Отношения помещика собакевича и чичикова в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Краткое содержание «мертвые души» глава 5

Краткая характеристика М. Собакевича

Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек.

Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность.

Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Это интересно: Краткое содержание «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья».
Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Вариант 2

После “побега” от Ноздрева Чичиков попадает в деревню Собакевича, с которым познакомился у губернатора. Немногословный хозяин рад приезду нового знакомого. После обеда Чичиков решается на разговор о покупке “мертвых душ”. Предложение махинатора раскрывает такие качества характера Собакевича, как деловая хватка, настойчивость и твердость.

Разговор о покупке “мертвых душ” Чичиков начал из далека. Сначала он коснулся всего русского государства, его обширных пространств. Затем перешел к вопросу о том, что крепостные, даже после смерти, числиться как живые до ревизской сказки, которая проходит раз в несколько лет. До новой ревизии помещикам приходится вносить за них подати. Подходя к интересующей его теме, Чичиков, в знак уважения к Собакевичу, предложил ему взять на себя эту обязанность. Махинатор надеялся, что он подарит ему списки умерших крестьян, как это сделал, например, Манилов. Однако он ошибался, видя в Собакевича простого неуклюжего помещика. Едва разговор коснулся “мертвых душ” Михаил Семенович сразу увидел всю выгодность, которая сулила ему сделка с Чичиковым.

Собакевич запросил за списки умерших крепостных, практически как за живых. Он понимает всю незаконность сделки, но желание легкой наживы побеждает в нем. Чтобы оправдать высокую стоимость “мертвых душ”, Собакевич рассказывает о том, какими хорошими мастерами его крепостные были при жизни. Чичиков долго торгуется с упрямым помещиком, но в конечном итоге махинатор соглашает купить списки на невыгодных для себя условиях.

В отличии от Коробочки, Собакевич обладает прозорливым умом и сообразительностью. Герой не любопытен, он не выказывает желание знать, зачем Чичикову понадобились “мертвые души”. Собакевич рассуждает так: если покупают, значит, для чего нужны. Возможно, помещик даже догадывается о хитром плане махинатора, однако его заинтересованность ограничивается лишь собственной выгодой. После совершенной сделки Собакевич вновь становится доброжелательным и учтивым хозяином. Он благодарит Чичикова за визит и просит не забывать и впредь навещать его. Собакевич даже намекает махинатору о возможности нового незаконного предприятия.

Сочинение про Собакевича

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла — говорило о своей схожести с хозяином.

Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе.

Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича.

Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Поведение и манеры помещика

Судя по описанию автором героев произведения, его отношение к этому сборищу людей сугубо негативное. Все основные персонажи поэмы предстают перед читателем в неприглядном образе. Например:

  • Ноздрев — сумасброд и скандалист;
  • Манилов — бездарь и бездельник;
  • Плюшкин — прижимистый скряга;
  • Коробочка — упрямая и глупая старуха.

Не стал исключением и Собакевич. Его говорящая фамилия вызывает у читателей ассоциации с цепной собакой. Помещик не отличается изысканными манерами, но при этом может вести себя по-разному. Иногда он угрюм и зол. В другое время Семеныч бывает красноречивым и прытким человеком. Речь Собакевича напориста и убедительна, особенно когда он действует в своих интересах. Помещик дорожит своим хозяйством и умеет с ним управляться, способен выгодно покупать и продавать любой товар.

Людей Михаил Семенович не любит и дает им только нелестные оценки. При попытке продать Чичикову «мертвых душ» Собакевич обнаруживает изворотливость и хитрость, пытаясь провернуть сделку с наибольшей для себя выгодой. Поведение Семеныча не меняется даже во время общения с собственной женой. Главная забота барыни — накормить своего супруга. Однако даже после сытного обеда помещик не проявляет ни к кому дружелюбия и снисходительности.

По натуре Собакевич — закоренелый консерватор, он не признает никаких новшеств, учебу считает пустой тратой времени. По его мнению, в прежние времена все было лучше, чем теперь: люди в прошлом отличались крепким здоровьем, а свиньи и коровы быстрее наращивали вес.

Подробный пересказ

Удирая, Чичиков посулил Ноздрёву много «всяких нелёгких и сильных желаний». Кучер тоже посчитал Ноздрёва «скверным барином», и даже кони, которым не досталось на ужин овса, были недовольны.

Чичиков и кучер очнулись, столкнувшись с коляской, в которой ехали старуха и хорошенькая 16-летняя блондинка. Упряжь обоих экипажей перепуталась. Пока подоспевшие крестьяне бестолково пытались распутать её, Чичков любовался блондинкой, но так и не решился с ней заговорить.

Когда дамы уехали, Чичиков подумал, что эта «славная бабёшка» пока ещё свежа и невинна, но скоро за неё примутся маменька и тётушки и быстро набьют её головку всякими фальшивыми бабьими замашками, и станет она такой же, как все. Хотя с хорошим приданым «из неё мог бы выйти очень лакомый кусочек».

Размышления Чичикова прервались, когда он подъехал к деревне Михаила Семёновича Собакевича. Деревня была довольно большая, ничем не украшенные избы были срублены из толстых брёвен и даже колодец сложили из крепкого дуба. Такой же крепкой, построенной на века, была и усадьба Собакевича, окружённая «крепкою и непомерно толстою деревянною решёткой». Мебель в доме тоже была крепкая и грубая.

Собакевич был бирюком, очень много ел, никогда не смотрел на собеседника, никого не любил и не уважал. Чичиков заговорил с ним об их общих знакомых — городских чиновниках, но Собакевич считал, что все они дураки, воры, бездельники и зря топчут землю, а губернатор — первый разбойник. Любил Собакевич только свою жену.

После невероятно обильного и жирного обеда Чичиков заговорил с Собакевичем о мёртвых душах. Помещик выслушал его с каменным лицом.

Не удивившись предложению Чичикова, Собакевич начал торговаться за мёртвых мужиков, расхваливал их, как живых, и даже намекнул, что предложение Чичикова не совсем законно. В конце концов Чичиков купил у него мёртвые души дороже, чем у остальных.

Затем Чичиков отправился к соседу Собакевича, у которого, по словам помещика, крестьяне дохли как мухи. У крестьян он узнал дорогу и неприличную кличку соседа. Здесь автор порассуждал о том, что ни в одном языке «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко… так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Ответ Коробочки

Помещица Коробочка является вторым в произведении продавцом мёртвых душ. Чичиков попал в её имение случайно, его извозчик заблудился по дороге. Павел Иванович представился дворянином, и ему сразу открыли.

Хозяйка, Настасья Петровна, отнеслась к нему с уважением. Она стала угощать гостя, предложила чаю. Здесь заботливо вычистили костюм героя. У Коробочки было меньше крестьян, нежели у Манилова, поэтому Чичиков особо с ней не церемонился и вёл себя раскрепощённо.

Как только хозяйка узнаёт, что гость — скупщик, она сразу предлагает ему купить у неё пеньку. У неё ещё было много мёда, но она весь распродала. Отношение Коробочки к предложению Чичикова было таковым, что тому долго пришлось объяснять героине, для чего ему умершие крестьяне. Он обманывал Коробочку, что её затраты уменьшаться. Ограниченная помещица, жившая в глуши и посвятившая себя хозяйству, никак не могла понять покупку, которая будет лишь на бумагах.

Описание образа с цитатами

Михаил Семенович Собакевич — мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном “захолустье”, где активно занимается своей большой усадьбой. Характер и манеры у Собакевича далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова.

О внешности Собакевича известно следующее:

 “… медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем…”

 “… Зная привычку его наступать на ноги…” 

“… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…” 

Характер и личность помещика

“… пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это.…” 

“… хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности…” 

“… Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны…” 

Собакевич. Художник П. Боклевский “…Зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства…” (хозяин это Собакевич) “… Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…” 

“… Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности…” (Чичиков о Собакевиче) 

“… Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…” (Собакевич о чиновниках города N) 

“… у этого губа не дура…” (Чичиков о Собакевиче) ”

“… сделался то, что называют человек-кулак…” 

“..  нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему…” (Собакевич о себе) 

“… Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга…” (жена зовет Собакевича “душенькой”)

Это была цитатная характеристика помещика Собакевича в поэме “Мертвые души” Гоголя.

В своем произведении Гоголь хотел показать суть общества царской России, и для этого ввел разнообразные типажи российских помещиков и чиновников, в руках которых и была сосредоточена вся власть в стране.

Такие же, как Собакевич, ленивые, бездеятельные и невежественные господа, взяточники и воры, предприимчивые дельцы – всех этих персонажей писатель определил, как «мертвые души», которые не представляли никакой пользы для социума.

Что ел Чичиков в гостях у Собакевича

Обед Чичикова у Собакевича Гоголь описывает подробнее, чем у других помещиков. Эта трапеза и действительно стоит того.

Подошедши к столу, где была закуска, гость и хозяин выпили как следует по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями, и потекли все в столовую; впереди их, как плавный гусь, понеслась хозяйка. Небольшой стол был накрыт на четыре прибора.<…>– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. – Эдакой няни, – продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!– У губернатора, однако ж, недурен стол, – сказал Чичиков.– Да знаете ли, из чего это все готовится? вы есть не станете, когда узнаете.– Не знаю, как приготовляется, об этом я не могу судить, но свиные котлеты и разварная рыба были превосходны.– Это вам так показалось. Ведь я знаю, что они на рынке покупают. Купит вон тот каналья повар, что выучился у француза, кота, обдерет его, да и подает на стол вместо зайца.– Фу! какую ты неприятность говоришь, – сказала супруга Собакевича.– А что ж, душенька, так у них делается, я не виноват, так у них у всех делается. Все что ни есть ненужного, что Акулька у нас бросает, с позволения сказать, в помойную лохань, они его в суп! да в суп! туда его!– Ты за столом всегда эдакое расскажешь! – возразила опять супруга Собакевича.– Что ж, душа моя, – сказал Собакевич, – если б я сам это делал, но я тебе прямо в глаза скажу, что я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа. Возьмите барана, – продолжал он, обращаясь к Чичикову, – это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это всё не то, это всё выдумки, это всё… – Здесь Собакевич даже сердито покачал головою. – Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки.«Да, – подумал Чичиков, – у этого губа не дура». <…>За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше.

Экранизации

Режиссеры, вдохновлявшиеся классическими литературными произведениями, экранизировали произведение Гоголя. Первая кинокартина вышла в свет в 1909 году. Это была черно-белая немая лента Петра Чардынина, в которой Собакевича сыграл Василий Степанов.

Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Леонид Трауберг поставил фильм-спектакль по сюжету поэмы. В работе над проектом использовали инсценировку произведения, принадлежавшую перу и написанную в 1930 году. В образе Собакевича выступил .

Режиссер Александр Белинский в 1969 году тоже снял телеспектакль по мотивам книги. Собакевича в постановке сыграл Юрий Толубеев.

Премьера следующей экранизации состоялась в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Собакевича предстал .

Первый телесериал по произведениям Гоголя вышел в 2005 году. Павел Лунгин выпустил проект под названием «Дело о «Мертвых душах». Роль Собакевича досталась .

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа

Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Суть афёры

Чичиков просит у помещиков продать или отдать ему уже умерших крестьян, которые числятся только на бумаге. Такая купля некоторым казалась странной. Дело в том, что перепись крепостных крестьян проводилась в России раз в десять лет. Те, кто умер, ещё несколько лет числились в документах. Помещикам это приносило убытки, ведь за несуществующих работников нужно было платить налоги.

Если мёртвых крепостных продать, то удалось бы избавиться от бремени и не платить взносы до очередной переписи крестьян. А почему же Чичиков решил их скупить? Дело в том, что в XIX веке опекунский совет выдавал помещикам ссуды, залогом к которым можно было выставить крепостных крестьян. Простыми словами, собственник брал кредит и закладывал в качестве имущества своих людей.

Владения Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой — сосновый

Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Покупка усопших

Гость издалека заводит разговор «…об одном дельце…». Сравнивает Русь с Римской монархией. Постепенно переходит к ревизским сказкам. Он даже еще не начал говорить о мертвых душах, как помещик его обрывает. Собакевич сразу рассмотрел в госте хитрую натуру, мошенника и обманщика. Теперь его задача обойти гостя в хитрости, доказать, что он сильнее.

Чичиков хотел бы просто получить списки умерших по дарственной или за самую незначительную цену. «Медведь» с собачьим оскалом начинает жестокие торги. Начальная цена заставляет покупателя вскрикнуть, он возмущен, удивлен и загнан в угол. Торги начались, полностью от них уже не отказаться. Как сбить цену? Страницы читаются на одном дыхании. Каждая фраза Собакевича – это шедевр. Он ведет себя уже не как неуклюжий медведь, а как сильный и опасный хозяин леса. Стоимость мертвой души скачет, как заяц: сто рублей – восемь гривен, 2 рубля – 75 рублей ассигнациями, 2 с полтиной.

Собакевич переходит к описанию каждого крестьянина, которого продает. Он описывает их профессию, характеризует человеческие качества. Кажется, что он забыл, кого выставил на продажу. Чичиков для Собакевича – лживый торговец. Помещик не стесняется в выражениях, когда покупатель пытается его вернуть на землю: люди же умерли. Собакевич не понимает. Если покупается товар, значит, есть в этом какая-то выгода. Цинизм без стеснения сквозит в словах. Живые для Собакевича – мухи.

Когда Чичиков сдается и отказывается от сделки, «медведь» уступает. Он хватает за руку и наступает на ногу. Здесь появляется опять неуклюжесть персонажа.

Собакевич ведет себя с гостем как кулак и бестия. Получив свое, он снова становится гостеприимным, приглашает к нему снова, если появится новая афера. Написать сочинение «Отношение Собакевича к Чичикову», используя материал, будет проще, понятнее станут детали поведения обоих персонажей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы октября для 9 класса:

Сочинение «Что такое гордость?»

Тема воспитания в комедии «Недоросль»

Краткое содержание «Фауст»

Отношение Лизы к героям

Краткое содержание «Тартюф»

Характеристика Милона в комедии «Недоросль»

Как Простаков относится к Простаковой?

«Бедная Лиза» главные герои

Чем отличается Данко от окружающих его людей?

Анализ «Фауст» Гете

Образ и характеристика Собакевича

В обращении у Михайло Семеновича автор показал нам неприятные черты: грубость и бестактность.

Никакой романтики или хоть немного нежных чувств. Только прямолинейность, даже не граничащая, а переходящая в типичное предпринимательство.

Собакевича трудно, почти невозможно, чем-то удивить. На предложение Чичикова о сделке с мертвыми душами Собакевич не отреагировал как-то по-особенному. Разговор зашел так, как будто бы человек пришел попросить у него булку хлеба.

Образ Собакевича тесно связан с деньгами и хозяйственностью. Он во всем пытается получить выгоду в материальном плане.

Собакевичу не нужны ни культурные ценности, ни образование. По его мнению, в людях он разбирается довольно хорошо, любого может тотчас описать до мельчайших подробностей.

Но при разговоре о ком-то употребляет лишь нелестные высказывания без каких-либо церемоний. В каждом он без труда находит что-то отрицательное и с удовольствием прикрепляет титут «жулика» каждому из знакомых ему помещиков.

Только прокурора он называет достойным, но это только если не покопаться в нем поглубже, а то и он может быть «свинья».

То, что действительно уважает Собакевич, это еда. Он любит вкусно покушать, разбирается в качестве пищи. Но предпочитает исконно русскую кухню. Особенно он отмечает качество своей еды, приготовленной на его кухне.

У других помещиков, по его мнению, еду запросто можно выбрасывать на помойку.

Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.

Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.

«Мертвые души» – интерьер дома Собакевича – Русская историческая библиотека

(Гоголь «Мертвые души», глава 5. См. также статьи Образ Собакевича, Портрет Собакевича, Описание усадьбы Собакевича.)

…Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины.

На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые.

Портрет Собакевича. Художник Боклевский

– Это моя Феодулия Ивановна! – сказал Собакевич.

Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом.

– Душенька, рекомендую тебе, – продолжал Собакевич, – Павел Иванович Чичиков! У губернатора и почтмейстера имел честь познакомиться.

Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» – и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью.

Чичиков опять поднял глаза вверх и опять увидел Канари с толстыми ляжками и нескончаемыми усами, Бобелину и дрозда в клетке.

Важно

Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки.

Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.

Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»

Глава 1

Краткий пересказ «Мертвых душ» начинается со знакомства с главным персонажем истории. Перед нами бывший чиновник Чичиков Павел Иванович. Он задумал провести аферу, чтобы заработать состояние. Для этого ему нужно собрать большое количество «мертвых душ», то есть документов крестьян, которые уже умерли.

Фото: legko.com

Для этого он решает первым делом зарекомендовать себя в обществе провинциального городка. Поэтому с радостью приходит на званый ужин, который организует глава города. Там он производит на всех хорошее впечатление, и знакомится с парой первых помещиков в лице Собакевича и Манилова. Прием у почтмейстера пополняет копилку знакомств в лице дворянина Ноздрева.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье — Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Внешность героя

С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:

«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;

«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;

«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…»;

«черты лица «сделаны топором».

Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,

«…не употребляла никаких мелких инструментов».
«хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
«…шеей не ворочал вовсе…».

Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

«…зная привычку … наступать на ноги…».

«фрак…медвежьего цвета»;

«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;

«панталоны ( штаны или брюки) длинны».

Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

Реакция Манилова

Чичиков отправляется в путешествие по губерниям в поисках выгодной сделки. Первая встреча состоялась с помещиком Маниловым. У этого человека много несуществующих планов, он бездельничает и не ведёт счёт своим умершим крестьянам. Основные черты героя:

  • мечтательный, отстранённый от жизни;
  • оторван от действительности;
  • сентиментальный, бесхарактерный.

Отношение Манилова к предложению Чичикова было своеобразным. Он отреагировал так, как будто скупщик шутит.

Сначала помещик просто удивился, что такому приятному господину понадобились умершие души.

Глава 8

Провинциальный городок все толкует о том, как Чичиков вдруг оказался сказочно богатым, ведь одним махом купил такое большое количество крестьян. Однако население и влиятельные люди не знают, что это всего лишь мертвые души.

Аферист решает отправиться на бал к губернатору. На приеме он вновь встречает симпатичную блондинку. Он пытается ухаживать за понравившейся ему девушке, но та им явно не интересуется. Среди приглашенных также появляется Ноздрев, который рассказывает всем о том, каких крестьян купил Чичиков.

Однако все присутствующие считают это пьяным бредом, но мошенник сильно пугается и решает покинуть бал. В тоже время пребывает Коробочка, которая в кругу своих знакомых говорит о странной покупке Чичикова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: