Похожие вопросы
Литература 17.07.2023 23:41 19 Zolotareva Alina
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ДАЮ 40 БАЛЛОВ Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их сб
Ответов: 2
Литература 16.05.2023 11:27 7 Рукавишников Рома
Серебряный век русской литературы 1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии А)
Ответов: 2
Литература 24.03.2019 19:48 17 Ли Валя
Помогите пожалуйста умоляю нужно ответить на эти вопросы (не сильно много и не сильно кратко — средн
Ответов: 1
Литература 20.06.2019 04:14 30 Тулегалиев Аслан
ПОМОГИТЕ!!! ПОЖАЛУЙСТА!!!Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их сближает? Каки
Ответов: 1
Литература 29.12.2018 07:40 28 Кураев Хажмурат
30 БАЛЛОВ! Установите соответствие между определением особенностей поэзии и их характерными чертами
Ответов: 1
Литература 05.07.2023 10:02 30 Фоменко Дарья
35. Какой сюжетный мотив лежит в основе поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? 1) мотив с
Ответов: 2
Литература 14.05.2020 15:51 248 Карлин Ярослав
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» I вариант I. Тестовая работа. 1. Укажите временные
Ответов: 1
Литература 16.05.2023 21:54 8 Седченко Эвелина
ДАМ 30 БАЛЛОВ 1. Укажите временные рамки древнерусской литературы: А) IX – XVII века; Б) X – XVI в
Ответов: 2
Литература 02.04.2019 15:39 28 Рехлясов Андрей
Что такое поэзия ? Что для тебя значит поэзия? и что для мира значит поэзия ?
Ответов: 1
Литература 16.05.2019 10:16 13 Белянкин Ян
«По М. Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое — поэзия. Поэзия не только русская, но
Ответов: 1
Литература 27.05.2020 19:37 13 Иванова Арина
Установите соответствие Между авторами и направлением их творчества: 1.В. Маяковский а) сатира 2.С.
Ответов: 1
Литература 18 века: классицизм
· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?
Классицизм — это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.
Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.
В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:
- высокие — трагедия, ода, эпопея;
- низкие — сатира, басня, комедия.
Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».
Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.
· Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.
Ода «Вельможа» Державина выражала его гражданский долг перед отечеством. Он видел, как страдает простой народ от беззаконных и неразумных действий чиновников и князей. Когда с поэта сняли обязанности помощника императрицы Екатерины II, он потерял надежду исправить положение с самого верха, через правительницу. Поэтому он решил донести свои мысли до народа через поэзию.
· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …
Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.
Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.
Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.
Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм — чувства людей.
Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.
· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 20.10.2023 11:06 25 Питерская Рита
Составьте свой рецепт приготовления простого блюда соблюдая деловой тон
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 10:13 18 Казымов Глеб
Загадки до казки Аліса в країні див
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 09:13 4 Суняйкин Андрей
Характеристики панкрата фильки и коня из сказки тёплый хлеб
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:47 10 Хакимова Татьяна
План к произведению Ивана Алексеевича Бунина «цифры»
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:33 27 Кёнигсберг Милана
Придумать стих «Моё любимое занятие» у нас любимое занятие плаванье
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:13 9 Сухар Зоряна
Сочините хокку своё только честно плиззззз СРОЧНОООООО!!!!!!!!!!!!!!
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 07:32 12 Дильмухаметов Тимур
Здравствуйте! Пожалуйста подскажите какую прозу про дружбу можно подготовить на конкурс.
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 05:50 9 Елубай Нурай
Помогите пожалуйста написать с сочинением «О Футбольном мяче , как о своем друге »
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 04:25 7 Злобин Артём
Помогите написать изложение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой» от слов «день был ясный, л
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 04:13 11 Янчук Надія
ДАЮ 80 БАЛЛОВ как вы считаете кого можно назвать «странным человеком» и почему? В рассказе Шукшин
Ответов: 1
Основные черты классицизма в литературе
1. Имитация древнегреческой и римской античности.
Одной из основных черт классицизма в литературе является стремление к идеалам и формам древней античности. Античный идеал считался высшим примером совершенства и гармонии, поэтому классицисты стремились воссоздать его образцы в своих произведениях. Они использовали античные мифы и темы, придерживались строгих правил композиции, соблюдали классические формы и стихи.
2. Сдержанность и ясность в выражении.
Основным принципом классицизма была ясность и сдержанность в языке и выражении. Классицисты избегали излишней эмоциональности, излишне ярких и сложных образов и выражений. Они стремились к простоте и понятности, чтобы их произведения были доступны и понятны широкому кругу читателей.
3. Правила стиля и композиции.
Классицизм в литературе был тесно связан с теорией искусства и формой. Классицисты придерживались определенных правил стиля и композиции, чтобы создать гармоничное и совершенное произведение. Они строго соблюдали правила строфы, метра, рифмы и синтаксиса, следовали правилам риторики и гармонии звучания.
4. Универсальность и нравственность.
Классицисты считали, что искусство должно иметь нравственное значение и воспитывать читателя. Поэтому в их произведениях преобладали высокие идеалы, герои воплощали принципы добродетели, а стихи наполнялись мудростью и учение. Классицизм стремился к универсальности и вечности, чтобы его произведения оставались актуальными и понятными на протяжении долгих лет.
5. Отсутствие индивидуальности и оригинальности.
Классицизм характеризуется отсутствием индивидуальности и оригинальности в творчестве. Классицисты стремились к общепринятым идеалам и формам, они не признавали экспериментов и индивидуальных проявлений в искусстве. Все произведения должны были соответствовать определенным канонам и стандартам классицизма.
Таким образом, классицизм в литературе 9 класса является стилем, основанных на идеалах античности, ясности и сдержанности в выражении, правилах стиля и композиции, нравственности и универсальности. Он отличается отсутствием индивидуальности и оригинальности, а также стремлением к созданию совершенных и гармоничных произведений.
Жанры в начале века
В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:
- Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
- Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
- Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.
Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.
Литература 18 века — журналы
Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.
В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:
- «И то, и сио»;
- «Поденщина»;
- «Адская почта»;
- «Смесь».
Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.
· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.
Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.
Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.
Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.
· Кто автор приведенных текстов?
Случились вместе два астронома … <Ломоносов>
Не умел я притворяться … <Державин>
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVIII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).
Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.
В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».
Литература в последней четверти века в России
Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Стремление к восхвалению власти и престола в русской литературе начинает затихать, но поддерживается усилиями отдельных поэтов. Именно в это время Гавриил Державин пишет известную оду «Фелица» (1782), где прославляется просвещенная монархия, воплощенную в Екатерине II. Другие произведения этого поэта тоже сыграли значительную роль в становлении русской литературы — «На смерть князя Мещерского» (1779), «Властителям и судьям» (1780), «Бог» (1784), «Памятник» (1795). Велико было влияние Державина на поэтов последующего поколения, вплоть до того, что Пушкин упоминает о нем в «Евгении Онегине».
Кризис классицизма
Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3334 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 668 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2811 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1226 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1346 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 17.05.2023 16:24 2417 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 03.05.2018 13:23 1482 Козолуп Владислав
Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 09:19 4221 Смагула Роман
Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия
Ответов: 2
Литература 04.05.2023 01:35 421 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 16.07.2023 01:11 973 Недовесов Никита
Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами
Ответов: 2
Литература XVIII века
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Классические жанры литературы
Классическая литература выделяется наличием определенных жанров, которые были особенно популярны в период классицизма. Вот некоторые из них:
- Роман: это прозаическое произведение, которое рассказывает о жизни и приключениях главного героя. Романы классического периода часто были написаны в форме эпического повествования и часто содержали нравственные уроки.
- Трагедия: это драматическое произведение, которое изображает грустную и трагическую судьбу человека или группы людей. Трагедии классического периода часто основываются на исторических событиях и исследуют вечные темы человеческого существования.
- Комедия: это драматическое произведение, которое призвано вызывать смех и улыбки у зрителей. Комедии классического периода часто основываются на повседневной жизни и портретируют обычных людей в забавных ситуациях.
- Ода: это поэтическое произведение, созданное для выражения высоких чувств и эмоций. Оды классического периода часто посвящены поэтам, героям или важным событиям.
- Эссе: это небольшое прозаическое сочинение, в котором автор высказывает свои мысли и взгляды на определенную тему. Эссе классического периода часто содержат рассуждения об идеалах и нравственности.
В классической литературе эти жанры играли важную роль, помогая авторам творить произведения, которые олицетворяли идеалы и законы классицизма. Они продолжают оставаться значимыми и вдохновлять поколения читателей и писателей по всему миру.
Становление новой литературы в первой половине XVIII века
Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).
На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.
Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.
Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.
Приход сатиры
Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.
Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Ответы на вопрос
Отвечает Пилипенко Роман.
Ответ:
19 век считают «золотым веком » русской литературы. Карамзин, Радищев,Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский , Толстой, Чехов — вот неполный список имен, известных всему миру.
В начале 19 века у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется » Бедная Лиза» Карамзина и » Путешествие из Петербурга в Москву ( первое — описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление о бедственном положении крестьян в России. Направление называлось » сентиментализм», и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками
Их необыкновенные герои действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и эффектно погибали, Пушкин прошел путь от подражания классицистам до романтизма ( » Кавказский пленник», » Бахчисарайский фонтан») и реализма ( » Евгений Онегин» , » Капитанская дочка» и » Дубровский»). Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт и окружающую среду, создал образ » лишнего человека»( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог найти себя в жизни. Углубил ту же тему М. Ю
Лермонтов. В » Герое нашего времени» отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно. Писатель и поэт призвал читателей изучать собственную душу для того, чтобы оставить последующим поколениям память о себе ( » психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему » маленького человека». Вырин, Башмачкин , Девушкин — простые незаметные , любящие трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина «забрали» мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров, Базаров). Его » тургеневские девушки» — нежны и верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто хозяйками в поместье, но и наравне с мужчинами едут защищать другую страну . ( роман » Накануне»). Русские писатели совершенствовали и художественные приемы подачи материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из » Преступления и наказания «) показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их «двоемирие»). Лев Толстой через » диалектику души » своих неординарных персонажей достигает «эпохальности», значимости каждого из них в истории( » Казаки», » Война и мир», » Воскресенье «). Чехов делает то же самое через маленькие рассказы, а также через пьесы » Чайка», » Вишневый сад.». Будущее — за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним русским классическим писателем и поэтом ( » Деревня», » Листопад») . Первую треть 20 века назовут уже «серебряным веком».Но это уже другая эпоха и иная литература.
Отвечает Миронова Надя.
Конспект поэзии 19 века для 9 класса:
Тема: Поэзия 19 века
Цель урока: Изучить основные художественные течения и представителей поэзии 19 века, понять их влияние на литературное развитие и культуру эпохи.
I. Введение
- Определение понятия «поэзия 19 века».
- Краткий обзор исторического контекста и событий, влияющих на литературу и культуру эпохи.
II. Основные художественные направления
-
Романтизм:
- Основные черты и идеи романтизма.
- Представители романтизма в поэзии 19 века (Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов и др.).
- Анализ и толкование стихотворений романтиков.
-
Реализм:
- Основные принципы и характеристики реализма.
- Представители реалистической поэзии (И.С. Тургенев, А.А. Фет и др.).
- Сравнение романтизма и реализма в поэзии.
-
Символизм:
- Основные особенности символизма.
- Значимые поэты символистского направления (А.А. Блок, А.Ф. Ахматова и др.).
- Анализ символистских стихотворений.
III. Влияние поэзии на культуру и общество
- Роль поэзии 19 века в формировании образа «русского духа».
- Влияние литературных направлений на общественное сознание и политические процессы.
- Роль поэтов в культурной жизни России XIX века.
IV. Заключение
- Подведение итогов урока.
- Значимость поэзии 19 века в истории русской литературы и культуры.
Домашнее задание: Выбрать одного из представителей поэзии 19 века и написать эссе о его творчестве, роли в культурной жизни России XIX века и влиянии на современную литературу.
При подготовке урока учитывайте возрастные особенности учеников 9 класса и старайтесь использовать интересные примеры и иллюстрации для наглядности.
Жанры середины XVIII века
Драма
Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».
Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.
Проза
К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др. Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.
В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.
Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший романы «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.
Жанры в России
В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.
Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.
Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).