Презентация, доклад литература народов россии

Литература народов россии

Поэзия в литературе народов России

Ведущую роль в литературах наров России играла поэзия. Многим видным национальным авторам всероссийскую известность принесли именно произведения стихотворного жанра.

В конце 20-го века поэзия народностей России пережила процесс активного жанрового обогащения, которое проявилось, в основном, в интенсивном освоении новых стихотворных и жанровых форм – верлибра, сонета и других

В развитии поэзии народов России в 21 веке важное значение имеют обращение к разным модификациям стихотворного эпоса, таких как поэма-монолог, лирическая поэма, лироэпическая поэма, роман в стихах, а также увеличивающееся значение философских тем и тем национального самосознания, исторической памяти народа

У каждого народа или нации, страны или местности – своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература – искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

Краткая аннотация проекта

Краткое содержание проекта: Справка о литературе малых народов России; условия формирования; особенности литературы Поволжья и Дагестана; знакомство с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля, башкирского поэта М. Карима, дагестанского поэта Р. Гамзатова и поэта Калмыкии Д. Кугультинова.

Предметы:
Литература

Возраст участников:
12-13 лет

Приблизительная продолжительность проекта:
8 уроков

Планируемые результаты обучения

личностные: воспитание патриотизма, гордости за многонациональный народ России; формирование ответственного отношения к учёбе, саморазвитию и самообразованию, уважительного отношения к национальной культуре и другим ценностям народов России; развитие морального сознания, нравственных чувств и поведения; формирование коммуникативных способностей.

метапредметные: умение самостоятельно определять и формулировать новые задачи, планировать пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения задачи, определять понятия, обобщать и проводить аналогии, логически рассуждать, делать выводы, применять знаки и символы, модели и схемы, речевые и языковые средства в соответствии с задачей.

предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать, определять род, жанр, тему, идею, характеризовать героев и их сопоставлять; находить элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии темы и идеи произведения; формирование собственного отношения к произведениям литературы, понимание авторской позиции, осмысленное чтение и его правильное восприятие; написание изложений и сочинений по изученным произведениям

Факторы, влияющие на развитие литератур народов России

Кроме литературы на русском языке на территории России существуют профессиональные литературы на языках народов России:

  • Алтайская
  • Башкирская
  • Абазинская
  • Нивхская
  • Нанайская
  • Марийская
  • Якутская
  • Эскимосская
  • Эвенская
  • Чукотская
  • Татарская
  • Ульчская
  • Удмуртская
  • Чеченская
  • Удэгейская и др.

Развитие литературы народностей России определялось целым рядом общих факторов. Одним из таких факторов является основополагающая роль фольклора, в первую очередь произведений эпического жанра. Фольклорные произведения являются предшественниками и сопутствующими источниками профессиональной литературы. Еще одним фактором, оказавшим влияние на развитие литературы народностей России, является стимулирующее воздействие русской литературы. Немалую роль в развитии литературы российских народностей сыграла и деятельность просветителей – этнографов, педагогов, переводчиков, историков, языковедов. Усвоение системы жанров западной литературы, таких как роман, новелла, поэма в ее видовых модификациях, сонет – еще один фактор, повлиявший на развитие этических литератур. Эти новые жанры стали восприниматься так же легко и естественно, как и жанры традиционные – йыр, дастан, тулки, сарын, рубаи, шаири и т.д.

Вместе с этими факторами, для литературы народностей России присуще значительное разнообразие, которое обусловлено их принадлежностью к разным регионально-этническим общностям – Сибирь, Поволжье, Дальний Восток, Северный Кавказ, Крайний Север. Также для литературы народностей России характерно традиционное тяготение к какому-либо полюсу культурно-религиозной идентификации – к исламскому миру, к культуре буддизма или к ценностям христианства при сохраняющемся сопряжении с верованиями язычества.

Дифференциация литературы народов России обусловлена еще и тем, что к началу двадцатого века они находились на разных уровнях развития. Например, татарская и еврейская литература имеют многовековой опыт развития, а литература чувашского, удмуртского, кумыкского, якутского народа сформировалась в конце 19 века. После 1917 года возникла литература тувинских и адыгейских народностей, а также народов Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и некоторых народов Кавказа.

В результате интенсивного процесса взаимообогащения, активно происходившего в советский период, сформировался билингвизм, который является существенным фактором развития литературного процесса в России.

План проекта

подготовительный этап:
Определяется тема и цель проекта, вопросы, которые будут изучены в ходе работы, формируются групп по интересам, определяется роль каждого участника в группе.

этап планирования:
Определяются примерные сроки выполнения составляющих заданий проекта, разрабатываются критерии оценивания результатов исследования, представленных в разной форме: презентаций, публикаций, статей-репортажей, фотовыставок и т.д.

этап исследований:
Определяются источники информации. Проводится знакомство учеников с правилами безопасного использования Интернет, с правилами соблюдения авторских прав используемых материалов, полученных из Интернет. Систематизация наработанного материала, создание итоговых продуктов, их предварительный просмотр и корректировка.

заключительный этап:
Презентация проекта. Рефлексия проделанной работы.

Описание процедур оценивания

Для погружения в проектную деятельность проводится мотивирующее оценивание знаний и интересов учеников по теме проекта. В ходе обсуждения вводной презентации учителя, определяется степень готовности учащихся к участию в проекте, выявляются интересующие их вопросы.

Во время работы над проектом проводится формирующее оценивание в виде само, взаимооценки и проверки со стороны учителя. Для этого предварительно разрабатываются критерии оценки разных видов деятельности учащихся. Результаты оценивания отмечаются в графическом планировщике еженедельно.

Итоговое оценивание деятельности учащихся проводится на заключительном занятии, во время представления и защиты работ. Подведение итогов осуществляется в результате коллективного обсуждения с учетом разработанных критериев оценки.

Новые публикации

Знай русский! Контроль качества, контроль над качеством или контроль за качеством? 20.10.2023

В зависимости от контекста слово контроль может употребляться с разными предлогами, а в некоторых случаях и вовсе без них.

VI фестиваль «Литература Тихоокеанской России» прошёл в России, Китае и Корее 17.10.2023

Во Владивостоке состоялось главное литературное событие Приморского края – VI литературный фестиваль «Литература Тихоокеанской России». Традиционно за его международную программу отвечал Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».

Знай русский! Пан(?)европейский, транс(?)форма. Дефис и твёрдый знак после приставок 17.10.2023

Обычно орфографических затруднений при употреблении приставок с другими лексемами не возникает, так как главным образом преобладает слитное написание

Но всё же есть моменты, на которые необходимо обратить внимание

Геннадий Гладков: Музыка, которой в консерватории не научат 16.10.2023

У композитора Геннадия Гладкова было немало званий и наград: заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России.  А неофициально его называли «весёлым композитором» – за многочисленные хиты, ушедшие в народ: «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк, бяк…», «Уно, уно, уно, уно моменто…» и, конечно, любимая взрослыми и детьми  песня «Бременских музыкантов» — «Ничего на свете лучше нету…».

Собибор: единственное успешное восстание в лагере смерти 14.10.2023

80 лет назад, 14 октября 1943 года, несколько сотен заключённых нацистского лагеря смерти Собибор подняли восстание. Практически безоружные они сумели смять охрану, а потом под пулемётным огнём бежали по минным полям. Восстание в Собиборе стало единственной успешной попыткой освобождения из лагеря смерти за всю Вторую мировую войну. Руководил восстанием советский офицер Александр Печерский.

Министр культуры ЛНР о развитии национальных культур в регионе и иммунитете к «украинству» 13.10.2023

Министр культуры Луганской Народной Республики Дмитрий Сидоров принял участие в круглом столе по проблемам реинтеграции народов Новороссии в российское этнокультурное пространство, который состоялся 13 октября в Доме народов России. Накануне мы поговорили с ним о ситуации с дружбой народов на Луганщине.

Россия – государство-цивилизация. В чём её самобытность? 13.10.2023

5 октября на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Владимир Путин назвал Россию государством-цивилизацией. Эту концепцию внешней политики и вопросы самобытности российской цивилизации обсудили на круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).

Знай русский! Как правильно: сектор Газа, Сектор Газа или сектор Газы? 13.10.2023

Сектор Газа, Хамас – сейчас эти названия на слуху у всех. К сожалению, встречается немало ошибок при их написании и особенно склонении.

ЛИТЕРАТУРА

Литература народов России

Наряду с мощным развитием русской литературы в XIX веке широко развивались и литературы народов России, в частности Северного Кавказа. Одним из самых значительных поэтов, прозаиков, драматургов, художников, публицистов, журналистов и общественных деятелей Осетии был Коста (Константин) Леванович Хетагуров (1859—1906), писавший на русском и осетинском языках (основные сочинения — поэтические сборники «Стихотворения», «Осетинская лира», поэмы «Фатима», «Перед судом», «Хетаг», «Кому живется весело», «Плачущая скала», комедия «Дуня» и др.).

К

оста Хетагуров, который учился сначала во Владикавказской прогимназии, затем в Ставропольской гимназии и в Петербургской академии художеств, явился основоположником осетинской литературы и создателем осетинского литературного языка. Его мировоззрение сложилось под влиянием русской культуры, русской литературы и ее демократических традиций. Он с горечью писал о бедности своего народа в стихотворении «Горе»:

Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают.
Край наш поруган, и горы отняли,
Всех нас позорят и розгами бьют.

Внимание поэта обращено на незавидную долю детей, женщин и солдат («Мать сирот», «Песня бедняка», «Сердце бедняка», «Шалун», «Колыбельная», «Кто ты?», «Солдат»), в его поэзии возникают характерные жанровые сценки («За водой», «Каменщики»), Многие стихотворения по своим темам и поэтике напоминают лирические произведения Лермонтова или Некрасова. Так, в стихотворении «Колыбельная» мать поет сыну грустную песню о том, что его ждет незавидная доля отца

Поэма «Кому живется весело» даже по названию напоминает известную поэму Н. А. Некрасова. Подобно Некрасову, Хета-гуров выводит в нескольких произведениях образ народного героя, защитника народа. Он скорбит о том, что его народ разъединен и не собран «в семью единую», что на его родине есть еще много равнодушных людей, безучастных к нуждам бедняков.

Сам Хетагуров видел свой общественный и поэтический долг в том, чтобы сплотить народ и пробудить его национальное самосознание («Завещание», «Еще бы!»). Свои надежды на лучшее будущее народа он связывал с молодыми поколениями («Тревога», «Походная песня»). С этой целью он рассказывал молодежи о славных и героических предках, учил противостоять социальному злу, а в баснях и притчах высмеивал пороки угнетателей.

Поэзия Косты Хетагурова, формируясь в тесных культурных контактах и связях с русской литературой, вместе с тем вырастала на почве национальных традиций. В ее основе лежали осетинский фольклор, нартский эпос, предания, легенды и песни народных поэтов-скази-телей («Кубады», «На кладбище», «Новогодняя ночь», «В пастухах», «Олень и еж», «Безумный пастух», «Упрек», «Редька и мед», поэма «Хетаг»),

В стихотворениях, написанных по-русски, Хетагуров развивает те же темы и мотивы, что и в стихотворениях, созданных на осетинском языке. Основной предмет его поэтических размышлений — Родина, родная земля. В ее поэтическом решении он следует Некрасову, выводя в лирике образ певца, славящего свободу («Последняя встреча», «Музе», «Не упрекай меня…», «Я не пророк…»), который, как и сам поэт, смело говорил правду.

Не только Некрасов, но и вся русская поэзия привлекала Косту Хетагурова своим свободолюбивым настроем. Он посвятил русской литературе и русским писателям много стихотворений («Перед памятником», «Памяти М. Ю. Лермонтова», «Памяти А. Н. Плещеева», «Памяти А. С. Грибоедова», «Памяти А. Н. Островского»).

Если в гражданской лирике Коста Хетагуров близок к Лермонтову и Некрасову, то в интимной, любовной явно тяготеет к Пушкину. Его чувство в любовных стихах гуманно, светло, он готов к самопожертвованию («Да, я люблю ее…», «Я понял вас…», «Я сделал все…», «Предчувствие», «Прости», «Ни пламенных молитв…»).

Таким образом, осетинская поэзия создавалась Костой Хетагуровым в русле общих культурных традиций и в общем российском пространстве. Русская культура способствовала возникновению, формированию и развитию национальных литератур, не стесняя ни их содержания, ни формы и всячески поощряя писателей к глубокому воспроизведению самобытной и богатой исторической жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: