Модель Натали Роупер
Натали Роупер предложила свою сестринскую модель в 1976 году. Чуть позднее, в 80-х годах XX столетия модель была дополнена В. Логан и А. Тайэрни
Согласно авторам, медицинская сестра должна сосредоточить внимание на 12-ти видах проявления жизнедеятельности — биологических, а также социальных и культурных
Первоначально Н.Роупер предлагала 16, но ее коллеги сократили список до 12 видов повседневной деятельности, основанных на потребностях человека:
- Дыхание
- Питье и питание
- Выделение продуктов жизнедеятельности
- Сон
- Регуляция температуры тела
- Содержание в чистоте тела и одежды
- Двигательная активность
- Общение
- Сексуальность
- Безопасная окружающая среда
- Работа и досуг, развлечения
- Умирание
Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент — объект сестринской деятельности. В зависимости от того, в каком из 12-ти видов деятельности у человека возникают проблемы, медсестра помогает ему с их решением. |
Источник проблем пациента | 5 факторов, которые могут определить потребность в сестринском уходе:
Данные факторы могут стать причиной зависимости пациента от сестринского ухода. |
Направленность помощи | Непрерывная взаимодополняющая работа с пациентом над решением его проблем:
|
Цель ухода | Первичная оценка состояния пациента, совместное с пациентом определение целей для решения его проблем |
Способы помощи | Выбираются медсестрой после обсуждения с пациентом в зависимости от степени нарушения удовлетворения его потребностей |
Роль медсестры |
|
Оценка результатов | Если удовлетворена нарушенная потребность — цель достигнута. Все потребности легко пронаблюдать и отследить эффективность сестринского ухода.
Если желаемого результата достичь не удалось — медсестра и пациент пересматривают неэффективно составленный план и разрабатывают другой подход к решению проблем. |
Модель Калисты Рой
Адаптационная модель сестринского дела Калисты Рой, предложенная в 1976 году, основывается на результатах исследования в области физиологии и психологии. К.Рой предложила теорию стресса и адаптации.
Согласно автору модели, для человека существует некоторый диапазон физиологических и психологических состояний, в котором есть возможность справляться с переживаниями. И у каждого человека — свой диапазон. Однако на его «размер», по мнению К.Рой, влияют некоторые из факторов (раздражителей).
Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность
- очаговые — те, что окружают человека
- ситуационные — возникающие при оказании сестринской помощи и влияющие на очаговые
- остаточные — возникающие в результате переживания жизненного опыта, верований, ситуации при взаимоотношениях людей
Комбинация нескольких факторов-раздражителей влияет на величину диапазона и уровень адаптации.
Способы адаптации в модели К.Рой
- Физиологический. Индивидуальная способность справляться с изменениями факторов внешней среды (температура воздуха, атмосферные явления) и возможностью потребления пищи, жидкости, воздуха. Зависит от возможностей конкретного человека.
- Я-концепция. Желание человека понимать и принимать собственный физический и психологический образ. Данный способ эффективен при необходимости в изменяющих человека операциях — стомировании, эктомиях, ампутациях, т.к. помогает пациенту принять новое телесное и психологическое «Я».
- Роль-функция. Смена роли активного в социуме человека на пассивного пациента с заболеванием или травмой.
- Взаимозависимость. Стремление человека к достижению баланса в любых отношениях. Из-за зависимого положения пациента от сестринского персонала в связи с болезнью или травмой способности адаптации ограничиваются. У пациента возникает чувство одиночества, давления, фамильярного и презрительного отношения к его личности.
Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе
Основные положения модели
Пациент рассматривается в плане изменения поведения в четырех способах адаптации
Медицинской сестре необходимо выяснить, какими раздражителями вызваны нарушения адаптации
Источник проблем пациента
Недостаток или избыток возможностей и средств для использования какого-то из способов адаптации
Направленность помощи
Установление способов адаптации, эффективных для пациента.
Определение степени влияния раздражителей на поведение пациента
Цель ухода
Выявление раздражителей, влияющих на поведение пациента
Совместная с пациентом постановка целей, позволяющих адаптироваться в изменяющихся условиях внешней среды
Способы помощи
Изменение раздражителей или перевод их в диапазон комфортной адаптации, расширение границ адаптации пациента.
Медицинская сестра может в мягкой и ненавязчивой форме беседовать с пациентом во время проведения уходовых и манипуляционных процедур, стараясь направить его внимание на контроль адаптации.
Роль медсестры
Помощник пациента в адаптации к раздражителям как во время болезни пациента, так и в его здоровом состоянии
Оценка результатов
Прогресс в любом из способов адаптации
Модель Доротеи Орем
Модель сестринского дела, основанная на теории дефицита самоухода пациента была предложена Доротеей Орем в 1971 году. Автор модели рассматривает пациента как личность, ответственную за состояние своего здоровья. Сестринские вмешательства по данной модели направлены на профилактику заболеваний и травматизации пациента
Большое внимание уделяется обучению пациента и его близких приемам ухода
Д.Орем выделяет 3 группы потребностей пациента в самоуходе:.
1. Универсальные:
- потребление воздуха, жидкости, пищи в достаточном количестве
- возможность выделения и потребностей, связанных с этим процессом — в полном объеме
- достаточный баланс активных процессов и отдыха, а также общения и пребывания в одиночестве
- предотвращение опасных ситуаций для жизни, состояния здоровья, нормальной жизнедеятельности, самочувствия
- желание гармоничного существования в социальной группе в соответствии с собственными возможностями
2. Связанные с этапами развития:
в соответствии с возрастом у пациентов, поддающихся обучению
3. Связанные с нарушенным здоровьем (изменения):
- в анатомии (травмы, отечность, ампутации и т.п.)
- физиологии и функции органов и систем (контрактуры, гипергидроз, одышка и т.п.)
- в поведении и привычном образе жизни (апатия, перемены настроения, нарушения сна и т.п.)
Основная цель медицинской сестры — прийти к развитию у пациента возможных для него навыков самоухода. Если на начальном этапе медицинская сестра выполняет компенсирующую роль в уходе, то в процессе сестринских вмешательств следует достичь, по крайней мере, частично компенсирующей роли медсестры. Такой результат считается положительным.
Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе
Основные положения модели
Пациент рассматривается как гармонично развитая личность с нарушенным здоровьем и стремлением к самостоятельному уходу
Источник проблем пациента
Потребность пациента в посторонней помощи в связи с невозможностью к самостоятельному уходу
Направленность помощи
Выявление причин дефицита самоухода (отсутствие знаний, навыков, понимания важности самоухода).
Медсестра определяет уровень требований пациента к самоуходу, оценивает возможности пациента к удовлетворению этих требований и возможность безопасного осуществления самоухода пациентом, а также оценивает вероятность восстановления способностей пациента к самоуходу в будущем
Цель ухода
Выявление возможностей пациента к самоуходу, обсуждение с ним безопасных условий для развития необходимых навыков самоухода
Способы помощи
Выполнение действий за пациента
Руководство и направление действий пациента
Оказание пациенту физической поддержки
Оказание пациенту психологической поддержки
Создание благоприятной среды для самостоятельного ухода пациента за собой
Обучение приемам ухода близких пациента
Со стороны пациента крайне желательно стремление к самоуходу и готовность получения сестринской помощи
Роль медсестры
Помощник в осуществлении ухода за пациентом
Обучающий наставник пациента в обретении навыков самоухода
Помощник пациента в сохранении здоровья, поддеррживающий в стремлении справиться с последствиями болезни или травмы
Оценка результатов
Прогресс в осуществлении самоухода, обретение навыков самоухода, привычка пациента к самоуходу
Термин «модель» и модель сестринского дела
Само слово «модель» буквально означает «образец, прообраз, аналог» (французское modèle от латинского modulus). Модель — это система, изучение и подражание которой позволяет делать что-либо по определенному образцу. Модель сестринского дела (СД) — это система практической деятельности медицинской сестры, конкретное руководство для сестринской практики. Суть заключается в построении взаимодействия медицинской сестры с пациентом.
Существует несколько концептуальных моделей СД. «Концептуальные» они потому, что их содержание зависит от различных концепций и понятий: от экономических и политических условий страны, уровня здравоохранения, религиозной направленности, моральных ценностей, а также от мировоззрения и принципов людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Развитию моделей сестринского дела способствовали достижения в области физиологии, психологии, философии, социологии. Всего существует более 30 моделей СД. Их авторы со своей точки зрения рассматривают определяющие понятия любой модели СД.
Структура модели сестринского дела
- Пациент как объект практической деятельности медицинской сестры.
- Источник (источники) проблем пациента
- Направленность сестринской помощи (фокус вмешательства медсестры)
- Цель сестринского ухода, ожидаемый результат
- Способы сестринского вмешательства (сестринской помощи)
- Роль медицинской сестры
- Оценка результатов ухода и качества сестринской помощи
Каждая из концептуальных моделей рассматривает следующие аспекты сестринской деятельности:
- Пациент
- Сестринское дело
- Окружающая среда
- Здоровье
На сегодняшний день не существует ни единой модели СД, ни единого мнения по поводу использования той или иной модели. Мы рассмотрим наиболее известные и популярные.