще всего выходцы из деклассированных элементов
города и деревни — получали не жалованье, а только долю военной добычи. Долю
военной добычи помимо жалованья получали также войска первых двух категорий
(доля конника и доля пехотинца относились как 2:1). Арабские войска, включавшие
военно-технические части (обслуживавшие осадные машины, аппараты для метания
сосудов с горящей нефтью и т. д.), до конца IX в. отличались высокими боевыми
качествами. Был и военный флот на Средиземном море.
Новых завоеваний при Аббасидах не было (кроме Сицилии, Мальты и Крита), но
войны с Византией велись почти непрерывно с перевесом на стороне халифата,
войска которого ежегодно вторгались в Малую Азию для захвата богатой военной
добычи, в частности десятков тысяч пленников, обращаемых в рабство. Одно время
(на рубеже VIII и IX вв.) Византия даже вынуждена была платить дань халифату.
Ве-
лись также постоянные войны с хазарами и тюрками на Кавказе и в Средней Азии.
Средства халифата составлялись из налогов, торговых пошлин, доходов от
рудников и от пятины с военной добычи. На рубеже VIII и IX вв. ежегодные
поступления в казну от налогов составляли 404 780 тыс. дирхемов в монете (в том
числе 132 780 тыс. с Ирака) и в натуре на сумму 125 532 тыс. дирхемов, всего 530
312 тыс. дирхемов. В 20—30-х годах IX в. поступления понизились до 371 млн.
дирхемов, а к 851 г. — до 293 млн. в год. Если в конце VIII в. в главном
казнохранилище халифата хранились 900 млн. дирхемов в монете, то в начале X в. —
только 100 млн. Уменьшение государственного дохода объяснялось отнюдь не
экономическим упадком, а распространением системы икта (как уже сказано, земли
икта пользовались налоговым иммунитетом) и постепенным отпадением от халифата
ряда областей.
Омейяды: начало эпохи
Омейяды — это династия правителей, которые управляли исламским миром в VIII-IX веках после Расхидунского периода, то есть после периода калифата праведных и наиболее близких соратников Пророка Мухаммеда. Начало эпохи Омейядов связывают с правлением Муавии, который был губернатором Сирии и близким родственником проповедника и племянника Пророка Мухаммеда — Абу-Бакра.
Муавия был одним из ярых противников права Фатимы, наследницы Пророка, на престол калифата. Он обвинял ее в претензиях на власть вместе с своими сторонниками, среди которых были купцы, селяне и часть аристократии. Несмотря на то, что Фатима так и не смогла занять трон, Омейяды получили более 90 лет обладания калифатом, благодаря жестокости, кровавым битвам, культа духовного оригинала, сиризма и ханафизма.
Омейяды не только удерживали свой престол, но и расширили свое влияние за пределы Аравии на Северную Африку, Испанию и Индию. В этот период были построены сверкающие дворцы, забавные скверы и множество имперских зданий, которые сейчас сохранились в основном в Ширваншахсхом в Баку и Дамаске.
Омейяды: | управляли исламским миром в VIII-IX веках |
Муавия: | был первым правителем Омейядов |
Омейяды разширили влияние: | на Северную Африку, Испанию и Индию |
Период правления Омейядов: | продолжался более 90 лет |
«Аббасидская революция»[]
С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.
Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание.26 июня 749 Аббасиды одержали победу при Нехавенде,открывшую им дорогу на багдад.
Последний омейядский халиф Марван 2 ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов.
Падение династии Омейядов и упадок Арабского халифата
Падение династии Омейядов и упадок Арабского халифата были результатом нескольких факторов, которые сыграли роль в ослаблении и разрушении этой могущественной империи.
Внутренние конфликты и борьба за власть
Внутренние конфликты и борьба за власть стали одной из основных причин падения династии Омейядов. Различные фракции и группы внутри империи боролись за контроль над территориями и ресурсами, что привело к разделению и ослаблению халифата.
Восстания и мятежи
Восстания и мятежи также сыграли свою роль в падении династии Омейядов. Некоторые народы и группы, которые были подчинены халифату, восстали против его правления, стремясь к независимости и свободе. Эти восстания ослабили и раздробили империю, что привело к ее упадку.
Внешние враги и вторжения
Внешние враги и вторжения также сыграли свою роль в падении династии Омейядов. Различные народы и государства, такие как аббасиды и тюрки, начали вторгаться на территории халифата, захватывая его земли и ослабляя его влияние. Эти вторжения привели к потере контроля над значительными территориями и ослаблению халифата.
Экономический упадок
Экономический упадок также сыграл свою роль в падении династии Омейядов и упадке Арабского халифата. Империя столкнулась с проблемами в экономике, такими как инфляция, недостаток ресурсов и торговые проблемы. Это привело к ухудшению жизни населения и ослаблению экономической мощи халифата.
В результате всех этих факторов, династия Омейядов потеряла свою власть, а Арабский халифат столкнулся с упадком и раздроблением. Это открыло путь для возникновения новых династий и государств в регионе, таких как аббасиды и сельджуки, которые стали новыми правителями и влиятельными силами в истории Ислама.
Влияние Омейядов и Аббасидов на исламский мир
Омейяды были первой влиятельной династией Мусульманского халифата, правившей в период VII-VIII вв. Они создали единую империю, объединив государства восточных и западных арабов и значительно расширили границы исламского мира. Омейяды выстроили сложную государственную систему, дали развитие исламской науке и культуре, а также внесли свой вклад в популяризацию ислама в Европе.
Аббасиды были наследниками Омейядов и правили в период IX-X вв. Они перенесли столицу империи из Дамаска в Багдад и сделали ее культурным и экономическим центром исламского мира. Аббасиды продолжили развитие исламской науки и культуры, привнесли в нее более прогрессивные идеи и открытия, и стали пионерами в области математики, астрономии, медицины и философии.
Обе династии оставили огромное наследие, как в исламском, так и в мировом культурном наследии. Они оказали огромное влияние на культуру и науку многих народов и в значительной степени определили будущее и развитие исламского мира.
Аббасиды: новый период ислама
После того, как Омейяды были свергнуты, наступил новый период для исламского мира — время правления Аббасидов. Эта династия смогла установить стабильность и законность в какой-то мере, и благодаря этому исламский мир в целом начал процветать.
Одной из главных заслуг Аббасидов было развитие науки и культуры. Были основаны новые университеты, расширен обмен знаниями и идеями. В результате этого исламский мир стал центром многих новых открытий и изобретений.
Также стоит отметить, что Аббасиды продолжили традиции своих предшественников и продолжили расширение влияния ислама в других регионах мира. С этой целью была создана мощная армия и войска Аббасидов сражались с их врагами в Испании, Европе и Африке, расширяя исламские границы.
Происхождение[]
Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды хотя и происходили из рода курейш,к роду пророка не относились. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада Абдаллаху, и отцу Али Абу талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами. Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.
Низложение Омейядов Аббасидами
Но Омейядская империя была слишком обширна и пестра, чтобы ее единство стало прочным. Чем дальше раздвигались ее границы, тем резче выступало несоответствие между массой покоренных народов и небольшим числом арабских завоевателей. К тому же, убедившись, что обращение в ислам уменьшает налоговые поступления, творец могущества династии Омейядов, Хаджадж, отменил закон об освобождении от поголовной подати за обращение в ислам, благодаря которому ранее покорённое население легко получало равноправие с завоевателями. Главным государственным принципом Омейядского халифата стала не мусульманская религия, а арабский национализм. При Омейядах арабы обращались с завоёванными народами, как с низшими, тогда как эти народы были наследниками древних цивилизаций и поднимали то тут, то там движения в пользу национальной независимости. Агитацию за «равноправие» поддержали хариджиты и шииты. Их активная и искусная пропаганда ускорила падение династии Омейядов.
Шииты усилили свою пропаганду в царствование благочестивого, но слабого халифа Омара II в 720 г. Но сторонникам шиитской династии Алидов суждено было еще раз потрудиться для других, и они это слишком поздно заметили. С давних пор потомки Аббаса, дяди Пророка, приобрели уважение мусульман своей достойной жизнью. Все усиливавшаяся оппозиция против Омейядов мало-помалу привела Аббасидов к мысли свергнуть этих халифов и занять их место.
Преданные аббасидские агенты были разосланы по всему халифату. Особенно благоприятную почву они нашли в Хорасане (северо-восточный Иран), где персы, считавшие себя более древней и славной нацией, чем арабы, не могли примириться с порабощением. Потомкам Аббаса посчастливилось получить неожиданную помощь со стороны шиитов. Эти сторонники семьи Али, стремясь вернуть ее к власти, делились на две партии. Имамиты, приверженцы сына павшего при Кербеле Хусейна, держались в стороне от аббасидской пропаганды. Но другая шиитская партия – хашимиты, стояла за сводного брата Хусейна, прозванного «сыном ханифитки», а затем, после его смерти, за его сына Абу Хашима (отсюда и название партии). В 716 г. Абу Хашим умер (возможно, отравленный), завещав свои «права на халифат» правнуку Аббаса Мухаммеду ибн Али. Раскол в партии шиитов содействовал аббасидской пропаганде, которая продолжалась и после смерти Мухаммеда ибн Али. Двое его сыновей привлекли на свою сторону энергичного и беспощадного перса Абу Муслима. Черные знамена Аббасидов были подняты против белых знамен Омейядов в мятеже, поднятом хорасанцами в 747 г. Через три года первый Аббасид – Абуль-Аббас ас-Саффах – был провозглашен халифом в мечети иракской Куфы (750 г.), а последний Омейяд Марван II (744-750) потерпел сокрушительное поражение и погиб. Его родственники подверглись безжалостному истреблению. Но одному из них, Абдаррахману, удалось бежать в Испанию. В 755-756 гг. он основал там независимое от Аббасидов царство, положив этим начало распаду халифата.
Основание Муавией первой династии халифов
Первой, очень важной реформой халифа Муавии (661-680) был перенос столицы из Медины в Дамаск, где он долго был правителем, входил в соприкосновение с византийской администрацией и перенимал ее опыт. Халифат Омейядов часто и именуется Дамасским, в отличие от Багдадского халифата Аббасидов
Этот перенос столицы наносил решающий удар партии потомков Али (Алидов), на стороне которых была Медина. Девятнадцать лет Муавия правил как абсолютный властелин, восстановив государственное единство арабского мира после тяжкого междоусобия. Он вернулся к своей идее морского могущества и даже дерзнул напасть на Византию. Его терпимость по отношению к христианам обеспечивала ему непоколебимую верность Сирии. Умирая (680 г.), он назначил своим наследником сына Язида. Первые четыре халифа были выборными, но этим назначением сына в преемники Муавия создавал первую халифскую династию – теперь сан повелителя правоверных должен был передаваться по наследству.
Омейяды на власти
После свержения предыдущей династии Рашидунов, Омейяды пришли к власти в Арабском халифате. Их правление продолжалось с 661 по 750 годы н.э. и оказало значительное влияние на историю и развитие исламского мира.
Установление власти
Омейяды установили свою власть путем политических манипуляций и использования своих ресурсов. Они смогли убедить большинство племен и покоренных народов в своей правоте и легитимности власти. Омейяды также использовали свою военную силу для подавления возможных восстаний и укрепления своего положения.
Централизация власти
Омейяды стремились к централизации власти и установлению единого государства. Они создали административную систему, которая позволяла им контролировать различные области и провинции. Они также внедрили свою систему права и законодательства, что способствовало укреплению их власти.
Расширение территории
Омейяды активно расширяли территорию Арабского халифата. Они проводили военные походы и завоевывали новые земли. Это позволило им увеличить свою власть и ресурсы. Они также создали систему управления завоеванными территориями, что способствовало их интеграции в Арабский халифат.
Культурное и научное развитие
Во время правления Омейядов произошел значительный культурный и научный прогресс. Они поддерживали искусство, архитектуру и литературу. Были построены великолепные дворцы, мечети и другие сооружения. Они также способствовали развитию науки, философии и медицины, привлекая ученых и философов со всего мира.
Религиозная политика
Омейяды продолжали поддерживать ислам как государственную религию, но они также пытались укрепить свою власть, используя религиозные аргументы. Они создали свою версию ислама, которая поддерживала их политические интересы и легитимность власти.
В целом, правление Омейядов было периодом значительного развития и влияния Арабского халифата. Они установили свою власть, расширили территорию, способствовали культурному и научному прогрессу и проводили религиозную политику, которая поддерживала их власть и легитимность.
Расцвет []
Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах Аль-мансуре, Аль-махди(775-785),Харун ар- Рашиде(786-809),аль-Мамуне (813-833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Мукана и др
Династия Омейядов
Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет. При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.
К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.
А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: «Вот ему меня продайте. Я согласна». Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.
В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.
При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.
Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.
Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.
В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират.
Культурное и научное развитие во время династии Омейядов
Во время правления династии Омейядов Арабский халифат переживал период культурного и научного расцвета. Омейяды проявляли большой интерес к развитию исламской культуры и науки, и они активно спонсировали и поддерживали ученых, философов и художников.
Омейяды строили великолепные архитектурные сооружения, включая мечети, дворцы и замки. Они использовали высокое искусство и архитектурные техники, чтобы создать впечатляющие сооружения, которые служили не только религиозным целям, но и символизировали величие и мощь Арабского халифата.
Омейяды также спонсировали ученых и философов, которые внесли значительный вклад в развитие науки, философии и литературы. Они создали библиотеки и университеты, где ученые могли изучать и распространять знания. Они также переводили древние греческие и римские тексты на арабский язык, что позволило сохранить и распространить знания античности.
Омейяды также развивали искусство и литературу. Они поддерживали поэтов, писателей и художников, которые создавали произведения, отражающие исламскую культуру и историю. Они также развивали каллиграфию и миниатюру, создавая красивые и детальные иллюстрации и рукописи.
Культурное и научное развитие во время династии Омейядов было важным фактором в истории Арабского халифата. Оно способствовало распространению знаний, развитию исламской культуры и созданию великолепных архитектурных сооружений, которые до сих пор впечатляют своей красотой и величием.
Династия Аббасидов
После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды. Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.
Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.
Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.
В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других – берберки, у третьих – грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.
Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке. Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.
Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.
Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира.
Статью написал Михаил Стариков
Заключение
Институт халифата показал три основные фазы эволюции. Поначалу она начиналась как религиозно вдохновленная политическая система, владелец которой должен был обеспечить, чтобы «закон Божий» господствовал над его землей, хотя отсутствие централизации означало, что большинство местных обычаев и административных рамок сохранялись на недавно завоеванных территориях. У этой ранней фазы был один серьезный недостаток: религиозного вдохновения было недостаточно, чтобы обеспечить положение халифов.
После убийства Усмана стало очевидно, что политическая составляющая института является доминирующей и что халифат можно просто «захватить». Это было еще более подтверждено, когда династии Омейядов и Аббасидов пришли к власти. Оба были встречены жестким сопротивлением и негодованием, но продолжали править, несмотря на это (чего не могли сделать ранние халифы, учитывая снисходительность Усмана и его нежелание использовать военную силу для подавления восстаний). Эти две империи также ввели и смешали концепцию династического правления с халифатом, т. е. халифат теперь можно было унаследовать.
Когда османы официально приняли бесспорное право на халифат в 1517 году н. э., они стали первыми неарабами (по этнической принадлежности), получившими «командование правоверных». Это изменение также принесло новое чувство равенства в мусульманский мир; арабские и неарабские мусульмане были равны во всех аспектах, даже в политике. Упразднение института и отсутствие усилий по его возрождению считаются прискорбными мусульманами, которые считают, что, хотя политическая и военная мощь института была давно утрачена, его символическое значение для исламского сообщества как полурелигиозной политической системы и вдохновение, которое он давал, было бесценным культурным наследием.
https://www.worldhistory.org/Islamic_Caliphates/