Классицизм в литературе: 9 класс конспект

Урок развития речи. контрольное сочинение литература xviii в. в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений) - русская литература xvii - xviii веков. классицизм. сентиментализм

Похожие вопросы

Литература 17.07.2023 23:41 19 Zolotareva Alina

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ДАЮ 40 БАЛЛОВ Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их сб

Ответов: 2

Литература 16.05.2023 11:27 7 Рукавишников Рома

Серебряный век русской литературы 1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии А)

Ответов: 2

Литература 24.03.2019 19:48 17 Ли Валя

Помогите пожалуйста умоляю нужно ответить на эти вопросы (не сильно много и не сильно кратко — средн

Ответов: 1

Литература 20.06.2019 04:14 30 Тулегалиев Аслан

ПОМОГИТЕ!!! ПОЖАЛУЙСТА!!!Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их сближает? Каки

Ответов: 1

Литература 29.12.2018 07:40 28 Кураев Хажмурат

30 БАЛЛОВ! Установите соответствие между определением особенностей поэзии и их характерными чертами

Ответов: 1

Литература 05.07.2023 10:02 30 Фоменко Дарья

35. Какой сюжетный мотив лежит в основе поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? 1) мотив с

Ответов: 2

Литература 14.05.2020 15:51 248 Карлин Ярослав

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» I вариант I. Тестовая работа. 1. Укажите временные

Ответов: 1

Литература 16.05.2023 21:54 8 Седченко Эвелина

ДАМ 30 БАЛЛОВ 1. Укажите временные рамки древнерусской литературы: А) IX – XVII века; Б) X – XVI в

Ответов: 2

Литература 02.04.2019 15:39 28 Рехлясов Андрей

Что такое поэзия ? Что для тебя значит поэзия? и что для мира значит поэзия ?

Ответов: 1

Литература 16.05.2019 10:16 13 Белянкин Ян

«По М. Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое — поэзия. Поэзия не только русская, но

Ответов: 1

Литература 27.05.2020 19:37 13 Иванова Арина

Установите соответствие Между авторами и направлением их творчества: 1.В. Маяковский а) сатира 2.С.

Ответов: 1

Литература 18 века: классицизм

· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм — это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.

Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.

В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:

  • высокие — трагедия, ода, эпопея;
  • низкие — сатира, басня, комедия.

Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».

Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.

· Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

Ода «Вельможа» Державина выражала его гражданский долг перед отечеством. Он видел, как страдает простой народ от беззаконных и неразумных действий чиновников и князей. Когда с поэта сняли обязанности помощника императрицы Екатерины II, он потерял надежду исправить положение с самого верха, через правительницу. Поэтому он решил донести свои мысли до народа через поэзию.

· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …

Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.

Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.

Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм — чувства людей.

Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.

· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 20.10.2023 11:06 25 Питерская Рита

Составьте свой рецепт приготовления простого блюда соблюдая деловой тон

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 10:13 18 Казымов Глеб

Загадки до казки Аліса в країні див

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 09:13 4 Суняйкин Андрей

Характеристики панкрата фильки и коня из сказки тёплый хлеб

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 08:47 10 Хакимова Татьяна

План к произведению Ивана Алексеевича Бунина «цифры»

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 08:33 27 Кёнигсберг Милана

Придумать стих «Моё любимое занятие» у нас любимое занятие плаванье

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 08:13 9 Сухар Зоряна

Сочините хокку своё только честно плиззззз СРОЧНОООООО!!!!!!!!!!!!!!

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 07:32 12 Дильмухаметов Тимур

Здравствуйте! Пожалуйста подскажите какую прозу про дружбу можно подготовить на конкурс.

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 05:50 9 Елубай Нурай

Помогите пожалуйста написать с сочинением «О Футбольном мяче , как о своем друге »

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 04:25 7 Злобин Артём

Помогите написать изложение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой» от слов «день был ясный, л

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 04:13 11 Янчук Надія

ДАЮ 80 БАЛЛОВ как вы считаете кого можно назвать «странным человеком» и почему? В рассказе Шукшин

Ответов: 1

Основные черты классицизма в литературе

1. Имитация древнегреческой и римской античности.

Одной из основных черт классицизма в литературе является стремление к идеалам и формам древней античности. Античный идеал считался высшим примером совершенства и гармонии, поэтому классицисты стремились воссоздать его образцы в своих произведениях. Они использовали античные мифы и темы, придерживались строгих правил композиции, соблюдали классические формы и стихи.

2. Сдержанность и ясность в выражении.

Основным принципом классицизма была ясность и сдержанность в языке и выражении. Классицисты избегали излишней эмоциональности, излишне ярких и сложных образов и выражений. Они стремились к простоте и понятности, чтобы их произведения были доступны и понятны широкому кругу читателей.

3. Правила стиля и композиции.

Классицизм в литературе был тесно связан с теорией искусства и формой. Классицисты придерживались определенных правил стиля и композиции, чтобы создать гармоничное и совершенное произведение. Они строго соблюдали правила строфы, метра, рифмы и синтаксиса, следовали правилам риторики и гармонии звучания.

4. Универсальность и нравственность.

Классицисты считали, что искусство должно иметь нравственное значение и воспитывать читателя. Поэтому в их произведениях преобладали высокие идеалы, герои воплощали принципы добродетели, а стихи наполнялись мудростью и учение. Классицизм стремился к универсальности и вечности, чтобы его произведения оставались актуальными и понятными на протяжении долгих лет.

5. Отсутствие индивидуальности и оригинальности.

Классицизм характеризуется отсутствием индивидуальности и оригинальности в творчестве. Классицисты стремились к общепринятым идеалам и формам, они не признавали экспериментов и индивидуальных проявлений в искусстве. Все произведения должны были соответствовать определенным канонам и стандартам классицизма.

Таким образом, классицизм в литературе 9 класса является стилем, основанных на идеалах античности, ясности и сдержанности в выражении, правилах стиля и композиции, нравственности и универсальности. Он отличается отсутствием индивидуальности и оригинальности, а также стремлением к созданию совершенных и гармоничных произведений.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

  • Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
  • Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
  • Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Литература 18 века — журналы

Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:

  • «И то, и сио»;
  • «Поденщина»;
  • «Адская почта»;
  • «Смесь».

Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.

· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.

Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.

Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.

· Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома … <Ломоносов>

Не умел я притворяться … <Державин>

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVIII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).

Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.

В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».

Литература в последней четверти века в России

Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Стремление к восхвалению власти и престола в русской литературе начинает затихать, но поддерживается усилиями отдельных поэтов. Именно в это время Гавриил Державин пишет известную оду «Фелица» (1782), где прославляется просвещенная монархия, воплощенную в Екатерине II. Другие произведения этого поэта тоже сыграли значительную роль в становлении русской литературы — «На смерть князя Мещерского» (1779), «Властителям и судьям» (1780), «Бог» (1784), «Памятник» (1795). Велико было влияние Державина на поэтов последующего поколения, вплоть до того, что Пушкин упоминает о нем в «Евгении Онегине».

Кризис классицизма

Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры. 

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3334 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 668 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2811 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1226 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1346 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 17.05.2023 16:24 2417 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 03.05.2018 13:23 1482 Козолуп Владислав

Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград

Ответов: 1

Литература 28.06.2023 09:19 4221 Смагула Роман

Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия

Ответов: 2

Литература 04.05.2023 01:35 421 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 16.07.2023 01:11 973 Недовесов Никита

Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами

Ответов: 2

Литература XVIII века

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Классические жанры литературы

Классическая литература выделяется наличием определенных жанров, которые были особенно популярны в период классицизма. Вот некоторые из них:

  1. Роман: это прозаическое произведение, которое рассказывает о жизни и приключениях главного героя. Романы классического периода часто были написаны в форме эпического повествования и часто содержали нравственные уроки.
  2. Трагедия: это драматическое произведение, которое изображает грустную и трагическую судьбу человека или группы людей. Трагедии классического периода часто основываются на исторических событиях и исследуют вечные темы человеческого существования.
  3. Комедия: это драматическое произведение, которое призвано вызывать смех и улыбки у зрителей. Комедии классического периода часто основываются на повседневной жизни и портретируют обычных людей в забавных ситуациях.
  4. Ода: это поэтическое произведение, созданное для выражения высоких чувств и эмоций. Оды классического периода часто посвящены поэтам, героям или важным событиям.
  5. Эссе: это небольшое прозаическое сочинение, в котором автор высказывает свои мысли и взгляды на определенную тему. Эссе классического периода часто содержат рассуждения об идеалах и нравственности.

В классической литературе эти жанры играли важную роль, помогая авторам творить произведения, которые олицетворяли идеалы и законы классицизма. Они продолжают оставаться значимыми и вдохновлять поколения читателей и писателей по всему миру.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.

Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.

Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Ответы на вопрос

Отвечает Пилипенко Роман.

Ответ:

19 век считают «золотым веком » русской литературы.  Карамзин, Радищев,Жуковский,  Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский , Толстой, Чехов —  вот неполный список  имен, известных всему миру.

 В начале 19 века  у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется » Бедная Лиза» Карамзина и »  Путешествие из Петербурга в Москву (  первое — описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление  о бедственном положении крестьян в России.  Направление называлось » сентиментализм», и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками

Их необыкновенные герои  действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и  эффектно погибали,  Пушкин прошел путь от  подражания классицистам  до романтизма ( » Кавказский пленник», » Бахчисарайский фонтан»)  и реализма  (  » Евгений Онегин» , » Капитанская дочка» и » Дубровский»).  Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт  и окружающую среду, создал образ » лишнего человека»( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог  найти себя в жизни.  Углубил ту же тему М. Ю

Лермонтов.   В » Герое нашего времени» отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно.  Писатель и поэт призвал читателей  изучать собственную душу для того, чтобы  оставить  последующим поколениям память о себе ( » психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему » маленького человека». Вырин,  Башмачкин , Девушкин — простые незаметные  , любящие  трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина «забрали» мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев  развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров,  Базаров). Его » тургеневские девушки» — нежны и  верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто  хозяйками в поместье, но и  наравне с мужчинами едут защищать  другую страну . ( роман » Накануне»). Русские писатели совершенствовали  и художественные приемы подачи  материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из » Преступления и наказания «)  показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их  «двоемирие»). Лев Толстой  через » диалектику души » своих неординарных персонажей достигает «эпохальности», значимости  каждого из них в истории(  » Казаки», » Война и мир», » Воскресенье «). Чехов делает  то же самое через маленькие  рассказы, а также  через пьесы » Чайка», » Вишневый сад.».  Будущее — за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним  русским классическим писателем и поэтом ( » Деревня», » Листопад») .  Первую треть 20 века назовут уже  «серебряным веком».Но это уже другая эпоха и иная литература.

Отвечает Миронова Надя.

Конспект поэзии 19 века для 9 класса:

Тема: Поэзия 19 века

Цель урока: Изучить основные художественные течения и представителей поэзии 19 века, понять их влияние на литературное развитие и культуру эпохи.

I. Введение

  1. Определение понятия «поэзия 19 века».
  2. Краткий обзор исторического контекста и событий, влияющих на литературу и культуру эпохи.

II. Основные художественные направления

  1. Романтизм:

    • Основные черты и идеи романтизма.
    • Представители романтизма в поэзии 19 века (Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов и др.).
    • Анализ и толкование стихотворений романтиков.
  2. Реализм:

    • Основные принципы и характеристики реализма.
    • Представители реалистической поэзии (И.С. Тургенев, А.А. Фет и др.).
    • Сравнение романтизма и реализма в поэзии.
  3. Символизм:

    • Основные особенности символизма.
    • Значимые поэты символистского направления (А.А. Блок, А.Ф. Ахматова и др.).
    • Анализ символистских стихотворений.

III. Влияние поэзии на культуру и общество

  1. Роль поэзии 19 века в формировании образа «русского духа».
  2. Влияние литературных направлений на общественное сознание и политические процессы.
  3. Роль поэтов в культурной жизни России XIX века.

IV. Заключение

  1. Подведение итогов урока.
  2. Значимость поэзии 19 века в истории русской литературы и культуры.

Домашнее задание: Выбрать одного из представителей поэзии 19 века и написать эссе о его творчестве, роли в культурной жизни России XIX века и влиянии на современную литературу.

При подготовке урока учитывайте возрастные особенности учеников 9 класса и старайтесь использовать интересные примеры и иллюстрации для наглядности.

Жанры середины XVIII века

Драма

Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».

Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.

Проза

К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др.  Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.

В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.

Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона  «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший  романы  «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.

Жанры в России

В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.

Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.

Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: