Акмулла

Акмулла, мифтахетдин

Творчество

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: » Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои». Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения». В стихотворении Акмуллы «Назидания» проявились «необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек».Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Тукай, Гафури, Бабич, Даут Юлтый и Сайфи Кудаш и др.

Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Маджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

После освобождения

Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.

Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.

Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.

Как это отражалось в творчестве поэта?

Топ вопросов за вчера в категории История

История 17.05.2023 00:12 1546 Блок Богдана

Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос

Ответов: 2

История 16.05.2023 21:20 3685 Кардопольцева Кристина

Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов ​

Ответов: 2

История 25.07.2023 18:38 568 Негеков Миша

Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)

Ответов: 2

История 09.05.2019 14:29 356 Сахаров Егор

Из исторического документа «На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и пе

Ответов: 1

История 18.05.2023 15:06 1792 Азаров Даниил

История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н

Ответов: 2

История 21.03.2021 16:56 2296 Яковлев Егор

Все термины по истории шестой класс параграф 11

Ответов: 2

История 01.07.2023 14:32 516 Мавлютов Вадим

Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном

Ответов: 2

История 01.07.2023 19:13 975 Ташекова Балжан

Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!

Ответов: 2

История 11.06.2023 13:50 800 Фомин Никита

2. Заполните таблицу: Боги 1. Ра, Амон, Амон-Ра 2. Апоп wwwwwww 3. Геб 4. Осирис 5. Тот 6. Бастет 7.

Ответов: 1

История 14.04.2021 05:58 894 Илушка Наталья

СРОЧНО!!! Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану 1 аллея сфинксов;2обелиск

Ответов: 2

Похожие вопросы

История 11.04.2018 20:43 11 Бовтрукевич Екатерина

Краткая биография Салавата Юлаева очень нужно»!!! Плизззз «!!!!! Уже на завтра надо !срочно нужна би

Ответов: 1

История 05.02.2019 05:42 74 Пьянзин Евгений

Краткая биография александру чел бун краткая биография александру чел бун

Ответов: 1

История 26.08.2020 02:37 13 Машевский Кирилл

Краткая биография Филиппа 2 (КРАТКАЯ) ДАЮ 100 БАЛОВ

Ответов: 0

История 13.07.2023 03:48 Оводова Аня

Краткая характеристика исторического деятеля Екатерина 2 по плану : 1. Краткая биография 2. Качест

Ответов: 2

История 30.07.2023 15:54 Таржуманян Серёжа

СРОЧНО!!!!!! Напишите аттестацию по истории про Гая Юлия Цезаря по палну 1)Краткая биография лично

Ответов: 2

История 12.06.2019 10:18 11 Панченко Валерия

Игорь рюрикович биография где как в каком году родился,на ком был женат и общая биография

Ответов: 1

История 01.04.2018 04:57 136 Гагарин Васик

Краткая биография нестора махно

Ответов: 1

История 02.04.2018 21:51 6 Лежепекова Варвара

Краткая биография Петра 1-доклад.

Ответов: 1

История 03.04.2018 16:13 7 Мурлин Даниил

Краткая биография Князя Святослава

Ответов: 1

История 07.04.2018 08:12 15 Тарасевич Виктория

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ФИЛИППА 2 МАКЕДОНСКОГО

Ответов: 2

Биография

Родился 14 (27) декабря 1831 году в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан]мини|250пкс
Согласно ревизским сказкам XIX века, отец — Камалетдин Искужин (1805 г. р.), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г. р.), оба являются башкирами-вотчинниками Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда. По мнению казахских исследователей, отцом Акмуллы является казах Мухаммедьяр.[нет в источнике][нет в источнике]Риза Фахретдин пишет, что отец Акмуллы был башкиром, а мать из «казанцев».

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. В его становлении как мыслителя большую роль сыграла дружба с мусульманским религиозным деятелем З. Х. Расулевым. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать. Согласно X ревизии 1859 года, Мифтахетдин в 28 лет ещё жил в семье отца.

Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды мусульманских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом.

Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая Батуча Исянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии и на четыре года (1867—1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и другие.

В 1871г. Акмулла  пишет прошение  на  имя Оренбургского  генерал-губернатора Н.А.Крыжановского,  посетившего    город   Троицк.  Под  залог в  2    тысячи рублей,  который  внесли друзья  и  почитатели его  таланта,  он был  временно освобожден из заключения.

Большую роль в его окончательном помиловании сыграл казахский султан, сын хана Букеевской Орды Джангера, генерал Губайдулла Чингисхан, который 1872 году приехал из Петербурга в Оренбург по служебным делам. Акмулла, живший  в то  время  недалеко от  Оренбурга,  обратился к  ему  с поэтическим посланием, в котором просил о помощи. По  ходатайству высокопоставленного

Мифтахетдин  Акмулла переехал  в  Петропавловск и  некоторое  время учительствовал  в медресе  города    Петропавловска  , затем  его  можно   было видеть  в  Кустанайском, Троицком,  Кокчетавском,  Акмолинском уездах Казахстана, в Троицке, в башкирских  аулах Зауралья.

В сентябре 1884 года Акмулла посетил Уфу, где в честь него муфтий Мухамедьяр Султанов дал торжественный обед, на котором присутствовали многие знатные и ученые люди. Во время обеда состоялось поэтическое состязание — айтыш — между Акмуллой и башкирским поэтом Мухаметсалимом Уметбаевым.

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 8 (21) октября 1895 год по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Творчество

Акмулла одним из первых в татарской поэзии XIX века сумел синтезировать достижения философской мысли Востока и Запада, создать гармоничный сплав фольклора и традиционных жанров восточной поэзии.

Его творчество отличается глубиной содержания и образностью мысли, точностью и афористичностью языка в сочетании с виртуозной легкостью стиля, органическим переплетением философских и публицистических начал, тонким лиризмом, атакже сатирой, умением в доступной форме преподнести читателю сложные для восприятия суждения.

В своем творчестве Акмулла выразил сокровенные чаяния простого народа, отстаивал идеи духовного раскрепощения человека и необходимости светского образования. Образ поэта-борца за справедливость, за просвещение народа наиболее зримо предстает в его тюремном цикле: он осуждает гнет и произвол, царящие вокруг, но верит в силу разума, торжество добра.

Акмулла высоко ценил труды Ш.Марджани, светлой памяти которого посвятил марсия (1892 г., Казань), единственное произведение Акмуллы, опубликованное при его жизни. В нем, воспевая Казань как средоточие татарской культуры и Марджани как духовного наставника, Акмулла подчеркивает свою принадлежность к татарскому народу. Резко критикуя некоторых служителей культа, противопоставляет им образы как самого пророка Мухаммада и великих мусульманских ученых, так и своих современников – Ш.Марджани, Р.Фахретдина.

Сюжеты и темы для творчества Акмулла черпал из самой жизни, выражая мысли и чаяния реальной личности второй половины XIX века. Созвучность стихов Акмуллы с поэзией новой эпохи вызывала к ним огромный интерес.

После кончины Акмуллы в Казани вышли 2 его поэтических сборника (1904 г., 1907 г.).

Большая часть его произведений написана в традиции тюркских акынов (песенным речитативом) и легко запоминается.

Акмулла писал на своеобразном смешанном, татарско-казахском языке с некоторыми элементами разговорной речи башкир; отдельно его стихи созданы на традиционном старотатарском литературном языке и понятны широкому кругу татарских читателей без адаптации и переработок.

Литература

1. Акмулла. Шигыр?ар / то?., ацлатмалар Ьэм баш hy? авторы Эхэт Вилданов; яуаплы ред. Гайса Хосэйе-нов. — Офо: Башкортостан китап нэшриэте, 1981.
2. Бартолъд В.В. Зайнулла Расулев // Мусульманский мир. — Пг., 1917. — Вып. 1.
3. Башкортостан: Краткая энциклопедия / гл. ред. Р.З. Шакур. — Уфа, 1996.
4. Климович Л.И. Ислам в царской России. — М., 1936.
5. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. — Уфа: Китап, 2007.
6. Шакур Р. Звезда поэзии: Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. — Уфа: Китап, 2006.
5 Перевод Г. Шафикова.
6 Подстрочный перевод Р. Шакурова.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ И НАСТАВНИК БАШКИРСКОГО НАРОДА (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы)

14 декабря 2011 г. исполняется 180 лет со дня рождения великого башкирского поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы. Он оставил уникальное поэтическое наследие, оказавшее значительное влияние на литературу целого ряда других тюркоязычных народов, в т.ч. казахов, татар, каракалпаков и др. Его творчество составляет национальную гордость башкирского народа, входит в сокровищницу мировой художественной культуры.

Kashit Z. Shakurov

GREAT РОЕТ, ENLIGHTENER AND MENTOR OF THE BASHKIR NATION (to Miftakhetdin Akmulla&s 180th Birth Anniversary)

December 14th, 2011 is the 180th birth anniversary of Miftakhetdin Akmulla, a great Bashkir poet and enlightener. He had left a unique poetic heritage after himself that had a considerable influence on the literature of a large number of the Turkic-speaking peoples, including the Kazakhs, Tatars, Karakalpaks. Miftakhetdin Akmulla&s creative works are considered to be a source of national pride for the Bashkirs as well as a part of the world culture.

К сведению читателей

Вышла книга:

Кунафин Г.С. Башкирская поэзия XIX — начала ХХ веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 480 с.

В работе раскрываются генезис и динамика исторического функционирования жанров башкирской литературной песенной, манифестационно-публицистической и нарративной поэзии XIX — начала ХХ вв. как звеньев общего процесса литературного развития

Освещается роль национальных, восточных и западных фольклорных и литературных традиций в их становлении, большое внимание уделяется вопросам жанровой классификации поэзии данного периода, поэтики литературной песенной, манифестацион-но-публицистической и нарративной лирики

Книга предназначена студентам, аспирантам, докторантам филологического и других гуманитарных факультетов, литературоведам, преподавателям вузов, ссузов и средних школ и тем, кто интересуется башкирской литературой и культурой.

Память

Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе

  • В 1911—1916 гг. выходит сатирический журнал для мусульман «Акмулла».
  • На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы.
  • В 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства.
  • Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет.
  • 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Мифтахетдину Акмулле в одноимённом сквере на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции.
  • В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района — «Аҡмулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»).
  • Выпускается еженедельное литературно-юмористическое приложение «Акмулла» к республиканской газете «Башкортостан».
  • В честь поэта названа улица в Альметьевске (Татарстан).

События биографии

  • В 25 лет (1856-57 год) обуреваемый жаждой перемены мест молодой человек начал путешествовать. Переходя из одного поселения в другое, он ремесленничал, например, занимался столярным делом, или чаще обучал детей чтению, письму и простым наукам. Инструменты, а также книги и свои рукописи молодой мужчина всегда возил с собой в тайниках своей телеги.
  • В 1859 году по ревизским сказкам (переписи проведенной в этот период) 28-летний Мифтахетдин всё ещё жил в отцовской семье. Однако, именно в эти годы мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири, села и аулы северного Казахстана. Аумулла принимал участие и прославился в айтышах (соревнованиях сэсэнов (по-башкирски — cәсән: певец-импровизатор, народный сказитель у башкир) и акынов (практически тоже самое, но у казахов). Распространял идеи просвещения: поддерживал тягу людей к знаниям, прославлял справедливость и гуманизм.
  • В 1867 году по доносу (не лишенному оснований) казахского бая (состоятельного, зажиточного человека) Батуча Исянгильдина поэта осудили за уклонение от призыва в царскую армию, и он провёл 4 года в тюрьме города Троицка. В заключении Акмулла написал множество произведений, одним из известных является — «Мәҡамым минең — зиндан» («Место мое — в зиндане»).
  • В 1871 году Мифтахетдин обращается с просьбой о помиловании к Н.А. Крыжановскому генерал-губернатору Оренбуржья и его выпускают после уплаты залога, собранного поклонниками и друзьями.
  • В 1872 году поэт обратился с посланием к высокопоставленному российскому военачальнику генералу, казахскому султану сыну Жангир-Кирей-хана Губайдулле Чингисхану. Он в это время приехал в Оренбург. Освобождённый по его ходатайству поэт уехал в Петропавловск (Казахстанский) и преподавал в медресе. Затем вновь начал путешествовать по Северному Казахстану и поселениям башкир за Уралом.
  • В сентябре 1884 года Мифтахетдин приехал Уфу. Здесь в его честь Мухамедьяр Султанов — пятый муфтий (глава российских мусульман) устроил торжественный обед, с участием знатных и просвещённых мусульман. В ходе застолья прошёл поэтический турнир (айтыш) между Акмуллой и Мухаметсалимом Уметбаевым, башкирским поэтом-просветителем.
  • В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» выпущена небольшой книгой в Казани. Она стала первой и единственной, появившейся при жизни публикацией сочинений просветителя.
  • Ночью 8 (21) октября 1895 года в пути из Троицкa в Златоуст рядом с Миасским медеплавильным заводом у станции Сыростан Самаро-Златоустовской железной дороги Мифтахетдин Акмулла погиб в результате разбойного нападения. Погребение провели на мусульманском кладбище в Миассе.
  • В 1907 году в Казани опубликована на татарском языке книга произведений Мифтахетдина Акмуллы «Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи».
  • В 1931 году было впервые опубликовано одно из самых известных стихотворений поэта «Мои башкиры!» (Минең башҡорттар!) или другое известное его название «Башкиры, всем нам нужно просвещенье!» (Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк). В нём он призвал своих земляков овладевать знаниями.
  • В 1935 году в Алма-Ате вышел «Сборник стихов» на казахском языке.
  • В 1981 году в Уфе Башкнигоиздат опубликовал книгу «Акмулла. Стихи» на башкирском языке. На родине просветителя в деревне Туксанбаево открыли Музей знаменитого земляка.
  • В 2006 году имя поэта-просветителя присвоено Башкирскому педагогическому госуниверситету (БГПУ имени М. Акмуллы).
  • 8 октября 2008 года в столице Башкортостана, рядом со зданиями БГПУ в сквере, тоже носящем его имя, торжественно открыли памятник Мифтахетдину Акмулле.

Мифтахетдин Акмулла на портрете

Примечания

  1. Ныне в Миякинский район Башкортостана.
  2. Ныне в составе Миасского городского округа Челябинской области.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 октября 2018.
  4. Шакуров Р. З.  (недоступная ссылка). www.akmulla.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  5. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий.— Уфа: Китап, 2009. С. 440.
  6. Мұхтар Әуезов энциклопедиясы — Алматы, «Атамұра» баспасы, 2011. ISBN 978-601-282-175-8
  7. » Қазақ әдебиеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алматы: «Аруна Ltd.» ЖШС, 2010.ISBN 9965-26-096-6
  8. Яхин А. Г. Учебник-хрестоматия по татарской литературе
  9.  (недоступная ссылка). www.akmulla.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  10.  (недоступная ссылка). kitap.net.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  11. Роза Буканова. Выдающиеся мусульманские деятели из башкир ХІХ-ХХ
    вв. — Уфа, 2015.
  12. Гайса Хусаинов.  (рус.) ?. Ватандаш. Ватандаш. Дата обращения: 23 апреля 2021.
  13. Ахметов Р. А. Акмулла // Татарская энциклопедия: В 6 т. Т.1:А-В. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002, С.86.
  14. Данное стихотворение впервые опубликовано в 1931 году. Его авторство Акмулле приписывает башкирский просветитель Закир Шакиров. См.:Л. З. Шакирова. Диалектологические экспедиции З. Ш. Шакирова. Опубликовано в сборнике: Актуальные проблемы диалектологии народов России
  15. . kp.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.

Детство и юность

Мифтахетди́н Камалетдинович Камалетди́нов (на башкирском – Мифтахетдин Камалетдин улы Камалетдинов) получивший почетное прозвище Акмулла (на казахском Ақмолла). Это второе имя было дано ему в казахских степях, оно означает белый, светлый, хороший мулла.

Он появился на свет в 1831 году 14 (по современному летоисчислению 27) декабря в ауле (деревне) Туксанбаево тогда входившем в уезд Белебеевский Оренбуржья, сейчас это Миякинский район в Башкортостане. Отец мальчика был сельским муллой, звали его Камалетдин Ишкузя улы, он башкир из племени Мин. Дед его был мухтасибом, то есть человеком, следящим за выполнением норм шариата. Мать звали Бибиуммугульсум Салимьян кызы, по данным историка и богослова Ризы Фахретдина была из «казанцев». Она рано умерла и мальчик рос в большой семье с нелюбящей его мачехой и 16 детьми.

Начальное обучение Мифтахетдин прошёл в родном ауле, учился также в медресе соседних селений Менеузтамак и Анясево, был шакирдом (студентом) медресе в селе Стерлибашево, где учился у известного поэта Шамсетдина Заки, приверженца суфизма, аскетическо-мистического направления в исламе. Возможно именно он повлиял на юношу и тот захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

Биография

Родился 14 (27) декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанба́ево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).

Отец — Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин.

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.

Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.

После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.

С Миассом связано и имя поэта (сэсэна) Мифтахетдина Акмуллы. Оказывается, он взял себе в жены девушку Сагиру из соседней деревни Сулейманово и, неугомонный скиталец, возил ее с собой. Сагира устала от дорог, и когда однажды судьба снова привела ее в родную деревню, она сказала Мифтахетдину: прости, мол, дорогой, но я остаюсь дома. Акмула ее понял и простил. При мулле он трижды промолвил «талак», что означает «отрекаюсь, отпускаю», и так они развелись.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и др.

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1831 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: