Человек и его роль в биологической паутине: понимание места человека в природе

Человек и природа - связь, ценность, влияние (окружающий мир, 3-4 класс) — природа мира

Сходство и различия человека и животных

Для биологов слова «человек» и «животное» не являются противопоставлением. Человек — это один из 1,5 млн видов живых существ, обитающих в природе. Представьте себе огромное царство, в котором живут насекомые, птицы, рыбы, а также звери, вскармливающие своих детёнышей молоком (млекопитающие). Полноправным жителем этого царства является и человек.

Все животные наследуют особенности своих родителей. От рождения они обладают определёнными инстинктами: утёнок не утонет в пруду, только что родившийся крокодил поползёт к реке, вылупившаяся из куколки бабочка полетит к свету. Человек тоже наделён инстинктами, например инстинктом самосохранения. Как и многим животным, ему свойственны подражание, любопытство, передача навыков молодым поколениям и многое другое.

Тем не менее человек отличается от животных, имеет особенные качества, присущие только ему.

Посмотрите летом на муравейник. Какая бурная жизнь! Все суетятся, все заняты, никто не пребывает в праздности. Одни муравьи — строители, другие — стражи, третьи — воины. Как объяснить «распределение обязанностей» в муравейнике? Не могли же в самом деле муравьи «договориться» между собой! «Распределение обязанностей» в муравейнике — это всего-навсего инстинкт, то есть результат заложенной на генном (наследственном) уровне программы поведения. Любопытство котёнка — это всего лишь полученные им по наследству инстинкты охоты и добывания пищи, а любопытство человека означает нечто большее — познание нового, творческое открытие мира. Например, умение строить себе жилище сформировалось у человека не сразу. Возможно, наблюдая за животными (например, лисой, роющей себе нору), человек соорудил первую землянку, а затем, имея уже более совершенные орудия (копьё, топор и др.) и объединившись с другими людьми, выгнал из пещеры зверя и поселился в ней сам. Прошёл длительный период накопления знаний, и современный человек научился строить комфортабельное жильё с подземными гаражами, лифтами, кондиционерами, создающими искусственный климат. А лиса? Она, выполняя свою инстинктивную программу самосохранения, по-прежнему выводит своё потомство в норе.

Человек, в отличие от животных, не просто ведёт борьбу за своё выживание. Как мы уже сказали, он осваивает природу, активно воздействует на неё, исходя из своих потребностей. И здесь человеку помогают наблюдательность, воображение, умение пользоваться опытом предшественников и передавать его потомкам. Ведь был же кто-то первый — такой наблюдательный и внимательный, кто заметил, что зерно, упавшее в землю, прорастает и даёт в колосе много зёрен. Возможно, он и засеял первое поле. Так человек перешёл от присваивания даров природы к её освоению, к созданию чего-то нового. Человечество унаследовало немало изобретений, заслуживающих самых высоких премий, но не сохранило в памяти имён первооткрывателей. Перечислим некоторые из этих открытий: добывание огня, создание колеса, плавка и использование металлов и др.

В процессе труда человек преобразует природу, окружающую среду. Труд позволил человеку оторваться от животного царства. Именно труд стал сущностью человека. Трудом он создаёт новое и ценное для себя и для других людей.

Взаимодействие и общение с другими людьми являются основой создания общественной среды развития человека. Физически человек может жить и в природе, но своё полное развитие он получает только в обществе, и этим он тоже отличается от животных.

Отрицательное воздействие

Влияние человека на биосферу преимущественно негативное. Поскольку людей больше заботят их собственные нужды, они не думают о том, что загрязняют планету. Когда общество освоит определённые участки Земли, оно перебирается на другие территории, чтобы отыскать новые ресурсы. Некоторые области перестают быть пригодными для жизни различных организмов.

Сегодня человек совершает следующие преступления против природы:

Загрязнение атмосферы токсичными газами. Ядовитые вещества производят заводы, автомобили и различные технологии. Из-за токсичных газов происходят кислотные дожди, а также изменяется климат. Воздух насыщается вредными веществами, которыми дышат не только люди, но и животные.
Выброс отходов в водоёмы. Промышленные предприятия часто сбрасывают в реки, моря и океаны вредные вещества и предметы, которые остаются после создания продуктов

Водоёмы сильно загрязняются и лишают общество важного биологического ресурса.
Использование пестицидов и химикатов. Чтобы добиться качественного и крупного урожая, люди используют различные средства для обработки почвы

Из-за химических веществ земля быстро истощается и не успевает обновиться.
Вырубка лесов. Уничтожение лесных массивов вредит не только экосистеме, но и людям. Неконтролируемая вырубка деревьев приводит к изменению климатических условий. Леса считаются своеобразными «лёгкими», а человек безжалостно их уничтожает.
Потребление водных ресурсов. Общество использует воду без каких-либо ограничений. В некоторых районах объём водоёмов значительно уменьшился. Есть области, где почти не осталось чистой воды из-за промышленных отходов.
Вытеснение флоры и фауны из среды их обитания. Вырубка лесов и заселение новых территорий людьми привели к тому, что исчезло большое количество животных и растений. Многие представители фауны были убиты ради мяса или шкуры.

Вопросы и задания

  1. Дайте определения основных понятий параграфа.
  2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные версии происхождения человека.
  3. В чём состоят сходство и различия человека и животных?
  4. Подтвердите примерами из текста мысль о том, что древнейший человек осознавал себя частью природы.
  5. Можете ли вы сказать, что теория Ч. Дарвина даёт окончательный ответ на вопрос о происхождении человека
  6. Как вы думаете, в чём человек уступает животным? Если бы состоялись спортивные состязания между людьми и животными, в каких видах спорта выиграли бы люди, а в каких — животные?
  7. Вспомните, какие имена носили индейцы — герои прочитанных вами книг. Какие свойства животных фигурировали в этих именах?
  8. Какие достижения первобытного человека вам известны?
  9. Из курса истории Древнего мира вспомните, кто такой неандертальский человек. Какова его судьба в истории человечества?
  10. Подготовьте небольшое сообщение о любом мифологическом сюжете, связанном с происхождением мира и человека.
  11. Используя памятку 9, подготовьте сообщение о жизни и деятельности Ч. Дарвина.
  12. Узнайте о феноменальных возможностях животных и расскажите о них в классе.
  13. Любите ли вы общение с природой? В чём оно для вас состоит?

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Рис. 3. Гипертрихоз – избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Как сберечь природу?

Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. — за 10 лет; с 1950 г. — один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.

Влияние природы на человека

Благодаря широкому диапазону терапевтических инструментов и методов, которые есть в нашем распоряжении, мы часто не замечаем ключевой ресурс, который имеет множество умственных, эмоциональных и познавательных предпочтений. Кроме того, он, как правило, доступный для большинства людей и совершенно бесплатный. Это — природа.

Люди все меньше времени проводят на природе, теряя таким образом необходимый буфер здоровья. А зря. Появляется все больше доказательств того, что контакт с природой имеет значительное положительное влияние на психическое здоровье.

Это связано с пониженным уровнем стресса, имеет огромные последствия и для физического здоровья, уменьшением уровня депрессии и тревожности, повышением устойчивости, а также улучшением самооценки и желание взаимодействовать с социумом.

Такие положительные эффекты были замечены не только при непосредственном влиянии природы на человека — как в лесу или парке, но и в результате просмотра фотографий с природными сценами или же когда человек просто смотрит в окно. Одно недавнее исследование изучало влияние различных типов изображений на восстановление после стресса. Участники просматривали слайды сюжетов из природы или искусственной среды в течение 10 минут, после чего они выполняли задачи, направленные на индукцию психического стресса.

Исследователи обнаружили, что участники, которые рассматривали фотографии природы, имели более высокую активность парасимпатической нервной системы , которая также отвечает за баланс симпатической системы. Новые исследования показывают, что чем более впечатляющее изображение (массивные горы, водопады и т.п.) — тем лучше.

Скорее всего, эти преимущества связаны с визуальной структурой природы, которая расслабляет сознание человека. Механизмы, лежащие в основе этого явления до сих пор не до конца понятны, однако существует предположение, что природа содержит много повторяющихся структур, которые легко усваиваются умом. Улучшение настроения задействовано чувством восхищения, которое может оттянуть нас от ежедневных мелких тревог и тем самым поднять настроение. Ведь чаще всего, мы расстраиваемся по пустякам.

Звуки природы имеют аналогичные преимущества согласно исследованию, которое показывает, что прослушивание записанных звуков природы имели схожие результаты на преодоление стресса тем, что включали визуализицию.

Что касается времени, проведенного на открытом воздухе, то исследователи медицинской школы Nippon в Японии сравнили эффекты прогулок в лесу и городом. Результаты их исследований показывают, что прогулки в лесу или парке не только приводят к снижению стрессовых гормонов, но и фактически усиливают иммунную систему, выработка естественных киллеров и экспрессию противораковых белков.

Кроме того, согласно результатам нового европейского исследования, люди, которые живут вблизи деревьев и зеленых насаждений, реже страдают от ожирения, низкой активности и депрессий.

Доказательств того, что люди и общины могут процветать только тогда, когда они имеют доступ к природе, становится все больше. Некоторые исследователи связывают это с врожденными потребностями людей быть в контакте с природой. Наше отделение от природы относительно недавнее — около 250 лет, и люди еще не успели адаптироваться к нему.

Конечно, мир развивается чрезвычайно быстро и каждый день появляются все новые и новые технологии, заставляет все больше людей жить в городских условиях. Но жизнь в городе может быть довольно утомительным. Найти время для здорового питания или занятий спортом становится все труднее. Если вашу повседневную жизнь включает сидение за компьютером в течение нескольких часов, или же вы проводите большую часть дня в помещении, это может негативно повлиять на ваше здоровье

Поэтому очень важно найти время для контакта с природой, даже если он будет коротким. Хороший пример для подражания подает Лив Бори — одна из самых известных профессиональных игроков в карты

Для Лив — регулярные прогулки на улице давно стали приоритетными. Даже во время участия в напряженных мировых турнирах, она пытается выбраться из города чтобы позволить ума и телу отдохнуть.

Итак, если природа такая полезная для психического здоровья, что мы должны делать с этим фактом? Кроме попыток проводить как можно больше времени на свежем воздухе, необходимо также проследить, чтобы органы местного самоуправления интегрировали парки, пешеходные дорожки и прочее в структуру городов.

Тип и класс

За счёт эмбрионального развития представителей человечества относят к типу Хордовых. На ранних стадиях развития плода у него закладывается осевой тяж — хорда, благодаря которой потом тело будет развиваться равномерно и сможет свободно перемещаться. Над хордой можно определить положение нервной трубки, а под ней — кишечник в виде сквозной трубки. В глотке эмбриона будут находиться щели для жабр, но в процессе развития организм переживёт ряд метаморфоз, благодаря которым плод сможет приобрести необходимые человеческие черты.

Нервная трубка становится основой для развития спинного и головного мозгов, которые будут контролировать процессы мышления и движений, отвечать за чувства. Хорда превратится в позвоночник, но на более поздних сроках развития плода, когда сформируются остальные органы и будут развиваться целые системы.

Класс Млекопитающих включает в себя индивида вовсе не случайно, ведь последний, как и другие представители животного мира, выкармливает своих детей молоком. Во время развития плода организм матери связан с ребёнком через плаценту. Это основа для передачи необходимых полезных веществ детёнышу. В плаценте кровеносные сосуды матери и ребёнка переплетаются, создавая тесную связь. Как утверждают психологи, даже после рождения связь малыша и матери остаётся сильной. К другим факторам, отвечающим за класс Млекопитающих, можно отнести:

  1. Ферментативное питание.
  2. Наличие дифференцированных зубов. К ним относятся клыки, резцы и большие коренные зубы.

Таблица сравнения человека и других живых организмов

Характеристика Человек Другие живые организмы
Строение Имеет сложную организацию клеток, органов и систем Могут быть одноклеточными или иметь простую организацию
Питание Получает энергию из пищи, потребляет разнообразные продукты Получают энергию из света, химических веществ или органических веществ
Движение Может двигаться активно, используя мышцы и скелет Могут двигаться пассивно или активно, используя приспособления или внешнюю среду
Размножение Размножается половым или бесполым путем Размножаются половым или бесполым путем, включая деление клеток
Развитие Проходит через различные стадии развития, от зародыша до взрослого Проходят через различные стадии развития, от яйца или споры до взрослого

Заповедные территории в России

Особо ценные природные объекты отделяют в заповедные территории. В России находится более 100 подобных зон. Некоторые национальные парки включены в Список Всемирного наследия: Байкал, Валдай, Приэльбрусье, Самарская Лука и прочие.

Существуют следующие виды заповедных территорий:

  • государственные природные заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • дендрологические парки;
  • памятники природы;
  • ботанические сады;
  • государственные природные заказники.

В зонах заповедных территорий могут проводиться научные исследования, контролируемые туристические экскурсии. В таких местах запрещена рыбалка, охота, добыча полезных ископаемых, стройка, вырубка леса, сбор ягод и трав. Создаются заповедные территории и охраняются для сохранения культурного и природного наследия, популяризации особых культур растений и редких видов животных.

Ответственность человека перед природой

Человек является частью природы и зависит от нее для своего существования. Однако, в своей деятельности, человек оказывает влияние на окружающую среду и другие живые организмы

Поэтому, важно осознавать свою ответственность перед природой и стремиться к ее сохранению

Сохранение биологического разнообразия

Биологическое разнообразие – это разнообразие живых организмов, их генетических ресурсов и экосистем. Человек должен заботиться о сохранении этого разнообразия, так как оно является основой для устойчивого функционирования экосистем и обеспечения пищевой безопасности.

Чтобы сохранить биологическое разнообразие, необходимо:

  • Защищать и охранять природные заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории.
  • Не наносить ущерб экосистемам путем незаконной рубки лесов, загрязнения водных ресурсов и разрушения природных местообитаний.
  • Поддерживать устойчивое использование природных ресурсов, чтобы не истощать их и сохранять их доступность для будущих поколений.

Сохранение экосистем

Экосистемы – это сложные сети взаимодействий между живыми организмами и их окружающей средой. Человек должен уважать и сохранять эти экосистемы, так как они обеспечивают нам пищу, воду, кислород и другие ресурсы.

Для сохранения экосистем необходимо:

  • Не нарушать природные балансы и не вмешиваться в естественные процессы, которые происходят в экосистемах.
  • Избегать загрязнения окружающей среды и использовать экологически чистые технологии и материалы.
  • Поддерживать устойчивое использование природных ресурсов, чтобы не нарушать экосистемы и не истощать их.

Сокращение выбросов и загрязнений

Человеческая деятельность часто приводит к выбросам и загрязнениям, которые негативно влияют на окружающую среду и живые организмы. Поэтому, мы должны стремиться к сокращению выбросов и загрязнений, чтобы уменьшить наше влияние на природу.

Для сокращения выбросов и загрязнений необходимо:

  • Использовать энергию более эффективно и переходить на возобновляемые источники энергии, чтобы снизить выбросы парниковых газов.
  • Сортировать и перерабатывать отходы, чтобы уменьшить количество отходов, попадающих на свалки и загрязняющих окружающую среду.
  • Избегать использования опасных химических веществ и выбирать экологически безопасные альтернативы.

В целом, ответственность человека перед природой заключается в том, чтобы жить в гармонии с окружающей средой, уважать и сохранять биологическое разнообразие и экосистемы, а также сокращать выбросы и загрязнения. Только таким образом мы сможем обеспечить устойчивое будущее для себя и для природы.

Влияние человека на биосферу

В древности влияние человека на природу было минимальным. Его существование органично вписывалось в экосистему. Он получал от природы ресурсы для своего существования: воздух, пищу, воду, энергию, строительные материалы и др. Отходы своей жизнедеятельности возвращал в природу. При этом сохранялся баланс.

Постепенно человек научился влиять на природу, приспосабливая ее под свои нужды. Число отходов значительно выросло. Большая их часть не включается биологический круговорот по причине их токсичности и чужеродности.

Кроме того, человек уничтожает животных и рыб в больших количествах. Строит плотины, меняет русла рек, создает мегаполисы. Количество населения увеличивается независимо от природного регулирования.

Развитие человечества привело к тому, что сила его воздействия на экосистему приводит к нарушению природного баланса. Деятельность человека все больше негативно влияет на естественные биосферные процессы.

Производя в огромных количествах электроэнергию, выплавляя металлы, производя химические удобрения, пестициды, создавая огромное количество техники, человечество способствует увеличению нагрузки на биосферу. Природа не справляется и не успевает восстанавливаться после разрушительной деятельности человека.

Например, увеличившиеся многократно отходы жизнедеятельности человека приводят к загрязнению воды, земли, воздуха. Вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных морей создают угрозу для экосистемы. Изменение климата планеты происходит под воздействием человека. Это может привести к уничтожению миллионов биологических видов.

Атмосферу загрязняют выбросы вредных газов от автомобилей, промышленных предприятий. В результате на планете нарушен режим теплоотдачи. Повышение температуры дает «парниковый эффект», т.е. происходит таяние льдов, повышается уровень Мирового океана. Разрушается озоновый слой атмосферы.

Созданные человеком нефтепродукты, ядохимикаты пагубно влияют на среду обитания животного и растительного мира. Загрязнение рек приводит к исчезновению многих видов рыб. Загрязнение морей нефтью стало причиной исчезновения многих видов морских обитателей.

Сегодня человек как разумное существо понимает степень своего губительного воздействия на экосистему планеты. Ученые говорят о надвигающемся экологическом кризисе планеты. Процессы созидания отстают от процессов разрушения. Это ведет человечество к катастрофе.

Потому сегодня ученые всего мира, объединившись, работают над проблемой предотвращения катастрофы. В 1972 году ООН на Стокгольмской конференции в своей декларации провозгласила, что забота об окружающей среде и сохранение живой природы должна стать важнейшей целью человечества.

Какие меры сегодня принимаются? На уровне правительств разрабатываются природоохранные мероприятия:

  • мониторинг окружающей среды;
  • создание национальных парков, заповедников;
  • разведение исчезающих видов животных;
  • разработка норм предельно допустимых концентраций (ПДК) и контроль за их соблюдением;
  • строительство очистных сооружений;
  • создание безотходных технологий;
  • принятие законов, которые обеспечивает правовую основу мероприятий по сохранению биосферы.

Цикл и генетика

Хотя современные люди обладают большим количеством возможностей и управляют своей жизнью, самостоятельно продлить свой век они не могут. Средняя продолжительность жизни составляет около 79 лет. Статистика взята из стран, где хорошие условия для жизни и качественная медицина.

Период размножения у женщин начинается в 16—18 лет и может длиться до 50 лет, когда наступает климакс. Даже будучи беременной, женщина может вести активную сексуальную жизнь, такое поведение характерно только некоторым видам приматов. Беременность длится 9 месяцев, за этот период плод быстро развивается, после чего наступает момент родов. Одновременно женщина может родить одного ребёнка, хотя встречались случаи, когда рождались близнецы или даже тройня.

После рождения формируется малая социальная группа, которая позволяет охарактеризовать людей как существ общественных. Начинается процесс воспитания малыша, благодаря чему в обществе появляется новая ячейка, и формируется новый элемент. Семья проходит разные этапы: от рождения ребёнка до смерти родителей и формирования новой социальной ячейки. Здесь также происходят другие важные для людей процессы.

С генетической точки зрения основная задача людей — передать свой генный материал следующим поколениям и не прерывать человеческий род. Благодаря качественным медицинским препаратам люди могут бороться с разными болезнями, лечиться от бесплодия и даже побеждать раковые клетки на разных стадиях развития.

Это существенно влияет на уровень жизни и позволяет оставить большое потомство. Как утверждают учёные, процесс эволюции ещё не завершился, и люди в будущем будут отличаться от современного типа, хотя и несущественно. Что касается места человека в мире, то отнести его только к биологическому виду или характеризовать исключительно как социальное существо будет неправильно, поскольку в нём сочетаются и биологические характеристики, развитые на фоне окружающей среды, и социальные особенности.

Последние включают в себя процессы мышления, развитие языка и формирование моральных качеств, позволяющих чувствовать себя частью общества. Личность гармонично сочетает в себе разные стороны и активно развивается как вид разумный.

Вывод

Первые представления о происхождении мира и людей, о развитии человечества содержатся в мифах. Религиозное учение о появлении на Земле человека представлено в священных книгах. В XIX—XX вв. получила распространение и утвердилась в науке эволюционная теория происхождения человека, изложенная в трудах Ч. Дарвина и его последователей. Очень многое роднит человека с природой, но именно в отношениях человека с природой заключается одно из главных его отличий от животных. Если животное приспосабливается к условиям окружающего мира, то человек преобразует природу, создавая для этого орудия труда. Только человек способен сознательно трудиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: